Общие проблемы малой группы
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизньрастения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок
А.Н. Толстой
ПЛАН
Понятие малой группы. Ее численность
Классификация малых групп
Параметры описания малых групп: композиция (состав группы,структура, динамика групповых процессов)
Положение индивида малой группе: статус и роль.
Основные направления исследования малых групп в зарубежнойсоциальной психологии.
Принцип деятельности в отечественных исследованиях малойгруппы
Человек живет в обществе и строит с ним определенныеотношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутрикоторых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Возникновение малой группы обусловленообщественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономикасоздают для себя те ячейки, в которых формируются начальные ценности –экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. Сдругой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнутьк каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижностипрофессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.
В социальной психологии малые группы, в которых живут иработают люди, являются популярным предметом исследования. Она тщательноизучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования иразвития групповых процессов, протекающих в общностях людей.
1. Понятие малой группы. Ее численность
Существует довольно определений малой группы. Воспользуемсяопределением из психологического словаря: «Малая группа – относительнонемногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственномличном общении и взаимодействии» (Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского).
Б.Д. Парыгин определяет группу как немногочисленную общностьлюдей, которые находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическомконтакте (Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 2003).
Крысько представляет следующее определение малой группой: «Малаягруппа – это небольшая по составу общность, члены которой объединены общейцелью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что являетсяосновой для возникновения группы, как целого».
Итак, ключевые признаки малой группы – ее немногочисленностьи контактность.
Численность малой группы. Большинство исследователейограничивает численность малой группы от 2 до 7 человек. Нижним пределомпризнается диада (реже триада). Достаточно остро стоит вопрос и о «верхнем»пределе малой группы. Достаточно стойким оказались представления,сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа»7_+ 2. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группыиз 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределомгруппы 12-14 человек (например, см.: Парыгин Б. Д). Однако Л.Я. Коломинский считает,что в качестве малой группы может выступать школьный класс, в которомобучается, например, 30 и более учащихся.
Классификация малых групп
Существует достаточно много классификаций групп по разным основаниям.
Различают группы первичные и вторичные (впервые такоеразличение было предложено Ч. Кули).
Схема 1
/>
Первичные группы – это семья, группа друзей, коллектив, вкотором трудится члеовек. Важным является именно характер контактов в такойгруппе. Во вторичной — они могут быть слабо выражены или иметь опосредованныйхарактер.
Группы бывают формальные и неформальные в зависимости отхарактера отношений между членами группы (данное разделение групп было предложеноЭ. Мэйо).
Схема 2
/>
Формальные группы – это социальная общность, имеющаяюридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественногоразделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей труд. Этигруппы имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные (неофициальные) группы – это группы, которыехарактеризуются всеми признаками группы (сложившейся системой межличностныхотношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но неимеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основеличностных предпочтений.
Формальная группа функционирует в соответствии с заранееустановленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями,уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий иантипатий ее членов.
Группы различаются по степени влияния на систему ценностейчеловека. Данное различение предложено Г. Хайменом.
Схема 3/> />
Референтные (эталонные группы) – это реальная или воображаемая общность, нанормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтнаягруппа выполняет функцию сравнительную и нормативную.
Нереферентные группы (группы членства) – это группы, вкоторых люди реально включены и трудятся.
Кроме того, группы различают по уровню развития:
Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальномэтапе своего существования.
Высокоразвитые группы – это группы, давно созданные,отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко развитой системыотношений, сплоченности и т.д.
Диффузные группы – это группы случайные, в которых людиобъединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Коллектив – это высшая форма общности, где межличностныеотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержаниемсовместной деятельности. (Психологический словарь)
Коллектив обладает характерными признаками, отличающими егоот других форм объединения людей.
Во-первых, его деятельность направлена на общий для всехчленов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени иимеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.
Во-вторых, коллектив – это организованное объединение людей,имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которойвыступают доверенные лица (руководители).
В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи имысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
К вопросу об уровнях развития мы обратимся в следующейлекции.
Параметры описания малых групп: композиция (состав группы,структура, динамика групповых процессов)
Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободноевремя, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Этаупорядоченность составляет структуру группы. А.В. Петровский определяетструктуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которойзанимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М., 1982).
Структура группы может быть описана по-разному:
с точки зрения состава (так называемая композиционнаяподструктура),
с точки зрения характера отношений (т. н. подструктура межличностныхпредпочтений,
со стороны информационного взаимодействия (т. н. коммуникативнаяподструктура) и
со стороны выполняемых членами группы ролей и функциональныхобязанностей (т. н. подструктура функциональных отношений).
Охарактеризуем данные компоненты.
1. Композиционная подструктура (состав группы) — совокупностьсоциально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых сточки зрения состава группы, как целого. Композиция — это характеристика,отражающая своеобразие индивидуального состава группы.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественныйи качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкиепредставления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьипсихологические особенности влияют на характер их совместной деятельности,межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальныхмикрогрупп, статус и позиции многих людей в них; О тех группах, которые состоятиз похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, илигомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различныхлюдей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.
Композиция группы, т.е. индивидуальный состав группы, влияетна жизнь группы так же как ее величина и решаемые задачи, через системуотношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития.
Подструктура межличностных предпочтений, т.е. проявлениесовокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьмисимпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощьюметода социометрии
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивыхвзаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строитьустойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретныеличности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом ииндивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываютсямежду ними и т.д.;
Коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членовмалой группы в системах информационных потоков, существующих как между нимисамими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрациюу них того или иного объема различных сведений и знаний.
Владение последними – важный показатель положения членовгруппы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в нейособую роль, дополнительные привилегии;
Коммуникативная структура групп может быть централизованнаяи децентрализованная. В централизованной структуре – все потоки информации концентрируютсяу одного – центрального участника групповых отношений. Через негоосуществляется обмен информацией между другими.
В децентрализованных коммуникативных структурах наблюдаетсякоммуникативное равенство всех участников группового процесса. Каждый изучастников имеет одинаковые возможности для переработки и передачи информации,вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами.
Под каналами коммуникаций понимается система межличностныхсвязей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации, от одних членовгруппы к другим. На рис. представлены основных вида структур каналоввнутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), атакже некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.
Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуютсятем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всехнаправлений общения, в центре внимания играет основную роль в организациигрупповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обменинформацией между другими членами группы.
На рис. показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная,радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризуетсятем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямыетакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степениучитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Наиболеезнакомым для учителя примером фронтальной структуры является та, котораяобразуется в классе на уроке, фронтальной работе.
Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций(б) отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могутнепосредственно воспринимать, видеть или слышать друга и обмениваютсяинформацией только через центральное лицо. Это затрудняет отдельному членугруппы возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет емуработать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную,индивидуальную позицию.
/>
г) цепная д) круговая е) полная
Рис.1. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций
Отличительная особенность централизованной иерархическойструктуры коммуникаций (в) состоит в том, что здесь имеется несколько, не менеедвух, уровней соподчинения участников, причем часть из них можетнепосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет.Межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могутосуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнямисоподчиненности. На рис. 71, в, где показана схема такой структурыкоммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархиисоподчинения, есть непосредственный помощник 2, которому, свою очередь, подчиненытри остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с индивидом 2, который имеетвозможность общаться с теми, кто находится на ступени 3.
Типичные варианты децентрализованных структур коммуникаций,основное отличие которых от централизованных заключается в коммуникативномравенстве всех участников, представлены на рисунке под знаком Б. Понятие «коммуникативноеравенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутриэтих струк/>/>/>/>тур обладает одинаковыми совсеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступаяв открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.
Цепной вариант этой структуры коммуникаций (г) представляетсобой такую систему общения, в пределах которой. межличностное взаимодействиеосуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двухкрайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайниепозиции, только с одним. Эта структура общения характерна, например, дляконвейерной работы, получившей широкое распространение в промышленности.
Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых,здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых,имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членамигруппы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участникитакой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями другдруга, учитывать их в своей работе.
Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций группев той или иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает илинеравными возможностями вступления в непосредственное общение с остальными, илиравными, но тем не менее ограниченными. Наряду с рассмотренными структурамикоммуникаций существует еще одна, которая называется полной или неограниченной(е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения участниковне возникает и каждый из членов группы может совершенно свободновзаимодействовать со всеми другими.
Выбор на практике той или другой структуры коммуникацийопределяется целями и задачами, стоящими перед группой. Если, например,практическая задача заключается в совершенствовании системы общения в даннойгруппе (например, при использований на уроке групповых форм работы), тоосновное внимание должно быть обращено на каналы коммуникаций. Принеобходимости быстро и оперативно решить возложенные на группу задачи преждевсего определяют ее оптимальную композицию. Иногда педагога можетзаинтересовать положение отдельных детей в системе межличностного общения, то,как они сами представляют свое место во взаимоотношениях со сверстниками. Втаком случае полезным может оказаться анализ структуры ученического коллективаили какой-либо другой детской группы с позиций ролей и внутренних установок.
4. Подструктуру функциональных отношений – совокупностьпроявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствиемспособности ее членов играть определенную роль и выполнять определенныеобязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, вкотором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально — исоциально-психологических качеств разное положение, выполняют разныеобязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг кдругу.
/>СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ
/> Подструктуры
КОМПОЗИЦИОННАЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Подструктуры СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ /> />
Схема 4.
Нормы в группе.
Социально-психологическую основу всех отношений,складывающихся в группе, составляют принятые в ней нравственные ценности инормы. Ценностями является то, что в данной группе наиболее значимо, важно иценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношенияхруководствуются члены группы. В управлении деятельностью группы нормы выполняютряд важных функций. Наиболее существенные из них — регулятивная, оценочная,санкционирующая и стабилизирующая.
Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют(регулируют) поведение людей в группе и за ее пределами (если речь идет о нихкак о представляющих свою группу), задают образцы их взаимодействий ивзаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к членам даннойгруппы самими ее участниками.
Соответствие поведения человека принятым в группе нормамсущественно влияет на его положение в системе отношений данной группы. Влияниеэто многостороннее: с одной стороны, если человек следует сложившимся ипринятым в группе нормам, то повышается его авторитет в глазах окружающих; сдругой — признание значимости человека, повышение его статуса влияет на другихчленов группы. От него в определенной степени начинает зависеть и самасовокупность складывающихся в группе норм и отношений: он становится ихгенератором.
Представление о правильности или неправильности групповыхценностных ориентации и норм в известном смысле относительно. Оно бываетразличным у людей, которые эту правильность определяют. То, что кажется,например, безусловно правильным учителю, может не показаться таковым дляучеников, и наоборот. У младших школьников свои понятия о ценностях, какправило, отличные от того, что ценят старшие школьники и тем более взрослые. Поэтомув каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости илинеприемлемости целесообразно предварительно уточнить субъекта, с позицийкоторого они оцениваются.
Важно ввести еще одно разграничение. Относительность нормвыражается также и в том, что для одного и того же человека одновременно могутсуществовать нормы разного уровня (степени) обязательности. Под групповойнормой первого уровня обязательности понимается социальная норма, нарушениекоторой совершенно недопустимо. Нормой среднего уровня обязательности можноназвать такую, которая допускает некоторые незначительные отклонения от нее. Наконец,нормой низкого уровня обязательности является такая, соблюдение которойсчитается делом вкуса, а отклонения от нее никакому наказанию не подлежат. Кнормам первого уровня относятся, например, юридические нормы, нарушение которыхкарается по закону; к числу норм второго уровня можно отнести большую частьнорм нравственности, не сформулированных в жесткой форме нравственныхимперативов (например, норма «быть честным» в некоторых случаях жизнидопускает отклонения). Нормой низкого уровня обязательности может быть такая,которую человек сам устанавливает для себя и которой вовсе не обязательнодолжны следовать остальные члены. группы. К этой категории можно отнести особовысокие нравственные социальные нормы, выступающие в форме идеалов. Носителямиэтих норм являются обычно передовые люди своего времени. Для характеристики поведениятаких людей существует специальная сверхнормативная деятельность.
4. Положение индивида малой группе: статус и роль
В малых группах люди знают друг друга. Они общаютсяпродолжительное время. Попадая, например, в производственную бригаду случайнымобразом, работник постепенно вступает в тесные отношения с коллегами. Междуними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятсядруг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.
Каждый участник контактной группы оценивает других иоценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаютсяустойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминированияи подчинения в группах. Отношения доминирования в ряде малых групп (формальных)задаются изначально. В неформальных они устанавливаются в силу возраста,степени влияния и авторитета отдельных членов группы.
Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малойгруппы используются понятия «роль» и «статус». Воспользуемсяматериалом «Психологического словаря/ Под ред А.В. Петровского и М.Г. Яолшевского.
Роль (от франц. role) означает „социальнуюфункция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей взависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностныхотношений“. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (представитель интеракционизм
Т. Шибутани дает определение роли как предписанного шаблонаповедения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, еслиизвестна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль — это шаблонопределенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствуетвынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидаюти требуют, чтобы он поступал определенным образом. Играние роли заключается втом, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять своиправа по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление отом, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и длядругих. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга,наблюдая ролевое поведение окружающих.
Диапазон и количество ролей определяются многообразиемсоциальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность,ее потребностями и интересами… Индивидуальное исполнение человеком роли имеетопределенную „личностную окраску“, зависящую прежде всего от егознаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, отстремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Различают следующие типы ролей:
роли социальные, обусловленные местом индивида в системеобъективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические идр.), и
роли межличностные, определяемые местом индивида в системемежличностных отношений (лидер, отверженный и др.).
Кроме того,
активные, исполняемые в данный момент, и
латентные, не проявляющиеся в данной ситуации.
Кроме того, различают институционализированные роли(официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиямиорганизации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийновозникающими отношениями и видами деятельности.
В западной социологии и психологии получили распространениеразличные ролевые концепции личности. В этих концепциях личность предстает какнабор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, определяющих еевнешнее поведение безотносительно к ее внутреннему миру, причем игнорируютсясвоеобразие личности, ее активное начало и целостность
Другое понятие, характеризующее положение индивиду в группе– статус.
Статус определяется как положение субъекта в системемежличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Вразличных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенныерасхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются поуровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередкостановятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментальновыявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важнымихарактеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мерапризнания окружающими заслуг индивида.
Т. Шибутани, автор „Социальной психологии“, вводитразличение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению,относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, иего престиж основывается на том, к какой категории он относится и какоценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человексохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами,управляющими поведением людей этой категории.
Личный статус, по Т. Шибутани, — это положение, котороечеловек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается вгруппе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе,есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи свзаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранениеличиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобыобеспечить продолжение этих взаимоотношений.
Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Егопредставления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых онзнает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, — отчасти зависитот социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает отзначимых других.
5. Основные направления в изучении малой группы в зарубежнойпсихологии
В 20 – 30 г. малая группа впервые становится объектомисследования. Целесообразно выделить 3 основных направления в изучении малойгруппы: социометрическое, социологическое и групподинамическое.
Социометрическое направление в изучении малых групп связанос именем Дж. Морено. Он исходил из идеи о том, что в обществе можно выделитьдве структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Иными словами,означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.Согласно Морену, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловленынесовпадением микро — и макроструктур. Следовательно, задача состоит вперестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие смикроструктурой. Одним из методов, предложенных Морено для изучения группявляется социометрия, получивший распространение в мировой социальнойпсихологии и социологии.
Социологическое направление в изучении малых групп связано страдицией, которая была заложена Элтоном Мэйо в Хотторнском эксперименте. Началоэксперимента было обусловлено фактом понижения производительности труда в Компании»Вестерн Электрик". Эксперименты Э. Мэйо в общей сложности длились с1924 по 1936 г. и были направлены на поиск путей повышения эффективностипроизводства. В ходе работ Мэйо выявил феномен «чувство социабильности»– потребность ощущать себя «принадлежащим» к определенной группе,благодаря чему происходит увеличение силы индивида в сотрудничестве с другими. Э.Мэйо ввел понятие «человеческий фактор», который стал рассматриватьсякак важнейший ресурс в решении задачи повышения производительности трудапромышленных компаний.
Школа «групповой динамики» представляет собойнаиболее «психологическое» направление исследований малых групп исвязана с именем К. Левина – выдающегося мирового социального психолога. Онсоздал «теорию поля». Центральная идея теории поля состоит в том, чтозаконы социального поведения следует искать через познание психологических исоциальных сил, его детерминирующих. В данной школе были проведенымногочисленные лабораторные исследования, процессов происходящих в группах: формирования,сплочения, принятия групповых решений, лидерства, стиля лидерства, мотивации и т.д.
Принцип деятельности в отечественных исследованиях малойгруппы
В отечественной психологии долгое время исследования малойгруппы были связаны со специфическим объектом – коллективом. «Коллективстал знаковой категорией советской психологии, отражая и содержательные иполитические тенденции той исторической эпохи» (2) и понимался каквысокоразвитая социальная группа, отличительными признаками которой являютсясовместная деятельность и общая направленность на социально значимые цели. Коллективв силу высокой сплоченности и особых гармоничных отношений между его членами рассматривалсякак условие для всестороннего развития личности.
Исследования коллектива осуществлялись на основе принципадеятельности. Одной из наиболее известных и проработанных концепцией коллективаявилась стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровскими его школой, впоследствии получившая название «теория деятельностногоопосредования групповых процессов».
В рамках этой концепции была предложена схема, обозначеннаякак графическая модель группового развития, соотносящая разные типы групп сэталонным их состоянием, которым считался коллектив (рис.4). Данную схему можнорассматривать как двухфакторную или двумерную, хотя ее авторы предпочитаютговорить о ней как о трехвекторной.
Один из векторов (вектор горизонтальный) обозначает степеньопосредования межличностных отношений, а два других — отношение к общественномупрогрессу (цель которого, по Петровскому, — построение коммунизма). При этомодин вектор (направленный вверх) указывает на соответствие направленностигруппы общественному прогрессу, а другой (направленный вниз) задаетнаправление, препятствующее общественному развитию [6].
Схема. Трехвекторная модель группового развития (по А.В. Петровскому)
/>/>
Эта модель позволяет описывать различные траектории движениягруппы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можнопредсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитиебудет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будетзаниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будутразделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При другихусловиях возможными станут иные пути развития
Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление обуровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев — страт). Каждыйслой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятсяотношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего,непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональнойприемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характеромсовместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные напринятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.
Рассматривая значение данной теории, А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко(2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия всовместной деятельности как фактора развития групповой сплоченности (однако ононе является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшимиинновациями психологической теории коллектива А.В. Петровского, по мнениюданных авторов явились:
тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношенийи
идея о ценностной природе групповой сплоченности, чтосвязано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.
Первый тезис противоречил принятой большинством авторов,занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельностиэмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое ихразведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей.
А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко, анализируя значение теории «теориядеятельностного опосредования групповых процессов», отмечают, что положениео группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направлениедальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процессагруппового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г. г.разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (вотличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностейсобственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. Насовременном этапе, по мнению данных авторов, линия анализа роли совместнойдеятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной приизучении этого процесса.
Второй тезис о фундаментальности такой характеристикиколлектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним изосновных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрическойконцепции. По мнению исследователей, именно данная идея «операционализировала»основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, посколькуречь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятиеценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такойхарактеристики группы, как групповая сплоченность. А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненкоутверждают, что «представление о наличии в коллективеценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательногонаполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможностьс высокой степенью определенности операционализировать это понятие, аследовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследованиядля проверки разнообразных гипотез».
В целом идеи теория деятельностного опосредования групповыхпроцессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.
2. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Группа – коллектив – команда. Моделигруппового развития. // Социальная психология / Под ред.Г.М. Андреевой, А.И. Донцова.М.,2002. С.96-114.
3. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и таблицах. М., 2003.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
5. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.М., 1999.
6. Психологическая теория коллектива, 1979.С. 204-205
7. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.