Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МарГУ)
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра иностранных языков № 1
КУРСОВАЯ РАБОТА
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ…
Обозначение КР-02069585-030800-06 Группа ЛП-32
Специальность 022900- Перевод и переводоведение
Автор___________________________Лукичева К. К.
подпись, дата
Руководитель________________________Фазылзянова Э.М.
подпись, дата
Йошкар-Ола 2006
Содержание.
Введение
1. Невербальнаякоммуникация
2. Спецификаневербальной коммуникации
3. Физиологические и культурно-специфические основы невербальнойкоммуникации
4.Невербальные элементы коммуникации
4.1. Кинесика
4.2.Тактильное поведение
4.3.Сенсорика
4.4.Проксемика
4.5.Хронемика
5.Паравербальная коммуникация
Заключение
Литература
Введение.
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить внеобщества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначениелюбого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получениеинформации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждениесобеседника к действию и т.д.). Коммуникация — в широком смысле — обменинформацией между индивидами через посредство общей системы символов. Безсомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие междулюдьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходитсявсего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н.невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов. Невербальнаякоммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. communicatio — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональныхсостояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа,окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствуетдостижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации даетсобеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении,чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальнаякоммуникация, ее специфика и основные элементы» определяется тем, что онанаправлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми,недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. Адля профессии переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не толькопереводить иностранную речь, но так же должны уметь понимать чувства и эмоциилюдей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова.
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербальногообщения в процессе межкультурной коммуникации и коммуникации между людьми водной культурной группе.
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разныхкультурных групп или в рамках одной культурной группы.
Предмет курсовой работы – содержание, виды, основные элементы, спецификаневербальной коммуникации.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
1. ознакомиться с некоторыми трудамиученых, занимающихся данной проблемой;
2. проанализировать и объяснить значениеосновных элементов невербальной коммуникации;
3. выделить сущность процессаневербальной коммуникации;
4. раскрыть актуальность данной темы.
Методы исследования проблемы данной курсовой работы – теоретическийанализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы;анализ опыта ученых, работавших в данной области науки; сопоставление различныхприемов и элементов невербальной коммуникации в различных странах.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что онапредставляет научно обоснованные рекомендации по формированию навыковневербального общения
Многие ученые занимаются решением проблемыневербальной коммуникации. В данной курсовой работе рассмотрены труды такихследующих ученых:
1. Биркенбил В.;
2. Бороздина Г.В.;
3. ВинокурТ. Г.,;
4. ГореловИ. Н.;
5. КнаппМ.Л.;
6. КонецкаяВ.П.;
7. ЛабунскаяВ. А.;
8. Леонтьев А. А.;
9. МорозовВ. П.;
10. Холл.Э.
Структура данной курсовой работы отражает логикуисследования, состоит из введения, пяти глав, пяти параграфов, заключения исписка использованной литературы.
1. Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произноситза день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевоеобщение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающимипонять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем,насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации,но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взглядпартнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембрречи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивныминструментом человеческого общения, все же он не является единственныминструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35%информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большоечисло способов общения, которые также служат средством сообщения информации, иэти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация».Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные длянас действия — все они представляют собой определенный вид сообщений,получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих безиспользования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейсяв процессе коммуникации [3, 86 с.].
Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствуетдостижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходелюбого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностномпотенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях,намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а такжеих интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символамив каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим.Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь несколькимпосвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим опоявлении начальства) [10, 23 с.].
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Преждевсего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о еготемпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностныесвойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус,получить представление о его лице и самооценке.
Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантовдруг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование — зависимость, расположенность — нерасположенность), а также динамике ихвзаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самойситуации: насколько они комфортно чувствуютсебя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее[3, 43 с.].
В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является еесоставной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальнойкоммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практикеэта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:
1) Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение.
Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действиядополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речьболее выразительной, уточняют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече сдругом, когда вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевоесообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, дляпривлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательныйпалец [6, 148 с.].
2) Невербальное поведение может противоречитьвербальным сообщениям.
Если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами оченьприятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает вашепозитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальнаяинформация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-товидеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседникнаверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанностиневербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно можетопровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустянекоторое время обнаруживается его подлинное состояние.
3) Невербальные поступки могут заменятьвербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобысказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербальногосообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в Шумной аудитории,жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. Вмагазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.
4) Невербальные действия могут служитьрегуляторами вербального общения.
Регулирование представляет собой использование невербальных знаков длякоординации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы частоиспользуют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение ккому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклонутуловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.
5) Невербальное действие может повторятьвербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложениемуказательного пальца к губам.
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее ипонятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всехкультур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся разноезначение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимознать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре [7, 159с.]
2. Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразнуюинформацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника.В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет,мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, позвыражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнениеили покраснение лица).Тот, кто хочет правильно понимать своихпартнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средствавыражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать [4, 159 с.].
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют намговорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации.Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнеесостояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующихпредметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать ввербальном сообщении.
Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложитьна отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова,предложения, фразы) четко отделены друг от друга.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если людихотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, ноневербальное поведение контролю практически не поддается.Поэтому оченьчасто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения наосновании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров вовремя общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод,что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами вестественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говоритьдетей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты.Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на своюинтуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседниканампозволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умениеих читать и отмечать несовпадения со словами.
Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный,многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.
3. Физиологические и культурно-специфические основыневербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей.Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык.Ониоказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и непредполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепеннопроявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаютсянепосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшиеоттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которуютрудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами [4, 204 с.].
В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический исоциальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов,некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами дляполучения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухимидетьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитироватьмимику при выражении удовольствия или неудовольствия.
Другим доказательством биологической природы невербальной коммуникацииявляется то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнениеили покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания идр.
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточносильно изменились к настоящему времени как поформе, так и по своимфункциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительнымиэмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взглядв знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека — это сигнал онежелании поддерживать контакт [7, 223 с.].
Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща нетолько человеку, но и животным. Они зафиксировали довольно много правилневербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Ноживотные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретаетих и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормыневербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (вЕвропе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки передгрудью и делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную областьприменения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики) [2, 205 с.].
Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличиеуниверсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов,используемых в рамках только одной культуры
На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальнойкоммуникации можно выделить три типа невербальных средств:
1) Поведенческие знаки.
Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение,а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
2) Ненамеренные знаки.
Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногданазывают самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины,покусывание губ и др.
3) Собственно коммуникативные знаки.
Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте,событии или состоянии [10, 67 с.].
Таким образом, использование в коммуникации невербальных средствпроисходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнямицентральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию.Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, нодаже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.