Реферат по предмету "Психология"


Общение в структуре индивидуальности

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Стиль общения в структуре индивидуальности
1.1 Индивидуальные различия
1.2 Половые различия
1.3 Расовые различия
2 Вариативность отклоняющегося и асоциального поведения
2.1 Отклоняющееся поведение
2.2 Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
2.3 Интеллектуальные девианты
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Дифференциальная психология(differentialpsychology) занимается изучением характера иистоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение такихразличий породило громадный объем описательных данных, которые сами по себепредставляют большой научный и практический интерес. Более существенно, однако,что Дифференциальная психология представляет собой единственный в своем родепуть к пониманию поведения, ибо отличающий ее подход состоит в сравнительноманализе поведения при различных биологических и средовых условиях.
Актуальность работы состоит в том,что социальное поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потомуего развитие требует внимания. Социальное поведение включает не тольковзаимодействие человека с другими людьми, но и с миром вещей, которые приобрелисвое смысловое значение и статус благодаря обычаям и традиционным занятиям,свойственным определенной культуре.
Объектом работы ставится общение вструктуре индивидуальности и вариативность отклоняющегося и асоциальногоповедения.
Предмет: психологические различиялюдей в аспектах различных стилей общения, развитие социального поведения ипсихологическая дифференциация девиаций.
Целью работы является усвоениетеоретического материала в рамках описанного объекта и предмета работы.
Задачи, вытекающие из цели:
1) описать индивидуальные различия вобщем, а также различия в половом и расовом общении в частности;
2) описать отклоняющееся поведение вобщем, а также его причины в неадекватности развития социального поведениялюдей и аффективном развитии, акцентируя внимание на интеллектуальныхдевиациях.

1 СТИЛЬОБЩЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
 
1.1 Индивидуальныеразличия (individualdifferences)
Для наиболее полного пониманиявопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение.
Система коммуникации обусловливает нетолько нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждогочеловека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологическогоразвития людей в сочетании с получением ими соответственного сенсорного опытадля того, чтобы они могли развить базовые навыки, необходимые для коммуникации.Поражение всей НС или какого-либо из ее отделов в результате воздействиягенетических или физических факторов, так же как неадекватный сенсорный опытили неадекватное научение, могут делать людей различными. Возраст, в которомприобретается опыт, эмоциональные факторы и спектр возможностей, также вносятсвой вклад в уникальность каждого человека.
Вследствие человеческой уникальности,для получения информации об индивидууме, психологии пришлось обратиться к болееобщим и менее эффективным групповым подходам. Пришлось разрабатывать методыоценки и статистические процедуры, чтобы сделать результаты оценивания полезными.На их разработку ушло очень много времени, и в результате, научное исследованиеиндивидуальных различий, вместе с особыми факторами, определяющими каждыйконкретный случай, началось сравнительно недавно. Образоваласьспециализированная область в рамках общего поля психологии, котораярая быланазвана дифференциальной психологией.
Основной вопрос дифференциальнойпсихологии — определение характера и количества тех аспектов, в которыхиндивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться смомента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущихкаждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены «достанутся» младенцу,влияют средовые факторы, а также физическое, ментальное и эмоциональноесостояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации — питание, получаемоеплодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции послерождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а такжетип и объем доступного ему обучающего опыта.
Базовое физическое, умственное иэмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами,полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичныхблизнецов. В недавних исследованиях обнаружены различия материнской среды,которые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов.
Среда способна лишь видоизменять то,что уже существует. Например, питание, лишенное таких важных компонентов, каквитамины и белки, а также неблагоприятная экология (наличие вредных физическихи химических факторов) могут стать причиной драматических изменений.
Нормальное развитие индивидууманевозможно без стимуляции. Сенсорная депривация может привести к задержкемоторного и умственного развития.
Опыт различных травм также порождаетиндивидуальные различия. Падение, вызвавшее повреждение шеи иличерепно-мозговую травму, может повлиять на физическое, умственное иэмоциональное развитие. Эмоциональный опыт травматического характера можетоказать кратковременное или долговременное влияние на интеллектуальное развитие.Изнурительная болезнь способна пагубно отразиться на физических и умственныхспособностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере.
Половые различия становятся заметнымипосле рождения. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, что сказывается ина развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся индивидуумовпревосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиесяиндивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственнымиобразами, чем с вербальными задачами.
В области физического ростасуществует относительно упорядоченная последовательность возрастных изменений,обусловленная преимущественно наследственностью. Несмотря на то, что порядокстадий физического развития практически одинаков у всех детей, темп развитияварьирует очень широко, поэтому возраст, в котором дети начинают вставать илиходить, может колебаться в пределах нескольких месяцев. Половые различия играютздесь главную роль: к пяти годам девочки опережают мальчиков примерно на четыремесяца. Более выраженные различия между полами можно наблюдать во времяпредподросткового скачка роста, который появляется ближе к концу детства,начинаясь за 2 года до наступления подросткового (пубертатного) возраста. Всреднем девочки начинают быстро расти вскоре после десяти лет и достигаютпубертатного периода примерно к двенадцати с половиной годам, а к четырнадцатигодам у них начинается замедление роста. У мальчиков в среднем скачок ростаначинается примерно в тринадцать лет, период половой зрелости наступает в пятнадцатьлет, а в шестнадцать лет происходит замедление роста.
Связанный с научением опыт играет столь важнуюроль в эмоциональном развитии, что никаких четких различий в эмоциональномповедении представителей двух полов установить не удалось. По мере взросления ребенкаего эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же самоепроисходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительскиеаттитюды и родительское поведение, культура и окружение — все это важныефакторы эмоционального развития индивидуума, но не меньшее значение имеют исобственные характеристики последнего.
Честь проведения первогосистематического исследования индивидуальных различий приписывается ФрэнсисуГальтону. Убежденный в том, что наследственность является главным факторомпоявления различий среди людей, он разработал сенсомоторный тест надифференцировку раздражителей. Этот тест был признан первой меройинтеллектуального потенциала.
Джеймса М. Кэттелла интересовалиразличия между людьми в нескольких областях, включая академическуюуспеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин «умственныйтест».
Альфред Бине пришел к изучению индивидуальныхразличий через свои исследования гипноза и наблюдения за своими дочерьми,по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 1905г. создал первую настоящую шкалу интеллекта, составив группу когнитивных исенсорных заданий в целях выявления в школах Франции детей с задержкой умственногоразвития.
Тестовый материал и подходы ктестированию за прошедшее с тех пор время были существенно усовершенствованы.Новые методики оценки тестовых материалов и результатов тестирования повысилипрактическую ценность тестов. Именно поэтому сегодня легче выявить сильные ислабые стороны индивидуума и включить его в самую подходящую (из существующих)для него образовательную или тренинговую программу, отвечающую его потребностям.
Измерение является единственнымспособом, позволяющим определить, как один человек будет отличаться от другогов аспектах, недоступных для прямого наблюдения.
Интеллектуальная деятельность чащевсего затрагивается в дискуссиях о средствах измерения индивидуальных различий.Интеллектуальное функционирование индивидуума зависит от унаследованногопотенциала и среды, которая делает возможным развитие этого потенциала. Однако IQ не относится к таким постояннымхарактеристикам, как цвет глаз. Если измерять IQодного и того же человека в течение какого-то периодавремени, то произойдет увеличение постоянства показателей IQ. Это увеличение постоянства можетбыть связано с изменениями, происходящими в результате созревания, и с опытом,улучшающим способность индивидуума обрабатывать информацию в НС. Определеннуюроль в этом процессе играет и научение, которое со временем восполняет ранеесуществовавшие пробелы в знаниях, благодаря чему достигается некий баланс ипоказатели IQстановятся все более похожими.
Многие аспекты интеллекта невозможноадекватно оценить с помощью традиционных тестов IQ, которые преимущественно направлены на выявлениеспособностей, наиболее релевантных обучению в школе.
Для создания точной картиныинтеллекта необходимо выборочное исследование деятельности в широком спектреспособностей. Получаемые показатели отражают опыт, приобретенный индивидуумомкак в учебных заведениях, так и за их пределами, и тесно связанный с присущимиэтому индивидууму психологическими особенностями.
 
1.2 Половыеразличия (sexdifferences)
Половые отношения как стиль общенияявляется немаловажным феноменом в исследованиях дифференциальной психологии,поэтому остановимся на определении половых различий. Истоки изучения половыхразличий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой былоположено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественныхединицах и сравнивал различные физические и психические черты мужчин и женщин.
Новый импульс исследований в областиполовых различий придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, вкоторой они проанализировали психологическую литературу, охватывающую свыше1000 исследований в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель — определить, какие из половых различий действительно существуют. Они пришли квыводу, что устойчивые половые различия можно обнаружить лишь в четырехобластях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчикипревосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчикипревосходят девочек по уровню математических способностей; лица мужского пола являютсяболее агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящиепредположительный характер, но неоднозначные свидетельства половых различийбыли обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильнойчувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компаниидругих; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости илитревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление кгосподству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби иДжеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств половых различий вдругих традиционных областях исследований.
Проведенный Элис Игли и Линдой Карлиметаанализ литературы по половым различиям в способности оказывать влияние (influenceability)и выполненный Дженет Хайдметаанализ опубликованных исследований половых различий в таких когнитивныхобластях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственнаяспособности, свидетельствуют о том, что объясняемая половыми различиямиизменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, чтофактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Каксообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных половых различий — имеется ввиду зрительно-пространственная способность — фактором пола объясняется всего5% установленной изменчивости данных.
Область половых различий — одна изнемногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания вразвитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают половыеразличия продуктом взаимодействия биологических и социальных факторов,исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в половые различиялибо биологических, либо социальных переменных. Кроме того, в данной областивозможны различные виды взаимодействий, которые могут вызывать совершенноразные типы исследований и политических решений.
Критика биологизаторских теорийполовых различий оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области«психологии женщин». Основное направление этой критики касалось влияния полаэкспериментатора или, более широко, исследователя на проявление половыхразличий испытуемых в результатах выполнения тестов и других заданий. Другоенаправление отмечает существование обусловленной полом исследователяпредвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений половыхразличий и в подборе методов, используемых для оценки «той же самой»характеристики у лиц мужского и женского полов.
Критика исследований половых различийможет быть и концептуальной, а не только методологической. Например, можноуказать на отсутствие общей теоретической базы для определения того, когдаследует изучать проявление данного полового различия или что именно означаетфакт его обнаружения. Поэтому данные о половых различиях обычно рассеяны повсей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивыи невелики по объему, обобщения в области половых различий нередко основываютсяна произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какимиони «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания половыхразличий как объяснения, потому что они связываются либо с биологическимипроцессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.
 
1.3 Расовыеразличия (racialdifferences)
Стилем общения в дифференциальнойпсихологии можно также выделить и общение людей, принадлежащих разным расам.Классификация, начиная с линнеевской, проводили различия между «расами», еслиможно было с высокой точностью определить отличия членов групп друг от друга.Надежное установление различий требует, чтобы одни расы отличались от другихопределенной частотой аллелей некоторых генов, влияющих на доступные наблюдениюпризнаки. Этот критерий может быть принят в отношении большинства подгруппчеловечества как биологического вида. Наиболее широко используемаяклассификация рас подразделяет их на европеоидную, монголоидную и негроиднуюрасы. Другие, более тонкие дифференциации человечества как вида, включаютдевять рас Гарна и семь основных рас Левонтина.
Все люди, независимо от расовойпринадлежности, имеют общую историю эволюции. Представляется в высшей степенималовероятным, чтобы фактор отбора существенно варьировал от группы к группе.Все люди сталкивались с одними и теми же общими проблемами на протяжении почтивсей своей истории эволюции. Около 6% генетических расхождений у людей как видаобъясняются расовой принадлежностью, 8% — различиями между популяциями внутрирасовых групп и свыше 85% — различиями между индивидами одних и тех жепопуляций внутри расовых групп.
В западном мире разделение на расычасто основывается на цвете кожи. Однако еще Чарльз Дарвин обоснованно заметил,что «цвет обычно оценивается натуралистом-систематиком как несущественныйпризнак». Значительно более важными являются др. различия, такие какморфология, физиол. и поведение.
Физические различия могут бытьрезультатом естественного отбора, в основном вследствие адаптивной эволюции.Например, большинство групп, населяющих высокие арктические широты, отличаютсякоренастым торсом и короткими конечностями. Такой тип тела приводит кувеличению отношения его массы к общей площади его поверхности и,следовательно, к снижению потерь тепловой энергии при поддержании температурытела. Высокие же, худые, длинноногие представители племен Судана,поддерживающие ту же самую температуру тела, что и эскимосы, но обитающие вчрезвычайно жарких и влажных климатических условиях, развили телосложение,которое предполагает максимальное отношение общей площади поверхности тела к егомассе. Такой тип тела наилучшим образом отвечает целям рассеивания тепла,которое в противном случае привело бы к повышению температуры тела выше нормы.
Другие физические различия междугруппами могут возникать вследствие неадаптивных, нейтральных с точки зренияэволюции изменений в разных группах. На протяжении большей части своей историилюди жили небольшими родовыми популяциями (димами), в которых случайная изменчивостьгенофонда, обеспечиваемая основателями данного дима, становилась закрепленнымипризнаками их потомства. Мутации, возникавшие внутри дима, если оказывалисьприспособительными, распространялись сначала в пределах данного дима, затем всоседних димах, но, вероятно, не достигали пространственно отдаленных групп.
Если рассматривать расовые различия сточки зрения физиологии (метаболизма), хорошим примером того, как можетобъясняться генетическое влияние на различия между расами, будетсерповидноклеточная анемия (СКА). СКА характерна для черного населения ЗападнойАфрики. Поскольку предки чернокожих американцев проживали в Западной Африке,этому заболеванию подвержено также черное население Америки. Страдающие им людиживут меньше. Почему вероятность заболевания СКА столь высока лишь для определенныхгрупп? Аллисон обнаружил, что гетерозиготные по гену гемоглобина S(один ген из этой пары вызываетсерповидность эритроцитов, а другой нет) люди оказываются довольно устойчивымик малярии. Люди с двумя «нормальными» генами (т. е. генами гемоглобина А)подвергаются существенно более высокому риску малярии, люди с двумя генами«серповидноклеточности» страдают анемией, а с гетерозиготными генами подвергаютсягораздо меньшему риску того и другие заболевания. Этот «сбалансированныйполиморфизм» сформировался независимо — предположительно в результате отбораслучайных мутаций — у ряда различных расовых/этнических групп в зараженныхмалярией регионах. Разнообразные типы анемии, возникающей вследствие серповидноклеточности,не являются генетически тождественными у различных расовых/этнических групп,однако все они имеют ту же самую основу — преимущество гетерозиготности.
Поскольку мы еще не располагаем всемифактами, такие сведения являются как бы предостерегающим сигналом: несмотря нато, что расовые различия могут существовать, причины этих различий требуютвсестороннего и тщательного исследования. Предполагаемые генетические различиямогут оказаться по своему происхождению преимущественно — или исключительно — обусловленными средовыми факторами.
Давно известно, что черные американцыполучают более низкие показатели по тестам интеллекта (IQ), чем белые американцы. Вместе с темнеоднократно сообщалось, что лица азиатского происхождения показывают болеевысокие результаты по тестам интеллекта, чем белые, на которых эти тесты большейчастью были стандартизованы. Вопрос, по крайней мере в отношении различий междучерными и белыми, заключается не в том, существуют ли различия в их тестовыхпоказателях, а в том, каковы могут быть причины этих различий.
Полемика в отношении IQвновь обострилась после некоторогопериода затишья в результате публикации статьи Артура Дженсена. Хотя Дженсенточно изложил в своей статье доступные ему данные в отношении внутригрупповойнаследуемости, более поздние исследования обнаружили, что внутригрупповыеразличия в гораздо меньшей мере подвержены генетическому контролю, чем считалДженсен. В дополнение к этому, Хирш и другие показали, что даже есливнутригрупповые различия имеют генетическую основу, эти различия вдействительности не являются релевантными при оценке степени генетическоговлияния на различия между группами.
Де Фриз и другие опубликовали статью,о которой особенно уместно вспомнить в этом контексте, так как в нейпоказывается, что различия между поколениями одних и тех же этнических группоказываются близкими к величине приводимого различия между черными и белымиамериканцами. Различия между поколениями и половые различия хорошо согласуютсяс изменениями в статусе (напр., образованием родителей, профессией), которыепроисходили от поколения к поколению, — сильный аргумент в пользу существенноговлияния среды на выполнение когнитивных тестов.
Характеристики личности труднееизмерить, чем уровень интеллекта. Результаты личностных тестов, оценивающихактуальные характеристики, являются потенциально нечеткими, вследствие измененийнастроения, эмоций и поведения. Р. р. в личностных чертах (напр.,агрессивности, заботливости) могут существовать. Обычно считается, что этиразличия связаны исключительно с влияниями среды. Однако, по-видимому, эточрезмерно упрощенный взгляд на вещи. Фридман и Фридман представили данные,доказывающие существование генетически обусловленных расовых различий в чертахличности. Другие данные свидетельствуют о присутствии генетического компонентаизменчивости личностных черт внутри изучаемых расовых/этнических групп.Групповые различия могут существовать, хотя скорее на субгрупповом, чем нарасовом уровне.
Исходная посылка современныхисследований в области расовых различий состоит в том, что расовые различиядействительно существуют и могут иметь генетическую основу. Однако, различиямежду расами оказываются меньшими, чем различия между их подгруппами, аразличия между расами, равно как и между их подгруппами (обусловлены ли онигенетическими факторами, факторами среды или их взаимодействиями либовзаимосвязями) являются, в свою очередь, незначительными в сравнении сразличиями между входящими в них индивидами.

2 ВАРИАТИВНОСТЬОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ И АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 
2.1Отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение – это системапоступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовымили нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения – преступность иуголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическоепьянство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этимивидами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершениюправонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальноеповедение.
В исследованиях девиантного поведениязначительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий,способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Впроисхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефектыправового и нравственного сознания, содержание потребностей личности,особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Преступность как вид отклоняющегосяповедения изучается преимущественно криминологией, использующей наряду сданными других наук результаты психологических исследований. Непротивоправноеотклоняющееся поведение в значительной степени определяется недостаткамивоспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологическихсвойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявлениядевиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте иобъясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития,незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи иближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых вней ценностных ориентаций.
Девиантное поведение у детей иподростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест противдействительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведениеможет сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указываетна необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Далее дадим краткое обозрениезачатков нарушения норм поведения в раннем возрасте человека и укажем на однуиз причин развития девиации — интеллектуальные отклонения.
 
2.2 Развитиесоциального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людейзависит и не отстает от развития таких биологических и психологическихпроцессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между темкак сами эти процессы видоизменяются под воздействием опыта. Кроме того, егоразвитие зависит от тех же процессов научения (рассматриваемого в самом широкомсмысле), как и развитие любого другого вида поведения, включая научение методомпроб и ошибок, обусловливание и закон эффекта, подражание и моделирование(важность которых особо подчеркивает теория социального научения), а такжеовладение языком. Т. о., ни один ребенок, не говоря уже о взрослых, не можетвести себя социально при отсутствии двигательных, когнитивных или лингвистическихнавыков.
Социальное поведение по определениюявляется интерактивным процессом; поведение любого участника этоговзаимодействия видоизменяет поведение другого человека, равно как егособственное поведение меняется в ответ на реакцию этого другого. Взаимодействиеначинается с рождения, а потому можно считать вполне справедливыми заявления отом, что ребенок — с рождения социальное существо.
На втором году жизни у ребенкапоявляются формы поведения, выражающие желание утешить другого, поделиться с другими.своими «богатствами» и помочь в чем-либо; такие формы при одобрении иподкреплении развиваются в ценимые в обществе модели поведения. Эти росткиположительного поведения — обыкновенного, неброского и не доставляющего хлопот — часто остаются незамеченными, поскольку такое поведение не создает проблемродителям и воспитателям.
Аффект, как особенность или типповедения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собойодну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин«аффект» охватывает широкий круг понятий и феноменов, включая чувства, эмоции,настроения, мотивацию и некоторые влечения и инстинкты, и используется дляуказания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех,грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д., несмотря на занимаемоеими центральное место в человеческом опыте, практически не получили должногообъяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту ссамых разных сторон, часто используя уникальные, противоречащие друг другу иливзаимоисключающие концептуализации и операциональные определения, что привело кпутанице и к тому, что прогресс в изучении аффекта и других родственных илисинонимичных ему конструктов замедлился.
Психология аффективного развитияпреследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания,дифференциации и выражения аффекта. Чаще всего аффективное развитиерассматривается в дихотомии с когнитивным развитием или даже как егоконтрапункт, что отражает давний интерес к дуализму души и тела и столь жедавнее противопоставление мышления и чувства. Дискуссии ведутся, гл. обр., опревосходстве одного над другим и характере их взаимодействия иливзаимовлияния. Объекты ссылок и решения часто отыскиваются в социальной сфере,будь то социальное познание или объектные отношения, в силу комплексности изаметности межличностных и внутриличностных отношений в мыслях, чувствах, аттитюдахи поведении.
Эмоциональная экспрессия может бытьлучше всего понята в контексте возрастного развития, в структурепсихологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца иусиливающееся сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структурекогнитивных изменений, связанных с развивающейся памятью и достижениемпонимания постоянства объекта. Аналогично, двигательное выражение эмоции испособность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулызависят от созревания центральной нервной системы. При изучении ходавозрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своихаспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; вдругих случаях когнитивный навык оказывается необходимым как условие эмоциональнойэкспрессии. Хронологический возраст не является простой переменной; это лишьгрубый показатель психологических изменений, связанных с изменяющимисявозможностями ребенка.
 
2.3 Интеллектуальныедевианты
Умственно отсталые и одаренные людипредставляют нижний и верхний края распределения интеллекта. Поскольку этораспределение является непрерывным, между этими группами и статистическойнормой нет четких границ. На основе выполнения теста интеллекта умственнаяотсталость обычно отождествляется с IQниже 70, представленного примерно 2 — 3% всегонаселения. Решения по поводу окончательного диагноза и возможного лечения длякаждого конкретного случая основываются не только на величине IQ, но на всестороннем изученииинтеллектуального развития индивидуума, истории его обучения, социальнойкомпетентности, физического состояния и ситуации в семье. Хотя немногие редкиеформы умственной отсталости являются следствием дефектных генов, подавляющеебольшинство случаев вызвано воздействием средовых условий до или послерождения, оказывающих неблагоприятное физическое и психологическое влияние.
Располагающихся на противоположномполюсе шкалы интеллектуально одаренных людей изучали с помощью различныхпроцедур и с различных точек зрения. Одно крупное лонгитюдное исследование быловыполнено в Стэнфордском университете Льюисом М. Тёрменом и его коллегами. Вэтом исследовании приняли участие 1000 детей, IQкоторых по шкале Стэнфорд-Бине был равен не менее 140;дети были тщательно обследованы, и в дальнейшем обследование проводилось нанескольких этапах жизни. Столь высокий IQимеет чуть больше 1% населения. РезультатыСтэнфордского исследования, подтвержденные и работами др. ученых, показали, чтоодаренный ребенок, как правило, успешно учится в школе, здоров, эмоциональноустойчив и имеет разнообразные интересы. Достигая зрелости, эти дети в целомсохраняют свое превосходство и во взрослых занятиях.
Благодаря исследованию одаренностипонятие интеллекта было расширено, чтобы включить в него ряд творческих способностей,в частности, идеаторную беглость и оригинальность. Установлено, что втворческих достижениях важную роль играют мотивация, интересы и др. личностныепеременные, а также психол. климат той среды, в которой индивидуум вырос и в которойон, став взрослым, работает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первом вопросе важно сделать акцентна том, что независимо от того, какой тест используется для измеренияиндивидуальных различий, всегда следует помнить и о таких сопутствующихфакторах, как физическое, умственное и эмоциональное состояние человека вмомент прохождения теста; его способность понять, чего именно от него ждут икак эффективно использовать имеющийся материал; время суток, день недели иливремя года; обстановка, в которой проводится тестирование: температура воздухав помещении, его освещенность и звукоизоляция. Любой из этих факторов, как имногие другие, может сказаться на результатах конкретного человека в конкретныймомент времени.
Несмотря на динамику критики поотношению зависимости стилей общения от половых и расовых различий, сегодняведется плодотворная исследовательская работа, приобретающая эмпирическийматериал в пользу данной теории и дающая качественную фактологическуюинтерпретацию.
Касаемо второго пункта работы, можноотметить, что девиантное поведение есть отдельные поступки или системапоступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам:преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантногоповедения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий,способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.
Преступность как вид девиантногоповедения изучается преимущественно криминологией с использованиемпсихологических исследований. Непротивоправное девиантное поведение также взначительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими кформированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершениебезнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантноеповедение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательнымвлиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения изтаких же подростков и принятых в нем ориентаций.
В более зрелом возрасте девиантноеповедение может быть результатом неправильного развития личности инеблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Для предупреждениядевиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормами вырабатывать нравственные привычки.
Также в работе были обоснованынемаловажные причины, влияющие на последующие отклонения в развитии личности,имеющие основание в аффективном развитии и многочисленных интеллектуальныхдевиациях.
В данной работе были даны ответы напоставленные задачи и общим выводом можно сказать о том, что дифференциальнаяпсихология имеет интересный и многообъясняющий психологические конфликты объектисследования, т.е. индивидуальные различия психики, психического развития ипсихологических компонент.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1Дубровина И.В. Психология: Учебник для труд. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 464 с.
2Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.:Питер, 2005. – 583 с.
3Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.Кн. 1. Общие основы психологии /Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –576 с.
4Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.Кн. 2. Психология образования /Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
5Нуркова В.В. Психология: Учебник /В.В. Нуркова, Н.Б Березанская. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.
6Петровский А.В. Психология. Словарь /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.:Политиздат, 1990. – 494 с.
7 Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
8Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.