рЕФЕРАТ
натему: «Нарушение памяти»
Введение
Самая удивительнаяспособность человека, которую мы порой не замечаем. Эта способность развиваетсяу нас с детства. В редких случаях, когда люди лишаются этой способности, ихжизнь меняется радикально. Когда мы взрослеем, эта способность становится такойважной, что любая ее ошибка может вызвать в нас желание вообще избавиться отнее. А в пожилом возрасте потеря этой способности может стать болезненнымначалом разрушения нашей личности. Речь идет о нашей памяти. Наша памятьнаносит на карту каждую деталь нашей жизни, она формирует нашуиндивидуальность. Наша память – это мы сами. С самого рождения наш мозгобладает замечательными свойствами, он взаимодействует с окружающей обстановкойи постоянно изменяется под влиянием приобретенного нами опыта. За время жизнимы проводим в среднем 58 отпусков, заводим 1700 друзей и знакомых, прочитываем2100 книг и просматриваем 5800 кинофильмов, в нашей голове хранится не просто коллекцияфактов и цифр, это опыт, который и формирует нашу жизнь и все это благодаряпочти мистическому процессу. Создавая новые связи между собой, клетки нашегомозга не только реагируют на обстановку, они записывают ее, они создают нашивоспоминания. Память обладает важным свойством, она создает наше прошлое, онаобеспечивает наше будущее, она позволяет решать проблемы и конечно же онанаделяет нас языком. Привычка запоминать кажется нам второй натурой, она невозникает сама по себе.
Обычно у взрослыхостается мало воспоминаний о своем детстве, до пяти лет. Это детская амнезия.Люди почти не помнят себя в трехлетними или младше. Перед тем как у детейначинает формироваться память о том, что с ними происходило, дети должнывыработать чувство собственного ’’Я”. Это и есть пусковой механизм автобиографическойпамяти. Память о происходящем может присутствовать и до этого, мы можем помнитьвсякие события, кроме тех, что происходили с нами, это были просто события.Появление чувства собственного я, позволяет лучше запоминать эти события, онистановятся не безличными, а автобиографическими. Это фундаментальноесоставляющее человеческой личности, поворотный пункт, когда мы начинаемзапоминать события своей жизни, из них складываются этапы биографии. Несмотряна то, что в пять лет мы обладаем столь сложным умением, анатомическая основапамяти сформирована лишь частично, она будет развиваться в течение детства, мыбудем принимать ее как само собой разумеющееся, то без чего трудно представитьжизнь.
Память – это содержимоеклетки. Она определяет нашу личность, позволяет строить планы, она заключает всебя наш потенциал, который мы разделяем с людьми при общении.
Данная тема являетсяактуальной, так как ученные до сих пор не открыли все тайны нашей памяти.Существует много заболеваний, которые нарушают нашу память и психику, из-закоторых наша жизнь может полностью измениться и далеко не в лучшую сторону.
Рольгиппокампа
память заболевание психика
Гиппокамп — это частьлимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций,помогают переходу кратковременной памяти в долговременную.
Гиппокампы используютсядля обработки и хранения пространственной информации. Нейроны гиппокампа имеютобласти, чувствительные к положению в пространстве. Гиппокамп необходим длярешения даже простейших задач, которые требуют пространственной памяти,например, дойти до магазина рядом с домом. Без полностью функционирующегогиппокампа, люди могут не вспомнить, как добраться до места назначения и гдеони были; один из самых распространенных симптомов амнезии — это потеряориентации в местности. Томография мозга показывает, что гиппокамп наиболееактивен у людей, которые успешно перемещаются в пространстве.
Ученные доказали, чтогиппокамп играет роль в поиске кратчайших путей между уже хорошо известнымиместами. Например, таксистам необходимо знать много мест и короткие пути междуними. Ученные Лондона в 2003 году пришли к выводу, что гиппокама у таксистовнамного больше чем у других людей. Еще не выяснено, помогает ли изначальнобольшой гиппокамп стать опытным таксистом, либо постоянное нахождение короткогопути приводит к его увеличению. Также ученые обнаружили, что чем больше человекработает таксистом, тем больше его правая часть гиппокамп.
Гиппокампыисключительно важны для памяти, потому что они получают информацию опроизошедшем с нами событий, помимо нашего сознания. Гиппокампы никогда неспят, потому что они регистрируют каждое событие в любой момент, когда онопроисходит. Если гиппокампы не реагируют автоматически, то человек неспособензапоминать даже самые необходимые вещи.
Если у человека пораженыоба полушария головного мозга, это приводит к тому, что человек не можетзарегистрировать информацию в памяти. Даже если человек пользоваться ранееприобретенными навыками или сохранит способность помнить события прошлого, онне будет способен к запоминанию новой информации, как если бы эта способностьисчезла вместе с гиппокампом. Несмотря на то, что структуры гиппокампа являютсяключевыми для функционирования памяти, существуют другие системы головногомозга, также участвующие в деятельности памяти. В действительности, информация,предназначающаяся для хранения, перемещается по ряду структур головного мозга,в которых она затем будет запомнена.
Гиппокампы – ключевыеточки в сети всей памяти. На снимках РМТ, у здоровых людей, гиппокампы видны,вполне, отчетливо, они миндалевидные, плотные, мясистые и расположенысимметрично. У людей с нарушенной памятью, гиппокампы примерно в два разаменьше./>/> Нарушение памяти в пожилом возрасте
Наш возраст изменяетвоспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинаетсжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующиедесять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает угасать. Послесорока лет клетки головного мозга начинает гибнуть в количестве десять тысяч вдень. В пожилом возрасте память подходит к своему закату. Наш мозг стареет, также как и наше тело, и это сказывается на памяти, потому что наше способностьсоздавать воспоминания зависит от работы мозга. Ключевой элемент мозга – белоевещество. Это как кабель, которые связывают различные части мозга и позволяютим общаться друг с другом. В мозге пятидесятилетнего человека нет изменения вбелом веществе – это здоровый мозг. А если посмотреть на снимкивосьмидесятилетнего человека, то там существуют изменение в белом веществе.Причины возрастных изменений белого вещества в том, что кровоснабжение мозгауже не такое хорошее, как в молодости, и это вызывает повреждение кабелей. Идело не только в проводах, химические агенты, несущие сигналы через мозг тожеизменяются. Эти химические проводники очень важны для общения клеток мозгамежду собой и по мере старения, они подвергаются огромным изменениям. С молодоговозраста до восьмидесяти, девяносто лет, количество этих веществ снижается на50 процентов.
В процессе нормальногостарения, мы замечаем небольшие изменения. Но самое замечательное в том, чтомногие сохраняются, и в девяносто лет человек обычно способен помнить событиядетства, например, он может сосредоточиться и вспомнить, что случилось всредней школе. Если все идет нормально, этот объем памяти сохраняется в течениевсей жизни.Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймеравырабатываются токсичные белки, они встраиваются в мозг и нарушают его функции.Болезнь Альцгеймера означает, что мозг изнашивается в тех самых отделах мозга,которыми мы пользуемся, чтобы думать. Позже при болезни Альцгеймера формируетсяочаги патологии. Это означает, что высокая интенсивность метаболизма,энергетическая активность, сосредоточенные в этих отделах, и служат основой дляформирования болезни Альцгеймера. Это позволяет сравнить нашу память смеханизмом, те части мозга, которые отвечают за память, работают интенсивнее ибыстрее изнашиваются.
Болезнь Альцгеймера –неизлечимая болезнь, которая чаще всего наблюдается у людей старше шестидесятипяти лет. Но существует и ранняя болезнь – редкая форма заболевания.
У каждого человека этаболезнь протекает по своему, но существуют общие симптомы. Например, человек неможет запомнить ранее заученную информацию. Первые заметные симптомы обычно поошибке связывают с влиянием стресса или с преклонным возрастом. С развитиемболезни проявляются такие симптомы как раздражительность, спутанность иагрессивность. Настроение у человека колеблется, нарушается способностьпонимать и говорить сказано, теряется долговременная память и общеесамоустранение больного от дел по мере затухания сознания. Болезнь может привестик смерти из-за постепенной потери функций организма.
Вот некоторыесимптомы:
1. Человекпытается выяснить ответ на один и тот же вопрос несколько раз, так как онзабыл, что собеседник ответил.
2. Повторениеодной и той же истории, дословно, снова и снова.
3. Человекчувствует себя неловко в знакомой среде, так как он считает, что не знает их.
4. Неспособен оплачивать свои счета.
5. Человекпренебрегает водными процедурами, носит одну и ту же одежду много раз, такженастаивает, что он недавно принимал ванну и его одежда все еще чистая.
6. Человекзабыл, как совершать действия, которые он раньше делал без какого либо труда.
7. Полагатьсяна кого-нибудь в принятии решении, которые он сам решал раньше. Корсаковский синдром
Люди,страдающие Корсаковским синдромом, не способны запомнить информацию на текущеесобытие (фиксационная амнезия). При этом страдают фиксация впечатлений ирепродукция. Так же наблюдается амнестическая дезориентировка во времени, тоесть человек теряется во времени.
Формальные процессымышления поражаются в несколько меньшей степени. Так, пациент, после еды тут жео ней забывает, однако способен еще сносно играть в шахматы (правда, если доскас фигурами находится перед глазами). Ходы в игре носят ситуационный характер —о том, какими они были задуманы несколько минут назад, больной не помнит.
Больные, проблемы спамятью не осознают, поэтому жалоб у них нет. Но часто они пытаютсязамаскировать провалы памяти. Люди чувствуют недостаток памяти, но часто оченьбыстро забывают об этом.
Наблюдается приорганических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями,алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями,инсультами. Больные не способны запомнить обстановку, окружающих лиц, неориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали,чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобытолько что происходили и которых на самом деле не было (конфабупяции).Выявляются повышенная истощаемость, вялость, адинамия. Фон настроения можетбыть апатическим, подавленным, эйфорическим. Время от времени возникаютотдельные галлюцинации, нестойкие бредовые идеи, о которых тут же забывается.
Внешне поведениебольных упорядоченное. Отмечаются лишь малоподвижность, отсутствие инициативы.Настроение чаще безразличное, иногда сниженное, со слабостью, повышеннойутомляемостью, раздражительностью; в ряде случаев — благодушно-приподнятое(эйфория). При грубом расстройстве запоминания сохраняются память на события,происходившие до болезни, на профессиональные знания, прежний опыт. Мышлениекак бы обусловлено только внешними впечатлениями. Отсутствует внутренняяактивность, направленность на достижение определенной цели.
Тем не менее, больныесохраняют способность разумно рассуждать, делать верные умозаключения, если нетребуется опоры на воспоминания о текущих событиях.
Дефект памяти современем может сглаживаться, быть неизмененным, но в случае прогрессированияболезни к фиксационной амнезии присоединяется амнезия ретроградная. Выделяютнепродуктивный вариант Корсаковского синдрома — фиксационная амнезия сблагодушным настроением, но без конфабуляции. Корсаковский синдром наблюдаетсяпри интоксикациях, черепно-мозговых травмах, инфекционных заболеваниях,сосудистых процессах (нарушения васкуляризации в области гиппокампа,лимбических структур). В качестве самостоятельного выделяется не всеми.
Заключение
В данном реферате былорассмотрено некоторые виды нарушения памяти, причины их возникновения исиндромы. Но нужно осознавать, что не вся наша память изучена полностью. Дляученных все еще остается загадкой, например, то, как мы можем запомнить такоеогромное количество информации. Существует еще один интересный факт на счетнашей памяти. Ученные долгое время думали, что за воспоминание из прошлого имыслей о будущем отвечают разные участки нашего мозга, так как, когда мывспоминаем прошлое, мы соединяем картинки в мозге и получаем воспоминания. Нокак показали исследования, за эти два функция отвечает одни и те же участкинашего мозга. Нарушение памяти – это не просто потеря памяти, это также потерясвоей личности. Память формирует индивидуальность, характер человека.
К концу жизни нашапамять наполняется опытом, тайнами, мечтами. Но в момент смерти, онивысвобождаются в одном безмолвном и невидимом выбросе. Возможность помнитьпрошлое – это одно из чудес природы, она очень необычная. Наша памятьразвивается с нами всю жизнь, она содержит все о нас. Наша память – это мы сами.
/>Список используемой литературы
1. ГершонЭ.С., Ридер Р.О. Важнейшие психические расстройства и мозг // В мире науки,1992.
2. ДмитриеваТ.Б., Дроздов А.З., Коган Б.М., Маньковская И.В., Наумович А.О., Сафуанов Ф.С.,Филатов Т.С. Депрессивные синдромы при психопатиях (клинические,психологические и нейрохимические аспекты // Социальная и клиническаяпсихиатрия, 1994, том 3, №3.
3. _ГамезоМ.В, Домашенко И.А Атлас по психологии // Уч пос 2004 -276с
4. ПалмерД., Палмер Л. Эволюционная психология.Секреты поведения Homo sapiens.
5. Гендернаяпсихология_Бендас Т.В_Уч пос_2006 -431с
Оглавление
Введение.
Рольгиппокампа.
Нарушение памяти в пожилом возрасте.
БолезньАльцгеймера.
Корсаковский синдром.
Заключение.
Список используемой литературы.
Реферат по курсуПсихология на тему:
«Способности ивозраст»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. СПОСОБНОСТИ
1.1 СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
1.2 УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
1.3 СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
2. ЗАДАТКИ
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗРАСТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Встречаясь в жизни с различнымилюдьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпыих духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаютсядруг от друга по своим способностям.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различныетребования к психическим и физическим силам человека. Если наличная системасвойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и навысоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то уиндивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являютсязадатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. Наоснове одних и тех же задатков могут развиваться различные способности взависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменениемобъективных условий, а следовательно, воспитываются и преобразуются. Такимобразом, способности человека, развиваются с возрастом и самим человеком.
Человеческие способности — это величайший из даров природы. Этим даромнаграждён каждый человек. Но разница лишь в том, что свои дары природа поровнуне делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Чемраньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможемразвить их или помочь в определении рода занятия. Ведь человек всегда стоит наперепутье дорог с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бызаниматься, что бы это доставляло не только удовольствие, но и приличныйдоход).
1. Способности
Способности — это такие психологические особенности человека,от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которыесами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[3]
Способности — это индивидуально-психологические особенностиличности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности иобнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями,умениями и навыками. [3]
Пока человек не начал определенной деятельности, у негосуществуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиесясвойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но болеесформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, егопотенциальные способности становятся актуальными способностями, не толькопроявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.
Наиболее общей классификацией способностей является делениеих на две группы: общие и специальные.
Под общими способностями понимается такая системаиндивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительнуюлегкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видовдеятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природногодарования, так и всестороннего развития личности.[1]
Под специальными способностями понимают такую систему свойствличности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либоспециальной области деятельности, например литературной, изобразительной,музыкальной, сценической и т. п.
Есть,например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяютсяскоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Естьтакже музыкальные, художественно-изобразительные, литературные,лингвистические, математические, организаторские и множество другихспособностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видовдеятельности, в которые включаются люди.
Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но нетождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способностичеловека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективностиих приобретать и увеличивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях,навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости,легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его.
1.1 Структура способностей
Каждая способностьимеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например,основным свойством способности к изобразительному искусству будет высокаяприродная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процесседеятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. Копорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, инаконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствамотносятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливаетсясущественное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение итипизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этойспособности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональноеотношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
1.2Уровни развития способностей
Структураспособностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развитияспособностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первомуровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания,овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На второмуровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Следуетиметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементытворчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которойона вообще немыслима. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процесседеятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяетсяи структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали сподражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самыйвысокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминамиталант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве,науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальныйчеловек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научныхисследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек такжевносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способовисследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости игениальности возникают при всестороннем развитии личности. 1.3 Способности и задатки
Каждыйчеловек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств,определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденныесвойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какиевиды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами —осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются тольконекоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержаниекоторой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденныеиндивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению иливыполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками.
2. Задатки
Задатки- это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающийтип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структурголовного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым учеловека могут успешно формироваться и развиваться способности.
Задаткине малозначимы, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь вразличные способности. Они бывают разных видов. Одни из них не определяют нисодержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значениеограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развитияспособностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатковможно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другиезадатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому,все-таки больше влияют на их содержательную сторону.
Толькопри наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро дажепри неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задаткисами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другойстороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии)человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов всоответствующей деятельности.
Сравнениезадатков с почвой, а способностей с тем, что на ней может вырасти, конечно же,только аналогия, но она позволяет понять проблему соотношения междупредпосылками развития (задатками) и результатом развития (способностями), невпадая в крайности, не преувеличивая, но и не отрицая роли врожденного. [4]
3. Взаимосвязь способностей и возраста
Безусловно, способностиразвиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитиемличности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частьюспособности раскрываются и развиваются в детстве.
Развитие способностей удетей происходит в процессе обучения и воспитания. Способности у ребенкаформируются в процессе обучения материальной и духовной культуры, техники,науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Ониодновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. Впроцессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразныеи более совершенные способности. Самые первые проявления задатков превращают ихв элементарные способности.
Вместе с тем каждая начинающаяся складыватьсяспособность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей.Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшуюступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, болеевысоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностейразлична. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта,в даровании которого существенную роль играют специфические врожденныесвойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученоголитературоведа, историка или экономиста. [5]
В развитии способностей у ребенкасущественным этапом является развитие у него так называемой готовности кобучению. Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе тойподготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению неугасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определеннымпериодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых приликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юныегоды все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этогоучения совершается формирование способностей, которые открывают более широкиевозможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.[5]
В способностях детей всегдапроявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, втом, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разнойглубиной осваивают знания. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерийодаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и теже успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А приодних и тех же способностях успехи могут быть разными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способностиформируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков —наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно,для развития способности к какому-либо виду деятельности необходимо непременноевыполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъектадеятельности.
В результате индивидуальногожизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуальносвоеобразный склад способностей.
Развитие человека, вотличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и естьразвитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, чтопредставляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний иумений.
Лучшим периодомразвития способностей является детство. Именно этот период жизни человекаявляется самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала непроизвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школепомогают их развивать. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, человекпродолжает развивать новые и совершенствовать старые способности. Но этотпроцесс уже происходит значительно медленнее.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предметпознания. – Л.: Лениздат, 1999.
215с.
2. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л.Психология. – М.: Высшая школа, 1989. 96 с.
3. Кузин В.С. Психология. – М.:Высшая школа, 1984. 88с.
4. Лейтес, Н. С. Ранние проявленияодаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 98- 107.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общейпсихологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.