Реферат по предмету "Психология"


Основы самосовершенствования. Программа личностного роста

Содержаниеработы.                              
                                                                     
стр.
     
  Введение………………………………………….
1.     Обзорлитературы………………………………..
1.1    Поиск смысла жизни внекоторых  
философскихконцепциях………………………………
1.2    Проблемасамовоспитания  
личностив литературе…………………………………
  Практическая часть…………………………….
2.     Способыосмысления внутреннего мира……..
3.     Слагаемыеличностного роста………………….
  3.1 Определениецели, выбор идеала…………
  3.2 Формированиеобраза «Я»………………….
  3.3 Управлениеэмоциями и чувствами……….
           3.4 Программа личностного роста, путии
 средства еёреализации……………………………….
  Заключение………………………………………..
  Библиографическийсписок…………………...
 Приложение………………………………………..
                                Введение
 
      Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя.
                                                        В.Надеждин.
Когдав сентябре 2000 года я первый раз пришла на занятия объединения «Психолог»станции юннатов, я  открыла для себя массу интересного в науке психология. Дляменя как бы распахнулось окно в свой внутренний мир – мир моих чувств,переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний. И хотя моё изучение собственнойличности не было запланировано, как научное исследование, я решила поделитьсясвоим небольшим опытом — своими первыми шагами на пути личностногосамосовершенствования длиною в жизнь.
Темасамосовершенствования личности актуальна во все времена и в любом возрасте длячеловека.
Подростковыйвозраст, в котором я нахожусь – важнейший период в психосоциальном развитиичеловека. От того, как сформируется сейчас моё отношение к себе, к другим людями целому миру, будет зависеть моя жизненная ориентация, отношение к жизни исама жизнь. Поэтому цель моего самовоспитания и настоящей работы – понять себя,определить отношение к себе и другим людям, развить личные качества.
Задачамиданного исследования являются:
1. Составить свою программуличностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работынад собой.
2. Показать, что совершенствованиеличных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношенияк другим.
Объектоми предметом данного исследования явился мой внутренний мир душевных явлений,процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых. Открывая себя, я готовак постижению нового, а, следовательно, к постоянному изменению исовершенствованию себя.
Научноеисследование обогатило меня знаниями по психологии, расширило мой кругозор.Полученные мной знания я каждодневно применяю в жизни, чтобы понять состояниедуши, преодолеть свои недостатки, управлять эмоциями. Результаты данногоисследования имеют практическое значение для окружающих меня людей.
Во-первых,мой личный опыт, используемые психотехники и упражнения могут оказатьсяполезными и интересными другим людям, и послужить побудительной силой в ихличностном росте.
Во-вторых,больше пользы людям я принесу только тогда, когда буду иметь позитивнуюжизненную позицию, научусь управлять негативными эмоциями и чувствами, развиваяв себе положительное и искореняя недостатки.
РеспубликаКабардино-Балкария, в которой я живу, не является зоной этническойнетерпимости, но находится в соседстве с проблемными этническими группами. Вотпоэтому воспитанию толерантной личности в республике уделяется особое внимание.
Втретьих, я связываю тему своей работы с понятием толерантности, потому чторазвитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, сочувствие,сопереживание, чувство собственного достоинства и способность к самопознанию,невозможно без работы человека над собой.

1.  Обзор литературы.
 
1.1 Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.
        
         В поисках смысла человеческого бытия и нашейсобственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Ониоткрывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить нашимысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в нихрешение всех вопросов, которые волнуют человека. Совершенно прав В. Библер:«Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (выборвелик…) и поскорее намертво срастись с ним. Но такое успокоение каждый разразрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойствомчеловеческой Головы».
 
Философиядолженствования.
Назовёмтак философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамках которой народнашей страны жил и мыслил до последнего времени, а многие живут и мыслятсегодня. Марксизм является лишь одним из ответвлений данного миропонимания, ноименно в нём оно нашло наиболее полное своё воплощение.
Личностьрассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений,продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не может, не имеет правазамыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценныечеловеческие качества — гражданственность, чувство долга, ответственность,способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека — вслужении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, как он сумел подчинитьсебя общественному долгу. Специфичность проявления данной тенденции в советскомобществе С.Л. Франк определяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизмпрактически (вопреки своим целям) не отвергает внутренних духовных силличности;  напротив он хочет их использовать — и, прежде всего основнуюпотенцию внутренней жизни личности: веру, мечту, нравственное чувство,энтузиазм, коротко говоря, духовный огонь, которым горит личность. Но он хочетцеликом без остатка вложить эту силу во внешнее делание — социальноестроительство. Вся душа, всё сердце человека мобилизуется и предназначается дляутилизации как сила, нужная для общественного строительства.
Такимобразом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовныесилы человека как источник, побудитель его активности, но и снимаетответственность человека за его деяния, образ жизни.
 
Философиясуществования (экзистенциализм).
Экзистенциализм-направлениесовременной философии, возникшее в начале века в России (Шестов, Бердяев).
Отправнаяточка зрения данной концепции — признание уникальности, индивидуальности,исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.
Человекреализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжениисвоей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея,он теряет свою индивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногдаон сознательно отказывается от своей индивидуальности, нивелируется — так емукажется легче прожить. Отказ от полноты собственного существования ведёт ккрушению личности.
Философиясуществования является основой гуманистических педагогических воззрений,рассматривающих воспитание, как создание условий для саморазвития исамореализации личности, как помощь её в самоопределении, в выборе своегожизненного пути, осознание принятия решений.
 
Концепцияэтической духовности.
Одноиз наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смыслчеловеческого существования содержится в русской философской мысли концаⅩⅠⅩ- началаⅩⅩвека. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности какдушевности.
Человекесть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное.Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитие телесного начала вчеловеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всеговыражает душевность.
Религиозныезападная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертныйдух, рассматривая его как ту субстанцию, которая может существовать иразвиваться вне телесной оболочки человека и является выражением егобожественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной,Космосом. Согласно философским концепциям, душевность есть нечто низшее посравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции,переживания).
Русскиефилософы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, поих мнению, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости,способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Человекреализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность:способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость,совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность завсё, что совершается вокруг него.
 
Философиякосмизма.
Вопросысмысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно– философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма.Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознаниякосмическому бытию, мысль о человеке как микроскопе проходят через мировуюкультуру как восточную, так и западную.
Согласновосточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойнуюприроду: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную.Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.
Признавая стремление ксовершенствованию целью и смыслом жизни, философы–космисты утверждают, что ономожет идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил,своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.
 
1.2Проблема самовоспитания личности в литературе.
Ниодна другая наука не располагает таким богатым фондом сведений и наблюдений,каким являются для психологии памятники письменной культуры: произведенияхудожественной литературы, жизнеописания, документы и т.п. Начинающий психолог,особенно если он молодой человек, ещё мало знает людей, жизнь и самого себя.Таким образом, я должна постоянно помнить об этом «золотом» фонде и максимальноиспользовать произведения классиков для расширения своего жизненного опыта.
         Наука об исцелениидуши, писал ещё Цицерон, есть философия, но помощь её приходит не извне, какпомощь против телесных болезней – нет, мы сами должны пустить в дело все силы исредства, чтобы исцелить себя самим.
         Гёте говорил:«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
         Олпорт рекомендуетмолодым психологам как можно больше читать романов, драм и биографий.
         Канадский учёныйГанс Силье в книге «Стресс без дистресса» рассматривает положение современноймолодёжи. «Чтобы преодолеть нынешнюю волну расслабляющего крушения духовныхидеалов, ведущую к насилию и жестокости, – пишет он, — нужно убедить молодыхлюдей, что они не утолят нормальную жажду свершений эксцентрическим поведениемили бесконечной погоней за любовными победами».
         Многие великиелюди формулировали для себя жизненные принципы, правила, которые помогали имстроить свою жизнь. Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал,что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течениеопределённого времени сосредоточивать своё внимание только на одной добродетели;когда же я ею овладею – переходить к другой и так далее».
         Л.Н. Толстой вюности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёхразделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурнымчеловеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям спользой; перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобыуважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализсобственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различныхлюдей». Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себясуровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всегодля меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности,раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г.Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогдане достигнет глубокого знания людей».
НиколайОстровский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя насобственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия инекоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить рази навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузуза своими плечами или я должен выбросить её за борт».
Книгидля меня имеют огромное значение для самовоспитания. Мои любимые авторы –Уильям Шекспир, Омар Хайям, Михаил Афанасьевич Булгаков, Иван СергеевичТургенев.
Л.Н.Толстой и Ф.М. Достоевский выделяются глубиной познания природы человека, ониумеют прекрасно отразить состояние героя, проникнуть внутрь его, например, втаких произведениях, как «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Преступление инаказание» Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой писал в: «Пора перестать ждатьнеожиданных подарков жизни, а самому делать жизнь».

Практическая часть.
2.Способы осмысления внутреннего мира.
Вработе над собой полем моей деятельности стал собственный внутренний мир.Переработав психологическую литературу (1, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18) япостаралась ответить на вопросы: на что направить свою деятельность? Каковыспособы её реализации?
Самосовершенствованиевключает в себя три взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль исаморегуляцию, саморазвитие. (7)
Важнейшиминструментом каждого из них является рефлексия. Рефлексия – это деятельностьчеловека направленная на осмысление собственных действий, своих внутреннихсостояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулированиесоответствующих выводов. (12) Для того, чтобы я могла понять себя,контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, ядолжна овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение исамоанализ. В наших занятиях рефлексия – основной путь получения новых знаний.Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только черезсебя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно,«здесь и теперь». (7)
Смыслвсех существующих психотехник – достижение и поддержание высокой психической,духовной и физической формы по средствам направленного мысленногососредоточения. Большинство программ, направленных на саморазвитие человека,основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.
Вотте способы которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:
Способ первый: Релаксация.
Релаксация– это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка телаи психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобожденияот излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечениевозможности собраться. Релаксация необходима:
 - для подготовки тела ипсихики к углублённому самопознанию, самовнушению;
 - в стрессовых моментах,конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;
-    в ответственных и трудныхситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.
Какже я расслабляюсь:
Принимаюудобную позу (сидя в кресле), закрываю глаза и начинаю делать глубокий брюшнойвдох и медленно выдыхая ртом, снимаю накопленное напряжение, усталость, до техпор пока не достигну внутреннего расслабления.
Оченьэффективен для меня сеанс самовоспитания – погружение в состояние полноготелесного покоя: текст сеанса записан мной на аудио кассету (А.А. Востриков:Культура эмоций. – Одесса, 1989). (см. Приложение) Другой способ – психическоезамедление. Я представляю себя спящей кошкой и переключаюсь на её ритм.
Ещёодин приём – сосредоточение внимания на пламя свечи, маятник, аквариум иотключение мыслей.
Изсостояния релаксации я выхожу постепенно: напрягаю мускулы, углубляю дыхание,открываю глаза и готова к погружению в себя.
Способ второй: Концентрация.
Концентрация– это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основеконцентрации лежит управление вниманием. (7)
Япредставляю картину, как сижу в саду и слышу разные звуки: пение птиц, жужжаниенасекомых, шелест листвы на ветру. Я выделяю один звук, например шелест листвы,и пытаюсь сосредоточить свои зрительные, звуковые, телесные и другие ощущенияна возникающих эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своихмыслей, на образах, которые возникают в моём сознании.
Перечислюиспользуемые упражнения на концентрацию внимания на объектах внешнего мира: сосредоточениена предмете, сосредоточение на ощущениях, сосредоточение на эмоциях и чувствах.(7) Навык сосредоточения базируется на развитии свойств внимания.
Способ третий: Визуализация.
Визуализация– это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизациявоображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательныхощущений, а также их комбинаций (7).
Дляразвития образных представлений я использую ряд упражнений. В состояниирелаксации я пробую увидеть образ зеркала  и себя в этом зеркале; зрительные,слуховые образы хорошо известных предметов; абстрактные понятия (7). Вповседневной жизни я использую памятку на активизацию воображения.
Способ четвёртый: Самовнушение.
Самовнушение– это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики.Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лицав настоящем времени. (7)
Внастоящее время я начала осваивать аутогенную технику, приёмами которой можетовладеть любой человек. Она была разработана в 20 – 30-е годы нашего веканемецким психотерапевтом Г. Шульцем. Её цель – психическое и физическоеоздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Слагаемые личностного роста.
Самовоспитаниенельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой –это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни,которые он выбирает. И как у всякой деятельности, у неё есть определённаяструктура, логика, последовательность действий. (1)
Особенностьювсех излагаемых ниже психотехник является их фиксация на бумаге. Я давно ведупрактику делать дневниковые записи, рисунки. Анализируя содержание записей ирисунков мы с руководителем обратили внимание, что эти занятия для меня имеютважное психотехническое значение. В своих записях и рисунках я фиксировала набумаге свои мысли, эмоции, фантазии и планы на будущее.
Ядля себя определила те шаги, которые должна сделать, чтобы двигаться вперёд кцели:
1этап: Определение цели.
2этап: Создание идеала.
3этап: Определение временных рамок и выделение целей.
4этап: Самопознание и самоосознание.
5этап: Самоконтроль и саморегуляция.
6этап: Саморазвитие.               

3.1Определение цели, выбор идеала.
1этап: Определение цели.
Работунад собой я начала с определения цели и выбора идеала. Чего я хочу достичь всвоём личностном развитии, какой я хочу стать?
Взятькарандаш и бумагу. Устроиться поудобнее, чтобы чувствовать себя максимальнокомфортно. Постараться без ограничений нарисовать свою будущую жизнь — так, какя хотела бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым мне хотелось быпройти, с теми вершинами, на которые мне хотелось бы взойти.
Яначала со списка того, о чём мечтаю, кем хочу стать, какой хочу стать, какиеличные качества хочу приобрести. Сосредоточилась и в течение 10-15 минутзаставила свой карандаш беспрерывно работать. Я дала волю своему воображению,отбросила ограничения, если возникали какие-то сомнения или ограничения, ямысленно себе представляла, что вывожу их с поля. Записывала то, чего хотела быв результате достичь.
Яследовала следующим правилам:
1. Формировала цели в позитивныхтерминах.
2. Была предельно конкретна,постаралась увидеть, услышать, почувствовать, представить себе результат.Постаралась составить ясное представление о результате.
3. Формировала только такие цели,достижение которых зависит только от меня.
4. Последствия моих сегодняшнихцелей должны быть «экологически чистыми».
2этап: Создание идеала.
 Определить цель самовоспитания  человеку значительнолегче, если у него есть представления о том лучшем, что должно быть присущечеловеку. «… Идея – основной источник энергии творческой личности. Идеал – этоидея, преобразованная в мощный энергетический заряд, Направляющий творческуюэнергию личности к будущему». (Вайнцвайнг П. Десять заповедей творческойличности. М., 1990 – с.36)
         Для меня идеал –это не конкретный человек, а обобщённый образ, воплощающий в себе то, чтонаиболее значимо для меня, что побуждает меня к самосовершенствованию.
Наданном этапе я воспользовалась рисунком и описанием тех личных качеств, которыея бы хотела видеть у себя. Я нарисовала на бумаге свой автопортрет, такой,какой я хотела бы стать, образ, воплощающий отдалённые цели и стремления. (см.Приложение, рис.)
3этап: Определение временных рамок и выделение целей.
Наданном этапе я, просмотрев составленный ранее список, присмотревшись кпортрету, определила, в какой временной сетке всё будет происходить.
Цели я ставила: общую – всестороннее развитиесобственной личности – и частные. Общую цель я отнесла к дальней перспективе, ачастные – к ближайшим целям, планам и шагам.
Самые важные на два года цели:
 
-    формировать силу воли;
Развивать:
-    усидчивость,целеустремлённость, организованность;
-    память и внимание;
-    терпимость, понимание, уважениепо отношению к другим людям;
-    научиться контролировать своиэмоции, чувства, обдумывать поступки;
-    открыть своё «Я», принять себя,сформировать целостный образ «Я».
После определения целей янаписала, почему они для меня важны.

3.2Формирование образа «Я».
4этап: Самопознание и самоосознание.
Итак,цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла с этой целью иидеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этап самовоспитания –познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей.
Всамопознании главное — выделение собственных положительных качеств, потенций,способностей, ибо только опираясь на позитивное можно преодолеть свои личныенедостатки.
Каждыйчеловек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобы узнать о том,что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе оченьпростой на первый взгляд вопрос: «Кто Я?». Здесь же нужно ответить на него…двадцать раз.
То,что вам удалось написать – автопортрет «Я». Образ «Я» человека может включатьсамые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющиечерты характера и внешнего облика. Все их, даже самые оригинальные, можнообъединить в три группы.
                                   ОБРАЗ «Я»/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

социальный             физический              психологический
Атеперь надо проанализировать собственный автопортрет. (5)
Потомнадо вернуться к списку из двадцати характеристик «Я» и выполнить ещё однупроцедуру. Она поможет лучше разобраться в образе собственного внутреннегомира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться и какположительная, и как отрицательная.
Какихкачеств в «Я» — образе больше? Чтобы понять это, надо поставить рядом с каждойхарактеристикой знак: «+» или «-». Важна, чтобы это была личная оценка. Онасовершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Затем оценить,сколько отрицательных и сколько положительных характеристик. (5)
Чтоже получилось в результате? Каких характеристик – положительных лиотрицательных – больше в образе вашего «Я»?
Образвнутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим,окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.
Уменя в целом образ «Я» окрашен позитивными эмоциями. Чтобы достигнуть гармониис самим собой, все характеристики должны быть равноценны.
    Отношение к миру иокружающим людям, способность к самостоятельным решениям, свободным иответственным действиям зависят от того, каковы представления человека о самомсебе, какова его Я – концепция.Я – концепция/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Реальное Я                     Идеальное Я              ЗеркальноеЯ
илипредставления       или представления        или представления
отом, каков Я на           о том, каким Я                 о том, как меня
самомделе                    хотел быть                       воспринимают другие
     Таким образом, «Я — концепция»помогла мнеразобраться в своём индивидуальном «Я», осознать почему у меня реальное «Я» изеркальное «Я» отличаются, что нужно, чтобы «Я» реальное стремилось к «Я»идеальному. (5)                        
Яостановлю своё внимание на некоторых психотехниках. Упражнение «Части моего Я»помогло осознать себя в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств. Я неподозревала, что во мне находится столько не похожих друг на друга людей. Нарисунке я изобразила самых характерных своих субличностей.
Упражнение«Кто я такой?» итог — словесное определение Я-концепции, т.е. относительносогласованного и зафиксированного представления о самой себе.
Упражнение«Уровень самооценки личности» в котором подсчитывается самооценкаинтеллектуальных, волевых, нравственных качеств (руководство практическогопсихолога).
Эти и другие упражненияспособствовали осознанию и переживанию своего я, позволили видеть себя состороны.
Второйблок упражнений направлен на принятие себя. Мало получить достоверные сведения,необходимо выработать позитивную Я-концепцию. Она необходима для реализациисвоих возможностей, раскрытия своей индивидуальности.
Этотакие упражнения, как «Мой портрет в лучах солнца», «Моя вселенная»,«Ассоциации», «Здравствуй, я рад тебя видеть» и т.д. Каждый день я стараюсьначинать с упражнений на позитивный настрой, упражнения с зеркалом «Я люблютебя и принимаю тебя такой, какая ты есть».
Упражненияна самораскрытие являются способом гармонизации внешнего и внутреннего «Я», ипостроением значимых отношений с окружающими.
Этотакие упражнения, как «Конверт откровений», «Интервью», «Сильные стороны» и т.д.
Какежедневное упражнение – это «Самоисповедь».
        
3.3Управление эмоциями и чувствами.
5этап: Самоконтроль и саморегуляция.
Управлениеэмоциями и чувствами включает в себя: контроль за своими эмоциональнымиреакциями, осмысление их, регулирование, т.е. нахождение способа саморегуляции,замена негативных эмоций позитивными.
Управлениечувствами и эмоциями начинается с понимания своего эмоционального состояния,затем размышления над его источниками и причинами. (2)
Я едва начала осваиватьэтот этап самосовершенствования. Важную роль играет овладение приёмамирасслабления, особенности своих эмоциональных реакций я анализирую с помощьютестов самопознания, рисунков, музыки.
Существуетцелый ряд способов саморегуляции – сознательного волевого управлениявнутренними процессами собственной психики, которые позволяют дать «выходчувству». Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке,освобождения от отрицательных эмоций. Блокировать их нельзя, поэтому яиспользую такие способы: «Пустой стул», «Физическая разрядка», «Самоисповедь»,«Релаксация». Снять негативное эмоциональное состояние мне помогает рисунок. Яанализировала рисунки методом «Цветописи». (Лутошкин А. М.)
Другаягруппа способов саморегуляции, которые я использую, — это вытеснениеотрицательных эмоций и чувств положительными.
Замена негативных эмоций имыслей созданным мной позитивным образом. Для меня действенно такоесамовнушение: «Я уверена в себе, своих возможностях, я чувствую прилив энергиии оптимизма». Этот образ надо укреплять ежедневно для того, чтобы статьуверенным.
Ясоздала собственные формулы самовнушения, создающие положительный эмоциональныйнастрой: «Я уверена в себе», «Я спокойна», «Я не боюсь» и др.
Дляпробуждения уверенности в себе, своих силах и замены негативных эмоций, яиспользую самопоощрение. Когда что-то получается, я говорю себе: «Молодец», «Тыможешь!», «Это хорошо, здорово!».
Приведунекоторые, используемые мной, психотехнические приёмы управления своимипереживаниями. Упражнения: «Растворение чувства обиды», «Преодолениераздражительности», «Положительный настрой на день».
Психологическая характеристика рисунков.
         Предметом анализаявились 46 моих работ, сделанных в разные возрастные периоды с 1999 года.
         В символике моегорисунка отражаются внутренние конфликты, обусловленные, с одной стороны,кризисом переходного возраста, в котором я нахожусь, а с другой стороны –кризисными событиями в семье, классе, в личной жизни.
         Изложениерезультатов психологического анализа носит описательный характер.
         Центральноеположение во многих рисунках, более ранних, до занятий психологией, занимаетглаз, в различных исполнениях. В этой особенности, неосознанно проявленной нарисунке легко усмотреть проекцию моих психологических проблем – завышенная,самомнение, излишнее внимание к собственной персон.
         Мой самый первыйрисунок – «Забвение», передаёт всю палитру чувств, которые я ждала моментвыразить. Как видим, смысл рисунка складывается постепенно, по мере того какодин фрагмент дополняется другим, к ним присоединяться третий. Здесьприсутствует много пересекающихся линий, штрихов, цветов и смысловых элементов,которые автономны. Автономия глаз, губ, бровей подчёркивается графически: листразделён на фрагменты. Графические фрагменты отображают внутренние проблемы ипреграды на тот момент жизни.
         Рисунок«Несчастная любовь» передаёт бурю негативных чувств и эмоций через агрессивныйкрасный цвет, преобладающие тёмные тона, резкие линии, выполненные с сильнымнажимом, штрихи. Общее впечатление от рисунка – тревожное, гнетущее.
         «Мои переживания»- этот рисунок отображает душевную боль, связанную с несчастьем, что выражаетсядвумя акцентами. С одной стороны, жёсткие линии, изображающие паутину,усиливают негативное впечатление чёрным, зелёным и красным тонами. С другой,чувство безысходности и боли, передаётся через автопортрет.
         Рисунок «Наедине ссобой». Центральная фигура – силуэт женщины, в котором я подразумевала себя.Руки нарисованы без кистей, полузакрытое лицо, скрытая одеждой фигура. Этиэлементы выполнены с сильным нажимом, отрывистыми линиями. Усиливаетвпечатление одиночества, покинутости, обособленности, пересекающие фигурутреугольники, как преграда между мной и внешним миром.
         Занятияпсихологией помогли преодолеть некоторые внутренние проблемы и барьеры, у меняустановилась относительно адекватная самооценка, больше выражаю не тольконегативные чувства.
         Рисунок «Эмблематолерантности» — абстрактно и отражает моё представление об идеальныхотношениях с окружающими меня людьми. Такие элементы, как сердечки, листья,воздушные потоки, солнечные лучи, идущие из центра, дополненные тёплой цветовойгаммой выражают позитивный, жизнеутверждающий настрой.
         Рисунок «Рождениечуда» передаёт гамму тёплых, спокойных, позитивных тонов. Красный цвет –тёплый, не агрессивный. Линии устремлены вверх. В целом, рисунок несётоптимизм, энергию, воодушевление.
         «Силапротивоположности» — рисунок с философским контекстом. Он разделёнгоризонтальной линией на два фрагмента. Чёткие линии, лаконичность элементов –стремление к раздумьям, осмыслению жизни.
         Рисунок«Размышления». Центральная фигура – автопортрет. Руки распростёрты, открытыйвзгляд, сочетаются с тёплой цветовой гаммой. Я представляю себя на рисункетолерантной, жизнерадостной, думающей.
 

3.4Программа личностного роста, пути и средства её реализации.
 
6этап: Саморазвитие.
Программусвоего личностного роста я составила на основе сопоставления своих качеств,знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в моём идеале.
Всоздании программы мне помогли рекомендации Елканова С.Б. «Основыпрофессионального воспитания».
Опираясьна свои ближайшие цели я определила задачи самосовершенствования и пути исредства их реализации.
Задачи                                           Путии средства
самосовершенствования                             реализации
1. Формировать силу воли      1.      Чётко и ясноосознать цель и стремиться достичь её.
                                                               2.     Научиться находить способы выполнения волевого действия, мотивировать их.
                                                      3.      Преодолетьвнутренние  препятствия.
                                                      4.      Преодолетьвнешние препятствия.
                                                      Чащеопираться на факты биографий, книжных героев, являющихся примером терпения,выдержки, силы воли.
2.Развивать усидчивость,       Завести дневникличностного роста.
целеустремлённость,              Научиться  организовывать   свою
организованность.                             работу:планировать свой день,  уметь контролировать себя, овладеть навыками работы слитературой, готовится к урокам в школе, рационально использовать свободноевремя.
   3. Развивать память                 Внимательновзглянуть на знакомый
    и внимание                                         предмет,затем, закрыть глаза, образно, ярко, представить его во всех подробностях.Затем открыв глаза, ещё раз посмотреть  и определить, какие подробности былиупущены.
                                                         Изученнуютаким образом вещь нужно попробовать нарисовать по памяти. После чегоопределить, что было не нарисовано.
                                                        Описатьпо памяти черты лица знакомого человека. Затем, наблюдая этого человека привстрече, уточнить не замеченные черты его лица.
                                                         Положитьперед собой 7 – 15 мелких предметов, взглянуть на них, а затем по памятиописать их.
                                                         Осмотретькомнату, постараться запомнить всё, что в ней находится. Затем, закрыть глаза ивоссоздать в подробностях образы увиденного в ней.
                                                         Вспомнитьголос и интонацию какой-либо часто употребляемой фразы знакомого человека ипопробовать с закрытыми глазами как бы вновь услышать её. Повторить эту фразувслух, а при встрече с этим человеком сравнить «подлинник» с воспроизводимымвоспоминанием.
                                                         Постаратьсяхорошо разглядеть подброшенный и падающий предмет. Затем, описать его снаибольшей точностью.
   
 4.Развивать терпимость,       Памятка на развитие толерантности.    
понимание,уважение по                   (см. Приложение)                                    
отношениюк другим людям.
 5.Научится                                1. Наблюдать за собой. Определить,  контролировать свои                какие эмоциональные проявления
эмоции и чувства,                      являются дляменя типичными.
обдумывать поступки.                        2.Овладеть такими способами взаимодействия с отрицательными эмоциями:
Принимать любое событие как  посланное Богом для своейже пользы. Этот путь ведёт к здоровью и мудрости.
Научится отстранённо наблюдать возникшую эмоцию,чувствуя её распространение. Пассивное наблюдение за ней приводит к еёуничтожению.
Дать возможность эмоции выплеснуться, не загонять еёвглубь, а реагировать. Это светский метод, позволяющий сохранить своёфизическое и психическое здоровье.
Овладеть способами сжигания  отрицательных эмоцийфизическим усилием. (см. Приложение)
    6.Открыть своё «Я»,               Сеанссамовоспитания – погружения в
   принять себя,                            состояниетелесного покоя в процессе
сформироватьцелостный      самопознания. (см. Приложение)           
образ «Я».                                           Каждыйновый день начинать с памятки на хорошее настроение. (см. Приложение)
                           
        
  
.

                             Заключение.
1.  Программа личностногороста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесссамосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободнейвыражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Проследитьпроцесс самоизменения можно анализируя мои рисунки до занятий психологией и впроцессе личностного роста.
2.  Я на личном примереубедилась, что моё более терпимое отношение к окружающим людям, являетсяследствием личностного роста. Для меня по-новому раскрылись грани межличностныхотношений, повысился уровень эмпатии к окружающим меня людям.
Встретившись с другом, которого не виделагод, он отметил произошедшие со мной позитивные изменения.
3.  Я прикоснулась толькок некоторым азам сложной и трудной науки самосовершенствования и поняла, чторабота над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль исодержание жизни, которую я выбрала.
Не верь в успех, если онпредставляется  (тебе) совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое ещёпредстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путьк подлинному совершенству.                       (Шри Аурубиндо)
 
   
 
      

         Библиографическийсписок.
1.           Арет А.Я.Основные положения теории самовоспитания. М., 
             1961 — 248с.
2.           Безант А.Изучение сознания. М., 1996 — 287с.
3.           Бердяев Н.Самопознание. М., 1990 — 247с.
4.           Берн Э.Введение в психиатрию и психоанализ
непосвященных. СПб.,1991 – 193с.
5.           Бернс Л.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 –
273с.
6.           ВернадскийВ.И. Начало и вечность жизни. М., 1989 – 295с.
7.           ГаджиеваН.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы
самосовершенствования.Екатеринбург, 1998 –144с.
8.           ГорбуновГ.Л. Учитесь управлять собой. М., 1976 – 257с.
9.           Гримарк Л.П.Резервы человеческой психики. М., 1987 286с.
10.       ДобротворскийИ.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж
1994 – 197с.
11.       КауфманБ. Вверх по лестнице ведущей вниз. М., 1990 –
183с.
12.       КовалёвА.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983 – 256с.
13.       КовалёвА.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967 – 293с.
14.       КочетовА.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск,
1991 – 274с.
15.       КочетовА.И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967
– 279с.
16.       КуценкоВ.Г. Пути самосовершенствования личности. Л.,
1979 – 226с.
17.       ЛободинВ.Г. Путь к единству. Самоанализ и познание
внутреннего мира.СПб., 1996 – 250с.
18.       МудрикА.В. Время поисков и решений, или
старшеклассники о нихсамих. М.,1990 – 251с.
19.       ОрловЮ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991 –
208с.
20.       Психологияличности. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.,
Пузырея А.А., М.,1982 – 286с.
21.       РерихН. О вечном. М., 1994 – 233с.
22.       РувинскийЛ.И., Соловьёва А.Е. Психология
самовоспитания. М.,1982 – 276с.
23.       РусаковБ.А. Как воспитать самого себя. Новосибирск,
             1975 – 263с.
24.       СелезнёваЕ.В. Я познаю мир «Психология». М. 2000 – 432с.
25.       СоловейчикС.Л. Вечная радость: очерки школы и жизни. М.,
1986 – 179с.
26.       СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону,
2000 – 672с.
27.       СудаковК.В., Рылов А.Л. Тайны мышления. М.,1990 – 288с.
28.       ШмидтР. Искусство общения. М., 1992 – 197с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.