Реферат по предмету "Психология"


Нейро-лингвистическое программирование

Ннижегородскийгосударственный университет
Факультетпсихологии
Курсоваяработа
Тема:
Нейро-лингвистическоепрограммирование
Выполнила:
студентка IV курса Егорова А.
Проверено:
НижнийНовгород 2001

План:
Введение
1. Общий взгляд на НЛП
2. НЛП и сенсорная информация
3. Трансдеривационная морфология      
4. Терапевтический аспект
5. Некоторые НЛП-технологии
5.1 Раппорт
5.2 Техника преодоления кризисной (тупиковой) ситуации
5.3 Глазные ключи доступа
5.4 Техника наведения транса
6. Критический взгляд на НЛП
Заключение        
Список литературы
/>


Введение
С начала 70-х годов,когда в США появились первые публикации по нейро-лингвистическомупрограммированию, в России появилось несколько сот переводных печатных изданий,имеется значительное людей, которые практикуют идеи НЛП, а также существуетнесколько направлений и школ. И всё-таки по прошествии полутора десятилетийпропагандирования идей НЛП в России не исчезают тенденции отторжения иотчуждения между фундаментальной психологией и НЛП.
Многие представителипсихологии вообще не признают в НЛП психологического содержания. Обычно ониуказывают на подчёркнутую технологичность, неметодологичность этого подхода, наотсутствие экспериментальной базы и точного категориального аппарата. Далее мыостановимся и на этом вопросе.
Приверженцы НЛПапеллируют в основном к практической действенности НЛП-подхода, котораясчитается основным его достоинством. Дело осложняется тем, что до русскогочитателя доходят переводы не всегда высокого качества, тогда как многое в НЛПпостроено на английской лингвистике.
В этой связипредставляется интересным и актуальным изложить основные положения этогонаправления психологии и критически рассмотреть их с общепринятых научныхпозиций. Это и является целью данной курсовой работы.
Нейро-лингвистическоепрограммирование – это психологическая школа, в основе которой лежит идея опроцессе моделирования субъективного опыта человека. Смысл этой идеи в том, чточеловек (с помощью другого человека или самостоятельно) в принципе способен«перепрограммировать» свой субъективный опыт, а с ним – и присущие ему способывзаимодействия с окружающим; в результате человек оказывается способнымдобиться большего успеха, достичь субъективно значимых целей.
НЛП возникло в начале70-х годов; на первом этапе – в основном как плод сотрудничества Джона Гриндераи Ричарда Бендлера; первый по основному о образованию – лингвист, а второй –программист. Как пишут их последователи О’Коннор и Сеймор, «НЛП – это искусствои наука о совершенстве; результат исследования того, как выдающиеся люди вразличных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов»[1].
Вот что сказано о НЛП в«Психотерапевтической энциклопедии»: НЛП – это «модель человеческих коммуникацийи поведения, которая может быть эффективно использована для организации иописания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью ихоптимизации: современное направление постэриксоновской психотерапии. НЛПбазируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксона,Сатир, Перлса и других представителей американской психотерапии; 2) насовременных данных о межполушарной асимметрии – различиях в переработкеинформации правым и левым полушариями; работах Бейтсона, посвящённых «экологииразума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных«творческих» стереотипов поведения дельфинов при определённых условияхдрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского, выделяющей глубинныеструктуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) наисследованиях кибернетики 50–60 годов, стирающих границы между искусственным иестественным интеллектом; на теории логических типов Рассела. Таким образом,НЛП является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористскойориентации»[2].
Несколько слов следуетсказать о Милтоне Эриксоне (1901 – 1980). Это был крупнейший специалист погипнозу и психотерапии, дающей быстрый стратегический результат. Вклад Эриксонав практику психотерапии столь же значителен, сколь и вклад Фрейда в её теорию.Эриксон создал Американское общество клинического гипноза и был его первымпрезидентом; учредил «Американский журнал клинического гипноза». После Эриксонакардинально изменился взгляд на гипнабельность: все пациенты считаютсягипнабельными, негипнабельность расценивается как проявление методическойригидности психотерапевта и необходимости подбора других приёмов гипнотизации.
Следует заметить, что сампо себе термин «нейро-лингвистическое программирование» достаточнонеоднозначен. Слово «программирование» пришло из информатики, однако поаналогии оно используется и при описании функционирования мозга. Этосоответствует современному убеждению, что и мозг, и компьютерная программадействуют согласно записанной последовательности операций.
В отличие от другихпсихологических направлений, НЛП редко интересуется содержанием человеческогоопыта; основное внимание оно уделяет организации этого опыта – тому, как именночеловек строит свой опыт, какие процессы лежат в основе этого построения и каквсем этим можно управлять.
«НЛП – это исследованиетого, как достигают мастерства и совершенства в любом выбранном деле;возможность проявлять свои лучшие качества как можно чаще; действенный ирезультативный подход к изменению личности; новейшая технология, направленнаяна достижение успеха»[3].
Сегодня многие осозналипринципиальную возможность управления человеком своей собственной судьбой.Наконец, осознана фундаментальная роль практической психологии не только длямедицины и педагогики, но для всего существования человечества в целом. Многимстало понятно, что экологический кризис разразился первоначально не в природнойсреде обитания, а в душах людей.
В аббревиатуре НЛП часть«нейро» представляет весьма важную в контексте методологиинейролингвистического программирования идею о том, что любые поведение идеятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и телечеловека.
«Лингвистическая» частьнапоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем нашимысли и действия, а также вступаем в общение с другими людьми. Часть«программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человекорганизует свою психику, чтобы добиться желаемых результатов. По словамсоставителя «Путеводителя по НЛП» В. В. Морозова, «в настоящее время НЛПсчитается одной из самых эффективных психотехнологий. Основаниями эффективностиНЛП являются:
– стратегичность подходаНЛП, нацеленность на позитивный результат;
– ориентаци в работе набессознательное;
– следование в работе склиентом критерию «экологичности», в отличие от критерия «истинности»[4].

1. Общий взгляд на НЛП
Прежде всего НЛП – этотехнология, т.е. способ, которым можно изменить в себе то, что приводит кнеудачам, заменив тем, что приводит к успеху. НЛП является многомернымпроцессом, который включает в себя развитие поведенческой компетентности игибкости, и наряду с этим – стратегическое мышление и понимание мыслительных ипознавательных процессов, которые скрываются за поведением.
НЛП предоставляет в нашераспоряжение технические средства и навыки самосовершенствования личности, акроме того – предлагает свой взгляд на систему общечеловеческих ценностей,заставляет поверить в потенциал межличностного общения и в те качественныесдвиги, что неизбежно произойдут в каждом из последователей. На другом уровнеНЛП служит для самопознания, самооценки и выбора пути, а кроме того – даёт ключк пониманию духовной стороны человеческого бытия, которое выходит за рамкинашего личного опыта. Цель НЛП состоит не только в самосовершенствовании, но ив накоплении мудрости и приобретении широты взглядов.
Тремя важнейшимисоставляющими, отвечающими за приобретение личностного опыта, являются нервнаясистема, язык и программирование. Нервная система регулирует жизнедеятельностьнашего организма, язык даёт нам средство общения с другими членами общества, апрограммирование позволяет создавать субъективные модели окружающего мира.
НЛП позволяет заглянутьза поведенческую «ширму» человеческой деятельности и разглядеть истинные, ранеескрытые движущие мотивы этой деятельности, и в конечном итоге – обнаружитьструктуры мышления, позволившие гениальным людям достичь того, чего они сумелидостичь. НЛП предоставляет как механизм, так и язык, при помощи которыхмыслительный процесс может быть разложен на элементарные составляющие, которымможно обучить других.
Путём выявлениямыслительных последовательностей, приводящих к особым, выдающимся результатам,мы, по сути, можем повторить любую специфическую форму поведения, будь тобизнесмена, учёного, целителя, спортсмена, музыканта или кого бы то ни было,умеющего хорошо делать своё дело.
Как пишет Р. Дилтс, НЛПцеликом построено на двух фундаментальных принципах. Первый формулируется вметафорической форме: «Карта не есть территория». Это означает, что:
1. Люди реагируют не нареальность как таковую, а на своё собственное восприятие реальности.
2. Каждый человекобладает своей собственной индивидуальной «картой мира». Никакая отдельная«карта» – отражение мира не является более подлинной или настоящей, чем любаядругая.
3. Смысл межличностноговзаимодействия заключается в реакции которую оно вызывает, независимо отисходных намерений вступающих во взаимодействие людей.
4. Наиболее «мудрые» и«дружественные» карты – это такие, которые предоставляют наиболее широкий ибогатый выбор возможностей, а не те, которые являются наиболее «подлинными» или«точными».
5. Люди потенциально ужеобладают всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.
6. Любое поведение – дажесамое жестокое, сумасшедшее и невообразимое – представляет собой выбор лучшеговарианта из имеющихся у этого человека в данный момент, исходя из еговозможностей и способностей, определяемых его моделью, «картой» мира.
7. Изменения происходятпри высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамкахконкретного контекста, благодаря обогащению «карты мира» данного человека.
Человеческие существаникогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаём,–лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаём представление обокружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. Иименно наши «нейро-лингвистические» карты действительности, а не самадействительность, определяют наши поступки и придают им смысл.
И, больше того, какправило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идтивперёд, а наша карта – отражение этой действительности.
Второй фундаментальныйпринцип НЛП, согласно Р. Дилтсу, заключается в следующем: «Жизнь и сознаниеявляются системными процессами». В следующих пунктах этот принцип раскрываетсяболее подробно:
1. Процессы, происходящиев человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являютсясистемными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных системи подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.Невозможно полностью изолировать какую-либо отдельно взятую часть от всейостальной системы. Подобные системы основываются на определённых принципахсамоорганизации и, естественно, стараются прийти в состояние оптимальногоравновесия, называемого гомеостазом.
2. Невозможно полностьюизолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могутне оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такиецепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результатывоздействия его поступков на других людей.
3. Системы являютсясамоорганизующимися и стремятся к естественному состоянию уравновешенности истабильности. Нет поражений – есть только обратная связь.
4. Никакая реакция, опытили поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который ониза собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом илиограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются состальной системой.
5. Не все взаимодействияв системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным наодном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделятьсвой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию,убеждения и т.п., вызывающие данный поступок,– от самого поступка.
6. Любое поведение имеетна определённых уровнях позитивное намерение. Оно воспринимается иливоспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где получилоразвитие и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче ипродуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.
7. Окружающая обстановкаи контексты всё время меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводитьк одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходимаопределённая гибкость. Уровень гибкости пропорционален изменчивости остальнойчасти системы. По мере усложнения системы увеличивается количество вариантов еёсостояния и требуется всё большая степень гибкости.
8. Если ваши действия ненаходят ожидаемого результата, необходимо изменять своё поведение до тех пор,пока желаемое не будет достигнуто[5].
Все модели и техники НЛПосновываются на сочетании этих двух принципов.
Личности, творческивзаимодействующие с миром и успешно преодолевающие трудности,– это те люди, укоторых модель их жизненных обстоятельств обладает богатой палитрой красок иоткрывает им широкий спектр возможностей в выборе своих поступков. Другие желюди уверены в ограниченности своего выбора, и при этом ни один из возможных, сих точки зрения, вариантов их полностью не устраивает. Дело не в том, что мирслишком тесен и не в том, что выбор отсутствует. Причина в том, что такие людисами создают себе препоны на пути к открытому для них выбору и возможностям ужетолько тем, что таковые отсутствуют в их моделях мира и таким образомускользают из их поля зрения.
С точки зрения НЛП,наиболее преуспели те люди, чья «карта мира» позволяет им держать в поле зрениянаибольшее количество доступных им вариантов и возможностей. Человек, являющийся«гением», в этом смысле просто обладает большей широтой взглядов и большимиспособностями к организации и взаимодействию с миром. НЛП предлагает рядметодов, которые позволяют значительно увеличить возможности выбора в окружающемнас мире.
НЛП разработало технику икритерии различий, при помощи которых идентифицируются и описываются стереотипывербального и невербального поведения людей, то есть ключевые моменты того, чтолюди говорят и делают. Первостепенные цели НЛП заключаются в моделированиивыдающихся способностей, а также в возможности их использования другими людьми.Задача такого типа моделирования – наиболее эффективное практическое применениевсего, что наблюдалось и было описано.
Методы моделирования НЛПпозволяют выявлять специфические воспроизводимые стереотипы языка и поведенияуспешно действующих ролевых моделей. Значительная часть анализа методом НЛПосуществляется в процессе наблюдения и слушания ролевой модели в действии,однако много полезной информации может быть извлечено и из письменных источников.
Можно выделить несколькопринципов, или постулатов, эффективной терапевтической коммуникации в НЛП.
1. Каждый пациент имеетресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта – способствовать ихреализации.
Даже если к вам пришёлчеловек, который выглядит сломленным и потерявшим веру в свои силы, ваша задача– найти в нём и открыть для него хранящиеся внутри него ресурсы.
2.Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности – основапсихотерапии.
Нет смысла спорить о том,что истинно, а что ложно; «карты» мира двух людей всегда различаются;единственная возможность для психотерапевта – войти в восприятие клиента.
3. Психотерапевтическаякоммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнёравзаимодействия.
Этот пункт чаще всеговызывает критические замечания, поскольку «манипуляция» традиционновоспринимается как нечто изначально негативное. Практики НЛП на это заявляют,что любая коммуникация, по сути, всегда манипулятивна в той или иной степени, идело лишь в том, во зло или во благо обращается манипуляция.
4. Темппсихотерапевтического взаимодействия задаётся пациентом. При «регрессе»пациента на пройденную ранее ступень психотерапевт должен тоже вернуться на этуступень, успокоить больного, поздравить его с хорошей самозащитой от неверногошага и составить вместе с ним новый план действий.
5. Сопротивление следуетрасценивать как знак неправильного использования энергии пациента.
6. Предлагаемые приёмыдолжны удовлетворять требованиям готовности пациента, конкретности идостижимости в недалёком будущем определённых целей, низкого риска и ориентациина успех.
7. Самый важный пациент –сам психотерапевт: половина успеха зависит не от методик, а от модели жизнисамого психотерапевта, её соответствия его поступкам.
С. В. Ковалёв, обобщаямногие источники, предлагает в качестве «заповедей Мастера НЛП» следующиеубеждения:
– каждая проблема имеетсвоё решение. Существуют такие «переменные среды», над которыми человек,возможно, не властен. Но есть и «переменные выбора», которые полностью в нашихруках;
– каждый уже имеет всё,что ему необходимо. У человека есть все ресурсы для того, чтобы быть всем кемугодно, или делать всё что угодно;
– каждая ситуация имеетнесколько выборов, поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому;
– проблемы и боль – этомеханизмы обратной связи. Именно они дают человеку информацию, в которой он такнуждается;
– не существуетпоражений, есть только обратная связь;
– любое поведениепредставляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент;
– сознание и тело – частиодной и той же биокибернетической системы;
– Вселенная – средадружественная. На самом деле мир бесконечно прекрасен, безгранично добр ибеззаветно щедр.

2. НЛП и сенсорнаяинформация
Очень большое внимание вНЛП уделяется работе с сенсорными каналами информации. Огромную роль в том, какименно человек воспринимает мир, играют, по мнению НЛП, качества ощущений,выражаемые в мелких различениях сенсорных систем, в характеристиках внутреннихрепрезентаций, которые составляют опыт восприятия человека – так называемые«субмодальности»
Субмодальностирассматриваются в рамках НЛП как наиболее фундаментальный операционный кодчеловеческого мозга. Невозможно подумать о чём-то или восстановить какое-нибудьпереживание без того, чтобы оно имело субмодальную структуру в то же времялегко не осознавать субмодальную структуру переживания до тех пор, пока на этоне будет обращено сознательное внимание.
«Наиболее интересноесвойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы ихизменяете. Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производятразличий. Другие могут быть важнейшими по отношению к отдельным воспоминаниям,и их изменение полностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействиеи смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшогочисла важнейших субмодальностей, а не его содержания»[6].
Существуют субмодальностизрительные (яркость, перспектива, размер, цвет, насыщенность, фокус и т.д.),слуховые (высота звука, громкость, тембр и т.д.) и кинестетические (давление,движение, форма, текстура и т.д.).
Насколько важнысубмодальности в НЛП, можно судить по тому, что существует специальная техника,с помощью которой человек научается регулировать интенсивность переживаний (восновном это касается неприятных или травмирующих воспоминаний) посредствомсубмодальных изменений. Техника заключается в следующем:
1. Выбор ситуации.Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно,чтобы она была связана с разговором. Если со зрительными образами, тогда это неважно. Главное – картинка.
2. а) Выяснение ведущихсубмодальностей. Работа со звуком. Сделайте звук тише, затем громче. Можнопредставить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт оттелевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно, это вас получится само собой.Изменяйте звук, делая его глухим, ясным, мелодичным, дребезжащим, плавным,прерывистым.
2. б) Выяснение ведущихсубмодальностей. Работа с изображением. Отодвиньте картинку, приблизьтекартинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять её руками и ими иотодвинуть. Сделайте картинку яркой или размытой, цветной. Посмотрите, чтовлияет сильнее, с ним и работайте.
3. Изменение оценкиситуации. После того как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потомпопробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшитегромкость. Так надо сделать раз 5–7. Учтите, что уменьшать громкость надо оченьбыстро, стараясь с каждым разом делать всё быстрее и быстрее. Вспоминать можнои медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работес изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если онавлияет сильнее. Или с размытостью, и так далее.
4. Проверка. Попробуйтепосле этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если всё работает –звук сам, без вашего вмешательства, станет тише; либо картинка сама отодвигается,становится размытой и тому подобное. Если нет – попробуйте сделать пункт 3. ещёраз, но на большей скорости. Если не получится, попробуйте проделать всё то жесамое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не созвуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.
5. Обучение подсознания.А теперь обучите подсознание делать это автоматически. Это не означает, что выбольше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что вашебессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивностьпереживаний. А теперь надо попробовать объяснить подсознательному то, что мы отнего хотим. Для этого проделайте пункты 1–4 ещё с 2–3 ситуациями.
6. Проверкаработоспособности. А теперь вспомните любую неприятную ситуацию. Если она самаизменится в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то всё работает. Вданном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых главное вситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для другихосновное – это звук; то, что ему говорят. Тогда ему лучше работать с ним.Обычно у таких людей одновременно с уменьшением звука картинка тоже отдаляется,либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.[7]
По-другому подход НЛПможно сформулировать и так: хороший способ быть всегда разочарованным –функционировать вне своего внутреннего мира, стараясь найти во внешнем мире то,что бы ему соответствовало. Большинство людей обладают весьма неразвитымисенсорными способностями. Из-за этого огромное количество опыта проходит мимоних. Итак, самый лучший способ разочароваться – сконструировать образы того,какими должны быть вещи, и затем делать всё, чтобы они таковыми стали. Выбудете разочарованы всегда, когда мир не совпадёт с вашими представлениями. Этобезошибочный способ сохранения хронического разочарования – поскольку мир никогдане присоединится к вашим представлениям.

3. Трансдеривационнаяморфология
В этой части мы рассмотримту составляющую НЛП, которая определяется в названии направления частью«лингвистическое». Этот аспект НЛП разработан прежде всего стараниями Р.Дилтса.
В НЛП термин«трансдеривационная морфология» относится к изучению путей влияния структурыслов на ассоциативные процессы восприятия, и, таким образом, на смысл слова ивоздействие этого слова на человека.
Морфология, какизвестно,– раздел лингвистики, который изучает структуру отдельных слов, впротивоположность синтаксису, который занимается структурой словосочетаний ипредложений, то есть взаимным соотношением слов.
Разница между словами«счастье», «счастливый», «счастливейший», «несчастный», «осчастливить»заключается в их морфологической структуре. Они происходят от одного корня, нополучают разные смыслы путём добавления к нему различных аффиксов (приставок,суффиксов).
В лингвистике деривация(словообразование) определяется как процесс построения нового слова изисходного, обычно это делается путём аффиксации (добавления аффиксов).Деривация создаёт новое слово, изменяя категорию, а также иногда и смыслисходного слова. Например, деривационный суффикс –тель (англ. –er: driver, teacher), скомбинированный с некоторымглаголом «Х», создаёт существительное, смысл которого – «тот, кто делаетХ». Глаголы «водить», «учить», «сеять» могут быть таким способомтрансформированы в существительные «водитель», «учитель», «сеятель». С точкизрения НЛП, добавление такого суффикса также смещает значение слова с уровнейповедения и способностей на уровень идентичности.
Существуют суффиксы, спомощью которых образуются прилагательные. Суффиксы –ив, –н,например, могут создать прилагательное со значением «выполняющий или склонный куказанному действию»: «обидчивый», «активный», «оскорбительный» (англ. –ive: responsive, active, attractive).
Новые слова создаются идобавлением приставок. Прибавив к глаголу «Х» приставку –пере (англ.re–: rebuild,reteach), получим новый глагол со значением«делать Х снова»: «перестроить», «переучить». Добавляя приставку не–(англ. un–), получаем слово со значением «не Х»:«несчастливый, нездоровый, недружелюбный» и т.д.
Мы видим, что приставки исуффиксы можно добавить практически к любому существующему слову. Любопытноотметить, что, например, суффикс –ize греческого происхождения и был намеренно введён ванглийский язык Томасом Нэшем в XVIвеке, как средство от избытка односложных слов. Практически любоесуществительное и прилагательное можно превратить в глагол, добавив этотсуффикс: “hospitalize”, “finalize”, “prioritize”. Русским эквивалентом этому служатсуффиксы –иза–, –ир–, –ова– и другие: «осчастливить»,«госпитализировать».
Трансдеривационнаяморфология была предложена в начале 80-х годов Р. Бендлером в качестверасширения метамодели одновременно с ранними разработками в области субмодальностей.Было создано несколько процедур для исследования и разработки приложенийтрансдеривационной морфологии, например, трансдеривационный поиск. Онпредставляет собой процесс отыскания в воспоминаниях и ментальныхпредставлениях того личного референтного опыта, производным от которого являетсятекущее понимание, «ментальная карта».
С точки зрения НЛПизменение синтаксической категории слова изменяет пути ассоциативных процессов,которые человек использует, чтобы определить смысл слова. В неврологическомсмысле соответствующие паттерны мышления и ассоциаций, которые человекиспользует для понимания мира и организации своего поведения, происходят издеятельности так называемых «зон конвергенции» нервной системы. Эти зонымобилизуют и связывают друг с другом центры активности в различных частяхсистемы. Образование таких точек конвергенции (схождения) считается важнейшимэлементом процессов обучения и коммуникации.
Язык является чрезвычайноразработанным способом формирования зон конвергенции для центров когнитивнойдеятельности. Недавние исследования в неврологоии указывают на то, что словаслужат точками конвергенции для нейронных цепей. На языке теориисамоорганизации И. Пригожина этот тип зон конвергенции известен как«аттрактор». Смысл и значимость слова для конкретного индивидуума есть функцияот объёма мобилизуемых им нервных цепей. Вербальное обозначение опыта позволяетсвязать его с другими нервными цепями. Это влияет на процесстрансдеривационного поиска, который мы используем для придания словам смысла.
К примеру,существительные включают другие формы трансдеривационного поиска, нежелиглаголы. Вероятно, со словом «орган» мы ассоциируем совсем другой личный опыт,чем со словом «организовать». Слово «орган» может включить мысленный образчасти тела или же музыкального инструмента. Со словом «организовать» мы несделаем таких ассоциаций. Возможно, это будет мысленный фильм об уборкеписьменного стола или о планировании какого-нибудь дела.
Таким образом, добавлениесуффикса полностью изменило весь процесс ассоциации, связывания слова с егосмыслом. То есть, небольшие изменения в поверхностных структурах ведут кбольшим изменениям в глубинных структурах, которые определяют смысл слов.
Как и многие другиелингвистические паттерны, обнаруженные НЛП, концепция трансдеривационнойморфологии разработана в ходе изучения интуитивных процессов у носителей языка,поскольку носители языка всегда обладают множеством бессознательныхпредположений о суффиксах и приставках.

4. Терапевтический аспект
НЛП развивалось, кромепрочих, ещё и специалистами, которые работали в психиатрических лечебницах.Ниже приводится взгляд с точки зрения НЛП на некоторые психопатологическиеявления[8].
Галлюцинации – это то,чем люди занимаются каждый день. Формальных различий между галлюцинациями итеми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнитьчто-нибудь, будь то событие сегодняшнего утра, или запах аммиака, просто несуществует. Однако, некоторая разница между обитателями психиатрических больници нормальными людьми всё же существует. Одно из различий – это то, что больныеи здоровые живут в разных зданиях.
Большинство из психологовдумают, что общаться с сумасшедшими трудно. Это отчасти верно, но отчасти этоещё и результат того, что они с сумасшедшими делают. Если некто ведёт себянемного странно – его удаляют с воли, накачивают транквилизаторами и помещают взакрытые бараки вместе с ещё тридцатью другими. За ними наблюдают 72 часа иговорят: «Чёрт! Он странно себя ведёт». Ну, уж из нас-то никто, конечно, неповёл бы себя странно.
В статье «Нормальные людив безумных местах» описан следующий эксперимент. Социолог предложил группездоровых, счастливых, готовых к выпуску студентов поступить в психиатрическиебольницы – ради эксперимента. У всех были диагностированы серьёзные проблемы.Большинство из них выбиралось обратно с колоссальными трудностями, посколькуперсонал считал, что желание выбраться было проявлением их болезни. Более того,оказалось, что пациенты сознавали, что эти студенты не были сумасшедшими;персонал – нет.
Это что касается первогоотличия. Другое серьёзное отличие – это отсутствие у больных стратегииразличения между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой.Стратегия здорового человека состоит в том, что он переходит в другуюрепрезентативную систему и наблюдает, есть ли соответствие первой системе.
Существует только дваразличия между нами и теми, у кого стоит официальный диагноз «множественнаяличность»: (1) отсутствие амнезии на то, как вы вели себя в данном контексте –находясь в другом контексте, вы помните о том вашем поведении; (2) вы можетевыбирать, как реагировать в зависимости от контекста.
Постараемся выявитьразличие между кем-то, кто не знает, что его галлюцинации – это галлюцинации, инормальными людьми. Различие это состоит лишь в том, что у нормальных людейесть стратегия выделения того, что является разделяемой реальностью, а что –нет. У всех людей имеются галлюцинации, но они касаются идей, а не вещей.Содержание галлюцинаций нормальных людей социально приемлемо.
Когда речь идёт огаллюцинациях нормальных людей, имеется в виду такое хорошо известное явление,как проекция. Например, вы галлюцинируете о том, в каком настроении находитсячеловек – в плохом или хорошем. Зачастую ваше представление о его плохомнастроении (о его агрессивности, злобности и т.д.) является проекцией вашегосостояния. И, когда ваше представление об эмоциональном состоянии человека несоответствует той информации, которую вы получаете извне, то это простоотражение вашего внутреннего состояния.
Гриндер и Бендлеррассказали о том, как им удалось адаптировать к реальности одного из пациентовпсихиатрической клиники. Они дали ему задание – определить, какую часть егопереживаний остальные люди в палате могут валидизировать. Они не говорили ему отом, что реально, а что – нет, а просто попросили назвать те переживания, которыедругие люди могли бы с ним разделить. И тогда он научился – как научается ребёнок– говорить о тех частях реальности, которые являются либо социально приемлемымигаллюцинациями, либо чем-то, что люди хотят видеть, слышать или чувствовать. Иэто – всё, что ему было нужно, чтобы выписаться из больницы. Сейчас у него всёнормально. Он по-прежнему пьёт кровь из чашки, но делает это в одиночестве.Большинство психотиков именно тем и отличаются, что не умеют отличатьразделяемую реальность от неразделяемой.
Очень многие люди неумеют этого делать. единственное различие состоит в том, что у психиатров естьдругие психиатры, которые разделяют их реальность, так что получается хотьнемного, да разделяемая реальность.
Бендлер много разподшучивал над тем, как гуманистические психологи общаются друг с другом, когдасобираются вместе. У них есть много ритуалов, которых нет, например, вэлектронной компании. Электронщики, приходя утром на работу, не держат другдруга за руки и не смотрят пристально в глаза друг другу в течение 5 минут. Икогда кто-то из них видит, как другие делают это, то говорит: «Ну и ну!Странно!» И гуманистические психологи думают, что электронщики – люди холодные,бесчувственные, бездушные. Бендлер продолжает: для меня обе эти реальности –психотические, и я не знаю, какая из них является более сумасшедшей. Но еслиговорить о разделяемой реальности, то электронщики окажутся в большинстве.
Вы имеете выбор тогда,когда способны переходить из одной реальности в другую и иметь взгляд на то,что происходит. Именно неспособность приспособиться к иной разделяемойреальности является самым ярким признаком психоза.
Один из наиболее мощныхинструментов для коммуникатора – это умение различать своё восприятие от своихгаллюцинаций. Если вы можете с ясностью отличать, какую часть вашего опыта вывыносите изнутри наружу, в противоположность тому, что вы действительнополучаете извне с помощью ваших сенсорных аппаратов, вы не будетегаллюцинировать тогда, когда вам это не полезно. В действительности, необходимымгаллюцинирование не бывает никогда. Любой результат психотерапии можнополучить, не галлюцинируя. Можно оставаться только при своём сенсорном опыте ибыть очень эффективным, творческим и сильным психотерапевтом.

5. НекоторыеНЛП-технологии
Обратимся к рассмотрениюпрактических разработок приверженцев нейро-лингвистического программирования.Их существует очень много, мы остановимся лишь на некоторых из тех, которыеможно считать центральными, «стволовыми».
5.1 Раппорт
Одним из центральныхпонятий НЛП является «раппорт», под которым понимается процесс построения иподдержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества привзаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результатеприсоединения и ведения в общении.
«Как вы попадаете взамкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть и оценить модель мира другогочеловека и одновременно сохранить собственную целостность? В образовании,терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт являетсясущественным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности иучастия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Когда двое находятсяв раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. Вы моглизаметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобыотзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Этопохоже на танец, в котором каждый партнёр откликается и отзеркаливает движениядругого своими собственными движениями. Они вовслечены в танец взаимнойотзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга»[9].
По мнению специалистов поНЛП, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным (иедва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции и любойкоммуникации. В отличие от обычного контакта раппорт можно определить какподсознательное доверие, «биокибернетический резонанс» и синтонность междудвумя и более людьми, которые возникают вследствие их взаимоуподобления друг другу.Более пространно в нейро-лингвистическом программировании раппорт описываетсяследующим образом: раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и лёгкости,которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно,хорошо выполнять наши задачи. Раппорт – это предварительное условие хорошейкоммуникации и отношений сотрудничества[10].
Для поддержания исохранения раппорта во время психологической консультации и просто общениярекомендуется время от времени задавать себе следующие вопросы:
– «В раппорте ли я (всёещё)?»
– «Что мне нужно сказатьили сделать, чтобы создать (ещё лучший) раппорт?»
– «Почему другой человекизменил позу / дыхание / голос?»
по мнению Гриндера, дляполного раппорта достаточно отражать (не все сразу) поведенческиехарактеристики партнёра по общению в указанных пропорциях:
– тело (поза) – 50%движений и положений тел;
– дыхание – 100% темпа иритма дыхания;
– жесты – 100% основныхжестов;
– лицо и глаза – 70%направлений взгляда и выражений лица;
– язык (голос) – 100%темпа и тона речи.
Раппорт НЛПприблизительно соответствует понятию «эмпатия», которое часто используется вгуманистической психологии и определяется как сопереживание другому человеку вобщении; внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей,способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не умом, асердцем.
Как видим, в НЛП понятиераппорта по сравнению с понятием эмпатии более рационализировано итехнологизировано. Акцент делается на сознательном стремлении к установлениюраппорта; впрочем, по мере усвоения техники его установления человеком, он всёменьше фиксирует этот процесс сознательно.
5.2 Техника преодолениякризисной (тупиковой) ситуации
Эта техника применяется врамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какойсделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делатьдальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способенвыбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом понимает,что ему нужно что-то сделать.
1. Определите ситуацию, вкоторой существует проблема выбора или тупик.
2. Предложите клиентувспомнить ситуацию в прошлом (в детстве), в которой предстояло сделать выбор,выбор был сделан, и, как оказалось в дальнейшем, успешно. Из точки «настоящее»на линии жизни определить, какой ресурс помог бы в прошлом сделать шаг вперёд,не создавая проблемы выбора, то есть какой ресурс тогда, в прошлом, помог быпрожить ту ситуацию само собою комфортно, не акцентируясь на проблеме или тупике.
3. Предложите клиентунаделить «себя» в прошлом надёжным ресурсом («заякорите» его), и, встав наточку «прошлое», сделайте шаг в «настоящее». Проведите «экологическуюпроверку»; если нужен ещё какой-либо ресурс, проделайте вновь шаг №2.
Шаги 2 и 3 научаютчеловека тому, что:
– не бывает безвыходныхситуаций;
– «настоящее» – это«будущее» «прошлого», и оно как опыт зарождается в ситуации выбора;
– ресурс, нужныйчеловеку, всегда находится в самом человеке.
Всё это проговариваетсячеловеку в точке «настоящее» с обращением к «будущему» с настройкой на то, чтовсякое будущее обязательно станет настоящим и прошлым. Если в этот моментклиент даёт позитивные реакции (особенно это важно при суициде),– это хорошийзнак к тому, что появилась вера в разрешение проблемы.
4. Встав в точку«будущего» (спиной к «настоящему»), предложите определить, какие задачи будутстоять перед клиентом, какие планы он будет строить, какие перспективы он можетдля себя представить (клиент может начать сопротивляться, тогда используйтерамку «как бы»).
5. Из точки «будущее»(как «настоящее») определите, какие ресурсы нужны в «настоящем» (как«прошлом»), чтобы задачи и планы в будущем могли бы воплотиться. В метапозиции«якорите» ресурсы.
6. В точке «настоящее»проведите экологическую проверку.
7. Подстройка к будущему.Какой следующий шаг сделает клиент?
Упражнение: «Заменафрустрации гибкостью»
1. Нетворческая ситуация.Вспомните ситуацию, в которой вы повели себя недостаточно творчески. Войдите вэту ситуацию, задержитесь в ней, чтобы понять, какие чувства вас посещают.Назовите эти чувства. Это могут быть слова: «смущённый», «испуганный»,«неспокойный», «поражённый» и т.д.
2. Позиция наблюдателя.Отойдите от этой ситуации и спокойно наблюдайте за собой со стороны (изметапозиции). Это позволит вам собрать о себе достаточно информации – какосознанно, так и на подсознательном уровне.
3. Выберите чувства.Наблюдая за этой сценой, спросите себя, какие чувства вы бы желали испытывать втой ситуации, назовите их: например, «спокойствие», «компетентность», «сосредоточенность»,«выдержка» и т.п.
4. Проверьте новоеповедение. Имея данные позитивные чувства, представьте себя в различныхповеденческих проявлениях, заключённых в рамку данной ситуации, позволяющих вампознать, испытать желаемые чувства. Прорепетируйте в трёх разных ситуациях, принеобходимости вносите поправки.
5. Ассоциируйтесь споведением, о котором вы подумали в первую очередь, представьте, что, находясьв той ситуации, вы именно так себя ведёте, уясните себе свои чувства. Насколькосильно такое поведение пробуждает ожидаемые вами чувства? Войдите в новоеповедение, испытайте его и проверьте, в какой степени оно вызывает в васизбранные вами чувства.
6. Планирование будущего.Сделайте так, чтобы новое поведение стало автоматическим – создайте сигнал(«триггер»), который появится в начале такой ситуации.
Поскольку вышеиспользованы некоторые термины, которые имеют в НЛП вполне определённый смысл,следует объяснить их.
Триггер – сигнал, которыйвызывает некоторую реакцию, запечатлённую во внутренней программе, или являетсякак бы пусковой кнопкой для включения некоторого желаемого состояния.Существует техника установления автоматической связи «триггер – ресурс», сутькоторой состоит в том, что появление негативного сигнала-триггера само по себевызывает необходимое ресурсное состояние.
Метапозиция – способвосприятия человеком себя в различных ситуациях с точки зрения постороннегобеспристрастного наблюдателя. Метапозиция используется как составная частьмногих техник НЛП.
Якорь – внутреннеерефлекторное или аффективное запечатление определённого психического состояния.Якорем может быть всё, что вызывает эмоциональное состояние. Если эмоцияявляется сильной и время выбрано правильно, якорь может быть установлен спервого раза. Это понятие, видимо, происходит из понятия условного рефлексаклассической психологии. в используемом в НЛП понятии якоря наиболее важнымаспектом является степень эмоциональной вовлечённости.
Ресурс – средства,которые человек может задействовать для достижения желаемого результата:состояние, мысли, стратегии, люди, события. Чтобы получить доступ к ресурсномусостоянию, надо постараться подробно вспомнить (увидеть, услышать,почувствовать – в зависимости от преобладающего типа сенсорных каналов)состояние, когда человек делал что-то похожее на то, что собирается сделатьочень эффективным образом, как будто это происходит прямо сейчас. Любыепереживания, связанные с положительным обучением, могут впоследствии статьмощными ресурсами.
Экологическая проверка –метод, с помощью которого устанавливается наличие конгруэнтности между конфликтующимичастями. Когда мы строим какое-либо новое поведение или новую часть личности,всегда необходимо проверить, как к этому относятся остальные части личности,нет ли конфликтующих частей, как согласуется с тем, что мы делаем, система убежденийи жизненных ценностей личности.
5.3 Глазные ключи доступа
Как мы уже выяснили в НЛПрешающее значение имеет то, какова стратегия восприятия мира человеком. Сучётом этого важную роль среди технологий НЛП играют так называемые «глазныеключи доступа» – способ понимания внутренней стратегии восприятия мирачеловеком, построенной на основе сенсорного опыта знания об объекте, черезглазодвигательные реакции.
«Человек систематическипередвигает глаза в различных направлениях в зависимости от того, как ондумает. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонталии вертикали оказываются связанными с активизацией различных частей головногомозга. Эти движения называются латеральными глазными движениями в литературе поневрологии. В НЛП они называются глазными ключами (сигналами) доступа, потомучто они являются визуальными сигналами, которые позволяют понять, как люди получаютдоступ к информации»[11].        
                   2                                                                           1
           5                                   3                                             4/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                   7                                                                 6
1. Взгляд влево вверх –человек извлекает из памяти зрительные образы.
2. Взгляд вправо вверх –человек конструирует зрительные образы, которые ранее не встречал в своёмопыте.
3. Расфокусированныйвзгляд вперёд – соответствует зрительным образам.
4. Взгляд по горизонталивлево – слуховые воспоминания.
5. Взгляд по горизонталивправо – слуховое конструирование.
6. Взгляд влево вниз –внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контрольречи (человек тщательно выбирает слова в общении).
7. Взгляд вправо вниз –переживание, представление кинестетических ощущений.
5.4 Техника наведениятранса
Трансом в НЛП принятоназывать изменённое состояние сознания, в котором сосредоточение внимания происходитна внутренних стимулах. Поскольку внутренние стимулы используются во многихтехнологиях НЛП (например, при оптимизации стратегий), состояние трансасчитается очень важным[12].
«Транс – это особоесостояние, которое интенсифицирует терапевтические взаимоотношения исосредоточивает внимание пациента на нескольких аспектах внутренней реальности;транс не обеспечивает принятие внушений. Эриксон полагается на определённыеформы коммуникации, чтобы вызвать, мобилизовать и сдвинуть ассоциативныепроцессы и навыки мышления пациента в определённых направлениях, чтобы достичьтерапевтических целей. Он полагает, что гипнотическое внушение – это и естьпроцесс вызывания и использования собственных психических процессов пациентатакими способами, которые лежат за пределами досягаемости его собственного,обычного, произвольного и волевого контроля»[13]
Инструкция клиенту
1. Поднимите руки передсобой, согнув в локтях, ладони параллельно друг другу. Почувствуйте, что междуладонями существует магнитное поле. Дайте себе время ощутить это поле, потокэнергии между ладонями.
2. А сейчас я хочу, чтобывы начали думать о слове «да», и, делая это, вы можете обнаружить, что вашиладони начинают сближаться или удаляться друг от друга в то время как наше телоговорит «да».
3. А сейчас я хочу, чтобывы начали думать только о слове «нет» и выяснили, будут ли ваши ладонисближаться или удаляться в то время как ваше тело говорит «нет».
4. По мере того как выпочувствуете, что медленно входите в транс – и только тогда,– ваши руки начнутмедленно опускаться на колени.
5. И ваше сознание можетзадать вопрос, на который может ответить только ваше подсознание, и этоединственный вопрос, на который может ответить только ваше подсознание: «Какойпалец “поднимет” ваше подсознание, подавая сигнал ”да”»? И вы можете думатьтолько о слове «да» и с любопытством ждать, какой палец поднимет вашеподсознание.
6. А сейчас вы можетедумать о том, какой палец «поднимет» ваше подсознание, когда вы подумаете ослове «нет». Подумайте о слове «нет» и с любопытством ждите, какой палец «поднимет»ваше подсознание.
7. По мере того как ябуду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете погружаться в транс всёглубже, и когда я скажу «десять», вы сможете обнаружить, что находитесь в глубокомтрансе. Один… глубже… глубже… три… глубже… ещё глубже… и десять, глубокийтранс.
8. И когда вы ужепогрузились в глубокий транс, то есть только сейчас, в глубоком трансе, выможете понять, что способны погрузиться в транс ещё глубже… Одиннадцать…глубже… двенадцать… глубже пятнадцать… и, наконец, двадцать. В два раза глубже,чем вы себе представляли раньше.
9. И вы можете начатьисследовать внутренний мир, открывшийся перед вами. Когда вы идёте по коридору,глубоко внутри себя, на одной стене вы можете видеть образы и картины,представляющие всё то, что вы любите в жизни и чего хотите… Вы говорите этому«Да». Ну, а на другой стене вы видите картины, изображающие всё то, что вам вжизни не нравится, и вы испытываете соответствующие чувства, говоря всему этому«Нет».
10. И продолжая идти покоридору, который опускается вниз, вы продолжаете видеть картины на стенах.Возможно, это будут портреты людей из вашего прошлого или прошлого другихлюдей, с которыми вас связывают определённые отношения в настоящем, или тех, скем вы хотели бы общаться в будущем.
11. И продолжая идти, выможете увидеть стену с картинами, изображающими всё, о чём вы мечтаете, на чтонадеетесь, ваши мечты и надежды… вы можете услышать музыку… эмоциональнуюмелодию вашей жизни. Символы всего важного, что вам удалось понять в вашейжизни.
12. И ещё дальше иглубже, и вы видите зеркала на обеих стенах коридора. Зеркала отражаются взеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающихся друг от друга образов,и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечномколичестве мест.
13. И размышляя над однимобразом, потом над другим, третьим… вы можете понять, что у вас есть все ресурсы, которые когда-либомогут вам понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществитьнадежды, которые так важны для вас.
14. И дайте себе время испытатьв полной мере ощущение безопасности и уверенности. Это ваше собственноечувство. И только тогда, когда вы почувствуете себя в безопасности и ощутитеуверенность в том, что способны учиться и развиваться, начинайте медленновозвращаться в эту комнату, в настоящий момент.

6. Критический взгляд наНЛП
Посколькунейро-лингвистическое программирование у нас в стране известно ещё не слишкомшироко, в этой курсовой работе мы довольно широко обращались к оригинальнымтекстам авторов, которые работают в этом направлении психологии. Ведь для того,чтобы сделать попытку оценить что-либо, необходимо прежде с ним познакомиться.Теперь, когда краткое знакомство состоялось, мы можем перейти к осмыслениюместа НЛП в системе психологической науки и деятельности практическихпсихологов.
Прежде всего, необходимоотметить, что НЛП зародилось и развивалось в США – в стране, где традиционносильны психологические школы бихевиоризма и гештальт-психологии. Рассматриваяконцептуальный набор НЛП, можно заметить, что эта школа имеет духовное родствои с бихевиоризмом, и с гештальт-психологией. С бихевиоризмом её роднит концептуальныйакцент на практической стороне любой психологической проблемы, т.е., некоторыйпрагматизм. Сторонники НЛП не скрывают свою нацеленность именно на практическиерезультаты. Однако, в отличие от классического бихевиоризме в интерпретации,например, Скиннера, который считал, что теории в психологии вообще не нужны,НЛП не отказывается от теоретического базиса.
Этот теоретический базиссформировался в процессе постоянного противопоставления и конкуренции с весьмараспространённой в США гештальт-терапией. Отрицая основные холистическиетенденции гештальтистов, практики НЛП основывают свою деятельность на данных,которые были получены психофизиологами.
Сами по себе этипсихофизиологические результаты, будучи получены в строго научной парадигме, невызывают никаких сомнений с точки зрения критерия научности. Однаковыстраивание технологий психотерапевтического воздействия – это уже процесссовершенно иной природы, нежели простая констатация тех или иных научныхрезультатов.
Основываясь напсихофизиологическом базисе, НЛП-технологии имеют в своей основе ещё одинкомпонент – методологическую, мировоззренческую, даже философскую направленность.
В качестве философскогооснования НЛП использует известное положение философии прагматизма, выраженноеещё Дьюи. Оно может быть сформулировано так: важны не поиски истины, а методыуспешного достижения конкретного практического результата. Мы видим этоположение в одном из основных утверждений НЛП: «Каждый человек обладает своейсобственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта – отражениемира не является более подлинной или настоящей, чем любая другая»[14].
В нашей стране подобнаяфилософская трактовка представляется пока что довольно экзотической, посколькуотечественная духовная традиция тесно связана с немецкой классическойфилософией, в которой понятие истины занимает более главенствующее положение,чем понятие пользы.
Тем не менее, нельзя спорога отвергать концепцию только потому, что она является непривычной дляданного культурного контекста; тем более, что в последние годы практическаяжизнь в нашей стране открыла широкое поле для применения именно прагматистскихустановок.
Кроме того, нельзязабывать о том, что в конечном счёте НЛП призвана оказывать психотерапевтическоевоздействие, т.е. облегчать страдания людей. И в этой связи действительно можносогласиться с утверждениями приверженцев НЛП, что не столь важно, как именночто-либо работает – важно, что оно действительно работает, т.е. приводит косязаемым результатам. Если имеются позитивные результаты каких-либопсихотехнологий, то уже вторичным представляется задача теоретиков каким-либообразом обосновать это. Есть надежда, что прошли те времена, когдаглавенствующее направление в какой-либо науке могло – с помощьюправительственных ресурсов – подавить все прочие направления, опираясь лишь наодин-единственный довод – довод о методологической (или мировоззренческой) несостоятельностиэтих направлений.

Заключение
Итак, НЛП – это преждевсего методология и технология человеческой коммуникации и её изменения. НЛПосновывается на изучении структуры субъективного опыта, не уделяя особоговнимания содержанию этого опыта в смысловом и ценностном аспектах. По сути, НЛПпредставляет собой набор инструментов. Это – стратегия ускоренного обучения иэффективного общения.
Основываясь на традицияхамериканской школы психологии и психотерапии (работы Эриксона, Сатир, Перлса,Бейтсона и в теоретической части – Рассела), НЛП разработало широкий спектрметодов. Эти методы призваны улучшить деятельность человека путём оптимизацииего стратегий. Поскольку методы НЛП основаны на конкретных и неоспоримыхнаучных результатах, они достигают определённого эффекта.
Поскольку это направлениев психологии и психотерапии относительно новое и находится в периоде бурногороста и распространения на другие страны, в том числе и на Россию, о чёмсвидетельствует резко увеличившийся поток публикаций, посвящённых НЛП, раноделать какие-либо выводы относительно значения этой школы как для науки, так и дляпрактики.
В заключение приведёмнаиболее полный вариант предпосылок НЛП, который предлагает Р. Коннор[15]:
1. Каждый человек живёт всобственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются отсамого мира.
2. В любой ситуациикаждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить вданный момент.
3. Внутренние ресурсыкаждого человека доставляют ему потенциал решения его проблем.
4. Есть различие междучеловеком и его поведением.
5. За каждым поведениеместь некоторое позитивное намерение.
6. Смысл коммуникациизаключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.
7. В человеческихвзаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляетнаибольшую гибкость и разнообразие в поведении.
8. Память и воображениеиспользуют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то жедействие.
9. Знание, мышление,память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний системпредставления.
10. Психика и тело – эточасти одной и той же системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязьмежду нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемымповедением.
11. Метод проб и ошибоксоставляет часть процесса обучения. Если вы не получили желаемых результатов,это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратнуюсвязь.
12. Если то, что выделаете, не действует, сделайте что-нибудь другое.
13. Язык – это отражениереальности, вторичное представление опыта.
14. Невербальный язык –наиболее объективный источник информации.
С. В. Ковалёв формулируетследующие «заповеди» НЛП:
– я тот, кто контролируетсвой мозг и свои результаты;
– если это возможно вмире, это возможно и для меня;
– проблема – это неверносформулированное решение;
– каждая ситуациясодержит множество выборов. Поэтому если что-то не работает, надо простосделать что-то другое;
– или я верю, что могу,или ничего не могу;
– Всё, что можно детальнопредставить, осуществимо;
– я могу всё то, что ядействительно хочу.
Одна из трудностей припереносе НЛП на почву другого языка состоит в том, что весь разработанный дляанглийского языка лингвистический материал НЛП требуется конгруэнтно перевестив структуры другого языка. Языки же, как известно, весьма отличаются друг отдруга именно по своей структуре. Тем не менее, этот процесс адаптации, какможно заметить из последних публикаций, в России успешно осуществляется.

Список литературы:
1. Андреас С., Фолкнер Ч. и др. НЛП.Новые технологии успеха. М. 2001.
2. Белянин В. П. Введение впсихолингвистику. М. 1999.
3. Гиллиген С. Терапевтическиетрансы: Руководство по эриксоновской терапии. М. 1997.
4. Гордон Д. Терапевтическиеметафоры. СПб. 1995.
5. Горянина В. А., Масалков И. К.Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М1999.
6. Гриндер Д., Бендлер Р. Наведениетранса. Клинический гипноз: инновационные методы/Методический материал к семинару.1994.
7. Дилтс Р. Моделирование с помощьюНЛП. СПб. 2000.
8. Дилтс Р. Стратегия гениев. – В 3т.– М. 1998.
9. Ковалёв С. В. Основынейролингвистического программирования. М. 1999.
10. Коннер Р. Материалы семинаров.Новосибирск. 1999–2000.
11. Меерович М. И., Шрагина Л. И.Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск, М. 2000.
12. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введениев нейро-лингвистическое программирование. Челябинск. 1997.
13. Путеводитель по НЛП. Толковыйсловарь терминов./ Сост. В. В. Морозов. Челябинск. 2001.
14. Технологии программированиясудьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск, М.2001.
15. Эриксон М., Росси Э.Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенноговнушения. М. 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия
Реферат Правоотношения 4
Реферат Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция
Реферат Эллинистический Египет. Египет – римская провинция
Реферат Открытие любви по творчеству И. Бунина.
Реферат Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками
Реферат Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Реферат Контрольная работа по Трудовое право
Реферат Морфологические каузативы в английском языке
Реферат Индивидуальный текст экскурсии Симферополь мой город
Реферат Строительство сетей и сооружений системы водоснабжения города и промышленного предприятия
Реферат Сравнительная характеристика товарных свойств шкурок клеточного соболя и соболя, добываемого охо
Реферат 1998 г. «23» июля 1998 г. Санитарные правила и нормы организации обучения детей шестилетнего возраста
Реферат Лекции по органической химии
Реферат 22 июня. 65 лет со дня начала Обороны Брестской крепости