1. Анализспецифики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ«Гимназия № 85».
Основными целями гимназииявляется:
— формирование общейкультуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимумасодержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;
— создание основы дляосознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
— Формирование здоровогообраза жизни.
Основными задачамигимназии является создание условий:
— Гарантирующих охрану иукрепление здоровья обучающихся.
— Для развития личности,ее самореализации и самоопределения.
— Для формирования уобучающихся современного уровня знаний.
— Для воспитаниягражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви кокружающей природе, Родине, семье.
— Для осознанного выборапрофессии.
1.1 Характеристикасоциально-демографических особенностей контингента семей
Гимназия № 85 находится вЛенинском районе, г. Барнаула. Занятия в школе проходят в две смены,продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся.
На сегодняшний день:
— полные семьи – 817;
— неполные семьи – 270,из них: одинокие матери – 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов – 40;
— семьи с детьмиинвалидами – 8;
— опекунские семьи – 7;
— семьи, где родителиинвалиды – 16;
— многодетные семьи – 15;
— семьи погибших в мирноевремя – 2;
— семьи беженцев,вынужденных переселенцев – 1;
— семьи состоящие научете в инспекции – 2.
Социальный составродителей довольно разнообразен: рабочие 32 %, служащие 17 %, военнослужащие 12%, безработные 20 %, частные предприниматели 18 %, пенсионеры 1 %.
Образовательный уровеньродителей: высшее образование 40%, среднее специальное 33%, среднее25%, неполное среднее 2%.
Основная направленностьучащихся на получение знаний это получение основы для поступления в ВУЗыРоссии.
В гимназии созданыразличные секции и факультативы для личностного, физического иинтеллектуального развития школьников.
2. Анализ основных направлений иформ работы психологической службы
Целями психологическойслужбы гимназии являются:
— содействиеадминистрации и педагогическому коллективу гимназии в создании социальнойситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся иобеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личностиобучающихся, родителей, педагогических работников и других участниковобразовательного процесса;
— содействие вприобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимыхдля получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
— оказание помощи обучающимся,в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей,интересов, состояния здоровья;
— содействие учителям иродителям в воспитании учащихся
Задачами психологическойслужбы являются:
— психологический анализсоциальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причиних возникновения, путей и средств их разрешения;
— содействие личностномуи интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развитияличности;
— формирование уобучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
— содействие педагогическомуколлективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательныхучреждениях;
— психологическое обеспечениеобразовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения кинтеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
— профилактика и преодолениеотклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитииобещающихся;
— содействие в обеспечениидеятельности педагогических работников образовательных учрежденийнаучно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные направленияпсихологической службы гимназии:
— психологическаядиагностика;
— коррекционно-развивающаяработа;
— психологическоепросвещение;
— психологическоеконсультирование.
Врамках психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое изучениешкольников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальныхособенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессеобучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлениепричин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и сгруппами обучающихся.
Диагностическая работанаправлена на решение следующих задач:
— составлениесоциально-психологического портрета школьника;
— определение путей иформ оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении ипсихическом самочувствии;
— выбор средств и формпсихологического сопровождения школьников в соответствии с присущими имособенностями обучения и общения.
Коррекционно-развивающаяработа психолога включает в себя психологическую коррекцию и психологическуюпрофилактику.
Психологическая коррекция— активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ееиндивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельностипедагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов идругих специалистов.
Психологическаяпрофилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся вобразовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическимработникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения иразвития.
Цели коррекционно-развивающейработы с учащимися определяются пониманием закономерностей их психическогоразвития как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничествесо взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и областипостановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальнойситуации развития.
2. Развитие видовдеятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологическихновообразований.
Консультативно-просветительскаяработа психолога в гимназии.
Консультативная работапсихолога проводится по следующим направлениям:
1. Консультирование ипросвещение педагогов.
2. Консультирование ипросвещение родителей.
3. Консультированиешкольников.
Консультирование можетпроходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения ипсихического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всемиучастниками педагогического процесса в школе.
Психологическоепросвещениепредставляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогическихработников в психологических знаниях, желания использовать их в интересахсобственного развития; создание условий для полноценного личностного развития исамоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременномпредупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитииинтеллекта.
Консультативнаядеятельность — этооказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другимучастникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обученияпосредством психологического консультирования.
Консультированиеи просвещение педагогов
Консультативная работа спедагогами выделяет ряд принципов, на которых основано сотрудничество психологас педагогическим коллективом в решении школьных проблем:
— равноправноевзаимодействие психолога и педагога;
— формирование у педагогаустановки на самостоятельное решение проблем;
— принятие участникамиконсультирования ответственности за совместные решения;
— распределениепрофессиональных функций между педагогами и психологами.
В организациипсихологического консультирования педагогов выделены три направления:
1. Консультированиепедагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватныхпрограмм обучения и воспитания. Оценка, насколько полно учтены возрастныеособенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогическойпрограммы технике эффективного коммуникативного воздействия.
2. Консультирование педагоговпо поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретныхучащихся. Это является наиболее распространенной формой консультативной работыпсихолога при работе с педагогами.
Консультирование в этомнаправлении организуется либо по запросу педагога, либо по инициативе психолога,в этом случае учителю предлагается ознакомиться с информацией о ребенке (порезультатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматьсянад проблемой оказания помощи или поддержки.
Организация работы позапросу учителя проходит наиболее эффективно в форме индивидуальных консультаций.
3. Консультирование вситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системахотношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель — родители и др.
В рамках такой работы психологорганизует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно,затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участниковконфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентамнайти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Психологическоепросвещениепедагогов направлено на создание условий для получения необходимыхпсихолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам врешении следующих задач:
— организовать эффективныйпроцесс обучения школьников;
— построитьвзаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
— осознать и осмыслитьсебя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодействий.
Просветительская работаорганизуется так, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующимих вопросам практики обучения и воспитания.
Консультированиеи просвещение родителей
Психолого-педагогическоеконсультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогамиорганизуется, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказаниемконсультативно-методической помощи в организации эффективногодетско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Однойиз функций консультативной работы с родителями является информированиеродителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования бываетпсихологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезныхпсихологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональнымипереживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителейшкольников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемамшкольной неуспеваемости. Практика работы психолога позволяет типизироватьслучаи обращения родителей за психологической помощью. Случаи, группирующиесявокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторымпредметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствиежелания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успеховили неуспехов и др.
1. Случаи, группирующиесявокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный,утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
2. Случаи, группирующиесявокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми:необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения междубратьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
3. Запрос по поводувыдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить планиндивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.
Содержанием просветительской работы школьного психолога сродителямитакже является ознакомление родителей сактуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данныймомент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических беседна классных собраниях психолог предлагает подходящие на данном этапе развитияребенка формы детско-родительского общения.
Консультирование учащихсяорганизуется либо по просьбе учащегося, либо по инициативе психолога по просьберодителей или педагогов.
Также консультированиешкольников может быть групповым.
Основные направленияконсультативной работы при работе со школьниками:
— Проблемы, связанные собучением
— Проблемы, связанные своспитанием
— Проблемы, связанные споведением
— Эмоциональные проблемы
— Проблемы, связанные садаптацией
— Коммуникативныепроблемы
— Проблемы, связанные сдетско-родительскими отношениями
— Профессиональнаяориентация
— Проблемы, связанные сзависимостями
— Определение дальнейшегообразовательного маршрута
Работа сучащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной,интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичнаядиагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнемфункциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые исвоевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированиюпредпосылок учебной деятельности.
Ежегоднопсихологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов,которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей вовнеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяетболее целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в формеиндивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом,снятию тревожности у детей первого года обучения.
Работа поадаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляетсяпосредством следующих форм и методов:
— диагностикапсихологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее ипсихологического климата в классных коллективах;
— анкетирование учащихся;
— посещениеуроков;
— проведениесеминара для педагогов;
— проведениеродительских собраний.
Такой подход к организации адаптационного периода в школепозволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условийобучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся снедостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене,выработать рекомендации для педагогов.
Кприоритетным направлениям работы школьной психологической службы следует отнестидеятельность, направленную на формирование психологической культуры всехучастников образовательного процесса, формирование психологического здоровья.Данные направления реализуются через взаимодействие психолога со всемиучастниками учебного процесса.
В работепсихолога используются следующие документы, с которыми была ознакомлена:
1. Основой рабочей документациипсихолога являются нормативные документы Министерства образования РоссийскойФедерации: положение о службе практической психологии всистеме образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьногопсихолога; этический кодекс психолога;
2. Должностные обязанности (заверенныепечатью и подписью директора);
3. Различные приказы,инструкции;
4. План работы психолога.Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденныйдиректором гимназии. В нем указаны:
— основные виды работ покаждому направлению работы;
— время проведения работ;
— контингент.
5. Журнал учетаиндивидуальных консультаций. В журнале отдельные страницы отводятсяконсультациям с учителями, родителями и школьниками.
6. Результатыпсиходиагностических исследований. При проведении групповыхпсиходиагностических исследований психолог делает справку по результатамисследования. В ней указываются:
— цель исследования;
— батарея методик;
— дата проведения работы;
— контингент;
— сводная таблицарезультатов (баллы, характеристики и т.д.);
— особые случаи;
— выводы и рекомендации.
7. Индивидуальнаяпсихологическая карта учащихся. В карте обозначены учащиеся, которые находятсяпод систематическим контролем. Индивидуальные психологические карты учащихсязаполняются во время их психологического обследования при приеме в школу и припереходе учащихся с одной ступени на другую.
Образец карты:
1.Ф.И.О. учащихся, класс,группа.
2.Ф.И.О. кл.руководителя, воспитателя.
3.Семейное положение:
а) состав семьи;
б) жилищные условия;
в) тип семейноговоспитания
4. Состояние здоровьяребенка (общее развитие, болезни, отклонения).
5. Причины постановкиребенка на индивидуальный психологический учет.
6. Учет тестирования (сдатами).
7. Результатыиндивидуальной консультации, обследования.
8. Рекомендациипедагогам, родителям, ребенку.
8. Планы групповойработы. Когда психолог проводит ту или иную групповую работу коррекционного илипросветительного характера, то он имеет план работы с той или иной группой,согласованный с администрацией школы.
9. Психологическоезаключение. Выдается при требовании директора, либо вышестоящих организаций.Заключение содержит в ceбe следующие моменты:
— по чьей инициативевыдается заключение;
— дата, время и местопроведения исследования;
— цель исследования;
— применявшиеся методыисследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства сматериалами заключения специалистов);
— характеристикарезультатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалыподобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверкиспециалистом);
— выводы и рекомендации(в соответствии с целью исследования).
10. Отчет о работе за год
Профессия школьногопсихолога имеет ряд особенностей. Для общества данная профессия находится наэтапе становления, запросы к ней не всегда соответствуют возможностямспециалистов. Это создает серьезные проблемы у молодых специалистов. Психолог, приходящийна работу в школу, испытывает значительные трудности профессиональной иличностной адаптации и не может в полной мере применить на практике теспециальные знания, умения и навыки, которые необходимы в учебном процессе.Соответственно, удовлетворенность деятельностью для такого специалистаневысока, что сказывается на эффективности его работы.
У большинства учителей,родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипныепредставления о деятельности психологов.
Очень широкий спектрнаправлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихсяалгоритмов ее организации в рамках школы.
Отсутствие необходимогоматериала для работы с участниками образовательного процесса. Так же большойпроблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет емуотдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психологдолжен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги,наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед изанятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определеннымтребованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений).Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение,которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация,когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература иметодики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемойинформации школьному психологу желательно было бы иметь хороший компьютер, чтошкола не может ему обеспечить. Эта проблема касается не только молодыхспециалистов.
При прохождении практикия столкнулось с трудностью, из того что перечислено выше – это отсутствиеспециального помещения для проведения психологических работ, а так жеотсутствие достойного компьютерного оборудования.
3. Осуществлениеотдельных видов психолого-педагогической деятельности
Во времяпрохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровнятревожности у учащихся 2 классов, 45 учащихся.
Цельюданного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьноговозраста и установление причин
Задачиисследования:
1. Провестипсиходиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьноговозраста.
2. Провестипсиходиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.
3. Установить,существует ли зависимость между проявлениями тревожности и выявленнымипричинами тревожности.
Работапроводилась с учащимися второго класса гимназии №85
Для выявления детей сярко выраженной тревожностью были использована методика «Измерения уровнятревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.) и«Тест школьной тревожности Филлипса».
Методика «Измеренияуровня тревожности Тейлора» предназначена дляизмерения уровня тревожности.
Опросник состоит из 60утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как наборкарточек с утверждениями (Приложение 2).
Подсчитывается количествоответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
Оценка 40-50 балловрассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 балловсвидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов – о среднем (стенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому)уровне, и 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
Таблица №1. Показателитревожности
Очень высокие показатели тревожности
Высокие показатели тревожности
Средний, с тенденцией к высокому, показатель тревожности
Средний, с тенденцией к низкому, показатель тревожности
Низкий уровень тревожности Количество испытуемых, в % 3% 40% 23% 32% 2%
Результаты, полученныепосле проведения методики, показали, что 43% испытуемых имеют очень высокие ивысокие показатели уровня тревожности.
Результаты методики «Измерениеуровня тревожности Тейлора»Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности 13 4 12 15 29 33 13 13 18 18 10 15 26 29 27 7 13 12 28 16 25 25 15 8 16 20 9 31 10 32 16 26 40 28 3 18 10 16 24 29 25 30 25 21 18
«Тест школьнойтревожности Филлипса»
Целью данной методикойбыло изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детеймладшего школьного возраста.
Тест состоит из 58вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться вписьменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”(Приложение 3).
При обработке результатоввыделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, несовпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработкеподсчитывается:
1. Общее числонесовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышеннойтревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокойтревожности.
2. Числосовпадений по каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровеньтревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общееэмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличиемтех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательнаяхарактеристика каждого синдрома (фактора):
1. Общая тревожностьв школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формамиего включения в жизнь школы.
2. Переживаниясоциального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которогоразвиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
3. Фрустрацияпотребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, непозволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокогорезультата и т.д.
4. Страхсамовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных снеобходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своихвозможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний –негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно –публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиямокружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатовпоступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожиданиенегативных оценок.
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации,снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера,повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожныйфактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях сучителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе,снижающий успешность обучения ребенка.
Используяданную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматриваликаждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для насинформативным, и определенным образом наталкивал на выявление причинвозникновения тревожности.
Анализируя результатданного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшегошкольного возраста фактором высокой тревожности оказался страх несоответствовать ожиданиям окружающих.
Также было установлено,что во втором классе большинство детей с повышенной тревожностью.
Показатели тревожности
№ п/п
Факторы тревожности
Количество испытуемых в процентах 1. Общая тревожность в школе 14% 2. Переживания социального стресса 14% 3. Фрустрация потребности в достижении успеха 20% 4. Страх самовыражения 7% 5. Страх ситуации проверки знаний 27% 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 34% 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 20% 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 20%
На основании полученныхданных психологом далее был разработан и проведен план коррекционной работы стревожными учащимися.
Совместно с психологом былисоставлены рекомендации для родителей и педагогов (Приложение 4).
В процессе прохожденияпрактики наиболее часто выполняла работу по интерпретации результатов методик,проводимых психологом.
Сначалатрудность была при использовании программ математической статистики, но затем,разобравшись в программе, трудностей не возникало.
Ещё однимвидом работы было составление психолого-педагогическая характеристикаучащегося.
Такимобразом, в результате прохождения практики мною были получены следующие уменияи навыки:
— составлениепсихолого-педагогической характеристики учащегося;
— составлениерекомендаций при работе с детьми;
— проведениебеседы с учащимися.
Приложение1
Психолого-педагогическаяхарактеристика
ученика 1А класса МОУ«Гимназия №85»
Наумцева Никиты.
Наумцев Никита 12.07.2001года рождения, начал обучение в Гимназии с 8.12.08. в 1А классе, кл.руководитель Белецких Н.В. Находился на домашнем лечении в течение месяца,школу не посещал. Со слов учителя: включается в работу на уроках только в первыеминуты, затем наступает период отсутствия работоспособности. Приходитсяобъяснять задания по нескольку раз. Во время урока разговаривает вслух сам ссобой. Во время перемены не может адекватно общаться с одноклассниками,нуждается в многочисленных тактильных контактах.
При обследовании выявленыследующие особенности поведения, деятельности и общения:
Контакт- установилсялегко, но неполноценен- ребёнок не улавливает смысла инструкций в отдельныхзаданиях., ответы совершенно импульсивные. При этом без боязни откликается напредложения взрослого, включается в разговор.
Интерес — заданиявыполняются, тревога отсутствует. Но интерес поверхностный. Деятельностьвозможна при разнообразной стимуляции.
Аффективный компонент-мимика слабая, практически отсутствуют, эмоции проявляются высказываниями,аффект благодушия не зависимо от результатов деятельности.
Активность — заданияпринимает, но нужно побуждение и организующая помощь в отдельных заданиях.
Оценка собственныхдостижений — неадекватно положительная, несмотря на указываемые ошибки.
Особенностиработоспособности:
Темп работы — медленный,много времени уходит на пояснение смысла задания, который ребёнком не всегдаулавливается.
Истощаемость — оченьвысокая, время продуктивной работы составляет до 5 мин, по мере утомления, оносокращается до 1,5 мин. Во время работы- лежит на столе. Практически непрекращаются многочисленные хаотичные движения и речь, не относящаяся квыполняемой задаче. Зевота, задержки дыхания.
Внимание — оченьнеустойчиво, легко отвлекается и «выключается» из работы при минимальныхраздражителях (перестаёт улавливать смысл обращённой речи)- например, приперелистывании лист или звонке с урока.
Ориентировочнаядеятельность — в большинстве заданий поиск малопродуктивен. Ответы импульсивныили наугад. Не ориентируется во времени.
Понимание обращённой речи- большинство инструкций требуют уточнения, повторения и напоминания.
Собственная вербализация- скупая, однообразная. В отдельных заданиях очень трудно формулирует собственнуюмысль, при правильном выборе ответа.
Целенаправленностьдеятельности нарушается общей дезорганизацией при утомлении.
Частные достижения:
Методика опосредованногозапоминания Леонтьева — 5 (норм.) 1-е задание выполнено с помощью взрослого,остальные — самостоятельно. Не сразу понял связь между словами и картинками. Вдальнейшем пояснял и устанавливал взаимосвязи верно.
Рассказ по картинкам — разложил полностью самостоятельно, сразу, без затруднений. Понимает смыслпроисходящих событий и может пояснить. Затруднения при формулировании мысли,высказывания стереотипны и однообразны.
Нелепицы — эмоциональнаяреакция оживления, мимически практически не выражена. Видит толькоповерхностную часть нелепиц, наиболее яркую и забавную.
Внимание по тесту Риссапродуктивность 80%. Очень медленное выполнения задания с постояннойорганизующей помощью.
Почерк — слабые дрожащиелинии, но на листе ориентируется, поля и клеточки соблюдает.
Движения ребёнка могутбыть не скоординированы и резкие, не поддающиеся контролю.
При личном общении ибеседах — дружелюбен, отвечает на вопросы, открыт.
По полученным данным былирекомендованы консультации психоневролога и невропатолога.
Приложение 2
Методика «Измеренияуровня тревожности Тейлора»
(адаптированная НемчинымТ.А.).
Текст опросника
Инструкция: Опросниксостоит из 60 утверждений. На каждый предложенный вопрос надо ответить «да» или«нет».
1. Я могу долго работатьне уставая.
2. Я всегда выполняю своиобещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги уменя теплые.
4. У меня редко болитголова.
5. Я уверен в своихсилах.
6. Ожидание менянервирует.
7. Порой мне кажется, чтоя ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себявполне счастливым.
9. Я не могусосредоточиться на чем-либо одном.
10. В детстве я всегданемедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чащеу меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя натом, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я неболее нервный, чем большинство других людей.
14. Я не слишкомзастенчив.
15. Жизнь для меня почтивсегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что яговорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще,чем другие.
18. Я часто расстраиваюсьиз-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себясердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которыхя знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть,если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен именя нелегко расстроить.
23. Меня часто мучаютночные кошмары.
24. Я склонен всепринимать слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, уменя усиливается потливость.
26. У меня беспокойный ипрерывистый сон.
27. В играх я предпочитаюскорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен,чем большинство других людей.
29. Бывает, чтонескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть также доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.
31. Мой желудок сильнобеспокоит меня.
32. Я постоянно озабоченсвоими материальными и служебными делами.
33. Я настороженноотношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется,что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу взамешательство.
36. Временами ястановлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаюуклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бываютприступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда неопаздывал на свидания или работу.
40. Временами яопределенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочетсявыругаться.
42. Почти всегда яиспытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.
43. Меня беспокоятвозможные неудачи.
44. Я часто боюсь, чтовот-вот покраснею.
45. Меня нередкоохватывает отчаяние.
46. Я — человек нервный илегковозбудимый.
47. Я часто замечаю, чтомои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Почти всегдаиспытываю чувство голода.
49. Мне не хватаетуверенности в себе.
50. Я легко потею даже впрохладные дни.
51. Я часто мечтаю отаких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редкоболит живот.
53. Я считаю, что мнеочень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периодытакого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю написьма сразу же после прочтения.
56. Я легкорасстраиваюсь.
57. Практически я никогдане краснею.
58. У меня гораздо меньшеразличных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что яоткладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю сбольшим напряжением.
Обработка результатов
Оценка результатовисследования по опроснику производится путем подсчета количества ответовобследуемого, свидетельствующих о тревожности.
В 1 балл оцениваются: ответы«да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30,31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42,44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56,60.
Ответы «нет» квысказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19,22, 39, 43, 52, 57, 58.
Лживыми считаются ответы«да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29,41, 51, 59.
Суммарная оценка:
40 — 50 балловрассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25 — 40 балловсвидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 — 25 баллов — осреднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5 — 15 баллов — о среднем(с тенденцией к низкому) уровне;
0 — 5 баллов — о низкомуровне тревоги.
Методика “Измеренияуровня тревожности Тейлора” (адаптированная Немчиным Т.А.).
Методика предназначенадля измерения уровня тревожности.
Опросник состоит из 50утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как наборкарточек с утверждениями.
Подсчитывается количествоответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
Оценка 40-50 балловрассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 балловсвидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов – о среднем (стенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому)уровне, и 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
Показатели тревожности
Очень высокие показатели тревожности
Высокие показатели тревожности
Средний, с тенденцией к высокому, показатель тревожности
Средний, с тенденцией к низкому, показатель тревожности
Низкий уровень тревожности Количество испытуемых, в % 3% 40% 23% 32% 2%
Результаты, полученныепосле проведения методики, показали, что 43% испытуемых имеют очень высокие ивысокие показатели уровня тревожности.
Результаты методики“Измерение уровня тревожности Тейлора”Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности Порядко-вый номер испыту-емого Показа-тель тревож-ности 13 4 12 15 29 33 13 13 18 18 10 15 26 29 27 7 13 12 28 16 25 25 15 8 16 20 9 31 10 32 16 26 40 28 3 18 10 16 24 29 25 30 25 21 18
Примечание: испытуемыеэкспериментальной группы выделены шрифтом (здесь и далее).
Приложение 3
«Тест школьнойтревожности Филлипса»
Описание
Тест состоит из 58вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменномвиде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция
Ребята, сейчас вам будетпредложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете вшколе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных,хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответоввверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте егономер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.
1. Трудно ли тебедержаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты,когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебеработать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебевременами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, чтокто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется,чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь,что он говорит?
7. Сильно ли тыволнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой,что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебяколени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твоиодноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, чтотебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебявопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли тыизбегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, невыбирают?
14. Бывает ли временами,что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебявозникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чтохочешь ты?
16. Сильно ли тыволнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебеполучать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли тывременами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твоиодноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своиходноклассников?
21. Выполнив задание,беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь вклассе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебеиногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, чтобольшинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты болееусердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравнивать в классе срезультатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешьо том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли тывременами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, чтотвое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собираетсяпроверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешьхорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешьвыслужиться?
30. Хорошо ли ты себячувствуешь с тем из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особымвниманием?
31. Бывает ли, чтонекоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь,теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, чтобольшинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишьсявыглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем,как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мамав организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебякогда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты вбудущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, чтоодеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли тызадумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способныеученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторыеиз твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем,как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себячувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ливременами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, чтобеспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешьответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером тылежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будетзавтра в школе?
49. Работая над труднымзаданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл веши, которые хорошознал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоярука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, чтоначинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классузадание?
52. Пугает ли тебяпроверка твоих знаний в школе?
53. Когда учительговорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что несправишься с ним?
54. Снилось ли тебевременами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учительобъясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше,чем ты?
56. Беспокоишься ли ты подороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешьзадание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоярука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка иинтерпретация результатов
При обработке результатоввыделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросусоответствует ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявлениетревожности.
При обработкеподсчитывается:
Общее число несовпаденийпо всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожностиребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокойтревожности.
Число совпадений покаждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожностиопределяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннееэмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех илииных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределениевопросов по факторамФактор Номера вопросов 1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Е = 22 2. Переживание социального стресса
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44
Е = 11 3. Фрустрация потребности в достижении успеха
1, 3, 6, 11, 17,19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
Е = 13 4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45
Е = 6 5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26
Е = 6 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
38, 13, 17, 22
Е = 5 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9, 34, 18, 23, 28
Е = 5 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
26, 11, 32,35, 41, 44, 47
Е = 8
Ключ к вопросамтеста школьной тревожности1 - 18 - 35 + 52 - 2 - 19 - 36 + 53 - 3 - 20 + 37 - 54 - 4 - 21 - 38 + 55 - 5 - 22 + 39 + 56 - 6 - 23 - 40 - 57 - 7 - 24 + 41 + 58 - 8 - 25 + 42 - 9 - 26 - 43 + 10 - 27 - 44 + 11 + 28 - 45 - 12 - 29 - 46 - 13 - 30 + 47 - 14 - 31 - 48 - 15 - 32 - 49 - 16 - 33 - 50 - 17 - 34 - 51 -
Примечание. «+» — Да; «—»— Нет.
Содержательнаяхарактеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность вшколе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формамиего включения в жизнь школы.
2. Переживаниясоциального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которогоразвиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребностив достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенкуразвивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения —негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостьюсамораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверкизнаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки(особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценкесвоих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемыхокружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации,снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера,повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожныйфактор среды.
8. Проблемы и страхи вотношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослымив школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При обработке результатоввыделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, несовпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработкеподсчитывается:
1. Общее числонесовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышеннойтревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокойтревожности.
2. Число совпаденийпо каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожностиопределяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональноевнутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иныхтревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательнаяхарактеристика каждого синдрома (фактора):
1. Общая тревожность в школе – общееэмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения вжизнь школы.
2. Переживания социального стресса –эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальныеконтакты (прежде всего – со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достиженииуспеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать своипотребности в успех, достижения высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения – негативныеэмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия,предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний –негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно –публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиямокружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатовпоступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожиданиенегативных оценок.
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации,снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера,повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожныйфактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях сучителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающийуспешность обучения ребенка.
Показатели тревожности
№ п/п
Факторы тревожности
Количество испытуемых в процентах 1. Общая тревожность в школе 14% 2. Переживания социального стресса 3% 3. Фрустрация потребности в достижении успеха 7% 4. Страх самовыражения 18% 5. Страх ситуации проверки знаний 18% 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 27% 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 18% 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 14%
Используя данную методику,мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр вотдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определеннымобразом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.
Анализируя результатданного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшегошкольного возраста фактором высокой тревожности оказался страх несоответствовать ожиданиям окружающих.
Также было установлено,что во втором классе большинство детей с повышенной тревожностью.
В результатеколичественного анализа было установлено, что повышенная тревожность связана сфактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
Поэтому было сделанопредложение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе являетсянарушения в системе взаимодействия “ребенок-ребенок”.
Результаты “Тесташкольной тревожности Филлипса”Порядковый номер испытуемого Факторы тревожности 1 2 3 4 5 6 7 8 13,6 27,2 23,3 66,6 20 20 40 25 4,5 9 23 33,3 16,6 30 20 37,5 13,6 36,3 30,7 66,6 40 40 40 50 13,6 36,3 46,1 16,6 40 50 40 50 9 36,3 30,7 66,6 30 40 40 50 59 36,3 46,1 66,6 50 80 60 62,5 40,9 18,1 46,1 33,3 50 30 20 40 22,7 27,2 23 66,8 33,7 30 40 40 40,9 54,5 53,8 50 100 40 40 50 13,6 27,2 46,1 16,6 33,7 40 40 62,5 45,4 27,2 30,7 50 50 80 40 12,5 13,6 27,2 46,1 50 16,6 80 20 37,5 40 18,1 15,3 50 40 40 40 25 81,1 18,1 38,4 66,6 83,3 80 60 37,5 50 36,3 36,3 16,6 40 20 40 12,5 36,3 36,3 15,3 16,6 83,3 40 20 37,5 13,6 9 7,6 16,6 33,3 20 20 12,5 9 36,3 38,4 16,6 16,6 20 20 37,5 27,2 27,2 30,7 50 16,6 40 40 12,5 72,7 100 69,2 33 100 60 80 75 72,7 27,2 38,4 66,6 83,3 80 60 37,5 31,8 36,3 23 16,6 33,3 40 40 50 40 36,3 30,7 33,3 83,3 40 20 50 40,9 18,1 46,1 33,3 50 80 20 50 13,6 36,3 46,1 16,6 40 40 60 50 13,6 40 30,7 40 16,6 40 20 37,5 40 36,3 30,7 33,3 16,6 40 40 25 36,3 27,2 30,7 16,6 40 60 40 25 68,1 45,5 30,7 50 66,6 60 60 62,5 27,2 36,3 46,1 33,3 33,3 40 40 50 4,5 36,3 38,4 33,3 16,6 40 40 50 33,3 36,3 38,4 50 40 40 20 37,5 40 18,1 38,4 33,3 40 20 40 50 40,9 36,3 46,1 33,3 66,6 40 20 37,5 13,6 27,2 53,8 33,3 16,6 60 20 62,5 10,3 40 18,1 23,1 16,6 40 40 25 18,1 40 15,3 33 16,6 40 20 37,5 22,4 22,7 36,3 23 40 33,3 40 50 9 36,3 40 50 16,6 20 20 37,5 9 18,1 23 40 40 20 40 50 18,1 36,3 38,4 40 40 20 40 25 9 18,1 23 50 46,1 40 40 50 72,2 45,4 46,1 50 50 60 60 62,5 36,3 36,3 46,1 66,6 50 40 40 37,5 31,8 27,2 23 33,3 50 40 60 25
Условные обозначения:
1. Общая тревожностьв школе;
2. Переживаниясоциального страха;
3. Фрустрацияпотребности в достижении успеха;
4. Страхсамовыражения;
5. Страх ситуациипроверки знаний;
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
7. Низкаяфизиологическая сопротивляемость стрессу;
8. Проблемы и страхив отношениях с учителями.
Приложение 4
Рекомендации учителямтревожных детей
1. Поручение,которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагаявыполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка нанеуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенностьсобой.
2. Повышатьсамооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемаяребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“Утебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданийнеобходим общий положительный эмоциональный фон.
3. Недопустимосравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу.Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка(“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем впрошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).
Оптимистические прогнозы “на завтра”не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышениюуверенности в себе.
4. Желательно неставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Нерекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуацияпубличного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаиватьна том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушатьиндивидуально.
5. Детскаятревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание,необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мыделаем сейчас, что потом и т.д.
6. Развитиесамостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
Такие дети очень зависимы от мнениязначимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными,несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряютсяи волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг ясделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятиясамостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко нерегламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Норебенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
Рекомендации родителямтревожного ребенка
1. Общаясь с ребёнком, неподрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говоритьребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
2. Будьте последовательныв своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешалираньше.
3. Учитывайте возможностидетей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудомдаётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажитеподдержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребёнку,будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либообъективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе,чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.
Нередко родителипредъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобыизбежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психическисдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, головаего уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметновыскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобызаверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности вкакой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Полезно снизитьколичество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать всезамечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для Васстанет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо непринесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.
Правила работы стревожными детьми:
1. Избегайтесостязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайтеребёнка с окружающими.
3. Чаще используйтетелесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйтеповышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтеськ ребёнку по имени.
6. Демонстрируйтеобразцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте кребёнку завышенных требований.
8. Будьтепоследовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делатьребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйтенаказания лишь в крайних случаях.
11. Не унижайтеребёнка, наказывая его.
12. Не привлекайтетревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
13. Не подгоняйте тревожныхдетей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте имвозможность действовать в привычном для них темпе (такого ребёнка можно чутьраньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
14. Хвалите ребёнкадаже за не очень значительные достижения.
15. Не заставляйтеребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала простопосмотрит, как это делают его сверстники).
16. Используйте вработе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им.
17. Закрепите за ребёнкомпостоянное место за столом.
18. Попросите ребёнкабыть своим помощником, если ребенок не отходит от Вас.
Приложение 5
План-конспект урока попсихологии в 6-м классе: «Моя индивидуальность».
Цели занятия:
— обобщить понятие«индивидуальность»;
— учить находить в себеглавные индивидуальные черты;
— определять своиличностные особенности;
— учить видетьиндивидуальность в окружающих.
Задачи занятия:
Обучающие:
— дать представление опонятии «индивидуальность»;
— показать, что каждыйчеловек является индивидуальностью.
Развивающие:
— развитие интереса ксвоему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих;
— развитиекоммуникативных качеств личности;
— развитие толерантности,эмпатии.
Воспитывающие:
Воспитание внимательногоотношения к окружающим, их внутреннему миру.
Форма проведения –тренинг.
Структура занятия:
Разминка – 5 мин.
Введение в основную темузанятия – 25 – 30 мин.
Рефлексия – 5 мин.
Ход занятия.
Все учащиеся сидят вкругу, для передачи по кругу используется «волшебный микрофон».
I Разминка.
«У меня лучше всегополучается…» (все учащиеся продолжают фразу по кругу).
— Чему бы вы хотелинаучиться у других?
II Введение в основнуютему занятия.
1. «Все мы – некоторые –один я»:
Встаньте те, кто сегоднячистил зубы (выбирается признак общий для всех).
Встаньте те, у когодлинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).
Встаньте те, кто вкрасной кофте (выбирается индивидуальный признак).
— Посмотрите, некоторыекачества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущиетолько одному человеку называются индивидуальными.
2.Чтение и обсуждениесказки «Фея» (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношескоговозраста вопросам – самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос,на который отвечает каждый человек в этом возрасте: «Кто Я?», героиня сказкиещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому усказки открытый финал).
Сказка о забывчивойФее.
Жила – была Фея, такаязабывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она – Фея.Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй,Цветок», — обратилась она к колокольчику.
Колокольчик сразу обрёлголос и ответил Фее: «Здравствуй, Цветок!». (Дело в том, что цветы знают толькоо цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают толькоцветам.)
И Фея стала цветком.Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы иулыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ейотвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращаласьФея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеиватьсемена. И Фея поняла, что она не цветок.
На лугу паслись олени.
«Кто вы?» – спросила Фея.
«Олени, конечно, как иты, — ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, чтоолени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знаютони, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень красивы, мысчастливы на этом зелёном лугу!»
И Фея стала оленем.Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце,наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленьестадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.
И Фея поняла, что она неолень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Онажила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живётсреди облаков.
Эта сказка не окончена.Сказка продолжается.
Вопросы для анализасказки:
— Следовало ли Фее житьсреди цветов и оленей?
— Как вы думаете, чемдолжна быть закончена сказка?
Что значит «жить не своейжизнью»? Легко ли человеку, если он живёт «не своей жизнью»?
— Что значит «быть самимсобой»?
— Как вы понимаете слова«найти своё место в жизни»?
— Что значит «бытьиндивидуальностью»?
3. «Мой портрет влучах солнца».
Каждый ученик рисует налисточке солнце, в центре пишет своё имя, на лучиках – несколько своихположительных качеств характера, после этого листочек передаётся по кругу,каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ навопрос «Почему я заслуживаю уважение?»
4. «Незаконченныепредложения» (всеучащиеся продолжают по очереди):
Я как цветок, когда…
Я как кошка, когда…
Я как ветер, когда…
Были ли одинаковые ответыв группе? О чём это говорит?
5. «Ассоциации».
Один участник выходит задверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий изадаёт вопросы:
— С каким деревом(цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданныйчеловек?
По ответам учащихсяведущий должен отгадать, кого же загадали.
III Рефлексия занятия:
Что узнали нового назанятии? Что поняли на занятии?
Что понравилось назанятии? Что не понравилось?