Реферат по предмету "Психология"


Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Хакасский государственныйуниверситет им. Катанова».
МПСИ
Кафедра психологии
020400 – Психология
Курсовая работа по дисциплине
«Консультативная психология»
Особенности девиантного поведенияподростков, воспитывающихся в приюте
Выполнила
5 курса
группа П – 03
Овчаренко Т.В.
Проверила:
 
Минусинск 2008 г.

Содержание
 
Введение
Глава1.Особенности девиантного поведения
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Классификация типов девиантного поведения
1.3 Причины и факторы девиантного поведения
1.4 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в
приюте
Глава 2. Исследования критериев склонности к девиантному поведению у
подростков, воспитывающихся в приюте
2.1 Программа исследования
2.2 Выявление критерий склонностей к девиантному поведению у
подростков, воспитывающихся в приюте
2.3 Сравнительная характеристика результатов диагностикисклонности к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
Актуальность исследования:
Изменения, происходящиесегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых являетсяпроблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что скаждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживаетсятенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклоненийв поведении ребенка возникают как результат политической,социально-экономической и экологической нестабильности общества, усилениявлияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи,неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением,чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка всебе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважныхситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.
Объектом исследования являются подростки, воспитывающиесяв приюте.
Предметом исследования является девиантное поведение.
Цель исследования:
Выявить различиесклонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Задачи:
1.        Проанализироватьлитературные источники по проблеме исследования.
2.        Выявитьподростков, воспитывающихся в приюте.
3.        Выявитьпоказатели склонностей к девиантному поведению у мальчиков, воспитывающихся вприюте.
4.        Выявитьпоказатели склонностей к девиантному поведению у девочек, воспитывающихся вприюте.
5.        Сравнитьпоказатели склонностей к девиантному поведению у мальчиков и девочек, воспитывающихсяв приюте.
6.        Интерпретироватьполученные результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования:
Предположим, что несуществует различий в склонности к девиантному поведению у подростков,отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте.
Методы исследования:
1.        Изучение литературныхисточников.
2.        Психодиагностическиеметоды: «Опросник Шмишека», «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел).
3.        Методыматематической обработки: критерий U – угловое преобразование Фишера.

Глава 1.Особенности девиантного поведения
 
1.1     Понятиедевиантного поведения
 
Трудные дети: что стоитза этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Длямилиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающийнеблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада –шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье своитрудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семьесчитаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-такитрудные дети? [2]
Трудные дети – это те,чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттерсчитает, что психологические трудности, а также временные эмоциональныерасстройства и нарушения поведения довольно часто встречается у большинствадетей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так изарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска.Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что с 1970-х до1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идето подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в другихразвитых странах. Общество, и прежде всего учителя и родители тратятколоссальные усилия на преодоление этих отклонений [17].
Ученые и практики кгруппе трудных детей относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженнымиспособностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различногорода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным [23].
Представителями разногорода наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определенияпонятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогическойлитературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данномобществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективесоциально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения ивоспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития исамореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [19].
В медицинской литературепод девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном общественорм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний,совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формахнервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологическойлитературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологическихи нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решенияконфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе,нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестведополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особаянеобходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и вниманиесверстников.
Несмотря на некоторыеразличия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм,принятых в данном обществе [9].
1.2     Классификациятипов девиантного поведения
Девиантное поведениеподразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение,отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной илискрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это асоциальное поведение,нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когдатакие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны инаказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят оделинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [15].
С.А. Беличеваклассифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:
·         Корыстныеориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получитьматериальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция,мошенничество и др.);
·         Агрессивнойориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство,побои, убийства, изнасилование);
·         Социально-пассивноготипа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданскихобязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение отработы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Таким образом, асоциальноеповедение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может провялятсяв различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушенийи преступлений [22].
Под отклонениями вповедении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления,которые обращают на себя внимание и настораживают воспитателей (родителей, учителей,общественность). Эти особенности поведения не просто свидетельствуют оботклонении от общепринятых норм, требований, но несут в себе зачатки, истокибудущих поступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм,требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения,развития его личности, окружающим его людям, обществу в целом [16].
Отдельные поступки незначимы сами по себе, а лишь связи с тем, какие особенности личности, тенденцияразвития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведениюребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы темсамым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие процессовили механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка.И наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху,задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка,подростка [10].
Таким образом,отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, можетрассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция)соответствующих особенностей личности, с другой – выступать в качествепроводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ееформирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е.воспитательного средства) [4].
Рассматривая поведение,как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ееразвития, мы должны помнить, что одни и те же внешние сходные особенностиповедения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психикииндивида.
Поэтому, классифицируя туили иную особенность поведения ребенка как отклонение, мы должны учитыватьусловия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, характер, возрастаи многое другое. И только после этого можно выносить то или иное суждение илитем более определять меру воздействия[24].
 Иногда ребенок буквальнозагоняется в прокрустово ложе того или иного мнения о нем, оценки егоповедения. На него навешивается соответствующий ярлык, под который подгоняетсясистема оценочных суждений о нем и характере его взаимоотношений с окружающими.Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая тяжелейшимипоследствиями. Напортив, угодные или удобные по каким либо причинам особенностиповедения (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовностьпоступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются взрослыми как положительные,поощряются ими, а ребенок преподносится коллективу в качестве образца дляподражания [8].Проявление отклонений в поведении детей и подростков, ихнравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимостиот индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий иобстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующиегруппы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующимиобстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся потому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни деятельностивообще [5].Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствамиили условиями жизни, действующими неоднократно или систематически. В последнемслучае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаютсяи проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служитьреакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявления этих реакций можетбыть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическуюситуацию и с ее устранением исчезают. Но если ситуации часто повторяются,наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологическиеобразования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения [11].
Так формируетсяактивно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение:деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменениедеятельности группы и своего собственного поведения в ней;деструктивно-компенсанаторное, когда перестройка деятельности группы и своегоповедения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особоеместо занимает компенсанаторно-иллюзорная форма поведения, когданеудовлетворение потребности и притязания, устойчивый и психологическийдискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении,одурманивания себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином,алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.
По сути дела речь идет окомпенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма илинонконформизма [12].
Можно выделить различныевиды девиантного поведения, формой выражения которых являются различного родаварианты социальной дезадаптации [13].
Девиантное поведение.
 Дезадаптивноеповедение: Асоциальное поведение:
аффективное, агрессивное, депривированное,делинквентное (противоправное), аутичное, криминогенное (преступное), суицидальное
В основе: аддиктивное, нарушениесоциализации,
В основе: социально-педагогическаянарушения психическогозапущенность, и личностного развития, деформациирегуляции поведения, психическая депривация, социальная дезадаптация, психологическийдискомфорт. десоциализация.
В отличии от этоговарианта все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрывчеловека социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградацииличности [6].
1.3     Причины ифакторы девиантного поведения
 
Отклонения в поведении детейи подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
 а)социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток, ведет себянеправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимыхпозитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильнымвоспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
б) глубоким психическимдискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательнымпсихологическим микроклиматом в семье, систематическими неуспехами в учебе,несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым,грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищейпо классу и т.д.;
в) отклонениями всостоянии психического и физического здоровья и развития, возрастнымикризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического ипсихоневрологического свойства;
г) отсутствием условийдля самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимыхсоциальных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью,отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основесоциально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личныхценностей на негативные.
Особую роль и значение вэтой цепи причин играет социально-педагогическая запущенность детей иподростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к нимокружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своейненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязнипо отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизациина основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей [21].
Недостаток позитивногосоциального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системыценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выборуподростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, чтонеизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социальногооблика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной,необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощидетям и подросткам.
Микросреда, в которойвращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в тойили иной мере с различными формами отклоняющегося по ведения и по дороге вшколу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенноблагоприятную обстановку для появления в сфере морали и поведения создаетгородская среда с ее аномальностью, безличным характером взаимоотношений междулюдьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательновлияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционныхнорм ценностей, отсутствием твердыхо бразцов поведения и моральных границ,ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося исаморазрушающегося поведения в подростковой среде [7].
Наблюдающийся кризиссистемы ценностей, вымывание общепринятых правил и норм поведения привели к тому,что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплениюбогатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитиесоответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения(особенно интенсивно через средства массовой информации) [3].
Потребительская идеологиястала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем ужезависит не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или инымиценностями. При этом средствам и способам такого благополучия не придаетсязначения. Таким образом, подросток часто может видеть и слышать, как происходитнезаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счетдругой. Некоторые из них остигают не только материального успеха, но и получаютпризнание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, невстречая сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных исоциальных ориентиров и идеалов подростков.
Факторы, порождающиеразличные формы отклонений.
а) внешние факторы риска;
б) внутренние факторыриска.
Внешние факторы.
1.        Процессы,происходящие в обществе:
Отсутствие яснойпозитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественныхценностей.
Несовершенство законов иработы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений.
Безработица (явная искрытая).
Отсутствие социальных гарантийи государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми.
Разрушение и кризистрадиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских июношеских организаций, семьи и школы).
Пропаганда насилия ижестокости через средства массовой информации.
Отсутствие своевременнойи квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявить физические ипсихические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им соответствующуюпомощь.
 Недоступность для детей качественногобесплатного дополнительного образования (кружков, секций и др.).
Доступность табака, алкоголя,наркотиков.
2.        Состояние семьи,ее атмосфера:
Неполная семья.
Материальное положениесемьи (как бедность, так и богатство).
Низкийсоциально-культурный уровень родителей.
Стиль воспитания в семье(отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, ихбезнаказанность и бесправие ребенка).
Отрицание самооценкиребенка.
Недостаток или избытокудовлетворение потребностей ребенка.
Злоупотреблениеродителями алкоголя, наркотиков и др.
Попустительское отношениеродителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3.        Несовершеннаяорганизация внутришкольной жизни:
Несовершенствоорганизации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальнаяобеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы ссемьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитаниемребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отменауроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детскихорганизаций в школе.
Профессиональнаянесостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастнойпсихологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе«ученик – учитель»; необъективный подход к оценки знаний учащихся, навешиваниеярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).
Внедрение новыхнесовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, какследствие, непонимание «чему и как учить?».
Низкий уровень развития иучебной мотивации детей, поступающих в школу.
Внутренние факторы.
К ним относятся: ощущениесобственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе,недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критически мыслить ипринимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать своичувства и реакции на себя самого и других людей [25].
 
1.4 Психологическиеособенности подростков, воспитывающихся в приюте
 
Известно, что дети с раннеговозраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по рядусущественных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихсяв семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своихсверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим нетолько резко отстают от своих одногодок, но и от более младших детей. Ксожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всегошкольного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставаниявозникают достаточно рано, еще в дошкольном возрасте, и в силу отсутствияпостоянной работы по их преодолению, как в дошкольном, так и в школьном детствене только, как правило, не исчезают, но и усугубляются [26].
Как правило, в СРО длянесовершеннолетних поступают дети с нарушением эмоционально-психической сферы:эмоционально неустойчивые, непредсказуемые в своих действиях, неспособныеадекватно оценивать свое поведение. Дети пребывают в стрессовом состоянии:высокая тревожность, раздражительность, враждебность или замкнутость,недоверие, заторможенность. Основная часть подростков с низким интеллектуальнымуровнем. Почти все курят, пробовали алкоголь, стоят на учете в ОДН. Большиствудетей свойственно ощущение собственной незначительности и ненужности, низкая самооценка,неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумениекритически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей. Все этоявляется результатом неправильного семейного воспитания и служит предпосылкойформирования девиантного поведения [27].

Глава 2. Исследования критерий склонностей кдевиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте
 
2.1 Программаисследования
 
Исследование проводилосьс двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляютподростки от 14 до 17 лет мужского пола. Вторую группу составляют подростки от14 до 17 лет женского пола. Все подростки воспитываются в социально-реабилитационномотделении для несовершеннолетних (приюте).
Исследование проводилосьпри помощи двух методик: «Опросник Шмишека» и «Определение склонностей котклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
«Опросник Шмишека»предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основойопросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, которыйсчитает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные идополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случаеяркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера.Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названыЛеонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял местомежду психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматриватьв качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторовакцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуруличности.
«Опросник Шмишека» содержит10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типамиакцентуированных личностей: демонстративный тип, застревающий тип, педантичныйтип, возбудимый тип, гипретимный тип, дистимный тип, тревожный тип,экзальтированный тип, эмотивный тип, циклотимный тип [18].
Методика «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал:
1.Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала.). Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аугаагрессивного поведения.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
7.                Шкала склонности к деликвентному поведению. Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка [20].
 
2.2 Выявление критерийсклонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте
 
Выявив подростков, воспитывающихся в приюте, мы можем разделить их на группы (См. Таблицу 1).

Таблица 1.
Группы испытуемых, различающихся по половому признаку.
1 группа
2 группа
Испытуемые мужского пола
Возраст,
лет
Испытуемые женского пола
Возраст,
лет
№1
15
№16
16
№2
14
№17
16
№3
17
№18
17
№4
15
№19
14
№5
14
№20
14
№6
16
№21
17
№7
16
№22
15
№8
17
№23
16
№9
14
№24
14
№10
15
№25
14
№11
15
№26
15
№12
17
№27
16
№13
15
№28
17
№14
14
№29
14
№15
14
№30
14
 
Как видно из Табл. 1. подростков в возрасте 14 – 17 лет мы можем разделить на две группы: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки.
Анализируя полученные данные по выявлению подростков по половому признаку мы можем сделать следующие выводы (См. Таблицу 2).
 
Таблица 2.
Количество испытуемых в группах испытуемых, различающихся по половому признаку.
Пол
Количество
человек
%
Мальчики
15
50
Девочки
15
50
 

Как видно из Таблицы 2 мальчиков 15 человек, что составляет 50%, девочек 15 человек, что составляет 50%.
При помощи методики «Опросник Шмишека» выявим у двух групп испытуемых типы акцентуации личности (см. Таблицу 3).
 
Таблица 3. Типы акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте.
мальчики
Ис-мые
Дем.
бал.
Застр.
бал.
Педан.
бал.
Возбуд.
бал.
Гипер.
бал.
Дист.
бал.
Трев.
бал.
Экз.
бал.
Эмот.
бал.
Цик.
бал.
№1
10
14
12
12
9
9
9
24
12
15
№2
10
22
14
18
9
12
15
24
24
24
№3
18
10
14
18
18
18
24
18
18
№4
10
10
10
6
9
6
12
15
9
№5
22
20
12
21
18
12
12
24
21
21
№6
18
16
12
24
21
6
9
12
15
18
№7
18
18
14
15
9
12
9
6
18
12
№8
20
14
10
18
18
6
15
24
24
12
№9
8
14
12
21
15
12
18
18
15
24
№10
16
16
18
15
18
3
6
18
18
18
№11
16
14
22
12
15
12
9
24
15
21
№12
10
12
14
15
15
18
9
24
15
21
№13
12
10
8
18
18
12
9
18
15
15
№14
18
12
10
18
24
9
15
18
9
24
№15
2
14
15
12
9
12
12
12
15
15
Критич.
значение.
Всего
1
1
1
3
2
7
3
6
%
6,6
6,6
6,6
20
13,3
46,6
20
40
Девочки
Ис-мые
Дем.
бал.
Застр.
бал.
Педан.
бал.
Возбуд.
бал.
Гипер.
бал.
Дист.
бал.
Трев.
бал.
Экз.
бал.
Эмот.
бал.
Цик.
бал.
№16
14
8
14
18
15
6
21
24
15
18
№17
18
14
14
21
12
12
12
24
15
21
№18
6
10
14
9
15
3
6
9
9
№19
8
10
16
15
19
9
24
15
15
№20
14
16
18
15
21
6
12
18
15
15
№21
18
14
12
12
24
12
6
18
18
18
№22
16
8
12
18
12
9
12
18
18
15
№23
6
10
6
15
6
6
9
18
18
15
№24
16
14
10
15
21
15
9
24
21
21
№25
10
18
12
21
12
21
18
18
15
21
№26
14
18
12
18
18
12
12
24
15
18
№27
10
14
10
15
18
9
6
15
6
№28
18
12
10
21
9
6
3
18
18
18
№29
9
20
8
24
24
12
15
18
21
24
№30
12
18
20
21
24
12
21
24
24
21
Критич.
значение.
Всего
5
5
1
2
6
3
5
%
33,3
33,3
6,6
13,3
40
20
33,3
 
Как видно из Таблицы 3 в группе мальчиков имеют: демонстративный тип – 1 человек (6,6%), застревающий тип – 1 человек (6,6 %), педантичный тип – 1 человек (6,6 %), возбудимый тип – 3 человека (20 %), гипертимный тип – 2 человека (13,3 %), дистимический тип – 0 человек (0%), тревожный тип – 0 человек (0%), экзальтированный тип – 7 человек (46,6 %), эмотивный тип – 3 человека (20 %), циклотимный тип – 6 человек (40%) акцентуации личности; группе девочек имеют: демонстративный тип – 0 человек (0%), застревающий тип – 0 человек (0 %), педантичный тип – 0 человек (0 %), возбудимый тип – 5 человек (33,3 %), гипертимный тип – 5 человек (33,3 %), дистимический тип – 1 человек (6,6%), тревожный тип – 2 человека (13,3%), экзальтированный тип – 6 человек (40 %), эмотивный тип – 3 человека (20 %), циклотимный тип – 5 человек (33,3 %) акцентуации личности;

/> 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1.
 
Уровни типов акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис.1 группе мальчиков преобладает уровень экзальтированного типа акцентуации личности; в группе девочек преобладает уровень экзальтированного типа акцентуации личности.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности (См. Таблицу 4).
 
Таблица 4.
Уровень склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60-89
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60-89
Т -бал.
№1
 
55
 
№16
 
55
 
№2
 
58
 
№17
 
58
 
№3
 
50
 
№18
 
 
65
№4
 
55
 
№19
35
 
 
№5
 
50
 
№20
 
55
 
№6
 
 
24
№21
 
 
62
№7
 
58
 
№22
 
55
 
№8
44
 
 
№23
 
50
 
№9
 
58
 
№24
 
 
58
№10
 
50
 
№25
 
55
 
№11
 
55
 
№26
 
 
62
№12
 
55
 
№27
 
58
 
№13
 
 
70
№28
 
56
 
№14
 
58
 
№29
 
50
 
№15
 
 
62
№30
 
55
 
Кол-во
1
11
3
Кол-во
1
10
4
%
6,6
73,3
20
%
6,6
66,7
26,7
 
 Как видно из Таблицы 4 в группе мальчиков имеют: низкий уровень -1 человек (6,6 %), средний уровень – 11 человек (73,3 %), высокий уровень – 3 человека (20 %) склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности; в группе девочек имеют: низкий уровень -1 человек (6,6 %), средний уровень – 10 человек (66,7 %), высокий уровень – 4 человека (26,7 %) склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности.
 
/> 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2
 
Уровень склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности у подростков, воспитывающихся в приюте.  Как видно из Рис. 2 группе мальчиков преобладает средний уровень склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности; в группе девочек преобладает средний уровень склонности к девиантному поведению: установка к социальной желательности. При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил (См. Таблицу 5).
 
Таблица 5. Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60-70
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60-70
Т -бал.
№1
40
 
 
№16
40
 
 
№2
40
 
 
№17
46
 
 
№3
 
50
 
№18
43
 
 
№4
 
50
 
№19
 
56
 
№5
34
 
 
№20
37
 
 
№6
37
 
 
№21
 
53
 
№7
 
58
 
№22
 
53
 
№8
 
50
 
№23
46
 
 
№9
 
58
 
№24
 
59
 
№10
 
50
 
№25
46
 
 
№11
34
 
 
№26
27
 
 
№12
43
 
 
№27
34
 
 
№13
 
50
 
№28
43
 
 
№14
46
 
 
№29
40
 
 
№15
46
 
 
№30
37
 
 
Кол-во
8
7
Кол-во
11
4
%
53,3
46,7
%
73,3
26,7
 

Как видно из Таблицы 5 в группе мальчиков имеют: низкий уровень — 8 человек (53,3 %), средний уровень – 7 человек (46,7 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил; в группе девочек имеют: низкий уровень -11 человек (73,3 %), средний уровень – 4 человека (26,7 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил.
 
/> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.
 
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис. 3 в группе мальчиков преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил; в группе девочек преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению социальных норм и правил.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению (См. Таблицу 6).
 
Таблица 6. Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
№1
 
50
 
№16
42
 
 
№2
39
 
 
№17
35
 
 
№3
39
 
 
№18
44
 
 
№4
 
53
 
№19
 
64
 
№5
44
 
 
№20
42
 
 
№6
33
 
 
№21
46
 
 
№7
3
 
 
№22
 
59
 
№8
 
55
 
№23
 
57
 
№9
37
 
 
№24
48
 
 
№10
44
 
 
№25
37
 
 
№11
39
 
 
№26
30
 
 
№12
35
 
 
№27
37
 
 
№13
48
 
 
№28
44
 
 
№14
 
50
 
№29
46
 
 
№15
46
 
 
№30
44
 
 
Кол-во
11
4
Кол-во
12
3
%
73,3
26,7
%
80
20
 
Как видно из Таблицы 6 в группе мальчиков имеют: низкий уровень — 11 человек (73,3 %), средний уровень – 4 человека (26,7 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению; в группе девочек имеют: низкий уровень -12 человек (80 %), средний уровень – 3 человека (20 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению.

/> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.
 
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис. 4 в группе мальчиков преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению; в группе девочек преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (См. Таблицу 7).
 
Таблица 7.Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
№1
40
 
 
№16
43
 
 
№2
37
 
 
№17
43
 
 
№3
 
51
 
№18
 
56
 
№4
 
56
 
№19
 
56
 
№5
35
 
 
№20
48
 
 
№6
48
 
 
№21
45
 
 
№7
 
59
 
№22
 
51
 
№8
 
54
 
№23
 
51
 
№9
40
 
 
№24
 
59
 
№10
 
56
 
№25
 
51
 
№11
37
 
 
№26
40
 
 
№12
35
 
 
№27
37
 
 
№13
45
 
 
№28
 
54
 
№14
48
 
 
№29
 
54
 
№15
 
59
 
№30
 
59
 
Кол-во
9
6
Кол-во
6
9
%
60
40
%
40
60
 
Как видно из Таблицы 7 в группе мальчиков имеют: низкий уровень — 9 человек (60 %), средний уровень – 6 человек (40 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; в группе девочек имеют: низкий уровень -6 человек (40 %), средний уровень – 9 человека (60 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
/> 
 
 
 
 
 
 
 

            Рис. 5.
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис. 5в группе мальчиков преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; в группе девочек преобладает средний уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию (См. Таблицу 8).
 
Таблица 8.Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-70
Т -бал.
В. ур.
70 и б.
Т -бал.
№1
36
 
 
№16
41
 
 
№2
29
 
 
№17
29
 
 
№3
39
 
 
№18
46
 
 
№4
 
55
 
№19
46
 
 
№5
46
 
 
№20
46
 
 
№6
34
 
 
№21
46
 
 
№7
 
58
 
№22
48
 
 
№8
46
 
 
№23
 
55
 
№9
34
 
 
№24
 
62
 
№10
36
 
 
№25
 
51
 
№11
27
 
 
№26
31
 
 
№12
41
 
 
№27
29
 
 
№13
41
 
 
№28
48
 
 
№14
41
 
 
№29
 
53
 
№15
 
53
 
№30
 
55
 
Кол-во
12
3
Кол-во
10
5
%
80
20
%
66,7
33,3
 
Как видно из Таблицы 8 в группе мальчиков имеют: низкий уровень — 12 человек (80 %), средний уровень – 3 человека (20 %), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию; в группе девочек имеют: низкий уровень — 10 человек (66,7 %), средний уровень – 5 человек (33,3%), высокий уровень – 0 человек (0 %) склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию.
 
/> 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 6.
 
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис. 6 в группе мальчиков преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию; в группе девочек преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций (См. Таблицу 9).
Таблица 9. Уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
В. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
Низ.ур
60-70
Т -бал.
испытуемые
В. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
Низ.ур
60-70
Т -бал.
№1
30
 
 
№16
 
 
62
№2
33
 
 
№17
40
 
 
№3
40
 
 
№18
44
 
 
№4
 
 
62
№19
 
51
 
№5
 
51
 
№20
 
 
69
№6
33
 
 
№21
 
51
 
№7
 
 
62
№22
 
 
62
№8
 
51
 
№23
 
 
62
№9
44
 
 
№24
 
 
65
№10
44
 
 
№25
48
 
 
№11
40
 
 
№26
33
 
 
№12
 
51
 
№27
37
 
 
№13
33
 
 
№28
40
 
 
№14
 
 
62
№29
 
 
62
№15
 
58
 
№30
37
 
 
Кол-во
8
4
3
Кол-во
7
2
6
%
53,3
26,7
20
%
46,7
13,3
40
 
Как видно из Таблицы 9. в группе мальчиков имеют: низкий уровень – 3 человека (20 %), средний уровень – 4 человека (26,7 %), высокий уровень – 8 человек (53,3 %) склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций; в группе девочек имеют: низкий уровень – 6 человек (40 %), средний уровень – 2 человека (13,3 %), высокий уровень – 7 человек (46,7 %) склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций;

 
/> 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 7.
 
Уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис.7 в группе мальчиков преобладает высокий уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций; в группе девочек преобладает высокий уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций.
При помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)» выявим у двух групп испытуемых уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению (См. Таблицу 10).
 
Таблица 10.
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
 
мальчики
девочки
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60 и б.
Т -бал.
испытуемые
Низ. ур.
50 и меньше
Т – бал.
Ср. ур.
50-60
Т -бал.
В. ур.
60 и б.
Т -бал.
№1
18
 
 
№16
41
 
 
№2
39
 
 
№17
37
 
 
№3
34
 
 
№18
46
 
 
№4
 
 
62
№19
 
 
64
№5
41
 
 
№20
41
 
 
№6
32
 
 
№21
39
 
 
№7
 
57
 
№22
 
53
 
№8
48
 
 
№23
 
53
 
№9
37
 
 
№24
 
53
 
№10
43
 
 
№25
41
 
 
№11
39
 
 
№26
32
 
 
№12
43
 
 
№27
39
 
 
№13
48
 
 
№28
37
 
 
№14
46
 
 
№29
 
50
 
№15
46
 
 
№30
48
 
 
Кол-во
13
1
1
Кол-во
10
4
1
%
86,7
6,7
6,7
%
66,7
26,6
6,7
 
Как видно из Таблицы 10 в группе мальчиков имеют: низкий уровень — 13 человек (86,7 %), средний уровень – 1 человек (6,7 %), высокий уровень – 1 человек (6,7 %) склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению; в группе девочек имеют: низкий уровень — 10 человек (66,7 %), средний уровень – 4 человека (26,6 %), высокий уровень – 1 человек (6,7 %) склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению.
 
/> 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.
Уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Как видно из Рис.8 в группе мальчиков преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению; в группе девочек преобладает низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению.
 
2.3 Сравнительнаяхарактеристика результатов диагностики  склонности к девиантному поведению уподростков,  воспитывающихся в приюте.
 
Данные, выявленные при помощи методики «Опросник Шмишека» можно сравнить при помощи сводной таблицы (См. Таблицу 11).
 
Таблица 11.Сводная таблица типов акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте.
группы
Типы акцентуации личности
Количество человек
%
мальчики
Экзальтированный
7
46,6
Демонстративный
1
6,6
Застревающий
1
6,6
Педантичный
1
6,6
девочки
Экзальтированный
6
40
Дистимный
1
6,6
 
Как видно из Таблицы 11 группе мальчиков свойственен высокий критерий типа акцентуации личности: экзальтированный – 7 человек (46,6 %), низкий критерий типа акцентуации личности: демонстративный – 1 человек (6,6 %), застревающий — 1 человек (6,6 %), педантичный — 1 человек (6,6 %); группе девочек свойственен высокий критерий типа акцентуации личности: экзальтированный – 6 человек (40 %), низкий критерий типа акцентуации личности: дистимный – 1 человек (6,6 %). Данные, выявленные при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) можно сравнить при помощи сводной таблицы (См. Таблицу 12).
 
Таблица 12. Сводная таблица типов склонности к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Установка на соц. жел-сть
1
6,6
1
6,6
11
73,3
10
66,7
3
20
4
26,7
Скл-сть к преод. норм и правил
8
53,3
11
73,3
7
46,7
4
26,7
Скл-сть к ад-му поведению
11
73,3
12
80
4
26,7
3
20
Скл-сть к самопов-му и самораз-му поведению
9
60
6
40
6
40
9
60
Склон-сть к агрессии и насилию
12
80
10
66,7
3
20
5
33,3
Волевой контроль эмоц. реакций
3
20
6
40
4
26,7
2
13,3
8
53,3
7
46,7
Скл-ть к делик-му поведению
13
86,6
10
66,7
1
6,7
4
26,6
1
6,7
1
6,7
 
Как видно из Таблицы 12 группе мальчиков свойственен: средний уровень склонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 11 человек (73,3 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 8 человек (53,3 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 11 человек (73,3 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению -9 человек (60 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 12 человек (80 %), высокий уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 8 человек (53,3 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 13 человек (86,6 %); группе девочек свойственен: средний уровень склонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 10 человек (66,7 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 11 человек (73,3 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 12 человек (80 %), средний уровень склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — 9 человек (60 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 10 человек (66,7 %), высокий уровень склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 7 человек (46,7 %), низкий уровень склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 10 человек (66,7 %).
Проведем статистическуюобработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в склонностик девиантному поведению у подростков, отличающихся по половому признаку,воспитывающихся в приюте при помощи критерия U – углового преобразования Фишера.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте по типам акцентуации личности с помощью критерия U – углового преобразования Фишера(см. Приложение 1.).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Опросник Шмишека», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера,выявилось, что между группами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте несуществует различий по типам акцентуации личности.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: установка на социальнуюжелательность при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 2).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм иправил при помощи критерия U –углового преобразования Фишера (см. Приложение 3).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивномуповедению при помощи критерия U –углового преобразования Фишера (см. Приложение 4).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 5).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилиюпри помощи критерия U – угловогопреобразования Фишера (см. Приложение 6).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональныхреакций при помощи критерия U –углового преобразования Фишера (см. Приложение 7).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций.
Проверим, существуют лиразличия у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению: склонность к деликвентномуповедению при помощи критерия U –углового преобразования Фишера (см. Приложение 8).
При обработке данных,полученных при помощи методики «Определение склонностей к отклоняющемусяповедению» (А.Н. Орел), с помощью критерия U – углового преобразования Фишера, выявилось, что междугруппами мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению.
Проведенное исследованиепозволяет сделать следующие выводы:
1.        для группмальчиков, воспитывающихся в приюте характерно:
·          высокий критерийтипа акцентуации личности: экзальтированный – 7 человек (46,6 %),
·          низкий критерийтипа акцентуации личности: демонстративный – 1 человек (6,6 %),
·          застревающий — 1человек (6,6 %),
·           педантичный — 1человек (6,6 %)
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 8человек (53,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению -9 человек (60 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 12 человек(80 %),
·           высокий уровеньсклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 8человек (53,3 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 13человек (86,6 %).
2.        для группдевочек, воспитывающихся в приюте характерно:
·          высокий критерийтипа акцентуации личности: экзальтированный – 6 человек (40 %),
·           низкий критерийтипа акцентуации личности: дистимный – 1 человек (6,6 %),
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 10человек (66,7 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 12человек (80 %),
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению — 9 человек (60 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 10 человек(66,7 %),
·          высокий уровеньсклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 7человек (46,7 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 10человек (66,7 %).
3.        не существуетразличий у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте по типам акцентуации личности.
4.        не существуетразличий у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся вприюте в склонности к девиантному поведению.

Заключение
В данной курсовой работерассматривалась тема: «Особенности девиантного поведения у подростков,воспитывающихся в приюте». В теоретической части рассматривалось: особенностидевиантного поведения, понятие девиантного поведения, классификация типовдевиантного поведения, причины и факторы девиантного поведения, психологическиеособенности подростков, воспитывающихся в приюте. В практической частипроводилось исследование при помощи методик: «Опросник Шмишека» и «Определениесклонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
При анализе полученныхданных выяснилось, что:
Для групп мальчиков,воспитывающихся в приюте характерно:
·          высокий критерийтипа акцентуации личности: экзальтированный – 7 человек (46,6 %),
·          низкий критерийтипа акцентуации личности: демонстративный – 1 человек (6,6 %),
·          застревающий — 1человек (6,6 %),
·           педантичный — 1человек (6,6 %)
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 8человек (53,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению -9 человек (60 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 12 человек(80 %),
·           высокий уровеньсклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 8человек (53,3 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 13человек (86,6 %).
Для групп девочек,воспитывающихся в приюте характерно:
·          высокий критерийтипа акцентуации личности: экзальтированный – 6 человек (40 %),
·           низкий критерийтипа акцентуации личности: дистимный – 1 человек (6,6 %),
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность – 10человек (66,7 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил – 11человек (73,3 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению – 12человек (80 %),
·          средний уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению — 9 человек (60 %),
·          низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию- 10 человек(66,7 %),
·          высокий уровеньсклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций – 7человек (46,7 %),
·           низкий уровеньсклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению – 10человек (66,7 %).
Не существует различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте потипам акцентуации личности.
Не существует различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению.
Выдвинутая в началекурсовой работы гипотеза: «Предположим, что не существует различий в склонностик девиантному поведению у подростков, отличающихся по половому признаку,воспитывающихся в приюте» подтвердилась полностью.

Список литературы
 
1.   Алемаскин М.А.Воспитательная работа с подростками. – М., 1979. 153с.
2.   Анисимов Л.Н.Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 1988. 78с.
3.   АрхангельскийЛ.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. – М., 1978. 107 с.
4.   Баженов В.Г.Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев,1986. 210 с.
5.   Башкатов И.П.Психология групп несовершеннолетних нарушителей. – М., 1993.98 с.
6.   Башкатов И.П.Социально-психологичекие особенности развития криминогенных групп подростков //Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под ред.С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985. 114 с.
7.   Бородин С.В.Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. – М., 1990.123 с.
8.   Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.68 с.
9.   Волспитаниетрудного ребенка. Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. – М.,2006. 240 с.
10. Гернет М.И.Социальные факторы преступности. – М., 1985. 197 с.
11. Голоднюк М.Н.,Зубкова В.И. Предупреждение преступности. – М., 1990. 218 с.
12. Ермаков В.Д.Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных снедостатками семейного воспитания. –М., 1981. 113 с.
13. Заика Е.В.,Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологические характеристики личности подростка сотклоняющемся поведением // Вопросы психологии.- 1990. — №4. с.11.
14. Захаров А.И. Как предупредитьотклонение в поведении ребенка. – М., 1986. 165 с.
15. Колесов Д.В.Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982. 64 с.
16. Коряков Г.А.Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанниковдетского дома // Научно-практические проблемы школьной психологической службы.– М., 1987. – Т.II. 365 с.
17. Королев В.В.Психологические отклонения у подростков – нарушителей. – М., 1992. 93 с.
18. Личко А.Е.Психопатологии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. 453 с.
19. Мудрик А.В.Социализация и «смутное время». – М., 1991. 164 с.
20. Овчарова Р.В.Практическая психология образования. – М., 2007. 446 с.
21. Раттер М. Помощьтрудным детям. – М., 1987. 362 с.
22. Тарас А.Е.Предупреждение отклоняющегося в поведении учащихся. – Минск, 1986. 352 с.
23. Татаренко В.Я.Семья и формирование личности. – М., 1987. 163 с.
24. Троханов Ю.П.,Заярная И.И., Жедунова Л.Г. Социально-психологические проблемы семьи и здоровьядетей // Вестник медицины и формации. – 1995. — №3, с.6.
25. Щекочихин Ю.П.Трудный подросток. – М., 1986. 211 с.
26. Юферева Т.Н.Особенности формирования психологии пола у подростков, воспитывающихся в семьеи в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. – М.,1982. 89с.
27. Яновская М.Г.Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1986.146 с.

Приложение 1
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте потипам акцентуации личности.
группы
Типы акцентуации личности
Количество человек
%
мальчики
Экзальтированный
7
46,6
Демонстративный
1
6,6
Застревающий
1
6,6
Педантичный
1
6,6
девочки
Экзальтированный
6
40
Дистимный
1
6,6
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (46,6 % – 40 %) * 6 * 7 =(1,503 – 1,369) *42 = 0,134 * 1,8 = 0,24
6 +7 13
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
0,24 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий по типамакцентуации личности.

Приложение 2
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Установка на соц. жел-сть
1
6,6
1
6,6
11
73,3
10
66,7
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (73,3 % – 66,7 %) * 11 * 10= (2,056 – 1,911) *110 = 0,145 * 2,3 = 0,33
11 +10 21
U = 1,64 (p 0,05)
 2,31 (p 0,01)
 0,33 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: установка на социальную желательность.

Приложение 3
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Скл-сть к преод. норм и правил
8
53,3
11
73,3
7
46,7
4
26,7
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (73,3 % – 53,3 %) * 11 * 8 =(2,056 – 1,637) *88 = 0,419 * 2,15 = 0,9
11 + 8 19
U = 1,64 (p 0,05)
 2,31 (p 0,01)
 0,9 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к преодолению норм и правил.

Приложение 4
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению.
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Скл-сть к ад-му поведению
11
73,3
12
80
4
26,7
3
20
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (80 % – 73,3 %) * 11 * 12 =(2,214 – 2,056) *132 = 0,158 * 2,4 = 0,37
11 + 1223
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
0,37 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению.

Приложение 5
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуповедению
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Скл-сть к самопов-му и самораз-му поведению
9
60
6
40
6
40
9
60
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (60 % – 60 %) * 9 * 9 =(1,772 – 1,772) *81 = 0 * 2,12 = 0
9 + 918
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
0 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к самоповреждающему исаморазрушающему поведению.

Приложение 6
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Склон-сть к агрессии и насилию
12
80
10
66,7
3
20
5
33,3
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (80 % – 66,7 %) * 12 * 10 =(2,214 – 1,911) *120 = 0,303 * 2,33 = 0,71
12 + 10 22
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
0,71 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к агрессии и насилию.

Приложение 7
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Волевой контроль эмоц. реакций
3
20
6
40
4
26,7
2
13,3
8
53,3
7
46,7
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (53,3 % – 46,7 %) * 8 * 7 =(1,637 – 1,505) *56 = 0,132 * 1,93 = 0,25
8 + 7 15
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
0,25 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: волевой контроль эмоциональных реакций.

Приложение 8
Выявление различий уподростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте всклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению
шкалы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Скл-ть к делик-му поведению
13
86,6
10
66,7
1
6,7
4
26,6
1
6,7
1
6,7
U = ( U1 – U2) * n1 *n2
n1+n2
U = (86,8 % – 66,7 %) * 13 * 10= (2,398 – 1,911) *130 = 0,487 * 2,37 = 1,15 13 + 10 23
U = 1,64 (p 0,05)
2,31 (p 0,01)
1,15 1,64 2,31
U U
Ответ: между группамимальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте, не существует различий всклонности к девиантному поведению: склонность к деликвентному поведению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация, стили управления деятельностью организационно-исполнительной власти. Влияние на эффективность управления, на примере комитета по экономической политике Ханты-Мансийского Автономного Округа
Реферат Анализ и классификация возможных воздействий на психическое состояние гипноза
Реферат Терзания сбытовой цепочки
Реферат Рекреационные ресурсы Южной Европы
Реферат Опыты Саньяка, Майкельсона – Гаэля, Миллера
Реферат Определение демографической политики
Реферат Зачатие и развитие эмбриона человека внутри матки (расписано по- неделям)
Реферат Краевые задачи для алгоритмов приближённого построения заданного режима термообработки проволок на встречных курсах
Реферат Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.
Реферат Екологічна оцінка природних умов басейну річки Рудка Волинська область
Реферат Анализ философских идей Фридриха Ницше
Реферат The Crusible Essay Research Paper Social deterioration
Реферат Анализ снабжения хозяйства ветеринарными товарами, порядок приобретения, учета, хранения и списа
Реферат Реалізація фізичного виховання шляхом використання методу організації діяльності і формування досвіду поведінки
Реферат Актуальные проблемы российско-американских отношений