Реферат по предмету "Психология"


Основные психологические проблемы спортсменов

Введение
А.Ц. Пуни, К.П. Жаров, П.А. Рудик,Е.П. Ильин уделяли большое внимание вопросам волевой подготовки. Волеваяподготовка — одна из важнейших сторон психологической подготовки спортсмена. Онанаправлена на формирование воли как высшего сознательного саморегулированиячеловеком своего поведения и деятельности, связанного с затратой волевых усилийпри преодолении препятствий и для достижения поставленной цели. Спортсмендолжен управлять своими действиями, мыслями, переживаниями для достижениявысоких результатов в избранном виде спорта, опираясь на определенные волевыекачества, которые обеспечили бы ему успех.
Для определения уровня волевойподготовленности спортсменов было проведено исследование с участием 40спортсменов, из них 20 — занимающихся дзюдо и 20 — пулевой стрельбой.
Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевойподготовленности спортсменов была использована методика «Самооценкаволевых качеств студентов-спортсменов», разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результатыметодики были обработаны по шкалам: «Целеустремленность», «Смелостьи решительность», «Настойчивость и упорство», «Инициативностьи самостоятельность», «Самообладание и выдержка».
По шкале «Целеустремленность»у стрелков средний уровень результатов как по выраженности (19,1±0,84), так ипо генерализованности (19,25±0,95) свидетельствует о наличии у спортсменовясных целей и задач, способности намечать еще более высокие и сложные цели, атак же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оцениватьрезультаты своих действий, корректировать решаемые задачи. Низкий уровеньразвитости целеустремленности у дзюдоистов (выраженность: 18,55±0,88,генерализованность (17,75±0,87) показывают, что у спортсменов не в полной мерепроявляются и другие волевые качества, особенно при встрече с трудностями,требующими проявления волевых усилий. Поэтому целеустремленность занимаетособое положение в волевой подготовке спортсменов, является связующим звеном вволевой деятельности, объединяя все волевые качества, повышая эффективность ихпроявления.
По шкале «Смелость ирешительность» стрелки и дзюдоисты продемонстрировали средний показательвыраженности (19±0,81 против 19,2±0,93; Р>0,05) и генерализованности (22,3±0,99против 22,55±0,75; Р>0,05) свидетельствует о способности спортсменовсамостоятельно и своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросови задач, возникающих в процессе деятельности, реализации решений в напряженныемоменты борьбы (стрельбы), не боясь принять на себя ответственность, активнодействовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительность исмелость способствуют выполнению сложного технического приема. По шкале «Настойчивостьи упорство» результаты дзюдоистов на среднем уровне.
Показатель выраженности (19,25±0,92)говорит о проявлении воли в достижении намеченной цели, преодолениипрепятствий, несмотря на временные неудачи. Показатель генерализованности (19,25±0,93)свидетельствует о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностейв любом деле, не только в спорте. Можно сказать, что дзюдоисты успешносовмещают занятия спортом с учебой, работой, что требует от них высокой личнойответственности. Низкий уровень выраженности (18,85±0,8) и генерализованности (18,65±1,17)у стрелков может свидетельствовать о том, что им сложнее, чем дзюдоистампереносить неудачи и поражения, а во время соревнований им сложнее поборотьнарастающее утомление. Не все стрелки способны бороться до конца, через «немогу», когда ситуацию невозможно изменить. Конечно, сказывается то, чтоборьба характеризуется непосредственным контактом с соперником, а в стрельбенет.
По шкале «Инициативность исамостоятельность» средний уровень выраженности (23,45±0,75; P>0,05) исредний генерализованности (22,25±0,54; P>0,05) у дзюдоистов свидетельствуето проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать своюдеятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей, но ононеустойчиво проявляется, что порой может негативно повлиять на исходсоревнований, если спортсмен нуждается в помощи тренера в сложной обстановке, аего нет рядом. Стрелки же, наоборот, зная свои индивидуальные особенности ивидя, что что-то идет не так, меняют намеченный план (тактику) самостоятельно,что повышает их спортивное мастерство. Это видно по результатам выраженности (19,5±1,13)и генерализованности (21,7±1,01) волевых качеств (инициативности исамостоятельности).
По шкале «Выдержка исамообладание» стрелки продемонстрировали средний уровень. Об этомсвидетельствуют результаты выраженности (23,05±0,59 P>0,05) игенерализованности (24,15±0,65; P>0,05) качеств. Это говорит о способностиуправлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоциональноговозбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей,неудач и других неблагоприятных факторов. Дзюдоистами были продемонстрированыпоказатели ниже, чем у стрелков, но так же относящиеся к среднему уронювыраженности (20,15±0,93) и генерализованности (20,00±0,98). Выдержка исамообладание во всем многообразии проявляются в условиях соревнований,особенно в поединках с равным соперником (дзюдо) и в финале (стрельба), когданеобходимо правильно распределить свои силы, реализовать намеченный тактическийплан. В пылу соревновательного азарта спортсмен рассуждает здраво, управляетчувствами и действиями и составляют психологическую сущность выдержки исамообладания.
Для эффективности волевойподготовки необходимо воспитывать все волевые качества, но упор делать на тех,которые являются ведущими в избранном виде спорта.
Волевые качества «инициативностьи самостоятельность» у спортсменов-дзюдоистов выражены больше, чем успортсменов-стрелков. По мнению Ф. Генова данные качества являются ведущимиволевыми качествами в борьбе.
Волевые качества «выдержкаи самостоятельность» имеют большую выраженность у представителейстрелкового спорта.А.Ц. Пуни выделяет эти качества, как ведущие в данном видеспорта.К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации какпсихического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: «фрустрация- состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний иповедения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно такпонимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решениюзадачи».
Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил,Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили, что спортсмены находятся всостоянии фрустрации, когда:
1) проигрывают;
2) воспринимают судейство какнесправедливое;
3) испытывают беспокойство;
4) испытывают физическую боль;
5) выступают ниже своихвозможностей.
При низком фрустрационном пороге(низкой толерантности) проявляется деструктивное воздействие этого психическогосостояния на спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивнаяограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели),эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией,генерализуется агрессия.
Для выявления наиболеестрессогенных соревновательных ситуаций, вызывающих фрустрацию, было проведеноисследование с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек в возрасте 16-20 лети 20 юношей в возрасте 16-21 года. Исследование проводилось с помощью методикиР. Фрестера «Соревновательные стресс-ситуации» и «Методарисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.
«Методом рисуночнойфрустрации» С. Розенцвейга установлено, что у юношей доминирующимнаправлением реакции во фрустирующей ситуации является импунитивная (фрустирующаяситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое«со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует).
У девушек доминирующимнаправлением реакции во фрустирующей ситуации является также импунитивная.
Используя методику Р. Фрестера«Соревновательные стресс-ситуации» выявлено, что у юношей наиболеестрессогенными соревновательными ситуациями (12,35±0,51) являются объективныеситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства исоревновательного опыта спортсмена (незнакомый соперник, плохое оснащениесоревнований, отсрочка старта, неожиданно высокие результаты соперника,зрительные, акустические и тактильные помехи, неудача на старте).
У девушек наиболеестрессогенными соревновательными ситуациями (12,9±0,42) являются ситуации«успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций
(предыдущие неудачи,предшествующие поражения от данного соперника, чрезмерное волнение передсоревнованием, плохой сон накануне, плохое физическое самочувствие).
Исходя из полученных данныхможно сказать, что юноши более устойчивы к воздействию соревновательныхстресс-факторов, так как набрано меньшее количество баллов по шкалам методики Р.Фрестера.
Доминирующая импунитивнаяреакция во фрустирующих ситуациях, как у юношей, так и у девушексвидетельствует об адаптации к соревновательным условиям.
Фрустрация — состояниенеприятное и напряженное, следовательно, есть стремление избавиться от него. Дляэтой цели человек чаще всего использует защитные механизмы психики. Одним измеханизмов является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессеосуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которыхосуществляет свои желания и цели. Компенсаторная функция воображения помогаетсохранить психическое здоровье. Другая форма защиты — регрессия, заключается втом, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровнямсвоего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Одним из важнейших иповседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытесненияиз сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей ижеланий, неприятных событий. Защитным механизмом может выступать агрессия. Выражениемслабости фрустированной личности является механизм идентификации с агрессором,фрустирующее влияние которого человек не в состоянии устранить. Важныммеханизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Еслинет возможности достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая»в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, илиотказывается от них как недостойных столь больших трат.
Стратегия преодоления фрустрациихарактеризуется быстрым переходом от спокойного рационального анализа ситуациик энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуацииспособствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности всвоих силах. Для этого используется самовнушение и самоубеждение.
В практике спорта чаще всегоиспользуются разновидности психической саморегуляции: аутогенная,психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки. Эффективнымсредством является быстродействующая, простая и не имеющая противопоказанийметодика С-КР, разработанная и апробированная В.Л. Марищуком.Формирование климата в спортивной команде
Особое внимание в последнеедесятилетие в психологии уделяется вопросам развития личности. Но при этомнедостаточно раскрыть процесс развития личности в группе и ее отношение кдругим членам группы, т.е. межличностные отношения в группе, в спортивнойдеятельности.
Спортивные команды всегдаотличаются коллективизмом, товариществом, взаимопомощью, сплоченностью. Именнов спортивном коллективе рождаются дополнительная энергия, энтузиазм, стольнеобходимые для победы, то, что в социальной психологии именуется «групповымэффектом», а в практике спорта «чувством локтя».
Для спортивной команды особенноважен этот феномен «группового эффекта», выражающий в том, чтообъединяет людей, может способствовать увлечению или уменьшению индивидуальноговклада спортсмена, энергии отдельных участников группы и существенно влиять наобщий уровень совместной деятельности, на достижение групповой цели. Недаромисследование спортивных коллективов занимает центральное место всоциально-психологической проблематике физического воспитания и спорта. Потребностиспортивной практики требуют вооружения этими знаниями и будущихпрофессиональных кадров в области физической культуры.
Таким образом, актуальностьпроблемы исследования, ее недостаточная разработанность в спортивной исоциальной психологии, теории физического воспитания и спорта, а такжепрактическая значимость определили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования состоит втеоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса(технологии) психологических условий и динамики межличностных отношений вспортивной команде. Объектом исследования являются межличностные отношения вспортивной команде. Предметом исследования выступает динамика межличностныхотношений в спортивной команде. Методы исследования: опросник для оценкимежличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченностиспортивной команды; методика изучения сплоченности в группе. Гипотезаисследования в том, что влияние психологического воздействия приводит ксозданию благоприятного климата в группе, в данном случае к сплочениюспортивной команды.
Практическая значимостьисследования состоит в разработке динамики межличностных отношений; технологиипроцесса формирования благоприятного психологического климата в спортивнойкоманде; результаты исследования могут быть рекомендованы в помощьтренерам-педагогам, учителям физической культуры.
Созданный нами комплекспсихологических условий привел к формированию и развитию активного слушания,навыков снижения эмоционального напряжения у партнеров, атмосферы доверия,понимания и открытости, к расширению осознания участниками своих ощущений вкоманде.
Для повторной диагностикиспортивной команды юношей-боксеров после психологического воздействия мыиспользовали опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индексагрупповой сплоченности спортивной команды.
Если сравнить результаты первойметодики со вторым, то анализ результатов контрольного среза говорит о том, чтов команде сложились такие качества межличностных отношений, как доверие,понимание, открытость, взаимная поддержка, взаимовыручка и т.д. Участникикоманды удовлетворены отношением товарищей по команде. В команде возниклоподлинное единство и целостность коллектива, отражающее сплоченность. В основесплоченности лежит единство целей, мотивов, взглядов, ценностей членовколлектива, их готовность и умение бороться за достижение общих целей,отстаивать ценности.
В первой части нашегоисследования мы рассмотрели важные вопросы, связанные с теоретическими основамидинамики межличностных отношений в спортивной команде. Здесь мы хотим отметить,что для создания благоприятного психологического климата, в данном случаеприведения команды к сплочению большое значение имеют комплекс психологическихусловий (психологическое воздействие) и проведение психологического тренинга.
Вторую главу мы посвятилиопытно-экспериментальному исследованию с целью приведения команды к сплочению. Вкачестве эксперимента проведена работа по выявлению уровня сплоченности вспортивной команде.
Заключение
В заключении следует сказать,что создание благоприятного психологического климата для спортивной команды,приведение команды к сплочению необходимо для достижения высших результатов всоревнованиях. Сплоченный спортивный коллектив способен легче преодолеватьтрудности, мобилизовывать усилия, не допускать разногласий и конфликтов ни натренировках, ни на соревнованиях, обеспечивать простор для развитиявозможностей каждого спортсмена. Объективно сплоченность спортивного коллективапроявляется в высоких стабильных результатах, в едином общественном мнении,сопереживании успехов и неудач, в высокой дисциплине, взаимопонимании,постоянстве состава.
Список литературы
1.   Жаров К.П. (2006) Волевая подготовка спортсменов. М.: Физкультура испорт
2.   Ильин Е.П. (2009) Психология воли.2-е изд. СПб.: Питер
3.   Пуни А.Ц. (2008) Воспитание воли спортсмена. Л.: КОИЗ
4.   Рудик П.А. (2004) Психология. М.: Физкультура и спорт
5.   Левитов Н.Д. (2007) Фрустрация как один из видов психического состояния// Вопросы психологии, №4.
6.   Прохоров А.О. (2004) Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф.А.О.Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
7.   Хекалов Е.М. (2008) Неблагоприятные психические состояния спортсменов,их диагностика и регуляция: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003.
8.   Юров И.А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.:Советский спорт, 2006.
9.   Алаторцев В.А. Проблемы психологии спорта (сборник статей). — М.: 2009 г.
10.Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: 2008 г.
11.Богданова Д. Социально-психологическая характеристика спортивногоколлектива. — Ленинград, 2007 г.
12.Гуменюк Н.П., Клименко В.В. Психология физического воспитания и спорта. — Киев, 2008 г.
13.Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства вспортивном коллективе. — М.: Изд-во МГУ, 2005 г.
14.Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте. — М.: 2008 г.
15.Мартенс Р. Социальная психология и спорт. — М.: 2009 г.
16.Попов А.Л. Психология спорта. — М.: 2009 г.
17.Радионов А.В., Худаков Н.А. Психология и современный спорт. Международныйсборник научных работ по психологии спорта. — М.: 2006 г.
18.Рудик П.А. Психология спорта. Сборник работ. — М.: 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Круговорот азота в природе
Реферат 3. Творчество Донских писателей и поэтов на уроках литературного чтения
Реферат Mania Diaorder Essay Research Paper Mania DisorderTo
Реферат Анализ состояния рынка жилой недвижимости города Нижнего Новгорода  Июнь 2009 год
Реферат Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
Реферат Киев- как объект туристко-экскурсионных услуг
Реферат Артерии головы и шеи. Артериальные анастомоза
Реферат Психологические проблемы отбора кадров
Реферат Виктор Сиротин. США. Перья Серафимов. (Лермонтов в искусстве его времени)
Реферат Бобров, Семён Сергеевич
Реферат Secession Of South Carolina Essay Research Paper
Реферат Международная торговля и ее роль
Реферат Стихотворение Фета Весенний дождь
Реферат Векторные анализаторы цепей Контроль и диагностика компонентов циф
Реферат Женские образы в романах Драйзера