Реферат по предмету "Психология"


Общение как процесс взаимодействия

Содержание
Введение
1. Понятие общения
2. Место взаимодействия в структуре общения
3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Субъектами общенияявляются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живыхсуществ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным,связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию,называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.
Процесс общения(коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем внормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должнысовершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто(говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенноевыражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем,что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретномкоммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналомявляются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном(слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письмавоспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному(двигально-осязательному) каналу. Тема общения как взаимодействия являетсяактуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвященомножество научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь всетайны общения как взаимодействия
Целью работы являетсяизучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Дать определениепонятия «Общение»;
2. Рассмотретьосновные аспекты общения;
3. Изучить общениекак взаимодействия.
Объектом исследованияявляется процесс общения.
Предметом исследованияявляется общение как взаимодействие.

1. Понятиеобщения
 
При всех групповыхдействиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнителиконвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играютсяконвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.
Существует согласиеотносительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.
Поведение каждогоучастника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.
Включаясь в такиепредприятия, люди остаются уникальными живыми существами.
Реакции каждого из нихоказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают вконтакт.
Характер взаимногопритяжения или отталкивания в каждом случае различен.
Шаблон межличностныхотношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие,создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, чтокаждый человек может или не может делать.
Даже в самых мимолетныхвзаимодействиях имеют место межличностные реакции.
В большинствепроисходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скорозабываются.
Когда люди продолжаютобщаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.
Характер этихвзаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенныхво взаимодействие индивидов.
Поскольку человек ожидаетособого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошегоотношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностныхотношений связана рядом особых прав и обязанностей.
Конвенциальные ролистандартизованы и безличны.
Но права и обязанности,которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят отиндивидуальных особенностей участников, их предпочтений.
В отличие отконвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.
Каждый развивает свойсобственный тип обращения.
Хотя нет совершенноодинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, исходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.
Наблюдаются типичныешаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичныемежличностные роли.
Среди межличностныхролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут бытьсоперник, враг, заговорщик и союзник.
В каждой организованнойгруппе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагаетсяиспытывать друг к другу.
В семье, например,конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.
Участвующие всогласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух системжестов.
Как исполнителиконвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимисяобъектом социального контроля.
В то же время особаяличностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле егоисполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и онимеет некоторую свободу выбора.
Проявление личностныхчерт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.
Эти две формывзаимодействия незаметно переходят одна в другую.
Общение – процессвзаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп),характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями,умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним изнеобходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровнеобщение является необходимым условием для передачи социального опыта икультурного наследия от одного поколения к другому.
В психологическом смыслеобщение понимается как процесс и результат установления контактов между людьмиили взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспектаобщения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения);взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми другдруга (перцептивный аспект общения).
Ключевыми словами впонимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен,способ объединения.
Выделяют различные видыобщения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.
Общение может бытьнепосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение– это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействиянаходятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощьюневербальных средств.
Непосредственное общениеявляется наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивидыполучают максимальную информацию.
Непосредственное общениеможет быть формальным и межличностным.
Оно может такжеосуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами вгруппе.
Однако непосредственноеобщение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъектывзаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственноеобщение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратнойсвязью.
Опосредованное иликосвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от другавременем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону илипишут письма друг другу.
К особому виду общенияотносится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общениепредставляет собой множественные контакты незнакомых людей, а такжекоммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение можетбыть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общениепроисходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе,публике, аудитории.
Опосредованное массовоеобщение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культуройи средствами массовой коммуникации.
Поскольку многие средствамассовой коммуникации передают информацию большому количеству людейодновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.
У людей под влияниемсодержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы,установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Уровни общенияопределяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными иличностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем имногими другими факторами.
Доминирующими оказываютсяценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Самый примитивный уровеньобщения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обменрепликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно незаинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Его примитивностьзаключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокогосмысла, содержания.
Иногда это уровеньобозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).
Следующий уровень общения– информационный.
Происходит обменинтересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видовактивности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Информационный уровеньобщения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместнойдеятельности или при встрече старых друзей.
Личностный уровеньобщения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самомуглубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный,уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активациюпозитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям иокружающему миру в целом.
Функций общенияопределяются по различным критериям: эмоциональному, информационному,социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установленияобщности, инструментальному, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович);сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А.А. Брудный);контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания,эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматриватьобщение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность группфункций.
1. Психологическиефункции обусловливают развитие человека как индивида и личности.
В условиях общения многиепсихические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальнойдеятельности.
Общение стимулируетразвитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов(активность), эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функциидетерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп каксоставных единиц этой системы.
Интеграция обществавозможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальныефункции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широкомсмысле слова; между различными социальными группами.
Концептуальная идеятакого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществоми миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность –общество.
 
2. Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивнаясторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику техкомпонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, снепосредственной организацией их совместной деятельности.
Есликоммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности,то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает,что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развитьдалее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этойдеятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что ипозволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместнойдеятельности.
В ходе ее дляучастников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но иорганизовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этомпланировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами,созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительносовместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, агруппа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общенияраскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона,которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместныхдействий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для нихдеятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия откоммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется входе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людямнеобходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатыватьформы и нормы совместных действий.
Каждаяситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человекпо-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействиезатруднено. Если стиль сфор­мирован на основе действий в какой-то конкретнойситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно,успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий:ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использованияритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля сситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стильприветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов.Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать«Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культурысвойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативныххарактеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт неработает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ,будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использованияманипулятивного или гуманистического стиля вза­имодействия, то это отдельнаябольшая проблема, особенно в практической социальной психологии.
Важно сделатьобщий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты,как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельномупсихологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попыткусвязать ее с содержанием деятельности.
3.Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
общениевосприятие взаимодействие общество
Понятие «коммуникация»связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессесовместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт ипроцесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредствомвыработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которыхявляется смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Главной задачейкоммуникации выступает достижение социальной общности.
Индивидуальность иуникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
В более широкомфилософском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс,связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо спередачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.
Социологический аспектпонимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектовматериального и духовного мира.
Данное понятие частоупотребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации(средствам массовой коммуникации).
Их широкоераспространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общегоинформационного поля, в котором живут современные люди.
Как массовый процесскоммуникация представляет собой постоянное распространение информациипосредством технических средств связи среди огромных рассредоточенныхаудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникация выступаеткак особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.
Эта функция играет важнуюроль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы всовременном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.
Человек, передающийинформацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент.
В процессе взаимодействиякоммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи ивосприятия информации переходят от одного к другому.
Однако существуют такиеситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами втечение определенного времени.
Информационный обмен –глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.
Однако специфика именномежличностного информационного обмена значительна.
Она определяется наличиемпроцесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативныхбарьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различныхуровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачусодержания информации.
Сущность процессапсихологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработатьединую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во времяобщения.
Когда человек получаетинформацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует.
Интерпретация зависит нетолько от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, егознаний, общего уровня развития и т. д.
Общение – это преждевсего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Все средства общенияделятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводитданные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальныхсредств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонациизвука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.
Между вербальными иневербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальномуканалу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнерупо общению.
Невербальное поведениечеловека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средствомих выражения.
Люди быстро учатсяприспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, ноязык тела оказывается менее пластичным.
Разработаны различныеклассификации невербальных средств общения, к которым относят все движениятела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие,пространственную организацию общения.
Наиболее значимыкинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека,выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.
К кинесике относятсявыразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие видыневербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создаютобраз человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психическойиндивидуальности.
Характеристики голосаотносят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика – это общееназвание таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкостьголосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическаясистема – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологическихпроявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
К такесическим средствамобщения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания,поцелуя.
Динамическиеприкосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не простосентиментальной подробностью человеческого общения.
Общение всегдапространственно организовано.
Одним из первыхпространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает«близость».
К проксемическимхарактеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанциямежду ними.
Э. Холл описал нормыприближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканскойкультуры.
Эти нормы определенычетырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние(от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальнойдистанции общения воспринимается негативно.
Сущность интеракции втом, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникаетконтакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальнойситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участниковвзаимодействия и возможными противоречиями.
Понятие интеракции далоназвание направлению социальной психологии – интеракционизму, для которогохарактерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социальноговзаимодействия.
По теории интеракционизмаразвитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членамиопределенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивидавсегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Психологическаясовместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия.
Под психологическойсовместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия,заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить ихмаксимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
А. Б. Добрович выделялсоциальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются привзаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристикиобщения: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность –недоминантность.
К. Юнг первый описалэкстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установкичеловека.
Экстравертированному типуличности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения,общительность.
Интровертированному типуличности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.
Мобильность и ригидность– качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервнойдеятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны.
Ригидные людипредпочитают устойчивость и стабильность во всем.
При взаимодействии доминантногои недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавленияодного человека другим.
Процесс взаимодействиялюдей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.
Акт как единицу поведениячеловека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать какединицу общения.
Действие состоит изчетырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственногодействия и фазы завершения.
Любое взаимодействиевключает в себя большое количество действий, складывающихся в системуповедения.
Выделено два показателяспецифики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения:внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственныминтересам.
По соотношениюнаправленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитиистратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностейповедения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или инойсоциальной ситуации.
Выделяют основные стратегиивзаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление иизбегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Понятие социальнойперцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальнойперцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей исоциальных явлений окружающего мира.
Перцепция – процесс ирезультат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя.
Социальная перцепция –восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самихсебя, групп, социальных общностей и т. д.
Социальное восприятиевключает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В более узком смыслесоциальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятиявнешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками,интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальный перцептивныйпроцесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
Процессы социальноговосприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, чтосоциальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению ксубъекту восприятия.
В определенном смыслевосприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группывсегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, отповедения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентациивоспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективногопорядка.
Механизмы социальнойперцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оцениваютдругого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:
1) эмпатия – постижениеэмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств ипереживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием,симпатией.
Это не совсем так,поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но неотноситься к нему с симпатией и сочувствием;
2) аттракция – особаяформа восприятия и познания другого человека, основанная на формировании поотношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Благодаря положительнымчувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьмивозникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция как механизмсоциальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процессформирования привлекательности другого человека; результат данного процесса;качество отношений;
3) механизм каузальнойатрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.
У каждого человекавозникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себяопределенным образом.
Приписывание причинповедения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того,кто приписывает, так и того, кому приписывают.
Если наблюдающий являетсяпреимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого онвоспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.
Если же он интернален, тои интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными иличностными причинами.

Заключение
 
Общественные отношения«даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частьюкоторой (или формой организации которой) является взаимодействие. Межличностныеотношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как типвзаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли этосотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будетли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Поскольку взаимодействия«одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук ужесуществовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь толькона анализ формы взаимояействия (так называемая формальная социология Г.Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализавзаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизмотносится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретаютсмысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесьупирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишьиз «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическимповедение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только болееширокий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
При анализевзаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником еговклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29): именно это осознание помогаетему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрытпсихологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопониманиямежду его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг другазависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможених «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером техобщественных отношений, которые представлены выполняемой социальнойдеятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственнымпредставлением о партнере.

Списокиспользованной литературы
 
1. Андреева Г.М.,Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на АндрееваГ.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008;
2. Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 2008.
3. Бодалев А.А.Личность в общении. – М.: Педагогика, 2008. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание:конфликт! Новосибирск, 2008.
4. Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования – М.: изд-во АПН РСФСР, 2006.
5. Ершов П.Н.Режиссура как практическая психология. М., 2009.
6. Золотнякова А.С.Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета,2006.
7. Крысько В.Г.Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социологияи управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2009. — №1 (2) .
8. Крижанская Ю.С.,Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 2007.
9. Каган М.С. Миробщения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2008.
10. Леонтьев А.А.Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 2007.
11. Ломов Б.Ф.Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальнойпсихологии. М., 2005.
12. Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2008.
13. Психологическийжурнал. – 2007. — №4. — т. 8.
14. Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 2009.
15. Соковнин В.М.Социализация, общение, педагогика. – В кн.: Вопросы педагогики и психологииобщения. Научные труды. — Фрунзе, 2005.
16. Сагатовский В.Н.Социальное проектирование (к основам теории). — В кн.: Прикладная этика иуправление нравственным воспитанием. Томск, 2009.
17. Уманский Л.И.Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. //Методология и методы социальной психологии. М., 2007.
18. Хараш А.У. Копределению задач и методов социальной психологии в свете принципадеятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.М., 2007.
19. Шибутани Т.Социальная психология. Пер. с англ. М., 2008.
20. Шибутани Т.Социальная психология. — Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 2008.
21. Щепаньский Я.Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М., 2007.
22. Якобсон П.М. Общениелюдей как социально-психологическая проблема. – М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Опровержение теории Карла Маркса
Реферат Независимость Центрального банка
Реферат Выходная маркировка
Реферат Налоговые последствия нарушения неналогового законодательства
Реферат Судьба дискуссии двух Кембриджей о теории капитала
Реферат Уплата неустойки за неисполнение контрактов
Реферат Международное налоговое планирование
Реферат Монопольная рента концессионера при эластичном спросе
Реферат Регистрация основных средств и налоговый учет
Реферат Селекція озимої пшениці на урожайність
Реферат Оспариваем захват имущества
Реферат Влияние локального рынка труда на устойчивость институтов внутрифирменного рынка труда
Реферат Отчетность в области устойчивого развития – шаг к идеальному корпоративному отчету
Реферат Моделирование рисков в коммерческом банке
Реферат Правовой статус и функции Банка России