Реферат по предмету "Психология"


Мозг. Сознание. Бессознание

Министерство образования и науки РФ
ГОУВПО
«Сибирский государственный индустриальныйуниверситет»
Кафедра социологии, политологии иправа
Реферат
Тема «Мозг. Сознание.Бессознание»
Новокузнецк
2010

Содержание
Введение
1. Некоторыемеханизмы действия мозга
2. Развитиевоззрений на мозг как орган сознания
3. Связьмозга с сознанием
4. Сознаниеи бессознательное
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Возникновение сознания- одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетиебьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи.
В последние годынакопление знаний о работе мозга происходит очень быстро.
Поэтому наука вплотнуюподошла к решению загадки сознания. Каков же современный взгляд на соотношениесознания и процессов, происходящих в мозге?
Человеческий мозг — поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.
Это самостоятельнаясистема и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма ифункционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы ивзаимоотношения с внешним миром.
Какие же фактынеопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание — функция человеческого мозга?
Исходя из сказанноговыше, мы и попытаемся в дальнейшем рассмотреть выбранную к исследованию тему.

1. Некоторые механизмыдействия мозга
С философской точкизрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснитьдвижением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук.
Ощущение — сугуболичное чувство, «внутренний театр» каждого из нас, и задача науки омозге — понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективногообраза. В то же время загадка человеческой психики по своей методологическойсложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы.
По существу, возникновениенового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природныхпроцессов. «Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности свозникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считаютзарождение жизни в результате действия цепочек ДНК и ферментных белков».
Присущие живым объектамсвойства не вытекают непосредственно из физико-химических свойств каждой изэтих молекул. Такой пример кажется особенно убедительным в устах Ф. Крика,одного из первооткрывателей генетического кода.
Опыт научного познанияпоказывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, аразвивается в процессе эволюции из более простых форм.
То же в полной мереотносится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарныхпроявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанномус абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений,существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, неисключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степенисложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов,обнаруженные на ранних этапах эволюции психики, постепенно приобретают болеесложные формы для обеспечения их высших проявлений.
На основе данных офизиологическом механизме волн вызванного потенциала и их связи с отделамимозга был описан процесс, обеспечивающий синтез информации.
Он включает кольцевоедвижение возбуждения по отделам мозга.
1. Из проекционнойкоры, получающей сигналы от органов чувств, возбуждение поступает вассоциативную кору (нижневисочную для зрительных стимулов), где сведениясравниваются с эталоном и опознаются. Затем возбуждение переходит наэнторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной долиполушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется значимость сигнала,его отношение к той или иной потребности организма.
2. Потом импульсывозбуждения перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откудавновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору, в том числе и в зоныпервичной проекции. Через 100 мс также возникают связи между проекционной илобной корой. Такой цикл, продолжительность которого составляет около 150 мс,получил название «круг ощущений». Суть его в том, что он обеспечиваетсравнение сенсорного сигнала со сведениями, извлеченными из памяти, включаяданные о значимости полученной информации, что предположительно и лежит воснове перехода физиологического процесса на уровень психического,субъективного переживания.
3. В результатевозникшее ощущение не только точно передает физические характеристики стимула,но и эмоционально окрашено.
Вышеприведеннаяконцепция получила название гипотезы информационного синтеза.
В последующие годы ееподтвердили результаты многих исследований, в том числе данные о топографииотделов мозга, входящих в «круг ощущений», и использование самой идеивозврата возбуждения для объяснения механизмов сознания.
«Среди наиболеезначимых можно назвать работы нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, которыйиспользовал термин «повторный вход (re-entering)», обозначающий необратную связь, под которой обычно понимают сигнал коррекции, а поступлениедополнительной информации, полученной в результате опроса структур мозга,связанных с функцией памяти и мотивацией».
Помимо информационногосинтеза возврат возбуждения по диффузным проекциям обеспечивает и интеграциюотдельных признаков стимула в единый образ. «Исследования последних летпоказали, что при этом важную роль играет ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) счастотой около 40 Гц. Именно синхронизация биопотенциалов мозга на определенномритме создает условия для объединения нейросетей в единую систему, чтонеобходимо для поддержания сознания».
Ощущение относится кдостаточно простым психическим феноменам, которые некоторые ученые относят ктак называемому первичному сознанию, куда можно отнести и эмоции, висследование которых выдающийся вклад внес П.В. Симонов.
«Он впервые предложилформулу, согласно которой сила эмоции Э пропорциональна потребности П, умноженнойна разность между сведениями, имеющимися у индивидуума, и теми, что необходимыему для удовлетворения данной потребности:
Э = П (Инф. налич. — Инф. необх.)
Из этой формулыследует, что эмоции, так же как и ощущения, возникают в результате сравнениядвух информационных потоков. Здесь действует, таким образом, некотораяуниверсальная закономерность.
Интерес представляетвопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата возбуждения исравнения двух информационных потоков. «В соответствии с концепцией Н. Хамфрипсихическое появилось в результате действия ответвлений отходящих от корыдвигательных волокон к направляющимся к коре чувствительным путям, что сделаловозможным направленную регуляцию поступающей к коре информации. В более простыхсистемах такой процесс мог происходить на периферии, однако постепенноразвились внутрикорковые способы фильтрации исполнительными центрами наиболеезначимой для определения поведения информации, которые могли действовать и вотсутствие моторных команд. Н. Хамфри назвал такой механизм «чувственнойпетлей» (sentient loop), что даже терминологически близко к нашему«кругу ощущений».
Говоря о механизмахощущений, уместно вспомнить слова, сказанные некогда И. Гете: «Если бы я неносил в себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами».
В исследовании связей — центральной проблемы мозговой интеграции — особенно плодотворной оказаласьвыдвинутая российской нейрофизиологической школой идея, что нервная связьобразуется на основе согласования ритмов работы нейронных ансамблей,расположенных в разных отделах коры, что напоминает явление резонанса.
При этом нервныеимпульсы от одной группы нейронов постоянно подходят к другой в повышенной фазеее возбудимости, то есть возникает явление, до известной степени сходное с»зеленой волной" при движении транспорта.
«Исследования М.Н.Ливанова и В.С. Русинова установили, что показателем связи являетсясинхронизация ритмов ЭЭГ, включая и отдельные составляющие ее спектра».
В работах по изучениюмышления с применением нового метода картирования корковых связей впервые былописан рисунок связей, типичный для разных видов мышления. Испытуемому наэкране монитора предлагались задания на образное, пространственное иабстрактно-вербальное мышление, о готовом ответе он сообщал словесно илидвижением джойстика.
При этом проводиласьмногоканальная запись ЭЭГ в период между постановкой задачи и ее решением.
В результатеисследований было установлено, что симметричный в состоянии покоя рисуноксвязей при решении задачи изменяется: связи начинают сходиться к определеннымполям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия.
При этом их топографияразличается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при образноммышлении (допустим, следует определить, какие эмоции выражают лица нафотографиях) фокусы локализовались в теменно-височной коре.
Приабстрактно-вербальном мышлении (решении анаграмм или категоризации слов) онирасполагаются в лобной коре.
При пространственноммышлении, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышления, связисходились к теменной и лобной коре.
Было установлено также,что информация поступает к фокусам из различных отделов коры, имеющих своюспециализацию, по связям, которые поддерживаются на разных частотах. В синтезеважную роль играет определенная мотивационная составляющая, так же как и привозникновении ощущений.
В фокусе, нейронныегруппы которого соединены жесткими связями, происходит синтез поступающихсведений, вследствие чего, вероятно, и принимается решение. В этих работах идеяинформационного синтеза была распространена и на мышление, так как оказалось,что принцип организации нервных процессов при ощущении и мышлении в известнойстепени сходен. Различие заключается в том, что в первом случае происходитсопоставление двух потоков информации, а во втором — нескольких.
Кроме того, центрысинтеза при мышлении находятся не в проекционной, как при возникновенииощущений, а в ассоциативной коре. Интересно, что при решении любых задач, дажене требующих словесного ответа, на последнем этапе мыслительного процессафокусы возникают в левой височной области, где расположен центр восприятия речи(так называемая зона Вернике), что говорит о том, что вербализация — важныйкомпонент человеческого мышления.
Итак, психическоевосприятие возникает на основе определенной организации нервных процессов, входе которых происходит возврат возбуждения к местам первоначальных проекций.При более сложных функциях в этом процессе участвуют отделы лобной коры.
«Такой вывод нашелподтверждение и в исследованиях коркового механизма вербальных ассоциаций,проведенных совместно с лабораторией М. Познера в США. Испытуемый должен былподобрать глагол, ассоциирующийся с предложенным существительным (например,молоток — ударить). Поскольку такой поиск занимал менее одной секунды, нами былразработан метод, временное разрешение которого составляло 100 мс, т.е. былоблизко к длительности отдельных мыслительных операций.
При поиске ассоциацийсначала возникала диффузная система связей, которая захватывала достаточнообширные области коры, затем образовывались более специализированные связимежду левой и правой лобной корой. Потом возникали мощные связи между лобной илевой височно-теменной корой. Височная кора, таким образом, активироваласьдважды: в первые 100-150 мс после предъявления слова и затем в интервале185-460 мс.
Семантика, то естьзначение слова, определяется главным образом в лобной, а не в височной коре. Вто же время для определения смысла предложения — элементарной единицывербального мышления — необходимо взаимодействие лобной коры с зоной,расположенной в левой височной коре Вернике, поражение которой приводит кнарушению понимания речи».

2. Развитие воззренийна мозг как орган сознания
Интерес к взаимосвязямсознания и мозга возник давно.
Для русской физиологии,начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он, в известной меретрадиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось деломотдаленного будущего.
Понимание того, чтоисследование проблемы сознания — насущная задача сегодняшнего дня, пришло кфизиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел даннуютему на первые страницы журналов по нейронаукам.
Возникла даже, пообразному выражению английского ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием».
Прорыв в данной областибыл во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга»,таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанси многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга.
Новейшие приборы позволилиувидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различныхзадач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определятьлокализацию поражения при заболеваниях нервной системы.
Ученые обреливозможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.
 
3. Связь мозга ссознанием
Связь мозга и сознанияхарактеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организациимозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозгпервобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишьпримитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся врезультате длительной биосоциальной эволюции, представляет собойсложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организациимозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно,в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасаюти функции сознания.Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующегомозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структураорганизации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
Когда повреждаютсялобные доли, больные:
— не могутпродуцировать и осуществлять сложные программы поведения;
— они не имеютустойчивых намерений,
— легко возбуждаютсяпобочными раздражителями.
При поражениизатылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка впространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.».
Известно, какдеформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация,если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальныеданные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервнойдеятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознаниенеотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.
Мозг с его сложнымибиохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальнымсубстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгупроцессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

4. Сознание ибессознательное
Сознание ибессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способнывлиять друг на друга и психику человека в целом.
Иногда мы сознательнодоверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию),когда не можем найти более подходящего решения.
Используя мысль Д.И.Дубровского, можно сказать, что бессознательно-психические явления органическивключены в субъективную реальность.
Есть даже теория, чтобессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и улюдей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействиена уровне, непосредственно недоступном сознанию. Этим предположением пыталисьобъяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны былиуказать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы оничувствовали его биополе.
«Подтверждения» этомупросачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё братьна веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и пересталирадовать нас столь интересными статьями.
У людей, которыезанимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть ихнадо уже соответственно.
Однако еслипредположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного,то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательноевремя от времени влияет на ход событий.
Интуиция, предчувствие– другими словами это наши влечения и страхи, которые не всегда дают идтисобытиям вразрез нашим чувствам.
На пониманиикосмической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок,выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменилданный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическимпосредством бессознательного.
К сфере бессознательно- психического относится та часть психики, познавательные образы, которойнепосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишьопосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусствараскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступнойстеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, аво многом непосредственно недостижимы.
Итак, проявлениябессознательного в сознательном:
Бессознательная память- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Этота память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяясодержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, накоторые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливовыступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь- это внутренняя речь.
Есть и бессознательнаямотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, неосознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Бессознательное вличности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которыечеловек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются вразнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательныхявлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
Следующая группабессознательных явлений личностного характера относится, к разрядупредставлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения,грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленномсознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.
Сознательное связано ис общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческоготела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языкабессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиямибессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическимситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещаетугнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают вунисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человеканайти это состояние, уловить его мгновение.
Философские размышленияо сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О нейговорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.
Наличие сознательного ибессознательного в психике усложняет задачу индивида.
Ему необходимо уловитьи одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путемсамопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поискесоотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена втом, что принижается значение одной из противоположностей
Думается, что да.Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессиибессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышаетбессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известныпсихиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон.
«Определенные молодыелюди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего скомплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется какгероическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя, иты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность набессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют своюотрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрениемотноситься к науке, к научно – популярной и художественной литературе, кпрогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание иусиливается коллективное бессознательное.
Третий типбессознательных явлений — те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностногобессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные изсферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типовбессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и егосознательной регуляцией.

Заключение
мозгсознание бессознательный восприятие
Итак, мы выяснили, чтосознание человека — результат долгой эволюции. По мере совершенствования высшихфункций мозга становилось более полным и понимание, основанное нафундаментальных принципах его работы. Сказанное выше, конечно, является далеконе полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит воснове его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс вэтой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенноприближается к раскрытию этой тайны природы.
Также с появлениемсознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решениепоставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи сэтим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения.Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые ифилософы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.
В истории философиивсегда были поиски познания идеально — космического.
Философыаристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего всвоем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Ещепифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпохуВозрождения Галилей не сомневался в том, что природа – это Богом написаннаякнига. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом,задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, апосредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.
С появлениеестественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание сразных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток,генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия –нарушений, логика — возможностей к разрешению задач и т.д.
Следовательно, философыподошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, чтов сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображенияматериальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, пониманияего информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим– с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужилооснованием для существования точки зрения о связи всех трех — сознания,космического и бессознательного. Исходя из этого, стали развиваться теории отелепатии, ясновидении, трансценденции материи и времени. В продолжение темы обуникальных способностях человека, стали появляться учения о гипнозе, которыйвскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был нагляднымпримером связи сознания и бессознательного. Это было своеобразным толчком кразвитию научного подхода к проблеме «Сознание и мозг». Эти связи развивалисьлюдьми всех времен и специальностей. Они создали огромное древо, корнямикоторого являются два слова, вынесенные в заглавие реферата. Ствол его нельзяохватить мыслительными силами лишь одного человека, а для подсчета количествавсех ответвлений ушла бы целая вечность. Оно росло на благодатной почвечеловеческих размышлений, прежде всего о нем самом, о собственной сущности изагадках, получая свежие силы на протяжении веков и тысячелетий.
Это древо живо и по сейдень, оно продолжает расти ввысь и вширь трудами всё новых и новых поколенийаналитиков.

Список используемойлитературы
1. Введениев психологию. Москва: «Академия», 1996.
2. Современнаяфилософия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
3. Философскийэнциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.
4. «Информация.Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980.
5. «Проблемасознания и философское призвание». М.К. Мамардашвили. Москва, 1988.
6. «Психологиябессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.
7. «Психоанализи русская мысль». Зигмунд Фрейд, 1994.
8. «Психологическийанализ культурных установок». Джордж Хендерсон. Москва: «Добросвет», 1997.
9. Аристотель:Собрание сочинений. Москва: «Мысль», 1976.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.