Реферат по предмету "Психология"


Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет

Автореферат
Тема работы:
«Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношенияк материнству у лиц от 16 до 26 лет»

Введение
 
Актуальность. Отношение к любви ибраку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несетотпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся вданном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков взначительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинноеуважение к институту семьи.
Семья – это новый объект, с новымисвойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья – это,прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами
Кроме того, общая беда молодых — неосведомленность в вопросахбрака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силучувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологическихисследованиях прошлых десятилетий.
Цель исследования: датьтеоретический анализ проблем молодой семьи. Выявить особенности отношения кбраку у лиц ранней взрослости.
Объект исследования: молодаясемья.
Предмет исследования: особенностиработы с молодой семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в современнойлитературе;
2. Дать характеристику особенностей молодой семьи;
3. Выявить особенности работы с молодой семьей.
4. Изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемыбрачных отношений;
5. Охарактеризовать основные задачи личного развития возрастаранней взрослости;
6. Выявить степень готовности молодежи от 16 до 26 лет к созданиюсемьи.
В главе 1. рассматриваем теоретические подходы к понятию изучениюбрака и семьи (характеристика особенностей молодой семьи, особенности работы смолодыми семьями, понятие о браке и брачных отношениях)
Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научныхпубликациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности,обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — неодно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семьяможет существовать без брака, а брак — без семьи.
Брак – это общественноеустановление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особыйобщественный институт, особая форма общественного устройства, историческиобусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений междумужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг кдругу и к своему потомству.
Глава 2. психологический портрет лиц ранней взрослости и факторы,влияющие на их отношение к браку (характеристика периода ранней взрослости,факторы, влияющие на отношение современной молодежи к браку).
В 3 главе провели исследование отношения к материнству у лиц от 16до 26 летОписание выборки
Исследование проводилось на двух экспериментальных группах.
Первую группу составили 12 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, неимеющие детей, которые были разбиты на четыре возрастные группы (16-18 лет,19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет).
Вторую группу составили 12 женщин в возрасте от 16 до 26 лет,имеющие детей, которые также были разбиты на четыре группы (16-18 лет, 19-20лет, 21-23 года, 24-26 лет).
90% испытуемых данной группы находятся в официальном илинеофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляетот одного месяца до трёх лет.
75% женщин находятся в отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают,10% учатся (на очном отделении в ВУЗе).
Женщины 1 и 2 группы принимали участие в анкетировании (см.Приложение № 2) и рисуночном тесте «Мой малыш» 14, с. 108,задание было дано на дом, для того чтобы испытуемые могли проявить максимумтворчества. (см. Приложение №1) 
Результаты и их анализ
Были проанализированы результаты анкет и рисуночного теста «Моймалыш».
Женщины, не имеющие детей
 
1 группа. Испытуемые в возрасте от 16 до 18 лет
Большинство опрошенных ответили, что рождение малыша является дляних счастливым событием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу«Ребёнок – это…» лишь для 1 испытуемой ребёнок – это радость и счастье. Восновном ответы этой группы носят формальный характер, типа «дети – этобудущее», «ребёнок – это человек, не достигший совершеннолетия». Особоговнимания заслуживают ответы, которые определяют детей как: «супер », «ребёнок –это классно».
В чём же женщины видят ценность ребёнка? в том, что ребёнокукрепляет семью, опора в старости, ребёнок нужен только для того, чтобы датьему то, что не смогла получить сама женщина.
Аналогичная тенденция прослеживается в представлениях о смыслематеринства. Для испытуемых данной группы – быть матерью, это, значит, взять насебя ответственность. При этом они не указывают, за что они готовы взятьответственность и перед кем.
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что уровеньценностно-смысловой готовности к материнству очень низкий у женщин даннойвозрастной группы.
Анализируя их отношение к беременности и к родам было обнаружено,что при виде беременных женщин у испытуемых данной группы не возникает никакихэмоций, не хотят рожать детей, глядя на беременную женщину
Насколько оказался сформированным положительный образ ребёнка?Многие отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это необнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок –это…».
Было интересно выяснить, насколько долго женщина намерена бытьпостоянно с малышом, заботиться о нём. Двое опрошенных уверены, что отдаватьребёнка в детский сад надо в 1,5 года, одна – в 3 года. То есть большинствовыразили желание заботиться о малыше не более 1,5-2 лет.
Каков же уровень знаний о воспитании детей? Всего 1 испытуемаясчитает необходимым начинать воспитание ребёнка с момента зачатия. Остальныеответили, что воспитание надо начинать с момента рождения малыша.
Низкий уровень знаний о воспитании подтверждается и тем, чтоиспытуемые отводят игре небольшую роль и считают, что с ребёнком необходимоиграть лишь изредка. При этом большинство не знают, какие игрушки покупатьдетям.
Теперь сделаем выводы по рисункам. Преобладает схематичность,неоконченность графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенныхчастей тела (головы, рук, ног). Это еще раз подтверждает тот факт, что испытуемыеданной группы не готовы иметь детей, не владеют информацией о развитии ивоспитании ребенка.
 
2 группа. Испытуемые в возрасте от 19 до 20 лет
Испытуемые данной группы хотят иметь детей. Одна испытуемая незадумывалась над этим вопросом. Родить ребёнка в ближайшие 5 лет планируют двоеопрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроитьличную жизнь.
Лишь для одной опрошенной рождение ребёнка является счастливымсобытием, но не как самостоятельная ценность, а как необходимая часть жизни,как продолжатель рода, как «часть семьи». Нами получены ответы, в которыхженщины данной возрастной группы указывали, что «дети – это радость бабушек».Можно предположить, что этим испытуемым ребёнок не нужен, его рожают длякого-то, но только не для себя. Полученные результаты свидетельствуют о низкойценности детей для женщин данной возрастной группы.
В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь однаиспытуемая в материнстве видит счастье. Остальные не смогли ответить, что для нихзначит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 летсмысл материнства ещё не осознают.
Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнкаотметим, что всего одна испытуемая считает обязательным в течении года кормить ребёнкагрудью. Двое испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с моментазачатия.
Рассмотрим рисунки испытуемых данной возрастной группы.
Одна испытуемая нарисовала крупную фигуру ребенка, это указываетна значимость ребенка для женщины. Вторая испытуемая нарисовала ребенкаподросткового возраста, это указывает на обесценивание маленьких детей,избегание необходимости заботиться о них. Третья изобразила на рисунке лишькрасивый яркий конверт для младенца, в котором якобы ребенок находится. Этосвидетельствует о том, что эта женщина испытывает негативные переживания,связанные с маленьким ребенком.
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет
Все испытуемые данной группы хотят иметь детей. Но в ближайшиепять лет планирует родить ребёнка лишь одна опрошенная. Остальные прежде всего,намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.
Каково же отношение к рождению ребёнка? Двое испытуемых ответили,что рождение малыша – это счастливое событие. При этом на самом деле лишь однаопрошенная считает, что «ребёнок – это счастье для каждой женщины». Ответтретьей испытуемой носит чисто формальный характер типа «ребёнок – этобудущее», «…это цветы жизни».
Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смыслдетей. Двое из них считают, что ребенок, являясь объектом забот и любви,принесёт им счастье, укрепит семью, «сделает жизнь более полной…». Однаиспытуемая смысл детей осознает не в полной мере.
В чём же опрошенные видят смысл материнства? Двое ответили, чтобыть матерью «значит быть самым счастливым, любимым и необходимым человеком наземле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своим ребёнком»,«чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». Третья испытуемая несмогла ответить на данный вопрос.
Каков же уровень знаний испытуемых о воспитании и развитииребёнка? Двое испытуемых знают, что в первый год жизни малыша необходимокормить кормит грудью. Одна женщина указала, что воспитание необходимо начинатьс момента зачатия.
Проанализируем рисунки женщин данной возрастной группы. Испытуемыепереживают эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, рисунок выглядиткак целостная фигура с атрибутами младенца.
Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация нарисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша,большая величина фигуры.
4 группа. Испытуемые респонденты в возрасте от 24 до 26 лет
Все опрошенные данной возрастной группы хотят иметь детей. Причём,двое опрошенных планируют родить ребёнка в ближайшие 5 лет.
Двое хотят иметь двух детей, одна — трёх и более детей. В качествеглавных условий для этого испытуемые указали наличие хорошего здоровья иблагоприятные материальные условия.
Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети –это…» у двух испытуемых фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок– это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети – это богатствоженщины»). То есть, для большинства женщин данной возрастной группы ребёнокимеет большое значение
Отметим, что в среднем женщины данной возрастной группы готовыпостоянно быть рядом с малышом, пока ему не исполнится 2,5 года, ежедневноуделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Отметим, что женщины даннойвозрастной группы больше времени отводят ребёнку и семье.
Были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш».
Проведённый анализ позволяет говорить о том, что для испытуемыххарактерен высокий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку.
Двое испытуемых изобразили малыша с приветливым выражением лица.Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и ножках иножках, ямочки на пальчиках) и одежды (чепчик, пинетки, передничек). Крометого, рисунки выполнены цветными карандашами. данная возрастная группаиспытывает радостное отношение к маленьким детям.
Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим следующее.Рисунки расположены в центре листа. То есть ребёнок для испытуемых имеет важноезначение.
 
Женщины, имеющие детей
 
1 группа. Испытуемые в возрасте от 16 до 18 лет
 Двое ответили, что рождение малыша является для них счастливымсобытием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу «Ребёнок – это…»лишь для 1 испытуемой ребёнок – это радость и счастье. В основном ответы этойгруппы носят формальный характер, типа «дети – это будущее», «ребёнок – эточеловек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают ответы,которые определяют детей как: «супер», «ребёнок – это классно».
Представления о смысле материнства. Для испытуемых данной группы –быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При этом они неуказывают, за что они готовы взять ответственность и перед кем.
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что уровеньготовности к материнству очень низкий у женщин данной возрастной группы.
Насколько оказался сформированным положительный образ ребёнка?Многие отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это необнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок –это…».
Результаты рисуночного теста «Мой малыш».
Одна испытуемая данной группы отказалась выполнять задание,указав, что не представляет будущего малыша.
Кроме того, для испытуемых данной возрастной группы характереннизкий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, так как ни наодном из рисунков нет улыбающегося малыша.
Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для женщин даннойвозрастной группы не имеет большого значения.
2 группа. Испытуемые в возрасте от 19 до 20 лет
Испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Одна испытуемаяне планирует больше иметь детей. Родить второго ребёнка в ближайшие 5 летпланируют двое опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найтиработу и устроить личную жизнь.
Лишь для одной опрошенной рождение ребёнка является счастливымсобытием, но не как самостоятельная ценность, а как необходимая часть жизни,как продолжатель рода, как «часть семьи». Полученные результаты свидетельствуюто низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы.
В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь однаиспытуемая в материнстве видит счастье. Остальные не смогли ответить, что дляних значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20лет смысл материнства ещё не осознают.
Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнкаотметим, что всего одна испытуемая считает обязательным в течении года кормитьребёнка грудью. Двое испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать смомента зачатия.
Рассмотрим рисунки испытуемых данной возрастной группы.
В двух работах возраст ребёнка определить не удалось. То есть уиспытуемых образ маленького ребёнка не сформирован.
Кроме того, одна испытуемая испытывает негативное отношение кмаленьким детям, так как в ее работе тело ребёнка не пропорционально (разные подлине руки, выступающие за контур лица щёки, ассиметричное тело).
Положительное отношение к ребёнку характерно всего для однойиспытуемой. В ее работе у малыша прорисованы детали тела и одежды, в целомрисунок создаёт приятное впечатление.
Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можносказать, что рисунки свидетельствуют о невысоком значении для них ребёнка.
Характерное для большинства рисунков отсутствие улыбки на лицемалыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкиеразмеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкойценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствииположительного отношения к малышу.
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет
Все испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Но вближайшие пять лет не планирует родить второго ребёнка. Женщины намеренызакончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.
Каково же отношение к рождению ребёнка? Двое испытуемых ответили,что рождение малыша – это счастливое событие. При этом на самом деле лишь однаопрошенная считает, что «ребёнок – это счастье для каждой женщины». Ответтретьей испытуемой носит чисто формальный характер типа «ребёнок – этобудущее», «…это цветы жизни».
Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смыслдетей. Двое из них считают, что ребенок, являясь объектом забот и любви,принесёт им счастье, укрепит семью, «сделает жизнь более полной…». Однаиспытуемая смысл детей осознает не в полной мере.
В чём же опрошенные видят смысл материнства? Одна испытуемаяответила, что быть матерью «значит быть самым счастливым, любимым и необходимымчеловеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своимребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». Двое испытуемыхне смогли ответить на данный вопрос.
Каков же уровень знаний испытуемых о воспитании и развитииребёнка? Двое испытуемых знают, что в первый год жизни малыша необходимокормить кормит грудью. Одна женщина указала, что воспитание необходимо начинатьс момента зачатия.
Проанализируем рисунки женщин данной возрастной группы.
Все испытуемые справились с заданием. Хотя в правильном возрастеребёнок на двух рисунках.
Что же показывают рисунки об отношении к маленьким детям? У двухиспытуемых эмоционально-положительное отношение к детям сформировано не вполной мере, так как женщины изобразили только голову ребёнка. На рисункетретьей испытуемой малыш изображён грустным, не прорисованы детали.
Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых позначимости стоит лишь на пятом месте. Для женщин в возрасте 21-23 летхарактерен более высокий уровень эмоционально-положительного отношения кребёнку.
 
4 группа. Испытуемые в возрасте от 24 до 26 лет
Все опрошенные данной возрастной группы имеют по одному ребенку.Причём, двое опрошенных планируют родить второго ребёнка в ближайшие 5 лет.
Двое хотят иметь двух детей, одна — трёх и более детей. В качествеглавных условий для этого испытуемые указали наличие хорошего здоровья иблагоприятные материальные условия.
Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети –это…» у двух испытуемых фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок– это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети – это богатствоженщины»). То есть, для большинства женщин данной возрастной группы ребёнокимеет большое значение
Отметим, что в среднем женщины данной возрастной группы готовыпостоянно быть рядом с малышом, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее4-5 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводятребёнку и семье.
Были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш».
С заданием справились все женщины данной возрастной группы.Проведённый анализ позволяет говорить о том, что для женщин данной возрастнойгруппы характерен высокий уровень эмоционально-положительного отношения кребёнку. Эти испытуемые изобразили малыша с приветливым выражением лица.Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и ножках иножках, ямочки на пальчиках) и одежды (чепчик, пинетки, передничек).
Особенностью рисунков данной возрастной группы является то, что вовсех работах изображён не только малыш, но и соответствующая обстановка(кроватка, коляска, игрушки). Это говорит о включённости женщин даннойвозрастной группы в процесс воспитания, развития и заботы о ребёнке.
Таким образом, результаты рисуночного теста подтверждают высокийуровень эмоционально-положительного отношения к детям женщин 24-26 лет, а такжезначимость ребёнка в их жизни.
Сравнительный анализ
Все испытуемые хотят иметь детей. При этом в ближайшие пять летпланируют родить ребёнка в основном женщины в возрасте 24-26 лет. Дляиспытуемых 16-20 лет первостепенным является получение образования, а вдальнейшем — работы. Для испытуемых 21-23 лет главным также является работа иустройство личной жизни. Эти данные свидетельствуют о том, что возраст от 24 до26 лет оптимален для рождения ребёнка в том плане, что женщина определяется впрофессиональной области. Также в основном устроена личная жизнь. Необходимо«переходить» к постановке и достижению следующих целей, а именно, к рождениюребёнка.
Как следствием этого является то, что именно для женщин 24-26 летребёнок наиболее значим, и занимает третье место среди жизненных ценностей. Дляженщин в возрасте от 16 до 23 лет дети стоят лишь на последнем месте.Соответствующие данные отражены в диаграмме. (см. Приложение №3)
Следует отметить, что в ходе анализа было выявлено, что чем старшеженщина, тем больше возможное количество детей, которых она может родить.Полученные результаты отражены в диаграмме (см. Приложение №4) Такие результатыможно объяснить тем, что чем старше женщина, тем она в большей степени осознаётсмысл детей и радость материнства, чувствует уверенность в том, что сможетвырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие.
Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 16-20 летрождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы,отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнствеэти женщины не видят. Как счастье материнство расценивают женщины возрасте24-26 лет и в возрасте 21-23 лет. Таким образом, самый высокий уровеньпотребностно-мотивационной и эмоционально-положительной готовности кматеринству характерен для женщин в возрасте от 24 до 26 лет.
Сравнивая уровень знаний женщин об особенностях внутриутробногоразвития ребёнка, его воспитания, функций матери было выявлено, что самыйнизкий уровень знаний характерен для испытуемых 16-18 лет. Более полныепредставления имеют респонденты в возрасте от 24 до 26 лет.(см. Приложение №5).
Хотя у них недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Нопри этом, в отличие от других испытуемых, большинство женщин этой возрастнойгруппы отметили, что они читают соответствующую литературу, наблюдают заподругами, у которых есть дети.
Не смотря на недостаток знаний о воспитании у женщин 24-26 лет,сформированные установки на стратегию воспитания присущи в основномреспондентам этой возрастной группы. Выполняя задание, в котором спрашивалось,какие надежды они связывают с рождением ребёнка, респонденты косвенно указывалицели воспитания: «…хочу вырастить настоящего человека…», «…буду стараться,чтобы мой ребёнок вырос добрым, отзывчивым…».
Отметим и то, что в отличие от испытуемых в возрасте от 16 до 20лет, опрошенные четвёртой возрастной группы в полной мере осознают трудности,связанные с воспитанием малыша и его развитием. Половина женщин третьей группытакже достаточно ясно представляют, какие заботы появляются с рождением детей.
Опрошенные 16-18 лет практические не знают, какие трудностивозникают с рождением ребёнка, а, следовательно, не готовы к их преодолению.Больше всего на это настроены женщины 24-26 лет, так как, во-первых, в заботахо детях они видят радость, а во-вторых, эти респонденты дольше остальныхнамерены быть постоянно рядом с малышом (до 2,5 лет).
Говоря об ответственности, заметим, что более готовы к её принятиюреспонденты четвёртой и третьей возрастных групп, хотя они не исключают помощьродных при воспитании детей. Испытуемые в возрасте 16-20 лет большую частьответственности перекладывают на родителей. Кроме того, они не осознают, за чтоженщина берёт на себя ответственность и перед кем. Следует отметить и то, чтовсе женщины в возрасте 24-26 лет указали, что рождение ребёнка необходимообязательно планировать.
В целом обнаружилось, что наиболее готовы к рождению малышаженщины в возрасте от 24 до 26 лет, так как они имеют самые высокие показателипо всем базовым компонентам, составляющим психологическую готовность кматеринству: социально-личностная, когнитивно-операционная,мотивационно-потребнностная готовности. Можно сказать, что эти респондентылучше остальных справятся с ролью матери.
Отметим, что сами испытуемые (от 16 до 26 лет) считают оптимальнымпериодом для рождения ребёнка возраст от 23 до 25 лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лабораторная по ЭММ
Реферат Gutter=47> цыганковой любови эдуардовны мои личные данные
Реферат Поле редактирования с возможностью задания IP-адреса
Реферат Расчет финансовых показателей работы автотранспортного предприятия
Реферат Vii. Империализм, как особая стадия капитализма Мы должны теперь попытаться подвести известные итоги, свести вместе сказанное выше об империализме
Реферат Засоби управління перевантаженнями і політики відкидання пакетів
Реферат Сучасні масштаби впливу людини на природу та актуальність проблеми її охорони
Реферат Проблема збереження миру на Землі
Реферат Дозування в аптечній практиці
Реферат Финансовое и материально-техническое обеспечение ветеринарной службы
Реферат Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом
Реферат Роль и место общественных организаций в вопросах формирования сферы интеллектуальной собственности в России
Реферат Europe After The Rain Essay Research Paper
Реферат Характер социально-экономического развития Руси в период монголо-татарского нашествия
Реферат Бой 8 января 1780