Реферат по предмету "Психология"


Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

/> 

Тема.НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: В ПОИСКАХ СМЫСЛА
 

План
 
1. Многообразие форм человеческогознания
2. Соотношение знания и веры
3. Психологическое совершенствование- условие профессионального и личностного роста специалиста
Список литературы

1. Многообразиеформ человеческого знания
 
/>Видычеловеческого знания
Знания необходимычеловеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидениясобытий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новыхзнаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людейпредполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в какихситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могутприменяться те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознаниичеловека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных вкатегориях.
Стремясь понять спецификуи структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типызнаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем,как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. imp.rudn.ru/ffec/psych/ps1.html
В первых двух случаях этознание об объектах: материальном — автомобиле и идеальном — математическойфункции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи (знания одействии — так называемые правила деятельности). В четвертом — о полезномсвойстве вещи (знание о свойстве, функциональном использовании объекта). Особыйтип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Ониобычно выражаются в форме вопросов и предписаний.
Классификация (типология)форм знания в одном из разделов философии — теории познания (гносеологии) — является достаточно сложной и дискуссионной проблемой, связанной в частности стем, что не существует единого понимания термина «знание». imp.rudn.ru/ffec/psych/ps1.html
Термин «знание»обычно употребляется в трех основных значениях.
·          Во-первых, под знаниямиподразумевают способности, умения, навыки, которые базируются наосведомленности человека о том, как что-либо сделать, осуществить. Однако сточки зрения психологии знать о том, как что-либо сделать, и уметь (иметьнавык, способность) сделать что-либо — разные вещи.
·          Во второмзначении знания понимаются как любая познавательно значимая информация, впервую очередь — адекватная, правильная информация. Знание — это всегдаинформация, но не всякая информация — знание. В процессе переработки человекоминформация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощьюдругих знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. Такимобразом, в превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей,регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а такжеразнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, вкультурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становитсядостоянием общества, а не только отдельных индивидов. Истинным знанием,знанием, построенным на основании правильной, адекватной информации, будетназываться такое знание, которое соответствует своему предмету, совпадает сним.
·          В-третьих, под знаниемпонимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека кдействительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическимотношением к миру. В структуре процесса познания, результатом которого являетсянакопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых,практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых,деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцированиепонятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда./>
Развитие познания вистории человеческого общества
Знание является результатомпроцесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапамиразвития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельностилюдей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучипоначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляетпрактически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенномэтапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научноепроизводство.
На ранних этапах историичеловечества существовало обыденно-практическое познание, связанное сэлементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни,социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практикилюдей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер,представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.
Важную роль на начальномэтапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собойфантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработкуприроды и общества народной фантазией.
В рамках мифологиивырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах ихбытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная формапознания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.
Одними из древних формпознания, генетически связанными с мифологией, являются философское ирелигиозное познание.
Как особый вид можновыделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира.Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемымировоззрения человека.
В середине XIX века О.Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческогознания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
·          религиозное — основанное на традиции ииндивидуальной вере;
·          философское — основанное на интуиции автора тойили иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
·          позитивное — научное знание, основанное нафиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
На сегодняшний день,очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, каксуществуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.
/>Знаниякак основной элемент содержания общего образования
Знания как основнойэлемент содержания общего образования — это результат познаниядействительности, законов развития природы, общества и мышления. В нихвыражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-историческойпрактики.
Содержание образованиявключает в себя следующие виды знаний:
·          основные понятияи термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
·          фактыповседневной действительности и науки, необходимые для доказательства иотстаивания своих идей;
·          основные законынауки, раскрывающие и отношения между разными объектами и явлениямидействительности;
·          теории,содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, овзаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений даннойпредметной области;
·          знания о способахнаучной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
·          оценочные знания,знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Названные виды знанийотличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемымитехнологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:
·          средство созданияобщей картины мира,
·          инструментпознавательной и практической деятельности,
·          основа целостногонаучного мировоззрения./>
Рациональное ичувственное познания действительности
Для психологов ипедагогов особенно важными является различение чувственного и рациональногопознаний. Главные элементы чувственного познания:
·          ощущения,
·          восприятия,
·          представления,
·          эмоции.
С точки зренияпсихологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс,состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира,а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействиираздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятием называется отражение в сознаниичеловека предметов или явлений в целом, в совокупности его свойств принепосредственном воздействии предметов или явлений на органы тчувств.
Представления — образы предметов, сцен и событий,возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения и имеющиеобобщенный характер.
Эмоции представляют собой психическоеотражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смыслаявлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств кпотребностям человека. Этот элемент некоторые философы и ученые не включают вкачестве элемента чувственного познания по причинам, которые будут обсуждатьсядалее в разделе соотношения рационального и иррационального знаний вчеловеческой жизнедеятельности.
Для познания материальныхобъектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга,благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов какначальных этапов познавательной деятельности. Но это не означает, что вреальном процессе познания они существуют обособленно или «следуют»друг за другом: «сначала» ощущения, «за ними» — восприятияи т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единствоперечисленных выше элементов, которые в то же время неразрывно связаны смышлением.
Мышление — это социально обусловленный,неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существеннонового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходеее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности изчувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболееполно и адекватно выражено рациональное познание.
Однако любое, даженаиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием,т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материалмыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственногопознания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано свнешним миром и является его отражением. В ходе мышления осуществляетсядальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.
 
2. Соотношениезнания и веры
 
/>Разныевиды веры
Ученых сплачивает внаучное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду наокружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следованиекакой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любойисследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами — определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки,как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членамиданного научного сообщества.
Так как реальность,изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделятьв реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь всоответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основенаучной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основаннойна использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизическихустановок относительно человеческого бытия.
Таких установок в ихидеальном, предельном виде в философии выделяют две:
·          материалистическоепонимание природы бытия,
·          идеалистическоепонимание природы бытия.
Они находят своеконкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального ирационального.
Если ученый долженпознать истину, то способ постижения ее истины — научное (то есть основанное нанекоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельностивыступаетнаучныйметод.
При этом некоторойсубъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя,его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте верапонимается как более широкое психологическое основание, чем это принято прифилософском определении веры как способа существования религиозного сознания.
В широком смысле вера — это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веруможно подразделить на два вида:
·          религиозную,
·          прагматическую.
Иногда выделяют и третийвид — мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданныелюдьми как в прошлые времена, так и в нынешние.
Религиозная вера наиболее полно используется вбогословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляетсяэмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формойчеловеческого знания, полученного через божественное откровение.
Прагматическая вера представляет собой определеннуюнаучную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которойотсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: онепересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних угловкоторого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрияЕвклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни.Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится нанашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.
/>Проблемасоотношения веры и знания в различных философских концепциях
Проблема соотношениязнания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении — наукии религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в однуиз трех основных позиций:
·          абсолютизациязнания и полная элиминация веры;
·          гипертрофированиепоследней в ущерб знанию;
·          попыткасовмещения обоих полюсов.
В размышлениях философовразных направлений и ученых конца ХХ века все чаще можно встретить рассужденияо том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая рука, и неумениеработать обеими руками не следует считать особым преимуществом. Обосновываетсяэто тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разныеструктуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистыйум»; совесть, вера, любовь, порядочность — все это «подмога» вработе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум — это рабочая сила усердца.
Эту идею высказал ещеН.А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешаютдруг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в«глубине» знание и вера образуют единство.
В настоящее времяусиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежитза пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известныхрациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличиеиррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которойпоявляются все новые смыслы, идеи, творения.
Взаимопереходрационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процессапознания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и сдругими — внерациональными — формами познания.
Большое значение впроцессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др.Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительныхлогических рассуждений и без доказательств.
Кроме того, в структуренаучного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятиенаучности:
·          философские,
·          религиозные,
·          магическиепредставления;
·          интеллектуальныеи сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;
·          социально-психологическиестереотипы;
·          интересы ипотребности и т.д.
Однако в этом случаеправильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, котораясостоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания.Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании.Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе изнания научного.
Существуют качественноразличные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступковчеловека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университетпродолжит работу) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над зломи т.д.
Подобный тип веры — неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человекпостоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор. Обстоятельства, прикоторых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всегодопускают несколько альтернатив в выборе стратегии и тактики деятельности. Там,где индивид не может прийти к однозначному решению на основе имеющейсяинформации и его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободнаяволя. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.
Можно утверждать,следовательно, что вера и знание представляют собой диалектическивзаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условияхнеопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бынеобходимость в вере. Однако такая информированность в нашем мире принципиальноневозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человекуникогда не удастся.
Однако при принятиирешения в ситуации неопределенности действует не только воля человека, но и егоэмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценкаокружающего как приятного или неприятного, должного или недолжного, правильногоили неправильного.
Таким образом, знание ивера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в егопознании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собойнеразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровногомиропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить своевыражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей ипреобразующей окружающий мир.
 
3. Психологическоесовершенствование — условие профессионального и личностного роста специалиста
 
/>Изучениепсихологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
Специалист, достигшийступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность исубъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции такихего ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие,повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свойтворческий потенциал и постоянно совершенствуется.
Для полноценногоовладения избранной специальностью человек в процессе получения высшего образованиядолжен овладеть научным методом познания окружающей действительности, в томчисле методами познания себя как творца (субъекта) своей профессиональнойдеятельности. Профессионализм как наивысшая, творческая степень овладенияпрофессией («акме» — согласно одному из современных представлений опрофессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватнооценивать, понимать, объяснять, а значит — управлять в соответствии со своимицелями — своими данными от природы качествами, задатками; невозможно пониматьдругих людей и отношения между ними. Невозможно реализовать себя как родителя — ни по отношению к своим собственным детям, ни по отношению к тем, кто младше повозрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит скаждым из нас в течение всей нашей жизни).
Эти и многие другиевозможности открываются перед человеком, усвоившим основы психологических ипедагогических знаний.
Кроме того, настоящийпрофессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только однойизбранной деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общихспособностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственныеценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именноблагодаря изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.
При обучении многимпрофессиям (физик, программист, инженер и т.д.) студенты, вероятно, испытываютсвоеобразный духовный, смыслоищущий голод — при обучении этим профессиямтрадиционно реализуется естественнонаучный подход, когда проблемам самогофизика, программиста и т.д. не уделяется никакого внимания. Но каждый человек,независимо от избранной им профессии, остается человеком, стремящимсяреализовать свой человеческий потенциал, свою родовую сущность (по Б.С. Братусю).И сделать это помогают в первую очередь психология, открывающая человеку тайныего психики, закономерности его развития как индивида и становления какличности, педагогика, отвечающая на вопросы о правильной организации обучениядругого или самого себя.
Приступая к изучениюпсихологии и педагогики надо приготовиться к тому, что изучение научнойпсихологии и педагогики выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихсяверными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. Изучение психологии призванопомочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательнопродуманное, обоснованное знание о другом человеке, о самом себе. Сознательноеотношение к проблемам, имеющим психологическую природу, — необходимое условиеформирования личности любого человека, профессионала в своей области, ставшеесегодня насущным требованием времени.
/>Акмеологическийподход к проблемам профессионального развития человека
Согласно уже упомянутому акмеологическомуподходу к проблемам профессионального развития человека, каждый человекдостигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем,который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития иподдержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможностииндивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования,самосовершенствования. Все это становится возможным, в частности, благодарязнанию человеком своих психологических особенностей и возможностей, благодаряусвоению гуманитарной (уважительной, ценностной) позиции по отношению к объектусвоего труда и самому себе — субъекту своей жизни.
Потребности человека, которые сформированы впрофессиональных условиях и во многом ими детерминированы, никогда социумом неудовлетворяются в желаемой человеком степени. В полной мере субъект активен непотому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешаетпротиворечие между своими потребностями, возможностями, условиями и т.д. ихудовлетворения. Потребности, безусловно, предметны. Но из этого не вытекает то,что предмет тем самым дан субъекту.
В порядке разрешенияэтого противоречия субъект и вырабатывает определенный способ организации, втом числе в профессиональном труде. Система организации самого субъектапредставлена не только внутренними условиями, которые, прежде всего, интересуютпсихологию, не только его ценностями, целями, установками, внутренним миром.Она включает и его природную организацию, и его индивидуальную организацию.Здесь имеются в виду не только ее достоинства, но и ограничения, как присущиекаждому индивиду (ограниченная скорость движений, нервных процессов и т.п.),так и характерные для данного индивида (например, плохое запоминание, быстраяутомляемость, слабая воля и т.д.).
Задачей субъекта в самомшироком смысле слова становится приведение своих возможностей и ограничений всоответствие (конечно, в относительных пределах) с требованиями и условиямипрофессии, что он и осуществляет в порядке разрешения противоречий между своейсистемой организации и системой организации работы, службы и т.д.
Проблемы современнойпсихологии и ее важной области — общей и прикладной акмеологии какинтегративной науки и практики, их предмет исследования и практической помощиспециалисту связаны, прежде всего, именно с таким теоретическим пониманиемсубъекта профессионального труда. Они имеют дело с комплексным пространствомжизнедеятельности человека, которое складывается из природных, психических,личностных условий его функционирования, с одной стороны, социальных (во всейконкретности этого понятия) условий — с другой, и способов организациипрофессионального труда — с третьей.
/>Качествасубъекта труда как специалиста
Специалист раскрывается вних во всех ипостасях, приобретает новые качества и изменяет свои свойства,качества. Основные из них следующие:
1. Специалист, являясьличностью, согласно принятому в психологии определению, характеризуетсяустойчивым психическим складом человека как социальный феномен. Впрофессиональном труде личность выступает в своем функционально-отношенческомаспекте, качестве, которое разворачивается в соответствии с нормативнымитребованиями (нормативные регламентации), неформальными нормами и собственнымипринципами.
2. Становясь субъектомтруда, профессии, личность должна овладеть соответствующей профессиональнойкомпетентностью (знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями).Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности специалист нетолько «задействует» личностные резервы — способности, мотивы, цели.Им перестраивается вся система деятельностной организации — происходитмобилизация работоспособности, дееспособности, выработка привычки к рабочимсостояниям, специфическое согласование интеллектуальных условий с физическими ит.д. Личность, которая имеет свою «логику», архитектоникуспособностей, потребностей, состояний, вынуждена перестроить ее в соответствиис требованиями и условиями всего уклада профессии. Именно в этом проявляетсяменталитет личности профессионала.
Активность включает ипритязание специалиста (уровень которых он может снизить), и характерсоотношения его инициативы и ответственности, уровень их развития и т.д. Будучиинициативным, специалист выступает и исполнителем, выполняя свои функции вцелостной системе структурно-функциональных связей и отношений. Не исключено итакое развитие деятельностной ситуации, когда личность управленца, будучиответственной за выполнение общей задачи, но в силу сознания бесперспективностипредлагаемых мер, может выполнить ее на самом низком уровне. Активность человекаобусловлена также его возрастными особенностями, состоянием здоровья,жизненными обстоятельствами, профессиональным опытом и пр. Здесь важно добитьсясогласования его активности, возможностей, особенностей и ограничений стребованиями и условиями труда в общих и конкретных его измерениях.
Е.А. Климов поставилпроблему индивидуального стиля деятельности как особого, различающегоразных субъектов способа ее осуществления. Став субъектом профессиональноготруда, человек вырабатывает индивидуальный способ организации выполнениявозложенных обязанностей. Этот способ представляет собой более или менееоптимальный интеграл профессиональной компетентности и объективныххарактеристик специалиста. Он же сам является интегрирующей, централизующей,координирующей «инстанцией» деятельностной активности. Им согласуетсявся система собственных индивидных, психофизиологических, психических и,наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями, с требованиямитруда не парциально, а целостным образом. Обеспечение требований всех егосторон осуществляется не в порядке установления однозначного соответствия имтого или иного психического процесса, состояния. Это осуществляется на основесаморегуляции.
В условиях заданности,определенности требований профессионал и его психика обнаруживают своюспособность к перестройкам, самоорганизации, встречной активности.Саморегуляция имеет многоуровневый характер, в котором лидирует личностнозначимая стратегия труда. Если она выступает как личностно значимая, жизненноважная, то регуляция текущих состояний практически не требуется, происходитобщая мобилизация, подъем всех сил человека, в иных случаях преодолениеусталости требует особых волевых усилий. Саморегуляция — это не толькосогласование циклов психофизиологических процессов и состояния, но и развитиетворческого потенциала, оптимизация его задействования.
3. Необходимым признакомпрофессионала, как субъекта труда, является его способность, с одной стороны,самосовершенствоваться, а с другой — оптимизировать сам труд.
Результатысамосовершенствования специалиста аккумулируются в его творческом потенциале ивоплощаются в профессиональной компетентности. Необходимой предпосылкойразвития его профессионального творческого потенциала является особенность егосамореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, каксамосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровеньпритязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни иуправленческой деятельности.
Другая сторона активногоотношения специалиста как субъекта профессионального труда проявляется черезего оптимизацию, которая идет по линии совершенствования структуры, организациивыполняемых функций и их гармонизации в рамках целостной стратегии, а также полинии постановки и решения нетривиальных задач, совершенствования качествадеятельности, повседневных отношений и личностного развития.
Однако не всегда эти две«кривые» — самосовершенствования и оптимизации профессиональноготруда — совпадают. Совершенствуя отдельные или даже все стороны труда, невсякий специалист заботится о своем интеллектуальном, личностном развитии, визвестном смысле «растворяется» в служебных делах, становится ихпридатком. Здесь мы выходим к разным индивидуальным характеристикам субъектовтруда. Один тип удовлетворяется статусом и процессом профессионального труда,не считая целесообразным самосовершенствоваться. Другой тип ориентирован наболее сложные профессиональные достижения, что заложено в характере егопритязаний. Третьи из них целиком «привязаны» к социальномуодобрению-неодобрению и потому, как правило, совершенствуют взаимосвязи иотношения с теми, от кого зависит оценивание их труда.

Списоклитературы
1.        Введение вфилософию. Учебник для вузов. В 2-х тт. — М., 1990.
2.        Зинченко В.П.,Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.
3.        Психология ипедагогика. Учебное пособие / Под ред. Абульхановой К.А.- М., 1998.
4.        Психология ипедагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Радугина А.А., Короткова Е.А.-М., 1996.
5.        Слободчиков В.И.,Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.,1995.
6.        Философия / Подред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.