ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретическиеосновы познавательного развития детей раннего возраста
1.1Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2Познавательное развитие в дошкольном возрасте
1.3Формирование познавательного интереса в раннем возрасте
2. Организация иметоды исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольноговозраста
2.1Организация эмпирического исследования
2.2Методики исследования
3. Результатыэмпирического исследования
3.1Результаты методики «Задания с кубиками»
3.2Результаты методики «Задания с геометрическими формами»
3.3Результаты методики «Задания с соотнесением предметов»
3.4Результаты методики «Задания с предметами быта»
3.5Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьмираннего возраста
Выводы
Литература
Введение
Актуальностьисследования. Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных всовременной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимостьтеоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Оченьважно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интереспобуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делаетчеловека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интереспомогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствуеттворческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляетсяв желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканиюнового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Впоследние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольныхучреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обученияребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят кединому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста кречевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическомуи другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается какуникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Впервые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное иэстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошоразвитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания(адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям трудендля формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечитьединство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
Одноиз условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее,уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Именноэтот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающихфункций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Периодот рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизниребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологическиеособенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развитияинтеллектуального потенциала ребёнка. Обогромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человека, егодеятельность свидетельствует известный русский педагог В.П. Вахтеров.Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторыеиз них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области,которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными,яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлениютрудовой деятельности имеет в наше время особое значение.
Познавательныйинтерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событийокружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека,его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельнойтворческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человекакак можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить.
Вдошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируютсяпредпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо,если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуетсяокружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений исведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности идля общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Онвскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которыеактивизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.
Актуальностьрассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенностипознавательного развития детей раннего возраста».
Изучение особенностей, оптимальныхусловий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннеговозраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощиреализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования:использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности,речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развитиядетей.
Цельисследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннеговозраста и определить основные пути его формирования.
Объектисследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннегодошкольного возраста.
Предметисследования: познавательный интерес детей раннего возраста.
Задачиисследования:
— рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
— исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса впсихологии и педагогике;
-определитькритерии сформированности познавательного интереса;
— рассмотреть методики формирования познавательного интереса.
Длярешения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся методтеоретического анализа психолого-педагогической и научно-методическойлитературы.
Практическаязначимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут бытьиспользованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольныхучреждений.
1. Теоретическиеосновы познавательного развития детей раннего возраста1.1 Возрастная периодизация ихарактеристика раннего возраста
Дляработы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развитияребенка на периоды, при котором учитывается совокупность егоанатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.
Различаютвозрастные периоды:
периодноворожденности (первые две-три недели жизни);
груднойвозраст (до года);
преддошкольный,или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);
дошкольныйвозраст (от 3 до 7 лет);
школьныйвозраст:
младший(от 7 до 10 лет),
средний(от 11 до 14 лет),
старший— подростковый (от 14 до 18 лет).
Возраст1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка.Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельнопередвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит вконтакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для негонедоступными.
Врезультате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимостиот взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия.На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, натретьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам унего определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованностьдействий обеих рук.
Свозникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно техспособов действия с предметом, которые обеспечивают его использование поназначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется типориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновениис новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?»(Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин)[1].Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборепредметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количествомих, вовлекая предметы в свою деятельность.
Втесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка,так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только соспособами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом,массой, материалом и т.п.
Удетей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичныеобобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних ивнутренних признаков предметов.
Вначале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя вбыту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее,на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само жеузнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глазапризнаков-ориентиров.
Переходк более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи совладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящимидействиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разныесвойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие позаданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходитпрактически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлениюсоотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.
Формированиеперцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, вкоторых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению кболее трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровнехаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми ондействует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его кположительному результату. По отношению к заданиям, более доступным посодержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическомуориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечитьположительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже ксобственно перцептивному ориентированию.[2]
Хотяребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а используетразвернутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учетсвойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительногорешения поставленной задачи. Овладение «промериванием» и зрительнымсоотнесением позволяет детям раннего возраста не только производитьдифференциацию свойств предметов на «сигнальном» уровне, т.е.производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но иосуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основеобраза. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу.Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор пообразцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. поотношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, ауж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).
Развитиеречи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним изосновных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 годребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, ток 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннеговозраста речь приобретает все большее значение для всего психического развитияребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественногоопыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активнопользуются названием свойств предметов.[3]
Возникновениеречи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения иразвивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активномвоздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит приинициативном воздействии взрослого на ребенка.
Такимобразом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психическихсфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной иэмоционально-волевой сферы.1.2 Познавательное развитие вдошкольном возрасте
Педагогипрошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность какестественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления,проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В.Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольноговозраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е.деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этихисследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становлениепознавательной задачи как задачи логической.
Развитиепознавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних онавыражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка.Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.
Следует отметить,что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основныелинии:
1. Постепенное обогащениеопыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями обокружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чембольше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, темшире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательныхинтересов.
2. Данную линиюразвития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углублениепознавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
При этомкаждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности,содержательная направленность познания.
Ранний возраст(1-3 года)
Объектомпознания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активнопознают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личномуучастию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка зареальными явлениями.
Необходимымусловием активности познания является разнообразие и сменяемость предметнойсферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования(предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места дляразворачивания игр.
3-4 года.
К этомувозрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающейдействительности. Однако эти представления практически не связаны между собой.Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
В этот периодзакладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способычувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектомпознания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов(цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детямсравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливатьотношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию,сериацию.
4-5 лет.
В 4 годапознавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень — более высокую икачественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь.Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданнуюпосредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнокактивно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивноусваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащаетсясловами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направленияпознавательного развития :
— знакомство спредметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятияи опыта детей;
— установлениесвязей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих кпоявлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
— удовлетворениепервых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возрастацелесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
— формированиеположительного отношения к окружающему миру.
5-6 лет.
Старшийдошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения кмиру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могутсистематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логическихопераций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и вовремени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умениеиспользовать знаки для обозначения действий, признаков, построения моделилогических отношений между понятиями.
Познаваяразличные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать исравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать иконкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Унего появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему мирупутём созидания.
6-7 лет.
Накопленные к 6годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развитияпознавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательноеупорядочивание информации (весь мир — это система, в которой всевзаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем миреявляется одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостнойкартины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраиваниягипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможногоразвития событий.
Итак, напротяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладениеспособами целенаправленного познания и преобразования мира через освоениеумений:
— постановкацепи и планирование;
— прогнозирование возможных эффектов действия;
— контроль завыполнением действий;
— оценкарезультатов и их коррекция.
К семи годампроисходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, опредметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях иважнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируетсяпознавательное и бережное отношение к миру.
Известно,что источником познавательной активности является познавательная потребность. Ипроцесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемыйна выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают,что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс пониманиязаканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны сэтим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.
Дваосновных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшегоуспешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующаядеятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальнойпотребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды вновой информации. Через неравномерность психического развития детей (временныезадержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях имеханизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активностидошкольника.
Познавательнаяактивность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру ихарактеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности егостремления познакомиться с определёнными предметами или явлениямисвидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональноеотношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные навыяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество иразнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянноепритяжение к этому объекту1.3 Формированиепознавательного интереса в раннем возрасте
На втором году жизни ребенок припомощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметныхдействий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот периодотводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоватьсянесложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленныйпредмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре спеском и снегом.
В процессе овладения действиямис предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятиепредметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве).Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветныхшариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины(резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становитсяболее точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оцениватьрасстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, апросит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупьвынуть знакомый предмет из мешочка.
В решении задач сенсорногоразвития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету,форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному изпризнаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, норазные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает вниманиедетей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняетвосприятие.
Во время бодрствования детейдидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из нихпомещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами игралинебольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует даватьаналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста игратьвместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игроваяситуация не будет продумана воспитателем.
Организуя предметнуюдеятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактическогопособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умениядействовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивныхдвижений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той жеигрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следуетпереключить их на деятельность с другими игрушками.
Обучение новым действиям, ихусложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моментыорганизации воспитателем предметной деятельности детей.
Пониманиеречи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначитьсловом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано сего повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате ина участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает,рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка вокружающем должна проходить одновременно.[4]Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметыобстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следуетназывать все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. Прикормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды.Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями,восприятием, действиями.
Детейна втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого назанятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а тыпоищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, средикоторых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-тосходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка,курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разныевнешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины). Эти задания взависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.
После1года 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или нескольковзаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки.С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, нои о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке.Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит идевочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке»). Это обогащаетсмысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.
В этомвозрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речькоторого должна постепенно стать регулятором поведения детей.[5]
Навтором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Этомысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанноена этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешнимболее ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и всепушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влияниемобъяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго годажизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по ихназначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многихдействий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действияпо существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
Развитиюфункции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихсяпо цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые,большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.
Вразговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признакипредметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр.Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета илидействия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит,осязает, проделывает сам разнообразные действия.
Наблюдаяза окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесныепояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем,осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развитияречи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшеесовершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Проблемаразвития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных вдетской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миромвозможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, чтоактивность является непременной предпосылкой формирования умственных качествличности, её самостоятельности и инициативности.
2. Организация и методыисследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста2.1 Организация эмпирического исследования
С целью практическогообоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Особенностипознавательного развития детей раннего возраста» было проведено эмпирическоеисследование.
Цельисследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннеговозраста и определить основные пути его формирования.
Объектисследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннегодошкольного возраста.
Предметисследования: познавательный интерес детей раннего возраста.
Изучение особенностей,оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитаниядошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активностипри помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезуисследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательнойактивности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровеньпознавательного развития детей.
В соответствии с целью,задачами, гипотезой нами были разработаны следующие этапы исследования.
Первый этап – анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме.
Второй этап – подборэкспериментальных методов исследования.
Третий этап – проведениеэмпирического исследования.
Четвертый этап – анализ иинтерпретация результатов исследования.
Пятый этап – рекомендации порезультатам исследования.
Экспериментальная работа была направленана выявление познавательной активности детей раннего возраста.
На основе теоретических ипрактических исследований было выделено четыре критерия оценки успешностивыполнения заданий, которые основываются на специфике познавательной активностидетей раннего дошкольного возраста.
Уровень развития познавательнойсферы был проанализирован в процессе диагностики детей раннего возраста,оценивался по следующим критериям:
5 баллов – высокий уровеньразвития познавательной активности, выполняет задания выше установленной возрастнойнормы.
4 балла – нормальный уровень, тоесть соответствует возрастной норме.
3 балла – уровень развития нижесреднего, не соответствует возрастной норме, однако, принимает участие.
2 балла – замкнутый, то есть нереагирует на предложение поиграть.
В эксперименте принимали участие5 детей раннего дошкольного возраста – от 2 до 3 лет.
Эксперимент проводился на базедетского дошкольного учреждения Ясли-сад № 317 МДОУ г.Уфы.
Таблица 1
Данныеэкспериментальной группы детей Код Имя ребенка Возраст Группа 01 Артем А. 2,5 года ясельная 02 Дарина Д. 3 года ясельная 03 Гульнара С. 2,5 года ясельная 04 Ильдар М. 2 года ясельная 05 Эльвина Н. 3 года младшая
2.2 Методики исследования
Враспоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем иотдельных методик, направленных на диагностику особенностей формированийпознавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1.Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажитеему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте емувозможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построитьпоезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (одинкубик стоит между двумя другими) или лестницу (пять горизонтальных рядовкубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик корочепредыдущего, первый ряд из пяти кубиков). Выясните максимальные способностиребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.
Нормативы:
15мес. – строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;
18мес. – строит башню из 3-4 кубиков;
2 года– строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы;
2,5года – строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу;
3 года– строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост.
3,5года – копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубикамиКооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.
4 года– строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса,копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.
4,5года – копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубикамиКооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чутьболее сложные – с такого же образца, но с обозначенными границами междукубиками.
5 лет– может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков, выполняетсамые простые и чуть более сложные задания с кубиками Кооса, копируя с образца,выполненного на бумаге в уменьшенном масштабе.
Заданиядемонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретногорезультата, представленного в восприятии, способность к организациицелесообразного поведения и самостоятельному контролю за процессом выполнениязадания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетатьдейственно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленятьэлементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать иисправлять ошибки.
2.Задания с геометрическими формами. Методика «Доски Сегена».
Ребенкупредлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг,треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответствующейее контуру ячейкой.
Вынуввсе три фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место надоске для круга и положить круг так, чтобы доска стала гладкой. Если ребеноквыполняет задание неправильно, проведите его ручкой по фигуре на доске сословами: «Видишь, получилось как-то неровно, а нужно гладко, сделай гладко».Если ребенок правильно поместит фигуру, медленно переверните доску, сказав ему:«Наблюдай за мной внимательно». Посмотрите, сможет ли он вставитькруг на место без ошибки. Если ребенок справился с заданием, предложите емуостальные фигуры, и в том случае, если он правильно разложит их по местам,переверните доску и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимоповторить процесс. Это можно сделать 2-3 раза для того, чтобы убедиться в том,что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.
Заданияследует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у негона глазах «ломается». Ребенка просят «все починить, найтикаждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько». Если ребенок несправляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всюдоску целиком.
Нормативы:15 мес. – вкладывает круг без показа;
18мес. – выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а нанего накладывает две другие фигуры;
2 года– выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока,делает около 4 ошибочных проб;
2,5года — собирает 2 простые доски Сегена;
3 года– собирает отдельные фигуры из элементов.
3,5года – может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, каксобрал отдельные фигуры из кусочков.
4 года– может сложить квадрат из двух половинок, круг из 4 равных частей, собирает 3из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительнойработы над отдельными фигурами частично.
5 лет– выполняет все задания.
Заданиядемонстрируют развитие у ребенка представлений о форме и возможностиорганизации действий в соответствии с представлениями, способности производитьсенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительновоспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, восприниматьгеометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственныхотношениях и понимание отношения части и целого.
3.Задание с соотнесением предметов. Предложите ребенку по вашему выбору задания,для успешного выполнения которых требуется учет размера предмета и соотнесениеразмеров двух предметов. К числу таких заданий могут быть отнесены: собираниепирамиды, складывание разных по размеру цилиндров, чашек, матрешек и пр., одинв другой, или наоборот, выстраивание из таких элементов высоких фигур.Продемонстрируйте ребенку правильно собранную модель, а затем попросите егосделать такую же. В более сложных пробах модель разрушают на глазах у ребенка ипросят его помочь собрать ее снова. В течение нескольких минут следуетвоздерживаться от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка.Отмечают особенности самостоятельных действий, а также особенностисопровождающей их речи.
Нормативы:1 год – снимает кольца с пирамидки;
15мес. – пытается нанизывать кольца пирамидки;
18мес. – собирают пирамидку без учета размера колец;
2 года– вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой большедвух объектов;
2,5года – хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб иошибок, может вложить две матрешки одна в другую;
3 года– легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, пытаетсястроить вертикальные модели, удерживает задачу, понимает ошибки, усваиваетпомощь; при помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую,собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия междуверхом и низом колец;
3,5года – строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваиваетпомощь, ориентируется на размер, самостоятельно собирает пять матрешек в одну,правильно собирает пирамидку.
Заданиядемонстрируют способность организовать и осуществить систему целесообразныхдействий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное пониманиезаданий и путей их решения, как методом проб и ошибок, так и на основезрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнениязаданий очень хорошо проявляется обучаемость ребенка.
4.Задания с предметами быта.
Дети,воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизниприобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватныеспецифическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявивребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенноедействие.
Нормативы:15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынутьтаблетки из бутылочки, рисует каракули карандашами, проявляет интерес к книге;
18мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеетвоспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия: если на глазах у ребенкаспрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем предметыпоменять местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года– запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручкудвери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листаеткнигу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игревоспроизводит ряд логически связанных действий.
2,5года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, вигре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит,ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязыватьшнурки, застегивать пуговицы.
3 года- подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игреисполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязываетшнурки при небольшой помощи взрослого.
3. Результатыэмпирического исследования3.1 Результаты методики «Заданияс кубиками»
По предлагаемой методикевыяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленятьэлементы и правильно ориентировать их друг относительно друга.
Таблица 2
Экспериментальныеданные диагностики по заданиям с кубиками Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - - 4 - 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог 3 8 5 В % 0% 20% 60% 20%
Анализ полученных данных по заданиямс кубиками говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты вышенормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных.
/>
Рис.1. Диаграмма результатоввыполнения задания с кубиками3.2 Результаты методики «Заданияс геометрическими формами»
По предлагаемой методикевыяснялась возможность организации действий в соответствии с представлениями оформе предметов.
Таблица 3
Данныедиагностики по заданиям с геометрическими формами Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - - 02 - - - 5 03 - - 4 - 04 2 - - - 05 - - 4 - Итог 2 3 8 5 В % 20% 20% 40% 20%
Анализ полученных данных позаданиям с геометрическими формами говорит о том, что соответствует возрастнойнорме или развиты выше нормы большинство детей – 60%, или 3 детей из 5обследованных.
/>
Рис.2. Диаграмма результатоввыполнения задания с формами3.3 Результаты методики «Заданияс соотнесением предметов»
По предлагаемой методикевыяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительногосравнения и дифференциации размеров объектов.
Таблица 4
Данныедиагностики по заданиям с соотнесением предметовКод 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - - 02 - - 4 - 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог - 3 8 5 В % 0% 40% 40% 20%
Анализ полученных данных позаданиям с соотнесением предметов говорит о том, что соответствует возрастнойнорме или развиты выше нормы также большинство детей – 60%, или 3 детей из 5обследованных.
/>
Рис.3. Диаграмма результатоввыполнения задания с формами3.4 Результаты методики «Заданияс предметами быта»
По предлагаемой методике выяснялосьумение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта.
Таблица 5
Данныедиагностики по заданиям с предметами быта Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - - - 5 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог 3 8 5 В % 0% 20% 40% 40%
Анализ полученных данных позаданиям с предметами быта говорит о том, что соответствует возрастной нормеили развиты выше нормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных.
/>
Рис.4. Диаграмма результатоввыполнения задания с предметами быта/>3.5 Рекомендации по организации занятий по развитиюпознавательной сферы с детьми раннего возраста
Ввидуслабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенномоторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно бытьпреимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия сдетьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач истепенью усвоения программного материала.
Назанятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорногохарактера. В работе со строительным материалом (кубики, пирамидки) прежде всегоставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизыватькольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладыватьпредметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д.Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен бытьтаким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.
Помере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного,предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются.[6] Сначала малыши учатся нанизыватькольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затемдобавляются кольца среднего размера, и наконец дети собирают пирамидку из 5—6колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.
Существенноезначение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние импредметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методовпассивных движений.
Приправильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыкиобобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины,мячами разного цвета, используя их свойства: мяч катает, колесики нанизывает,кубики ставит друг на друга. Малыш учится подражать действиям взрослых и кконцу второго года жизни выполняет их быстро и легко. Это помогает ему усвоитьспособы пользования различными предметами не только в игровой, но и в бытовойдеятельности.
Назанятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичикидруг на друга (башня), рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагатькубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница,кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стулвместе). На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка,ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду,кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.
Сцелью развития познавательной активности ребенка рекомендуется широко использоватьпоказ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появлениеигрушек), разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто вдомике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» ит. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учатвыбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учатразличать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различатьреальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ отзанятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Предметнаянаглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образнаянаглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании снепосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.
Выводы
Интерес к познанию выступает какзалог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом.Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактикефункции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную.
Благодаря познавательномуинтересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силойразвития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способличностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искреннийинтерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлениииспользовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Ребенок появляется на свет сврожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьсяна первых порах к новым условиям жизнедеятельности.
Достаточно быстро познавательнаянаправленность переходит в познавательную активность — состояние внутреннейготовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковыхдействиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Сростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет кпознавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются иформируются познавательные интересы.
Развитие познавательнойактивности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходитпостепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающегомира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Можно определить познавательнуюактивность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокуюубеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системызнаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности кэнергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Познание, как известно,начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоилсенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследованияпредметов, их свойств.
С точки зренияученых-психологов, все психические процессы представляют собой особые формыпредметных действий. В каждом таком действии есть две части: ориентированная иисполнительная. Как подчёркивают А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,Г.С. Костюк психическое развитие является процессом отделения ориентированнойчасти действия от самого действия и постоянное обогащение ориентированнойчасти. Качественная характеристика результативности действия зависит от того,как организована ориентация ребёнка. Дошкольное детство является периодоминтенсивного развития ориентированной деятельности. Способом ориентированныхдействий ребёнка стают усвоенные им различные эталоны. Мимо процессов усвоенияэталонов развитие невозможно (Л.С. Выготский).
В курсовой работе проведеноэмпирическое исследование развития познавательной сферы детей раннего возраста.Как показали результаты исследования, каждая из характеристик умственнойдеятельности дошкольников, опираясь на их физиологические особенности,показывает необходимость психологического развития ребёнка, развития егопсихических процессов, так как познавательная активность и возникает иосуществляется на их основе. Обучение детей третьегогода жизни носит наглядно-действенный характер. Предметную илиграфически-образную наглядность следует использовать в тесном сочетании снепосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Дети на занятияхдолжны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под егоконтролем, говорить. В курсовой работе разработаны рекомендации по развитиюпознавательной активности детей раннего возраста.
Литература
1. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старшихдошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, №2, с.12
2. Буркова Л. Воспитываем почемучек // Дошкольное воспитание, 1993, № 1,с.4
3. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
4. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: 1966.
5. ВенгерЛ.А., МухинаВ.С. Психология, — М. Просвещение, 1988, с.211
6. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольноевоспитание, 1986, № 1
7. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей //Дошкольное воспитание, 1998, № 10.
8. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советскаяпедагогика, 1991. № 3
9. Костюк Г.С. Избранные психологические труды, М.,1998, с.205
10. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник, К,1996 с.32,95
11. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольноевопитание,2004, № 5 с.3-6
12. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослымиу детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М.,1974 с.86
13. Литвиненко И. Многоканальная деятельность – способ развитияпознавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с.22-24
14. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа, К.,1974, с.312
15. Марусинец М., Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание,1999, №11,12, с.7-9
16. Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975 с. 8
17. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольноговозраста, М., Просвещение, 1996. с.176
18. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь,противодействие, конфликт. – М., 2000.
19. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника,К., Радянська школа, 1985, с. 43
20. Развитие и обучение детей раннего возраста вДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
21. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведениедошкольников. – CПб.: Питер, 2004.
22. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском садике, М., Просвещение,1975, с.114
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
24. Ткачук Т. Радость познания, Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.7
25. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред ПоддьяковаН.Н., М., 1984, с.23
26. Усова А.П. Обучение в детском саду, М., Просвещение,1970, с.67
27. Ушинский К.К. История воображения и избранные педагогические сочинения–1954, том 2
28. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике, М.,Просвещение, 1979, С. 160
29. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Под ред. Давыдова В.В., ЗинченкоВ.П., М.,1989, с.56-61
30. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: СП «Интерпракс»,1994.