Реферат по предмету "Психология"


Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного (лекционного) обучения

Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Особенности педагогической коммуникации и передачисообщения в условиях аудиторного (лекционного) обучения»
 
План
1.   Особенностиаудиторной передачи сообщения.
2.   Общаясхема лекционного сообщения.
3.   Управлениеаудиторией.
 
Литература
1.   ГорянинаВ.А. Психология общения. – М.: Академия, 2002.
2.   ЗарецкаяЕ.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1999.
3.   ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
4.   Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
5.   КондратьевС.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросыпсихологии. — 2004. — №4.
6.   КотоваИ.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.
7.   ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
8.   СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Особенности аудиторной передачи сообщения
Знание особенностей передачи сообщений помогает преподавателюправильно организовать процесс обучения. Опираясь на психологические свойствачеловека, коммуникативный процесс имеет свою специфику, учёт которой необходимдля лучшего усвоения материала учащимися.
Остановимся на некоторых основных закономерностях коммуникативного процессав системе «преподаватель – аудитория».
Известно, что в процессе преподавания большое значение имеетмастерство педагога. Чем лучше преподаватель владеет педагогическими приемамиподачи информации, тем лучше и глубже учащиеся усваивают предлагаемый курс.Процесс передачи знаний связан с определенными трудностями как подачи самогоматериала, так и его усвоения. Известно, что один и тот же курс может бытьпрочитан преподавателями, владеющими (или не владеющими) соответствующимиприёмами и способами передачи знаний. В самом общем виде, ситуацию аудиторнойпередачи сообщения можно представить в следующем виде:
преподаватель→ сообщение → аудитория
↑       ←      обратнаясвязь   ←      ↓
Уточним некоторые особенности лекционного сообщения, по сравнению спередачей информации по каналам связи массового (технического) типа.
1. В лекционной ситуации речь преподавателя является разновидностьюпрямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных иливременных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.
2. В лекционной ситуации характерно наличие «обратной связи», т.е.возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступленияи при необходимости корректировать его.
3. В лекционной ситуации возможно отчётливое проявление личныхкачеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.
4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использованииразличных знаковых систем:
— лингвистической (язык);
— паралингвистической (интонация);
— кинетической (мимика, жесты).
5. И, наконец, в лекционной ситуации довольно точно известен адресатсообщения, когда преподаватель имеет определенное представление о составе иособенностях аудитории, к которой он обращается. В этом смысле лекционноесообщение занимает промежуточное положение между межличностной коммуникацией,имеющей самый точный адрес, и массовой коммуникацией с весьма неопределеннымадресом.
Рассмотрим виды обратной связи. Она может быть:
1. Линейной – преподаватель получает сведения ореализации речи по слуховому каналу в виде реплик слушателей, шума в аудиториии т.д.
2. Нелинейной – преподаватель получает сведения ореализации речи по каналу невербальной коммуникации. Наблюдая за мимикой ижестами молчащей аудитории, опытный преподаватель безошибочно определяетхарактер её реакции. Улыбка, кивок головы в знак согласия, выражение интереса вглазах или, наоборот, пожимание плечами, отсутствующий взор и т.д. – всё эторешающим образом влияет на поведение оратора и даёт ему возможность ориентациии коррекции.
3. Внутренней – преподаватель анализирует своюсобственную роль и корректирует её, сравнивая с внутренним эталоном, всоответствии с собственным стандартом.
4. Внешней – преподаватель сопоставляет задание споведением аудитории и её реакции на сообщение.
Психологические исследования показывают, что обратная связь,возможность наблюдать аудиторию, а также слышать звуки собственного голосаположительно влияют на весь ход речи. Благодаря обратной связи отношение«преподаватель – аудитория» превращается в процесс взаимостимуляции,сотрудничества, в особый вид коллективного творчества. Наоборот, перерывы вобратной связи вызывают неуверенность в речи и поведении преподавателя, снижаютэффективность занятия. Таким образом, наличие обратной связи составляет важноепреимущество в системе коммуникации «преподаватель – аудитория», дающеевозможность опытному лектору успешно управлять аудиторией.
В процессе самого чтения лекции, точнее, в последовательностипредъявления учебного материала, имеется несколько основных особенностей. Так,для лучшей организации внимания возможно использование следующих приёмов:вызывание интереса, связанного с личным мотивами слушателей, постановкапрактической проблемности лекций, обращение к опыту и знаниям слушателей, учётспецифики аудитории – её возраста, психических особенностей и т.д.
При чтении лекции обязательно следует учитывать так называемый«эффект начала», который заключается в том, что первые 8-15 минут лекциинаиболее важны для организации внимания аудитории. Поэтому необходимо концентрироватьмотивационно-проблемные ситуации именно в этот период.
В середине лекции наступает утомление аудитории, что ведёт кзатруднению восприятия материала. Поэтому следует правильно уловить началоутомления и попытаться каким-то образом снять эту усталость, отвлечь аудиторию,временно переключить её на другую деятельность («освежить внимание»).Необходимо также учитывать, что в соответствии с «эффектом ряда» материалсередины лекции запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому его необходимо подкреплятьболее сильными средствами, как правило, или облегченным способом введенияинформации, или сильным личным или эмоциональным подкреплением, т.е. даватьболее яркий, но не столь перегруженный информацией материал, чем в начале иконце. Иногда, если позволяет ситуация, для уменьшения «эффекта ряда» следуетпросто сделать перерыв, разбив этим предъявляемый ряд информации на два меньшихотрезка, что повысит усвоение. Повторение также улучшает запоминание.
Далее, имеется «эффект конца» — каким образом закончить лекцию?Здесь желательно не только закрепление только что прочитанного материала, но иактуализация направленности на будущие знания, или на будущий личный илиэмоциональный интерес слушателя.2. Общая схема лекционного сообщения
Самая общая схема лекционного сообщения подразделяется надокоммуникативную фазу (подготовка к лекции) и коммуникативную фазу (речевыесообщения, непосредственная передача знания во время реализации развернутоголекционного замысла). Каждая из этих фаз включает определённое количество болеемелких операций; докоммуникативная фаза включает пять таких фаз,коммуникативные фаза включает три основных и две дополнительные фазы: основныеотносятся непосредственно к лекционному сообщению, а дополнительные – кповедению оратора.
Изобразим эти фазы в виде такой схемы:
Докоммуникативнаяфаза (подготовка к лекции)
1. Выбортемы, определение цели

2. Подбор,подготовка материалов

3. Логическаяорганизация лекции (композиция и план)

4. Выбордоказательств, системы аргументирования

5. Работа надязыком и стилем
Коммуникативнаяфаза (речевое сообщение)
1. Управлениеаудиторией

2. Уровеньинформативной насыщенности источника

3. Общаякартина поведения оратора

4. Ответы навопросы и искусство спора

5. Техникапроизнесения речи, индивидуальная специфика оратора
Схема дана так, что каждому отрезку докоммуникативной фазысоответствует (насколько это возможно в реализации сообщения) определенныйоперативный отрезок коммуникативной фазы. Во всяком случае, это соответствиедано в схеме для того, чтобы показать, на какую операцию докоммуникативной фазыопирается, в общих чертах, операция коммуникативной фазы. Разумеется, жёсткойфиксации здесь нет. И в действительности все они составляют единое динамическоецелое, непрерывно переходя друг в друга. Однако предложенную схему ни в коемслучае нельзя воспринимать как шаблон. В реальности процесс воплощенияпервоначального замысла в речь может выглядеть и иначе. Всё зависит отиндивидуального подхода и опыта преподавателя.
Рассмотрим самые общие рекомендации для подготовки речевогосообщения.
1. Цель лекции. Она может быть следующей:
— побуждающая;
— информативная;
— развлекательная.
Каждая цель по-своему определяет направленность сообщения, но всистеме «преподаватель – аудитория» чаще всего используется информативная речь.Однако, в некоторых случаях не следует избегать элементов агитации (побуждения)и даже элементов юмора и шутки (развлекательный тип), применяемых в малых дозахв середине лекции для снятия утомления, освежения внимания и уменьшения общейпсихической нагрузки аудитории.
2. Главная тема. Она наиболее информативно насыщена, должнаиметь тщательно разработанный конкретный план.
3. Усиление воздействия. Может быть ссылка на различныеотзывы, на мнение авторитетов, выдающихся людей, крупных ученых.
Кроме того, может быть использовано обращение к ассоциациям: а)положительным, к тому, что вызывает приятные ощущения, эстетическиепереживания; б) отрицательным, например, отказ студента от использования лекционногоматериала можно ассоциировать с провалом на экзамене.
4. Заключение. Как уже говорилось, на этом этапе лекциидолжно быть дано обобщение основных идей, поставлена далеко идущая цель, и, повозможности, должна быть сформирована длительная сильная мотивация илиположительная установка по отношению к материалу сообщения.3. Управление аудиторией
Переходим теперь к специфике непосредственной передачи сообщения вречевом аспекте, т.е. к особенностям речевого построения сообщения.
Известно, что задача сосредоточения внимания слушателей решаетсяпрежде всего вступительной частью, однако овладеть вниманием мало – необходимоудержать его на протяжении всей лекции.
Устойчивость внимания в большинстве случае является результатомслияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Одним из важнейшихусловий такого слияния является педагогическое мастерство преподавателя, атакже соответствие содержания выступления интересам и установкам аудитории.Однако устойчивость внимания зависит от ряда следующих факторов:
1. Речь должна быть хорошо организована логически.
2. Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для аудитории,удерживает внимание слушателей сильнее, чем речь, где новизна отсутствует.
3. Лекция, в содержание которой включены конфликтные ситуации, атакже в которой подача фактов или идей дана в противопоставлении, взначительной мере поддерживает внимание слушателей.
4. Конкретное в речи привлекает внимание сильнее, чем абстрактное.Поэтому с целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактныерассуждения с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.
5. Аудитория, как правило, акцентирует свое внимание на тех моментахлекции, которые «подчеркивает» преподаватель. При этом, конечно, для повторениянаиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую,оригинальную форму, избегая однообразия.
5. Во время чтения лекции преподаватель должен постоянноподдерживать зрительный контакт с аудиторией в целях воздействия на неё иполучения обратной информации от слушателей. Однако наличие зрительногоконтакта глаз отнюдь не означает, что преподаватель в данный момент видит всехи каждого. Но впечатление такого контакта с каждым слушателем создается в томслучае, если лектор во время лекции будет переводить медленно взор от однойчасти аудитории к другой, от передних рядов к задним, не оставляя без вниманияникого из слушателей. Однако не следует слишком долго задерживать взгляд наодном из слушателей, выбрав его в качестве определенного «барометра». Это можетсмутить слушателя или, наоборот, будучи польщен столь исключительным вниманием,он может реагировать слишком эмоционально на речь, невольно стараясь «угодить»преподавателю.
О сосредоточенности внимания аудитории свидетельствует тишина  взале, спокойные позы и внимательные взоры слушателей, устремленные напреподавателя. Однако, если слушатели начинают отвлекаться, глаза их теряютвыражение интереса, в аудитории поднимается легкий шум, то для восстановленияутраченного внимания следует прибегнуть к определенным приемам. Перечислимнекоторые из них.
1. Голосовые приемы. Для активизации внимания аудиториидостаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. Иногда можноиспользовать обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота или понижениетона голоса. В некоторых случаях можно использовать изменение темпа речи,особенно её замедление.
2. Жест и движения. Эмоциональный или указующий жест помогаетсосредоточить внимание аудитории. Причем движение лектора вперед, понаправлению к слушателям, как правило, усиливает внимание, в то время какдвижение назад дает определенную разрядку.
3. Пауза.  Рассчитанная и умело выдержанная пауза в серединелекции часто может оказать «гипнотизирующее» влияние на аудиторию,сосредоточивая её внимание на нужном месте речи. Нередко пауза действует дажесильнее, чем голосовые приемы.
4. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносятопределенную разрядку, обостряют внимание аудитории, заставляют её думатьвместе с преподавателем.
5. Неожиданный перерыв мысли. Как правило, внимание аудиториивосстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и,некоторое время поговорив о другом, вновь возвращается к недоговоренному ранее.Кстати, подобный прием можно использовать и для того, чтобы возвратиться к томуместу речи, которое было случайно пропущено преподавателем («Да, чуть было незабыл…»).
6. Наглядные средства. Иллюстрации, диаграммы, графики нетолько обладают информативной значимостью, но и помогают переключить иливосстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия назрительное обязательно привлекает непроизвольное внимание.
Таким образом, мы рассмотрели самые общие закономерности передачисообщений в аудиторной ситуации. Все они должны с необходимостью учитываться преподавателямив их профессиональной деятельности.
Вопросы поматериалам лекции
1. Каковы особенности лекционного сообщенияпо сравнению с передачей информации по каналам массового типа?
2. Какие виды обратной связи возможны вситуации аудиторного общения?
3. Какие операции включает в себядокоммуникативная фаза лекционного сообщения? Какие — коммуникативная фаза?
4. Назовите приёмы, повышающие уровеньвнимания слушателей лекции.
5. Какие признаки свидетельствуют о наличиивнимания у аудитории?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :