Реферат на тему: “Общение как коммуникация”
План
Общение как коммуникация
Общение и деятельность
Функции общения
Вербальная коммуникация
Общение как коммуникация
Вся система отношения человека кдругим людям реализуется в общении. Понятие «общения» является одним изцентральных в системе психологического знания: Социальная функция общениязаключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Егоспецифика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одногочеловека раскрывается для другой, происходит взаимный обмен деятельностью,интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется,обнаруживая свои индивидуальные особенности. Результат общения — налаживаниеопределенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграциялюдей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессеобщения является условием существования группы как целостной системы. Общениекоординирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическомконтакте. Потребность в общении является одной из первичных потребностейребенка. Она развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте)к более сложным (сотрудничество, интимно личное общение). В процессеиндивидуального развития изменяются мотивы общения. М.И. Лисина очертила такие стадии развития потребности ребенка в общении:потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни),в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослогозапросами ребенка (младший и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании исопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детейдошкольного возраста — познавательные, деловые и личностные.
Общение и деятельность
Общение тесно связано сдеятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности,люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сочетаниедеятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместнуюдеятельность. В совместной деятельности формируются не только субект-субектные(человек — предмет деятельности), но и субект-субектные отношения (человек — человек).Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.
Общение может рассматриватьсякак сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связьобщения и деятельности заключается именно в том, что благодаря общениюдеятельность организуется. Перестройка плана совместной деятельности требует откаждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деленияфункций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельностизаключается в создании возможности организации и координации деятельности ееотдельных участников. В общении происходит обогащение деятельности, развиваютсяи образуются новые связки и отношения между людьми.Функции общения
В характеристике общения важнымиявляются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких функций — информационнокоммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.
Информационно коммуникативнаяфункция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализацияэтой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравниваниеразногласий в исходной информированности людей, которые вступают впсихологический контакт. Второй уровень — передача информации и принятиерешений. На этом уровне общение реализует целые информирования, учебы и др. Третийуровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направленона формирование оценок достигнутых результатов (согласование — несогласование,сравнение взглядов и тому подобное).
Регуляторно-коммуникативная функциязаключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляетрегуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, иреагирует на их действия. Происходит процесс взаимного налаживания действий. Здесьоказываются феномены, свойственные совместной деятельности, в частностисовместимость людей, их сработанность, осуществляются взаимная стимуляция икоррекция поведения. Регуляційно-коммуникативную функцию выполняют такиефеномены, как имитация, внушение и др.
Аффектно коммуникативная функцияХарактеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональныесостояния человека. В эмоциональной сфере оказывается отношение человека кокружающей среде, в том числе и социального.
Одной из особенностей общенияесть формирование межличностных отношений.
Исходя из названных вышефункций, Г. Андреєва выделяет три стороны общения: коммуникативную (обменинформацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (пониманиечеловека человеком).
Коммуникативная сторона общениятесно связана с обменом информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрытас точки зрения информационной теории. Общение — это не только прием и передачаинформации, но и отношения по крайней мере два лиц, где каждая являетсяактивным субъектом взаимодействия. Кроме обмена информацией, происходиториентация на другое, то есть анализируются мотивы, цели, установки объектаинформации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную рольиграют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание.
Еще одна особенностькоммуникативного процесса заключается в том, что благодаря знаковой системепартнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность коммуникациизависит от меры этого влияния, то есть идет речь об изменении типа отношений,которые сложились между комуникаторами.
Такое влияние упускается видупри информационном подходе.
Коммуникативное влияниепроисходит при условии принятия единственной системы значений всеми участникамиакта коммуникации. Лишь при этом условии возможно достижение партнерамивзаимопонимания. Если нет такого общего понимания, могут возникать преграды впроцессе общения, так называемые коммуникативные барьеры. Последниепоявляются в результате действия психологических факторов — разных диспозиций,установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально психологическихособенностей и тому подобное.Вербальная коммуникация
Коммуникативное взаимодействиелюдей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме — в процессеязыкового общения. Его особенность заключается в том, что оно за формой и посодержанию направлено на другого человека, включенное в коммуникативныйпроцесс, является фактом коммуникации. Вербальная коммуникация может бытьнаправлена на отдельного человека, определенную группу (или даже не иметьконкретного адресата), но в любом случае она имеет диалоговый характер и являетсобой постоянные коммуникативные акты.
В процессе общения вещаниевыполняет также информативную функцию. Выделяют информациюинструментальную, которая касается непосредственно средств решенияопределенного задания, и экспрессивную, что касается оценок, самооценок,эмоциональных связей между членами группы (то есть этот вид информации имеетсоциально эмоциональный характер). Инструментальная информация больше связана срегуляцией собственно деятельности. С помощью экспрессивной информации активнорегулируется взаимодействие между членами группы. Между этими двумя видамиинформации трудно провести четкое разграничение, может идти речь скорее опреимуществе одного из этих видов, что определяется конкретными условиями деятельностии взаимодействия.
Вещание является средством эмоциональноговлияния, которое стимулирует или тормозит действие определенного членагруппы. Эмоционально позитивное влияние (поощрение) и эмоционально негативноевлияние (наказание) регулируют общие действия партнеров. Это способствуетлучшему пониманию ситуативных целей, которое улучшает эффективность групповойдеятельности. Без применения коммуникативных категорий «одобрения» и«неодобрения» невозможна никакая координация совместной деятельности.
Акт вербальной коммуникации — этодиалог, который состоит из разговора и слушания. Умение говоритьявляется давним предметом исследования. Существует специальная наука — риторика,выкладывается специальная дисциплина — ораторское искусство. Но в современнойлитературе по вопросам общения большое внимание уделяется умению слушать. Результатыисследований показывают, что достаточными навыками умения слушать владеютнемного людей.И. Атватер указывает на то, что слушать очень трудно. Мы в первуюочередь заняты собственному вещание. Кроме того, если человек в процесседиалога замолчал" то еще не значат, что она слушает. Слушание — активныйпроцесс, который требует внимания. Но уточняя, оценивая или анализируяинформацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, чемпотому, что ей говорят. Особенно это оказывается в ситуациях конфликтногообщения.
В диалоге нас чаще интересуетто, понял ли нас другой, чем то, поняли ли мы его. Это деформирует процессобщения. Наилучшего метода избежать этого — нерефлексивное слушание. Сущностьего заключается в невмешательстве в язык собеседника (условно пассивноеслушание).
В зависимости от ситуации вовремя нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение,понимание с помощью минимальных ответов, которые помогают продлить беседу (репликитипа «да», «понимаю», «это интересно»). Такиенейтральные слова способствуют поддержке разговора, снимают напряжение.
Нерефлексивное слушаниецелесообразно применять в таких ситуациях.
1. Когда собеседник выражает своеотношение к какому-то событию. Психотерапевты применяют этот метод в началебеседы. Целесообразно использовать его в собеседовании во время приема наработу, когда нужно больше узнать о человеке, и при проведении переговоров.
2. В напряженных ситуациях,когда собеседник стремится обсудить наболевшие вопросы, когда он чувствует себяобиженным или разрешает важную проблему.
3. Кодов собеседнику трудновыкладывать свои проблемы.
4. Когда нужно сдержать эмоции вбеседе с человеком, которая занимает высокую должность.
Нерефлексивное слушание вряд лицелесообразно в ситуацииях, когда у собеседника не есть желание вести разговор;
когда наше желание слушать ипонять воспринимается как согласие, соучастие; когда этот метод противоречитинтересам собеседника и мешает ему самовыразиться.
Другой метод — рефлексивное слушания. Он заключается вналаживании обратной связи с собеседником для того, чтобы проконтролироватьточность восприятия информации. Иногда этот метод называют «активнымслушанием», поскольку он предусматривает более активное использованиевербальной коммуникации для подтверждения понимания информации. Методрефлексивного слушания помогает выяснить наше понимание услышанного для критикии уточнения.
Рефлексивноеслушание необходимо для эффективного общения в связи с ограничениями итрудностями, которые возникают в процессе общения. Какие это трудности?
Идет речь в первую очередь омногозначительности большинства слов. Иногда трудно выяснить, что конкретноимеет в виду человек, когда употребляет определенное слово. Не всегда ейудается выразить свое мнение так, чтобы ее правильно поняли. Уточнение можетпривести к обратному результату. Иногда люди начинают разговор ненепосредственно с проблемы, а из вступления, из которого трудно установитьконкретные намерения. Чем меньше человек уверен в себе, тем тяжелее ей раскрытьглавное. Все настоящее удостоверяет о потребности в умении слушать рефлексивно,то есть выяснять реальное содержание беседы. Выделяется четыре видарефлексивних ответов, которые используются во время беседы: выяснение,перефразирование, отображение чувств и резюмирование.
Выяснение — это обращениек собеседнику за уточнениями. Оно проводится с помощью «открытых» и«закрытых» вопросов. «Закрытые» вопросы требуют ответы типа«да» или нет". «Открытые» вынуждают дать развернутыйили уточняющая ответ. Целесообразнее пользоваться преимущественно «открытыми»вопросами, потому что «закрытые» переключают собеседника из позицииобъясняющей на позицию собственной защиты, а это может заострить конфликтную ситуацию.
Цель перефразирование — собственнаяформулировка услышанной информации, особенно когда информация кажется нампонятной. Собственная формулировка услышанного усиливает адекватностьсодержания беседы.
Отображение чувств акцентируетвнимание на эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к содержаниюбеседы. Хотя разница между чувствами и содержанием сообщения в известной мереотносительная и ее не всегда можно четко определить, но в случаях, когдасобеседник побаивается негативной оценки, он может скрывать свое отношение копределенным событиям, фактам.
Резюмирование являетсясмыслом применять во время длительных бесед, его функцией — подбить итогибеседы или совместить отдельные ее фрагменты в единственный смысловой контекст.
Рассматривая структурудиалогового общения, П. Мицич выделяет пять его стадий: начало беседы, передачиинформации, аргументация, нейтрализация, принятие решений. Этим стадиямотвечают пять основных принципов ведения деловых бесед: обратить вниманиесобеседника, пробудить у него заинтересованность, детально обосновать беседу,проявить интересы и устранить сомнения, воплотить интересы собеседника вокончательное решение.
В беседе мы выступаем «посредниками»между конкретной ситуацией и определенным человеком или группой. Потому нужноориентироваться как на собеседника, так и на ситуацию. Мы имеем и определенныецели относительно собеседника: объяснение (лекция, сообщение), стимулированиеинициативы; формирование или усиление определенного настроения. В соответствиис этим можно выделить такие виды бесед:
профессиональные беседы, когдарассматриваются специальные проблемы без влияния на чувство;
речи, цель которых, — достичьдоговоренности относительно общих действий в процессе информации и аргументации.Такие речи влияют как на чувство, так и на ум и волю. Особенным видом такихбесед являются дискуссии и дебаты;
выступления, которыекасаются определенного события (поздравительные речи, благодарности,вступительные слова).