--PAGE_BREAK--
1.3. Занятие рисованием, как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников
.
Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми.
Этим вопросом занимались такие педагоги, как Л.Р.Болотина, С.П.Баранова, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и многие другие
Занятия – это основная форма организации обучения изобразительной деятельности в детском саду, которое проводится в постоянно установленное время, является обязательным для всех детей, обеспечивает последовательное и целенаправленное выполнение программы обучения детей дошкольного возраста. ( 2, 237. )
В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное. Анализ научно-методической литературы позволил выделить типы и виды занятий. Г.Г.Григорьева, в своих исследованиях определила типы занятий по характеру ведущих доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформированных в задачах
следующим образом:
— занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения и повторению пройденного материала;
-занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
-занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Разные типы занятий были выделены для решения проблемы обучения, которое ориентировано на развитие самостоятельности, творчества. Таким образом. В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуется цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. Однако личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому творческие занятию могут быть не только заключительными в системе работы, но предшествовать всем остальным.
Т.С.Комарова в своих трудах определила, что занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критериев выделения. Так по содержания изображения можно выделить предметное, сюжетное, декоративное. Каждому из них свойственны свои задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.
· Предметное – грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционально соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.
· Сюжетное. Основная цель – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
· Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям своей красочностью, простотой композиции. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
В своих исследованиях Н.Б.Халезова занятия определяет так:
-По способу изображения различают рисование по представлению, по памяти и с натуры.
-По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»).
-По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения ); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.
В процессе обучения совместная деятельность воспитателя и ребенка осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились три формы организации обучения:
Индивидуальная форма. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения материала, особенностей психических процессов. Эти занятия не являются основной формой обучения, так как неэкономичны во времени. Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы.
Групповая форма обученияпредполагает, что занятия проводятся с подгруппой детей. Для этого группа распределяется на подгруппы не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Фронтальные занятия. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.
Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В настоящее время появились еще два вида занятий: комплексные и интегрированные. Современный энциклопедический словарь дает нам такое определение понятий:
Интеграция –понятие, означающее составление связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. Процесс сближения и связи наук.
Комплекс – совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений.
Отталкиваясь от этих определений, можно сделать вывод, что в комплексных занятиях одновременно решается несколько дидактических задач. В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала к одной теме. В интегрированных же занятиях происходит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных искусств и видов деятельности ( трудовая, речевая, ознакомление с окружающим миром, экспериментирование и так далее), объединение знаний из нескольких областей, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий гораздо шире, чем комплексных занятий, они более сложны по насыщенности, требуют серьезной и систематической предварительной работы. Таким образом, интегрированые занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но с способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослым. ( 32 ).
Занятия рисованием обогащают внутренний мир ребенка, развивает умение видеть прекрасное в жизни. Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Выразительность детского рисунка зависит во многом от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции изображаемого героя или игрушки. Освоение техники самостоятельная и важная задача. Техника, по образному выражению П.П.Чистякова – это язык художника.
Техника рисования художниками рассматривается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыком, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. ( 20 )
Рисование в детском саду, по мнению В.Б.Косминской, направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Положительный факт популяризации рисования – это его всеобщая доступность, безопасность, невысокая затратность, нетребовательность к инвентарю и инструментам. Рисовать можно при помощи чего угодно, на чем угодно и где. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, углем, свечой и многим другим. Инструментом для рисования может выступать даже пальчик руки самого ребенка. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. В первые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М.Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» по программе «ТРИЗ» — теории решения изобретательских задач. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Вот некоторые из них:
Техника
Содержание
1.Монотипия
Краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло, потом прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
2. волшебный рисунок
Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.
3.Кляксография
На лист бумаги наносится клякса, определяется на что похоже, и дорисовываются недостающие части. Можно приподнять и наклонить лист бумаги, растекшейся краской создать изображение.
4.Точечный рисунок
Весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.
5.Рисование по мокрой бумаге
Лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.
6.Мозаика
Нарисовать на бумаге контур будущей композиции,
Взять цветную бумагу и разорвать на мелкие кусочки, затем при помощи клейстера(клея) приклеить разноцветные кусочки бумаги в контур, можно сделать «резанную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а нарезаются ножницами.
7.Набрызг
Необходимо взять зубную щетку, нож и краску, затем налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в ней щетку, наклонить щетку над бумагой и проводить по ворсу ножом по направлению к себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия являются неотъемлемой частью педагогического процесса, основной формой получения новых знаний и закрепления уже известных. Занятия способствуют лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности, отсюда можно сделать вывод, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют наибольшему развитию художественно-творческих способностей детей.
Глава 2.
Опыт развития художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой рисования живописными материалами
2.1 Анализ состояния педагогических условий ДОУ.
В данной главе мы раскрываем содержание опытно-экспериментальной работы, направленное на определение педагогических условий развития художественно-творческих способностей, диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного детского сада.
Исследование прошло на базе МДОУ № 178 «Россияночка» г.Архангельска. Занятия по рисованию (включая занятия по знакомству детей с искусством ) в ДОУ проводит воспитатель. Перспективное планирование ДОУ на 2007 – 2008 учебный год предусматривает решение годовых задач, направленных на развитие физических и нравственных качеств детей, активизацию словаря посредством ознакомления детей с живой и неживой природой.
Работа проводилась в IIIэтапа:
1) Диагностико-проектировочный этап целью которого было изучение условий, созданных в ДОУ для развития художественно-творческих способностей, определение уровней развития их у детей.
2) Преобразующий этап — Целью данного этапа является разработка и внедрение серии занятий с использованием нетрадиционных техник.
3) Аналитико-обобщающий этап.
В ходе Iэтапа – диагностико-проектировочного, проведена исследовательская работа с детьми подготовительной группы № 4 «Тюльпанчик», которая включила 22 ребенка. Из них была сформирована экспериментальная группа:
1) Алина Ш. 5)Влада С. 9)Катя Р.
2)Алина Х. 6)Борис П. 10) Настя В.
3)Даша Р. 7)Вероника Ш. 11) Коля Б.
4)Вадим М. 8)Оля Р. 12) Света К.
Экспериментальная работа диагностико-проектировочного этапа включила 3 блока.
Блоки Цели
Анализ планирования воспитательно-образо-
Изучение условий, созданных в ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей.
Обследование детей.
Наблюдение самостоятельной деятельнос-
-ти детей.
-Наблюдение участия детей в занятиях по
рисованию, проводимые воспитателем
— Занятие на тему «Рисуем без кисточки».
Детям предоставляется возможность создать рисунок, используя разнообразные изобразительные материалы и инструменты.
Определение уровня художественно-творческих способностей детей.
Высокий Критерий
Средний
Низкий
Творческие действия Техника рисования
1) Алина Ш.
Основой преобразующего этапа эксперимента стал цикл занятий, проведенных с экспериментальной группой детей.
Тема занятия
Задачи
Результаты
1) «Золотая рыбка»
( Приложение № 4 )
— Учить детей рисовать золотую рыбку, используя нетрадиционную технику рисования «Волшебный рисунок» (рисование свечой ). Формировать творческий замысел.
— Развивать творческую фантазию и чувство цвета.
— Воспитывать эстетический вкус.
А – 70%
Б – 30%
В – 0%
2) «Лети, ракета, звездам!»
( Приложение № 5 )
— Учить детей рисовать космоческое пространство, использую нетрадиционную технику создания фона с помощью целлофанового пакета.
— развивать воображение и творчество.
— Воспитывать самостоятельность, инициативу.
А – 70%
Б – 30%
В – 0%
3) «Жар – птица»
( Приложение № 6)
— Учить детей рисовать сказочную птицу, используя нетрадиционную технику «Пальчиковая живопись».
— Развивать творческий замысел, умение пользоваться различными цветами и оттенками.
— Воспитывать эстетический вкус.
А – 70%
Б – 30%
В – 0%
4) «Первый букет»
( Приложение № 7)
-Учить детей рисовать первый букет из листьев, используя нетрадиционную технику рисования оттиск.
— Формировать художественно-творческие способности детей.
— Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
А – 40%
Б – 40%
В – 20%
5) «Приключение Кляксы»
( Приложение № 7)
— Учить детей создавать пейзаж, используя интеграцию нетрадиционных техник «По-сырому», «Кляксография».
-Формировать и развивать творческий замысел и фантазию, закреплять композиционные умения.
— Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к своей работе.
А – 80%
Б – 20%
В – 0%
6) «Бабочки летают»
( Приложение № 9)
— Учить детей изображать красивых бабочек, используя нетрадиционную технику «Монотипия». Вызвать интерес к созданию коллективной работы.
— Формировать и развивать творческий замысел и фантазию, закреплять композиционные умения
— Воспитывать эстетический вкус.
А – 40%
Б – 40%
В – 20%
7) итоговое занятие
« Морское царство» — Учить детей передавать в рисунке
красоту морского дна, используя
(Приложение № 10) интеграцию техник «Пальчиковая
живопись», рисование пробкой, ри-
-сование гелевыми ручками, рисова- А – 90%
-ние по стеклу. Б — 10%
— Закреплять знания о соотве- В — 0%
-тсвующих цветах.
— Воспитывать положительное
отношение к своей работе.
Условные обозначения:
А — справились Б – испытали трудности В – не справились
Для создания благоприятных условий развития самостоятельной деятельности детей в группе № 4 «Тюльпанчик», уголок для рисования был обогащен разнообразными материалами и инструментами, изготовлены дидактические игры, направленные на развитие образного представления, воображения, чувства цвета, композиции.
В ходе экспериментальной работы была составлена картотека новинок литературы по изобразительной деятельности и проведена консультация для педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник как средство развития творческих способностей», в ходе которой воспитатели получили информацию и рекомендации по приобретению новинок методической литературы.
Таким образом, в ходе преобразующего этапа, наблюдались тенденции повышения интереса у воспитателей и детей к рисованию нетрадиционными техниками, а именно:
— дети проявили большую заинтересованность к занятиям с использованием нетрадиционных техник рисования. Рисовали с настроением, творчески.
— обновление и пополнение уголка для рисования повысило активность детей в самостоятельной изобразительной деятельности.
2.3 Динамика формирования творческих способностей в процессе занятия рисованием живописными материалами.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Целью данного параграфа является подтверждение гипотезы исследования, выявление изменений уровня развития художественно-творческих способностей детей, возникших при создании комплекса взаимосвязанных педагогических условий.
Завершающим этапом экспиремента стало проведенное итоговое занятие на тему «Морское царство». Индивидуальные диаграммы отражают выявленные результаты. Аналогичное занятие было проведено с детьми подготовительной группы № 2 «Незабудка», с целью контроля, основная задача заключалась в сравнении успешности формирования творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник, в личностном росте каждого участника эксперимента.
Творческие действия Техника рисования
1) Алина Ш.
1 2
2) Алина Х.
1 1
7
3 4 2
3)Даша Р.
4)Вадим М.
1 1
7 2
4 2
3
5 4 3
5) Влада С.
6)Борис П.
1
7 2
7)Вероника Ш.
1 1
2
6 3
5 4 3
8)Оля Р.
9)Катя Р.
7 2
3 4 2
10) Настя В.
2
3 2
4
11)Коля Б.
12)Света К.
Общая диаграмма
Положительная динамика формирования изобразительных навыков и умений наблюдалась у всей экспериментальной группы.
Показатели группы № 4 «Тюльпанчик»
Творческие действия
критерии
уровни
1
2
3
4
5
6
7
Высокий
40%
30%
40%
30%
50%
30%
30%
Средний
30%
50%
40%
60%
40%
30%
60%
Низкий
30%
20%
20%
10%
10%
40%
10%
Техника рисования
критерии
уровни
1
2
3
4
Высокий
20%
40%
30%
30%
Средний
60%
40%
60%
60%
Низкий
20%
20%
10%
10%
Показатели группы № 2 «Незабудка»
Творческие действия
критерии
уровни
1
2
3
4
5
6
7
Высокий
30%
25%
25%
15%
15%
10%
25%
Средний
40%
45%
35%
75%
60%
20%
50%
Низкий
30%
30%
40%
10%
25%
70%
25%
Техника рисования
критерии
уровни
1
2
3
4
Высокий
20%
15%
10%
15%
Средний
60%
55%
25%
40%
Низкий
20%
30%
65%
45%
Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на определение влияния нетрадиционных техник в развитии творческих способностей позволили сделать вывод, что серия занятий оказала существенное значение в их формировании. Необходимые условия предметно-развивающей среды обеспечивают непрерывное развитие творческих способностей как в группе детского сада, так и в самостоятельной деятельности детей.
Благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе практического эксперимента, дети освоили различные нетрадиционные техники, научились применять их интеграцию, повысился уровень сформированости художественно-творческих способностей.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Изучение и анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы выявили необходимость организованного продуманного процесса обучения рисованию, в частности использования нетрадиционных техник рисования живописными материалами, как важного условия развития детского изобразительного творчества.
Разные подходы к пониманию сущности понятия способности позволяют обозначить его как сложную синтетическую особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Таким образом, способности это качество личности, которое развивается из природных задатков, находящихся в скрытом (потенциальном) виде до тех пор, пока человек не начнет заниматься какой либо конкретной деятельностью. Исходя из данного тезиса, можно сказать, что учебный процесс заключает в себе неисчерпаемые возможности для развития творческих способностей обучающегося, т.к. предполагает активное вовлечение личности в конкретную деятельность, в которой и будут развиваться природные задатки, перерастая в способности.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее не используемых деталей, по- новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
В основе детского творчества лежат психические процессы восприятие, образное представление, мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней. Обучение рассматривается как предпосылка, необходимый предшествующий творчеству этап.
Исследователи разных лет придавали большое значение детскому рисованию, отмечая, что каждый из его видов и типов несет элемент творчества. Одним из составляющих специального руководства изобразительным творчеством дошкольников является формирование технических навыков и умений, в частности обучение нетрадиционным техникам рисования.
Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии на динамику сформированности художественно-творческих способностей, комплексного воздействия всех педагогических условий:
-Готовности педагога к работе, направленной на обучение детей нетрадиционным техникам работы живописными материалами.
-Создание художественно-эстетической среды, способствующей развитию интереса к изобразительному творчеству.
-Использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие навыков и умений работы в нетрадиционных техниках рисования живописными материалами.
-Включение детей в активную творческую изобразительную деятельность на занятиях и вне их.
Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, что использование нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами с детьми старшего дошкольного возраста оказывает влияние на развитие творческих способностей. Также решены поставленные задачи, реализована цель исследования.
Литература
1) Басин Е.Я. Психология творчества. – М., Знание.1985.
2) Баранова С.П., Болотина Р.С., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика – М., Академия – 240 с.
3) Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., Республика. 1993 – 383с.
4) Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. – 1982. № 11.с. 32 – 38.
5) Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение. 1974.
6) Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск, проблемы, находки. Сост. Баженова И.Н. – М., Педагогика. 1987. – 554с.
7) Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб. Детство – Пресс.2003.144 с.
8) Выгодский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. Союз. 1997.
9) Галанова А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. ТЦ Сфера. 1999.
10) Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. Академия, 1998. 272 с.
11)Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. Академия, 2000.344 с.
12) Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Гурович Т.И., Ноткина Н.А. и др. / под ред. Бабаевой Т.И. СПб. Акцидент, 1995. 288 с.
13) Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: обучение дошкольников рисованию. М. Ювента, 2002. 200 с.
14) Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. Дошкольное воспитание, 1967 № 12. С.54 – 58.
15) Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз – дидактика. 2006. 192 с.
16) Кириенко В.И.Психология к изобразительной деятельности. М. 1959.
17) Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности.М. 2002.
18) Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Волгоград. Учитель. 2005. 78 с.
19) Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет / под ред. Комаровой Т.С. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
20) Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: 1994.
21) Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание. 1990 № 6.
22) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез. 2005.96 с.
23) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М.: 1990.
24) Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина.1995.160 с.
25) Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детском дошкольном учреждении. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002. 320 с.
26) Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение. 1985. 225 с.
27) Крылов Е. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание. 1992. № 7, 8.
28) Лагунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М. 1970.
29) Лилов Е.С. Природа художественного творчества.1983.345 с.
30) Лыкова И.А. Цветные ладошки. Старшая группа. Подготовительная группа.2007.
31) Максимов Ю.В. Родник творчества. М. 1989.
32) Мерзлякова С.И. Комплексные и интегрированные занятия. Музыкальный руководитель 2008. № 3.
33) Мясищев В.Н. О связи способностей и склонностей. Ленинград. 1962.
34) Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос. 1995.
35) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ. 1994.928 с.
36) Парфеева С.В. Обучение детей рисованию. М.: Просвещение. 1972. 72 с.
37) Платон «Пир». Общая ред. Лосевой А.Ф. Мысль.1999. 528 с.
38) Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. 2003
39) Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение. 1965.213 с.
40) Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном учреждении. М.: Скрипторий. 2004. 112 с.
41) Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Обнинск. 40 с.
42) Теплов Б.М. Христоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 1981.
43) Философский словарь / под ред. Флоровой И.Т. 4 – е издание. М.: Политиздат. 1987. 445 с.
44) Христоматия по психологии. Под ред. Петровского А.П. М.: Просвещение. 1974.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы развития художественного творчества дошкольников.
1.1. Сущность понятия художественно-творческие
способности……………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
творческих способностей……………………………………….10
1.3. Занятие рисованием, как средство развития
художественно-творческих способностей дошкольников……15
2. Опыт развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техники рисования живописными материалами.
2.1. Анализ состояния педагогических условий ДОУ…………….22
2.2. Система работы, направленная на развитие
художественно-творческих способностей
детей ……………………………………………………………….34.
2.3. Динамика развития творческих способностей в процессе занятия рисованием живописными материалами……………………….38
Заключение…………………………………………………………………..45
Литература……………………………………………………………………47
Приложение………………………………………………………………….52
Приложение № 1.
Оценочный лист
«Создание условий для развития творческих способностей в группе детского сада»
№
Элементы предметно-развивающей среды
Наличие
Отсутствие
1
Наличие метод. литературы у воспитателей по изобразительной деятельности
2
Наличие в группе наглядного материала(картин, иллюстраций )т.д.
3
Материалы и инструменты для рисования нетрадиционными техниками рисования.( пробки, ватные палочки, свечи и т.д.)
4
Бумага для рисования разная по форме и структуре.
5
Цветные карандаши ( по коробке на каждого ребенка).
6
Краски (гуашь, акварель).
7
Палитра для смешения красок.
8
Кисти.
9
Место для просыхания рисунков
10
Салфетки, баночки для воды, тряпочки.
11
Простые карандаши и ластик.
Приложение № 2.
Оценочный лист.
«Анализ планирования воспитательно-образовательной работы».
Направления воспитательно-образовательной работы
наличие
отсутствие
1. Общие вопросы
1.1 Эстетика оформление
1.2. Общие вопросы (режимы, сетка занятий, сведения о индивидуальных особенностях детей)
2. Планирование занятий по ИЗО
2.1. Программное содержание: обучающая, развивающая, воспитательная.
2.2. Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций и др.
2.3. Материал и оборудование.
3.Планирование работы по ИЗО вне занятий.
3.1. Дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции.
3.2. Работа в изоуголке (индивидуальная работа с детьми по программе)
3.4. Планирование досугов с использованием ИЗО деятельности
4.Взаимосвязь с другими направлениями воспитательно-образовательной работы: развитие речи, муз.воспитание и т.д.
5. Сотрудничество с родителями
продолжение
--PAGE_BREAK--