Министерство образования и науки Российской Федерации
Финансовая академия при правительстве РФ
Экономический факультет
Реферат поОбщей психологии
на тему
Основные категории общения и иххарактеристика
Москва 2007
Введение
Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет средилюдей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяетпотребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другимилюдьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие,взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий илиантипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическоевоздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми,приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оноосуществляется между участниками, из которых каждый является носителемактивности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассмотрим в этой работе вопрос основных категорий общения и иххарактеристики.
Основныекатегории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и иххарактеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение —это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимноепознание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния насостояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности[1].
Общение порождается потребностями в совместной деятельности ивключает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией,выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарныхактов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б)субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуетсяобщение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, вкоторой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения: социально-ориентированное общение;2) групповое предметно ориентированное общение; 3) личностно ориентированноеобщение.
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий.Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, —«самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знаниячеловека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том,«как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что онвключает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с даннымпонятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных инекоммуникативных мыслительных категорий»[2].
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, темили иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилахкоммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многиекатегории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом —явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначениекоммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилахобщения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую(не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальныхстереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категориивежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности,коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности,коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта,коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности,молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категориятематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
¾ установление знакомства между людьми;
¾ поддержание определенных связей, отношений;
¾ связи могут быть поверхностными или более глубокими(приятельскими, дружескими и т.п.);
¾ общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяетвскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человекаи его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путемприсвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения сдругими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (техопераций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения ивносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком)[3].Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика,выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы,используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы,ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, чтоони служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Ноони одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающимлюдям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальноепереживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком,понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, чтоони служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая ихрасположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместнойдеятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации«эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению сдругими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие емужелательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникацииимеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, неопосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения,возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах»[4].А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения,в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речинеобыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие видыдеятельности человека.
Все основные категории средств общения формируются у человекаприжизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждаякатегория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функциюи роль во взаимодействии.
В общении с окружающими людьми человек использует средства всехкатегорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них взависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальныхособенностей.
Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а такжеБэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения[5].Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем.Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система илогическая система.
Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которыесогласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях.Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия.Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображениевнутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем онразговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясновидеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собойи другими.
Люди, действующие в кинестетической категории общения, взначительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, чтопроисходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможностизаймут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, скоторыми они разговаривают.
Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.
Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативнойсистемы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются напредпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.
Заключение
Общение — сложный, многофакторный и многофункциональный процесс,который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельностичеловека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значениекатегории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественнуюсущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, атакже понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоенияобщественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другимилюдьми, живыми носителями этого опыта.
Общение возможно только между одушевленными существами.
Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщениеили обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передачасоциальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакти взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка исопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; формасамопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе;условие регламентации межличностных отношений и др.
Средства общения — это те операции, с помощью которых каждыйучастник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие сдругим человеком. Можно выделить три основных категории средств общения:экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук итела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные ипредметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевыесредства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
/>/>Литература
1. АндрееваГ.М. Социальная психология. — М., 2001.
2. БайронА. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического программирования безтайн. — М., 2001.
3. Коммуникативнаядеятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост.Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004.
4. КрижанскаяЮ.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983.
5. ЛеонтьевА.А. Психология общения. — М., 1997.
6. ПоповаЗ.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж, 2002.
7. Психологическиеисследования общения. — М., Наука, 1985.
8. СоснинВ.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992.
9. Социальнаяпсихология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М., 1979.
10. Шаманова М.В. Категорияобщение как одна из коммуникативных категорий // pn.pglu.ru/