Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
БашкирскийГосударственный Педагогический университет
Кафедрапсихологии
Реферат натему: Особенности психологического развития детей в семьях, отягощенныхалкогольной зависимостью
Выполнил:
Студент 43группы
Валиев Р.Р.
Проверил:
Преподавателькафедры психологии
Нестерова И.Н.
Уфа-2006
План:
Введение
Основная часть:
1. Дефекты воспитания детей состороны родителей:
1.1 Недостойное обращение с детьми
1.2 Притеснение детей
1.3 Пренебрежение
2. Особенности психо-эмоциональногоформирования личности ребенка
3. Типовые признаки для определенияребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе
4. Особенности формированияличностных качеств
Заключение
Библиография
Введение
Давно известно, чтозлоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей непроходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствияпьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогутвыполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество вбудущем.
«Здоровым может считатьсячеловек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен кокружающей его физической и социальной среде, который полностью реализует своифизические и умственные способности, правильно реагирует на измененияокружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит посильный,соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества». Здоровьеподрастающего поколения, следовательно, имеет особую значимость для каждогообщества, и уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей – задачагосударственной важности. Основу воспитания дети получают в семье. Семьяформирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которуюпосещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному – семейномувоспитанию.
Для освещения болееполной картины здоровья членов семьи алкоголика в данной работе я рассмотреланекоторые причины употребления алкоголя, особенности женского алкоголизма,здоровье детей и взрослых членов семьи. Также я считаю необходимым, в данномконтексте, рассмотреть последствия воспитания в семье алкоголика для ребёнка.
Здоровье взрослых членовсемьи (психическое и физическое) отражается непосредственно как на развитиидетей, так и на дальнейшем течении алкоголизма.
Проблема семейногоалкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь отзлоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие всостоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все этоприводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организмаребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Крометого, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается стяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Неблагоприятное влияниеалкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическомуровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальныхвлияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходитотносительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальнойдезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения удетей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняютформирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.
В свою очередь,социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющимличные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойкихпсихопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особуюважность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. Ксожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностяхвоспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляетсянеобходимым более детальное изучение характерных нарушений психического иличностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использованияполученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания такихдетей.
Основнаячасть
1. Дефектывоспитания детей со стороны родителей
1.1Недостойное обращение с детьми
Под недостойнымобращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснениедетей выражается в намеренном нанесении им телесных повреждений и оскорблений,сексуальных злоупотреблениях и/или нанесении им эмоциональных травм. Детеймогут подвергать жестокому физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками,бросать на пол, бить головой о стену, что приводит к появлению переломов,кровотечений, гематом. Нанесение эмоциональной травмы происходит в результатепостоянной ругани, криков, оскорблений, использования в отношении ребёнканепристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодных сравнений с другимибратьями и сёстрами или постоянного игнорирования. Пренебрежение означаетнеспособность обеспечить ребёнку хотя бы самый минимальный уход: предоставитьнеобходимое для поддержания жизни питание, одежду, жильё и медицинскоеобслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальныеи интеллектуальные потребности.
1.2Притеснение детей
Родители, применяющиепротив своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на нихкак эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокогообращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленнаяна ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны.В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность,затаённая враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любитьдругих. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с большойстепенью вероятности в своё время применят насилие по отношению к родителям.
1.3 Пренебрежение
Пренебрежение являетсянаиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Ономожет принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимаетсянеспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету,соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь,достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены.Эмоциональное пренебрежение – это недостаточное внимание, отсутствие любви,заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности ребёнка в одобренииего действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежениеможет проявляться в дозволении детям систематически без причины пропускатьзанятия, в неспособности обеспечить их учёбу и предоставить условия длявыполнения домашних заданий, в отсутствии необходимых материалов, стимулирующихих интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себянедостаточное внимание к социальной активности ребёнка, к кругу его общения итоварищам по играм, нежелание занять ребёнка полезными видами деятельности илинеспособность приучить ребёнка к жизни в обществе других людей. Под терминомморальное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность податьребёнку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.
2.Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
Влияние алкоголизма на семьюв целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов,необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил,ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-хнаправлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотическойситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут братьна себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в такомслучае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости илисочувствия. Границы каждого члена семьи размыты или слишком регидны. Впоследнем случае члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено.
Алкоголь, даже еслиоставить в стороне медицинские аспекты, вызывает массу проблем. Основная долявсех случаев насилия, вандализма, нанесения телесных повреждений в семьесвязана с пьянством.
Можно отметить, чтокаких-то универсальных правил поведения в семьях злоупотребляющих алкоголем несуществует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Всезависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-тофилософии домашнего воспитания. Подчас ребенок получает взбучку за то, чтонедавно разрешалось делать, и, может быть, считалось похвальным. Отношениямежду взрослыми и детьми также носят весьма неопределенный характер. То онимогут быть непринужденными и открытыми, так что ребенок чувствует себя оченьхорошо в семье, с ним играют, его балуют. То с ребенком начинают говоритьменторским тоном, и тогда превалирует авторитарный стиль общения.
Жизнь в семье,злоупотребляющей алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто невыполняются. Сказанное ранее отрицается, ребенка могут обвинить в том, что онврет, если делает попытку напомнить об обещанном. Если отец что-то обещает изатем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенкамогут зародиться сомнения в своей памяти. У детей развивается недоверие, врезультате чего, они никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда,страха, вины, неловкости и зависти к «нормальным» сверстникам.Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развитияэмоциональных проблем.
Часто родители не могутсойтись во мнениях относительно какого-либо решения, сделанного или сказанного.Ссоры, сопутствующие расхождению во мнениях, делают ситуацию еще хуже. Ребенокдумает, что он является причиной ссоры и боится последствий, которые могутзаключаться в том, что кто-то будет оскорблен физически или на словах, или чтоеще хуже, родители могут разойтись. Все это вызывает чувство неуверенности истраха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешения. Столь жетягостным как гнев может быть родительское безразличие. Успехи ребенка могутвосприниматься как нечто само собой разумеющееся, его попытки вызвать на этомосновании родительское внимание и ласку отвергаются. Подобное поведениеродителей в данной ситуации воспринимается ребенком как крайне негативное.Кроме того, деформируется самооценка. Если о тебе не заботятся и не ценят, топоневоле закрадывается сомнение, а существуешь ли ты на самом деле? В этомслучае, пожалуй, основным способом заставить родителей обратить на себявнимание становится плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев,который, во всяком случае, означает хоть какое- то внимание. Это лучше, чемничего.
Эмоциональная неразвитость,присущая человеку, злоупотребляющему алкоголем, может причинить непоправимыйвред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущегоспиртным отца и выслушивать разглагольствования о том, как сильно он любитсвоего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему не доверяют.Часто настроение родителей подобно маятнику колеблется от выражения жалости ксамому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Ребенок,по-видимому, чувствует, что каким-то непостижимым образом сцена эта можетзакончиться тем, что гнев отца обратится против него самого. Поэтому ребенок неотваживается уйти из-за боязни наказания, вынужден переживать состояние испуга,«нечистой совести» по поводу своего неприятия отца и его поведения. Потребностьзахмелевшего взрослого в нежности и близости с ребенком не всегда оказывается владах с рассудком. Ласка может перерасти в сексуальное заигрывание, тем более,что допустимая грань общения в алкогольных парах видится совсем по-иному. ЛарсСэдерлинг отмечает, что в действительности, можно говорить о наличии несколькихступеней на пути к инцесту, как наиболее болезненному проявлению эмоциональнойнедифференцированности присущей человеку, злоупотребляющему алкоголем. Вовсяком случае принято считать, что в 50 случаев инцест происходит по изложеннойвыше схеме.
Психика ребенка,естественно, в подобной ситуации оказывается надломленной, он испытываетчувство стыда и вины. Изнасилованию могут подвергнуться и друзья ребенка,оказавшиеся у него дома. Они также могут стать объектом неприличных шуток илидругих неприятных для них действий. Или же родитель может выставить себя напосмешище в глазах детей, если ведет себя глупо и недостойно. Ребенокпостепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у нихдома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобныевстречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей подворотне.
Реакция родителей,злоупотребляющих алкоголем, на те или иные поступки или высказывания детейотличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостьюи непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения.Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, акакие — осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, невырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступкидрузей, учителей и иных воспитателей.
Отрицательный примеротца-алкоголика, часто неработающего грубого и несдержанного, пагубноотражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся такихродителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное «потаенноегоре» бесследно не проходящее для здоровья.
Результаты исследованийпоказывают, что злоупотребление родителей спиртными напитками, ведет к развитиюневрозов у детей. Неврозы у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем,проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов из-за которых ночной сончасто прерывается. Замечено, что расстройство сна — это реакция на частыесемейные скандалы. Неврозы у детей могут проявляться и в виде нервныхподергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса. Известно, чтозаикание может возникнуть у ребенка после тяжелых сцен (ссоры, драки, и пр.)между родителями. После сильного испуга у детей из таких семей наблюдалсяэнурез. Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся стремятся скрыть отсверстников, в особенности, когда их недомогание обнаруживается в детскомколлективе, который они посещают или куда временно попали. Все это глубокотравмирует психику ребенка.
Дети, злоупотребляющихалкоголем родителей вынуждены приспосабливаться к условиям постоянногоэмоционального стресса и тем чувствам, которые он испытывает в данныхситуациях. Путями такой адаптации служат:
1. Имитирование моделиповедения взрослых (на пример в выражении чувств и т.д.);
2. Приятие определённыхролей, для привлечения необходимого внимания со стороны взрослых (герой семьи,козёл отпущения и т.д.);
Поведенческие реакции, ккоторым прибегает ребёнок дома, распространяются и на все другие сферы егожизнедеятельности, что приводит к проблемам в общении с окружающими его людьми.Обычно такие типы реакции носят девиантный характер, причём степень выражениядевиации зависит от возраста, черт характера и т.д.
Ребенок в семье,злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что обычным путем (т.е. когдаотношение к тебе отца или матери определяется, прежде всего, твоими поступками)невозможно управлять и контролировать отношения с пьющими родителями. Взаменследует выучиться верно истолковывать тревожные признаки, чтобы, по крайнеймере, суметь вовремя скрыться.
Так как дети алкоголиковпривыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться наобещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведениеребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это можетбыть роль юного бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращатьна себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей отсемейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии. В то жевремя в относительной безопасности оказываются братья и сестры, посколькувнимание родителей поглощено в это время проблемой «гадкого утенка». Некоторыедети часто берут на себя функции своего рода экстра-родителей, несущихзначительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую свозрастом. Эти «семейный герои», возможно, ходят в магазин и готовятеду, убирают и стирают и ко всему прочему оплачивают счета в попытках уберечьсемью от развала. Как бы много не напрягались эти дети, они делают это, чтобыпреодолеть неудачи и чувство вины. На удовлетворение собственных потребностейсил и времени не остается. Все силы и внимание отданы заботе о других. Частоэто качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех«других», чтобы о них заботиться, даже в ущерб собственному развитию.Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.
Другой способ для ребенкаиз семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности — этовысмеивать и вышучивать все окружающее, чтобы таким путем снять стрессовыенагрузки. Они все время зациклены на шалостях и все время поясничают с тем,чтобы переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) насмешное. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу, так, что с нимистановится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает окружающим, иребенка перестают воспринимать всерьез, в силу чего они испытывают трудностикак в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.
Часть детей выбираютвариант «исчезновения», стараясь никогда не привлекать к себевнимание. Они тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх ипогрузившись в фантазии, никогда не мешают взрослым и поэтому их оставляют впокое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никакихтребований. Для таких детей высока вероятность заболевания, такого каканарексия (отказ от еды), а девочки со временем рискуют быть изнасилованными. Вданном контексте анарексия может рассматриваться как средство исчезнуть,сделать себя непривлекательным, например, в глазах отца, чтобы избежатьинцеста.
В роли больного ребенококазывается двояким способом: либо на нервной почве, — и тогда заболеваниепроявляется в головной боли, болях в животе, плохом самочувствии, ребенок можетстрадать энурезом, иметь нервный тик, всего бояться и т.д.,- либо это можетбыть обычное заболевание, например, диабет, и тогда внимание всего семействасосредоточиться вокруг больного.
В первом случае симптомызаболевания становятся своего рода защитными функциями, поскольку на так-топросто что-то требовать от больного человека и ссориться с ним. К тому жеребенок в этом случае может претендовать на большее внимание матери илиизбежать опостылевших занятий в школе.
Во втором случае бывает сложнолечить заболевание должным образом, так как его отвлекающая функция валкогольном окружении проявляется тем эффективнее, чем сильнее болеет ребенок.Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает.Здоровые дети, поэтому могут быть еще более неухожены.
Ребенок с заболеванием,либо органически обусловленным, либо функциональным, может неосознанно статьжертвой в попытке сохранить такую семью. Есть примеры того, что ребенкаизображают больным, приписывая ему те или иные симптомы болезни, в то время какв действительности он здоров. Такой ребенок в итоге становится объектомбесконечных выяснений и процедур, пока, наконец, не откроется истинноеположение вещей, которое заключается в том, что на самом деле неотложная помощьтребуется матери и семье в целом. В зависимости от времени продолжения«игры» может наступить некоторое улучшение в семье, злоупотребляющейалкоголем, но плата за такого рода улучшение ложиться тяжким грузом вины наребенка.
Ребенок из семьи,злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебеи отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственногодостоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазахокружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают,либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка можетпоявиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другимилюдьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Онтакже становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, врезультате никто из детей не хочет с ним дружить. Школа все больше становитсяутомительным занятием для такого ребенка, независимо от выбранной им роли.Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всяческиотлынивать от занятий.
Развивающееся с годаминеверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми иподатливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди«избранных» они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуютбыть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и простопреступного характера. Иногда они слишком некритически воспринимают любого, ктовысказывает какое-то понимание или доверие, опять-таки рискуя оказатьсяобманутыми и подвергнуться оскорбления из-за своей зависимости от «доброгодруга».Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимисяповедением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречаяподдержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установитьсвязи в школьном окружении, ребенок оказывается всвоего рода социальномвакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным. Один изродителей целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине,либо оба родителя поглощены своими алкогольными проблемами. Ребенок и егопроблемы просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении. Подобноеположение переживается ребенком, как если бы он оказался сиротой при живыхродителях. Он не просит от окружающих помощи в разрешении действительнойпроблемы, отчасти из-за опасения новых разочарований и наказаний. К тому жетаким детям свойственно оберегать своих родителей, демонстрируя при этом почтине поддающуюся объяснению преданность пьющим папе и маме. Отрицание проблемы — это защитный механизм от травмирующей действительности. И в то же время — этоуступка неписанным законам, запрещающим выносить на публичное обсуждениепроблемы своей семьи. Ребенок, напротив, ищет помощи и внимания по отношению ковсякого рода другим действительным и мнимым проблемам, часто не будучи всостоянии их сформулировать и в них разобраться. Даже если на детей возлагаетсявина за поступки родителей, лишь единицы чувствуют по-настоящему себявиноватыми в пьянстве отца или матери. Однако, несмотря на это многие дети,фактически берут ответственность на себя, лишь бы ослабить семейные проблемы.Это ответственность за родительское поведение, которое они хотят изменить. Нельзярассматривать такую ответственность в качестве благоприятного фактора с точкизрения развития ребенка. Если бы это было так, ответственность должна была бывозрастать по мере роста возможностей для ребенка воздействовать на реальность.Но у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, все обстоит наоборот:ответственность возрастает, а средств воздействовать на реальность у них нет.Из-за необходимости решать проблемы, неподдающиеся их контролю, дети начинаютвоспринимать чувство ответственности как бремя и испытывают бессилие перед решениемкаких бы то ни было жизненных задач.
Если развитие ребенкасовершается в нормальных условиях, у него возрастает чувство ответственности помере того, как он видит последствия своих поступков через взаимодействие с окружающими,видит и принимает к сведению, какое значение эти поступки имеют для другихлюдей. Отношения между взрослым и ребенком становятся более тесными, когда ребенокв состоянии совершенствовать навыки воздействия на реальность, а взрослыйконтролирует уровень этих навыков. Такое взаимодействие позволяет ребенкуразвиваться, опираясь на возможности, существующие внутри его социума. Чтокасается детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, то их поступки ипереживания никогда не встречают адекватной реакции, а рассматриваютсявзрослыми через призму их сиюминутных потребностей и состояний.
Повседневная жизнь детейиз семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно окрашена эмоциональнымстрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования,следует рассматривать как стрессовое. Беспрерывное состояние стресса может иметьопасные последствия для ребенка
По теории Каплана,тяжесть последствии, вызванных такими состояниями зависит от того, насколькочеловек сумел осмыслить и эмоционально переработать происходившее. Если он несумел этого сделать, все его душевные силы будут тратиться на то, чтобыпреодолеть боль непереработанного прошлого.
Тот факт, что родителиотдают предпочтение спиртному, отражается на ребенке хуже, чем сами по себеэпизоды пьянства или количество выпитого. Люди, для которых их пагубная страстьявляется приоритетом, нарушают основополагающие представления о том какимидолжны быть родители, при том, что у детей эти представления есть. Пьянствоведет к сужению родительской ответственности, что непосредственно затрагиваетдетей. Поведение взрослых и детей в семьях, злоупотребляющих алкоголем, рассматриваются и трактуются через призму их представлений о том, какой должнабыть семейная жизнь и что она должна нести человеку.
Если в семьях снормальными непьющими родителями требования последних к своим детямосновываются на твердых жизненных взглядах, и потому имеют постоянный характерпо отношению к тем или иным эмоциональным и поведенческим проявлениям, тотрагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении,словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений.
Таким образом,особенности родительско-детских отношений в семьях злоупотребляющих алкоголем,определяются внутрисемейной ситуацией. Семья, в которой один из родителейзлоупотребляет алкоголем, находится в равной степени изоляции от нормативногосоциума. В семье на определенном этапе появляется серьезное осознание проблемы,доминируют негативные чувства, конфликтные способы взаимодействия. Те эмоции, которыеопределяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватываюти детей. Неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама зависимостьродителя от алкоголя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четкихправил, размытость границ, искажение семейных ролей, а такженеудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями, как с пьющимотцом, так и с созависимой матерью, делает родительско-детские отношениядисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоциональныхсостояний детей.
3. Типовыепризнаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе
Не существуетстопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где естьалкоголики или наркоманы. Наиболее важным аспектом в распознавании детей изсемей алкоголиков/наркоманов является формирование у них определенных моделейповедения, а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее, следующиесимптомы могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно,что это алкоголизм или наркомания:
1) не сдает вовремяконспекты, дневник и так далее;
2) неровная успеваемость;
3) изменения вовнешности;
4) голод — ребенок непозавтракал или не принес с собой завтрак в школу;
5) сознательная изоляция;
6) общая (постоянная)усталость, утомляемость, изможденность, равнодушие;
7) озабоченностьсвоевременным возвращением домой;
8) избегает возвращениядомой;
9) избегает споров иконфликтов;
10) специфическиевопросы, которые задают дети в процессе бесед и занятий по теме«Алкоголизм и наркомания», например:
а) выпить и напиться дляних тоже самое;
б) крайне нежелательноеотношение к алкоголю, наркотикам, к употреблению наркотиков/алкоголя;
в) явная озабоченность ипостоянные вопросы о том, может ли передаться по наследству алкоголизм инаркомания.
Это лишь небольшой списоквозможных симптомов.
4. Особенностиформирования личностных качеств
Личностные особенностидетей из алкогольных семей можно охарактеризовать следующим образом. Эти детизамкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны кэмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность.Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило,ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычныеотношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца такихотношений), следствием чего являются трудности установления адекватныхотношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждатьодобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как онипривыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей.Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе,депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
Самооценка понижена. Детисклонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Однако, какотмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 – 12 лет характерны завышение уровняпритязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах.
Рассмотрим особенностиповедения детей из семей алкоголиков. Для них характерны примитивные,неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитиепроизвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальнойдезадаптации в более старшем возрасте. Для этих детей свойственны чрезмернаяимпульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присущагрубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных исексуальных эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интереск противоположному полу, склонны к ранним сексуальным контактам в непригляднойобстановке. Одной из отличительных особенностей их поведения является такжечастое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения в компании наболее слабых с целью забрать деньги или предметы, представляющие ценность;случаи воровства вещей и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляетсяинтерес к веществам, изменяющим психическое состояние. Большое значение приэтом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти отдействительности.
Нарушения поведения детейпри семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются большойстойкостью и большим разнообразием. Одной из форм нарушения поведения у детейпри семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражаютповедению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу ихобщей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивостиимеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных формимитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциальногоповедения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство,бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков,патологическое сексуальное поведение.
Выраженность и стойкостьнарушения поведения зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды,отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямойзависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервнойсистемы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.
Большую роль в появленииотклонений в развитии личности у таких детей играют конфликтные переживания,возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликтявляется результатом столкновения в сознании ребенка противоположных,аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизмеподобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственноеотношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям удетей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
Конфликтные переживанияприводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего креакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при алкоголизме одного изродителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным поотношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты сосверстниками и взрослыми.
Наряду с активнымиреакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит издома или из школы. Ребенок испытывает страх перед возвращением домой,постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. Уребенка возникают невротические расстройства.
Более резкое проявлениепассивного протеста – попытки самоубийства. В основе этих попыток лежитгиперболизированное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их(что является следствием внутрисемейных конфликтов).
Была выявлена зависимостьстепени искажения психического развития детей от степени развития у материалкоголизма. Г.И. Шурыгин установил, что если дети родились в период появленияу женщины начальных признаков алкоголизма, то грубых нарушений в их развитии необнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали восне, просыпались от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми,проявляли различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них неполучил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью,тяготились чувством собственной неполноценности.
Дети, рожденные послеразвития у матери выраженного алкоголизма, имели резкие нарушения центральнойнервной системы. Они отличались раздражительностью, злобностью, лживостью,иногда бывали агрессивны. Некоторые обнаруживали повышенную плаксивость. Убольшинства детей было выявлено слабоумие.
Приведенные нами данныеубедительно показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушенийповедения и патологии развития характера и личности у детей и подростковродителей, страдающих алкоголизмом.
Заключение
Дефект раннеговоспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, удетей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляюталкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а именно еёвысшего отдела – коры головного мозга, когда формируется сознательная ицеленаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запасазнаний, который им нужен. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиковобуславливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которыерезко ограничивают круг интересов семьи. Их мало волнует развитие личностиподростка, и они не ставят перед собой правильных воспитательных задач, такихкак развитие креативности, любознательности, самостоятельности и независимости.
Узкий круг интересовродителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к ним непозволяют ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт,элементарные знания, необходимые для правильного формирования сознания,умственной деятельности. Недаром считают, что первый год жизни ребёнка – этогод упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральнойнервной системы – коры больших полушарий головного мозга. Отсюда – резкоеотличие таких детей от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживаетсячувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Уних длительно истощается нервная система, а это ведёт к постоянно ощущаемомуутомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие кокружающему. Такие дети никогда не слышат доброго, ласкового слова и становятсялибо замкнутыми и пугливыми, либо, напротив, озлобляются и у них появляютсяагрессивность, мстительность, жестокость, постоянная готовность к обороне идаже ответному наступлению.
Если не говорить ослучаях выраженного, запущенного алкоголизма, когда у больного отчётливоопределяются признаки алкогольной деградации, препятствующие осмысленномуотношению к вопросам воспитания детей, то следует отметить, что недостаткивоспитательных воздействий со стороны родителей-алкоголиков обусловливаются неих непониманием этой проблемы, а теми характерными для алкоголизма изменениямиличности, которые резко ограничивая круг интересов, делают их безразличными квопросам воспитания и будущего детей.
В семьях, где родителизлоупотребляют алкоголем, повышен процент детей как с умственной отсталостью,связанной с недоразвитием центральной нервной системы, так и с недостаточнымуровнем интеллектуального развития в результате «педагогической запущенности».
Последствия подобногохода событий особенно заметно дают о себе знать в школьные годы. Многие авторыотмечают, что показатели школьной успеваемости у детей, родители которыхзлоупотребляют алкоголем, значительно ниже средних показателей. Проведённоенами исследование показывает, что у этих детей плохо развиты мыслительныепроцессы, распределение и переключение внимания. Конечно, в этом определённуюроль играет и то, что дети не имеют нормальных условий для выполнения домашнихзаданий, однако «педагогическая запущенность» продолжает оставаться одним изважнейших факторов, отражающихся как на дальнейшем интеллектуальном развитии,так и на поведении ребёнка.
Библиография
1. Алипов В. И., КорховВ. В. «Алкоголизм и материнство», Л., «Знание», 1988.
2. Борисов Е. В.,Василевская Л. П. «Алкоголь и дети», М., «Медицина», 1981.
3. Висневская Л. Я.,Данилова Е. А. «Пьют родители – страдают дети», М., «Медицина», 1977.
4. Грибанова Г. В.«Дефектология»/ст. «Психологическая диагностика личностного развития детей иподростков при семейном алкоголизме», 1988.
5. Захаров А. И. «Дневныеи ночные страхи у детей», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.
6. Захаров А. И. «Неврозыу детей и психотерапия», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.
7. Киселёв А. С., КоптевБ. А. «Враг ли ты сыну своему?», М., «Советская Россия», 1988.
8. Копыт Н. Я., СкворцоваЕ. С. «Алкоголь и подростки», М., «Медицина», 1984.
9. Лебедев Б. А.,Дунаевский В. В. «Алкоголь и семья», Л., «Медицина», 1986.
10. «Рабочая книгашкольного психолога» под ред. И. В. Дубровиной, М., «Просвещение», 1991.
11. Таболин В. А.,Жданова С. А. и др. «Алкоголь и потомство», М., «Высшая школа», 1988.
12. Чаклин А. В.,Милиевская И. Л. «Сохранить здоровье смолоду», М., «Педагогика», 1987.
13. Ягодинский В. Н. «Овреде никотина и алкоголя», М., «Просвещение», 1986.