Содержание
Введение
1.СУВАГ аппараты
2.Реабилитация детей со слуховыминарушениями
2.1 Диагностикотерапевтическаяпрограмма
2.2 Дошкольная программа
2.3 Методика
2.4 Терапевтические методы
2.5 Программа интеграции
3.Групповая работа с детьми снарушениями речи по верботональному методу
Заключение
Литература
Введение
Верботональныйметод реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации развил в 1950году профессор Petar Guberina, лингвист, специально занимавшийсяпроблемой восприятия речи. Главной особенностью метода является положение отом, что язык развивается из устной речи, и речь (будем использовать поочерёднотермины речь и устная речь) – общественное явление. Мы говорим, (т.е.используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем наопределённое явление. В этом смысле «значение» речи передаётся не тольколингвистическими, но также слуховыми и зрительными информациями, в ритме,интонации, громкости, темпе, паузах, напряжённости и жестах говорящего. Так,говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, чтоаудиовизуальная информация отражается на воспроизведение по мере восприятияречи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться. Исправляя его речь,мы одновременно исправляем и его восприятие.
Методикаверботонального метода соответствует моделям развития языка, которыеисследовались у нормально слышащих детей. До начала говорения ребёнок плачет,лепечет, воркует и воспроизводит звуки. Всё его тело участвует в создании ивосприятии звуков. Такая звуковая активность не только ответ на слуховыеощущения, но в большей степени это ответ на проприоцептивные ощущения.
Помере созревания ребёнка его игра собственным голосом становится всёсовершеннее. В это время ритм, интонация, ритмические двигательные активности,а также его вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения помогаютразвитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 912месяцев ребёнок уже научился использовать ритм и интонацию для придания словамразличного значения. Напр., когда он говорит «Мама», это может значить «Мама,иди сюда» или «Мама, не уходи», или «Мама, я не могу. Если не поспешишь с едой,я закричу». Мать начинает быстро распознавать эти сообщения.
Ритми интонация передают значение не только в детской речи, но и в устной речивзрослых. Если мы говорим «Мери вчера пришла домой» и акцентируем первое слово,нам не нужны другие слова, чтобы понять, что пришла Мери, а не кто-то другой.Если акцентируем слово «вчера», подразумеваем, что она пришла домой вчера, а нев другой день.
В1938 году Guberina подчёркивал важность ритма иинтонации в продукции и восприятии речи; кроме того, в результате своихисследований и практической деятельности он пришёл к выводу, что низкие частотыпередают ритм и интонацию речи. Уже в начале 50х Guberina начал использовать эти два принципав реабилитации глухих детей, у которых были остатки слуха только на низкихчастотах (Guberina, 1954). Он считал, что мозг лучшевсего будет функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, ккоторым ухо наиболее чувствительно. Кроме того, будет обогащён (термин Piaget) оптимальным стимулом, и современем, как и в результате упражнений, будет готов отвечать на всё болеесложные требования, т.е. на менее благоприятные стимулы.
Лишьв конце 50х в начале 60х и другие исследователи начали использовать усилениенизких частот в работе с другими детьми. Henk, Huizing,Taselaar (1958) пришли к выводу, что главное,что даёт улучшение разборчивости – это часть “частотной шкалы”, где слухнаиболее восприимчив. Позднее было сказано: “Эти результаты похожи наэксперименты Guberini» (Huizing, Taselaar, 1959).
В СШАDaniel Ling (1963, 64, 65) был одним из первых, кто использовал удетей слуховые остатки на низких частотах. После посещения Центраверботонального центра в Марселе в 1960 году он сказал, что у глухих детейхорошая речь, т.к. верботональные аппараты передают низкие частоты безискажений. В результате исследований Ling создал первый коммерческий слуховой аппарат с широким диапазоном ответана низких частотах. Позднее многие другие изготовители создали похожие слуховыеаппараты. Вопреки широкому употреблению слуховых аппаратов с низкими иливысокими частотными характеристиками разборчивой, ритмической речи убольшинства детей не было.
Амплификациясама по себе не является гарантией хорошей речи. Амплификация должнасопровождаться соответствующей аудитивной тренировкой (Rosenthal, Lang, Levitt,1975). За время верботональных занятий дети с нарушением слуха учатся говоритьи воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствуетразвитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушениями слуха воспринимаютречь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные ипроприоцептивные ощущения, а также через наушники. Дети учатся воспроизводить нормальныйритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируятелом движения и ритмические модели. Они развивают осмысленную речь, участвуя всозданных речевых ситуациях.
Нашацель – помочь им развить хорошие речевыекоммуникативные способности иинтегрировать их в массовую систему обучения. Верботональный метод, такимобразом, подчёркивает важность одновременного развития всех органов чувств, непредлагает изолировать отдельный вид восприятия, не преувеличивает роль какоголибо стимула или замену другим лингвистическим кодом. Он не является принципом«всеобщей коммуникации» в реабилитации лиц со слуховыми нарушениями, а подход«целостная сенсорика», который подчёркивает важность устной речи.
Хотямы и воспринимаем информацию через низкие частоты, мы должны различать звукиречи. Люди с нормальным слухом могут различать низкочастотные слова и звуки внизкочастотных областях, но не понимают высокочастотные слова. Однако они могутразличать высокочастотные звуки (как напр. и), если их пропустить черезнизкочастотную область (0,5 Гц300Гц, 600 или 1000Гц) и через одну высокочастотнуюобласть (32006400Гц). Уровень интенсивности для низкой области может бытьуровнем порога пациента, который обследуется, или немного выше порога (от0 до20 Дб СПЛ), в то время как высокая область может быть только вблизи уровняпорога обследуемого пациента. Это Guberina называет «дисконтинуированное слушание».
Другиеисследователи также подтвердили, что можно воспринимать речь черездисконтинуированную частотную область. Результаты Palve(1965) показывают, что слушающие понимают 18% слов,когда речь пропускают через 480660 Гц; они понимают 25%, когда пропускают через18002400 Гц; но когда пропускают через две области одновременно, слушающиепонимают 70% слов.
КогдаRosenthal, Lang i Levitt (1975) говорили о важности низких частот для лиц споражениями слуха, они также упомянули, что добавление одной области высокихчастот значительно улучшает разборчивость. Результаты Barbara Franklin (1969, 1973, 1975, 1980) подтверждают,что и люди с нормальным слухом, и люди с нарушениями слуха лучше понимают речьпри дисконтинуированной трансмиссии, чем на непрерывной широкой частотнойобласти. Кроме того, вышеупомянутые работы подтверждают наши исследования отом, что процент разборчивости речи при дисконтинуированной трансмиссии выше,чем сумма процентов разборчивости для отдельных индивидуальных областей.
Досих пор мы говорили о важности продукции речи, о низких частотах и одисконтинуированных частотных областях трансмиссии и восприятия речи. Упациента с поражением слуха есть ещё один перцептивный процесс, которыйпомогает ему понять и усвоить речь. При тренировке слушания на наиболеечувствительной частотной области (оптимальное слуховое поле пациента) онперцептивно обнаруживает в речевом сигнале знаки, отличающие один звук отдругого. Другими словами, когда пациент воспринимает речь через своёоптимальное слуховое поле, он может научиться распознавать все звуки речи, хотянекоторые акустические информации ослаблены. Центральная нервная системапринимает информации от всех органов чувств. Она отвечает за организацию этихинформаций, устраняя стимулы, которые создают кибернетический шум и выбирает тестимулы, которые оптимальны для её функционирования. Согласно верботональной теории,сенсорная информация подчинена функции речи. Мозг, таким образом, можнонатренировать структурировать информацию с помощью функциональной реабилитации.
1.Сувагаппараты
Вверботональном методе используются следующие аппараты: СУВАГ I, СУВАГ II, СУВАГ –лингва для работы в классе, СУВАГ – лингва дляиндивидуальной работы и слуховой аппарат Мини – СУВАГ. Функционированиеаппаратов и их характеристики описаны ниже.
СУВАГI аппарат используется ежедневно дляиндивидуальных занятий и для работы в классе, для 610ти детей с нарушениемслуха. Преподаватель выбирает, в каких условиях он будет работать; это можетбыть линейная стимуляция (0,5 – 20000 Гц) или низкопропускной фильтр (0,5 –300, 600, 1000, 2000 Гц). Преподаватель держит микрофон вблизи губ для того,чтобы звуковой сигнал был лучше, с меньшим количеством шума. Дети носят иливибраторы (СУВАГ вибар) на скставе руки, или наушники (КОСС К6). Аппаратысделаны так, что преподаватель и дети могут свободно двигаться.
СУВАГII– многоканальный фильтровой аппарат,используемый для индивидуальной терапии лиц с нарушениями слуха. В нём пятьнезависимых каналов: а) линейное пропускание частот (0,5 – 2000 Гц), б)низкопропускные фильтры, в) низкопоясные фильтры, г) высокопропускные фильтры,д) высоко ясные фильтры (с пикоом резонанса). У фильтров различные пограничныечастоты, различные наклонные приглушения и независимые потенциалы интенсивностидля каждого канала. Таким образом СУВАГ II даёт нам возможность использовать любую частотнуюхарактеристику. Терапевт выделяет те частоты, которые дают пациенту наилучшуюразборчивость речи (оптимальное слуховое поле ОСП). Во время слуховыхупражнений терапевт подбирает и те частоты, которые корригируют ошибкиперцепции у пациента.
СУВАГ– лингва для работыв классе – аппарат, который помогает в обучении иностранным языкам групп из1030 учеников. И этот аппарат может передавать частоты линейно (0,520000Гц), унего низкопропускной фильтр 320 Гц, высокопропускной – 3200 Гц, средние частотыс усилением на 500 Гц и на 4000 Гц. СУВАГ – лингва модифицирует предварительнозаписанные уроки иностранного языка, которые предъявляются классу черезвысококачественные рупоры.
С низкопропускным фильтром ученики слышат ритм иинтонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр добавляется для достижениябольшей напряжённости в произношении и восприятии. Когда учащиеся научатсяимитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние частоты дляразвития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейноеслушание готовит учащихся к каждодневным ситуациям.СУВАГ – лингва аппарат, используемый для индивидуальнойтерапии, представляет собой многофильтровой аппарат, похожий на СУВАГ II. В нём 7 независимых каналов,которые включают следующее: а) линейная трансмиссия частот (0,520000Гц), б)низкопропускной фильтр от320 Гц и ниже, в) высоко пропускной фильтр от 3200 Гци выше, г) 4 поясных фильтра. Каждый из которых переносит 1/3, ½ октавыи 1 октаву, а также широкий спектр центральных частот (8 – 8000 Гц).Низко и высокопропускнойфильтры используются так же, как СУВАГ – лингва аппарат для работы в классе.Поясные фильтры усиливают (фонемы) слоги, которые учащийся воспринимает. С этимаппаратом учащийся может произнести и воспринимать ритм и интонацию, а такжезвуки изучаемого языка. Аппарат используется для изучения иностранного языка ив реабилитации пациентов с нормальным слухом, у которых дефекты речи.
МиниСУВАГ – слуховой аппарат – переносной «телесный» аппарат, который можноиспользовать как аппарат для индивидуальной слуховой терапии, если ребёнокживёт далеко от какоголибо Центра или школы. Частотные характеристики аппаратасхожи с СУВАГом I (820000 Гц),может употребляться так, что акцентируются низкие частотные характеристики. Кэтому переносному слуховому аппарату можно подключить прибор (СУВАГ вибар) инаушники (КОСС К –6) или маленькие наушники слуховых аппаратов, одновременно.Особенно хорош аппарат для людей, которые не могут понимать речь черезвоздушную проводимость. Для таких пациентов вибратор может быть установлен насустав руки, а слушание по воздушной проводимости проводится позднее.
2.Реабилитациядетей со слуховыми нарушениями
2.1Диагностико –терапевтическая программа
Когда ответ ребёнка настандартной аудиометрии даёт основание предположить или подтверждает потерюслуха, ребёнка сразу включают в верботональную диагностикотерапевтическуюпрограмму. Цель этой программы – проверить способность ребёнка имитировать ритми интонацию, его мышечную координацию и посмотреть реакцию на амплификацию. Орезультатах и их значении разговаривают с родителями, объясняя программутерапии. Ребёнок затем включается в терапию с группой детей, у которых схожиедиагностические результаты.
2.2 Дошкольнаяпрограмма
Группы из 610 детей сослуховыми нарушениями занимаются от 3 до 5 часов ежедневно. Обычно начинают этупрограмму с 3х лет и остаются в ней минимум 3 года. Процент интегрированныхдетей увеличивается, если терапию начинают ранее, или, если продолжают терапиюещё несколько лет после 1го класса.
Руководитель группы ииндивидуальный терапевт несут ответственность за занятия ребёнка. Родители необязательно должны стать специалистамивоспитателями. Им рекомендуетсяотноситься к своим детям со слуховыми нарушениями так же, как и к нормальнослышащим детям. Однако, если родители хотят активнее участвовать, непрепятствуйте им. У такой дошкольной программы есть свои преимущества дляработающих родителей: 1) дети заняты длительный период в течении каждого дня, иродителям не нужно беспокоиться о транспорте и присмотре за ребёнком, как вслучае сеансов по 1 часу 3 раза в неделю; 2) затраты уменьшены, т.к. с детьмиработают в группах, а не по отдельности, 3) родители могут использовать своёвремя дома для остальных родительских обязанностей.
2.3Методика
УСУВАГ I аппарата для слуховых упражненийширокая частотная характеристика (0,520000Гц) или низкочастотная харктеристика(0,5 –300, 600, 1000, 2000 Гц) в зависимости от потребностей детей в группе.
Преподавательдержит микрофон вблизи губ, чтобы звуковой сигнал был как можно и без шума. Вовремя групповых сеансов дети, параллельно со слушанием, естественно помогаютсебе и зрительно, хотя не проводятся специальные упражнения для считывания сгуб. В начале терапии маленькие дети сидят на вибраторной доске, к которойподключены вибраторы (СУВАГ вибар) из аппарата СУВАГ I. Во время этой фазы дети использууют верхнюю часть тела для«активности движением». После привыкания ребёнка к ситуации и ответа на разныеактивности, вибратор ставят на сустав руки так, что ребёнок может свободнодвигаться. Если ребёнок реагирует на речь, которая передаётся воздушным путём,наряду с вибратором ему дают наушники КОСС К6 на оба уха.
Когдаребёнок в некоторой степени усвоил ритм и интонацию, терапевт пробует проверитьслуховое поле и исправить его перцептивные ошибки на СУВАГе II. И, наконец, СУВАГ II используется в индивидуальной работетаким же образом, как и для взрослых с нарушением слуха.
Маленькие,полностью глухие дети используют Мини СУВАГ слуховой аппарат, когда находятсядалеко от Центра. У этого индивидуального слухового аппарата схожая с СУВАГом I частотная характеристика, его можноиспользовать с вибратором и наушниками и маленькими наушниками слуховогоаппарата.
Длядетей, у которых средние и большие потери слуха, рекомендуется коммерческийслуховой аппарат в ранних фазах терапии, если они могут слушать и реагироватьна речь.
2.4Терапевтические методы
Занятияв группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этихзанятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм иинтонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчивополучают речевые стимуляции.
Детиусваивают коммуникативный аспект речи с помощью ситуативных игр, которыевызывают у них спонтанные физические и эмоциональные реакции. Дети учатсяиграть друг с другом и в группе. Они настолько заинтересовываются даннымизанятиями, что даже и трёхлетние «работают» и по 3 часа с перерывами. Итак,детям интересно учиться говорить, т.к. появляется нечто, что они хотят высказать.Они этому учатся в игре «фонетические ритмы», которая включает движение и ритмысчиталок.
Вестибулярныйаппарат важен для развития ритма и интонации речи. Движения стимулируют этоторган пространственного восприятия. Они помогают ребёнку развить запоминаниедвигательной координации. Также улучшают мышечный статус: используя иконтролируя мышечную напряжённость своег тела, ребёнок учится контролироватьнапряжённость речевой мускулатуры.
Напряжённостьв движениях соответствует или напряжённости интонации, или относительнойнапряжённости фонем. Напр., когда интонация повышается в ходе игры, движениястановятся напряжённее и противоположны состоянию расслабленности. Еслиинтонация снижается, напряжённость в движениях уменьшается, и двигательнаяактивность устремляется к состоянию покоя.
Помере развития естественной моторики ребёнок ощущает (СУВАГ вибар) и слышит (низкиечастоты через СУВАГ II) связныеречевые образцы. Чтобы облегчить ребёнку правильное восприятие, терапевт вначале использует звуки низкой и средней тональности в слогах… Если в терапию слишкомрано введём высокие звуки, ребёнок их будет неправильно воспринимать как звукинизких тональностей и получит неправильную информацию в двигательныхактивностях (ритмические стимуляции).
Здесьнеобходимо подчеркнуть, что терапевт контролирует стимуляцию речи в этихактивностях и опосредованно исправдять речь ребёнка. Если у ребёнканеправильная интонация, терапевт может изменить напряжённость в двигательнойактивности, изменить длительность или заменить один звук другим, отличающимсяпо высоте или напряжённости. Если ребёнок не точно произносит звуки, терапевтменяет ритм и интонацию, длительность или напряжённость в движении. Всё этовремя ребёнок не осознаёт, что терапевт исправляет его речь. Он продолжает игратьв различные “игры”.
Двигательныеактивности (ритмические стимуляции) применяются не только в игре, но и впридуманных ситуациях. Эти ситуации создаются для того, чтобы вызватьэмоциональные реакции (радость, печаль, удивление и т.д.) и соотвествующиефизические реакции детей и преподавателя. В начале преподаватель используетсловесный ответ. Ребёнок при этом учится связывать воспризводимые им ритм иинтонацию, он чувствует, слушает с пониманием. Дети узнают, что одно и то жевыражение (напр. “ох”) может варировать и иметь различное значение. Они учат,что интонация не только интересна, но и несёт информацию.
Когдаребёнок может произнести некоторые простые повторяющиеся слоги с правильнойинтонацией, вводится ритм считалки. В начале дети учат простые ритмы с низкимизвуками, как напр. “а, бу, ба, бу, бу, бу”, а по мере прогрессирования учатболее сложные ритмы и высокие слова, такие как “и шумят, шумят листья”. Детизапонимают двигательные образцы и радуются, воспроизводя ритмы, самостоятельноили в группе. Короткий период в течении дня выделен для слушания без аппарата.Групповой преподователь отводит каждого ребёнка на несколько минут в сторону,чтобы проверить его способность имитировать основные ритмы, когда он слушаетбез аппарата, на “голое ухо”, т.е. без амплификации, вибраций или считывания.Преподаватель это проделывает, говоря совсем близко к уху ребёнка, постепенноувеличивая расстояние. Это упражнение подготавливает ребёнка к использованиюритма и интонации ко времени получения слухового аппарата.
Каждыйребёнок приходит на индивидуальные слухоречевые упражнения от 15 до 30 минутежедневно. За это время преподавательреабилитатор уделяет ребёнку намногобольшевнимания, чем это может преподаватель в группе. Когда ребёнок готов носитьиндивидуальный слуховой аппарат, терапевт вводит Мини СУВАГ, учит пользоватьсяим и наблюдает прогрессирование ребёнка. В начале ребёнок использует СУВАГ I аппарат и СУВАГ вибар вибратор виндивидуальной работе так же, как и в группе. Когда усвоены ритм и интонация, иразвиты в определённой степени речь и слушание, реабилитатор пробует определитьоптимальное слуховое поле на аппарате СУВАГ II. Ко времени использования реабилитатором аппарата СУВАГ II в индивидуальной работе полностьюглухой ребёнок уже ведёт себя как ребёнок с нарушениями слуха, и в соответствиис этим проводится терапия.
Детиучатся читать и писать в последней фазе терапии, после того, как сформированаотносительно хорошая и разборчивая речь. Всё это похоже на путь детей снормальным слухом.
Результатыэтих долгих тренингов показывают, что у большинства детей качество и просодияречи приближаются к нормальной. Их речевые и языковые способности хорошие,часто, одинаковы в среднем, с их сверстниками с нормальным слухом, т.к. детивоспринимали и обучались речи в осмысленных речевых ситуациях.
2.5Программа интеграции
Цельверботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую системуобучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами.Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальныеречевые и социальные способности, включить в детский сад или в 1й класс школына сокращённое или полное время. Все эти дети продолжают заниматьсяиндивидуально по 2030 минут в день, чтобы сохранить речевые и слуховыеспособности и чтобы лучше адаптироваться в классе, где звуковой сигнал иззашума очень плох. По мере прогрессирования ребёнка сеансы могут быть реже иорганизовываться по необходимости.
Длядетей, которые не могут быть интегрированы в 6 или 7 лет, даётся специальнаяпрограмма восьмилетней школы как часть верботональной программы. В Центре СУВАГв Загребе дети продолжают основные верботональные занятия, описанные ранее, атакже занимаются по школьной программе для нормально слышащих детей в массовыхшколах..
Послепрохождения данной удлинённой верботональной программы, многие дети могут бытьинтегрированы между 712 годами. Другой способ интеграции детей – организацияшкольной программы так, что для детей с нарушнием слуха ежедневно проводятся от1,5 до 2 часов специальные упражнения, а остаток дня дети проводят со слышащимидетьми.такая группа должна работать по стандартной программе для дошкольников,которая включает многие активности и возможности для развития речевых икоммуникативных способностей. Для достижения наилучшего результата только одинили двое детей с нарушениями слуха могут быть включены в группу из 20 детей снормальным слухом. При таком подходе у детей с нарушениями слуха больше временидля общения с нормально слышащими сверстниками. Иногда и слышащие дети могутучаствовать в верботональных сеансах.
Самыетяжёлые для интеграции те дети, у которых имеются комбинированные нарушениянаряду с поражением слуха. У этих детей обычно имеются неврологическиеотклонения, что проявляется в их общей моторике и также в артикуляции. Для нихнеобходима интенсивная тренировка моторики с целью развития ритма и интонации.Время занятий обычно определено, а интеграция со слышащими детьми частоневозможна. Успех зависит от организации программы и от возможностиинтенсивности работы.
Резюмируя,можно сказать, что верботональный метод ставит акцент на интенсивной работе прииспользовании групповой и индивидуальной терапии. Дети с нарушениями слухаразвивают речь хорошего качества, хороший ритм и интонацию речи, т.к.используют амплификацию широких частотных областей и вибротактильные стимуляциив период, когда развивают эти способности. Они развивают разборчивую речь иязык, который им даёт возможность общаться с другими. Когда развита спонтаннаяречь, дети учатся читать и писать, как и остальные. Большинство таких детейлегко адаптируется к амплификации и использует свои слуховые способности дляобщения со «слышащей» средой.
3.Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу
Вдошкольном отделении РРЦ по слуху и речи г. Нерюнгри ведётся какиндивидуальная, так и фронтальная работа. Причём дети всё время занимаются наполу вместе с сурдопедагогом, поэтому педагог всегда в брюках. Это естественнодля ребёнка. Они много и свободно двигаются. Одна и та же тема отрабатывается ина фронтальных занятиях по развитию речи, и на индивидуальных занятиях, и нафонетической ритмике, и на занятиях музыкальной стимуляции.
Работаведётся в соответствии с обычным планом и планом реабилитации. Широко используетсядраматизация. Речевой материал даётся через игру.Всё делается для того, чтобыребёнок занимался с удовольствием, с желанием. Основная задача – научитьребёнка слушать и говорить. Научить пользоваться устной речью, чтобы они смоглинайти своё место в жизни. Важно внушить ребёнку уверенность в своих силах, ондолжен уважать себя, знать, что может достичь многого. Может быть, один ребёнокхорошо рисует, другой лепит, третий дальше всех прыгает и т.д.
Надоотметить эти успехи, что вызывает положительные эмоции, заставляет другихуважать этого ребёнка, даёт ему возможность поверить в себя. Глухой ребёноквидит, что хотя у него проблемы со слухом, но он превосходит слыша щих в другомвиде деятельности. Это поддерживает его, не позволяет чувствовать себя ущербным.
Наиболеетрудной задачей воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом являетсяформирование у него потребности говорить с другими людьми в естественной манере– устной речью.
Вдошкольном отделении основными задачами на все 4 года воспитания и обучениядетей с нарушениями слуха и речи являются:
- развитие слушания,
- развитие речи,
- воспитание и обучение.
Напервом и втором годах воспитания и обучения самое важное наладить контакт сребёнком, учить детей слышать звук. Не требовать от ребёнка ответа силой,достаточно, чтобы он ответил кивком головы, лепетом. Важно научить различать,есть звук или нет, слышит или не слышит. Здесь должны быть все вариантыслушания в разных ситуациях.
Работаведётся на слух (голое ухо). Используются барабан, бубен и другие предметы.Большие предметы издают низкие звуки, маленькие – высокие, Детям надо даватьили знакомить со всеми видами звуков – двигаем стол, бросаем предметы, трёмпредметы друг о друга и т.д. Сначала дети различают звучащие предметы из двухрезко отличных по звучанию. Потом из трёх предметов, когда научатся слушать, изатем из похожих по звучанию предметов. Наличие звука связывается с движением.Дети слышат звук барабана идут, нет звука – остановились. Они учатся слушатьпри разных видах движения – ползании, залезании, спрыгивании со стола и т.д., вразных положениях – вертятся, катятся по полу, прыгают, катаются в бочке.
Здесьрешаются эмоциональные и моторные проблемы, вызываются положительные эмоции.Педагог обязательно проделывает все движения вместе с детьми, как один из них,а не руководящий ими. Взаимное расположение в пространстве при общении сребёнком может придавать ему особую окраску, ребёнок заведомо меньше взрослого,поэтому самый распространённый вариант: вы очень маленькое существо, а над вамивозвышается ктото очень большой и сильный, Если педагог хочет лучшепочувствовать ребёнка, ему надо опуститься и сесть рядом, взять на руки.Находясь физически на уровне ребёнка, мы лучше видим и слышим его, нам удобнеек нему прикоснуться, мы можем лучше понять друг друга.
Прирасслаблении (дети лежат на коврике на спине ) педагог качает их за руки иноги, гладит их, берёт на руки, подкидывает. И обязательно все движениясопровождаются речью, доступной детям в этом возрасте: «А! О! Бум! Оп! Опа!» ит.д. Речь – это итог согласованной работы мышления, остаточного слуха,разнообразных движений. Если чтото в этой цепи повреждено, развитие речи будетсвоеобразным, нуждающимся в специальном педагогическом воздействии. Развитиедвижений – первый и необходимый шаг к развитию речи, движение – речь, затеммышление – речь, слух – речь. При движении дети вслушиваются в звук,развивается слуховое внимание. Дети подражают действиям педагога, имитируютживотных и движениями, и звукоподражаниями: «Авва, маумяу, бррцу, ааа» и т.д.
Развиваетсякоординация движений. Очень важны спонтанные движения. Дети не учатся, аиграют, но под незаметным управлением педагога. Действия педагога даютвозможность поддерживать и активизировать голосовые реакции детей, соотносить сдействием. Очень важно работать над вокалом, голосом при стимуляции движением:от вокала (гласных звуков) к логотомам (та, па и т.д.), а зетем к словам (тата, папа, мама, идёт, упал), к предложениям из двух слов (мама спит).
Всяэта работа ведётся не навязчиво. Специально дети не обучаются, а голос, речьвызываются спонтанно, естественно. В течение всего первого года обучения вразных ситуациях вызывается спонтанный хороший голос, а на его основе – хорошаясвязь.
Оченьважно развивать ритм и интонацию. Надо говорить больше. Дети даже не понимают,но слушают ритм считалки, песни. Развивается слуховое внимание, вызываетсяинтерес, а через интерес – концентрация внимания, при играх на вибродоске детиучатся имитировать голосом величину, например, собаки и т.д. Вызываемфонирование, а не физиологический крик (плач). Здесь важны творчество, выдумкапедагога. На основе фонации вызываются эмоции. Дети учатся слышать звук,ассоциировать с предметом свой голос и голос товарища. Это первая речь сосмысловой окраской. Речь активизируется в игре.
Необходимодоброжелательное, ровное отношение к детям, что отличает педагогов Центра СУВАГв г.Загребе. Это тоже один из основных принципов верботонального методаобучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи.
Оченьважны подвижные организованные игры, цель которых аффективное выражение детей –эмоций. Должно быть много эмоций, постоянно вызывающих спонтанный голос.Неважно, что сказал ребёнок. Важны на первом этапе эмоции. Ребёнок долженощущать себя, свои чувства, познавать себя, слушать себя и других в игре, вдвижении. Ребёнок должен почувствовать, что на его голос реагируют взрослые,что он несёт какуюто информацию. Надо стимулировать активность, желаниепроизносить звуки.
Всюжетно ролевых играх (дом – кухня, имитация жизни семьи, быта семьи – «делаю,как мама» и т.д.) дети изображают себя так, как ведут себя взрослые дома. Нужновсячески поощрять потребность ребёнка говорить, не торопить его, ждать. Уребёнка должно быть доверие к педагогу. Педагог должен быть очень эмоциональным, быть артистом. Надо давать ребёнку модели речи, а он будет повторять их.Необходимо давать ребёнку немного больше, чем он может на данном этапе взять.
Групповыезанятия проводятся на слух (на голое ухо), затем на вибродоске и со звукоусиливающейаппаратурой «СУВАГ1» и в наушниках, затем занятия со слуховыми аппаратами.Двигательной активности дети учатся не только в играх, но и в смысловых игровыхситуациях. Эти ситуации создаются педагогом, чтобы вызвать эмоции (радость,печаль, удивление ) и соответствующие физические реакции со стороны ребёнка ипедагога. Ребёнок, как бы развлекаясь, усваивает речевые модели языка, чтоочень важно.
Обязательнасвобода перемещения детей. Она сохраняется на протяжении всех лет обучения, ноформы организации перемещения меняются: свободное перемещение в пространстве –двигательная активность – приспособление своего тела к незнакомому пространству(предмету) – собственный выбор напарника в игре, работе – в действии, уменииработать коллективно в группе – деловое обсуждение – свободная ориентация впространстве.
Двигательнаяактивность – возможность свободно осваиваться в обстоятельствах являетсяосновой для полноценного восприятия окружающего мира. У ребёнка проявляетсяестественное стремление свободно передвигаться по помещению во время занятий.Он не должен быть прикован к постоянному месту. Нельзя требовать одинаковойвнешней формы поведения для всех детей. Это ведёт к исчезновению вариантностиповедения, обедняет детские впечатления, так как исключается разный подход кситуации, к предмету, к делу, т.е. ведёт к упрощению чувственного опыта.
Занятияпроводятся только с игрушками, без картинок. В конце первого года обученияможно вводить предметную картинку. Всё зависит от зрелости, от развития детей.Во время групповых занятий дети видят, осязают, слушают. Используются барабан идругие звучащие инструменты при усвоении новых понятий, например, «много – мало– нет». Специальных занятий по математике на первом году не проводится. Должнабыть постоянная смена видов деятельности на занятии, чтобы вызватьзаинтересованность детей и концентрировать внимание на слушание.
Главное,чтобы ребёнок понимал материал, мог найти его в окружающем мире. Он не называетпока цвет предмета, но может найти его в своём окружении. Дети должны многовидеть, ощущать, узнавать через тело, чувствовать. Не надо форсировать, если неможет ребёнок сказать. Главное, чтобы он набирался чувственного опыта,ощущений, познаний мира практически. Ребёнок много слушает – слушает, а навтором году и кажет, но это будет естественная потребность в речи. На первомгоду визуально не требуется речи, вернее, она выражается в основномзвукоподражаниями, вокализацией, лепетом. Педагог не должен объяснять, аорганизовывать, регулировать действия детей, поддерживая их активность.
Принятаконцентрическая система обучения. Темы повторяются, чем взрослее дети, тем ширеобъём материала, предложения расширяются, диалог богаче. От конкретного идём кабстрактному. На втором году изучается тоже самое, что и на первом году –окружающее, но более расширенно. Например, наблюдение за солнцем – «а!» Дождь –«папапа!» (повышение или понижение голоса в зависимости от силы дождя). Детикак бы сами побывали под дождиком, почувствовали его. Обязательна эмоциональнаяокраска всего увиденного, своё отношение к происходящему. Дети знакомятся совсеми помещениями детского отделения. Дети усваивают такие математическиепонятия, как «много – мало – один два». Счёт от 1 до 5. При этом пользуютсясенсорномоторным путём – слух, визуально, тактильно. Используются всеанализаторы. Позже на третьем или четвёртом годах обучения вводятсяматематические символы > и
Каждыйдень надо говорить о конкретном, развивать мышление детей, задаватьпричинноследственные вопросы, которые заставляют размышлять. А это диалог–диалог и ещё раз диалог. Глаголы употребляются в настоящем времени. Формаглагола, грамматика лучше всего усваиваются в диалогах. Это очень важно. Работаведётся и слухозрительно, и на слух. Дети всеми годами обучения подготовлены кэтому виду деятельности. Они накопили достаточно представлений и понятий. Онинаучились размышлять. Главное, чему должны научиться дети в дошкольном периоде –это размышлять, а не повторять, как попугаи, только при этом условии они смогутуспешно учиться в школе. Даже если они не умеют читать и писать, но у нихработает голова, они умеют мыслить, они быстро смогут освоить чтение и письмо.На групповых занятиях педагог не увлекается коррекцией произношения, так как удетей падает интерес к занятиям. Эта работа проводится на индивидуальныхслуховых занятиях и на фонетической ритмике.
Оченьважно научить детей не только понимать вопросы, но уметь задавать их друг другу,вести диалог с товарищем. Если на первых порах это вопросы: «Кто это? Что это?Что делает?», из частей речи только существительное и глагол, подлежащее исказуемое, то позднее появляются другие вопросы «Где? У кого? Почему? Зачем?».Ответы более распространённые. На четвёртом году обучения дети должны ужесказать такую фразу «Медведь – дикое животное». В его речи присутствуютприлагательные, наречия, предлоги, местоимения. От простого предложения – ксложному. Из психологии известно, что изучение предметов окружающего мирастановится полнее и глубже, если оно производится в сравнении с другимипредметами. Сравнение даёт возможность найти сходство и различие междуизучаемыми объектами. Нахождение общего в различном и различного в сходномпредставляет собой важный способ познания окружающего мира. Сравнение естьоснова всякого понимания, всякого мышления. Всё в мире мы узнаём не иначе, какчерез сравнение. Глухому ребёнку важно помочь видеть предмет во всём егосвоеобразии и находить сходство с другими предметами, надо научить егопроцессам сравнения, используя все органы чувств в комплексе.
Напротяжении 3го и 4го года обучения – самый важный предмет – родной язык(развитие речи), затем математика и окружающий мир. На вибродоске занятия непроводятся. Вибратор используется по мере необходимости, если у детей нарушеныритм и интонация. Используется один вибратор или вибратор+ наушники.
Осуществляютсявсе виды деятельности, что и в первый, и второй годы обучения, над развитиемспонтанного голоса, имитации.
Групповыезанятия занимают 80% времени детей. Во время занятий основное вниманиеуделяется развитию ритмических и интонационных моделей разговорного языканормальным голосом. Дети постоянно получают речевую стимуляцию.
Оченьинтересны упражнения для развития мыслительных операций: сравнения, выявленияпротиворечий, необходимых функций объекта. Например: «Дождь – это хорошо илиплохо? Что хорошо, а что плохо, когда идёт дождь? и т.д. Ребёнок учитсяконтролировать напряжение речевых мышц. Во время верботонального обученияглухие дети учатся одновременно и воспринимать речь, и говорить. Детям снарушениями слуха и речи помогают воспринимать речь вибраторы, которыестимулируют их вестибуляторные, осязательные и проперцептивные чувства инаушники. Дети учатся произносить нормальные ритмические и интонационные моделинормальным голосом. Развивается осмысленная речь при участии детей в диалогах.
Всеспециалисты работают в тесном контакте с основным педагогом по программегрупповых занятий, на речевом материале группы. Не нужно, чтобы дети на каждомзанятии получали много разных новых понятий. Поэтому и достигаются хорошиерезультаты в реабилитации детей. Педагоги обмениваются дидактическимматериалом.
Критерииоценивания работы первого и второго годов обучения:
1. Длительная речь с микрофоном.
2. Контроль над своим голосом…Стимуляция звуком нормального голоса.
3. Умение различать силу голоса (звука):громкий – слабый.
4. Длительное слуховое внимание.
5. Интерес к звукам. Произносимыми ими.
6. Различение звучащих предметов иинтерес к ним.
7. Распознавание голосов детей в группеи голоса педагога. (Аудитивная перцепция). Хороший спонтанный природный голос.
8. Наличие всех фаз развития, как унормального ребёнка:
· физиологический крик (боль, радостьот щекотки и т.д.);
· поэтическая предрасположенность,внутренняя гармония, комфортное состояние (гуление, удовольствие);
· аффективное эмоциональное выражение(злость, бешенство, удивление, смех). Внутренняя экспрессия, разрядканапряжения;
· игра органами речи (микромоторика),артикулирование гласных – спонтанно. Дети слушают себя. Глухому ребёнку надопомочь пройти эти стадии развития.
Результаты4х лет обучения:
Детинаучились слушать, с удовольствием носят слуховой аппарат, в речи употребляютпредложения. Все звуки поставлены, но не все могут быть автоматизированы.Главное, чтобы они могли сказать предложение в ритме и интонации, в диалоге.Дети понимают вопросы, умеют вести диалог, имеют достаточную память, умеютзадавать вопросы. Бывает, что дети имеют чистую звуковку, но не понимают, о чёмидёт речь. Для массовой школы важна не чистая звуковка, а способность ребёнкамыслить.
Верботональныйметод обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи – основной длявсех детей дошкольного и школьного стационара. Полностью исключеноиспользование дактильной и жестовой речи.
Заключение
Верботональнаясистема – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточногослухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальныхвозможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развиваетсяречь пациента – это является основным в верботональной системе обучения.Основным и принципиально важным принципом верботонального метода обучения ивоспитания детей с нарушением слуха и речи является то, что в первую очередьвоздействует непосредственно на мозг через слуховой анализатор. Головной мозгбудет функционировать лучше, если получит сначала слуховой стимул, для которогоухо является самым чувствительным, а уже во вторую очередь – через зрение идругие анализаторы. Мозг будет обогащаться. Поэтому так важна слуховаятренировка, развитие слухового восприятия.
ЦНСполучает информацию от всех органов чувств. Она отвечает за организацию этихинформаций, выбирает те стимулы, которые оптимальны для её функционирования.Согласно верботональной теории, сенсорная информация подчинена функции речи.Мозг, таким образом, можно натренировать, структуризовать инормацию с помощьюфункциональной реабилитациии.
Верботональныйметод подчёркивает важность одновременного развития всех органов чувств, непредлагает изолировать отдельный вид восприятия, не преувеличивает ролькакоголибо стимула. Подход «целостная сенсорика» подчёркивает важность устнойречи, т.е. использование всех возможностей глухого. Верботональная система впротивоположность другим теориям начинает с самого человека. В центре вниманиявесь человек, диапозон его возможностей, воспитание глухого ребёнка наположительных эмоциях, доброжелательное отношение к нему – необходимое условиереабилитации по верботональному методу. Задача сурдопедагогов реабилитаторов ивсех специалистов (медиков, социологов, психологов и др.), работающих в тесномконтакте, помочь ему обнаружить и развивать хорошие речевые коммуникативныеспособности и интегрировать их в массовую систему обучения.
Верботональныйметод ставит акцент на интенсивной работе при использовании групповой ииндивидуальной реабилитации. У детей развивается разборчивая речь, которая даётвозможность общаться с другими. Большинство таких детей достаточно легкоадаптируется в окружающей среде и использует свои слуховые способности дляобщения со слышащей средой.
Литература
1. Монография № 13.«Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в комуникации».
· Dr. Carl W. Asp профессораудиалогии Университет в Теннесси Ноксвилл, Теннисси.
· Dr. Petar Guberina профессор психолингвистикиУниверситет в Загребе. Загреб, Хорватия.
· Соавтор: Dr.MihovilPansini профессор аудиологии Медицинскийфакультет Загреб, Хорватия. Поликлиника для реабилитации слушания и речи«СУВАГ», Загреб 1988 г.
2. «Оздоровление детей – инвалидов»Якутск 1999г. Материалы Республиканской научно – практической конференции:«Современные подходы в организации реабилитации и оздоровления детей, детей –инвалидов в условиях Севера». Статья Г.В.Головиной – гл.специалиста попедагогике РРЦ по слуху и речи, г. Нерюнгри.
3. Материал 3го международногосимпозиума по верботональной системе. Югославия г.Загреб 1991г.