Реферат по предмету "Психология"


Общая характеристика внутриличностного конфликта

Оглавление
Введение                                                                                                  3
1.  Понятие внутриличностногоконфликта                                          4
2. Основные виды внутриличностногоконфликта                               7
3.  Переживание как основавнутриличностного конфликта                         10
4.  Условия предупреждениявнутриличностных конфликтов             17
Заключение                                                                                             22
Список литературы                                                                                24

Введение
Научное изучениевнутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, чтофилософы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категорияморального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидноеотражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психикеи организме человека в результате переживания критических ситуаций давноразрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплензначительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностныхконфликтов.
Цель данной контрольнойработы:
— дать общуюхарактеристику внутриличностного конфликта.
Для реализациипоставленной цели задачи работы:
— рассмотреть понятиевнутриличностного конфликта;
— определить видывнутриличностных конфликтов;
— рассмотреть переживаниекак основу внутриличностного конфликта;
— проанализироватьусловия предупреждения внутриличностных конфликтов.

1. Понятиевнутриличностного конфликта
Проблемавнутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии.Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностныйконфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось врамках определенной психологической школы.
В концепции внутриличностногоконфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на егобиопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностногоконфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаиваетопределенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнгавнутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, т. е.он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностный конфликтанализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворениюжеланий и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей»,удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистическойпсихологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основеконфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности междуосознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течениежизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данногонаправления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает какнереализованную потребность человека в самоактуализации.
По К. Левинувнутриличностный конфликт — это ситуация, в которой на субъекта одновременнодействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, исубъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями;между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной иотрицательной тенденциями.
Сущностьювнутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла,является потеря смысла жизни.
Когнитивная психологиярассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л.Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее вситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний.Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личностьстремится устранить его.
В рамках бихевиоризмавнутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочноговоспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард)конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.
Интеракционизм прианализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликтаролей (А. Голднер).
Основатель концепциипсихосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличииострых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
В большинстве зарубежныхтеорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами,основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятиепсихологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностногоконфликта связывается с негативными переживаниями.
Среди отечественныхпсихологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Подвнутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивидасталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад вразвитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В.Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностныйконфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивови отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояниедлительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий междуразличными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такоепсихическое состояние является внутриличностным конфликтом.
По Н. Левитову внутреннийконфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживаниедушевного разлада.
В последние годывнутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю.Юрловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видовкритических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом).Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений,отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликтпротекает в форме особого «ценностного переживания». Показателемвнутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов ипринципов, которыми руководствовался в жизни субъект.[1]
Таким образом,внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание,вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающеепротиворечивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
В психологии выделяютпоказатели внутриличностного конфликта.
Когнитивная сфера:противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояниякак психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признаниеналичия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов,которыми субъект ранее руководствовался.
Эмоциональная сфера:психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера:снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенностидеятельностью; негативный эмоциональный фон общения. Интегральные показатели:нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.Как указывал B.C. Мерлин, длительная и устойчивая дезинтеграцияприспособительной деятельности — характеристика психологического конфликта.[2]
2. Основныевиды внутриличностного конфликта
В большинстветеоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностныхконфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты междупотребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. Винтеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизнипроисходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобыпостроить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которымможно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основойявляется ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферойпсихики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно онаотражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого выделяютследующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.
•  Мотивы,  отражающие стремления  личности  различного уровня (потребности, интересы, желания,влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
•   Ценности, воплощающиев себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного.Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те,которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимостиличность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Ядолжен»).
•  Самооценка,определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своихвозможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровняпритязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ееактивности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).[3]
В зависимости от того,какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт,выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1.  Мотивационныйконфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, вчастности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты междубессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и кбезопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическаядилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт.В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В.Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт междужеланием и долгом, между моральными принципами   и   личными  привязанностями   (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт междустремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых илиобщества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом   и   сомнением  в   необходимости   следовать   ему (Ф. Василюк, В. Франкл).
3.   Конфликтнереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликтмежду желаниями и действительностью,   которая   блокирует   их  удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, какони» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров).Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализациюжелания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить.Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью,физическими данными и способностями. К данному виду относятся ивнутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С.Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
4.  Ролевой конфликтвыражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализоватьнесколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи сразличным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнениюодной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностныеконфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликтпонимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушенияравновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — принарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликтмежду требованиями действительности и возможностями человека —профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностейличности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временнаянеготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6.  Конфликт неадекватнойсамооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности,требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение междупритязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человекавозникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М.Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты междузавышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова),между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, атакже между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успехи понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).[4]
Кроме того, выделяютневротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося«простого» внутриличностного конфликта. Более подробно сущность невротическогоконфликта будет рассмотрена далее.
3. Переживаниекак основа внутриличностного конфликта
Переживание личностьюсвоей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивостисобственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации,колебания самооценки, борьба мотивов — все это является полем внутриличностныхконфликтов. Однако существуют условия, которые способствуют их возникновению.Рассмотрим их более подробно.
Общепризнано, чтовнутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личностьокружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только попричине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можноразделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основеконфликта.
•    возникающие какрезультат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку,во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);
•     возникающие изпротиворечий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликтнеадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающейсреде.
Е. Донченко и Т.Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:
•  психологическоеравновесие внутреннего мира личности;
• нарушение равновесия,осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологическогодискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);
•  невозможностьреализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять своижизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненныйкризис).[5]
На каждом из этих уровнейвозможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит, от того, чточеловеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностямгрозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек таки не доходит, всю жизнь посвящая удовлетворению элементарных потребностей, живяпо схеме: поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть. Но нередкопротиворечие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Почему такпроисходит?
Оказывается, для тогочтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных иситуативных условий.
Среди личностных условийобычно называют наличие у индивида:
•  сложного внутреннегомира и актуализации этой сложности;
•  сложной и развитойиерархии потребностей и мотивов;
•   высокого уровняразвития чувств и ценностей;
•  сложно организованнойи развитой когнитивной структуры, способности индивида к самоанализу и саморефлексии.Ситуативные условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным,исследованы в работах В. Мерлина. Эти условия внешние и внутренние.
•   Внешние  условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активныхмотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится подугрозой: уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия дляудовлетворения мотивов и отношений личности; удовлетворение одних мотивов снеизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов;общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда оченьглубоких, например, стремления к сохранению жизни.
Внутренний конфликтвозникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенныевнутренние условия.
•   Внутренние  условия  конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности: этистороны должны быть значимыми; они должны иметь приблизительно равнуюзначимость для личности; личность осознает субъективную неразрешимостьситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не всостоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуациювыбора, эмоционально погружается в нее.
Переживание являетсяформой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процессего разрешения на субъективном уровне. Переживание является эмоциональноокрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта,относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональныехарактеристики.
Активационныехарактеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния.Наряду с активационными часто обращаются к эмоциональным составляющимпсихического состояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именнокак эмоциональное, с которым обычно отождествляется наличие тех или иныхпереживаний. Традиционность выделения эмоциональных характеристик состояниясвязана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъективнуюопределенность, тем самым делая его явлением, доступным непосредственному изучению.
Во внутриличностномконфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональнымнапряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений.Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психикечеловека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степеньудовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуетсясубъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По субъективному качествупсихоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуациинеудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональнымпереживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность,раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятноеэмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы ворганизме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержаниепсихоэмоционального напряжения составляют ситуации, условия и события,происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие кудовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности,социального взаимодействия и внутренней жизни человека.
Ф. Василюк рассматриваетпереживание как особую внутреннюю деятельность, внутреннюю работу, с помощьюкоторой человеку удается перенести те или иные… жизненные события…восстановить утраченное душевное равновесие, словом., справиться с критическойситуацией.
Автор выделяет четыретипа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностное и творческое. Длявнутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание.
Существуют два подтипаценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект еще не достигвысших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается изменением егоценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующиеценностям, отвергаются сознанием принципиально либо просто снижаются по иерархическомурангу, лишаясь своей значимости.
Ценностные переживаниявторого подтипа возможны на высших ступенях развития ценностного сознания.Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личность оказываетсячастью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смысл своейжизни.[6]
Таким образом,переживание внутриличностного конфликта отличается от других типов переживанийтем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в немвыражается осознание личностью трудности данной ситуации; выражает процессвыбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системыличности.
Внутриличностный конфликтможет иметь положительные и отрицательные последствия. Внутриличностныеконфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) идеструктивными (разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивным являетсяконфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структури минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивнопреодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизацииличностного развития.
Психологи В. Афонькова,Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, чтовнутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу нановые уровни функционирования.
Оптимальныйвнутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. Воснове совершения морального поступка находится «больная совесть», котораяпобуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшимморальным ценностям.
Индивид осознает себяличностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов.Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненныхотношений,  порождающих борьбу между ними. По мнению психолога А.Н. Леонтьева, иногдаэта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать,формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническаяличность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однакоиногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь обликчеловека.
Позитивно разрешенныеконфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения,независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильнойнаправленности личности. B.C. Мерлин считал, что психологические конфликтыиграют существенную роль в формировании новых черт характера и в кореннойперестройке личности.
Внутриличностный конфликтможет способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередьпомогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаютсяВнутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастаютв жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.
Длительныйвнутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности.  По мнениюрусского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся не может бытьактивным, в мире, не может быть воином, — он весь погружен в ослабляющее егосамораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бывоздействовать на мир… Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленнаяприспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояниесомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.
Длительные внутренниеконфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л.И. Божович,…человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличатьсянеуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиватьсясознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз течерты, которые как основополагающие входят в характеристику психологическизрелой личности.
Частые внутриличностныеконфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах,формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потересмысла жизни.
Острые внутриличностныеконфликты, как правило, приводят к деструкции существующих межличностныхотношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности,тревожности, раздражительности в общении. Особо следует остановиться на проблемеперерастания внутриличностного конфликта в невротический. Присущие конфликтупереживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимаютцентральное место в системе отношений личности. Человек не может изменитьконфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональныйвыход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизничеловека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективноенапряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышаетнеустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания,снижает продуктивность и самоконтроль. Классификация невротических конфликтов сучетом внутренних механизмов их развития дана В.Н. Мясищевым. Он описываетконфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.
Истерический типхарактеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкойобъективных условий или требований окружающих.
Обсессивно-психастеническийтип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственнымипотребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами иличными привязанностями.
Неврастенический типпредставляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышеннымитребованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокиетребования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
Таким образом,невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой средидругих» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства приневрозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе страха), проблемой «бытьсобой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или«Быть среди других» (при неврастении).
4.  Условияпредупреждения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека такустроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимальногопроцесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человекк ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не возникаютвнутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутреннихконфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками дляздоровья.
Зная причины и факторы,способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности ихпереживания, можно обосновать условия их предупреждения.
Для сохранениявнутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации какданность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто ик творчеству.
Большое значение имеетформирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своихделах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций,связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надостараться не быть человеком-«флюгером».
Однако постоянство,верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм,слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находитв себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в егонесостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будетпродуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реальнооценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.
Важно, уступая в мелочах,не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильныхустановок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.
Необходимо надеяться налучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненнаяситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни — важныйпоказатель психического здоровья человека.
Не быть рабом своихжеланий, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению своих желаний ипотребностей.
Необходимо учитьсяуправлять собой, своей психикой.   Особенно   это   относится   к управлениюэмоциональным состоянием.
Развитие волевых, качествво многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.  Именноволя, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельностии поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела,должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли вовнутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолетьсложности ситуации.
Постоянно уточнять икорректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции,вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежноприведет к возникновению внутриличностных конфликтов.
Предупреждению ролевых внутриличностныхконфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Онпредполагает выход за пределы чисто ролевого поведения с его шаблоннымиреакциями, с жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность— это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственногоморального творчества, «надситуативной» активности» личности.[7]
Необходимо стремиться ктому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей егодействительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная илизавышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себев чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватнодействительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобныйоценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.
Не копить проблемы,которые требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция«страуса с головой в песке» — далеко не лучший способ избегания трудностей, таккак в итоге человек вынужден (будет делать выбор, что чревато конфликтами.
Не стоит браться за всесразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный выход —создание приоритетов в реализуемых программах и выполняемых задачах. Сложныепроблемы лучше решать по частям. Стараться не лгать. Можно возразить, что нетлюдей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегдаесть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться отответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложьможет создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которыеповлекут переживания, актуализацию чувства вины.
Стараться  по-философски относиться  к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам.
Под разрешением(преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованностивнутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остротыпротиворечий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным идеструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликтадостигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новоеценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через:отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижениепроявлений негативных психологических и социально-психологических фактороввнутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональнойдеятельности.
Факторы конструктивногоразрешения внутриличностных конфликтов. В зависимости от индивидуальныххарактеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избираютсвои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления,другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции.Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам1 нет.Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальныхособенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий,конструктивное отношение к ним.
1.  Преодолениевнутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установокличности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
2.  Развитость волевыхкачеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов.Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуацияхволя, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренниежелания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требуетнаименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.
3. Способы разрешенияконфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента,различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности.Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либодействиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможностьв корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют надинамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скоростьпереживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность,направленность вовне или вовнутрь.
4.  На процесс разрешениявнутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенностиличности. С увеличением возраста Внутриличностные противоречия обретаюттипичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминаяпрожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренноетечение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенноанализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалосьнепреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один изпутей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.[8]
Различны способы выходаиз конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новымвнутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации.Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее вличностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновитьи как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склоннывозвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
Преодолениевнутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмовпсихологической защиты. Психологическая защита — нормальный, повседневноработающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развитияи научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации,механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в техслучаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях ихпереживания и выражения.
Некоторые исследователи считаютпсихологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта.Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее«собственную активность».
Заключение
В зарубежной иотечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта.Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось врамках определенной научной парадигмы. Внутри-личностный конфликт представляетсобой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структурвнутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, изадерживающее принятие решения. Выделяются показатели внутриличностногоконфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности.Интегральными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормальногомеханизма адаптации и усиление психологического стресса.
Основные видывнутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликтнереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватнойсамооценки.
Среди условийвозникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложноговнутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности ксамоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия,требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми,приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).
Переживаниевнутриличностного конфликта — особая форма активности личности, в которой осознаетсяпротиворечие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основойпереживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективноекачество и предметное содержание.
Внутренние конфликтымогут приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. Кпоследним относится возникновение невротического конфликта.
В современной наукесуицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности вусловиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Центральную роль ввозникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты,обусловленные спецификой трудовой деятельности, семейных отношений, связанные сасоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья илиматериально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностногоили внутриличностного конфликта. Непременным условием для этого служит особаяличностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состояниисправиться с актуальной проблемой.
Суицид относится к крайнедеструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структурасуицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных,аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общенияличности в условиях кризисной личностной ситуации. Ориентирами для определенияконкретных форм и приемов психотерапевтической коррекции суицидального поведенияявляются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя рядуровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.
Существует ряд условийпредупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие, как:наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость;оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями иэмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватностьсамооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношенияхи др. Под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованностикомпонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижениеостроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтоввлияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент,половозрастные особенности личности. Механизмами разрешения внутриличностныхконфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрицание, проекция,регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация,аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация,идентификация и фантазия.

Списоклитературы
1.        Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. -  551 с.
2.        Громова О.Н.Конфликтология. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. — 320 с.
3.        Дмитриев А.В.Конфликтология. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
4.        Ковешников Ю.Урегулирование конфликтов: творческий подход // Учительская газета. — 1996. — №31. — с.15.
5.        Конфликтология /Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.
6.        Практическаяпсихология/ Под ред. М.К. Тутушкиной. — СПб: Дидактика Плюс, 1998. — 336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.