Реферат по предмету "Психология"


Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков

Невротическиерасстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков

План
1.Особенности невротических расстройств умственно отсталых детей
2.Неврастения
3. Истерия
4. Неврознавязчивых состояний
5.Психогенные реакции и реактивные состояния
6. Реактивныесостояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости

1. Особенности невротических расстройствумственно отсталых детей
Невротические расстройства у легко умственноотсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же унормально развивающихся индивидов.
Невротическое расстройство — болезненная реакцияличности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило,связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое расстройство,возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человекаи проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций.
Обычно осложненная беременность матерей умственноотсталых детей и. как правило, аномально, дотекающие роды вносят свою лепту всоздание у них предрасположения к невротическим расстройствам. Частопереносимые интеллектуально неполноценными детьми соматические заболеваниясоздают благоприятный астенизирующий фон, способствующий возникновению невротическихрасстройств.
В происхождении и оформлении клинической картиныневрозов большое значение приобретают преморбидные особенности личности. У подавляющегобольшинства детей в происхождении умственной отсталости участвуют последствияперенесенных органических повреждений головного мозга. Вследствие этойпатологии нередко формируются органические психопатоподобные нарушенияличности. Среди них наиболее часто встречаются неустойчивость, вспыльчивость,эмоциональная лабильность и др. Эти черты личности наряду с интеллектуальнойнеполноценностью еще больше затрудняют приспособительные возможности индивида иувеличивают и без того повышенный риск возникновения невротических расстройств.Психические травмы в детстве (потеря родителей, отвержение, боязнь остатьсянезащищенным), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты междублизкими людьми создают продолжительные стрессовые ситуации, истощают защитныевозможности личности и организма и вызывают невротические расстройства.
Из социальныхфакторов в этиологии неврозов умственно отсталых детей самым важным оказываетсянеблагополучная обстановка в семье (развод, внебрачное рождение, воспитаниеприемными родителями). К заболеванию невротическими расстройствамипредрасполагают материнская депривация, неправильная подготовка к жизни(чрезмерная опека, необычная строгость или безнадзорность), несоответствующееполовое воспитание (развращающее).
2. Неврастения
Наиболее распространенная форма невротическогорасстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычноявляется истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительногофизического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. Уумственно отсталых детей такая ситуация создается обычно при поступлении вобщеобразовательную школу. При обучении в первых классах они не только несправляются с учебной нагрузкой, но и нередко становятся объектом насмешек состороны сверстников и чрезмерного давления со стороны взрослых. В основе этогоневротического расстройства лежит раздражительная слабость, повышеннаявозбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общегосамочувствия. Утомляемость проявляется повышенной истощаемостью. постояннойусталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностьюполучать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями,чувством внутреннего напряжения, расстройствами сна (трудностями засыпания исонливостью днем).
У детейобычно преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность,психомоторное беспокойство), аффективные вспышки сдвигательнымвозбуждением, агрессией. У некоторых из них на передний план выступаютвегетативно-соматические расстройства: анорексия, тошнота, расстройство ритмадыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.
3. Истерия
Нередко уумственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство помеханизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формированиесимптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Таккак умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью иособенной внушаемостью, то и риск возникновения у них кратковременныхистерических реакций или истерии очень высок. Заболевание обычно развиваетсяостро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятныхобстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований кокружающим и невозможностью выполнить эти запросы. Нередкая ситуация,приводящая к развитию истерического невроза, — обстоятельства привлечения кответственности за совершение антиобщественного или даже противоправногодействия (кражи), за которое необходимо нести ответственность. В происхожденииистерических расстройств большую роль играет механизм «бегства в болезнь»,условной приятности, выгодности или желательности болезненного симптома. Симптомыистерии очень разнообразны и изменчивы даже у одного и того же больного.Проявления истерии могут быть, психическими (утрата воспоминаний, страхи,ипохондрические проявления, сужение сознания), моторными (параличи, парезы,нарушение походки, судорожные припадки, гиперкинезы. спазмы, афония, мутизм),сенсорными (слепота, глухота, гипо- и гиперестезии "вегетативно-соматическими (нарушения сердечной деятельности, дыхания,желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы). Как правило, жалобыдемонстративны. Они подчеркивают необычность, тяжесть, непереносимостьболезненных явлений. Клиническая картина истерии может воспроизводить известныесиндромы: «бронхиальную астму» (при затруднении вдоха, а не выдоха,как это бывает при астме), «почечных колик», при которых нетобъективных признаков этого заболевания. Предпосылкой возникновенияистерической симптоматики у умственно отсталых индивидов могут также явитьсяорганические нарушения ЦНС, в особенности, проявляющиеся психопатоподобнымичертами личности истероидного типа. Встречаются также острые аффективныевспышки, сопровождающиеся психомоторным возбуждением и сужением сознания («истерическиеприпадки»), провоцирующиеся конфликтами. Движения, возникающие в этихслучаях, напоминают тонические и клонические судороги, сопровождаются криками,стенаниями, плачем. У детей истерия наиболее часто проявляетсяастазией-абазией, параличами, гиперкинезами, тремором, припадками, приступамиудушья, психомоторным возбуждением, мутизмом, афонией, спазмами кишечника,повторяющейся рвотой. Могут быть аффективные вспышки, сумеречные состояния, обмороки.
4. Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основнойего признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхиили действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больнымикак; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждаетбольного бороться с ними.
В основе происхождения этого невротическогорасстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями,желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, илинравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), —с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностьюпроизводить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложныерасстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, егосимптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виденасильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связис этим борьбы с ними.
Эторасстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных кнемотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могутнаблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия—грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы(сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)
Как правило,невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаютсямоносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями илинедостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине оченьбольшое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формынарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способыприспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко помеханизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляютсяразличные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительнаяреакция — страх).
5. Психогенные реакции иреактивные состояния
Психогенные реакции — болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влияниемморальной травмы.
Наиболеераспространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложноеслабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобныефантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.
Реактивные состояния.
Многие авторы отмечают склонность умственноотсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).
Все описанные особенности психики умственноотсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям,встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у нихнередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором,предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; ФелинскаяН. И"., 1944).
И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшиепсихогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию,истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности ихпроявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность идлительность течения.
К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности:аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй поотсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям привыполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных,связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М.Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакциихарактеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталыхлиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживанияими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность «логическомуразрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именноим клинической картины этих состояний.
По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивныхсостояниях у умственно отсталых лиц „под влиянием внешних ситуационныхфакторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническаясимптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги ваффективности, нарушаются привычные формы поведения“. Атипичностьреактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картинепреобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что ониносят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного временикаких-либо изменений.
Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей сумственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивновозникающие „парааутистические“ состояния. Эти расстройства возникалиу детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Онипроявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции наперемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевогообщения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптацияв условиях привычного содержания и обучения.
Многие умственно отсталые дети (43%) с трудомпереносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится кдевочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводятчасть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний(Блюменфельд С. с сотр., 1971).
У умственноотсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость ихсимптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить,что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельныйвес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствуеткатамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики,ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.

6. Реактивные состояния у детей и подростков сразличными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков састенической формой умственной отсталости.
Будучиаффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а такжеобладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астеническойформой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. Вряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких,неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд,непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственноотсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов.Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногдауже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторыеиз детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и ихсостояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенныереакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциямипо особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. Участи больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательнымвозбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а удругих — стремление к разрушениям или агрессии.
У другойчасти умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивныесостояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.
Для третьей части характерны поведенческиерасстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведениязаключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — вдемонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.
Реактивные состояния у детей и подростков состенической формой умственной отсталости.
У детей иподростков со стенической формой умственной отсталости кратковременныепсихогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения:побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство изних угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративносовершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие икратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакциивсегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышаетнесколько недель.
Реактивныесостояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.
Ееособенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усилениеприсущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере —аффективные расстройства (тревога, возбуждение).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы и анализ нелинейного режима работы системы ЧАП. Метод фазовой плоскости
Реферат А. К. Белов "Воины на все времена"
Реферат Анализ стихотворения А. С. Пушкина Сожженное письмо
Реферат Граждане. Исковая давность
Реферат Производственная структура предприятия и организация производственного процесса во времени
Реферат Современная наука и ее основные разделы. Классификация естественных наук.
Реферат А. Ким «Федина избушка», А
Реферат Использование промо-сайтов в маркетинговой деятельности фирмы
Реферат О Марине Цветаевой
Реферат Финансирование заграничной командировки
Реферат О морали
Реферат Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников решению ло
Реферат Media To The Masses Essay Research Paper
Реферат Анализ методов и приёмов, используемых в современном рекламном бизнесе
Реферат Заочное решение в гражданском судопроизводстве