Реферат по предмету "Психология"


Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский УниверситетКурсовая работа
тема: Нравственное развитие, ценностии мировоззрение в юности Караганда– 2008
Введение
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., которыйопределяется как история «формирования и развития личности в определенномобществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстникаопределенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы,связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., — накладываютсяна возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее времянекоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например,преддошкольное, дошкольное и школьное детство»2.
Развитие личности как процесс «социализации индивида»осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения,в определенных социально – политических, экономических условиях региона,страны, национальных традициях того народа, представителем которого онявляется. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазежизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития каксвоеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.
Психологически подростковый возраст исключительно сложен ипротиворечив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальноевнимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большойфактический материал о психологических особенностях подростков, проведеныисследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков,особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельностиподростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие[1].
Отечественные психологи, оценивая важность вышеназванныхпроблем, сходятся в том, что психика индивида – прижизненное онтогенетическоеобразование – развивается в процессе сложного взаимодействия биологических исоциальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-историческиеусловия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей иобщения с другими людьми. Эти положения впервые были выдвинуты и обоснованыЛ.С. Выготским. Возрастная периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным,позволяет, характеризуя подростковый возраст, акцентировать внимание не нафизическом развитии организма, а на появлении психических новообразований,обусловленных сменой и развитием ведущих типов деятельности.
Однако в подростковом возрасте основной трудностью впроявлении социальной компетентности становится свойственное данному возрастунеумение правильно соотнести свои возможности и притязания с реальнымирезультатами деятельности, общения. Довольно часто подростки демонстрируютнеадекватные реакции на неуспех в достижении целей, сопровождающиеся чувствомэмоционального неблагополучия. Это обнаруживается в упорном игнорированиинеудач при взаимодействии с другими, в чрезмерной настойчивости и нежеланииснизить собственные притязания в том или ином виде социальной деятельности.Такие реакции у подростка, как правило, связаны с полным отрицанием мысли отом, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, в низком уровне его социальнойкомпетентности; со стремлением обвинить в своих неудачах кого-то другого илиссылкой на объективные обстоятельства, с чувством обиды и восприятием ситуациикак несправедливой. Подобный комплекс переживаний и действий подростка приводитк возникновению «аффекта неадекватности».
Данное обстоятельство актуализирует необходимостьуглубленного изучения особенностей нравственного развития, условий развитияобъективного отношения растущего человека к себе и другим, к результатам своейсоциальной деятельности и поведения в социуме.
Таким образом, целью данной курсовой работы является описание нравственногоразвития, ценностей и мировоззрения в юности.
/>Глава 1. Юность, её характерныепсихологические особенности
Юность — период жизни после отрочества до взрослости(возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь отнеуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость додействительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема выборажизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию поотношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другимлюдям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человексознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь»,«достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категорииостро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазондобра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазонеот прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого. Юностьстремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении,падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, котороесвойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши идля всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовногороста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественнымдобродетелям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа.Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческихценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоитсознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы иценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того,на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов илжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни,при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для негоприемлемой и, следовательно, единственно правильной.
Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своегоместа в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всегосущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовнойжизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того,именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другомуполу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убежденияи уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность — периоджизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть кдругому человеку.
Юность — период, когда молодой человек продолжаетрефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близкихпо крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, коголюбил, кто был ответствен за него, в детстве и отрочестве. Это уже неподростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных,стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыномили дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушкавозвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.
Юность — период, когда молодой человек ценит своирефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, егодевушка, все человечество. Юноша и девушка — каждый сам по себе стремятся кидентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. Вэтом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого онаиндивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе еепереживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие — поверхностные эмоции.Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себямолодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно онрешает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решениипроблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начавсознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путьсовершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — этодуховный рост через идентификацию с идеалом, а у других — выбор для подражанияантигероя и связанные с этим последствия развития личности.
Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии своюускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым — ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружитьмолодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.
Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинаетреально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют емувнешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовитьвстречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такуювнутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.
В этот период жизни человек решает, в какойпоследовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и всамой жизни.
В юности получает новое развитие механизмидентификации-обособления.
Именно в юности обостряются способности к вчувствованию всостояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои.Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своихпроявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцанияприроды и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства.Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременноранимее.
В то же время именно в юности обостряется потребность кобособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних иблизких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобысохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другимипозволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном ирациональном уровне общения.
Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, невыходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая издетства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рожденияличности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности.Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственныепереживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — холодногоанализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодогочеловека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этоммире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму,становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться кдуховному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новыхнравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодымилюдьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности крефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.
В юности человек стремится к самоопределению как личность икак человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность.Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юностинекоторая часть Молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящейдеятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние надругих и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстатьперед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежныхспоров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.[2]
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второгорождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимоститесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приноситсильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количествопроблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости,для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения,юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные,непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, черезглубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению вновой ипостаси — теперь уже в качестве взрослого, способногопроидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принятьих как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себепостоянство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себене только «независимость», но и понимание необходимости зависимости — ведьличность несет в себе бытие общественных отношений.
/>Глава 2. Концепциидуховно-нравственного развития молодёжи/> 2.1Необходимость духовно-нравственного развития молодёжи
Если общество рассматривать как единый организм, то молодёжьв нем выполняет, прежде всего, функцию регенерации этого организма, то есть засчет нее происходит восстановление утраченных и деградировавших частей.Процессы регенерации — основа общественного бессмертия. Известно, чтопродолжительность жизни каждого человека зависит от уровня егодуховно-нравственного развития (которое в свою очередь определяет уровень егоматериальной жизни) и уровня физического здоровья. То же справедливо иотносительно общества в целом. Высокий уровень духовно-нравственного здоровьяобщества обеспечивает его конкурентоспособность в мире, а значит ивыживаемость.
Прежде чем молодой человек займёт очередное освободившеесяместо в структуре общества, он должен приобрести должное качество, необходимоедля обеспечения общественной функциональности. То есть он должен достичьопределенного духовно-нравственного уровня развития. Только тогда в полной мересможет выполнить свою восстановительную функцию.
Именно здесь заложено то диалектическое противоречие, котороеявляется объективным источником развития молодежи. С одной стороны, естьпотребность занять освободившееся место в общественной жизни, с другой — нетспособности это сделать. Для разрешения противоречия требуется изменение хотябы одной из сторон. То есть молодежь должна либо сбежать от общества, что онаиногда и делает, ударяясь в бродяжничество или наркотический угар, либозаняться наработкой необходимого духовно-нравственного уровня. Первый путьразрешения противоречия, конечно, легче. Но он слишком рискован, и потомуинстинкт самосохранения чаще всего заставляет молодого человека сделать выбор всторону второго пути. [3]
Функция дальнейшего общественного развития тоже в какой-то мерележит на молодежи. Потому что молодежь — это тот слой населения, который, какправило, имеет наивысшие потребности, и ее потребности становятся стимуломразвития, как для нее самой, так и для общества в целом.
Забота об уровне духовно-нравственного развития и физическогоздоровья каждого молодого человека — это задача непременно каждого членаобщества. Ибо, в конечном счете, он заботится о той среде, в которой будет житьон сам и его наследники.
Необходимость духовно-нравственного развития личности носитобъективный характер. Человек вынужден развиваться, поскольку развиваетсяреальный мир вокруг него. /> 2.2Сущность нравственности
Нравственность есть некий порядок, который обеспечиваетвзаимосвязь духовного и материального. Это та инструкция, которая позволяетдуховную суть человека перевести в материальную. Но сама по себе нравственностьбез наличия первоначального духовного (мыслительно-чувственного) процессанепродуктивна. Она превращается в пустой ритуал. Это одно и то же, что крещениебез веры.
Итак, духовное не противостоит материальному, а лишьпредваряет его. Противоположностью же понятия «духовный» будетпонятие «бездуховный». К такому выводу мы пришли согласно главнойонтологической дихотомии (разделение бытия), которая делит мироздание на двечасти: наличие и отсутствие. Аналогично противоположностью любви будет ееотсутствие (равнодушие). Противоположностью ненависти ее отсутствие(равнодушие). Таким образом мы получаем интересную круговую диаграмму духовныхсостояний:
В центре круга — ноль, ровная душа, равнодушие. Если провестивертикальную прямую через центр, то это будет граница нравственности, слева откоторой спектр нравственных духовных состояний (святой дух), а справа — безнравственных духовных состояний (злой дух). Величина развития как тех, так идругих состояний практически не имеет границ, то есть мы имеем «плюс»и «минус» бесконечности с центром в виде ноля.
Переход из плюса в минус или наоборот возможен только черезноль. Это значит, чтодуша, полная ненависти не сможет любить, пока не обретет спокойное, ровноесостояние. И только потом ей откроются прелести любви. Впрочем, из ноля онавовсе необязательно двинется в сторону любви. Душа может выбрать любоенаправление, в том числе и опять в спектр минуса, если другая сторона непредставит ему привлекательной альтернативы.
Приведенная дихотомия позволяет сделать два вывода.Во-первых, тому, кто уже находится в отрицательном спектре бесполезноживописать прелести нравственного поведения. Его можно убедить лишь впагубности безнравственности. И наоборот, те, кто не ведал греха, не поймутгрешника, пока, по крайней мере, не перестанут его осуждать, не обретут ровноесостояние по отношению к нему.
Второй выводзаключается в том, что обществу необходимо постоянно иметь как можно большеобразцов нравственного поведения, чтобы результаты их деятельности моглислужить для членов общества убедительным примером.
Общество, не провозгласившее никакой нравственной идеологии,никакой общенациональной объединительной идеи, обрекает своих граждан на ееиндивидуальные поиски. Отсутствие нравственных качеств будет обрести гораздолегче, чем их наличие. И поскольку в природе повсеместно действует принципдиссипации энергии (экономии затрат), то общество рискует получить криминальнуюсреду.
/>2.3 Аспекты духовно-нравственногоразвития личности в юности
Структурное многообразие, то есть системность, являетсяспособом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Подструктурой понимаетсясовокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включаетсяобщая организация элементов, их пространственное расположение, связи междуэтапами развития. Качество системы определяется как элементами, так ивзаимосвязью между ними. Наличие не только внешних, но и внутреннихвзаимосвязей говорит о целостной системе. С точки зрения такого подхода ивыделены следующие аспекты понятия духовно-нравственного развития. Эти аспектырассматриваются как части единого целостного понятия, с необходимостьюзаключающие в себе специфичность целостности. [4]
Индивидуальный аспект
Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьмасущественное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личностиоткрывает новые мыслительные способности у человека, формирует новыечувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка,которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворениябиологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления иразрушения, появляется радость созидания.
Процесс созидания не свойственен биологическому миру,обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а,следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, аживотные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человекукак биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этотпроцесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуютсянекоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенныйуровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствуетформированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств иделает, в конце концов, из человека как биологического существа — личность, авпоследствии — творческую личность.
Радость созидания заключается в получении полезного илижелаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимостиот внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебематериальное начало. Радость созидания заключается в осознании своегоприближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится болееразнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, такимобразом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья,которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.
Содержательную суть духовного можно сформулировать какпотенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания иобразования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишаетоснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможностьдуховно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческаядействительность подтверждает данный вывод.
Общественный аспект
Общественный аспект духовно-нравственного развития возникаетв связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личноедуховно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченнойчеловеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становитсябессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процессобязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл неосознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного ибессмысленного существования человека просто не может быть.
Смысловое содержание приобретает общественная формасуществования человека. Общество для него начинает выступать не только какнеисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общуюбездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом,оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет самообщество.
В итоге общественное существование наполняет смысломиндивидуальное пребывание человека на земле. Сотрудничая с обществом, онначинает проявлять общественное сознание, которое материализуется в егообщественно-полезном труде. Участвуя в общем деле, человек ощущает своёбессмертие.
Теологический аспект
Невозможно не рассматривать теологический аспект при анализепонятия духовно-нравственное развитие. Потому что теологическое сознание — этосерьёзная объективная реальность, которая имеет тысячелетние традиции инеоднократно доказала свою выживаемость. Причем, выживаемость религиозныхинститутов зависела от той картины мироздания, которую та или иная концессияпредлагала общественному сознанию. Одни теории получали широчайшеераспространение и жили тысячелетиями, другим удавалось просуществовать недолгоили иметь в своих рядах лишь немногочисленных поклонников.
Осмысление мира человеком начинается с детских лет, поэтомудаже в эпоху самого что ни на есть развитого научного познания инаучно-технического прогресса концессионная картина мироздания с еесмыслосодержанием жизни всегда будет иметь отклик в душе человека. Но, так какодной из основных задач любого духовно-нравственного развития являетсяформирование как можно более объективной картины мира, столь необходимой длявыживаемости, то со временем человек начинает доверять также и своему опыту изнаниям. По мере роста духовно-нравственного развития личности теологическийфактор дополняется другими формами, составляющими сознание индивидуума, вплотьдо того, что само теологическое сознание из чисто духовного превращается вчасть национальной культуры и выступает как национальный идентификационныйфактор.
Трудно себе представить русского мусульманина или католика. Русскиеи православие это стало уже единой сутью. А с религией в каждой нации связаныцелые пласты народной культуры и искусства. Таким образом, теологический фактороказывает огромное влияние на индивидуальное и общественное сознание. Каждаянация определяет смысл жизни человека и общества в целом на земле именно врамках своей ведущей концессии.
Человек, приобщённый к ведущей концессии своей нации,становится более приемлем для общества, равно как и общество для негостановится более понятным, предсказуемым, безопасным. Поэтому наряду с другимиаспектами теологический аспект должен иметь своё место в духовно-нравственномразвитии молодёжи. [5]
/>/>Глава 3.Формирование мировоззрения и ценностей в юности/>/>юностьмолодежь субкультура нравственный3.1Самоопределение и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяютсяконкретными социальнымиобстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой егопозиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей,что во многом определяет новое содержание его сознания.
Сначала у подростка возникает интерес к собственномувнутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углублениесамопознания, что в раннем юношеском возрасте приводит к становлениюотносительно устойчивого представлении о себе как цельной, отличной от другихличности. Именно на основании такого представления о себе к 16-17 годамвозникает особое личностное новообразование, которое можно обозначить термином«самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуетсявосприятием себя членом общества и конкретизируется в новой, общественнозначимой позиции. Самосознание, как любое сложное психологическое образование,представляет собой неразрывное единство трех сторон – когнитивной (самопознание),эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной. Переход от подросткового краннему юношескому возрасту в сфере самосознания характеризуется как периодразвития и углубления рефлексивных и интегративных процессов.
Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественныеотношения, новые формы взаимосвязи, общения, пытается осознать их характер,самоопределяется. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизньюгруппы резко увеличивается число и объем его обязанностей. Однако изменение места,занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе необеспечивает формирования его личности, а характеризует лишь достигнутуюступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяются развитиемдеятельности, создающей новую структуру отношений.[6]
Важнейшим моментом новой социальной позиции подросткаоказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формированиисамооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе ксобственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств.Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личностиявляются существенной характеристикой любого подростка (независимо от его полаи темперамента).
Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке,самоутверждении и самосовершенствовании возникает не из пустого любопытства иповерхностного влечения к самоуглублению и является не бесцельным самокопанием,а потребностью проанализировать свои достоинства и недостатки и понять, что всобственных поступках и целях правильно и что неправильно, чего следуетдобиваться и от чего воздерживаться.
Основной психологический «механизм» резкого измененияповедения в подростковом возрасте схематично можно представить следующимобразом. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и ихвлиянием на ЦНС, с бурным физическим развитием, приводит к повышениюактивности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятныеусловия для возникновения у него ощущения взрослости, самостоятельности. Однакона данном этапе психического развития ребенок еще не может быть полностьюсамостоятельным и ощущать свою социальную компетентность. Возникает одно изосновных противоречий этого возраста – между возросшим ощущениемсамостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка. Какпроисходит разрешение этого противоречия и как оно отражается на внешнемповедении детей? Личность, как известно, проявляется в конкретных поступках.Следовательно, для демонстрации самостоятельности надо совершатьсамостоятельные поступки. Однако, чтобы поступать самостоятельно, надо бытьотносительно независимым от непосредственного социального окружения, надовладеть механизмами личностной саморегуляции. Налицо кризисная ситуация,которую подросток стремится преодолеть. Главная трудность в данном случаезаключается в обретении отсутствующей у подростка внутренней уверенности всебе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способнымпоступать самостоятельно и компетентно (в одних случаях отстаивая правотувопреки сопротивлению окружающих, а в других – спокойно, без упрямства принимаяих требования и нормы социума). У подростков есть несколько возможностей дляощущения собственной компетентности. Одна из них – развитие своей личности пообразцу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазахребенка обладает самостоятельностью и компетентностью. Поэтому первое, к чемустремится ребенок подросткового возраста, – это показать себе и окружающим, чтоон уже не ребенок. Чтобы решиться на самостоятельные поступки, ребенокнепроизвольно убеждает себя, что имеет на это право, так как он уже взрослый./> 3.2Формирование общественной направленности личности
Известно, что потребность быть взрослым является основнойпотребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормыповедения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем вбольшей степени он будет «считывать» реально действующие нормы, чемпропагандируемые или институциональные.
Стремление к независимости у подростка внутренне связано сего большой зависимостью от личностных влияний окружающих. Последнееобъясняется тем, что чувство взрослости порождает определенное отношение ксебе, а оно, как всякое внутреннее отношение, складывается под влиянием внешнихотношений, отношения других людей к данной личности. Поэтому подросток озабочентем, что о нем подумают окружающие его люди, и активно ищет такую среду,которая позволила бы ему почувствовать и продемонстрировать своюкомпетентность. Это во многом будет зависеть от варианта социальной ориентацииподростка. Назовем некоторые из них[7]:
1) низкийуровень социальной зрелости, проявляющийся в ориентации подростков на взрослыхлюдей, которые и задают для них нормы (как просоциальные, так антисоциальные);
2) достаточновысокий уровень социальной зрелости, выражающийся в ориентации подростков наобщество и нахождении ими своего места в нем через принадлежность копределенной когорте. Следуя главным образом когортной норме, они ощущают связьс обществом. Однако подростки скованы возрастными рамками, что ограничиваетдиапазон их социальной ориентации;
3) выходза рамки когорты и осознание связи с определенной социальной группой.Внекогортная принадлежность позволяет таким подросткам проявлять высокуюактивность в социальной деятельности различного характера наравне со взрослыми.
Таким образом, социально ответственная деятельностьподростков максимально отвечает их потребностям, способствуя социальномусозреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Однако всовременных условиях сфера социального функционирования подростков крайнесужена. Кроме того, препятствием на пути развития социальной взрослостиподростков и формирования их социальной компетентности является долгосохраняющееся отношение взрослых к подростку как ребенку. Оно противоречитпредставлениям подростка о степени его собственной взрослости, его претензиямна новые, «взрослые» права и является дополнительным источником различныхконфликтов и трудностей во взаимоотношениях со «взрослым» социумом. Необходиморасширить права подростка, сферу его социального функционирования и изменитьтип отношения к нему в кругу контактирующих с ним взрослых с тем, чтобы создатьусловия для проявления его реальной общественной активности. Кроме того,общение взрослого с ребенком может быть перспективным в плане формирования социальнойкомпетентности, если учитывать потребность подростка в анализе мотивовповедения человека, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех илииных поступков, при соблюдении или нарушении определенных социальных норм.Поэтому в общении с подростками взрослым следует не столько декларироватьнормативные требования, сколько помогать им анализировать возможные вариантыповедения человека в ситуациях социального взаимодействия.
Такой подход отвечает потребностям данного возрастногопериода и в определенной степени обеспечивает формирование социальнойкомпетентности подростка, поскольку уровень и содержание социальнойдеятельности, широта и характер общественных отношений, в которые он включен,определяют принятие личностных норм и выбор того или иного варианта поведения всоциуме. Расширение пространства социальных интересов подростка, формированиеобщественной направленности личности приводят его к осознанию возможностиучастия в жизни общества. Подросток реально вступает в значительно расширяющиесяобщественные отношения, включается в новые формы взаимосвязей, общения,пытается понять их характер и самоопределиться. Усложняются и расширяютсясвязи, складывающиеся у подростка с товарищами в классе, школе, детскихобъединениях, формируется критическое отношение к себе и другим. Стремление кболее полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей уподростка выражается в определенном отношении к различным областямсамореализации, в попытке занять активную жизненную позицию и показать своеотношение к социуму.[8]/>3.3 Молодёжная субкультура каксистема ценностей
У современной молодежиотдых и досуг — ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд какважнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависитудовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежнойсубкультуре. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций,обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре,надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении,преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежнаясубкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступаютнеформальные подростковые группы.
В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежныегруппы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства:70% их участников составили юноши, 30% — девушки.
“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннееодиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие квзрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потомучто “не знал, как жить дальше”.
Наиболее распространенными способами проведения свободноговремени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитаютсмотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленноеученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых ссистемой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие вприключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственныхстремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместоее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства отдействительности, а также стремление походить на взрослых является употреблениенаркотиков.
Достаточно великочисло тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, какотмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько обискусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовойкультуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другуподростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причемродители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно нижесамих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить,что упал интерес кполитическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связанос деятельностью средств массовой информации.
Результаты крупного психолого-социального исследования«Подросток 2000», проведенного в 1997 г. среди 20 тыс. подростков Москвы,позволяют обозначить проблемные зоны в адаптации современных подростков кусловиям социума[9]. Одна изпроблем связана с несформированностью у современных подростков таких ценностей,как активная деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценка ролисобственной социальной активности свидетельствует о недостаточнойответственности и нежелании брать ее на себя (что, как уже отмечалось, входит впротиворечие с основными потребностями и психическими новообразованиямивозраста), без чего невозможно быть компетентным. Отвержение ценноститворчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразныевыходы из сложившихся обстоятельств. Следовательно, подростки нуждаются впозитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию иответственного поведения.
Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике указывает навзаимосвязь возраста подростков и конфликтной проблематики. Наиболееактуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следуетназвать проблемы формирования уверенности подростков в себе, адекватнойсамооценки, стрессоустойчивости, построения дальнейшей жизненной перспективы ипрофессионального самоопределения.
Сравнительное изучение жизненной перспективы 969восьмиклассников и 625 десятиклассников Киева, проведённое И.Е. Головахой,показало, что достаточно определённые представления о своём будущем и о срокахосуществления событий, с которыми они связывают свои долговременные жизненныецели, имеются уже у восьмиклассников, к 10 классу это цели только уточняются.Однако в содержании планов существует ряд противоречий.
В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональнойдеятельностью и семьёй, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфереобразования, социального продвижения и материального благополучия их притязаниязачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этомвысокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется стольже высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание большеполучать и иметь не сочетается с психологической готовностью к более трудному,квалифицированному и производительному труду.
Обращает на себя внимание также недостаточная конкретностьпрофессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оцениваяпоследовательность своих будущихжизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы,приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмернооптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушкиожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши,проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемамбудущей самостоятельной жизни.
Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников,по данным Е.И.Головахи, — недостаточная самостоятельность и готовность ксамоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как вопределённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объектыкажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспективарисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшеебудущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастнымиособенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.
Такую картину рисуют московские психологи (И.В. Дубровина идр.,1987,1988). Общий уровень личных и социальных притязаний обследуемых имиучащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как испособность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархиюценностных ориентаций обнаружила только треть обследованных. У остальныхони либо недостаточнодифференцированы, либо недостаточно устойчивы. 39% старшеклассников ещё неопределили своего отношения к основным ценностям окружающего мира, и этосказывается на их жизненных планах. Мотивация, связанная с будущейпрофессиональной деятельностью и учёбой, выражена у старшеклассниковзначительно слабее, чем мотивы самоутверждения и общения.
Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники,оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываютсяложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые людииспытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо тогочтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются ксомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себяотдавать занятиям литературой»).Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именнотаким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчуробщо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). Впервом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы еёреализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняетнеобходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…
Итак, наибольшаятрудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называетсяближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватываетнепосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая-долгосрочные жизненные планы.
/>Заключение
Юность — чрезвычайно значимый период в жизни человека.Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истиннойвзрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путьсвоего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место средилюдей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной периодюности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии идуховности. Прожив этот период, выросший человек может остаться впсихологическом статусе подростка.
Юность — период жизни человека, размещенный онтогенетическимежду отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходитстановление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путьонтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от нихсоциально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активномунравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность кусвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
Идентификация — обособление в юности имеет свою специфику:юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастныхпериодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, сживотными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации иотчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности ивозможной неудержимой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшейстепени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человекпогружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходитвосхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, ноименно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубинбесчеловечности.
/>Список использованной литературы
1.  Абрамова Г. С. Возрастная психология:Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
2.  Асеев В.Г. Возрастная психология. –Иркутск, 1989.
3.  Боссарт А.Б. Парадоксы возраста иливоспитания. М.: Просвещение, 1991.
4.  Вейнвальд Н. И. «Психологияличности». – М., 1987.
5.  Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли поразному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: Институт практической психологии, 1996,
6.  Дубровина И.В. Формирование личностив переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.
7.  Здравомыслов А.Г. Потребности.Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
8.  Кон И.О. Психология ранней юности:Книга для учителя. М.,1989.
9.  Кон И.О. Психология старшеклассника.М., 1982.
10.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,
11.  Леви В. Нестандартный ребенок. М.:Знание, 1989.
12.  Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание.Личность». – М., 1982.
13.  Маркова А.К. Психологияпрофессионализма. М.,1996.
14.  Марченко Л. Подростковых лидероввозьмут на учет. // Площадь Свободы, от 19 марта 1999 г.,
15.  Подросток на перекрестке эпох //Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Подред. С.В. Кривцовой. М., 1997.
16.  Ремшмидт X. Подростковый и юношескийвозраст. М., 1994.
17.  Ремшмидт Х. Подростковый и юношескийвозраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
18.  Руководство практического психолога:Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.
19.  Талызина Н.Ф. Педагогическаяпсихология. М.,1998.
20.  Токомбаева Н.У. Роль социальной нормыв личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миромвзрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.
21.  Чевозерова Г. Философский аспектконцепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000
22.  Шахова И. П. Самоактуализациясовременных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии.1996. №1. С. 43-46.
23.  Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. – М., 1995.
24.  Фельдштейн Д.И. Психологияразвивающейся личности. – М.,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.