Реферат по предмету "Криминология"


Мотивация преступного поведения. Криминальная субкультура

Тобольский факультет заочного обучения Тюменского юридического института МВД России КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по: Криминологии тема: Мотивация преступного поведения Вариант № 8 Выполнил: слушатель Чупахин Владимир Николаевич, 2 группа 1 курс. Служебный адрес: 6629850 ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул.

Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68 Зачетная книжка № 1599. г. Тобольск 2000 год. План работы: 1.Понятие мотивации преступного поведения. 2.Виды мотивов преступного поведения и их классификация. 3.Криминальная субкультура и её содержание. 1. Понятие мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую

привлекательную женщину) Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта. Осуществление деятельности контролируется путем сравнения

достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения

внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями

к различным сторонам действительности. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения. Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия,

ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок 1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы) 2.Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона) 3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности) 4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя

в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план) 5.Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания. Желания – мотивационное состояние, при котором потребности

соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту,

потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями. Так, в преступлении мотив является субъективной стороной преступления и подлежит выявлению, доказыванию для определения степени общественной опасности деяния, общественной опасности личности преступника,

квалификации преступления, признания лица особо опасным рецидивистом, для назначения вида и размера наказания, определения режима содержания в местах лишения свободы. Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно-опасное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Итак, мотивация именно преступного поведения, в целом, не отличается от мотивации поведения в общем.

Оно продиктовано теми же установками интересами, желаниями, стремлениями и влечениями. Примеров может быть масса. Единственное отличие поведений состоит в реализации мотивов. 2.Виды мотивов преступного поведения. Их классификация. В юридической литературе встречаются попытки классификации мотивов. Однако эти попытки не охватывают всего многообразия суждений человека по поводу того, почему ему следует

совершить данное действие. Здесь возможна лишь самая общая, грубая дифференцировка, например подразделение мотивов на политические, гражданские, нравственные, а среди нравственных выделение мотивов низменных и высоконравственных. 3. Криминальная субкультура и её содержание Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах является криминальная субкультура. Для её обозначения применяются также другие термины, такие как: «вторая жизнь»; «социально-негативные

групповые явления»; асоциальная субкультура». Считается, что в начале криминальная субкультура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подростков. Которые, кстати и составляют позднее основную массу осужденных «первоходков». Криминальная субкультура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает

внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество – лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни. Криминальная субкультура, как и любая другая культура по сути своей носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную, взламывая её, девальвируя её ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык.

Взять наш «великий и могучий руксский язык». На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества. Особо важно подчеркнуть, что эта криминализация в первую очередь затрагивает подрастающее поколение, как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую

по своим возрастным особенностям к языковым инновациям. Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его другим. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства преступности. Первый – персонализированный, когда преступник рецидивист из числа взрослых и опытных берет «шефство»

или «наставничество» над конкретным индивидуумом. Второй механизм через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм - через криминальную группу, которую укрепляют криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному её существованию. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами («дорогами»,

«трассами»), постольку это и способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте её распространения. Можно еще выделить четвертый путь распространения криминальной субкультуры, когда лидеры преступных группировок специально отбирают талантливых людей и на различных базах готовят из них боевиков, террористов, будущих лидеров преступного мира. Итак, под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих

и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности

населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности. Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами.

Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни внося в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается: Резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры; внутренняя связь с уголовными традициями; скрытность от непосвященных; наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов; попрание прав личности, выражающееся в агрессивном,

жестком и циничном отношении к «чужим» слабы и беззащитным; отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»; нечестность и двуличное отношение к «чужим»; паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними; обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме; неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях; поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности; поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом факторов перечисленных ниже: наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в обществе; сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности; снятие всех моральных ограничений; отсутствие запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную.

В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки различия», «читая» которые,

можно точно определить «кто есть кто». Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются: татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания; клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе; система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное. размещение

человека в пространстве (по спальным местам и так далее). Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (субкультура воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников, теневиков) противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной субкультуры, её влияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных

друг с другом элементов; может получать определённое оформление (её «законы» играют роль в регуляции поведения личности и группы); наконец она может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент так и законопослушных людей. Эмпирические признаки криминальной субкультуры. Для определения сформированности и действенности криминальной субкультуры необходимо наличие следующих критериев:

1.Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию. 1.1.Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне) враждующих между собой группировок и конфликтов между ними. 1.2.Жесткая групповая стратификация с делением людей на «чужих» и «своих», а «своих» на касты. 1.3.Наличие многообразных привилегий для «элиты» и различных табу. 1.4.Распространенность ритуалов «прописки» новичков.

2.Признаки, характеризующие отношение к слабым, «низам» и «отверженным». 2.1.Факт появления «отверженных» («неприкасаемых»). 2.2.Клеймение вещей и предметов которыми должны пользоваться только «неприкасаемые». 2.3.Подверженность «низов» поборам и вымогательству. 2.4.Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложество, «вафлерства», «парафина»,

стирки носков и др. 2.5.Распространенность симуляции болезней и членовредительства среди «низов». 3.Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе. 3.1.Групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения 3.2.Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество (для подростков) 3.3.Уклонение «авторитетов» от работ 3.4.Отказ от работы в официальном активе или двурушничество. 3.5.Проявление актов вандализма.

4.Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени. 4.1.Распространенность азартных игр 4.2.Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок. 4.3.Групповое употребление токсичных и наркотических веществ, распространенность чифироварения. 5.Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи. 5.1.Распространенность кличек как средства стигматизации.

5.2.Распространенность татуировок как знаковой системы общения, опознания «своих» и стигматизации. 5.3.Распространенность уголовного жаргона и других способов общения, принятых в уголовной среде. Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения

конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты» ,предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и тому подобное) предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и тому подобное). Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение

преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях – чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и так далее; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения

экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры. Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Однако этические воззрения уголовного мира неоднородны. В них проявляется ряд как бы противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы: возврат к классическим «воровским традициям» (тенденции традиционализма); к «законам нэпманских воров»; обновление воровских «законов» в связи с изменениями в обществе (тенденции модернизма); ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»); копирование

норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации). Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций. Функции криминальной субкультуры.

Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы: 1.Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»); 2.поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);

3.пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла); 4.опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон); 5.поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»); 6.коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»); 7.сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложество

как способы снижения статуса неугодным лицам и др.); 8.материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.); 9.досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений); 10.функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство,

членовредительство – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности. Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной степени является условной, носящий рабочий характер, но за неимением лучшего, она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого изучения. Использованная литература 1.В.Ф. Пирожков. «Криминальная психология» Изд. Ось-89

М.1998г. 2.М.И. Еникеев. «Основы общей и юридической психологии» Изд. Юристъ М. 1992 3.Л. Балабанова «Судебная патопсихология» Изд. Сталкер Киев 1997 4.Ю.М. Антонян, С.В. Бородин «Перступное поведение и психические аномалии» Изд. Спарк М.1998 5.Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология» Изд. «Право и закон – Юнифир» М 1991. 6.В.М. Розин «Психология для юристов»

Изд. «ФОРУМ» М 1993.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
Реферат Преступления против собственности 2 Понятие общая
Реферат Научная теория
Реферат Поетична та пісенна творчість України на шляху становлення державності і незалежності
Реферат Основи деонтологічної поведінки медичної сестри
Реферат Устройство человеческой памяти
Реферат Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка
Реферат История государства и права Швеции в период с XIX в по нач XX в
Реферат Исследование режимов работы источника, приемника и линии электропередачи постоянного тока
Реферат Отечественные психологи о психологической структуре личности
Реферат Suprise Attack Tet Offensive Essay Research Paper
Реферат Особенности современной ситуации в психологии по мотивам ЛС Выготского
Реферат Історія профілактичного щеплення людей проти сказу
Реферат Назначение и основные функции электронных таблиц
Реферат Отрасли фундаментальной и прикладной психологии