Основныеметоды психологии труда.
Содержание:
Введение. 2
1. Сводкавсех основных методов психологии
труда вобобщенном виде. 3
2. Методнепосредственного наблюдения. 3
3. Трудовойметод. 7
Заключение. 10
Список использованнойлитературы. 11
Введение.
Психология труда – одна из важнейших отраслейпсихологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовойдеятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы напсихику, соответствие организации процессов труда психическим ипсихофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных,психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудоваядеятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
В своей работе я подробно рассмотрю основные методыпсихологии труда.
Обычно в науках различают два основных метода,используемых как средства научного исследования: наблюдение и эксперимент. Норазные отрасли психологии в связи со спецификой объекта изучения применяют ещеи другие методы, а также ряд вспомогательных средств. Кроме того, конкретноеприменение психологических методов имеет в отдельных направленияхпсихологической науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта ицелей исследования. Так, например, общая психология, изучая психологическиезакономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынужденаабстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой протекаетреальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума.Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда, наоборот, немогут рассматривать человека вне условий его деятельности, и даже жизни вцелом.
Проведение исследований в психологии предъявляет кисследователю определенные требования: 1) использование методов должноудовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что изучениеконкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другимиявлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходеколичества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективнымметодом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности; 3)для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследовательдолжен выбирать конкретные методы или проектировать новые методическиесредства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это, казалось,очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практическихисследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средствв расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. Всвязи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практическихисследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическимиметодами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.
В психологии труда большинство методов могутприменяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологическогоанализа профессиональной деятельности, т. е. для «психологии профессий»; 2) дляразнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственногообучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследованияконкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.
Первый и второй планыпредполагают применение методов к группе лиц, выполняющих определенный видпрофессиональной деятельности. Третий план предусматривает использованиеметодов применительно к конкретному человеку, но в разных видах егодеятельности (во время профессиональной работы, в перерывах работы, в часыотдыха и досуга).
В зависимости отхарактера исследования чаще всего один из методов является основным, но, какправило, он дополняется рядом других методов.
Обычно в учебных пособиях всамой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода.Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методовпсихологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с«птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы илишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что каквсякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методовпсихологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельнымиметодами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов,которыми пользуется психология труда.
1. Сводкавсех основных методов психологии труда в обобщенном виде.
В данной работе представлены два основных разделаметодов (см. схему 1): целенаправленное изучение закономерностей протеканияпрофессиональной деятельности в естественных условиях (А.) и целенаправленное изучениеорганизации условий и способов выполнения профессиональной деятельности (Б).Между этими двумя разделами методов располагается еще один дополнительныйраздел, который включает статистику самых разнообразных данных (В). Раздел Ввзаимосвязан с разделами А и Б.
В разделе А можно выделить два основных метода: I —метод наблюдения и II— метод опроса, а также III метод — анализ различнойпроизводственной документации, обеспечивающий наиболее полное использованиепервых двух. Раздел Б делится на лабораторный эксперимент (I) ипроизводственный (естественный) эксперимент (II). Они взаимосвязаны между собойи с разделом статистики (В).
Перейдем теперь к наиболее детальному разбору методовраздела А.
I. Методнаблюдения. Его можно подразделить на метод непосредственного наблюденияпрофессиональной деятельности и на так называемый трудовой метод — участиесамого психолога в конкретном виде труда (на схеме — 1). Оба методавзаимосвязаны между собой.
В чистом виде методы 1 и 2, как правило, даютисследователю слишком мало информации и поэтому они оснащаются целым рядомдополнительных методов и вспомогательных средств. На схеме все они объединеныпод цифрой 3. Все дополнительные методы и вспомогательные средства можноразбить на пять групп: а) измерение различных параметров процесса труда; б)алгоритмический способ описания трудовой деятельности; в) анализ продуктовтрудовой деятельности; г) анализ ошибочных действий, несчастных случаев иаварий; д) экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протеканияпрофессиональной деятельности.
II. Методопроса. Метод опроса может иметь различные формы. На схеме выделены пятьосновных форм: 1) беседа, 2) устный опрос (интервью), 3) письменный опрос(анкета), 4) биографические и автобиографические данные (психологическиеанамнез), 5) метод обобщения независимых характеристик.
Перейдем к рассмотрению схемы по разделу Б, который,как уже было сказано, включает лабораторный (I) и производственный (II)эксперименты.
I. Лабораторныйэксперимент. В психологии труда могут использоваться 5 основных видовэксперимента: I) абстрактный эксперимент; 2) модель отдельных элементовтрудового процесса; 3) модели профессиональной деятельности в целом; 4)реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; 5) метод тестов.
II. Производственныйэксперимент. Здесь можно выделить:
1. Внесениеразнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы.2. Метод искусственной деавтоматизации.
Такова общая схема основных методов психологии труда.Перейдем теперь к краткой характеристике сущности каждого метода.
2. Методнепосредственного наблюдения.
В психологии труда метод непосредственного наблюденияприменяется очень широко. При проведении исследований в условиях реальногопроизводства его удельный вес намного выше, чем метода эксперимента. Наблюдениекак научный метод предполагает, прежде всего, составление программы наблюдения.После предварительного ознакомления с объектом исследования намечаются общаяпрограмма наблюдения, и четкий план наблюдения конкретных явлений наопределенных отрезках времени. Нельзя вести научное наблюдение за всемиинтересующими психолога элементами профессиональной деятельности одновременно.Важное место при научном наблюдении занимает фиксация результатов наблюдения,т. е. ведение специального развернутого протокола, форма которого заготовляетсязаранее. По ряду соображений не всегда возможно заполнять протокол в ходенаблюдения, но форму его психолог должен держать в уме и после окончаниянаблюдения записать результат в протокол. Метод научного наблюдения достаточносложен, и ведению его надо специально обучаться.
Схема1. Общая схема основных методов психологии труда.
/>
Метод непосредственного наблюдения широко применяется вовсех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий,для конкретных исследований в области психологии труда и для исследованияличности работающего.
Этот метод позволяет описать обстановку, в которойпротекает труд, изучить трудовые действия и операций, а также поведениеработающих лиц в целом. Наблюдение за трудом рабочих разной квалификацийпомогает раскрытию некоторых закономерностей формирования навыков, выделениютрудностей в становлении мастерства. Длительное наблюдение в течение рабочегодня может показать характер изменений рабочих приемов и поведения в целом подвлиянием утомления. Наблюдение за поведением отдельного индивидуума в разныхвидах его деятельности (на работе, в перерывах, в общественной жизни, в часыдосуга) позволяет вскрывать ряд особенностей личности.
Непосредственно наблюдать можно лишь внешниепроявления человека в процессе деятельности. Это составляет основную сложностьнаучного наблюдения. Психолог должен уметь дать правильное психологическоетолкование этим внешне наблюдаемым фактам, г. е. вскрыть объективную сущностьнаблюдаемых явлений.
Слабая сторона метода непосредственного наблюдениясостоит в том, что ряд существенных, психологических компонентовпрофессиональной деятельности не имеет внешних проявлений и, следовательно, неможет быть выявлен этим методом. Так, например, нельзя выявить путем наблюденияход мыслительной деятельности при решении производственных задач, скрытыеэмоциональные состояния и многое другое. В связи с этим даже в техисследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм методаопроса, другие дополнительные методы и специальные вспомогательные средства.
Прежде всего, следует указать на разнообразныесредства объективной регистрации ряда параметров профессиональной деятельности(на схеме 1а). Это — измерение зоны рабочего места (сенсорные и моторные поля),замеры во времени последовательности активной деятельности, перерывов на отдых,вынужденных пауз (фотография рабочего дня), измерение времени выполнениятрудовых операций, действий и их отдельных элементов (хронометраж), регистрацияфизических усилий на органы управления, антропометрические замеры рабочей позыи др. Современная техника регистрации позволяет значительно повысить точностьизмерений с помощью специальных датчиков, устанавливаемых на различные частиоборудования и на тело работающего человека, не мешая его работе. Результатыподобных измерений фиксируются на специальных записывающих устройствах, которыеразмещаются вне рабочей зоны и даже могут быть вынесены в специальноепомещение. Может быть использован и телеметрический способ регистрации. Принаблюдении можно применять фото- и киносъемку рабочей позы, мимики, рабочихдвижений, маршрутов перемещения рабочего во время работы и т. п. Используют приэтом не только обычную киносъемку, но и так называемое «рапидкино», широкоприменяемое в современном спорте. В настоящее время возможности применения всеновых и новых вспомогательных средств при научном наблюдении непрерывновозрастают.
Если фотография рабочего дня и хронометраж ведутся спомощью секундомера, то необходимо заранее заготовить форму протокола, вкотором фиксируются результаты измерений за определенный промежуток времени.Для фотографии рабочего дня форма протокола должна содержать 6 основных граф.Текущее время Основная работа Вспомогательная работа Перерывы Вынужденные паузы Примечание 1 2 3 4 5 6
Результаты фотографии рабочего дня фиксируются затемввиде ленточных диаграмм или графиков, что дает более отчетливое представлениео чередовании работы и неработы в течение 8-часовой деятельности рабочего и обудельном весе основной и вспомогательной работы. Количество граф в протоколедля хронометража зависит от характера профессиональной деятельности.
Анализ продуктов трудовой деятельности (на схеме 1в)является в ряде исследований существенным дополнительным методом к методунепосредственного наблюдения. Во-первых, анализ бракованной продукции позволяетвыявлять некоторые требования профессий к психике работающего человека. Так,например, С. Я. Рубинштейн[1]на основании тщательного анализа массового брака в работе перфористок (былопроанализировано свыше 80 тысяч бракованных перфокарт) показала, что бракобусловлен сенсорным компонентом деятельности (путает глаз), а не моторным(путает рука), как это считалось раньше. В результате была разработана новаяметодика профессионального обучения перфористок. Во-вторых, анализ продуктовтруда у лиц разной квалификации дает возможность выявлять своеобразие ходаформирования некоторых навыков. В-третьих, изучение изменений качествапродукции в течение рабочего дня позволяет более полно анализировать динамикуработоспособности, т. е. получать данные о влиянии длительной работы на те илииные психологические компоненты профессиональной деятельности.
Близким к методу анализа продуктов деятельности являетсяметод изучения ошибочных действий («сбоев» в ходе работы), несчастных случаев иаварий (на схеме 1г). Анализ этих материалов позволяет более полно вскрыватьпсихологическую сущность профессий, требующих повышенной точности работы, испецифику так называемых «опасных профессий». На основании массового изученияаварийных ситуаций могут быть разработаны предложения по рационализацииоборудования и приемов работы, составлены программы специальных тренировочныхупражнений для формирования сложных навыков. Анализ несчастных случаевпозволяет выявлять роль «личного фактора» о промышленном травматизме и авариях.
Алгоритмический способ описания профессиональнойдеятельности (на схеме 1б) является вспомогательным средством методанаблюдения, применяемого для психологического анализа профессий. Этот способбыл заимствован психологами у кибернетиков с середины 50-х годов нашего века.Многие кибернетики, математики, специалисты в области электроники, которые вэти годы стали заниматься некоторыми психологическими проблемами, в первуюочередь в области инженерной психологии, широко его рекламировали. Это быловремя своеобразного, к счастью кратковременного, кибернетического «бума» впсихологии. Вместе с тем этот способ может быть полезен как вспомогательноесредство четкой и быстрой объективной символической фиксации последовательноститрудовых актов, там, где эту последовательность можно строго формализовать.Алгоритмический способ описания процессов управления широко представлен вспециальной литературе. В психологии этот способ регистрации чаще всегоприменяется так, как он описан А. А. Ляпуновым.[2]Ляпунов считает, что алгоритмическое описание, возможно, использовать дляанализа любых систем управления, в том числе и для биологических. Согласноэтому способу наряду с фиксацией последовательности трудовых актов символическирегистрируются те условия, выполнение или невыполнение которых обусловливает осуществлениетех или иных актов. В кибернетике символическое изображение совокупности актови проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности, носитназвание логической схемы, или алгоритма. Отдельные акты называются вкибернетике элементарными операторами, они отражают последовательное выполнениетрудовых операций, при наличии необходимых проверяемых условий, которыеназываются логическими. Как операторы, так и логические условия являютсячленами логической схемы, характеризующей протекание конкретнойпрофессиональной деятельности.
Для более полного ознакомления с использованиемалгоритмического способа описания трудовой деятельности следует обратиться кпсихологической литературе 60-х годов, и в первую очередь к работам В. Н.Пушкина[3]и Г. М. Зараковского.[4]
Не отрицая определенной полезности алгоритмическойфиксации последовательности трудовых актов в зависимости от логических условий,необходимо отметить, что ряд авторов отводят составлению алгоритмов чуть ли неведущее место в психофизиологическом анализе трудовой деятельности. С этимникак нельзя согласиться. Алгоритмическое описание, во-первых, не раскрываетпсихологического содержания профессий, ее перцептивных, интеллектуальныхпроцессов, специфики моторных актов; во-вторых, оно не дает временныххарактеристик трудовой деятельности. Кроме того, во многих видах, даже довольнопростого рабочего труда, не все психологические компоненты могут быть описаны спомощью логических схем. Это отмечает, и Пушкин В. Н.[5]Алгоритмическое описание является в ряде случаев удобным дополнительнымсредством к детальному хронометражу и подробным протоколам? наблюдения. В целомувлечение кибернетическим подходом к исследованию психической деятельности вреальных видах труда уже прошло. Совершенно правы В. П. Зинченко и В. М. Гордонв том, что «к настоящему времени этот подход уже утратил свою первоначальнуюуниверсальность».[6]
Экспериментальные психологические и физиологическиепробы (на схеме 1д) позволяют дополнить непосредственное наблюдениеобъективными замерами некоторых психофизиологических изменений по ходувыполнения профессиональной деятельности. Они позволяют как бы «увидеть»некоторые особенности проявлений психики, которые недоступны прямомунаблюдению. Чисто психологические пробы, как правило, можно брать, толькоотрывая рабочего от его труда. В связи с этим их применяют обычно «до» и«после» работы, а также в обеденный перерыв или при «вынужденных паузах». Онидолжны: занимать минимальное время и быть сугубо целенаправленными, т. е. бытьстрого обусловлены характером данной профессиональной деятельности, нетребовать сложной аппаратуры. Это могут быть краткие измерения объема внимания,его концентрации, распределения и переключения, скорости и точностьдвигательных реакций, объема кратковременной памяти, быстроты решения некоторыхмыслительных задач и т. п. В условиях реального производства могут быть суспехом использованы физиологические и психофизиологические пробы, по которымкосвенно можно судить о психических состояниях рабочего. Развитиеэкспериментальной техники позволяет в настоящее время брать некоторые из этихпроб, не отрывая работника от его труда. С помощью системы специальных, немешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять (в рядеслучаев даже дистанционно) частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечныйтонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замерычастоты слияния мельканий (ЧСМ), хроноксии, регистрировать движения глаз,повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, кожно-гальваническиеи сосудистые реакции снимать электромиограмму, электрокардиограмму,электроэнцифалограмму и др. Детальная расшифровка результатов эти наблюденийпозволяет многое добавить к материалам прямого наблюдения. Конкретномуприменению физиологических и психофизиологических проб отводится, немало местав многочисленной литературе по психологии и физиологии труда, к которой мы иотсылаем читателей.
3. Трудовойметод.
Трудовой метод предназначен для психологическогоанализа профессий. В современной литературе по психологии труда сущностьтрудового метода нигде не раскрывается. Исключение составляет упоминание обэтом методе в книге К. К. Платонова.[7]Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считатьполезным дополнительным методом к другим методам психологического изученияпрофессиональной деятельности, необходимо остановиться на нем хотя бы кратко.
Трудовой метод начал разрабатываться с первых летсуществования советской психотехники профессорами И. Н. Шпильрейном и С. Г.Геллерштейном. Сущность его заключается том, что для психологического пониманияпрофессии «сам психолог начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя водном лице рабочего, знающего профессиональную работу, психолога, умеющего ижелающего ее описать...»[8]«… Мыхотим соединить рабочего, знающего трудовой процесс, психолога, умеющего егоописать и сравнить с трудовыми процессами в других профессиях».[9]
Процесс изучения начинался с общего ознакомленияструктурой предприятия, цеха, участка, после чего выбирало? конкретное рабочееместо и психолог начинал работу как ученик под руководством заводскогоинструктора. Для преодоления возможного субъективизма рекомендовалось изучатьодну профессию одновременно двум или даже трем психотехникам, которымзапрещалось обмениваться своими соображениями о профессии до конца обучения.Опыт работы показал сходство основных данных, полученных разнымипсихотехниками. Профессии изучались до достижения таких результатов, которыепозволяли психотехнику работать без инструктора. Естественно, что трудовойметод был рассчитан только на профессии средне и квалификации, обучитьсякоторым психолог мог не более чем за 2—3 недели.
После каждого дня обучения «ученик» писал специальныйпротокол, включающий 5 основных пунктов: 1. Описание рабочего дня. Сюдавходило изложение содержания работы, все случайные эпизоды и их переживания — «учеником» в данный день. 2. Трудности. Это фиксация того, что сегодняявлялось наиболее трудным в овладении профессией. 3. Упражнение. В этотпункт записывались положительные сдвиги в профессиональной работе по сравнениюс предыдущими днями. Отмечались степень автоматизации двигательных актов,устранение лишних движений, увеличение количества и улучшение качества работы.Этот пункт протокола позволил выявить сравнительную упражняемость отдельныхпсихофизиологических компонентов профессиональной деятельности. 4. Утомление.Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось чувство усталости в течение рабочегодня: нарушения автоматизации, появление ошибочных действий, а также объективныепоказатели снижения производительности и качества труда. Эти материалывскрывали наиболее лабильные по отношению к внешней среде и длительности работыпсихофизиологические процессы. 5. В этот пункт записывались соображения одефектах в организации и режиме труда, о нерациональных элементах оборудования,а также о недостатках инструктажа. Все это позволяло, строить предположения осовершенствовании самой работы, обстановки, в которой она протекает, иорганизации производственного обучения.
Создатели трудового метода видели в нем рядпреимуществ по сравнению с другими методами психологического изученияпрофессий, главными из которых можно считать следующие.
1. Получениепутем личного опыта некоторых психологических данных, недоступных наблюдению иразным формам опроса специалистов. Так, например, если при наблюдении заработой мюльтипельной телефонистки создалось мнение об исключительном значениимоторной ловкости рук телефонистки, то изучение этой профессии трудовым методомпоказало, «… как незначительна та степень моторной ловкости, которая требуетсяэтой профессией по сравнению с непрерывным направлением внимания».[10]Таким образом, трудовой метод позволил «… осветить темные уголки, скрывающиесяобычно от наблюдателя вследствие ограниченности его поля зрения внешнимипроявлениями работы и от опрашиваемого лица, неспособного анализировать свойсобственный трудовой опыт».[11]
2. Изучениепрофессиональной деятельности не только «в поперечном», но и в «продольном»разрезе, т. е. в процессе овладения профессией. Были получены интересные данныео постепенной автоматизации разных компонентов деятельности, появлении «общегоимпульса» серии двигательных актов, субъективных симптомах утомления,деавтоматизации профессионального навыка под влиянием усталости и др.
3. Болееобоснованное внесение рационализаторских предложений с учетом личного опыта ворганизацию труда, конструкцию оборудования и т. п.
Вместе с тем в трудовом методе были и слабые места,которые критиковались в 20-е годы, как некоторыми советскими учеными, так ирядом зарубежных психотехников. В первую очередь указывалось на субъективизмтрудового метода в связи с тем, что он опирается на данные самонаблюденияпсихолога. Отмечалась его неэкономичность, так как применение его требовалослишком много времени, и ограниченность видов труда, при изучении которых онможет быть использован.
Авторы трудового метода, не отрицая роли наблюденийпротоколирования психологом своих переживаний и психических состояний привыполнении функций рабочего-ученика, отмечали, что эти материалы позволяют«глубже и полнее вскрыть психофизиологическую природу профессии...».[12]Они намного объективнее, чем показания рабочего, не изучавшего «своей профессиис целью психологического анализа и более менее врасплох захваченного анкетой».Кроме того, авторы трудового метода подчеркивали, что данные самонаблюденийпсихологов не являются единственно ценными в трудовом методе, так как он предполагаетширокое использование «всего арсенала других профессиональных методов».[13]
За время существования советской психотехники трудовыхметодом, в полном объеме или частично, был проанализирован целый ряд самыхразнообразных профессий: вагоновожатого, мюльтипельной и распределительнойтелефонистки, наборщицы ручного набора, ткачихи, отдельные профессииэлектролампового производства, шофера, переплетчика, продавца, машин стапаровоза, железнодорожного диспетчера, токаря, слесаря, столяра, пожарного,крановщика,, штамповщика, летчика, некоторые детальные профессии аппаратчиковавтоматизирована химической промышленности, диспетчера электроподстанции и др.
Хотя трудовой метод не должен, да и не может широкоприменяться в современной психологии труда, использование его элементов, там,где это представляется возможным, следует считать полезным.
Заключение.
Резюме: Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяетвсё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А,в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятсяразличные варианты метода наблюдения: Метод наблюдения; Метод непосредственногонаблюдения профессиональной деятельности; Трудовой метод – участие самогопсихолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к нимприлагаются вспомогательные методы и средства: Измерения различных параметровпроцесса труда; Алгоритмический способ описания трудовой деятельности; Анализпродуктов трудовой деятельности; Анализ ошибочных действий, несчастных случаеви аварий; Экспериментально — психологические и физиологические пробы в ходепротекания профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса: Метод опроса;Беседа; Устный опрос (интервью); Письменный опрос (Анкета); Биографические иавтобиографические данные (психологический анализ); Метод обобщения независимыххарактеристик.
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документациипомогает в работе методикам из I и II блока.
Далее в классификации методов идёт раздел Б,содержащий виды экспериментальных методик: Лабораторный эксперимент;Абстрактный; Модель отдельных элементов трудового процесса; Моделипрофессиональной деятельности в целом; Реальная трудовая деятельность вусловиях лаборатории; Метод тестов
Производственный эксперимент: Внесение разнообразных изменений в оборудование,технологию, приёмы, темп и ритм работы; Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу ВКотелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными.Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Кроме такой классификации методов психологии труда,существуют другие, нерассмотренные в этой работе. Например, Е. А. Климов всвоей классификации методов психологии труда к уже перечисленнымэмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет:Методы построения теории; Методы построения простых и сложных теоретическихобъектов; Методы интерпретации; Номологизации; Определения; Верификации;Доказательства; Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологиитруда: методы обучения, развития субъекта труда, развитияпрофессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры); консультирование –метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, опрофессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группойили несколькими группами профессий; методы коррекции поведения, состояниясубъекта труда; методы реконструкции — преобразования рабочего пространства,органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способовпланирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационногопроектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).
Список использованной литературы:
1. Абрамов В. Н. Основы физиологии и психологии труда. М., 1986
2. Агапова Ч. Т. Психофизиологические основы организации труда. — Куйбышев,1983История советской психологии труда: Тексты 20-30-х годов ХХ века./ Под ред.В. П. Зинченко и др. – М., 1983
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. М., 1998
4. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. Учебное пособие.Издательство Московского университета, 1986