Реферат по предмету "Психология"


Нетрадициооные техники рисования как средство развития творчества детей 4-5 лет

--PAGE_BREAK--
1.3. Занятие рисованием, как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников
.

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми.

 Этим вопросом занимались такие педагоги, как Л.Р.Болотина, С.П.Баранова, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и многие другие

         Занятия – это основная форма организации обучения изобразительной деятельности в детском саду, которое проводится в постоянно установленное время, является обязательным для всех детей, обеспечивает последовательное и целенаправленное выполнение программы обучения детей дошкольного возраста. ( 2, 237. )

         В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное.  Анализ научно-методической  литературы позволил выделить типы и виды занятий. Г.Г.Григорьева, в своих исследованиях определила типы занятий по характеру ведущих доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформированных в задачах

следующим образом:

— занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения и повторению пройденного материала;

-занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

-занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. 

         Разные типы занятий были выделены для решения проблемы обучения, которое ориентировано на развитие самостоятельности, творчества. Таким образом. В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуется цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. Однако личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому творческие занятию могут быть не только заключительными в системе работы, но предшествовать всем остальным.

      Т.С.Комарова в своих трудах определила, что    занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критериев выделения. Так по содержания изображения можно выделить предметное, сюжетное, декоративное. Каждому из них свойственны свои задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

·     Предметное – грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционально соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

·     Сюжетное. Основная цель – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

·     Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения  народного декоративного искусства близки детям своей красочностью, простотой композиции. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

В своих исследованиях Н.Б.Халезова занятия определяет так:

-По способу изображения различают рисование по представлению, по памяти и с натуры.

-По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»).

-По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения ); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

         В процессе обучения совместная деятельность воспитателя и ребенка осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились три формы организации обучения:

Индивидуальная форма. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения материала, особенностей психических процессов. Эти занятия не являются основной формой обучения, так как неэкономичны во времени. Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы.

Групповая форма обученияпредполагает, что занятия проводятся  с подгруппой детей. Для этого группа распределяется на подгруппы не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Фронтальные занятия. На этих занятиях  важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.          

         Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

          Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В настоящее время появились еще два вида занятий: комплексные и интегрированные. Современный энциклопедический словарь дает нам такое определение понятий:

Интеграция –понятие, означающее составление связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. Процесс сближения и связи наук.      

Комплекс – совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений.       

         Отталкиваясь от этих определений, можно сделать вывод, что в комплексных занятиях одновременно решается несколько дидактических задач. В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала к одной теме. В интегрированных же занятиях происходит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных искусств и видов деятельности ( трудовая, речевая, ознакомление с окружающим миром, экспериментирование и так далее), объединение знаний из нескольких областей, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий гораздо шире, чем комплексных занятий, они более сложны по насыщенности, требуют серьезной и систематической предварительной работы. Таким образом, интегрированые занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но с способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослым. (  32 ).

         Занятия рисованием обогащают внутренний мир ребенка, развивает умение видеть прекрасное в жизни. Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Выразительность детского рисунка зависит во многом от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции изображаемого героя или игрушки. Освоение техники самостоятельная и важная задача. Техника, по образному выражению П.П.Чистякова – это язык художника.

         Техника рисования художниками рассматривается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыком, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. ( 20  )

 Рисование в детском саду, по мнению В.Б.Косминской, направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Положительный факт популяризации рисования – это его всеобщая доступность, безопасность, невысокая затратность, нетребовательность к инвентарю и инструментам. Рисовать можно при помощи чего угодно, на чем угодно и где. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, углем, свечой и многим другим. Инструментом для рисования может выступать даже пальчик руки самого ребенка. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. В первые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М.Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» по программе «ТРИЗ» — теории решения изобретательских задач. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Вот некоторые из них:

    Техника

  Содержание

1.Монотипия

Краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло, потом прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

2. волшебный рисунок

Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.

3.Кляксография

На лист бумаги наносится клякса, определяется на что похоже, и дорисовываются недостающие части. Можно приподнять и наклонить лист бумаги, растекшейся краской создать изображение.

4.Точечный рисунок

Весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.

5.Рисование по мокрой бумаге

Лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.

6.Мозаика

Нарисовать на бумаге контур будущей композиции,

Взять цветную бумагу и разорвать на мелкие кусочки, затем при помощи клейстера(клея) приклеить разноцветные кусочки бумаги в контур, можно сделать «резанную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а нарезаются ножницами.



7.Набрызг

Необходимо взять зубную щетку, нож и краску, затем налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в ней щетку, наклонить щетку над бумагой и проводить по ворсу ножом по направлению к себе.

      


Таким образом, можно сделать вывод, что занятия являются неотъемлемой частью педагогического процесса, основной формой получения новых знаний и закрепления уже известных. Занятия способствуют лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности, отсюда можно сделать вывод, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют наибольшему развитию художественно-творческих способностей детей.


Глава  2.
Опыт развития художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой рисования живописными материалами

                  2.1 Анализ состояния педагогических условий ДОУ.

В данной главе мы раскрываем содержание опытно-экспериментальной работы, направленное на определение педагогических условий развития художественно-творческих способностей, диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного детского сада.

Исследование прошло на базе МДОУ № 178 «Россияночка» г.Архангельска. Занятия по рисованию (включая занятия по знакомству детей с искусством ) в ДОУ проводит воспитатель. Перспективное планирование ДОУ на 2007 – 2008 учебный год предусматривает решение годовых задач, направленных на развитие  физических и нравственных качеств детей, активизацию словаря посредством ознакомления детей  с живой и неживой природой.

         Работа проводилась в IIIэтапа:

1)    Диагностико-проектировочный этап целью которого было изучение условий, созданных в ДОУ для развития художественно-творческих способностей, определение уровней развития их у детей.

2)    Преобразующий этап  — Целью данного этапа является разработка и внедрение серии занятий с использованием нетрадиционных техник.

3)    Аналитико-обобщающий этап.

В ходе Iэтапа – диагностико-проектировочного, проведена исследовательская работа с детьми подготовительной группы № 4 «Тюльпанчик», которая включила 22 ребенка. Из них была сформирована экспериментальная группа:

1)     Алина Ш.             5)Влада С.                 9)Катя Р.             

2)Алина Х.               6)Борис П.                 10) Настя В.

3)Даша Р.                 7)Вероника Ш.          11) Коля Б.

4)Вадим М.               8)Оля Р.                    12) Света К.

Экспериментальная  работа  диагностико-проектировочного этапа включила 3 блока.

Блоки                                                             Цели

Анализ планирования воспитательно-образо-



Изучение условий, созданных в ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей.

Обследование детей.

    



Наблюдение самостоятельной деятельнос-

-ти детей.

-Наблюдение участия детей в занятиях по

рисованию, проводимые воспитателем







— Занятие на тему «Рисуем без кисточки».

Детям предоставляется возможность создать рисунок, используя разнообразные изобразительные материалы и инструменты.



Определение уровня художественно-творческих способностей детей.




                              Высокий                                                                                                        Критерий

                              Средний

                  Низкий
                Творческие действия                                    Техника рисования

1)                    Алина Ш.     
                                                                                                                                                                 



          Основой преобразующего этапа эксперимента стал цикл занятий, проведенных с экспериментальной группой детей.



   Тема занятия



    Задачи

  Результаты

1)                                                                                                                                                                                                                                      «Золотая рыбка»
( Приложение № 4 )

— Учить детей рисовать золотую рыбку, используя нетрадиционную технику рисования «Волшебный рисунок» (рисование свечой ). Формировать творческий замысел.

— Развивать творческую фантазию и чувство цвета.

— Воспитывать эстетический вкус.



А – 70%

Б – 30%
В – 0%

2)                                                                                                                                                                                                                                      «Лети, ракета,  звездам!»

( Приложение № 5 )


— Учить детей рисовать космоческое пространство, использую нетрадиционную технику создания фона с помощью целлофанового пакета.

— развивать воображение и творчество.

— Воспитывать самостоятельность, инициативу.



А – 70%

Б – 30%

В – 0%

3)                                                                                                                                                                                                                                      «Жар – птица»

( Приложение № 6)




— Учить детей рисовать сказочную птицу, используя нетрадиционную технику «Пальчиковая живопись».

— Развивать творческий замысел, умение пользоваться различными цветами и оттенками.

— Воспитывать эстетический вкус.


А – 70%

Б – 30%

В – 0%

4)                                                                                                                                                                                                                                      «Первый букет»

( Приложение № 7)


-Учить детей рисовать первый букет из листьев, используя нетрадиционную технику рисования оттиск.

— Формировать художественно-творческие способности детей.

— Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.



А – 40%

Б – 40%

В – 20%

5)                                                                                                                                                                                                                                      «Приключение Кляксы»
( Приложение № 7)


— Учить детей создавать пейзаж, используя интеграцию нетрадиционных техник «По-сырому», «Кляксография».

-Формировать и развивать творческий замысел и фантазию, закреплять композиционные умения.

— Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к своей работе.


А – 80%

Б – 20%

В – 0%

6)                                                                                                                                                                                                                                      «Бабочки летают»
(  Приложение № 9)




— Учить детей изображать красивых бабочек, используя нетрадиционную технику «Монотипия». Вызвать интерес к созданию коллективной работы.

— Формировать и развивать творческий замысел и фантазию, закреплять композиционные умения

— Воспитывать эстетический вкус.




А – 40%

Б – 40%

В – 20%







7)                                                                                                                                                                                                                                      итоговое занятие

« Морское царство»     — Учить детей передавать в рисунке

                                       красоту морского дна, используя

(Приложение № 10)        интеграцию техник «Пальчиковая

                                         живопись», рисование пробкой, ри-

                                         -сование гелевыми ручками, рисова- А – 90%

                                         -ние по стеклу.                                      Б — 10%

                                         — Закреплять знания о соотве-              В — 0%

                                         -тсвующих цветах.

                                         — Воспитывать положительное

                                         отношение к своей работе.

   Условные обозначения:                                                               

А — справились         Б – испытали трудности         В – не справились        

         Для создания благоприятных условий развития самостоятельной деятельности детей в группе № 4 «Тюльпанчик», уголок для рисования был обогащен разнообразными материалами и инструментами, изготовлены дидактические игры, направленные на развитие образного представления, воображения, чувства цвета, композиции.

       В ходе экспериментальной работы была составлена картотека новинок литературы по изобразительной деятельности и  проведена консультация для педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник как средство развития творческих способностей», в ходе которой воспитатели получили информацию и рекомендации по приобретению новинок  методической литературы.

       Таким образом, в  ходе преобразующего этапа, наблюдались тенденции повышения интереса у воспитателей и детей к рисованию нетрадиционными техниками, а именно:

— дети проявили большую заинтересованность к занятиям с использованием нетрадиционных техник рисования. Рисовали с настроением, творчески.

— обновление и пополнение уголка для рисования повысило активность детей в самостоятельной изобразительной деятельности.

           2.3 Динамика формирования творческих способностей в процессе занятия рисованием живописными материалами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
          Целью данного параграфа является подтверждение гипотезы исследования, выявление изменений уровня развития художественно-творческих способностей детей, возникших при создании комплекса взаимосвязанных педагогических условий.

            Завершающим этапом экспиремента стало проведенное итоговое занятие на тему «Морское царство».  Индивидуальные диаграммы отражают выявленные результаты. Аналогичное занятие было проведено с детьми подготовительной группы № 2 «Незабудка», с целью контроля, основная задача заключалась в сравнении успешности формирования творческих  способностей детей с использованием нетрадиционных  техник, в личностном росте каждого участника эксперимента.
      Творческие действия                                   Техника рисования

1)                                                                                                                                                                                                                                      Алина Ш.         

                                                                                                    1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

2) Алина Х.

                       1                                                                                       1

          7

                                        3                                  4                                   2       
3)Даша Р.




                                                                                                                                                         




                                                                                                                            
                                                                                                                                                         

4)Вадим М.

                                  1                                                                                                                      1

            7                                        2

                                                                                                                              4                                                      2

                                                             3
                          5                         4                                                                                                   3
5) Влада С.





                                                                                                                   

6)Борис П.

                                                                                             1

      7                      2
                                                                                                                                        
                                                                                                           
7)Вероника Ш.

                                                                                                                   

                         1                                                                                         1




                                                                                                                                         2

    6                                       3
               5                 4                                                                                  3
8)Оля Р.
        






                                     

                                                                                                                   

9)Катя Р.

                                                                                         

         7                              2
                                               3                                           4                                        2
                                       
    

10) Настя В.
                                        2                                    




                                               3                                                                                  2

        

                                         4
11)Коля Б.





12)Света К.





        

Общая диаграмма





         


                                                                 

Положительная динамика формирования изобразительных навыков и умений наблюдалась у всей экспериментальной группы.      

   Показатели группы № 4 «Тюльпанчик»

Творческие действия

         критерии

уровни

1

2

3

4

5

6

7

Высокий

40%

30%

40%

30%

50%

30%

30%

Средний

30%

50%

40%

60%

40%

30%

60%

Низкий

30%

20%

20%

10%

10%

40%

10%

                                                                                                                                   

                                     

Техника рисования

         критерии
уровни

1

2

3

4

Высокий

20%

40%

30%

30%

Средний

60%

40%

60%

60%

Низкий

20%

20%

10%

10%


Показатели группы № 2 «Незабудка»
Творческие действия

        критерии
уровни



1

2

3

4

5

6

7

Высокий

30%

25%

25%

15%

15%

10%

25%

Средний

40%

45%

35%

75%

60%

20%

50%

Низкий

30%

30%

40%

10%

25%

70%

25%


Техника рисования

       критерии


уровни


1

2

3

4

Высокий

20%

15%

10%

15%

Средний

60%

55%

25%

40%

Низкий

20%

30%

65%

45%


         Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на определение влияния нетрадиционных техник в развитии творческих способностей позволили сделать вывод, что серия занятий оказала существенное значение в их формировании. Необходимые условия  предметно-развивающей среды обеспечивают непрерывное развитие творческих способностей как в группе детского сада, так и в самостоятельной деятельности детей.

         Благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе практического эксперимента, дети освоили различные нетрадиционные техники, научились применять их интеграцию, повысился уровень сформированости художественно-творческих способностей.





    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение

Изучение и анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы выявили необходимость организованного продуманного процесса обучения рисованию, в частности использования нетрадиционных техник рисования живописными материалами, как важного условия развития детского изобразительного творчества.

         Разные подходы к пониманию сущности понятия способности позволяют обозначить его как сложную синтетическую особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Таким образом, способности это качество личности, которое развивается из природных задатков, находящихся в скрытом (потенциальном) виде до тех пор, пока человек  не начнет заниматься какой либо конкретной деятельностью. Исходя из данного тезиса, можно сказать, что учебный процесс заключает в себе неисчерпаемые возможности для развития творческих способностей обучающегося, т.к. предполагает активное вовлечение личности в конкретную деятельность, в которой и будут развиваться природные задатки, перерастая  в способности.

         Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее не используемых деталей, по- новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.

         В основе детского творчества лежат психические процессы восприятие, образное представление, мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней. Обучение рассматривается как предпосылка, необходимый предшествующий творчеству этап.

         Исследователи разных лет придавали большое значение детскому рисованию, отмечая, что каждый из его видов и типов несет элемент творчества. Одним из составляющих специального руководства изобразительным творчеством дошкольников является формирование технических навыков и умений, в частности обучение нетрадиционным техникам рисования.

         Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии на динамику сформированности художественно-творческих способностей, комплексного воздействия всех педагогических условий:

-Готовности педагога к работе, направленной на обучение детей нетрадиционным техникам работы живописными материалами.

-Создание художественно-эстетической среды, способствующей развитию интереса к изобразительному творчеству.

-Использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие навыков и умений работы в нетрадиционных техниках рисования живописными материалами.

-Включение детей в активную творческую изобразительную деятельность на занятиях и вне их.

         Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, что использование нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами с детьми старшего дошкольного возраста оказывает влияние на развитие творческих способностей. Также решены поставленные задачи, реализована цель исследования.
Литература

1)  Басин Е.Я. Психология творчества. – М., Знание.1985.

2)  Баранова С.П., Болотина Р.С., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика – М., Академия – 240 с.

3)  Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., Республика. 1993 – 383с.

4)  Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. – 1982. № 11.с. 32 – 38.

5)  Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение. 1974.

6)  Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск, проблемы, находки. Сост. Баженова И.Н. – М., Педагогика. 1987. – 554с.

7)  Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб. Детство – Пресс.2003.144 с.

8)  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. Союз. 1997.

9)    Галанова А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. ТЦ Сфера. 1999.

10)                       Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. Академия, 1998. 272 с.

11)Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной         деятельности. – М. Академия, 2000.344 с.

12) Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Гурович Т.И., Ноткина Н.А. и др. / под ред. Бабаевой Т.И. СПб. Акцидент, 1995. 288 с.

13) Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: обучение дошкольников рисованию. М. Ювента, 2002. 200 с.

14) Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. Дошкольное воспитание, 1967 № 12. С.54 – 58.

15) Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз – дидактика. 2006. 192 с.

16) Кириенко В.И.Психология к изобразительной деятельности. М. 1959.

17) Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности.М. 2002.

18) Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Волгоград. Учитель. 2005. 78 с.

19) Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет / под ред. Комаровой Т.С. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.

20) Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: 1994.

21) Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание. 1990 № 6.

22) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.:  Мозаика – Синтез. 2005.96 с.

23) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М.: 1990.

24) Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина.1995.160 с.

25) Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детском дошкольном учреждении. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002. 320 с.

26) Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение. 1985. 225 с.

27) Крылов Е. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание. 1992. № 7, 8.

28) Лагунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М. 1970.

29) Лилов Е.С. Природа художественного творчества.1983.345 с.

30) Лыкова И.А. Цветные ладошки. Старшая группа. Подготовительная группа.2007.

31) Максимов Ю.В. Родник творчества. М. 1989.

32) Мерзлякова С.И. Комплексные и интегрированные занятия. Музыкальный руководитель 2008. № 3.

33) Мясищев В.Н. О связи способностей и склонностей. Ленинград. 1962.

34) Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос. 1995.

35) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ. 1994.928 с.

36) Парфеева С.В. Обучение детей рисованию. М.: Просвещение. 1972. 72 с.

37) Платон «Пир». Общая ред. Лосевой А.Ф. Мысль.1999. 528 с.

38) Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. 2003

39) Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение. 1965.213 с.

40) Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном учреждении. М.: Скрипторий. 2004. 112 с.

41) Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Обнинск. 40 с.

42) Теплов Б.М. Христоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 1981.
43) Философский словарь / под ред. Флоровой И.Т. 4 – е издание. М.: Политиздат. 1987. 445 с.

44) Христоматия по психологии. Под ред. Петровского А.П. М.: Просвещение. 1974.
 
                                               

                                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.     Теоретические основы развития художественного творчества дошкольников.

1.1.         Сущность понятия художественно-творческие

способности……………………………………………………….6

1.2.         Психолого-педагогические аспекты формирования

творческих способностей……………………………………….10

1.3.         Занятие рисованием, как средство развития

художественно-творческих способностей дошкольников……15

2.     Опыт развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техники рисования живописными материалами.

2.1.         Анализ состояния педагогических условий ДОУ…………….22

2.2.         Система работы, направленная на развитие

художественно-творческих  способностей

детей          ……………………………………………………………….34.

2.3.         Динамика развития творческих способностей в процессе занятия рисованием живописными материалами……………………….38

    Заключение…………………………………………………………………..45

    Литература……………………………………………………………………47

    Приложение………………………………………………………………….52
Приложение № 1.
Оценочный лист

«Создание условий для развития творческих способностей в группе детского сада»




Элементы предметно-развивающей среды

Наличие

Отсутствие

1

Наличие метод. литературы у воспитателей по изобразительной деятельности





2

Наличие в группе наглядного материала(картин, иллюстраций )т.д.





3

Материалы и инструменты для рисования нетрадиционными техниками рисования.( пробки, ватные палочки, свечи и т.д.)





4

Бумага для рисования разная по форме и структуре.





5

Цветные карандаши ( по коробке на каждого ребенка).





6

Краски (гуашь, акварель).





7

Палитра для смешения красок.





8

Кисти.





9

Место для просыхания рисунков





10

Салфетки, баночки для воды, тряпочки.





11

Простые карандаши и ластик.





                                                                

                                                    

Приложение № 2.

Оценочный лист.

«Анализ планирования воспитательно-образовательной работы».

Направления воспитательно-образовательной работы

наличие

отсутствие

1.                                                                                                                                                                Общие вопросы





    1.1 Эстетика оформление





1.2.                                                                                                                                                          Общие вопросы (режимы, сетка занятий, сведения о индивидуальных особенностях детей)





2.                                                                                                                                                                 Планирование занятий по ИЗО





    2.1. Программное содержание: обучающая, развивающая, воспитательная.





2.2.                                                                                                                                                          Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций и др.





2.3.                                                                                                                                                          Материал и оборудование.





     3.Планирование работы по ИЗО вне занятий.





   3.1. Дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции.





   3.2. Работа в изоуголке (индивидуальная работа с детьми по программе)





  3.4. Планирование досугов с использованием ИЗО деятельности





   4.Взаимосвязь с другими направлениями воспитательно-образовательной работы: развитие речи, муз.воспитание и т.д.





5. Сотрудничество с родителями







                                                            



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.