Реферат по предмету "Психология"


Опросник Кеттела

План
1.        Введение
2.        Краткаябиография
3.        Исходныеи поверхностные черты
4.        Сравнительноеописание свойств личности Iфактора
5.        Сравнительноеописание свойств личности IIфактора
6.        Самоанализпо методике Кеттела
7.        Анализи интерпретация результатов
8.        Вывод
9.        Библиографическийсписок
10.      Примечание

1.   Введение
Модельличности, продолженную Айзенком, часто называют моделью черт личности,поскольку она включает в себя попытку сравнения людей по отдельным чертам (илиаспектам) личности и оценки их совпадения. Таких моделей было несколько, и однаиз самых известных была сформулирована Реймондом Кеттелом в 1965 году.
Задачи практики, связанные с проблемамипсихологической диагностики, поставили ряд требований, касающихся оценкисвойств личности.
Одна из наиболееактуальных задач психологической науки -разработка диагностических методов,которые давали бы возможность выявлять индивидуальные различия в развитии техили иных свойств личности. Объективизация психологической диагностикипредполагает использование стандартизированных, то есть имеющих нормативныеданные тестовых методик. Этому требованию удовлетворяет 16-факторный личностныйопросник Кеттелла.
Опросник Кеттелла в настоящее времянаиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности иполучил достаточно высокую оценку у психологов-практиков.
В данной работе мы ознакомимся сметодикой, которая даст возможность посмотреть насебя как бы со стороны, т.е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди.

2. Краткая биография
Кеттел Реймонд Бернард (20марта 1905 – 2 февраля 1998)
Получилестественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета.В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. — директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо.
Занимался проблемаминаследственных и социальных факторов психического развития, психологическихконфликтов, математического моделирования мотивационных процессов. Разработалструктурную теорию черт личности, основанную на факторно-аналитическихисследованиях. Кеттел — автор всемирно известного опросника 16 PF. Разработалинтеллектуальный тест, свободный от культуры.
3. Исходные иповерхностные черты
Самоесложное в жизни – понять себя.
Тэзл.
Кеттел разрабатывалсвою модель точно так же, как и Айзенк, используя факторный анализ, чтобысгруппировать информацию, полученную от отдельных людей. Он считал, что чертыличности могут быть разделены на два типа: поверхностные и исходные.Поверхностные черты представляют собой публичную личность, то есть то, чтовидят другие люди. Однако под ними лежит комплекс исходных черт, которыесоставляют основу личности. Несмотря на то, что поверхностные черты являютсяотражением исходных черт, у разных людей они могут существенно отличаться.Кеттел считал, что каждый из нас в той или иной степени обладает шестнадцатьюисходными чертами.
Черты Кеттела былиидентифицированы при помощи факторного анализа из трех различных массивовданных, которые он назвал L-данными, Q- данными и T-данными. L- данные включают всебя сведения о жизни человека: оценки в школе, прогулы на работе и другуюподобную информацию о поведении личности. Q-данные получены из анкет, в которых содержаться вопросы о привычках и ощущенияхчеловека. Эти анкеты похожи на опросники Айзенка, только они более подробные. Инаконец, T- данные основываютсяна результатах объективных тестов, которым подвергался испытуемый ( например,тесты уровня умственного развития).
Существует 4 формыопросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всегоиспользуют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил вмедицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спортеи научных исследованиях.
Опросник Кеттелавключает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение ккакому-либо явлению.
Перед началом опросаиспытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенныепометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция,содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное времяиспытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментаторконтролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждаетего об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловойобстановке.
Предлагаемый опросниксостоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается триварианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланкеответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил:не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не даватьнеопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются посодержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или инымфакторам.
Обработка результатовведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов,которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количествобаллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2,1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится вбланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по16-ти факторам в сырых оценках.Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затемэкспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая,средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития ианализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше еене включать в характеристику.
Чтобырезультаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик илис помощью другой формы этого же теста.
Результатыприменения данной методики позволяют определить психологическое своеобразиеосновных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит нетолько качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но ивключает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Крометого, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
1.  Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровеньинтеллекта; М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчивость кновому радикализму.
2. Эмоционально-волевойблок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q3 — наличие внутренних напряжений; Q4 — уровень развития самоконтроля;G — степень социальной нормированности и организованности.
3.  Коммуникативныйблок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение клюдям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q2 — зависимостьот группы; N — динамичность.
Донекоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсиии нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зренияобщей направленности личности: на задачу, на себя, на других
4. Сравнительноеописание свойств личности IфактораФактор А: «замкнутость — общительность»
А- / 0-6 баллов
А+ / 7-12 баллов Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов
Полюс А- втехническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, чтоозначает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и онхарактеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая»,«сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражениичувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимииявляется добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.
В целом фактор А ориентированна измерение общительности человека в малых группах и способности кустановлению непосредственных, межличностных контактов.
В ответах вопросникаличность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение,любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи,предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу слюдьми; личности с полюсом А- могут быть художниками,учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно отгруппы.
·          1-3стена- склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи егопривлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов.Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многихпрофессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным,несгибаемым, твердым, жестким.
·          4стена- сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).
·          7стенов- обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
·          8-10стенов- склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовк сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем.Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальнымзначением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личныхотношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена иотчества.Фактор В: интеллект
B- / 0-3 балла
B+ / 4-8 баллов Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
Фактор В не определяетуровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления иобщего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкиеоценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности:тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное,фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строговалидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являютсяориентировочными.
·          1-3стена- склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат»,предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» илиотражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результатепсихопатологии.
·          4стена- менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность кобучению).
·          7стенов- более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокаяспособность к обучению).
·          8-10стенов- быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некотораякорреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллыуказывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологическихсостояниях. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»
C- / 0-6 баллов
C+ / 7-12 баллов Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
Этот факторхарактеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположностьнерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор какэго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C-легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворенажизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личностьбезвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, посколькуздесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкойпо фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели поэтому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящегосостава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущинизкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталостии озабоченность при стрессе).
Установлено, что людямс высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральныекачества.
В целом фактор имеетгенетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности;он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы(по И.П.Павлову).
Профессиями, требующимипреодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.),должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время впрофессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональнойстабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.),можно иметь и низкие оценки по этому фактору.
·          1-3стена- имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный,избегающий требований действительности, невротически утомляемый,раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику(фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойственвсем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
·          4стена- чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
·          7стенов- эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный,зрелый.
·          8-10стенов- эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность ксоблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность переднерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяетадаптироваться даже при психических расстройствах. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
E- / 0-5 баллов
E+ / 6-12 баллов Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.
Фактор Е не оченьсущественно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальнымстатусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, чтооценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. Всвоем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытываютпотребность в автономии.
·          1-3стена- уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится кнавязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частьюмногих невротических синдромов.
·          4стена- скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный,приспособляющийся.
·          7стенов- самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
·          8-10стенов- утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий.Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения,враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признаетавторитетов. Фактор F: «сдержанность — экспрессивность»
F- / 0-5 баллов
F+ / 6-12 баллов Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах
Данный факторпредставляет собой компонент факторов второго порядка различных свойствличности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности ибеспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельствоопределенной эмоциональной зрелости.
В целом фактор Fориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессахобщения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки,художники, последователи — более низкие.
·          1-3стена- неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен.Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
·          4стена- трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;
·          7стенов- безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
·          8-10стенов- веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
G- / 0-6 баллов
G+ / 7-12 баллов Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
Этот фактор напоминаетфактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношенияк другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевойсферы (настойчивость, организованность — безответственность,неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие илиигнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитикиинтерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго.Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок поданному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низкихоценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками).Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднегокласса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности»,лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным икультурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.
Высокие оценки частомогут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но исклонность к сотрудничеству и конформизму.
·          1-3стена- тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагаетусилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурныхтребований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам,но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчиненияправилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.
·          4стена- пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствуетсебя малообязательным.
·          7стенов- сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.
·          8-10стенов — требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себяответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитаетработящих людей, остроумный. Фактор Н: «робость — смелость»
H- / 0-5 баллов
H+ / 6-12 баллов Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Фактор H — четкоопределенный фактор, который характеризует степень активности в социальныхконтактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическоепроисхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Людис высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска(летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональныенагрузки, что часто делает их лидерами.
Низкие оценки этогофактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, труднопринимающих самостоятельные решения.
·          1-3стена- застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычноиспытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена,высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами.Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, чтопроисходит вокруг него.
·          4стена- застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.
·          7стенов- авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.
·          8-10стенов- общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой вэмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобыи слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях.Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
I- / 0-5 баллов для мужчин, 0-6 баллов для женщин
I+ / 6-12 баллов для мужчин, 7-12 баллов для женщин Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.
Согласно рядуисследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроеныромантически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитымвоображением, для них важна эстетика. Этот фактор отражает различия вкультурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт,что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, болееагрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны. Характеристики этого фактораближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность — высокаяэмоциональность»; данный фактор является там главенствующим.
Личность с высокимипоказателями по этому фактору характеризуется как физически и умственноутонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путямиизбежания таковых.
Отметим, что оценки поданному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающихусловий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированнуюэмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативугенетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, чтомужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типуличности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяютхудожников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров,адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям(при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такойхарактеристике, как нейротизм). В целом этот фактор определяет степеньэмоциональной утонченности личности.
·          1-3стена- практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувствоответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектамжизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой,заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
·          4стена- сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпитбессмысленности.
·          7стенов- слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.
·          8-10стенов- слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногдатребовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубыхлюдей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ееморальное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях. Фактор L: «доверчивость — подозрительность»
L- / 0-5 баллов
L+ / 6-12 баллов Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружа-юих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
Кеттеллназвал этот фактор alaxia (L-) — protensia (L+). Термин protensiaозначает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокиепоказатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками.В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людейнезависимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданиемчего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которыеотносят к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именнос этим фактором. Полюс L- характеризует личность добродушную,открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе.
В целом фактор Lотражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому факторуговорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированностиличности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, носклонную к конформизму.
·          1-3стена- склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, нестремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.
·          4стена- доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.
·          7стенов- подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.
·          8-10стенов- недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый,заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, малозаботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательносвидетельствует о паранойе. Фактор М: «практичность — мечтательность»
M- / 0-5 баллов
M+ / 6-12 баллов Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.
Картина этого факторадостаточно сложна. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннююинтеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведениимогут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому факторуимеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокогоранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическимирасчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лицас низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы.Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданныхситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
В целом факторориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальномповедении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот,некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.
·          1-3стена- беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуетсявозможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальныхситуациях, но иногда сохраняет воображение.
·          4стена- практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальнымиобстоятельствами.
·          7стенов- человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности,заботится о практических вопросах. Богемный.
·          8-10стенов- склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному),неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный,обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» изабывает о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногдаведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами.Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности.Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»
N- / 0-5 баллов
N+ / 6-12 баллов Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся. Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.
Фактор ориентирован наизмерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этотфактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что факторхарактеризует некоторую форму тактического мастерства личности (факторположительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и сопределенной неуверенностью личности в себе). Высокие оценки по этому факторухарактеризуют дипломатов в противоположность «естественному ипрямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой инепринужденностью. Кеттелл охарактеризовал людей с высокими оценками по факторуN так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди снизким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой».
Существуют данные отом, что люди с низкими оценками по этому фактору вызывают больше доверия исимпатии, особенно у детей. Людей с высокими оценками можно охарактеризоватькак интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. В субкультурныхисследованиях была выявлена связь высоких показателей по этому фактору соспособностью к выживанию и определенной изощренностью. По динамическимхарактеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической,целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений (утеатральных режиссеров, кинорежиссеров, дипломатов как правило высокие оценкипо этому фактору).
Люди с низкой оценкойпо фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой.
Положительный полюс Кеттеллобразно назвал полюсом Маккиавелли, а отрицательный — полюсом Руссо.
·          1-3стена- склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногдагрубоват и резок, обычно естественен и спонтанен.
·          4стена- прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.
·          7стенов- хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный).
·          8-10стенов- утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальныйподход к оценке ситуации, близкий к цинизму.Фактор О: «спокойствие — тревожность»
O- / 0-6 баллов
O+ / 7-12 баллов Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
Ранее при интерпретацииэтого фактора употреблялись такие термины как «депрессивная тенденция»,«плохое настроение», «самоуничижение» и даже «невротическоесостояние». Низкие оценки характерны для людей, которые «управляютсвоими неудачами». Личность с высокими оценками по этому фактору чувствуетсвою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряетприсутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинациясимптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире,чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонентустойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступитьв контакт с другими людьми.
Низкие оценки по этомуфактору характеризуют тех людей, которые могут справляться со своими неудачами,в отличие от тех, кто переживает неудачи как внутренний конфликт. Существуютданные, свидетельствующие о том, что антиобщественные личности не страдают отчувства вины.
По роду занятий высокуюоценку по этому фактору имеют религиозные лица, художники, артисты, литераторы.Высокие оценки во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях истремление личности к самоактуализации. В то же время эти оценки свойственныневротикам, алкоголикам и людям с некоторыми видами психопатии. Кеттелл считает,что этот фактор можно в определенных пределах назвать фактором Гамлета и онможет иметь социально-моральное значение, которое туитивно чувствуют почитателиДостоевского. Следует учитывать, что высокие оценки по этому фактору могутиметь ситуативное происхождение.
·          1-3стена- безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя,невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не чувствуетугрозы, иногда до такой степени, что не чувствителен к тому, что группа идетдругим путем и что он может вызвать неприязнь.
·          4стена- безмятежный, доверчивый, спокойный.
·          7стенов- тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувствовины.
·          8-10стенов- депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия иразмышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях.Чувство, что его не принимает группа. Высокий балл распространен в клиническихгруппах всех типов.
Фактор Q1: «консерватизм — радикализм»
Q1- / 0-6 баллов
Q1+ / 7-12 баллов Консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность. Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.
В исследованиях былополучено доказательство того, что личности с высокими показателями по этомуфактору лучше информированы, меньше склонны к морализаторству, выражают большийинтерес к науке, нежели к догмам. Более того, они готовы к нарушению привычек иустоявшихся традиций, им свойственна независимость суждений, взглядов иповедения.
Фактор определяетрадикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения.
Высокие оценки по этомуфактору наблюдаются у руководителей, администраторов, ученых, преподавателейуниверситетов и особенно — у исследователей и теоретиков. Низкие — умалоквалифицированных специалистов и обслуживающего персонала (няни, санитаркии т. д ).
Есть предположение, чтоданный фактор имеет генетическое происхождение и в бытовом сознании соотноситсяс такими характеристиками человека как «умный» (Q1+) и «глупый» (Q1-). Обращает на себя вниманието, что деловые лидеры имеют высокие оценки по этому фактору.
В поведенческом рисункечеловек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор»,с высокими оценками — как «радикал».
·          1-3стена- убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное,несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношенииновых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям иоткладывать их, придерживается традиций.
·          4стена- консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
·          7стенов- экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободномыслящий.
·          8-10стенов- поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различнымфундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идейстарых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию,более — к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.
Фактор Q2: «конформизм — нонконформизм»
Q2- / 0-5 баллов
Q2+ / 6-12 баллов Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение. Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.
Низкие оценки по этомуфактору имеют личности общительные, для которых много значит одобрениеобщества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщеныс группой и по роду занятий являются индивидуалистами -писатели, ученые ипреступники!
Этот фактор являетсяцентральным в факторе второго порядка «зависимость — независимость».
Следует особоучитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определеннуюсоциабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.
По существу, Кеттеллсчитает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и вформировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, таки общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степеньосознанности в выборе линии поведения.
·          1-3 стена- предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любитобщение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательнообщителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.
·          4стена- зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов(групповая зависимость).
·          7стенов- самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый.
·          8-10стенов- независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения,действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но необязательно играет доминирующую роль в отношении других (см. фактор Е). Нельзясчитать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии иподдержке.
 Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
Q3- / 0-5 баллов
Q3+ / 6-12 баллов Низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение. Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Низкие оценки по этомуфактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких людейнеупорядочена и импульсивна. Личность с высокими оценками по этому факторуимеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость,сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобысоответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенныхусилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.
Этот фактор измеряетуровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.
Люди с высокимиоценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности и добиваютсяуспеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность,уравновешенность. Фактор характеризует осознанность человека в регулированиисилы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) иопределяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор являетсяодним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительносвязан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповыхпроблем.
·          1-3стена- не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальныетребования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточноприспособленным.
·          4стена- внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).
·          7стенов- контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу (высокаяинтеграция).
·          8-10стенов- имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения.Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением»,и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
 Фактор Q4: «расслабленность — напряженность»
Q4- / 0-7 баллов
Q4+ / 8-12 баллов Расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость. Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
Высокая оценка (9-12баллов) интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требуетопределенной разрядки; иногда это состояние может превратиться впсихосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушаетсяравновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятсялидерами.
Исследования показали,что низкая оценка (0-5 баллов) характерна для людей с невысоким уровнеммотивации достижения, довольствующихся имеющимся Лица со значениями этогофактора от 5 до 8 баллов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом истрессоустойчивостью.
·          1-3стена- склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторыхситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низкихрезультатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективностьучебы или работы.
·          4стена- расслабленный (ненапряженный), нефрустрированный.
·          7стенов- напряженный, фрустрированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокоеэнергетическое напряжение).
·          8-10стенов- склонен к напряженности, возбудимости. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»
MD- / 0-4 баллов
MD+ /10-14 баллов Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе. Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.
Фактор MD являетсядополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла дляформ С и D. Средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов) характеризуютадекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователяданные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценитьзрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе сиспытуемым.
5. Сравнительноеописание свойств личности IIфактора
Социально-психологические особенности: экстраверсия- интроверсия
A-, F-, H-
Сдержанностьв межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении,склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свойвнутренний мир. Интроверсия.
A-, F+, H-
Сдержанностьв установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении — экспрессивность, импульсивность, в характере проявляются застенчивость ивнешняя активность, склонность к индивидуальной деятельности Склонность кинтроверсии.
A+, F-, H-
Открытость вмежличностных контактах, способность к непосредственному общению, сдержанностьи рассудительность в установлении социальных контактов, осторожность изастенчивость.
A+, F-, H+
Открытость вмежличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению вновые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению.Склонность к экстраверсии.
A-, F+, H+
Сдержанностьв непосредственных межличностных контактах, активность, экспрессивность всоциальном общении, готовность к вступлению в новые группы, склонность клидерству. Склонность к экстраверсии.
A-, F-, H+
Сдержанностьи рассудительность в установлении межличностных контактов, активность всоциальной сфере, может проявляться деловое лидерство.
A+, F+, H-
Открытость,экспрессивность, импульсивность в межличностном общении. Трудность вустановлении социальных контактов, проявление застенчивости в новых, незнакомыхобстоятельствах, затруднения при принятии социальных решений.
A+, F+, H+
Открытость,общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальныхконтактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальнаясмелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, бытьлидером. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.
Социально-психологические особенности: коммуникативные свойства
Е+, Q2+, G+, N+,L+
Независимостьхарактера, склонность к доминантности, авторитарности, настороженность поотношению к людям, противопоставление себя группе, склонность к лидерству,развитое чувство ответственности и долга, принятие правил и норм,самостоятельность в принятии решений, инициативность, активность в социальныхсферах, гибкость и дипломатичность в межличностном общении, умение находитьнетривиальные решения в практических, житейских ситуациях.
E-, Q2+, L+, N+,G+
В характерепроявляется мягкость, податливость. Эти особенности компенсируются в социальномповедении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению клюдям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга иответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм.
E+, Q2-, G+, L+,N+
Независимостьхарактера, настороженность по отношению к людям, гибкость и дипломатичность вобщении, проявление конформных реакций подчинение требованиям и мнению группы,принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству и доминированию(авторитарности) как проявление конформности.
Е+, Q2-, G+, L-,N+
Независимостьхарактера, открытость, дипломатичность по отношению к людям, принятиеобщепринятых правил и норм, развитое чувство долга и ответственности Подчинениетребованиям и мнению группы, способность к принятию самостоятельных иоригинальных решений как в интеллектуальных, так и в житейских ситуациях.
Е+, Q2-, G+, L-,N-
Независимостьв принятии интеллектуальных решений, открытость и прямолинейность по отношениюк людям, проявление конформности принятие общепринятых моральных правил и норм,развитое чувство долга и ответственности, подчинение требованиям и мнениюгруппы.
Е+, L-, Q2+, G+,N+
Независимостьхарактера, открытость и дипломатичность по отношению к людям, развитое чувстводолга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм,склонность к лидерству, доминированию (авторитарности), уверенность всоциальных ситуациях.
Е+, L-, N+, Q2+,G-
Независимостьхарактера, проявление нонконформных реакций свободное отношение к общепринятымправилам и нормам, склонность к противопоставлению себя группе, автономность всоциальном поведении, некоторая безответственность, склонность к нарушениямтрадиций, принятию неординарных решений по отношению к людям — открытость,доверчивость, дипломатичность (при высоком уровне интеллекта можно предполагатьвысокий творческий потенциал личности).
Е+, Q2-, L-, G-,N-
Независимостьхарактера, проявляющаяся в свободном отношении к общепринятым моральнымправилам и нормам, не выраженным чувством долга и ответственности. В поведенииотмечаются конформные реакции, зависимость от мнения и требований группы,открытость и прямолинейность в отношении к людям, некоторая социальнаянезрелость.
E+, Q2-, G-, L+,N+
Независимостьхарактера, настороженность и проницательность по отношению к людям, зависимостьот группы и общественного мнения конформность и некоторая социальнаянезрелость. Могут быть невротические реакции (при низких оценках по фактору MDи высоких — по фактору О).
E+, L-, Q2-,G+,N-
Независимостьхарактера, по отношению к людям — открытость, доверчивость и прямолинейность.Развитое чувство долга, ответственности приверженность общепринятым правилам инормам, зависимость от мнения и требования группы. В экстремальных ситуацияхможет проявляться доминантность.
E+, L+, Q2-, G+,N-
Независимостьхарактера настороженность по отношению к людям, прямолинейность. В социальнойсфере проявляются конформные реакции зависимость от мнения и требования группы,приверженность общепринятым моральным правилам и нормам, некоторая социальнаянесамостоятельность, независимость проявляется в мотивации и чувстве долга иответственности.
E-, L-, Q2-, N-,G-
Мягкость,уступчивость и открытость, приверженность мнению и требованию группы,прямолинейность и доверчивость по отношению к людям, свободное отношение кобщепринятым моральным правилам и нормам. Отмечается конформность поведения,социальная несамостоятельность и незрелость.
E-, L+, Q2+,N+,G+
Природнаямягкость и уступчивость характера компенсируется настороженным отношением клюдям, стремлением к независимости и противопоставлению себя группе. Полноепринятие общепринятых моральных правил и норм, дипломатичность ипроницательность в отношениях с людьми. Возможно проявление делового лидерства.
E-, L+, Q2-, N+,G+
Мягкость,уступчивость, по отношению к людям отмечается настороженность, дипломатичность,житейская проницательность. Социальное поведение характеризуется конформнымиреакциями приверженностью общепринятым моральным правилам и нормам, зависимостьюот мнения и требований группы, несамостоятельностью в принятии решений.
Е-, L-, Q2+, N+,G+
Мягкость,уступчивость по отношению к людям, открытый и проницательный. В малой группе — стремление к независимости, некоторому противопоставлению себя группе. Развитоечувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм.Возможно проявление волевых качеств и некоторое стремление к лидерству.
E-, L-, Q2-, N+,G+
Мягкость,податливость, уступчивость. По отношению к людям — открытость ипроницательность. В социальном поведении отличается конформизмом, зависимостьюот мнения и требований группы, принятием общепринятых моральных правил и норм,несамостоятельностью и нерешительностью в принятии решений.
E-, L-, Q2+, N-,G+
Мягкость,уступчивость, открытость и прямолинейность. В малых группах отмечаетсястремление к независимости и самостоятельности. Развитое чувство долга иответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм.
E-, L+, N-, Q2-,G+
Мягкость,уступчивость, бесхитростность, но есть настороженность по отношению к людям. Всоциальном поведении — конформность, зависимость от мнения группы, принятиеобщепринятых моральных правил и норм, несамостоятельность в принятии решений.
E-, L+, N+, Q2-,G+
Мягкость,уступчивость, по отношению к людям — настороженность и проницательность. Всоциальном поведении — конформность, развитое чувство долга и ответственности,принятие общепринятых моральных правил и норм, умение находить правильный выходиз трудных житейских ситуаций.
E-, L+, N-, Q2+,G+
Мягкость,уступчивость, прямолинейность, в малой группе стремление к независимости, кпротивопоставлению себя по отношению к ней. Настороженность по отношению клюдям, развитое чувство долга и ответственности.
E-, L-, N-, Q2+,G-
Мягкость, доверчивость,уступчивость, прямолинейность. В социальном поведении отмечаются нонконформныереакции: противопоставление себя группе, свободное отношение к общепринятымморальным правилам и нормам. Можно предполагать личностную и социальнуюнезрелость.
E-, L-, N+, Q2+,G-
Мягкость,открытость, по отношению к людям — проницательность, дипломатичность. Всоциальном поведении нонконформность: независимость от мнения группы, свободаот давления общепринятых моральных правил и норм, склонность ксамостоятельности.
E-, L+, N-, Q2+,G+
Мягкость, поотношению к людям — настороженность, прямолинейность, стремление кпротивопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности,принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству.
Эмоциональные характеристики личности
C+, O-, Q3+, Q4-,(L-, G+)
Эмоциональнаяустойчивость, уверенность в себе и в своих силах, спокойное адекватноевосприятие действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение,стрессоустойчивость. В поведении — уравновешенность, направленность на реальнуюдействительность. (Низкие оценки по фактору L подтверждают спокойнуюадекватность; высокие оценки по фактору G вместе с фактором Q3подчеркивают развитие волевых качеств.)
C-, O+, Q3-, Q4+,(L+)
Эмоциональнаянеустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность,низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность,фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность,аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4+,L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности,направленности на разрешение внутренних конфликтов.
С+, О+, Q3-, Q4+(L+)
Сильнаянервная система, природная эмоциональная устойчивость. Сниженная волеваяактивность, повышенная тревожность, мнительность, низкий контроль эмоций иповедения, зависимость от настроений, фрустрированносгь, низкаястрессоустойчивость. Во внешнем поведении может производить впечатлениедостаточно уравновешенного человека (импульсивность проявляется в стрессовыхситуациях). В сочетании О+, Q4+, L+-диагностируется невротический синдром тревожности, направленностьна разрешение внутренних конфликтов.
С-, О-, Q3+, Q4-
Эмоциональнаяпластичность, генетическая неустойчивость, склонность к импульсивности. Эти свойствакомпенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоциии поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении — уравновешенность, направленность на реальную действительность, эмоциональногибкий.
C-, О-, Q3-, Q4-,(N-)
Эмоциональнаяпластичность, генетическая неустойчивость эмоций (биологическая зависимость),низкая волевая регуляция: неумение контролировать свои эмоции и поведение,зависимость от настроений, импульсивность, эффективность. При этом может бытьстрессоустойчивым. В сочетании N- и Q4- (0-6),О- диагностируют низкую мотивационность, довольство собой,внутреннюю расслабленность Низкая эффективность в профессиональнойдеятельности.
C+, O-, Q3-, Q4-,(N-)
Генетическаяэмоциональная устойчивость (биологическая зависимость), уверенность в себе,спокойное адекватное восприятие действительности, такой человек не нуждается вволевой регуляции своих эмоций и поведения, стрессоустойчив, ригиден. Вповедении может быть уравновешен, спокоен. Низкие оценки по факторам N, О, Q4,предполагают низкую мотивационность, довольство собой, внутреннююрасслабленность (недостаточная эффективность в профессиональной деятельности).
С+, О+, Q3+, Q4-,(N+)
Генетическаяэмоциональная стабильность, высокий контроль эмоций и поведения,стрессоустойчивость, определенное недовольство собой, некотораянеудовлетворенность, что обеспечивает стремление к самоактуализации (привысоких оценках по фактору N можно предположить завышенный уровень притязаний)В поведении – уравновешенный, стабильный, устремленный на реальнуюдействительность и социальный успех.
C-, O+, Q3+, Q4-,(G+, I+)
Генетическаяэмоциональная неустойчивость (биологическая зависимость), пластичность нервнойсистемы, повышенная тревожность, неуверенность в себе, сомнения и мнительность,однако — высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения,стрессоустойчивость, в поведении может быть импульсивным. При средних оценкахпо фактору G и высоких — по фактору I можно сделать предположение о творческомпотенциале личности и ее художественном типе.
C+, O+, Q3+, Q4-,(G+, I+)
Генетическаяэмоциональная стабильность (биологическая зависимость). Развитый волевойкомпонент высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения,стрессоустойчивость – обеспечивает уравновешенность в поведении, характеризуетэмоциональную зрелость личности, возможность быть лидером. Средние оценки пофактору G и высокие — по фактору I предполагают наличие творческого потенциалаи отнесение личности к художественному типу.
C-, O-, Q3-, Q4+
Генетическаяэмоциональная нестабильность, низкий контроль эмоций и поведения характеризуютнеуравновешенность поведения, импульсивность, зависимость от настроений, вэкстремальных ситуациях — фрустрированность, стрессоустойчивость. При этомотмечаются уверенность в своих силах, спокойное восприятие действительности,довольство собой. Можно сделать предположение о незрелости эмоциональной сферыличности.
С+, О+, Q3-, Q4-
Генетическаяэмоциональная стабильность, низкий контроль эмоций и поведения, низкаясаморегуляция порождают неуверенность в себе, сомнения и мнительность,недовольство собой. Однако в экстремальных ситуациях проявляются природныекачества, обеспечивающие стрессоустойчивость и достаточную уравновешенностьповедения. Отмечается эмоционально-волевая незрелость личности.
С+, О-, Q3+, Q4+
Генетическаястабильность, высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения обеспечиваютуравновешенность, внутреннюю уверенность в себе и в своих силах, спокойноевосприятие действительности, но может наблюдаться низкая ситуативнаястрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, однако это касаетсятолько сложных значимых ситуаций и может поддаваться контролю. Личностьэмоционально зрелая.
С+, О+, Q3+, Q4+,(N+, L+)
Генетическаяэмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения,выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенностьповедения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность инекоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.При высоких оценках по факторам N и L можно говорить об определенномневротическом синдроме и завышенном уровне притязаний.
I+, М+, О+
Запрограммированнаяэмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональныхпереживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность кмечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность иинтуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир,художественный тип личности и тревожность как свойство личности.
I-, М-, О-
Низкаячувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, рациональность,практичность, уверенность в себе, спокойная адекватность в восприятиидействительности, уравновешенность и стабильность в поведении, направленностьна конкретную практическую деятельность (прагматизм) и на реальнуюдействительность.
I+, М+, O-
Высокаячувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра.Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности,направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм). У мужчинвысокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности Высокаячувствительность, эмоциональная утонченность богатство эмоциональной палитры,склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность.Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность. При низкихоценках по факторам L и Q4 высокая тревожность (фактор О)интерпретируется как свойство личности и поэтому при сочетании с I+может характеризовать художественный тип личности.
I-, М+, O+
Низкаячувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение,склонность к мечтательности, рефлексии, недовольство собой, подверженностьсомнениям, стремление к самосовершенствованию, поискам стимулов длявоображения. Направленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность вповедении, затруднения при решении практических задач.
I-, М-, О+, (N+,Q4+)
Низкаячувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, прагматичность, ориентированностьна объективную реальность, следование земным принципам. При этом личностиприсущи неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. (При высокихоценках по факторам N и Q4 можно диагностировать невротическийсиндром).
I-, М+, О- (N+)
Низкаячувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятиедействительности, уверенность в себе и в своих силах, определенноесамодовольство. Такой человек обладает развитым воображением, может претворятьв реальность свои мечты ориентирован на действительность и достаточнопредприимчив. (Высокие оценки по фактору N подчеркивают практическуюпредприимчивость личности).
I+, М-, О+, (L+,Q4+)
Высокаячувствительность эмоциональная утонченность, интуитивность, рефлексивность,неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, направленность на свойвнутренний мир. Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией наземные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности бытьпредприимчивым и решительным. При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4диагностируется невротический синдром тревожности.
Интеллектуальные характеристики личности
В+, М+, Q1+, (Е+)
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперироватьабстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы,стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокаяэрудированность, широта взглядов. (При высоких оценках по фактору Е отмечаетсясамостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).
В+, М-,Q1+, (Е+)
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность,интерес к интеллектуальным новым знаниям, стремление к свободомыслию,радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. Конкретное воображение,направленность на решение конкретных интеллектуальных задач Гармоничностьразвития интеллекта. (При высоких оценках по фактору Е отмечаетсясамостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).
В+, М+, Q1+, (N+),(Е+)
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность,интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму.Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. При высоких оценках пофактору N- умение переводить абстрактные понятия в практическоевоплощение (качество, необходимое руководителю). При высоких оценках по факторуЕ -склонность к самостоятельным оригинальным решениям. Гармоничностьразвития интеллекта.
В+, М+, Q1-, (Е+)
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Умениеоперировать абстракциями, развитое воображение. Критичность и консерватизм впринятии нового, сниженные интеллектуальные интересы, низкая аналитичностьмышления. (При высоких оценках по фактору Е- склонность к принятиюсамостоятельных, неординарных интеллектуальных решений.)
В+, М-, Q1-, (N+)
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такойчеловек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью впринятии нового, направлен на конкретное практическое мышление. (Высокие оценкипо фактору N характеризуют направленность на практическую деятельность.)
В-, М+, Q1+, (Е+)
Невысокаяоперативность мышления, недостаточно развитая общая культура. Такой человекобладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами,умением оперировать абстрактными понятиями, развитым воображением. (Высокиеоценки по фактору Е говорят о склонности принимать самостоятельные оригинальныеинтеллектуальные решения). Низкие оценки по фактору В при таком сочетаниифакторов могут объясняться рядом причин, недостаточным уровнем образования;низкой стрессоустойчивостью, фрустрированностью, ситуативной тревожностью(сниженной оперативностью в реализации знаний); плохим физическим самочувствиемна момент выполнения теста.
В-, М-, Q1+, (Е+,N+)
Невысокаяоперативность мышления, недостаточно развитый общий уровень культуры,эрудированности (возможно по причинам фрустрированности или невысокого уровняобразования). Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления,интеллектуальными интересами, склонностью к свободомыслию, радикализму.Отмечается конкретное воображение. (При высоких оценках по фактору Е — склонность к принятию самостоятельных оригинальных интеллектуальных решений; пофактору N — развитый практический интеллект.)
В-, М+, Q1-, (Е+,N+)
Невысокаяоперативность мышления, невысокий уровень общей культуры и эрудиции,критичность и консерватизм в принятии нового, сниженный интерес к новыминтеллектуальным знаниям. Такой человек обладает развитым воображением, умениемоперировать абстракциями — данное свойство влияет на такую черту личности, какмечтательность Решение интеллектуальных задач затруднено. Высокие оценки пофакторам Е и N компенсируют трудности в принятии интеллектуальных житейскихрешений. Высокая оценка по фактору Е и низкая — по фактору N характеризуютсклонность к доминантности и консервативному упрямству.
B-, M-, Q1-
Невысокаяоперативность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общаякультура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новыхинтеллектуальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретностьвоображения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокиеоценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют негативныесвойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)
Самооценка
MD-
MD = 0-3
Заниженнаясамооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой,непринятие себя.
 
MD
MD = 4-8
Адекватнаясамооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностнойзрелости).
 
MD+
MD = 9-14
Завышеннаясамооценка, некритическое отношение к себе, принятие себя и своих качеств(индикатор личностной незрелости).
 
MD, G+, Q3+, C+,М-
MD = 4-8
Адекватнаясамооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственностьповедения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональнаястабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс,характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.
6.Самоанализпо методике Кеттела
1. Название теста:Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ)
2. Ф.И.О.: МартынчукЛюдмила Васильевна
3. Возраст: 33 года
4. Социальное положение:Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоихдетей.
5. Дата и времяпроведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00
6. Условиятестирования: Дома
7. Цель теста: экспрессдиагностика личности
8. Эксплуатационныйматериал: вариант опросника С — сокращенный вариант, который следуетиспользовать в условиях дефицита времени, содержащий 105 вопросов.
9. Процедура: Время обследования25минут. Способ работы с вопросником излагался в инструкции для испытуемого.Ответы заносились на специальный опросный лист, а затем подсчитывались с помощьюспециального «ключа».
10. Результатыподсчета: Фактор MD: +8, ФакторА: +7,ФакторВ: +4, Фактор С: +8, Фактор Е: +7, Фактор F: +7, Фактор G:+11, Фактор Н: +8,Фактор I: +7, Фактор L: +10, Фактор М: -3, Фактор N: -4, Фактор О: +12, ФакторQ1: -6, Фактор Q2: -4, Фактор Q3: +9, ФакторQ4: +9.
11. Обработкарезультатов:
Таблица перевода из сырых оценок встандартные (стены). Психографирование.
Фак-
торы Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Низкие Средние Высокие 1.    A +7 2.    B +4 3.    C +8 4.    E +7 5.    F +7 6.    G +11 7.    H +8 8.    I +7 9.    L +10 10.  M -3 11.  N -4 12.  O +12
13.  Q1 -6
14.  Q2 -4
15.  Q3 +9
16.  Q4 +9 17.  Л +8
7. Анализ иинтерпретация результатов
·           ФакторА: «замкнутость — общительность» 7 стенов- обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
·           ФакторВ: «интеллект» 4 стена — менееинтеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
·          ФакторС: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» 8-10стенов- эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность ксоблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность переднерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяетадаптироваться даже при психических расстройствах.
·          ФакторЕ: «подчиненность-доминантность» 7 стенов- самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
·          ФакторF: «сдержанность — экспрессивность» 7 стенов- безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
·          ФакторG: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»8-10стенов — требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себяответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитаетработящих людей, остроумный.
·          ФакторН: «робость — смелость» 8-10 стенов- общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой вэмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переноситьжалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженныхситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы обопасности.
·          ФакторI: «жесткость – чувствительность» 7 стенов- слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сенситивный.
·          ФакторL: «доверчивость — подозрительность» 8-10 стенов- недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый,заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, малозаботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательносвидетельствует о паранойе.
·          ФакторМ: «практичность — мечтательность» 1-3 стена- беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуетсявозможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальныхситуациях, но иногда сохраняет воображение.
·          ФакторN: «прямолинейность -дипломатичность» 4 стена- прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.
·          ФакторО: «спокойствие — тревожность» 8-10 стенов- депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия иразмышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях.Чувство, что его не принимает группа. Высокий балл распространен в клиническихгруппах всех типов.
·          ФакторQ1: «консерватизм — радикализм» 4-6стены-консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
·          ФакторQ2: «конформизм — нонконформизм» 4стена- зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов(групповая зависимость).
·           ФакторQ3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» 8-10стенов- имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социальновнимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением»,и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
·          ФакторQ4: «расслабленность — напряженность» 8-10стенов- склонен к напряженности, возбудимости.
В заключение оличности.
Личностьхарактеризуется адекватностью самооценки, знанием самого себя, своих качеств иадекватной оценкой своих поступков. Открытость, общительность, активность вустановлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведениипроявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность криску, готовность к вступлению в новые группы. Направленность вовне, на людей.Экстраверсия.
Независимость характеранастороженность по отношению к людям, прямолинейность. В социальной сферепроявляются конформные реакции зависимость от мнения и требования группы,приверженность общепринятым моральным правилам и нормам, некоторая социальнаянесамостоятельность, независимость проявляется в мотивации и чувстве долга иответственности.
Генетическаяэмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения,выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенностьповедения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некотораятревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.
Высокаячувствительность эмоциональная утонченность, интуитивность, рефлективность,неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, направленность на свойвнутренний мир. Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией наземные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности бытьпредприимчивым и решительным. При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4диагностируется невротический синдром тревожности.
Оперативность,подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такойчеловек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью впринятии нового, направлен на конкретное практическое мышление.
Адекватнаясамооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственностьповедения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональнаястабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс,характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.
Чтобырезультаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик илис помощью другой формы этого же теста.

8. Выводы
Эмпирический опыт ианализ литературных источников дают основания сделать следующие выводы:
1. Данную методикуможно применять к испытуемым начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчиваяпериодом старости, то есть возрастных пределов применимости методики Кеттеллаформы С практически нет.
2. Форма сможетприменяться при опросе людей со средним и высшим образованием. Критерием дляэтого служит время ответа на вопросы, указанное Кеттеллом: 30-40 минут. То естьвыполнение методики не выходит за рамки времени, указанного Р. Кеттеллом.
3. Опыт работы с формойС методики Кеттелла показал, что данная форма не требует перевода сырых оценокв стены.
4. Методика являетсяпопулярной и широко используется во многих психологических исследованиях. Поданным литературы и нашего опыта она может применяться вне зависимости отпрофессии и специальности испытуемых
5. Несмотря навозможность самостоятельного применения данной методики, коэффициентпредсказуемости и качество диагностики психологических и профессиональныхсвойств личности, несомненно, увеличится и станет более точным, если будетреализован комплексный подход к изучению личности.

9. Биографическийсписок
1.              АнастазиА. Психологическое тестирование. М. Педагогика, 1982, т.
2.              КарелинаА.А. Психологические тесты // в 2-х то-мах — М.: ВЛАДОС, 2003, т.2.
3.              КапустинаА. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб.: Речь, 2001.
4.              МарищукВ.Л., Блудов Ю.М., Плехтиенко В.А., Серова Л.И. Методики психодиагностики вспорте. М.: Просвещение, 1984.
5.              Психологическаядиагностика. Проблемы и перспективы/ под ред. К.М. Гуревича, М.: Педагогика,1982.

10. Примечание
1. К работеприлагается: полные текст опросника формы С (105 вопросов), бланк дляпроведения опроса, бланк с ключами.
2. В связи с большимколичеством текста, местами пришлось использовать одинарный интервал междустрочками.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.