Реферат по предмету "Психология"


Основные психологические теории личности

РЕФЕРАТ
на тему:
«Основные психологическиетеории личности»

1. Психодинамическиетеории личности
Историческиекорни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда.Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознаниеи бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории,и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение ит.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания можетбыть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу жеосознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоитиз инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных статьисточником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основныхврожденного влечения: «эрос», т.е. ориентированный на воспроизведение жизниинстинкт, и «танатос» – разрушительный инстинкт стремления к смерти ифизической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; «цель», т.е.желание незамедлительного удовлетворения; «объект», посредством которогодостигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым он связан,например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получаютудовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются илинаправляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт неразряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.
Фрейд выделялв структуре личности три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Инстинктынепосредственно действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеютвсецело бессознательную природу и находятся под влиянием «принципаудовольствия». «Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфередействия «принципа реальности». «Я» имеет возможность различать фантазию иобъективную реальность, тогда как «Оно» способно удовлетворять свои побуждения(например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых –«воображаемое исполнение желаний». Идеалы и нравственные принципы личностикоренятся в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная сила, служитэнергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако,в соответствии с принципом «психической экономии», укрепление одной из частейличности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привестик психическим нарушениям, если сильное «Я», ядро личности, не имеет возможностиудержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.
 
2. Гуманистическиетеории личности
Усилия Э. Фромма,психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизациюпсихоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребностичеловека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворенияопределенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек осталсячеловеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природычеловека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессегуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальноевзаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.
Два другихпредставителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан,подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например,назвал свой подход «межличностной» теорией психиатрии, превращая тем самым психиатриюв раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно устойчивыйобразец повторяющихся межличностных взаимоотношений», Салливан искал причиныпсихических нарушений в культуре.
Тенденциясоциального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, котороеполучило название «третьей силы в психологии». Такие психологи, как Р. Мэй,К. Роджерс, Э. Маслоу, В. Франкл и Г. Олпорт, подчеркивалинеобходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющегоздоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя «целостно-динамическийподход», Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которойзрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностногопотенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностногороста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классахпотребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом).Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1)физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.),2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности(потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении).Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность всамоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать ипонимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление ккрасоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясьглавным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут,однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние,мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз),но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скореевсего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, илисамоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствуетконцепции «полностью функционирующей личности», предложенной Роджерсом, ипонятию «реализации смысла жизни» Франкла.
 

3. Личностныечерты
Теорииличности Г. Олпорта и Р. Кеттела придавали большое значение понятию«черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию«фактор» у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт».Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающейчертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не стольбросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность,уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие «Я» осуществляетсячерез прохождение восьми стадий: 1) телесное «Я», 2) самоидентификация, 3)самооценка, 4) расширение «Я», 5) образ «Я», 6) «Я», разумно справляющееся свнутренними противоречиями, 7) «Я», утверждающее и развивающее себя, 8) «Я»знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физическиесвойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессеразвития и в этом отношении представляет собой «единое в многообразном». Олпортформально определил личность как «присущую индивиду динамическую организациютех психофизических систем организма, которые определяют специфику егоповедения и мышления».
 
4. Конституциональныетипологии личности
Юнг разделиллюдей на интровертов и экстравертов, иными словами – на замкнутых (склонных ксамоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятиястимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователисопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами.Специалист по патопсихологии Э. Кречмер соотнес «эстетическую» телесность(длинное худощавое тело) с «шизоидной» личностью (склонной к шизофрении), а«пикническую» телесность (полное тело) с «циклотимической» личностью (склоннойк маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в основуконституциональной психологии У. Шелдона (см. выше в разделе Мотивация).
 
5. Поведенческиетеории личности
СогласноСкиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутреннимисилами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств,подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер – оптимист, таккак уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду,которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделыватьсобственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным –через среду – путем.
Иную теориюсоциального научения предложил А. Бандура. Основные положения этой теориисводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу.Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренниефакторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяютчеловеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и внорме, в случаях психической патологии поведение формируется в результатенаучения, а потому «аномальное поведение» и «дурные привычки» – это по сутидела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании супражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить «плохие»привычки «хорошими», а аномальное поведение – нормальным.

6.Эпигенетическая теория Эриксона
С позицийЭриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и являетсяавтономной личностной структурой, основным направлением развития которой можноназвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощивосприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентностичел. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватываетвсе жизненное пространство от рождения до смерти.
Человек впроцессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий,восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. «после рождения»)базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступаетв определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценнофункционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитиипоследовательно всех стадий.
Каждаяпсихосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизничеловека, возникающим как следствие достижения определенного уровня психологическойзрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человекак личностному росту и преодолению жизненных препятствий. На очередной фазе жизненногоцикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционнуюзадачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущейстадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решенудовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент,например, базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личностныйрост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраиваетсянегативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.
Первая стадия(1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формированиебазального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1–3 года) –мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений.Третья стадия (3–6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативностиили вины. Четвертая стадия (6–12 лет) – латентная – предполагает развитиетрудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12–19 лет) – подростковая– закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности.Шестая стадия (20–25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формированиечувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26–64 года) – средняязрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмаястадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формированиеЭго-интеграции или отчаяния.
Длянаступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленноегенетическая последовательностью развития. Если первый кризис вовремя неразрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будетвозникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.
Обществу ичеловеку придается равное значение в формировании личности на всем протяжениижизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностьюдетерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более позднихвозрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов.
7. Концепцияжизнетворчества (Л.В. Сохань)
В основуконцепции, созданной коллективом украинских ученых под руководством Л.В. Сохань,положено представление о жизни человека как творческого процессе. Личностьрассматривается как субъект жизни, в основе существования которого лежитжизнетворчество – духовно-практической деятельность личности, направленная натворческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Разрабатывая,корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личность овладеваетискусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни,развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологийжизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих,среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностнойсобытийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Концепцияразрабатывает также такие понятия, как: «жизненный путь личности», «образ жизни»,«стиль жизни», «культура жизни» и др./>
 
8. «Активационная»концепция (Д.У. Фиске и С.Р. Мадди)
В основеконцепции лежит понятие «активации», т.е. психол. возбуждения или напряжения,вызываемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга.Существует типичный для каждого человека уровень активации (обычная илихарактерная активация), являющийся характеристикой его личности. Его развитиюспособствует ранний опыт человека. Фактический уровень активации зависит отвоздействия стимуляции внутренних и внешних источников. Если он падает нижеобычного для данного человека, то поведение направлено на увеличение влияниястимула. Если активация выше обычного, поведение направлено на уменьшениевлияния.
В зависимостиот уровня обычной активации (активации потребностей), а также от степениэкстернальности-интернальности все люди делятся на четыре типа личности:
1.Высокоактивационный экстернал – «удачливый человек», ищущий встреч с природнойи социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, стремится к действиям,сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность.
2.Высокоактивационный интернал – человек, склонный к размышлению, фантазированию;он невнимателен к событиям внеш. мира, тонкий и сложный, ведет жизнь «из разума»,следует своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству.
3.Низкоактивационный экстернал – вечный консерватор, конформист; он прост в своихвкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных внешнихсобытий, пытается наводить установленный порядок в окружении, предпочитаетзнакомое новому.
4.Низкоактивационный интернал – консервативный, защищающий «золотую середину» человек;избегает любых излишков и поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслейи грез, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Избирательный процесс в России 3
Реферат Описание модуля "Финансово-расчетные операции" ERP Галактика
Реферат Пример создания БД Материалы с помощью Access
Реферат Информационные технологии в избирательном процессе
Реферат История города Уфа
Реферат Аналітичний звіт за результатами проекту
Реферат Информационное обеспечение управления
Реферат Электроприводы
Реферат А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»: Сравнительный анализ стихотворений. Урок
Реферат Изменение и расторжение гражданско-правового договора
Реферат Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве
Реферат Институт местного самоуправления в истории России
Реферат Институт президентства в современном мире 2
Реферат Институт гражданства и его социально-юридическая функция
Реферат Интернет сайт как объект авторского права