Реферат по предмету "Психология"


Одаренность. Психофизиологические основы одаренности

Министерство образованияи науки Украины
Национальный авиационныйуниверситет
ИПО

Реферат по
дифференциальнойпсихологии
на тему:
Одаренность.Психофизиологические
основы одаренности

Киев 2011

Содержание
 
Вступление
1.Одаренность, основные подходы в определении
2.Связь одаренности и способностей
3.Виды и диагностика одаренности
4.Психофизиологические особенности одаренности
Выводы
Литература
одаренностьпсихологический способность

Вступление
 
Впервые об одаренности како психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень многоученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другиезанимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудовкак отечественных так и зарубежных научных деятелей. На территории постсовесткогопространства изучением проблем одаренности занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев,Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов.Из представителей зарубежной психологии этим направлением занимались Ч.Спирмен,Э.Торндайк, Л.Терстокн, Г.Айзенк, С.Берт, К.Г.Юнг, Д.Гилфорд, Е.Торренс и многиедругие.
Еще в 1942 году, выступаяна съезде работников средней школы в г.Базеле с докладом «Феномен одаренности» К.Г.Юнгсказал: «Одаренный — тот, кто несет светоч, и он избран к столь высокому служениюсамой природой», [13]. Поэтому, чтобы разобраться в этом вопросе была выбрана дляисследования данная тема.
Целью даной работы является изучение одаренности.
Задание исследования: ознакомиться с проблемой исследованияодаренности, психофизиологическими аспектами одаренности.
Объектом исследования выступает одаренность и ее психофизиологическиеосновы.
Актуальность работы состоит в определении феномена одаренностии его психофизиологических основ.

1. Одаренность, основныеподходы в определении
Понятие «одаренность» претерпелоочень много изменений с момента своего «появления».
Одаренность общая (англ. general aptitude, gift) — уровень развития общих способностей, определяющий диапазондеятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность являетсяосновой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимыйот них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинулв середине XIX в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирменпредложил двухфакторную теорию интеллекта (1929), которая объясняла высокие корреляцииразнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных факторовопределяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного временишла дискуссия сторонников множественности первичных интеллектуальных способностей(Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора» (Г. Айзенк, С. Берт идр.). Сегодня признается наличие как общей, так и ее внутренней структуры. Благодаряисследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилосьпредставление о 2 видах общей одаренности: интеллектуальной и творческой одаренности(креативности). В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы«художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научнойодаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов, [8].
Исследователи высших способностейотмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Авторконцепции творческой одаренности А.М.Матюшкин пишет, что можно рассматривать ''одаренностькак общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылкустановления и развития творческой личности, способной не только к созданию новогои открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведенияхлитературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы передчеловеком и человечеством''. Создатели концептуальных моделей одаренности включаютличностные факторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер),[14].
Русский ученый Б.Г. Тепловсчитал, что понятие «одаренность» лишается смысла, если его рассматриватькак биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того,какая ценность придается тем или другим видам деятельности
От одаренности зависит неуспех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Дажеограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешноговыполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующегосочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую быфеноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыкеи систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнятьфункции оперного дирижера или эстрадного пианиста, [11].
Е.П. Ильин в своих трудахуказывает, что одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечиваютуспешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности, [5].
 
2. Связь одаренности испособностей
В результате историческогоразвития человека дифференцируются специальные способности к различным видам деятельностии общая способность.
Общую способность часто обозначаюттермином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляютс интеллектом.
Вопрос об общей и специальнойодаренности оказался крайне дискуссионным. Одни, как Э.Торндайк, склонны сводитьодаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одаренность, другие,как Ч.Спирмен, В.Штерн и А.Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядомпротивопоставляют ее специальным способностям. Например, Спирмен трактует ее какспециальную функцию центральной нервной системы, превращая таким образом одаренностьв биологически закрепленное константное свойство.
Аналитические теории одаренностив силу свойственных им механистических тенденций грешат тем, что для них при решениивопроса об одаренности утрачивается реальное единство человеческой личности, в частностиее интеллектуального облика.
С другой стороны, в тех теорияхобщей одаренности, в которых последняя берется вне отношения к конкретным видамдеятельности и конкретным способностям, утрачиваются черты интеллектуального обликареального человека. Каждый человек, о котором вообще можно с полным правом сказать,что он умен, умен по-своему; ум его по-разному проявляется в различных сферах деятельностиили областях применения. Специальные способности определяются в отношении к отдельнымспециальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностейпроявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущихформ человеческой деятельности.
В конечном счете равно несостоятельныкак попытка свести одаренность к простой механической сумме специальных способностей,так и попытка свести общую одаренность к внешнему противопоставлению специальнымспособностям.
Лишь единство общих и специальныхсвойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренностичеловека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутреннее единство.Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата нашадействительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе надругую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одаренностьявляется не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности.
Способности человека реальноданы всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств.Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладываетотпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказываетсяна характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способностив этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого.Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихсяспециальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечаетсоответственная общая одаренность.
Взаимоотношение общей одаренностии специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль втой или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанныес врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника,тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция междуспециальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически «технический»характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие,связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантовсо значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственнымуровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью.Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязьс общей одаренностью.
Развитие реальной личностисовершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично ииндивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного человека также отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь.
Отношение между общей одаренностьюи специальными способностями не является, таким образом, каким-то статическим отношениемдвух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. Развитие специальныхспособностей, специфический профиль одаренности каждого человека является не чеминым, как выражением индивидуального пути его развития.
Исследования различных видовспециальной одаренности проводились по большей части в связи с профессиональнойориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Таковы, например, работыпо одаренности технической (Е.Кокса и др.), художественной, изобразительной (Р.Эйлера),музыкальной (Г.Ревеша, К.Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностяхпосвящено большое исследование Б.М.Теплова.
Особенно высокий уровень одаренностиобозначают понятиями «талант» и «гений», [14].
 
3. Виды и диагностика одаренности
Как было указано выше, одаренностьможно классифицировать как общую и специальную. Далее будет рассмотрено предложенныйклассификации ведущих ученых, которые исследовали одаренность.
Виды одаренности
Среди критериев выделениявидов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающиеее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различныхвидах деятельности.
5. Особенности возрастногоразвития.
К основным видам деятельностиотносятся: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативнаяи духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональнойи мотивационно-волевой.
В практической деятельности,в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимостиот предметного содержания деятельности.
В художественно-эстетическойдеятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительнуюи музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности— лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностнойдеятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностейи служении людям.
Каждый вид одаренности предполагаетодновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием тогоуровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Покритерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
— актуальную одаренность;
— потенциальную одаренность.
Актуальнаяодаренность — этопсихологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психическогоразвития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретнойпредметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальнаяодаренность — этопсихологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психическиевозможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не можетреализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления»можно говорить о:
— явной одаренности;
— скрытой одаренности.
Явнаяодаренность обнаруживаетсебя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятныхусловиях.
Скрытаяодаренность проявляетсяв атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результатевозрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Покритерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общаяодаренность проявляетсяпо отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Специальнаяодаренность обнаруживаетсебя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельныхобластей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Покритерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать
— раннюю одаренность;
— позднюю одаренность.
Решающими показателями здесьвыступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которыходаренность проявляется в явном виде.
Особое место среди таких детейзанимают интеллектуальные вундеркинды.Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающемтемпе развития умственных способностей.
Существует определенная зависимостьмежду возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболеерано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднееодаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимыхрезультатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследованияи т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостьюприобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс).Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
Поскольку одаренность начинаетпроявляться в основном в детстве, некоторые ученые в своих системах предлагают обращатьвнимание на такие проявления и характеристики одаренных детей, [15].
А.Холодная выделила шестьтипов интеллектуально одаренных людей:
1.  с показателем общего интеллекта более135-140 единиц;
2.  с высоким уровнем академической успешности;
3.  с высоким уровнем развития творческихинтеллектуальных способностей – показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
4.  с высокой степенью успешности и выполнениятех или иных видов деятельности;
5.  с экстраординарными интеллектуальнымидостижениями;
6.  с экстраординарными интеллектуальнымивозможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденнойжизни людей.
Выделяют следующие особенностиодаренных индивидов:
¾  сочетание яркого воображения с вниманиемк деталям при объективной проверке идей;
¾  способность к нестандартному восприятию;
¾  интуиция, изобретательность, бессознательныйразум;
¾  дивергентное мышление;
¾  любознательность;
¾  мужество;
¾  воображение;
¾  конкретность мышления;
¾  смелость;
¾  эстетическая чувствительность, [5].
Мюнхенская модель одаренности,разработанная К.Хеллером, включает в себя личностные компоненты. Автор данной моделиотмечает, что ''мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу идругие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавшихнаибольшего успеха учащихся''. Высокоодаренные отличаются от среднеодаренных последующим диагностически значимым личностным параметрам:
¾  высокие интеллектуальные способности;
¾  выдающиеся креативные способности (например,оригинальность, гибкость, разработанность);
¾  способность к более быстрому усвоениюи выдающаяся память;
¾  интеллектуальное любопытство и стремлениек знаниям;
¾  интернальный локус контроля и высокаяличностная ответственность;
¾  убежденность в собственной эффективностии самостоятельность суждений;
¾  позитивная академическая Я-концепция,связанная с адекватной самооценкой, [15].

4. Психофизиологическиеособенности одаренности
Поскольку одаренность тесносвязана со способностями, вначале будет рассмотрена связь способностей с типологическимипроявлениями свойств нервной системы, а затем обозначены некоторые психофизиологическиеособенности организма одаренных людей.
Взаимосвязь познавательныхспособностей и типологических особенностей. Любая деятельность предъявляет высокиетребования к познавательным способностям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению.Установлено, что концентрация и устойчивость лучше у лиц с сильной нервной системой,а переключение внимания – у людей со слабой нервной системой. Концентрация вниманиязависит от баланса нервных процессов, а переключение внимания – от их подвижности.Соответственно, у лиц с сильной нервной системой отмечается способность к концентрациивнимания, а у лиц со слабой нервной системой – к распределению внимания.
Произвольная память на числа,геометрические фигуры, рисунки, слова лучше у тех, кто отличается инертностью нервныхпроцессов и низкой лабильностью, а непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностьюнервной системы. Текст лучше запоминают обладатели слабой нервной системы, а наглядныеобъекты – обладатели сильной нервной системы. Но эффективность запоминания зависити от уровня мотивации. Объём же запоминания больше у лиц с преобладанием возбужденияпо «внешнему» балансу, инертностью торможения и низкой лабильностью, а быстротабольше у лиц с сильной нервной системой, инертностью возбуждения и низкой лабильностью.
Быстрота же формирования зрительногообраза обусловлена такими проявлениями свойств нервной системы: слабость нервнойсистемы, средняя выраженность подвижности возбуждения и торможения, преобладанием«внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (уженщин). От этих же свойств зависит и объем зрительного восприятия.
Скорость реагирования вышеу лиц со слабой нервной системой, чем у лиц с сильной нервной системой.
Выносливость к динамическойработе больше у лиц с сильной нервной системой, а выносливость к удержанию статическихусилий – у имеющих слабую нервную систему, [5].
Для артистов цирка, такихкак акробаты-темповики, жонглеры и иллюзионисты, характерна слабая нервная система,высокая подвижность нервных процессов, преобладания возбуждения над торможениемпо «внешнему» балансу. Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны слабаянервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по«внешнему» балансу. У канатоходцев и эквилибристов слабая нервная система, подвижностьнервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможенияпо «внутреннему». У клоунов определено наличие большой и средней силы нервной системы,а так же инертность нервных процессов. Было установлено, что слабая нервная системаспособствует проявлению артистизма.
У артистов балета были установлены,что эмоциональность, артистичность и «танцевальность» связаны с подвижностью нервныхпроцессов и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу.
Музыкантам же присуща слабаяи высоколабильная нервная система, [5].
Ученый В.П. Эфроимсон исследовалфизиологические особенности одаренных людей и гениев. В результате этого он выделил5 «стигм» гениальности.
1. Подагра. Мочевая кислотапо своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственнойдеятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе) и мочевая кислотаотсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическимферментом — уриказой. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговойдеятельности.
2. Передающийся по наследствусиндром Марфана, или «синдром Авраама Линкольна». При синдроме Марфана количествокатехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдромаМарфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительномуинеллектуальному труду.
3. Синдром Морриса — который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычнохорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Физиологически необычайновысокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические тканине реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками,и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную,и физическую энергию.
4. Гипоманиакальная депрессия,иногда доходящая до психической патологии.
5. Большой или даже огромнойвысоте лба, [12].
Как написал поэт ВладимирФрунзе:
Выдающихся отличает пять болезней,
Поражающих, конечно, и простыхлюдей.
Так, подагра ведёт к отложениюсолей
В их суставах, от чего страдалиГалилей,
Колумб, Лоренцо Медичи и Македонский,
ПётрI, Карл Великий, ТомасМор, Пушкин и Кромвель,
Людовик XI, Мартин Лютер,Эразм Роттердамский,
Блок, Борис Годунов, Дарвин,Дизель и Монтень.
И другая напасть — Марфанасиндром, не боль,
Иначе -гигантизм, — не Аполлонклассический.
Отмечен Ганс Христиан Андерсен,Шарль де Голль,
Эрнст Аббе, Авраам Линкольн,Корней Чуковский.
А синдром Моррисона касаетсяженщин.
Виновником является тестерона«парк» –
Елена Блаватская, (АврораДодеван),
Жорж Санд, ЕлизаветаI, конечно,Жанна Д'Арк.
Болезнь, вызывающая андрогенов,
От них идёт безудержная сексуальность,
Но повышает и умственную активность,
Создающая у людей гениальность.
Гёте, Рафаэль, Эйнштейн -секс-гиганты,
Муж всех жён — Юлий Цезарь, войнпоследователь
Превращали свою энергию в«таланты».
Связь доказал наш генетик-исследователь.
Умер в психбольнице Ницшеи Глеб Успенский,
Страдали эпилепсией и Наполеон,
И наш писатель Фёдор Достоевский,
От болезненной психики — Шуман,Сен-Симон.
Итак: земные гении — шизофренники!
Говорит генетик Владимир Эфроимсон.
Все они в своей жизни больныепленники.
Может обычным быть и иметьхороший сон?

Выводы и рекомендации
Разные авторы, в разное времяпо — разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можноговорить о том, что одарённость — это врождённая способность человека к успешномуосвоении некоторой, достаточно сложной деятельности.
Одарёнными называют людей,имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующеговида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человекалегко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуютразные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития,виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.
Известный психолог Б.Г.Ананьевсказал: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности,среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленноговоздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностичеловека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'',[1].
Следовательно, хоть вопросо одаренности все еще остается открытым во многих своих направлениях, очень важноуметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогдамир получит гораздо большее количество великих ученых, исследователей, актеров,писателей и просто по-разному талантливых людей.

Литература
 
1.Ананьев Б.Г. Избранныепсихологические труды: в 2-т. – М.: «Педагогика» 1980. – 232 с.
2.Анастази А. Дифференциальнаяпсихология. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО, 2001. – 752 с.
3.Выготский Л.С. Психология. – М.«Эксмо», 2003. – 1134с.
4.Дружинин В.Н.Психология общихспособностей. – СПб.: Питер,1999. – 368с.
5.Ильин Е.П. Психологияиндивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
6.Лейтес Н.С. Возрастная одарённостьи индивидуальные различия.- М., Воронеж, 1997, 448 с.
7.Матюшкин А.М. Концепция творческойодарённости // Вопросы психологии.1989, №6, 29-33с.
8.Мещеряков Б.Г. и др. Большойпсихологический словарь. – М.: «ЭКСМО», 2001. – 640 с.
9.Нартова-Бочавер С.К. Дифренциальнаяпсихология. Учебное пособие. – М.: «ЭСКМО», 2001. – 220 с.
10.Способности и склонности:комплексные исследования. Под ред. Голубевой Э.А. – М.: Педагогика, 1989. – 200с.
11.Теплов Б.М.Способности иодарённость // Избр. Труды. – Т1.
12.Эфроимсон В.П. Генетикагениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с.
13.Юнг К.Г. Феномен одаренности. Доклад.– М.: «Эскмо», 2005.
14.Интернет-ресурс:www.psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm
15.Интернет-ресурс: www.soudo.ru/omcso/Koncepciaodarennosti.doc


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Role Of Women In The Heart
Реферат «Эльфы» карельской литературы
Реферат Беларусь в годы первой мировой войны
Реферат СУБД "Такси города Москва"
Реферат Андерс Цельсий: как, наблюдая за планетами и Северным сиянием, придумать свою шкалу?
Реферат Contemporary Antigone Essay Research Paper Society cannot
Реферат Marketing Goals Essay Research Paper Marketing GoalsTo
Реферат Оптический вентиль, приспособленный для стыковки с волоконной линией
Реферат Уровень сформированности навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи
Реферат Особенности эмоциональной сфера ребенка-дошкольника
Реферат Феодальное право в странах западной Европы
Реферат Тахионы
Реферат Petrified Man By Eudora Welty Essay Research
Реферат Распределение социальных ролей в современном обществе
Реферат Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной