ЗАПАДНОСИБИРСКИЙГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (Г. ТОБОЛЬСК)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу«Особенности речевого общения в условиях многонационального региона»
Тема: Невербальныесредства: жесты, мимика, их функции
Работа выполнена
Студентом 5 курса заочного отделения
Специальность психология
Курбатовой Еленой Анатольевной
Преподаватель Айтбаков Р.М.
Тобольск, 2005 г.
Содержание
Невербальныесредства общения...........................................................................3
Особенностиневербальной коммуникации……………………….…………….3
Функцииневербальных сообщений……………………………………………..4
Социальноеи психологическое значение мимики……………….……………..6
Выражениелица (мимика)…………………………………………..……………9
Позы ижесты…………………………………………………………….......…..10
Межличностноепространство……………………………………………….…12
Списоклитературы……………………………………………………………....15
Невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическимпроцессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основнымканалам: вербальному и невербальному.
Исследования показывают, что в ежедневном актекоммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевоевзаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческихчувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движенияотдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку,поклоны, походку.
2.Такесика – прикосновение в ситуации общения:рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
3. Проксемика – расположение людей в пространстве приобщении.
4. Физиогномика – учение о выражении характера человека вчертах лица и формах тела.
5. Просодика – ритмико-интонационное оформление речи [10,c.212].
Особенности невербальной коммуникации
Первая выделенная особенность невербальных сообщений – ихситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и егоотношение к предмету разговора, но не может сообщить о его переживаниях напрошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от ихэмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат.
Вторая особенность невербальных сообщений – ихсинтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.
Непроизвольность, спонтанность многих невербальныхдействий – еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть своинамерения или эмоции, у большинства они заявят о себе через ускользающие из-подконтроля «экспрессивные привычки».
Большинство невербальных знаков люди усваивают путемнаблюдения, копирования, подражания.
Функции невербальных сообщений
Какую информацию получают люди в процессе невербальнойкоммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Онавключает сведения о:
темпераменте человека;
его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
его «Я»-образе и самооценке;
его личностных свойствах и качествах;
его коммуникативной компетентности (то, как он вступает вмежличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
его социальном статусе;
его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
Во-вторых, это информация об отношении участниковкоммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
желаемом уровне общения (социальная и эмоциональнаяблизость или отдаленность);
характере, или типе, отношений(доминирование—зависимость, расположение—нерасположение);
динамике взаимоотношений (стремление поддерживатьобщение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).
В-третьих, это информация об отношении участниковкоммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Онавключает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие,интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя другдругу, находятся в сложном взаимодействии [6, c.67].
Выделяют несколько функций, которые невербальныесообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:
дополнения (включая дублирование и усиление) вербальныхсообщений;
опровержения вербальных сообщений;
замещения вербальных сообщений;
регулирования разговора.
Дополнение означает, что невербальные сообщения делаютречь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаетедруга в тот момент, да говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служитдополнением к вашему речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучшезапомнить, если она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человексопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца).Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментовречи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая передсловами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверхуказательный палец — знак это важно»).
Опровержение означает, что невербальное сообщениепротиворечит вербальному, ли на вопрос «Вам интересно?» собеседникдемонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и приэтом говорит: «В общем-то, да», то дает усомниться в правдивости его ответа.Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно,меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже еслисвою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние обнаружитсяспустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или выражение удивления, которые длятсядольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать засоответствием между речевыми и неречевыми посланиями.
Замещение означает использование невербального сообщениявместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаетенаходящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во времядискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела,предложить кому-то из участников выступить.
Регулирование означает использование невербальных знаковдля координации взаимодействия между людьми. При этом часто используютсяописанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону того, ктодолжен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение ккому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительныевозгласы в адрес выступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течениекоммуникации.
Таким образом, невербальные сообщения — необходимаясоставляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторамиэмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека кокружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуацииприсутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъектаобщения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому [6,c.68].
Социальное и психологическое значение мимики
Задолго до того, как дети начинают произносить отдельныеслова, выражения их лиц передают сообщения, которые являются решающими дляконтакта матери и ребенка. Выражения лиц говорят нам о том, что дети радостныили печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем«прочитать» то, что «написано» у ребенка на лице, мы не сможем понять егонаиболее важные сообщения, не сможем почувствовать его симпатию илипродемонстрировать свою.
По литературе о роли мимики в социальном развитии ребенкасуществует ряд подробных обзоров (например, Charlesworth, Kreutzer, 1973; Vine,1973). Многочисленные исследования показали, что человеческое лицо — явлениеэкстраординарных социальных стимулов. Перечисление некоторых наиболее важныхфакторов проиллюстрирует значимость лица в межличностных отношениях.
К трехнедельному возрасту младенцы начинают отвечать навзгляд внимательно смотрящего на них человека (Wolff, 1969) Новорожденныйпредпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому стимулу(Fantz, 1963; Stechler 1964), а более естественное изображение лица зрительнофиксируется ребенком в течение большего времени (Fantz, 1966). Лицо в сравнениис некоторыми другими стимулами (фотографиями детского рожка, медведя, шахматнойдоски, мишени) привлекает большее внимание и ведет к некоторому двигательномууспокоению, включая снижение сердечного ритма у шестимесячных младенцев[4,c.89].
Другие исследования (Thomas, 1965; Kagan, 1970)указывают, что предпочтение лица как стимула изменяется в зависимости отвозраста и ряда других факторов.
Некоторая противоречивость в фактах относительно ролилица как зрительного стимула, несомненно, результат сложностей измерения. Содной стороны, трудно выделить один какой-нибудь определенный показательзрительного поведения младенца. Проблематично, что лучше измерять, —продолжительность первого взгляда, частоту взглядов, общее время рассматриванияили комбинацию этих показателей с различными психофизиологическими измерениями.Тем не менее, уже на основе имеющихся данных можно сделать вывод, чточеловеческое лицо — мощный стимул социального развития [4, c.97].
По мере взросления детей мимические выражения эмоцийоблегчают им развитие навыков игры со сверстниками и организацию взаимоотношений,характеризующих их социальную жизнь. Начиная с подросткового возраста,привязанность направляется больше на сверстников, чем на родителей, и можетотноситься также к группам (таким, как школа, колледж, коллеги по работе и т.д.).
Гипотеза о том, что привязанность возникает на основеэмоциональной коммуникации с помощью зрительных, оральных и кожных ощущений,противоположна точкам зрения теоретиков социального изучения и классическогопсихоанализа, которые рассматривают привязанность как функцию удовлетворенияматерью «первичных» потребностей младенца. Однако младенцы не проявляютпривязанности к другим объектам (например, к детскому рожку), связанным судовлетворением потребностей, и такие объекты не вызывают ни улыбки (Dennis,1935), ни речевых звуков (Kagan, Lewis, 1965), ни повышения внимания (Fantz,Nevis, 1967, а, б). Работы Кистяковской (1965), Шеффера и Эмерсона (Shaffer,Emerson, 1964) показали, что субъект, осуществляющий уход за ребенком, необязательно является объектом сильнейшей привязанности. Есть данные (Walters,Parke, 1965) о важности зрительного и слухового ощущений (дистантныхрецепторов) в социальной привязанности. Роль этих сенсорных модальностей ввосприятии признаков выражения эмоции очевидна. Объяснить же их важность с точкизрения редукции влечения или нормы социального научения довольно трудно.
Было обнаружено также, что эмоционально-коммуникативныехарактеристики основываются большей частью на выразительных реакциях,морфология которых определена эволюционно-генетическими процессами.
Выражение лица (мимика)
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всегораспознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудновоспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение.Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление — поднятые брови, широко открытые глаза,опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови,широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губырастянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глазаприщурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губавыпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губслегка опущены;
счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычноотведены назад.
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человекаасимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могутотражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что леваяи правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левоеполушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляетэмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управленияперекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается направой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю.Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, тона этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаютсяболее или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции болееотчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируютсовместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенноэкспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражаютглубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило,выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка какэлемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так,южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбкаможет отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбкисобеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражаетпотребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемаяприподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то времякак улыбка с опущенными бровями выражает превосходство [2, c.45].
Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящийобычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например,когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычноиспытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, какбы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть вопределенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесьбеспокойства и извинения.
Позы и жесты
Установку и чувства человека можно определить помоторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мывоспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит овнимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с намиоткидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми,кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с болеевысоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в моментобщения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назадили склонившись набок.)
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседникичувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в ихположении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга илисотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когдаони встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобнов положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать,несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно еслихорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг кдругу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбокуот собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабынаклоняют голову вперед.
Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседникчувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигаетстул или как движется, когда думает, что на него не смотрят [3, c.78].
Значение многих жестов рук или движений ног вопределенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычноуказывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенныеконечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят,подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, признакнеповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенныеза голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседниковнаходятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означаетсогласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседникупродолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповойбеседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, ктопостоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону,жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.
Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми,у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активнаяжестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признакзаинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, можетбыть выражением беспокойства или неуверенности [3, c.87].
Межличностное пространство
Другим важным фактором в общении является межличностноепространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг кдругу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как,например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся,или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем большесобеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг кдругу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния междусобеседниками (по крайней мере, в Соединенных Штатах), он зависит от видавзаимодействия и определяется следующим образом:
интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимнымотношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет местосоприкосновение тел спортсменов;
межличностное расстояние (0,5-1,2 м) — для разговорадрузей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
социальное расстояние (1,2-3,7 м) — для неформальныхсоциальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствуетформальным отношениям;
публичное расстояние (3,7 м и более) — на этом расстояниине считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когдастоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видамвзаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение,отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, темменьше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив,находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты длясохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируют в зависимости отвозраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе ксобеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитаютболее отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику(независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяютрасстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственногодостоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные людидержатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет нарасстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положениеили полномочия выше наших.
Традиция – также важный фактор. Жители стран ЛатинскойАмерики и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жителистран Северной Европы.
Таким образом, резюмируя материал по вопросу невербальныхсредств общения, можно сделать вывод: невербальная коммуникация представляетсобой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.Невербальные сообщения несут в себе информацию о личности коммуникатора, оботношении участников коммуникации друг к другу, к ситуации, о включенности вданную ситуацию.
Невербальные сообщения – необходимая составляющаямежличностной коммуникации.
Список литературы
1. АндрееваГ.М. Общение и межличностные отношения // Психология влияния – СПб.: Питер,2001. – С. 31.
2. АндрееваГ.М. Общение как восприятие людьми друг друга отношения // Психология влияния –СПб.: Питер, 2001. – С. 91.
3. АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд.,испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. АтватерИ. Невербальное общение // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001. – С. 209.
5. ДобровичА. Систематика общения // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001. – С. 67.
6. ДобровичА. Межличностные реакции // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001. – С. 202.
7. КуницынаВ.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
8. КэрроллЭ. Изард Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействия аффектов // Психологиявлияния – СПб.: Питер, 2001. – С. 219.
9. ПоваляеваМ.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». –Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
10.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. –Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. -256 с.