Реферат по предмету "Психология"


Общий психологический практикум

1. Общие этические правила и нормыработы психолога
Компетентность.
Психологиприлагают все усилия для повышения стандартов и определения границкомпетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью ииспользуют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемуюквалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность,необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто вомногом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, вкоторых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологипроявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защитыблагополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификациюприменительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимостьдополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным,профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти имдолжное применение.
Порядочность.
Психологистараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. Всвоей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. Всообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи недолжны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должныхорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения,которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективностисвоей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли длядругих и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегатьнеправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.
Профессиональнаяи научная ответственность.
Психологиподдерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за своюпрофессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы,дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело.Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами длялучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов ихслужб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той жестепени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могутскомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественноедоверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторонанаучных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологиконсультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичныхдействий.
Уважениек правам человека.
Психологиотносятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всехлюдей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность,самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законныеобязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологиосознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные свозрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальнойориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологистараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно неучаствуют в какой-либо дискриминационной практике.
Заботао благополучии других.
Психологизаботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональныхдействиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов,студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. Вслучаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическиминормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь не причинениемвреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которуюреально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они непытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональнойдеятельности, так и вне ее.
Социальнаяответственность.
Психологиосознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, вкотором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологическиезнания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное,чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся,прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологистараются избегать неправильного использования результатов их работы.Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику втаком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов иобщественности.
Средиобщественных профессиональных организаций психологов ведущую позицию занимаетРоссийское психологическое общество, объединяющее психологов Этический кодексРоссийского психологического общества был принят в 2003 году на 3-м съезде РПО.[1]
Этическийкодекс вводит понятия «заказчика» и «клиента» психологических услуг, описываетэтические принципы и правила деятельности психолога.
Вчастности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека,который является объектом исследования, консультирования, специальногообучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, илииспытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.
В этическом кодексеРоссийского психологического общества представлены главные этические принципы иправила деятельности психолога:
ü принцип не нанесенияущерба Клиенту;
ü принципкомпетентности психолога;
ü принципбеспристрастности Психолога;
ü принципконфиденциальности деятельности психолога;
ü принципосведомленного согласия.
Каждыйиз названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновываетсяопределенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоватьсяв профессиональной деятельности.
1.Принципне нанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни еепроцесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию илисоциальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.
Правиловзаимоуважения психолога и Клиента.
Психологисходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных игарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только послеполучения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работыс ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Вслучае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии вэксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.
Правилобезопасности для Клиента применяемых методик.
Психологприменяет только такие методики исследования, которые не являются опасными дляздоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследования вложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствахи особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачампсихологического исследования.
Правилопредупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.
Психологформулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикациюрезультатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне техзадач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые моглибы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характерепередаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласияКлиента.
2.      Принципкомпетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, длякоторых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе онруководствуется научными и профессиональными стандартами и применяетапробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципанаучной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог можетвзяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдениявышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующимиправилами.
Правилосотрудничества Психолога и Заказчика.
Психолог обязан уведомитьЗаказчика о реальных возможностях современной психологической науки в областипоставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границахсвоих возможностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилахпсихологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоватьсяими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры,методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которыхподвергается профессиональному или научному сомнению.
Правилопрофессионального общения Психолога и Клиента.
Психолог должен владетьметодами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогическоговоздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувствосимпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношенияпсихолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимостиустановления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себяпрофессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращениядоверительных отношений.
Правилообоснованности результатов исследования Психолога.
Психолог формулируетрезультаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологическойнауке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования,их математико-статистической обработкой и положительным заключениемкомпетентных коллег. При решении любых психологических задач проводитсяисследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данныхпо поставленному вопросу.
3.Принцип беспристрастности Психолога.
Принцип беспристрастностиПсихолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияниеположительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту наформулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительноКлиента должны основываться только на основании данных, полученным научнымиметодами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальноеположение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.Данный принцип реализуется следующими правилами.
Правилоадекватности методик, применяемых Психологом.
Психологможет применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту,полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кромеэтого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными,валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
Правилонаучности результатов исследования Психолога.
Психологдолжен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научноепризнание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений,личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положения, профессиональнойдеятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременнополучит любой другой исследователь такой же специализации и такой жеквалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных,которые предъявляет психолог.
Правиловзвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.
Психологпередает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известныхзаказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и нерасполагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач,которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется толькоинтересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли быухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором онисотрудничают.
4.Принципконфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы сКлиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному илислучайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследованиядолжны быть, таким образом, оформлены, чтобы они не могли скомпрометировать ниКлиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку.Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении,должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах илипациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защитедостоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдатьсяправила конфиденциальности. Данный принцип раскрывается следующими правилами.
Правилокодирования сведений психологического характера.
Психологобязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов икончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, априсвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, вкотором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код,известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранитсяотдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте ипередается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.
Правилоконтролируемого хранения сведений психологического характера.
Психологдолжен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ кматериалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели ихиспользования и сроки уничтожения.
Правилокорректного использования Результатов исследования.
Психологнесет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своейработы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие илинепосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как,например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитиепредставлений о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения сЗаказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиентурезультатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведенияпсихологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежатьоткрытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей,рекомендованных Психологом.
5.Принципосведомленного согласия требует,чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах иправилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемыхрезультатах психологической деятельности и принимали в ней добровольноеучастие.[2]
2. Характеристикаметода беседы (интервью) в психологии
Беседа — это метод сборапервичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он присоблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию,чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях,мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкойсчитать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусствоиспользования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какиезадавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективностьв этом случае очень низка.[3]
Беседакак метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеруорганизации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью— это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контактинтервьюера с респондентом (опрашиваемым).
По формеоно бывает:
♦свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе:стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
♦стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий планбеседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкаястратегия и тактика);
♦частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Диагностическимцелям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, посколькудает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничиваетвлияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательностиотработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когдаотвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может бытьнеудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьмивоспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничиваетпроявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должнобыть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживатьотвечающего.
Взависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания инаправлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности,характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения всемье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может бытьуправляемым и неуправляемым (исповедальным).[4]
Клиническоеинтервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать своивнутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенныетрудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми.В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремитсяк более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чащевсего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегдаудается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы.В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветныекарандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенкаи склоняют его к общению.
В беседес детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как ужеговорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Оничаще всего распределяются на три группы:
♦ прямые(«Ты боишься грозы?»);
♦ косвенные(«Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);
♦ проективные(«Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).[5]
Косвенныеи проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудноподдаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социальножелательные ответы.
Проводябеседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и большевсего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:
♦ психологдолжен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку,позволяющее как можно раньше установить контакт;
♦ ондолжен принимать ребенка таким, каков он есть;
♦ своимотношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия,чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
♦ психологдолжен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает,но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.
Регистрацияответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность.Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, посколькуона позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, несковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы,интонации, тон, темп речи и т.д.
3. Характеристика методаанализа продуктов деятельности в психологии
психологэтический правило беседа
Анализпродуктов деятельности (контент — анализ). В психодиагностике существует ещеодин способ получения информации о человеке — это количественно-качественныйанализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продуктычеловеческой деятельности.
Под понятием«документальный источник» понимаются: письма, автобиографии, дневники,фотографии, видеозаписи, творческие результаты в разных видах искусства,материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).[6]
Для тогочтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя,выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, былразработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально«анализ содержания»). Впервые он начал применяться, начиная с 20-х гг. прошлогостолетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более илименее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезыисследователя в документальных материалах выделяются специальные единицыинформации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочиненийпрослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьникамисвоей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XXв. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодовжестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.
Такимобразом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественнойинформации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые,или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основнаятрудность при работе с документальными источниками — умение провестикачественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит отличной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Так какконтент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использованияразличных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов ит. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количествоматериала для анализа.
Вконтент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иныхсмысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам(корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этогометода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — тамразрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объеминформации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.
Впсихологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качествевспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при другихисследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщенияиспытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования,особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ можетприменяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик(например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью,содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытыхвопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностныхособенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализграмматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количествотематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов,логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить иобъективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.[7]
4. Характеристика методанаблюдения в психологии
Наблюдением обычноназывают целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованноевосприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него«вмешательства» путем создания специальных условий в«жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного«глазения», которое тоже никак не изменяет условий существованиярассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего тем, чтоподчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану,оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения ификсации его результатов.
Наблюдение — активная форма чувственного познания, дающая возможностьнакапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления обобъектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними.Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта припомощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научнымметодом.[8]
Общие требования к организации наблюдения.
Наблюдение следуетначинать с выбора объекта наблюдения и ситуации, в которой будет проводитьсянаблюдение за деятельностью, определение единиц наблюдения, определение языка иформы описания наблюдения.
Запись наблюдения должнабыть фактологической, включать описание всей ситуации (предметной исоциальной). Запись производиться в категоризованной или свободной форме изаносится в сплошной протокол или в дневник наблюдения. [9]
В сплошной протоколзаписываются факты в виде собственного описания, где фиксируется, чтопроисходило и каким образом. Протокол ведётся во время наблюдения, возможна истенографическая фиксация.
Дневник наблюдения обычноиспользуется при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ведётсямесяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и большими полями длякомментариев. Обязательно учитывается дата, время, место и ситуация наблюдения,социальное и предметное окружение. Для точной передачи наблюдаемых фактовнеобходимо соблюдать однозначность в терминологии на протяжении всего периоданаблюдения.
Требования, предъявляемыек наблюдению как к научному методу:
1. целенаправленность,
2. избирательность,
3. плановость,
4. системность,
5. организованность,
6. фиксируемость,
7. адекватность,
8. полнота.
Виды ситуаций наблюдения:
1. естественные илиискусственные,
2. управляемые илинеуправляемые,
3. спонтанные илиорганизованные,
4. стандартные илинеобычные,
5. нормальные илиэкстремальные,
6. игровые, учебные,производственные, военные, противоправные.
7. Непосредственные– опосредованные,
8. Вербальные –неречевые,
9. Кратковременные –длительные.[10]
Целенаправленное научноенаблюдение применяется в следующих основных случаях:
1)ориентировка в проблеме (получение материала, способствующего прояснениюпроблемы, уточнению вопросов, формулировке гипотез); 2) основной сбор данных обобъекте и предмете исследования, когда другие методы неприемлемы или ихприменение затруднено; 3) дополнение, уточнение или контроль результатов,полученных другими методами; 4) иллюстрация предложенных теорий, гипотез,догадок.
Достоинствонаблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации,как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественностипсихических проявлений наблюдаемых.
К недостаткамметода можно отнести:
1) пассивнуюроль наблюдателя, ожидающего интересующие его события, хотя вероятность ихпоявления не всегда высока;
2) трудностьформализации данных, что усложняет их количественный анализ;
3) трудностьточного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всехвоздействующих факторов;
4) непроизвольнуюпристрастность наблюдателя, обусловленную некоторыми закономерностямисоциальной перцепции типа «эффекта ореола», каузальной атрибуции», «контрастныхпредставлений», эффектов «первичности» и «новизны», явлений идентификации,эмпатии, референтности и т.д.
Виды метода наблюдения.
Объективное — наблюдение со стороны, наблюдение внешнихпо отношению кнаблюдателю объектов.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственногосознания и поведения.
Полевое (естественное) — наблюдение за объектами в естественных условиях ихповседневной жизни и деятельности.
Лабораторное (экспериментальное)- наблюдение вискусственно создаваемых условиях.
Индивидуальное — наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем.
Коллективное — наблюдение,осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.
Случайное — незапланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств.
Преднамеренное – заранеезапланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующееопределённые цели.
Систематическое – этопреднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, какправило, по заранее составленному графику.
Несистематическое – этонестрогое наблюдение без определённого плана.
Неполное – наблюдение,при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже наминимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.
Сплошное – постоянноенаблюдение за объектом без перерыва.
Выборочное – наблюдение,проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своемуусмотрению.
Констатирующее –наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и неподлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения.
Оценивающее – наблюдение,сопровождаемое вынесением, наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явленийи фактов.
Стандартизированное –наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей формуфиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.
Нестандартизированное – нерегламентированноенаблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем всвободной форме.
Открытое – наблюдение,при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.
Скрытое – наблюдение, окотором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Включённое – наблюдение,при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает её как быизнутри.
Невключённое — наблюдениесо стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Объективное,внешнее наблюдение.
Прямое (непосредственное)- наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.
Косвенное(опосредованное) – наблюдение, проводимое через посредников. Получение данныхот свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий.
Спровоцированное — наблюдение,в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия ипоступки.
Неспровоцированное –наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующеговлияния на ход наблюдаемых событий. [11]
5. Методы нольмерного иодномерного шкалирования
Нольмерное шкалирование –это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевуюразмерность. [12]
Во многих психологическихисследованиях возникает задача определений единственного или специальногозначения психологической переменной. Такое специальное значение психологическойпеременной называют порогом. Развитие экспериментальной психологии показало,что порог является универсальной психологической характеристикой, и пороговыеизмерения получили широкое распространение, особенно в исследованияхпознавательных процессов. В терминах теории измерений определение порога естьнахождение одного шкального значения или локализация точки на психологическойшкале.
Одномерное шкалирование.
Следующий шаг в развитиипсихологических измерений ориентирован на разработку методов, позволяющихпостроить шкалу, содержащую не одну единственную, а все значения интересующейнас психологической переменной. Первый вклад в создание этих процедур былсделан Фехнером (1860), разработавшим первую модель одномерного шкалирования.Но основную детальную проработку процедур одномерного шкалирования осуществилТерстоун (1927, 1929), а затем, Стивене и его сотрудники (1937,1955),разработавшие метод прямой оценки стимуляции. Далее эти методы развивались вработах шведских: психофизиков под сильным влиянием Экмана (1965).Разработанные ими методы построения «сильных» шкал дали возможность психологамбыстро продвинуться в решении многих психофизиологических проблем, связанных сразличными областями познавательных процессов.[13]
Эти методы стали широкораспространяться, и сразу же появились принципиальные ограничения, связанные сустановлением соответствия размерности изменения качественных параметровоцениваемого психологического свойства и градации используемой для измеренияфизической шкалы.
В отличие от операциипрямого метрического измерения психологических стимулов, операции установления порядкаили эквивалентности значительно проще и стабильнее. Существенным достоинствомпорядкового шкалирования является возможность его применения для измеренийтаких стимулов, которые в силу своей сложности не поддаются жёстким,метрическим измерениям. Именно поэтому процедуры построения шкал порядкачрезвычайно распространены в таких разделах психологии, как психодиагностика,исследование эмоций, интеллекта и т.д. [14]

Список литературы
1. Вачков И.В.,Гриншпун Г.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2002.
2. Карандашев В.Н.Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, Издательский центр «Академия»,2005.
3. Общийпсихологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009.С.-131.
4. Психологическаядиагностика, под редакцией М.К.Акимовой. СПБ.: Питер,2005. С.-56.
5. Экспериментальнаяпсихология. КорниловаТ.В. Издательство: Аспект Пресс. 2002.С.125.
6. Этический кодексРоссийского психологического общества. СПб, 2003. (электронная версия).(http://www.yuriev.spb.ru/science/eticheskiy-kodes-psy).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие требования предъявляемые к стимуляторам мышц человека в многоканальная электростимуляция опорно-двигательного аппарата
Реферат Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит
Реферат Государственный долг РФ: его динамика и структура
Реферат Gender Issues Big Boys Don
Реферат Adaptation Of The Bison Essay Research Paper
Реферат Формирование экономической компетенции будущих менеджеров в сфере физической культуры
Реферат Tell Me On A Sunday Essay Research
Реферат The Manipulation Of Othello And Cassio Essay
Реферат Монастырь Осиос Лукас Радость монаха и слава Греции
Реферат Денежная система, сущность и функции денег
Реферат Германия стала империей
Реферат Промышленные и бытовые отходы и их влияние на здоровье человека
Реферат Life Or Death Abortion Essay Research Paper
Реферат Контроль в системе органов государственной власти
Реферат Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений