Содержание
1Негармоничная семья как психогенный фактор
2Виды неправильного воспитания
Библиографическийсписок
1 Негармоничная семья как психогенный фактор
В подростковом возрасте негармоничная семья стоитна первом месте среди психогенных факторов. В гармоничной семье все возрастныетрудности, все особенности разных типов акцентуаций в значительной мересглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семьяспособствует выработке своего рода «психологического иммунитета» кнеблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действиюпсихических травм. Даже психопато-подобные изменения после перенесенныхпсихических заболеваний в гармоничной семье скорее и полнее компенсируются.
Лишь при конституциональных и органическихпсихопатиях дезадаптация может быть стойкой при самой благоприятной семейнойатмосфере.
Семьи разнятся и по своему структурному составу,и по функциональным особенностям. Различают по составу семью полную (наличиеотца и матери в семье подростка) и неполную (отсутствие одного из них). Семьяпо составу может быть расширенной (другие родственники по прямой или боковойлиниям в составе семьи). Искаженной^ или деформированной, называют семью, гдеимеются отчим или мачеха.
В социопсихологических и педагогическихисследованиях нередко большое значение в подростковых нарушениях придаетсянеполной семье, «безотцовщине». В нашу эпоху, как известно, во многих странахсерьезной социальной проблемой стал высокий уровень разводов. В нашей странечисло разводов от числа зарегистрированных браков составляло в 1950 г. 3,5%, а к концу 1960-х годов оно достигало 30-40% (Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н., 1981)1.Если в общей популяции лишь 14—22% подростков растут в неполной семье(Саратовская Л. Г., 1968; Эй-демиллер Э. Г., 1976 — цит. по: Личко А. Е.,1977), то среди тех, кто обнаруживает психопатоподобные нарушения поведения, до45% оказываются из неполных семей (Эйдемиллер Э. Г., 1978 — цит. по: Личко А.Е., 1983).
Однако не мешает вспомнить, что в трудныепослевоенные годы многие семьи остались без отцов, что не помешало большинствусирот вырасти вполне социально адаптированными личностями. Решающее значениеимеет не состав семьи, а степень ее гармоничности, но, конечно, неполной илидеформированной семье гармоничной стать труднее.
В гармоничной семье ее члены связаны теплойэмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют другс другом, а дополняют друг друга, никто из членов семьи не узурпирует себефункции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьиотсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочерис отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьис другим не умаляют роли других членов. Но только одной внутрисемейной гармониимало. Семья не может быть вполне гармоничной, если сама находится в конфликте сближайшим окружением, если она изолирует себя от общества и дажепротивопоставляет себя ему.
Негармоничные семьи отличаются нарушениемвнутренних функциональных отношений. Они могут быть разделены на нескольковидов. Ниже приводится схема такого разделения применительно к семьямподростков, предложенная Э.Г. Эйдемиллером (1976) с нашими дополнениями.
Собственно негармоничная семья характеризуется тем, чтоодин из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимоеположение («семейный перекос»). Интересы одних членов удовлетворяются в ущербдругим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает своиобязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.
Деструктогенная семья отличается отсутствиемспособности ее членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненныхпроблем, чрезмерной автономией отдельных членов, наносящей ущерб семье в целом,неравномерностью или отсутствием взаимности в эмоциональных привязанностях.
Распадающаяся семья живет в условияхобострившейся конфликтной ситуации, уход из семьи одного из родителейназревает, или его риск постоянно высок, или фактически разрыв между родителямиуже произошел, но юридически развод еще не оформлен и супруги еще продолжаютжить вместе.
Распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один изродителей уже отделился от семьи, может иметь другую семью, но в какой-то мерепродолжает сохранять контакты с семьей прежней и несет еще часть функций еечлена.
Как видно, все эти типы представляют собой разныеступени перехода от гармонии к полному распаду.
Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается отвсех предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов сзависимым пассивным положением других, жесткой закостенелой регламентацией всейсемейной жизни, отсутствием двусторонней эмоциональной теплоты. Нередко унекоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок,оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.
Все типы негармоничных семей являются главнойпричиной неправильного воспитания.
2 Виды неправильного воспитания
негармоничная семья воспитание гипопротекция
Неправильное воспитание при акцентуацияххарактера способствует возникновению патохарактерологических реакций иневрозов, формированию психопатического развития. Оно же утяжеляетконституциональные и органические психопатии и может играть рольпровоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней.Некоторые виды неправильного воспитания, какими они предстают перед психиатром,были описаны Н. И. Озерецким (1932), Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербиковым(1971). Нами (Личко А. Е., 1977, 1983) было подчеркнуто значение следующихвидов.
Гипопротекция. В крайней форме проявляетсябезнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное — истинногоинтереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекцияпростирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным— ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же внаши дни в условиях всеобщего материального достатка гипопротекция несказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется тольконедостатком внимания, заботы, руководства. В духовной жизни подросткиоказываются полностью предоставленными самим себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когдаконтроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на делеотличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него,что они несут в отношений его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле онибы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается сописываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научаетсяобходить формальный контроль и живет своей жизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна приакцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам. Такиеподростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуюттам праздный, полный поисков увеселений образ жизни.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека,мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает вцелую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения заподростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывныезапрещения, невозможность принять когда-либо собственное решение путаютподростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам«все можно». Гиперпротекция не позволяет с ранних лет учиться на собственномопыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, онаподавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают ивсегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он самможет ни за что не отвечать. У гипертимных подростков доминирующаягиперпротекция еше в младшем или среднем подростковом возрасте приводит крезкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такиеподростки подымают бунт против «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвутвсе родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «всеможно», то есть в асоциальную уличную компанию.
На подростков с психастенической, сенситивной иастеноневротической акцентуациями доминирующая гиперпротекция оказывает иноедействие — усиливает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенностьв себе, нерешительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостаткидают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, то есть в старшемподростковом и послеподростковом возрасте.
Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речьидет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело нестолько в постоянном контроле/сколько в чрезмерном покровительстве, встремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных инеприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами ипреувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосферепохвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивируетэгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полныеинтереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемоеполучать с легкостью, без особого труда.
Потворствующая гиперпротекция мешает выработкенавыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоятьза себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желаниебыть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызыватьу них восхищение, а с другой стороны — полное неумение осуществлять лидерскиефункции, подчинять себе, руководить другими.
При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекциятолкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она такжеспособствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже пришизоидной и эпилептоидной акцентуации характера.
Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоиднойакцентуации превращает подростков в жестоких семейных тиранов, способныхизбивать родителей (синдром «избитых родителей», по Harbin H. Т., Madden D. J., 1979). Родители жеготовы все прощать, скрывать нанесенные побои, обелять и выгораживать своихтиранов, все изображать в лучшем свете; отцы в таких семьях обычно спокойновзирают, как сын или дочь бьет мать.
Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильноговоспитания описан нашим сотрудником А. А. Вдовиченко (1980 — цит. по: Личко А.Е., 1983) у де-линквентных подростков. Здесь сочетается недостатокродительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения уподростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении,негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его проступки,переваливают вину на других. Выгораживают своего сына или дочь, любымисредствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитаниекультивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Попав в воспитательные учреждения,особенно в условиях строгого дисциплинарного режима, и оказавшись без привычнойпотворствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфликтахобнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демонстрации и т.п.).
Воспитание «в культе болезни». Такое воспитание описаноЕ. С. Ивановым (1980) у детей и подростков с церебральными параличами. По нашимнаблюдениям, его приходится встречать также при хронических соматическихзаболеваниях (например, при бронхиальной астме) или физических дефектах.Болезнь ребенка и подростка становится центром, на котором фиксировано вниманиевсей семьи. Подросток привыкает к мысли, что болезнь дает емумногие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всехнеприятностей ограждать, от вполне посильных обязанностей освобождать,проступки прощать и позволять то, что не дозволено другим. Такое воспитаниекультивирует не только эгоцентризм, но и рентные установки, завышенныепритязания.
При столкновении с трудностями в жизни наиболееуниверсальной становится истерическая реакция с уходом в болезнь,ипохондризацией.
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитанияребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизниродителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Еще болееситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой — брат или сестра, отчимили мачеха, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том,что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью,хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо им укажет на это.Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычногиперкомпенсируется подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания.Однако ребенок и особенно подросток чувствует искусственную вымученность такойзаботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Эмоциональное отвержение тяжело сказывается налабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этихтипов. Однако явное эмоциональное отвержение может заострять также чертыэпилептоидной акцентуации. При сочетании эмоционального отвержения сгипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов в уличныхкомпаниях — в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.
Условия жестоких взаимоотношений. Обычносочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявлятьсяоткрыто — суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание или тем, чтона ребенке, как на существе слабом и беззащитном, срывают зло на других. Ножестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевноебезразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересамии нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждыйможет рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, — все этоможет быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такаяатмосфера душевной жестокости не может не отразиться на подростке.
Жестокие отношения могут также культивироватьсямежду воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особеннодля трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченностьи строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных надслабыми, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучения других — все этоособенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом.
Воспитание в условиях жестоких взаимоотношенийспособствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт наоснове акцентуации конформной.
Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родителипитают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, егоспособностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит вжизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что родители отнего ждут многого.
В другом случае условия повышенной моральнойответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетскиезаботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи (Сухарева Г. Е.,1959).
Почти все подростки обнаруживают большуюустойчивость в отношении возвышенных родительских экспектаций или возложенныхна них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи не производятнадламливающего действия. Исключение составляет психастеническая акцентуация,черты которой резко заостряются в условиях повышенный моральнойответственности, приводя к психопатическому развитию или к затяжномуобсессивно-фобическому неврозу.
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый изродителей, а тем более бабки и деды могут придерживаться неодинаковыхвоспитательных стилей, сочетать несовместимые воспитательские подходы,осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьиконкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могутсочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая состороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующаягиперпротекция со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особеннопагубными для подростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам егохарактера.
Подросток оказывается наиболее чувствительным ктому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пятеего типа акцентуации.
Воспитание вне семьи. Само по себе воспитаниевне семьи, в условиях интерната, в подростковом возрасте не являетсяотрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростков бывает дажеполезным расставаться с семьей на определенные отрезки времени и жить средисверстников — это способствует развитию самостоятельности, умению устанавливатьконтакты, выработке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьибывает особенно полезным, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семейнойситуацией.
Отрицательными психогенными факторами являютсянедостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений — сочетаниестрогого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении,открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестокихвзаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепласо стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труднее,чем в гармоничной семье.
Именно поэтому воспитание в такой семье,дополненное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшимдля становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.
Описанные типы неправильного воспитания, видимо,связаны с теми тенденциями, которые в какой-то мере оказываются присущими рядусовременных семей. Социопсихологические исследования (Харчев А. Г., 1981)показали, что в Москве лишь 50% юношей и 34% девушек 15-17 лет помогаютсемье в ведении хозяйства; около 20% совершенно не умеют готовить пишу, 54%юношей не умеют стирать. В то же время лишь 9% семей обсуждает с подросткамипокупку дорогих вещей, лишь 13% — как провести летний отдых и т. п. Затородительские экс-пектации в отношении своих детей очень высоки. В Тбилиси,например, 96% родителей планируют для своихдетей обязательно высшееобразование, 90% готовы их содержать, лишь бы только учились, в то время каксами подростки изъявили желание его получить лишь в 56% случаев.
Библиографический список
1. Адлер А. Понять природучеловека. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008. С.131-138.
2.Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным илимножественным нарушением//Дефектология. 2009. № 3. С. 47-55.
3.Волковская Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителямив условиях коррекционного дошкольного учреждения //Дефектология. 2010. № 4. С.66—72.
4.Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающихдетей-инвалидов// Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
5.Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология.2008. № 6. С. 3-10.