ТЕМА
Мышление: егообщая характеристика, операции, формы, виды
Введение
В введении хочетсявкратце коснуться юридической психологии как науки. Психология – наука опсихике, которая изучает, каким образом внешнее воздействие, то естьотражаемое, переходит во внутреннее, психическое отражение и становитсярегулятором нашей деятельности, она изучает общие закономерности взаимодействиячеловека со средой. Развитие психологии, психиатрии и права привело кнеобходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научнойдисциплины. Юридическая психология возникла для изучения закономерностейпроявления психики человека в ситуациях, регулируемых правом.
Цель юридическойпсихологии – построение правового государства и общества, а специфика –способствование достижению ее на основе раскрытия зависимостей и влиянийюридическо-психологической реальности, а также разработки путей их оптимизации.
Итак, юридическаяпсихология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности имеханизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.
В данной контрольнойставится задача рассмотреть такие важные вопросы относящиеся к психическимпроцессам и состояниям как мышление и воображение.
В первом разделеконтрольной будут рассмотрены такие ключевые понятия как мышление, его основныеформы и виды, операции мышления. На некоторые определения будут даны примеры изюридической практики.
Во втором разделерассматривается воображение, его процессы и виды. Будет рассмотрена спецификавоображения юриста.
Третий раздел посвящен решениюзаданной задачи.
И наконец в заключении,будет подчеркнута важность изучения предмета «юридическая психология»для юриста.
Раздел 1. Мышление
Глава 1.1 Общаяхарактеристика мышления
Прежде чем перейти кхарактеристике мышления остановимся на основных психологических процессахпредшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственногоопыта, так называемого чувственного познания, которое протекает в трех основныхформах:
— ощущение – этоотражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (цвета, формы,запаха, вкуса);
— восприятие – этоцелостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственноговоздействия на органы чувств;
— представление – этосохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринималсяраньше.
Чувственное познание даетнам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не можетдать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познаваяокружающий мир, человек стремиться установить причины явлений, приникнуть всущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно безмышления, отражающего действительность в определенных логических формах.Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя решить путемнепосредственного, чувственного отражения. Так осматривая место происшествия,следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливаясущественные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путемлогического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкцияпроисходит путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того,что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишьна основе обобщения, на основе знаний.
Итак, мышление –опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязейдействительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойстводнородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления какразновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческогомышления.
Основные особенностимышления:
— мышление отражаетдействительность в обобщенных образцах. В отличии от чувственного познания –мышление абстрагируется от единичного, выделяя в предметах общее,повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридическоголица, государственного суверенитета и так далее. Абстрактное мышление глубжепроникает в действительность, открывает присущие ей законы;
— мышление — процессопосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можнопознать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления,можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника;
— мышление неразрывносвязанно с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своеймыслительной работы;
— мышление – процессактивного отражения действительности. Активность характеризует весь процесспознания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение,абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания опредметах действительности.
Однако как ни великозначение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органовчувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познаниюявления.
Глава 1.2 Операции мышления
Операции мышленияпредставляют собой: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация,классификация и систематизация.
Рассмотрим операциимышления более подробно.
Установление сходства иразличия между предметами представляет собой сравнение. Именно через сравнениеначинается познание объектов окружающего мира. На сравнении основанагруппировка явлений, предметов и событий, то есть классификация, систематизацияи другие мыслительные операции. Оно является средством оценки объектов в томили ином отношении, средством установления изменения в нем. Без сравнениянельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их поопределенному признаку. Здесь хочется отметить и то, что само сравнениеневозможно без анализа и синтеза, абстракции и обобщения.
Обобщение. Обобщениеможет осуществляться на двух уровнях. Элементарный уровень обобщения – этосоединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Обобщениевторого, более высокого уровня – это когда в группе предметов и явлений выделяютсущественные общие признаки. Человек предвидит будущее благодаря обобщениям. Вполной мере обобщение воплощается в понятии. При овладении понятиями мыотвлекаемся от всех случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишьсущественные для данной группы объектов свойства. Обобщение – основнаямыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Благодаряобобщениям действительность отражается в чистом виде, освобожденном от всегослучайного. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений, оно освобождаетнаши знания от ограничений чувственной конкретности и делает возможнымиспользование их в новой ситуации. Обобщения основаны на сравнении, напротивопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщениевозможно лишь благодаря абстракции.
Абстракция – расчленениеобъектов и выделение в нем отдельных существенных в каком – либо отношениисторон. Операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельныхсвязей и отношений есть абстракция. Она связанна с мысленной перегруппировкойреальных элементов и их связей. Все абстракции – это понятия. В процессеабстракции человек отвлекается от конкретного, чтобы познать ту или инуюсторону его сущности. Целью познания, как известно, является практика, живаяконкретная действительность, поэтому на высшем этапе познания происходитвосхождение от абстрактного к конкретному.
Конкретизация – познаниецелостного объекта во всех существенных взаимосвязях. Это теоретическоевоспроизведение целостного объекта. Мышление исходя из живого созерцания отконкретного, данного нам в чувственном опыте, переходит к абстрактному,образуются понятия и только затем осуществляется восхождение к конкретному,когда отдельные стороны объекта осмысливаются на основе знаний.
Классификация – объединениепредметов и явлений в группы на основе их общих признаков (виды, роды, классы).Она основывается на сравнении и обобщении.
Систематизация –группировка предметов с выделением более мелких групп, видов и разрядов,выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельнымичастями.
1.3 Формы и виды мышления
Рассмотрим основные формымышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или ихсовокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своемусодержанию, – как определенная связь их существенных признаков (то есть в формепонятий). Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойстваодной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем исодержание. Где объем – это совокупность всех объектов, входящих в данноепонятие, а содержание – это знание об этих предметах. Наши знания это системапонятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе,но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, вто же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны спредставлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется ирасширяется.
В форме сужденийотражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение – форма мышления, вкоторой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между ними.Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения илиотрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что – либо утверждаетсяили отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается). Так, всуждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «неимеет обратной силы». В суждении выражаются не только знание о предмете,но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степеньуверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных сужденияхтипа «возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления»). Еслиистинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения.
Умозаключение – выводнового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихсязнаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного илинескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что вумозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобнымже образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющийлюбое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях,является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслейсуществует в определенных логических формах: понятиях, суждениях,умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что отистинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет изимеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, безобращения к опыту, интуиции и тому подобному.
Итак, в мышлениимоделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи между явлениями,их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений,умозаключений и понятий.
Перейдем к видаммышления. Одним из генетически ранних видов мышления являетсянаглядно-действенное мышление, в котором преимущественное значение приобретаютдействия с предметами. Ребенок, как и наши предки, действует с предметами,расчленяя и объединяя их, наглядно соотнося отдельные части. На основенаглядно-действенного мышления возникает наглядно-образное мышление. Еслирассматривать уже выше приведенный пример, то постепенно ребенок после наглядногосоотношения отдельных частей, начинает действовать с образами этих предметов вуме. Для этого вида мышления характерно оперирование наглядными образами, а нереальными предметами. Высшей степенью развития мышления является абстрактноемышление, мышление в форме понятий и рассуждений (например, установление причинявления при помощи умозаключения). Мышление отдельных взрослых людей такжеможно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный(теоретический) и смешанный вид. Но в различной деятельности, обычно, у одногои того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления.
Раздел 2. Воображение
Глава 2.1 Общаяхарактеристика воображения
Психический процесспостроения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением.Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфическичеловеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда.Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение.При индивидуальном развитии человека воображение формируется в тесной связи смышлением. Построение образов воображения, то есть таким образом, которые мы ненаходим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровнеинтеллектуального развития человека.
Воображение неразрывносвязано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с еепотребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями инавыками.
Нейрофизиологическойосновой воображения является образование временных нервных связей в сферепервой и второй сигнальной систем, их распадение на отдельные элементы иобъединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Человек принимаято или иное решение осуществляет вычленение из данной обстановки и из своейпамяти все то, что соответствует формированию образа будущего результатадействия. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковыхобразований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Подвлияние воображения у человека возникают соответствующие органическиесоединения. Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга.
Деятельность следователятребует значительного развития воображения. Без него невозможно ни выдвижениеверсий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий.Воображение обслуживает вероятностное мышление – основной механизм творческогорешения нестандартных задач.
Воображение – психическаяфункция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способностьпсихики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движениечеловеческой практики.
Глава 2.2 Процессы и видывоображения
Рассмотрим видывоображения. Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное.Непроизвольное воображение является наиболее простым видом воображения. Оновозникает в связи с теми или иными восприятиями. Например, глядя на облако,человек непроизвольно может вообразить разные фигуры. Слушая показаниясвидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию.Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующихэлементов своего опыта и реконструкция их в новых образах называетсяпроизвольным воображением (создание литературных образов, новых моделейразличных предметов, и так далее).
В зависимости от степениоригинальности образов воображение делится на:
— воссоздающее –формирует новые образы на основе описания или условного воображения(рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность);
— творческое – создаетсовершенно новые, оригинальные образы. Творческое воображение называетсяфантазией, образы которой могут быть простыми (агглютинация – механическое,нереальное объединение частей или свойств различных, несовместимых предметов –русалки, кентавры; воображение по аналогии – грабли по аналогии с рукойчеловека) и более сложными (гиперболизация – преувеличение предметов, ихкачеств, количества их элементов – богатыри в былинах и так далее). Наиболеевысоким уровнем творческого синтеза является типизация – воплощение вконкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображениеособенно тесно смыкается с мышлением.
Иногда воображениевыступает как «заместитель» активной деятельности, не приводящей квыполнению определенной программы действий, это так называемое пассивноевоображение (например, мечта может быть активной и пассивной).
Глава 2.3 Воображениеюриста
Рассмотрим воображениеюриста на примере воображения следователя. Все познавательные процессысинтезируются в воображении. Воображение преобразует реальность в идеальныемодели, которые являются средством проникновения в будущее и средствомреконструкции прошлого. В следственной практике постоянно возникаетнеобходимость реконструкции, мыслительного воссоздания прошедших событий поотдельным сохранившимся их следам, последствиям. Оно возможно лишь на основезнаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можновыдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.
Деятельность следователязаключается в восстановлении истиной картины событий по их прямым и косвеннымпризнакам – доказательствам. По прямым и косвенным доказательствам следовательвоссоздает, реконструирует событие преступления, объективную и субъективную сторонысостава преступления. Первоначально происходит вероятностная реконструкциясобытий, позволяющая произвести неотложные оперативно-розыскные и следственныедействия в широком диапазоне вероятностей. Затем в ходе расследования создаетсядостоверная информационно-логическая модель события. Следственные ситуациимогут быть простыми, не требующими познавательного поиска, и сложными,проблемными, требующими познавательно-поисковой эвристической деятельностиследователя. На первых этапах расследования, наряду с доказательственнойинформацией большое значение имеет ориентирующая следствие информация. Назаключительном этапе существенное значение имеет только доказательственнаяинформация. Первая направляет познание на получение новой, недостающейинформации. Во всех случаях основная психологическая задача расследованиясостоит в изыскании способов получения недостающей информации. Как показываетпрактика расследований, изыскание необходимого и возможного способа, приемарасследования конкретного типа следственной ситуации зависит от теоретическихзнаний следователя, гибкости его мышления и развитого воссоздающеговоображения.
В завершении хочется датьхарактеристику воображения в таблице.Виды Формы проявления Способы и приемы активное пассивное творческое воссоздающее преднамеренное непреднамеренное мечты грезы галлюцинации агглюцинации акцентрирование гиберболизация схематизация типизация /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Раздел 3. Задача
Входит ли в компетенциюэксперта-психолога решение следующих проблем:
1. Выработка предложенийо мерах наказания с учетом особенностей личности обвиняемого, его нравственногооблика.
Ответ: не входит,согласно статье 57 УПК РФ, а также статье 196 УПК РФ судебная экспертиза дажене назначается .
2. Определениеспособности верно воспринимать имеющие значения для дела обстоятельства идавать о них показания.
Ответ: определениеспособности верно воспринимать имеющие значения для дела обстоятельства идавать о них показания входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласно статье57 части 3 пункта 4, эксперт вправе: давать заключение в пределах своейкомпетенции, в том числе по вопросам, хотя и не представленным в постановлениио назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертногоисследования. Согласно статье 196 часть 1 пункт 3 назначение судебнойэкспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическоесостояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в еговменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законныеинтересы в уголовном судопроизводстве. Далее пункт 4 гласит, что назначениесудебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое илифизическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способностиправильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, идавать показания.
3. Определение наличия вдействиях лица умысла.
Ответ: не входит вкомпетенцию эксперта-психолога. Умысел, согласно статье 24 части 1 УК РФ естьформа вины. Согласно статье 29 части 1 пункта 1 УПР РФ, только суд правомоченпризнать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.
4. Определениепсихопатических состояний: психопатий, психопатологоподобных состоянийразличной природы, неврозов, легкой степени олигофрении.
Ответ: определениепсихопатических состояний входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласностатье 57 части 3 пункта 4, эксперт, вправе давать заключение в пределах своейкомпетенции, в том числе по вопросам, хотя и не представленным в постановлениио назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертногоисследования. А также согласно статье 196 часть 1 пункт 3 назначение судебнойэкспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическоесостояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в еговменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законныеинтересы в уголовном судопроизводстве. В пункте 4 части 1 данной статьиговорится о том, что назначение судебной экспертизы обязательно, еслинеобходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когдавозникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства,имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.
5. Определение возможногопсихологического давления со стороны работников правоохранительных органов научастников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в периодрасследования преступлений.
Ответ: не входит вкомпетенцию эксперта-психолога.
6. Определениеспособностей несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью,не связанных с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, даватьотчет в своих действиях.
Ответ: определениеспособностей несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью,не связанных с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, даватьотчет в своих действиях входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласнопункта 4 статьи 196 «Обязательное назначение судебной экспертизы», назначениесудебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое илифизическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способностиправильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, идавать показания.
Заключение
В заключении хочетсяподчеркнуть значимость предмета юридическая психология. Точное представление отом, посему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понятьсвою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор изащитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны бытьвооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться всложных запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходитьсяразбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, ктоимеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводитьвоспитательную работу. Наука о психологической жизни и деятельности человека,изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мышление, чувстваи воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, не может не иметьсамого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрениюдел в суде.
Занимаясь исследованиемтеневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователии судьи должны сохранять личную невосприимчивость к отрицательным влияниям иизбегать нежелательных искажений личности. Что же касается важности изученияпредмета «Юридическая психология». Для будущего юриста имеет практическуюценность изучение и применение методов науки психологии. Они необходимы вработе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильнопостроить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, атакже призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить ксобственной судьбе и личностному росту.
И в конце подведем итогконтрольной работы. По написанию контрольной работы мной были достигнутыпервоначально поставленные цели. А именно, детально раскрыта общаяхарактеристика мышления, операции мышления, формы и виды мышления.Необходимость понимания механизмов мышления также необходима для будущегоюриста. Следователю постоянно приходится разрешать задачи, которые ставит передним расследованием уголовного дела. Однако, мышление – это не просто процесс разрешения.«Мышление разрешает вставшую перед человеком задачу благодаря тому, – говорясовсем общо, – что оно раскрывает не данные в условиях неизвестные свойства иотношения объектов или явлений, входящих в проблемную ситуацию: мышление – этопо существу своему познание, приводящее к решению встающих перед человекомпроблем или задач» (Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования».)
По поводу воображенияхочется отметить, что оно играет важную роль в саморегуляции психическогосостояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов вопределенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутреннейнапряженности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач. Спомощью воображения человек может управлять многими психофизиологическимипроцессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность.
Список использованнойлитературы
1. Аминов И.И. и другие. Психологиядля юристов. Учебник. – М.: Омега – Л, 2005 год.
2. Барихин А. Б. Большой юридическийэнциклопедический словарь.– М.: 2006 год.
3. Васильев В.Л. Юридическаяпсихология. Учебник для вузов. – М.: 1991 г.
4. Васильев В.Л. Юридическаяпсихология. Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб. Питер, 2005год.
5. Еникеев М.И. Основы общей июридической психологии. Учебник для вузов. – М.: 1996 год.
6. Розин В.М. Психология для юристов.Учебное пособие для высшей школы. М.: 2004 г.
7. Романов В.В. Юридическаяпсихология. Учебное пособие. – СПб,1999 год
8. Столяренко А.М. Прикладнаяюридическая психология. – М.: 2006 г.
9. Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации. – М.: Издат. Омега-Л, 2008 год.
10. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации. – М.: издат. «Омега-Л», 2008г.