Реферат по предмету "Психология"


Общая характеристика эмоциональных процессов

Забайкальскийгосударственный психологический университет
им.Н.Г.Чернышевского
Кафедра общейи практической психологии
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема: Общая характеристика эмоциональныхпроцессов
Чита, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический аспектизучения эмоциональных процессов и состояний
1.1 Понятие эмоций
1.2 Теории эмоций
1.3 Классификация эмоциональных процессови состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, иххарактеристика
2.1 Основные виды эмоциональныхпроцессов и их характеристика. Аффект и стресс
2.2 Настроение, собственно эмоции ичувства
2.3 Методы изучения эмоциональныхпроцессов и состояний
Заключение
Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее времяпроблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьмаактуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический,так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всестороннейразработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработанасущественно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенныхвопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных. Причины надо искатьне столько в субъективных факторах – в нежелании или неумении тех или иныхисследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самойпроблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологическихпроблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции –отражения и регуляции, — эмоциональные явления осуществляют их существенноиначе, чем процессы, называемые познавательными, — ощущения, восприятие,память, мышление и др.
Совершенно очевидно, чтоуспешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместномусилии различных направлений психологической науки.
Как более древняя формаотражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей ижеланий человека. И эта тесная связь с потребностями – важнейшая характеристикаэмоций.
Жизнь без эмоций так женевозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всейего жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли впроцессе эволюции как средство, при помощи которого живые существаустанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных дляних потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, непользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться насовместную деятельность и общение. Многие эмоциональные состояния присущичеловеку с рождения. Уже новорожденный способен испытывать страх при сильномзвуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие,возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Постепенно из этих«зародышей» и вырастает все богатство эмоций человека.
В каждом обществесуществуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии,скромности, воспитанности. Но даже люди, принадлежащие к разным культурам,способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица,определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль,страх, отвращение, удивление.
Без эмоций ни одничеловек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые этипотребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают кдеятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все безисключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того,каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов,считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времениволнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для негоактуальными.
Задачи:
1) Теоретический анализлитературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Дать общуюхарактеристику эмоциональным процессам.
Цель данной работы –изучение общей характеристики эмоциональных процессов.
Объектом являетсяэмоциональная сфера, предмет – эмоциональные процессы, как аффекты, собственноэмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния, страсти.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ
Со времен Платона всяпсихическая жизнь делится на три относительно самостоятельных сущности: ум,воля и чувства или эмоции.[1]
Если ум и воля в какой-тостепени подчиняются нам, то эмоции всегда возникают и действуют помимо нашейволи и желания.
1.1Понятие эмоций
Психология недавнообратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоцийсуществуют самые разные мнения – некоторые утверждают, что эмоции никак несвязаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эмоциисоставляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились учеловека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивныефункции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способывыражения базовых эмоций врожденны, был неоднократно подтвержден исследованиямив области психологии развития.
Понятие «человеческаяэмоция» настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностьюраскрыть его сути.
Эмоция – это нечто, чтопереживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышлениеи действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для пониманияприроды эмоций. Эмоция мобилизирует энергию, и эта энергия в некоторых случаяхощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководитмыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенноерусло.
Как подчеркнули многиеисследователи эмоций (например, Анохин, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), ониотражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций дляжизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность инепроизвольность эмоций.
Эмоции – это переживаниечеловеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающейдействительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессевзаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоциипредставляют собой своеобразную форму отражения реального процессавзаимодействия человека с окружающей средой. Если в ощущениях, восприятии,представлениях, мышлении отражается объективный мир предметов, явлений, ихразличные качества и свойства, зависимости и закономерности, то в эмоцияхчеловек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствияили неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д. Например,радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, поэт исмеются. Если радость дает ощущение легкости, вплоть до переживания чувстваполета, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, темменьше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализуетчеловека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Пожалуй, наиболееточный сигнал изменения эмоционального состояния – это частота пульса.
Эмоции могут колебатьсяот бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения.
Эмоции можноохарактеризовать несколькими признаками. Во-первых, в отличие, например, отвосприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояниесубъекта и его отношение к объекту. Эмоции, ВТО-вторых, обычно отличаютсяполярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком:удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Обаполюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствахони часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовьуживается с жгучей ненавистью.
Американский психологУильям Джемс, создатель одной из первых теорий, в которых субъективныйэмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями говорил:«Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций,которыми наполняет вас окружающий мир и попытайтесь вообразить себе мир таким,каков он сам по себе без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, безвнушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненноепредставление будет для вас почти невозможным… Все ценное, интересное иважное, что каждый из нас находит в своем мире, — все это чистый продукт, созерцающейличности».[2]
Работы Джемса,проведенные в конце XIX века, а такжеоткрытия других ученых-физиологов и психологов, сделанные в ХХ веке, послужилифундаментом для современных исследований эмоций, эмоциональных процессов.
В настоящее времявыделяют различные эмоциональные состояния – «стресс», «Тревога»,«напряженность», «фрустрация» и др. Эти понятия недостаточно четко различаются,так как отсутствуют четкие критерии эмоциональных состояний – психических,нервных, функциональных и др. Недифференцированость, неточность понятий нашласвое отражение и в определении эмоций. Согласно определению, данному в«Психологическом словаре» (1983 г.), «эмоции (от лат. emoveo – волную, потрясаю) – это особый класс психическихпроцессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами,отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости,страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций дляосуществления его жизнедеятельности».
Данное определениенеполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и ихотличие от познавательных процессов. В теоретическом осмыслении эмоций имеютсядве крайние позиции. С одной стороны, это биологизаторские представления обэмоциях как адаптационном механизме приспособления психики к среде, с другой –это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицитаинформации.
Эмоции в качествепроцесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в мозгинформации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируютв форме его субъективных образов. Эмоциональная деятельность заключается в том,что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем жепрограммами жизнедеятельности организма и личности.
«Самоценность» эмоцийопределяется тем, что они необходимы не только для ориентировки организма вовнешнем мире, но и для нормального внутреннего состояния.
Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означаетнеравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То естьэмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе. Такиеотношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает иливоспринимает, о чем он думает.
Эмоции не возникают самисобой, без причины, их истоки – в потребностях человека, как простейших,органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческойдеятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если нашипотребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то,что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательныеэмоции.
Значение эмоций впсихической деятельности человека и становление его личности огромно. Ониобогащают психику человека. Богатство собственных переживаний помогает болееглубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства – стихи,музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.[3]
Итак, различные эмоцииокрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менеепродолжительные, иногда устойчивые переживания.
1.2Теории эмоций
Исследователи доказали,что многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают всякоеэмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной областипсихологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологическиеизменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексыорганических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы,действительно различны.
Еще в 1872 г. Ч.Дарвинопубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных», котораяявилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологическихявлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционныйпринцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческомуразвитию живого, что между поведением животного и человека непроходимойпропасти нет.
Ч.Дарвин в труде«Выражение эмоций у человека и животных», опираясь на богатейший фактическийматериал, рассматривает эмоции человека в связи с соответствующими аффективнымии инстинктивными реакциями, которые наблюдаются в животном мире. Ему в этомтруде необходимо было показать, что эмоции и чувства человека, которыесчитались «святая святых» человеческой души, имеют животное происхождение, каки человек в целом.
Дарвин показал, что вовнешнем выражении различных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесныхдвижениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения илегли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции, согласно этойтеории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важныеприспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям иситуациям его жизни. Телесные изменении, сопровождающие различные эмоциональныесостояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, поДарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакцийорганизма.
Идеи Ч.Дарвина быливосприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкуюизвестность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге.
Джемс следующим образомрезюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно завосприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения и естьэмоция… Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, топоследнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колоритаи эмоциональной «теплоты».[4]
Теория Джемса-Ланге правильноотмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические измененияпериферического характера. Действительно, без вегетативных реакций нет эмоций.Они являются не только внешним выражением эмоций, но и их компонентом. Нотеория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно кпериферическим реакциям. Современная физиология показала, что эмоции не сводимык одним лишь периферическим реакциям.
Данная психоорганическаятеория эмоций получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологическихисследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба.Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярнойформации нижней части головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения ивосстановления равновесия центральной нервной системы. Было доказано, что длякаждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающиймаксимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждениязависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, отусловий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в неечеловека и от многого другого.
Динамику эмоциональныхпроцессов рассмотрел и С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональныепроцессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложеннаяС.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис.1.1).
Психологические (когнитивные) факторы: память, оценка настоящей ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей)  
Физические факторы (воздействующие стимулы)           
/>

Рис.1.1. Факторы возникновенияэмоций, согласно когнитивно-физиологической концепции С.Шехтера
Согласно этой теории наэмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых имителесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка имналичной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.
Психофизиолог П.В.Симоновпредложил потребностно-информационную теорию возникновения эмоций. Согласноэтой теории зависимость эмоций от количества информации, которой располагаетчеловек, и от силы потребности можно выразить следующим образом:
Эмоция = П (НИ – ИИ),
где    П – уровеньпотребности; НИ – необходимая для удовлетворения этой потребности информация;ИИ – имеющаяся информация.[5]
Согласно П.В.Симонову,эмоции связаны с потребностями, но характер эмоций зависит от того, имеет ли человекдостаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. если информациимало и человек не знает как удовлетворить потребность, — эмоция отрицательная.
Итак, подводя итогвышеизложенному, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступкичеловека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образажизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать какможно больше положительных эмоций и как можно меньше – отрицательных.
1.3Классификация эмоциональных процессов и состояний
Важным нерешеннымвопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональныхпроцессов. Эмоции представляют собой системные явления и как таковые обладаютсистемными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволитпостроить непротиворечивую классификацию эмоций.
Универсальнуюклассификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация,пригодная для решения одного круга задач, должна быть заменена другой прирешении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Додонов Б.И.предлагает свой особый подход к решению данного вопроса. Объектом вниманияявляются не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всегоиспытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности.Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстаютв качестве «ценных» переживаний.
1. Альтруистическиеэмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи,покровительстве другим людям.
2. Коммуникативныеэмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.
3. Глорические эмоции.Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
4. Праксические эмоции –это переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы,успешностью или неуспешностью ее.
5. Пугнические эмоции.Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, наоснове которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции.Мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному,необыкновенному, таинственному.
7. Гностические эмоции.Эти эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новойинформации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы вновом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное,понятное, приводя таким образом всю информацию к одному «общему знаменателю».
8. Эстетические эмоции.Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природеи составе эстетических переживаний до настоящего времени остается многонеясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому,эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второмувзгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии сокружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека имер предметов».[6]Соответствие это отражается в чувстве красоты.
9. Гедонистическиеэмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном идушевном комфорте.
10. Акизитивные эмоции.Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию»вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Такова классификацияэмоций по Б.И.Додонову.
В.К.Вилюнас выделяет двегруппы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления; 2) производныеэмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления (переживания, процессы)побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность; они релевантныдеятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленностьэмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это те явления,которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процесседеятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям,благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), кконкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможнымситуациям и т.п.[7]
Наиболее известно делениеэмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоцииположительные, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека ипотому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные снеудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.
С другой стороны, всеэмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые исложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть,ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.
Наконец, выделяютследующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект,собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Этуклассификацию предложил Е.И.Рогов.[8]
Наиболее распространеннойявляется классификация эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, чтоэмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они неявляются психическим отражением непосредственно самой предметнойдействительности. Особенно эмоций состоит в том, что они отражают отношениямежду потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающейим деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разныедеятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональнуюокраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы«метят» на своем языке эти ситуации и объекты.
Эмоциональные состоянияимеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение ихфункций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни иклассы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно; далее, это собственноэмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметныечувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональныепереживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной»функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают междусобой в сложные отношения.[9]
Т.Браун в основуклассификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные,т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.
Рид строил классификациюна основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы:1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции сживотным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональнымначалом (самолюбие, долг).
И.Кант сводил все эмоциик двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций:сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевойсфере.
А.Бэн (1902) выделял 12классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что числоэмоций настолько велико (больше 50000), что язык не располагает достаточнымколичеством слов для их обозначения.
Как отмечает П.В.Симонов(1970), ни одна из предложенных классификаций не получила признания.
Л.В.Куликов (1997) делитэмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость,азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные –печаль, вина, стыд, растерянность.
Итак, подводя итогвышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификацииэмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этогособственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкогопризнания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разныхситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующихдействий и поступков человека.

Глава2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Каждый человек рождаетсяс определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и уживотных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх итревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая приудовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограниченияпотребностей в движении.
В более позднем возрастев результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я»возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, ноот этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляютнаибольшие страдания и радость.
2.1Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы(явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственноэмоции и чувства.
В начале ХХ века средиразличных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффектыпочти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагированиенапряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое«приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушениемпсихической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции,как страх, ужас, гнев и т.п. К.Штумпф считал чувства разновидностью ощущений,выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилосьпредставление о некоторой самостоятельности аффекта как вида эмоциональныхявлений и при классификации этих явлений его стали выделять наряду сэмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. А.Н.Леонтьев писал, чтоаффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этомсмысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Аффект есть не что иное, каксильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, еслиона вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.
Аффект как разновидностьэмоций характеризуется:
1) быстрымвозникновением;
2) очень большойинтенсивностью переживания;
3) кратковременностью;
4) бурным выражением(экспрессией);
5) безотчетностью, т.е.снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффектачеловек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываютсяпоследствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становитсяимпульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;
6) диффузностью; сильныеаффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности кпереключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируетсяв основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «яростьослепляет»).
Аффективные проявленияположительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступбезудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций –это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором(застыванием в неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил,равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, то есть такназываемый аффективный шок.
Частое проявление аффектав нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека(человек позволяет себе прийти в аффективное состояние), либо об имеющемся унего нервно-психическом заболевании.
Однако такое пониманиеаффекта не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения любыхэмоциональных реакций, что характерно для западной психологии.[10]
Согласно С.Л.Рубинштейну,аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывногохарактера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролюразрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками –потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.[11]
Аффект возникает какреакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость приуспехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.
Любое чувство можетпереживаться в аффективной форме. Если эмоция может быть названа «душевнымволнением», то аффект – это шквал, буря. Аффект говорит об очень большой силепереживания.
Различают два видааффекта:
1) Патологический
2) Физиологический.
Патологический аффектявляется следствием психического заболевания, протекает при отсутствиисознания.
Физиологический аффектвозникает у нормального человека. Протекает физиологический аффект присохранном сознании.
Выделяют два типапатологического аффекта:
1) голотимный
2) кататимный.
Феноменологическоесходство этих патологических аффектов обусловлено нарушением произвольности инеразряжаемостью, а их различие определяется двумя моментами: степеньюпредметности эмоционального переживания и характером связи с объектом. Понятие«кататимия» отражает влияние эмоциональных факторов на мыслительнуюдеятельность человека. В случае кататимного аффекта речь идет о патологическигипертрофированном значении объекта, обусловленном спецификой потребностей.Связь с предметом, хотя не всегда осознана и не всегда истинна, — избыточножестка.
Другой вариант –«псевдосвязи» — демонстрирует голотимный аффект.
Аффект, обознчаемый какголотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, возникающее врезультате физиологических событий, которое опредмечивается во внешнем мире.Его феноменологической характеристикой является психологическая невыводимостьиз личностной истории.
Итак, феноменологическикататимный аффект представляет собой эмоциональное явление, связанное созначимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами.Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект такженеразряжаем.
В генетическом планеголотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.
Правильное пониманиеаффектов имеет большое значение для педагогики и особенно для практики судебнойпсихиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают,насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.
Среди эмоциональныхсостояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышеннымуровнем активации.
В настоящее время сталомодным вместо термина «эмоциональная напряженность» употреблять термин«стресс».
Слово «стресс», также как«успех», «неудача» и «счастье» имеет разное значение для разных людей. Поэтомудать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Какотмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудомукладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности,расплывчатости границ.[12]
Г.Селье полагает, чтослово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневековогоанглийского и вначале произносилось как «дистресс», затем первый слог исчезиз-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс»произошло от латинского «затягивать». Новым был тот смысл, который в неговложил Селье.
В законченном виде учениео стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентовбыло сформулировано Г.Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторыефизиологи и клиницисты.
Г.Селье трактует понятие«стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понимались совокупностьвсех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любыхсильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, тов более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакцияорганизма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощениеэтого феномена и понятия.
Постепенно по мереизучения стресса Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологическогофактора. В публикациях чаще стали появляться такие понятия, как «психическийстресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия стресс, таккак в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции,возникающие при критических психологических воздействиях иэмоционально-психические синдромы, порождаемые телесными повреждениями.
Это привело к смещениюпсихофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.
Первым попыталсяразграничить физиологической и психологическое понимание стресса Г.Лазарус.[13]Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологическийстресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, ипсихический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящейситуации как угрожающей, трудной.
На финальной стадииразработки своего умения Г.Селье говорит о двух видах стресса – дистресс,связанный с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный сположительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферупонятий вошли все физиологические явления, включая и сон.
То есть стресс (от англ.слова stress – напряжение) – эмоциональноесостояние, возникающее при опасности, больших физических, психическихперегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большойвнутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимостипринять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненныепереживания – обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность,катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил.Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, тоесть стресс.[14]
Стресс дезорганизуетдеятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенноесли они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только напсихологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
В настоящее время взависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительныйстресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс(отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).
В зависимости отстрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены кфизиологическому и психическому стрессу.
Г.Селье выделил вразвитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизациизащитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретномутравмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором всепараметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новомуровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап– стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия идаже смерть.
Таким образом, аффект истресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от другаспецифичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человекавыделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственноэмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.
эмоция аффектстресс чувство
2.2Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональныхфеноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти чтомистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошееили плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания)человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или несоглашаться и т.д. Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение: каквнутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств.
В большинстве учебников психологиинастроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийсяот эмоций.
По Л.С.Рубинштейну«Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частномусобытию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и,главное, более переливчато – многообразно и по большей части расплывчато, болеебогато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство».[15]Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональныхпереживаний, личностно.
Прийти к какому-тооднозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотретьразные характеристики настроения.
В отличие отэмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественныхучебников по психологии характеризуется:
1) слабой интенсивностью;
2) значительнойдлительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;
3) подчас неясностью егопричины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознаетпричины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями илисобытиями.
4) влиянии на активностьчеловека; непостоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона,оно повышает или понижает его активность в общении или работе.
Говоря о видахнастроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим(астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят огипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью,веселостью, оптимизмом.
Вторым проявлениемхорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью,безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением ксерьезным сторонам жизни.
Говорят также обобщественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладаниечувства и настроения коллектива, социальной группы.
То есть настроениепредставляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течениезначительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное илипечальное, бодрое или вялое и т.д.
Люди различаются повнешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можнопрочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о немтрудно догадаться по внешнему виду человека.[16]
Собственно эмоциипредставляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся вовнешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, тоесть выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможнымситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоцииносят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способныпредвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникаютв связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшаяособенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональныйопыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: онформируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих вобщении с другими людьми. Само выражение эмоций приобретает черты социальноформирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чемсвидетельствуют этнографические описания и такие факты, как, например,своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно эмоциинаходятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первыевоспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые – как состояния,происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоциивозникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоциибоязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом,например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетическиеэмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.[17]
Собственно эмоции – этодлительное эмоциональное состояние, которое возникает не только насовершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые.Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.[18]
Более условным и менееобщепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональныхпроцессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженныйпредметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций,связывающего с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном илиобобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувствоненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражаетформирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональныхконстант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможностьпротиворечивости между ними послужили в психологии основанием идеи обабвивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций.
Другая особенность чувствсостоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувствк конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися ксоциальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными посвоей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиям, образующимисодержание нравственного сознания человека.
Чувства носят личностныйхарактер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений дляданного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мыимели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызыватьу нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовутрадость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшуюхарактеристику личности.
Чувства не толькоотражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этомсмысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречаятот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудьчувства.
Чувства тесно связаны спотребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретнаяпотребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны,потребностями человека, а с другой – его способностью отразить и понятьопределенные свойства этого объекта.
Полярность чувств такжеявляется их отличительной характеристикой. Это свойство связано с тем, чтокаждое чувство имеет свою противоположность и их можно группировать попарно.Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие –неудовольствие; симпатия – отвержение, так и в более сложных чувствах: любовь –ненависть, радость – горе и т.д. Чувства помогают нам разобраться в окружающеммире. Прислушиваясь к своим чувствам, человек может определить, что полезно, ачто вредно, что хорошо, а что плохо. В зависимости от ситуации наши чувстваоказываются ближе к одному или другому «полюсу».
Чувства характеризуютсянаправленностью, которая определяет, насколько прочны связи наших чувств сразличными окружающими нас объектами. Одинаковые чувства могут иметь разнуюнаправленность.
Важным качеством чувствявляется их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению иподчинению себе других состояний и реакций. Чувства охватывают весь организм,они придают состоянию человека определенный тип переживаний.
Важной особенностьючувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувствизменяется деятельность внутренних органов человека. Историческая и социальнаяобусловленность чувств является еще одной их особенностью. Это означает, чтоони по-своему проявляются у разных народов, в разные исторические периоды. Так,выражение радости в австралийском племени и в коллективе английских ученыхбудет очень различаться.
2.3Методы изучения эмоциональных процессов
Поскольку возникновениеэмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремлениеисследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоциональногосостояния, опираться на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативныхпоказателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений,артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже – газообмен иэнерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).
О.В.Овчинникова иН.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовалипоказатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точкизрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение отоперационального: при первом температура понижена, при втором – повышена.
Ю.М.Забродиным и др.(1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной тревожности с помощьюоценки временных интервалов. Высчитываются два показателя: средняяотносительная ошибка вычисляется как отношение:
/>,
где    О – объективнаядлительность временного интервала, а S – это субъективная оценка.
Стандартное отклонение (G), т.е. разброс величины ошибки вблоке предъявляемых интервалов. Знак и величина средней ошибки, разброс которойлежит в области минимальных изменений G, указывают на уровень личностной тревожности: отрицательная величинаошибки свидетельствует о низком уровне, положительная – о высоком. Приувеличении разброса относительной ошибки и выходе G за пределы данной области значение показателя средней ошибкидает возможность судить о ситуативной тревожности. Уменьшение ошибки с ростом G свидетельствует о сниженииситуативной тревожности, а одновременное возрастание ошибки и G – о ее подъеме.
Разработаныэлектромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерениелицевой экспрессии).
П.Экман и У.Фризенразработали метод, получивший название «FACS — система кодирования активности лицевых мышц». Методоснован на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц.Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттернареакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц,вовлеченных, например, в кусание губ.
Применение этой методикипоказало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль)активизируется около 41% всех мышц лица. При этом степень электрическойактивности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживанияэтой эмоции.
В ряде исследованийпоказано, что лицевая экспрессия находится под социальным контролем,определяемым принятыми нормами поведения.
В ряде ситуацийединственным каналом, по которому может поступать информация об эмоциональномсостоянии человека, является речевой. В связи с этим разработка аппаратурныхметодов диагностики этих состояний по различным параметрам речи имеет большоепрактическое значение. Ряд таких методов разработан в лаборатории В.И.Галуновапри участии В.Х.Манерова. Выделяются следующие характеристики: частотаосновного тона речи за каждый период, средняя частота основного тона речи залюбой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона,изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степеньэмоционального возбуждения говорящего.
Однако вопрос о том,можно ли диагностировать качество эмоций по физиологическим показателям, до сихпор дискутируется учеными. Многие из них считают, что качество эмоциональныхпереживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностьюфизиологических показателей.
В ряде работ показаныиндивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное состояние.
В исследовании А.Е.Ольшанниковойпоказано, что одни и те же эмоциональные состояния могут у разных людейсопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных значенийвегетативных реакций.
Ни поведение, ниразличные психологические и физиологические показатели, взятые в отдельности,не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как,например, увеличение пульса или укорочение времени реакции могут наблюдатьсяпри различных эмоциональных состояниях.
Реальный путей длядиагностики состояний не дается. В.Л.Марищук приводит 49 групп показателей, спомощью которых могут оцениваться состояния.
Выбор показателей долженбыть целенаправленным, отражающим реакцию важных блоков целостнойфункциональной системы. Прежде чем приступить к диагностике эмоциональногосостояния, нужно знать его структурную модель: что из-за чего возникает и начто направлен фиксируемый сдвиг.
Некоторые исследователистараются при диагностике какого-либо состояния использовать как можно большепоказателей, обеспечивая тем самым полноту сведений. Однако вполне можнообойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они отражают всенеобходимые для данной реакции блоки целостной функциональной системы.
Таким образом, системныйподход к диагностике эмоциональных состояний позволяет выбрать оптимальноечисло методик и показателей, необходимых для диагностики.
Психологические методыизучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках ивыявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции,доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).
Трудность изучения эмоцийобусловлена тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать влабораторных условиях. В последнее время наметился один из путей изученияестественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Этот путьразрабатывается швейцарскими психологами.[19]
В данной главе былиописаны основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов исостояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общениичеловека с окружающими его людьми. Но ведь каждый из описанных видов эмоцийвнутри себя имеет еще и подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разнымпараметрам – например, по следующим: интенсивности, продолжительности,осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения, направленности,по способу их выражения в поведении и по нейрофизиологической основе. Такжесуществуют психологические методы изучения эмоциональных процессов, состояний,но некоторые исследователи выявляют особенности эмоциональной сферы человека,опираясь и на физиологические показатели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итогвышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарныепереживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма ихода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
К эмоциональным процессамотносится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функциюони выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации,воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.
Простейшие эмоциональныепроцессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях ипринадлежат к числу врожденных реакций.
В ходе своего развитияэмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся посвоим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.
Эмоции подразделяются насобственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которымхарактеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность,продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения,направленность, динамика развития.
Существуют две разные точкизрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.
Исследователи по-разномуотвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться,поскольку они связаны с функционированием организма и с такими егоособенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражаетпротивоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.
На самом деле эти позициивполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Длятого, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точекзрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции,выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительноизменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такоеутверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональныхпроцессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделатьпсихологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создатьблагоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо внастоящее время.

Используемаялитература
1. Анохин П.К. Эмоции // Психологияэмоций: Тексты – М., 1984.
2. Бэн А. Психология. – М., 1996. –Т.2, кн.3-4.
3. Вилюнас В.К. Психологияэмоциональных явлений – М., 1984.
4. Выготский Л.С. Лекции попсихологии. СПб., 1999.
5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях// Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
6. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональныерасстройства. М., 1966.
7. Додонов Б.И. В мире эмоций. –Киев, 1987.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.– М., 1978.
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е.,Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., — М., 2003.
10. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.,1980.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. –СПб., 2001.
12. К работе Ч.Дарвина «Выражениеэмоций у человека и животных». М., 1977.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М., 1982.
14. Ладанов И.Д. Управление стрессом.М., 1989.
15. Лазарус Г. Теория стресса ипсихофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.
16. Левитов Н.Д. О психическихсостояниях человека. – М., 1964.
17. Немов Г.С. Психология. Уч-к. В3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1999.
18. Никифоров А.В. Эмоции в нашейжизни. М., 1974.
19. Мироненко В.В. Хрестоматия попсихологии – М., 1977.
20. Молчанова А.С. На вкус, на цвет…М., 1966.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. СПб., 2003.
22. Рогов Е.И. Эмоции и воля //Особенности чувственной сферы. М., 2001.
23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг.Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1986.
24. Симонов П.В. Теория отражения ипсихофизиология эмоций. – М., 1970.
25. Селье Г. Стресс без дистресса. –М., 1982.
26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг иэмоции. – М., 1998.
27. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувствакак форма отражения действительности – М., 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.