Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Мышление как центральное звено процесса учения»
План
1. Общаяхарактеристика процессов мышления.
2. Видымышления. Логические операции процесса мышления.
3. Индивидуальныеразличия и стили мышления.
4. Активизацияпроцессов мышления в учебной деятельности.
Литература
1. Введение впсихологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
2. ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
3. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
4. Обухова Л.Ф.Этапы развития детского мышления. – М., 1972.
5. ПетуховВ.В. Психология мышления. — М.: МГУ, 1987.
6. Развитиемышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.
7. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
8. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
9. ТихомировO.K. Психология мышления. — М., 1984.
1. Общая характеристика процессов мышления
Мышление – это социальнообусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков иоткрытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражениядействительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основепрактической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за егопределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешниммиром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывнопроверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В.Брушлинский).
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода запределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключенияраскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами,выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперируетпонятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мыслительный процесс – процесс, которому предшествуетосознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным ицеленаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либорезультатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование сужденияи т.п.2. Виды мышления.Логические операции процесса мышления
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся нанепосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процесседействий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийсяопорой на представления и образы; функции образного мышления связаны спредставлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить врезультате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенностьобразного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов иих свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образноммышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемыйпри помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое,реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемыхзадач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическоемышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодическогозакона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления– подготовка физического преобразования действительности: постановка цели,создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практическогомышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицитавремени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверкигипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чемтеоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеетдело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские,ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (времяпротекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания(осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто вовремени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено всознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуетсябыстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимальноосознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир,регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь,связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическоемышление.
Важным является различение продуктивного и репродуктивногомышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительнойдеятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
Необходимо также различать непроизвольные мыслительныепроцессы от произвольных: непроизвольные трансформации образовсновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но,как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественногомышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами.Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний планвыступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций,таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и ихсвойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуациидля выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественныесвязи, которые даны в восприятии.
Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливаетцелое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтезаприводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможенсинтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализомчастей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних канализу, у других к синтезу.
Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойстваи отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет,не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделенияотдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделениюнечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичныхпризнаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщениеможет совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Таксовершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формахобобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонамиединого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Основные формы логического мышления – это понятия,суждения, умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства,связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи междупредметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждениямогут быть ложными и истинными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основенескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключенияиндуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного кобщему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельныхфактов и явлений.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего кчастному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законови правил.
Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного кчастному (на основе некоторых элементов сходства). 3. Индивидуальные различия и стили мышления
Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:
— широта – способность охватить весь вопрос целиком, неупуская в то же время необходимых для дела частностей;
— глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
— самостоятельность – умение выдвигать новые задачи инаходить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
— гибкость – нескованность закрепленными в прошлом приемами испособами решения задач, умение быстро менять действия при измененииобстановки;
— быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации,обдумать и принять правильное решение;
— торопливость – поспешное решение вопроса без всестороннегообдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;
- критичность – умение объективно оценивать свои и чужиемысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения ивыводы.
Индивидуальные стили мышления:
— синтетический — стремление создать что-то новое,оригинальное на основе обобщения разных подходов и идей; теоретическоемышление;
— идеалистический – склонность к интуитивным, глобальнымоценкам без осуществления детального анализа проблем;
— прагматический – опора на непосредственный личный опыт,использование легко доступных материалов и информации, стремление как можнобыстрее получить конкретный результат;
— аналитический – систематическое и всестороннее рассмотрениевопроса на основе сбора большого объема информации и использования глубокихтеорий;
— реалистический – ориентация на признание фактов,конкретность, установка на исправление, коррекцию ситуаций в целях достиженияопределенных результатов.4. Активизацияпроцессов мышления в учебной деятельности
Развитие мышления ребенка происходит постепенно и проходит черезпоследовательные ступени интеллектуального развития – наглядно-действенное,наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную ипонятийную.
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышленияу ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию;суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснениичего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Центральной особенностьюдопонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя состороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения отсобственной точки зрения и принятия чужой позиции (Л.Д. Столяренко).
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики,как:
1) нечувствительность к противоречиям,
2) синкретизм (тенденция связывать всё совсем),
3) трансдукция (переход от частного кчастному, минуя общее),
4) отсутствие представления о сохраненииколичества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная заменадопонятийного мышления, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным(абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальныеоперации.
В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступаетуже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых ивыработанных человеком в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известночеловечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначаленеизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего историческинакопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления,серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий,причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что детиусваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, неисключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления усамих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным,бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность – необходимаяоснова для усвоения знаний детьми.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь нетолько с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одноиз принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишьнаглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованнымпознанием.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь отпознаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксироватьпредставление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление – вкаких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысльвозникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнеепродумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, вустной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачиваетсясловесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становитсясама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментовпоказывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудностив процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когдаже решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговариватьодно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), тотакое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя своиразмышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя.Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означаетчленение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этоймысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становитсявозможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е.четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей,возникающих в процессе мышления.
В слове, в формировании мысли заключены, таким образом, важнейшиенеобходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логическирасчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению вслове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочнофиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегдасуществует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, ещеглубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другимимыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условиемих формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемаявнутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как быразговаривая только с собой.
Для активизации мышления служат проблемные ситуации.
По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях,в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способыдеятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуацииназываются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало впроблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы исредства достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мышление – это искание и открытие нового. Как считает А.В.Брушлинский, в тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известнымиспособами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации невозникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика IIкласса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколько будет 2 х 2?». Для ответа натакие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенказнаний. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когдашкольник хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров,но вынужден снова и снова решать однотипные, уже ставшие известными ему задачии примеры. В то же время, отмечает Л.Д. Столяренко, автоматизированные схемыдействия можно считать навыками мышления. Роль мыслительных навыковвелика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний,например, при решении математических задач.
Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных,сформулированных задач (например, школьного типа), но и для самой постановкизадач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановкапроблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение.Мышление нужно также для усвоение знаний, для понимания текста в процессечтения и во многих других случаях.
Хотя мышление и не сводится к решению задач (проблем), лучше всегоформировать его именно в ходе решения задач, когда ученик наталкивается напосильные для него проблемы и вопросы и формулирует их. За последнее время наоснове психологических исследований проблемной ситуации и решения задачразрабатываются методы проблемного обучения школьников.
Опытный педагог никогда не станет подсказывать сразу весь ход решения,он будет давать школьнику постепенно и по мере надобности лишь небольшиеподсказки, с тем, чтобы основную часть работы выполнял сам ученик. Только такможно формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. Если же сразуподсказать основной путь решения, сообщить будущий результат мышления и такимобразом «помочь» ученику, то это лишь затормозит развитие его мыслительнойдеятельности. Когда ученик заранее знает весь ход решения от первого допоследнего этапа, его мышление либо вообще не работает, либо работает вминимальной степени, очень пассивно. Учащиеся всегда нуждаются вквалифицированной помощи педагога, но эта помощь не должна подменять процессмышления ученика заранее данным, готовым результатом.
В качестве методов активизации мышления выступают также «мозговойштурм», метод контрольных вопросов и др.
Вопросы поматериалам лекции
1. Перечислите виды мышления.
2. С помощью каких операций осуществляетсямышление?
3. В каких качествах проявляютсяиндивидуальные различия мышления?
4. Как развивается мышление в онтогенезе?
5. Каким образом можно активизироватьмыслительную деятельность в учебном процессе?