СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Специфика профессиональнойпринадлежности
1.2 Специфика профессии «человек — художественный образ»
ГЛАВА. 2
2.1 Характеристика профессий типа«Человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностямспециалиста
2.2 Кризисы профессии типа «человек –художественный образ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
К профессиям типа«человек — художественный образ» (творческие профессии) в широкомсмысле, относятся профессии, связанные с изобразительной деятельностью, смузыкальной деятельностью, с литературно-художественной деятельностью,профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Явления, фактыхудожественного отображения действительности — вот что занимает представителейэтого типа профессий.
Предмет исследования –профессиональный тип «человек — художественный образ». Целью работыявляется: изучение особенностей профессий этого типа (анализ требований,которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию«человек — художественный образ „). Профессиональное становлениезанимает значительную часть жизни человека. От результатов этого процессазависит не только успешность профессионала, но и психологическое благополучиеличности. С точки зрения своевременности и социальной значимости изучениефакторов и особенностей профессионального становления личности являетсяактуальным направлением психологических исследований.
Мирпрофессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по даннымотечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч ихнаименований. Если задаться вопросом: «А с чем же работают представителиразличных профессий?», — и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальныхособенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории Е. А.Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, сознаковой системой, с художественным образом [8].
Традиционно трудпредставителей профессий «человек — художественный образ», а также область ихдеятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (отстарославянского « худог » — искусный), воплотилась оценка особенностеймастерства таких специалистов.
Здесь главный, ведущийпредмет труда — художественный образ, способы его построения. Художественныйобраз — результат мыслительной, познавательно-духовной и практическойдеятельности человека.
Первые проявления иформы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда былиотнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, аколлектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создаваланеобходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танецопределяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например,подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечениемобщества, с трудом.
В процессе развитиячеловечества постепенно произошло отделение и обособление производствахудожественных ценностей от производства материальных. Появились специалистыхудожественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности засчет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделийпромышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идетзакономерный обмен продуктами труда.
Профессии данного типасвязаны: с созданием, проектированием, моделированием художественныхпроизведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведениеми изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик,реставратор, флорист, актер...).
Склонности,предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением;заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография,кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливатьсвоими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.
Профессии этого типапредъявляют высокие требования к таким качествам работника как развитостьфункциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркоговоображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств,специальные способности.
Всюобласть профессий типа «человек — художественный образ» можно подразделить наподтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественногоотображения действительности: профессии, связанные с изобразительнойдеятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии,связанные с литературно-художественной деятельность, профессии, связанные сактерско-сценической деятельностью [7, 9].
ГЛАВА1
1.1 Специфика профессиональной принадлежности
Когдамы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а омысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этойобщности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но изнаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иноедело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствуетсвою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственноорганизация.
Основныепсихологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются,во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся,инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросыкасаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность(мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся вситуации выбора оптанты).
Былобы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийноза счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.
Факторстихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательнонаходятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторойкадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с«засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают болееили менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежныхобластей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессиястановится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явнонежелательных по деловым признакам людей.
Разумеется,в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонахвзаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например,художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стиляхстарых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты этоизделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно иинтересоваться[3]
Длякаждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видовдеятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок.Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностныхособенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, акто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато егоконек – общение [12].
1.2Специфика профессии «человек — художественный образ»
Чтобы говорить опрофессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты,присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.
О представителяхпрофессий типа «человек — художественный образ»:
В профессиях данного типамир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, вкоторой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которуюможно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека формукакого — то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли,стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) этото, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа дляпредставителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и,например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечныххудожественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).
Профессионалы выделяют иудерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили,гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемойвитрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическаяречь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальноеоформление театрального представления, и пр.
Цивилизация, культура,история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественноготолка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцыкрашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие егосовременников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело,славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые неакцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительныхэкскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных,временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деянияантичности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусскойиконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.
Типичные примерыпрофессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея,зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине);цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм,характер создаваемого образа, и т. п.
Представители профессийтипа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенноенастроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, атакже оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик(роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут бытьвосстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера,исчезнувшие к нашему времени.
Для того чтобы задачиобозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работаи над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно — двигательнымисоставляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчассложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создательрисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве.Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это,конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющаядеятельности работников в обсуждаемой области.
Профессионал опираетсяна народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой,обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, таки чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (миракрасок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой исовременной культуры, жизни общества.
Работникуизобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точныйпространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркиеслуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того,чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной ролиестественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себетакую сложную систему, как личность изображаемого героя.
Как правило, требуется нестандартныйум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченноетеми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.
Требуется развитоеэстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», анепосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события,произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционныепринципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура,музыка, драматическое искусство).
Важен художественныйтакт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучшихпредставителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознаниеответственности за формирование духовного облика потребителя художественнойпродукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональномразвитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социальнозначимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионалаэтой сферы.
Часто говорят осамовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активномучеловеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает«гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новыеслова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток вовзаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, чтосамовыражение непременный признак художественного склада психики.
Отличиться можно наразных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большойсамодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, анекоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себядругим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычнойперсоне.
Самовыражение увысокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствиемсамозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувствоподаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждомусвоему действию.
Особенноститворческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоятв том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в которомживут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, аизменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде,уникальное, нестандартное.
Непредубежденность,раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надопутать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способностьотказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкиегоризонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда онтяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливоготруда.
Скажем, художник –живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто техническиетрудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надодумать, как «работает» материал
Особенностисаморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надоуметь подчинять авторские амбиции общим целям.
Например, художник — конструкторпромышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входятспециалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры — конструкторы, и,возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка,настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна.При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (неможешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение,способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческогоработника.
Ктрудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статическиенагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств иопорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки[8].
Однаиз особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная долятрудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Болеетого, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости,непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста можетпродолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артистежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием нанеобходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количестваприложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерствовладения материалом, осваиваемое годами.
ГЛАВА2
2.1 Характеристика профессий типа «человекхудожественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
Разумеется, выше былиприведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности вразных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю,необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии ,-анализтребований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающегопрофессию “человек — художественный образ », все типовое, какправило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-точасти может ему и противоречить.
Художник — конструктор(дизайнер). Главной задачей дизайнера являетсяудовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средойпосредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.
Необходимые качества:анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности,креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции,чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления,самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.
На стадиипроектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и дажемноготысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера — конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится оченьдорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степенипротивоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии,непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувствоответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальнымиусловиями производства.
Творческий процессхудожника — конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия.Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически ихрассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широкимкругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области.Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.
Дизайнер должен уметьучитывать соображения экономического и технологического характера. Например,оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельнойс точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.
Человек,посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоватьсяизобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знатьтехнику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки.Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Некаждый художественно и технически подготовленный человек будет успешносправляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, ктоотносится к миру вещей как преобразователь[12,14].
Живописец (по росписифарфора). Существует несколько методов нанесения росписи нафарфор, один из которых ручная роспись.
Художник должен найтиособо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие жепереходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постояннодержать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательноона формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Ондолжен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой — и это во всейкомпозиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама посебе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золотои красок на фарфоре
Рисунки могут бытьсложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи,сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира,орнаменты.
Мастер живописец всовершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способамикопирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту исеребру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.
Доначала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложитьего на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняякаждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым[9].
Художник – иллюстратор.Содержание деятельности: задача иллюстратора — адекватно и красочно выразитьмысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами.Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты ит.п.
Должен знать: живопись,рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальныехудожественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.
Должен уметь: Выбратьсоответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютернойграфики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин,офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущегопроизведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в несколькихвариантах. Презентовать наброски и готовую работу, «портфолио».Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должениметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе).Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательскаядеятельность. Реклама. Фотография
Необходимыекачества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия.Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальныеспособности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитоевоображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветоваячувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность.Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкаямоторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы,книжную пыль[15]
Ретушер.Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери посравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическимвоспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.
Задача ретушерасводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма.Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но длязрения человека это различие будет приемлемым.
Выделяют два видаретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушьзаключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будетделаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен илиточек, крупной зернистости и т. д.
Роль художественнойретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительныеэлементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения,устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна толькотем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношенияцветов и умеет ими пользоваться.
Все операции, которыеприходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности ихорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которыхзависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и приниматьнеобходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер долженпостоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.
Процессрепродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан наглубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что поройскрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью.Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувствоцвета и формы.
Работаретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочегодня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решатьразнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению,большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, какаккуратность, терпение, настойчивость[8].
Художник-реставратор.Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведенияживописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрытыхолст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спастипроизведения искусства могут художники-реставраторы.
Специальная комиссия,состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательнообследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины ихвозникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможностьвосстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимыеметоды работы, а также материалы.
Реставратор изучаетособенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщинукрасочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурнойобработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняяэрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.
Долженуметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинитьсвое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любоеотклонение от первоначальной художественной идеи является искажениемискусства.Должен знать все тонкости работы с материалом[5].
Историк-искусствовед.Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики,но очень важна.
Специалисты работают ворганизациях, где представлены либо изучаются произведения названного видаискусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают этиспециалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историюизобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях,различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием.Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.
Музейные работникиподготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда,знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило,участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях,собеседованиях.
В целом их деятельностьможно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд записьменным столом, в хранилище, библиотеке.
Для того чтобы успешноработать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это,как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.
Надоуметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства.Этот талант можно развивать в процесс е обучения[2].
Театральный художник. Определение «сценография» вотечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшеепонятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише,«художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, посути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене — от крепостныхстен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов илиносовых платков.
Художник-декоратор — театральный художник, который переводит авторский замыселхудожника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Есть театральноевыражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы,декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой сторонеобщего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам,художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.
Личные качества: любовь ктеатру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память,аккуратность
Вреальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощаетхудожник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную итехнологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформациисценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала— все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемынайти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобратьнеобходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный«прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническоерешение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественноевысказывание[16].
Ювелир.Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие)преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов всочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью порисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.
Ювелир должен знатьтехнические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных иполудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценныхкамней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихсяпри изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны бытьзнакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, видыорнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирныйинструмент.
Условия труда: высокаянагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.
Необходимые качества:хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкаямоторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение,художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышеннаянервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.
Родственные профессии.Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения поготовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передатькакой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа дляконкретного заказчика — мы говорим о профессии дизайнера украшений.
Модельер(художник-модельер и модельер-конструктор). Модельерразрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностейпроизводства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятиймодельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторскогорешения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовкаобразцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
Необходимые качества:художественные способности; развитое образное мышление, конструкторскиеспособности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность,организаторские способности, «новаторство».
Чтобы участвовать вэлитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей,причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьетсяминимум месяц, а особенно сложные и до полугода… Выживают только фанаты, непредставляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясьсмелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.
Кондитер. Готовиткондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехаххлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданнойрецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий.Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Для деятельностинеобходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкоецветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движенийрук).
Работа не рекомендуетсялюдям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органовдыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистойсистемы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит,почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающиеподвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения(значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализациейна кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Кондитер должен знатьассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, видысырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерскихизделий
Так, стоит помнить, чтоповар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), снапряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: впомещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненностьвоздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасностьтравм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.
Необходимыекачества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность,ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координациядвижений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность[12].
2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественныйобраз»
Профессиональнаядеятельность человека задает направление развития его личности. Иногдаприобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненныхусловиях и ситуациях.
Отрицательнымпроявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформацияличности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другиеособенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другимилюдьми (например, у искусствоведа это может быть приверженность к классике вовсем, нежелание воспринимать новое, у учителей — авторитарность, категоричностьсуждений, поучающая манера общения и т. д)
Развитиюличности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е.представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионалакак эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка ихрассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели истремление к ней определяют один из путей развития личности[1].
Не всякая трудоваядеятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональныхспособностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появлениепотребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенностиот процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолениютрудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможностив трудовом процессе.
Важной особенностьюпсихического развития субъекта труда является возможность возникновениякризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. Привсем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявитьи некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы».Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативныхкризисов взрослой жизни.
Первый нормативныйкризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода ксамостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудностивхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях,адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.
После завершенияпериода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступитьследующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случаенеудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интересаили трудовом перенапряжении.
Нормативный «кризиссередины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности частовоспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемогопрофессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы,дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение,переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.
Тяжело переживается ипредпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональнойкарьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности,недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижениемфункциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями[8]. В этот ипредшествующий период, к сожалению, также часто случается, что из-за большойнагрузки на зрительный анализатор, люди, работающие по профессии «человек –художественный образ», часто частично или полностью теряют зрение. Так,всемирно известный художник – импрессионист Э.Дега, в последние годы жизнипрактически не видел. Он вынужден был отказаться от занятий живописью ипоследние годы провел в глубоком одиночестве.
Биографический кризис — это феномен внутреннего мира человека, существует несколько основных вариантовкризисов, рассмотрим их вкратце.
Кризиснереализованности. Он возникает в тех случаях, когда потем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представленыреализованные связи событий жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения,успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточнополезных с точки зрения настоящего и предстоящего «моя жизненная программа невыполнена», «не удалась», «не повезло». Например, когда мастер (художник,фотограф, ювелир и др.), имея профессиональные навыки, собственный стиль, дарот природы, не бывает признан окружающими. Одной из причин этого рода кризисаможет быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой онсчитается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность,квалификацию. В таком случае нужно или сменить среду, или хотя бы найти в еерамках приемлемую «субкультуру» кружок понимающих тебя людей, или (и) неслишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления,расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данноймалокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидныхдостижений «бегство в работу»), что уж совсем неплохо.
Сейчас, пожалуй, труднонайти человека, которому было бы незнакомо имя Винсента Ван Гога, голландскогохудожника, творившего в конце XIX века во Франции. Он, не признанныйсовременниками, у потомков снискал невиданную популярность. Благодаря дару,постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумелсоздать подлинные шедевры. Беспощадную честность Ван Гога передает егопоследний автопортрет, законченный за несколько месяцев до самоубийства.Измученный повторяющимися приступами безумия, художник безжалостновсматривается в себя и изображает истерзанную душу, отчаянно борющуюся скошмарами, которые обступают его. Его лицо выражает стоицизм, губы крепкосжаты, глаза гипнотизируют своей решительностью…
К сожалению, таковасудьба многих одаренных людей, ведь результат творческой деятельности –художественный образ, очень специфичен: расписные шкатулки, красиво украшенныеторты, скульптурные изваяния…-все это неоднозначно воспринимается людьми.Некоторые даже считают это ненужными вещами. Косность, консерватизм,определенные общественные ценности окружающих, — всего не перечислишь, — могутстать на пути человека. Профессия типа «человек – художественный образ»,выбирающим ее, может не принести ожидаемую самореализацию, славу, материальноеблагосостояние. Много «подводных камней», о которых человек и не подозревал,могут попасться ему на пути. Неизвестные ему, они могут скрываться в тайникахего души.
Кризис опустошенности.Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картинежизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого инастоящего в будущее. Несмотря на то, что человек сознает наличие у себя кданному времени важных, значимых достижений, У него доминирует переживание, чтоон «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущемконкретных целей, «сил нет» и т. п.
Одной из причин можетбыть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной иупорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданнысущественная передышка, отхода от утомившего образа жизни и деятельности.Другой вариант при резкой смене социальной, производственной ситуации,жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки всложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности,непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как ивсегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности,поиск единомышленников, «родственных душ». И обсуждение с ними действительнонепростых проблем существования в неопределенном мире.
Опасен кризис тем, чточеловек, не найдя выхода из него внутри себя и в окружающей действительности,может обратиться к таким асоциальным, но, к сожалению, считаемыми многимидействительными, способам «найти себя», как алкоголизм и наркомания. Бывает,что профессия, выбранная необдуманно, спонтанно, осмысливается со временем какневерная. Человек не находит в себе многих качеств, которые оказалисьнеобходимыми в процессе деятельности. Это актуально и для нашего ВУЗа.
Кризис бесперспективности.Онвозникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабопредставлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Делоздесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполнеопределенным картина безнадежного застоя, гарантированной скуки впереди илиотсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основныхжизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемомсловами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, иактивность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новыхжизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования,реализации себя в возможных ролях.
Подчеркиваем, что речь идето некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта втакой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты ипрактической значимости проблемы биографических кризисов.
Реальностью являются ипсихосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, чтозатянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызываютотклонения телесного здоровья.
Компетентные и добрыелюди, друзья должны помогать дрyг — другу в ситуациях кризисов, исходы из которыходновременно означают дальнейшее развитие человека и как личности, и какпрофессионала.
Указанныевыше основные кризисы могут встречаться в разных сочетаниях. А именно:«опустошенность и бесперспективность», «нереализованность ибесперспективность», «нереализованность и опустошенность», «нереализованность,опустошенность и бесперспективность». Это могут быть весьма трудные случаи,когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид. Нетсмысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Ихвозникновение и протекание очень индивидуально[8,10,11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В обществе очень много профессийи специальностей (десятки тысяч), и они очень разные по предметной областитруда, его целям, орудиям и средствам, условиям. И профессионалы тожеразнотипны по своему психическому складу.
Словом «профессия»может обозначаться общность людей. Может обозначаться область приложения ихдуховных и физических сил (представленная в обществе, например, как множестворабочих мест, трудовых по став, которые могут быть и вакантными, т. е. «безлюдей»). Этим словом может обозначаться и работа, деятельность с ееспецифическим содержанием, и также некое качество (квалификация) самого человека.
Мир профессийотносительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются,отмирают) и должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.
Мир профессий это нетолько «пространство выбора» человеком вариантов своего жизненного дела, но иобласть, где он может внести свою творческую лепту в создание, появление новыхпрофессий. Профессии создаются людьми.
Взаимосоответствие человекаи его будущей работы устанавливается и за счет совершенствования качествчеловека, и за счет улучшения среды (предметной и социальной), и за счетподбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий. Важныйпуть уравновешивания особенностей человека и требований профессии формированиеиндивидуального стиля деятельности. В связи с этим высокие результаты в даннойдеятельности могут быть достигнуты людьми, значительно отличающимися друг отдруга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно,разные люди должны иметь свободу работать разными способами).
Благодаря труду представителей профессий художественногопрофиля живет и развивается вся современная художественная культураМастерства, профессионалы создают произведения искусства или привносятв деятельность других людей художественные ценности. Эти специалистыизучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественнойжизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства, формируютхудожественный вкус целых поколений. Они организуют встречи с миромкрасоты — готовя театральные постановки, издания книг, художественныевыставки, способствуют художественному самовыражению людей — работаютс коллективами художественной самодеятельности. Основной труд в этихпрофессиях и специальностях является созданием или преобразованиемхудожественных образов. Все проявления художественной культуры каким-либообразом связаны с деятельностью представителей профессий типа«человек — художественный образ».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисыличности. М., 1994. Мир профессий
2. Грецов.А. Г. 100 популярныхпрофессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Питер,2009.
3. Дружинин В. Психология. М.2007
4. Климов Е.А. Введение в психологиютруда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипныхпрофессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Климов Е.А. Психология профессионала.- М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.
8. Климов Е.А. Психологияпрофессионального самоопределения. — М.: Академия, 2007.
9. Климов Е.А. Развивающийся человек вмире профессий. — Обнинск: МГУ, 1993.
10. Климов Е.А.«Потемки» и«светильники» в становлении профессионала: пособие для занятыхтрудовым и профессиональным самовоспитанием. — М.: МПСИ, 2007.
11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основыпроизводства. Выбор профессии. — М.: Просвещение, 1987
12. Смирнов А. И. Мир профессий:человек — художественный образ.Мол. Гвардия.
13. Федотова Л.М. Профессиональноесамоопределение как главная составляющая процесса формирования профессиональнойидентичности. М 2002.
14. Азбука профессий: rodn-i-k.narod.ru/as_prof/hudognik_illustrator.htm
15. Журнал «Культпоход» №12, 2008 ВикторШилькрот
16. www.rabotka.ru/infoworker/0031.php