ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ - 3 - ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ В СТАДИЯХ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. - 3 - ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА - 7 - ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ - 9 - ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ СО СЛЕДСТВЕННЫМИ ГРУППАМИ - 17 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 18 - СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 20 - ВВЕДЕНИЕ Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе
ПМР, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины
по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания. Без четко налаженного и урегулированного законодательством взаимодействия органов следствия и дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в конечном итоге бороться с преступностью. ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ
И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ В СТАДИЯХ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Взаимодействие – это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий. Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и
месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства . Взаимодействие призвано решать следующие задачи: 1. Расследование и раскрытие преступлений; 2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба; 3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Это видно хотя бы из того, что оно с наивысшей отдачей позволяет реализовать следующие принципы: 1) принцип предельной полноты использования возможностей взаимодействия в процессе расследования: 2) принцип максимального вовлечения всех органов и организаций, способных реализовать функции, необходимые для решения конкретной задачи расследования; 3) принцип обязательного планирования всего процесса взаимодействия; 4) принцип обязательного соблюдения определяющей, организующей роли следователя при осуществлении взаимодействия
между различными органами, организациями, лицами, привлеченными к участию в расследовании: 5) принцип постоянного обмена первоначальной, промежуточной и конечной информацией между участниками взаимодействия по ходу его развития и использования достигнутых общими усилиями результатов в деятельности каждого участника совместной деятельности. Комплекс организационных мероприятий по уголовному делу должен быть строго определенным, конкретным, разработанным во всех деталях.
Важным элементом организации расследования является четко налаженное взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами, экспертно-криминалистическими службами, контролирующими органами и общественностью. Сочетание следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями является одним из важных условий повышения качества расследования преступлений. Для этого необходим тесный деловой контакт в работе следователя и оперативно-розыскного аппарата. Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными
предпосылками : 1) общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. 2) различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания – главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. 3) специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью.
Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. 4) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу.
В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов ; 5) повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие.
Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных предписаний. Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время.
С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной деятельности. Одной из функций взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение
людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств. Организация взаимодействия между органами дознания и следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию,
которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений. Взаимодействие между органами дознания и следствия невозможно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается
тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности.
Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой основой взаимодействия служит Конституция ПМР, законы ПМР и издаваемые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве. Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп: 1. Конституция ПМР; 2. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 27 октября 1992 г. с изменениями
и дополнениями от 19 июля 2001 г. № 37-ЗИД-III; 3. Указания прокурора ПМР по вопросам организации следственной работы; 4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления; 5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным проблемам взаимодействие,
а также договоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной . Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК ПМР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи, с чем отношения между субъектами взаимодействия
носят правовой характер. Процессуальными формами являются: Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий (ст. 38 УПК); 2. Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий (ст. 38 УПК); 3. Уведомление следователя о результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (38
УПК ПМР). Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами Организационными формами являются: 1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка результатов такого взаимодействия; 2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником;
3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; 4. Ознакомление следователя с данными полученным оперативно-розыскным путем. Рассмотрим их более подробно: 1. Создание следственно-оперативных групп. Следственно- оперативная группа – наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов . К основным признакам, характеризующим
СОГ можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела . Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений
следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя. Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ происходит несколькими путями: 1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий; 2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные
следственные действия (обыски, выемки, осмотры); 3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т. п.) . Следователь – руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о создании СОГ и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуальную (по сбору доказательственной информации)
и организаторскую (по руководству работой членов группы). Он определяет линию деятельности группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами СОГ, получает от оперативных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит рабочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным
и конечным результатам работы. Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, систематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно передает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поисковой и оперативно-розыскной работы . Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности
(анализа, планирования, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятельности каждого ее работника. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследования путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным
работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих
над раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование
следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе расследования преступления. Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение
конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки. Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными
актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и плодотворную работу
следователя и органа дознания, позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных органов. ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие
между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю . Орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок
ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении (ст. 38 УПК ПМР) Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т. п. следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности
предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, эксперт – автотехник, а при осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т. п.
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит следственные действия
и оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно – через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия . В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по органу внутренних дел информирует
о происшествии патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости информируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования . Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является
первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий. После завершение осмотра, взаимодействие следователя и
оперативного работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следователь – если есть основания – немедленно возбуждает уголовное дело и начинает
производство необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие
следователем одного из следующих решений (ст. 93 УПК ПМР): • о возбуждении уголовного дела; • об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись. ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНА ДОЗНАНИЯ
В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями
необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причиненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т. д. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной . Процессуальными формами являются: 1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий (ч.
4 ст. 127 УПК ПМР); 2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК ПМР); 3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4 ст. 127 УПК ПМР). Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений.
Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия . Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст.7 закона ПМР «Об оперативно-розыскной деятельности» является: 1. Наличие возбужденного уголовного дела – основание проведения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач; 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) событиях или
действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Приднестровской Молдавской Республики; б) подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных
трупов. В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех
случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела : 1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки; 2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными. В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки,
выявленных предварительным расследованием, а также выявления фактов которые могут стать доказательствами. Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу. Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,
совершивших преступление, за счет максимального использования различных источников информации при помощи которых можно узнать, кто совершил преступление. Согласно ст. 100 УПК ПМР, п. п.1, 3 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие правомочны проводить разведовательно – поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпринимаемых
для достижения преступных целей. Эти противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями, имеющими: 1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать последние еще на ранних стадиях;
2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых преступлений в кратчайшие сроки . Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации. То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах.
В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом случае. Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются: 1. пределами самих поручений;
2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя. Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных
действий, что самым благоприятным образом сказывается на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изобличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступной деятельности. Свои поручения органу дознания о производстве следственных действий следователь должен давать, как правило, в случаях отсутствия у него возможности провести их лично (например, при необходимости провести несколько таких действий в сжатые сроки или одновременно выполнить серию следственных действий).
Это поручение может быть дано и тогда, когда данное следственное действие работник органа дознания проведет быстрее и оперативнее, чем следователь. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под пределами поручений следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к участию в предварительном следствии, причем без ущерба
для выполнения и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях, когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех же следственных действий, когда они непосредственно вытекают из розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы .
По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может быть поручено производство таких процессуальных действий, которые составляют исключительную компетенцию следователя (предъявление обвинения, избрание меры пресечения, допрос обвиняемого, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ознакомление обвиняемого с материалами дела и др.). Строгое разграничение компетенции следователя и органа дознания является необходимым условием эх эффективного
взаимодействия. Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. На практике имеют место случаи, когда (особенно о производстве розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.
При расследовании хищений, наряду с выполнением поручения следователя о выявлении мест хранения похищенного имущества, оперработники принимаю меры к установлению мест хранения других ценностей, имущества, квитанций принадлежащих обвиняемым и т. д. Эти сведения нужно сразу же реализовать посредством обысков, выемок, допросов свидетелей и т. п. Но опять-таки не всегда имеется возможность своевременно получить от следователя соответствующее поручение . При этом во всех подобных случаях необходимо составлять соответствующие
процессуальные документы, как этого требует закон. О причинах производства того или иного следственного действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию. Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.
Следователь не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания. Работник органа дознания – непосредственный исполнитель поручения – вправе в пределах своей компетенции совершить диктуемые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить связь со
следователем и получить от него соответствующее поручение. Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в
связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания . В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться : 1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий; 2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия; 3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий; 5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий; 6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. Рассмотрим каждую из указанных форм:
1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм содействия относятся: • оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. • оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться обыск. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска; • сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе
с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием; • сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица. 2. Непосредственное участие оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия.
УПК ПМР не содержит прямых указаний о праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Однако по смыслу ч.4 ст. 38 УПК ПМР он может привлекать их к такому содействию. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия.
3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия . Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения,
фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия. Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД . Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о
ДТП, а также при производство следственного эксперимента. Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками
государственной противопожарной службы как органа дознания . Органы дознания и предварительного следствия в своей практической деятельности должны поддерживать тесную связь с общественностью, постоянно опираться на ее помощь в борьбе с преступностью. В следственной практике помощь общественности используется главным образом для: а) обнаружения и пресечения преступлений; б) выявления лиц, подозреваемых в совершении преступлений; в) розыска и задержания преступников;
г) розыска орудия преступления и других вещественных доказательств: д) выявления свидетелей по делу; е) подготовки к производству отдельных следственных действий (осмотра, обыска, следственного эксперимента, предъявления для опознания, проверки показания на месте); ж) выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя помощь общественности в раскрытии преступлений, необходимо соблюдать определенные условия: привлекать представителей общественности к участию в раскрытии
преступлений строго добровольно, обеспечивать при этом их личную безопасность, не наделять их правами, которые по закону имеют лишь следователь или лицо, производящее дознание, не пользоваться услугами заинтересованных в исходе дела лиц, не допускать преждевременной огласки данных предварительного расследования. Недопустимо перекладывать на представителей общественности функции органов дознания и предварительного следствия, поручать им производство допроса свидетелей и выполнение других следственных действий.
Субъектам и взаимодействия следователя с различными контролирующими органами в процессе расследования (кроме следователя) могут выступать работники: 1) контрольно-ревизионных управлений (отделов) финансовых органов (главным образом по делам о хищениях имущества, хозяйственных и должностных преступлениях и др.); 2) Госторгинспекции (по делам о контрабанде, незаконном сбыте, перевозке или пересылке наркотических веществ и др.); 4) органов Госгортехнадзора, Госавианадзора,
Госавтоинспекции (по делам о чрезвычайных происшествиях на объектах промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.); 5) санитарных, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных инспекций, органов экологического и радиационного контроля: 6) органов пробирного надзора (по делам о фальшивомонетничестве, хищении золота и драгоценных металлов и др.); 7) других контролирующих органов республиканского и местного подчинения (бактериологических, гидрометеорологических станций и др.).
Контрольно-ревизионные управления (отделы) финансовых органов могут проводить по постановлению следователя ревизии, инвентаризации, проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, проверять состояние учета и хранения товарно-материальных ценностей, сырья и готовой продукции, законность кредитно-денежных операций и т. д. Контролирующие органы помогают следователю в подготовке судебных экспертиз, подборе опытных экспертов, а также в выделении специалистов для участия в производстве осмотров и других
следственных действий. Представители контролирующих органов участвуют в проводимых следователем предварительных проверках поступивших сообщений о преступлениях, участвуют в качестве специалистов и экспертов по уголовным делам, дают консультации по вопросам, относящимся к их специальности. Весьма важную роль контролирующие органы играют в выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и проведении профилактических мероприятий по материалам расследования.
Они помогают правильно оценить главное направление этих мероприятий, их содержание, в необходимых случаях непосредственно участвуя в их реализации. К участию в следственном действии могут быть привлечены специалисты, потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые. Но круг участников следственного действиями ими не ограничивается. В случаях, указанных в законе, в следственных действиях участвуют и другие лица (переводчики, педагоги,
защитники обвиняемых и т. д.). Некоторые следственные действия (такие, например, как обыск, осмотр места происшествия) проводятся в присутствии понятых и с санкции прокурора. В следственных действиях, которые проводятся в служебных и жилых помещениях, в иных ограниченных пространствах, затрагивающих отношения собственности, права и интересы трудовых коллективов, отдельных граждан, могут участвовать представители администрации предприятия, материально-ответственные работники, владельцы
имущества и другие заинтересованные лица. Целями данного вида деятельности может быть обнаружение носителей доказательственной и другой информации, ее собирание и использование, реализация иных криминалистических, а также правовых решений. Эти цели претворяются в жизнь путем решения самых различных задач (обнаружения следов преступления, получения исходной и промежуточной информации, устранения противоречий, изобличен)» во лжи, проверки алиби и т. д.). При этом активность следователя, его партнеров по взаимодействию может
быть направлена на различные искомые и познаваемые объекты (события, обстоятельства, факты, предметы, документы). Взаимодействие следователя со специалистами в области общей и судебной психиатрии осуществляется в следующих формах: -путем исполнения запросов следственных органов местными психоневрологическими учреждениями; - в форме личного неформального контакта следователя и специалиста; - путем привлечения специалиста к подготовке и участию в допросе лица с психическими отклонениями, а в необходимых случаях к допросу
потерпевшего, очевидцев содеянного; - путем назначения судебно-психиатрической экспертизы в отношении лица, совершившего расследуемое деяние. В процессе общения и обмена мнениями со специалиста ми в области психиатрии следователь имеет возможность решить вопросы о том, какую в зависимости от особенностей аномалий лица, которого необходимо допросить, следует избрать линию поведения, с чего целесообразно начать допрос, какие тактические приемы при этом необходимо использовать, каким образом реагировать на те или иные
возможные негативные поступки допрашиваемого во время производства следственно го действия. Железнодорожные крушения, аварии морских и речных судов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжкими последствиями требуют немедленного реагирования правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная (правительственная или ведомственная) комиссия для проведения служебного расследования. Служебное расследование (оно носит не уголовно-процессуальный,
а административно-правовой характер) проводится в соответствии с Положениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, вод ном и воздушном транспорте. По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устранения дублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следователя (следственно-оперативной
группы) с лицами, производящими служебное расследование (если не создана специальная правительственная комиссия, это начальник железной дороги, ревизор по безопасности движения, руководители соответствующих служб дорог, капитан порта и др.). Оно предполагает совместное согласованное планирование работы, постоянный обмен информацией о результатах расследования, взаимные консультации по техническим, организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием. Все материалы служебного расследования постановлением
следователя приобщаются к уголовному делу (в подлинниках). Предварительное расследование по делам о транспортных происшествиях проводится, как правило, с применением бригадного метода. В состав следственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы соответствующего вида транспорта. 4. Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего
выполнения отдельных следственных действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т. п.). особенно часто следователем используют находящуюся в
ведении органа дознания фото аудио видеоаппаратуру. Для производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и т. п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания. 5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователя возможностью производства отдельных следственных действий.
Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого (ст. 129 УПК) и свидетеля (ст. 137 УПК) в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда, например, подозреваемый
или обвиняемый отказывается подвергнуться освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного действия имеет основания полагать, что ему
будет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного действия. 6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает при проведении
следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т. п. Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по делам, переданным
ему органом дознания до установления преступника. Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать, какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия. Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы своевременно информировать следователя
о результатах принятых оперативно-розыскных мер по такому делу . При установлении факта невыполнения органом дознания указанной обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер, как: - обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся установлением преступника; - обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного оперативного работника; - напоминание в письменной форме, адресованное руководителю горрайоргана; - выступление на
служебных совещаниях, проводимых в горрайоргане при обсуждении вопросов взаимодействия; - обращение к прокурору, надзирающему за производством предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 16 УПК ПМР. ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ СО СЛЕДСТВЕННЫМИ ГРУППАМИ Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры (до 1963
г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 110 УПК ПМР. Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем : следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования.
По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества: 1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет; 2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел; 3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может
создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия. Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел. В следственной практике сложилось несколько видов следственно-оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию
дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции и т. п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие). Рассмотрим некоторые из них. Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия (дежурная). Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа, утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников, экспертов-
криминалистов, кинологов. Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия обеспечивает их транспортом и отправляет на место происшествия. С этого момента члены СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами приданными дежурной части
. Специализированные следственно-оперативные группы. Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не установлены. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также
специалистов. Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве .
Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая). Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ – для расследования преступлений по конкретному уголовному делу. Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление.
Совместная следственно-оперативная группа. Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) – для расследования тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, МГБ и военной контрразведки. Для этого необходим тесный деловой контакт в работе следователя и
оперативно-розыскного аппарата. Установление такого контакта облегчается в случаях, когда расследование ведется следователями органов МВД и службы контрразведки, поскольку между их следственными и оперативно-розыскными подразделениями не существует ведомственных барьеров, сами следователи этих органов знакомы с основами оперативно-розыскной деятельности и могут совместно с оперативными работниками детально разработать планы оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому уголовному делу.
Столь же четкое взаимодействие следственных и оперативных работников должно быть обеспечено и в тех случаях, когда расследование производится следователями прокуратуры. При бригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственной группы необходимое количество оперативных работников, которые бы вместе со следователями, используя специфические методы своей деятельности, направляли совместные согласованные усилия на успешное решение общих задач.
Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной деятельности89. Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности
СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности. Положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
При этом сокращаются сроки следствия и повышается качество расследования в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно
важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе. Одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои
средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных. Основой взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы. Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны: активно использовать
свои специфические средства и методы доя быстрого и полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действия, немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении, когда производство предварительного следствия обязательно, принимать безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и осуществлению других действий, оказывать
научно-техническую помощь, своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-розыскные данные для использования их при подготовке и проведении следственных действий. Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения доказательств по делу, изобличения
виновных лиц и возмещения материального ущерба. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция ПМР; 2. Уголовно-процессуальный кодекс ПМР (САЗ 02-29) , с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 27 декабря 2002 года № 217-ЗИ-III (САЗ 02-52); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-
III (САЗ 03-9); 3. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 27 октября 1992 г. с изменениями и дополнениями от 19 июля 2001 г. № 37-ЗИД-III (САЗ 01-32); 4. Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981; 5. Вопросы расследования преступлений.
Справочное пособие (под ред. Кожевникова И.Н. Научный редак¬тор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997; 6. Горяинов К.К Кваша Ю.Ф Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997; 7. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений.
М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983; 8. Ефимичев С.П Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу. -Волгоград. -1976.; 9. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. –М 1970.; 10. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности).
Учебное пособие. -М Академия МВД СССР- 1989; 11. Расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова;
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |