СОДЕРЖАНИЕ
Введение Агрессивные дети как группа социального риска вобществе
1.1 Теоретический аспектагрессии
1.2 Причины проявления агрессивностиу дошкольников
1.3 Индивидуальные особенностиагрессивных дошкольников
2 Модель социально – профилактическойработы с агрессивными детьми
2.1 Модели российских изарубежных социальных служб в работе с агрессивнымидетьми
2.2 Социальноепрогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми вдошкольном учреждении
2.3 Модель социально-профилактическойработы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении №14 г. Зеи
Заключение Библиографический список
Приложение А. Понимание агрессивностистаршими дошкольниками
Приложение Б. Стили родительскоговоспитания
Приложение В. Упражнения на развитиеустойчивости к стрессу
Приложение Г. Критерииагрессивности
Приложение Д. Практическиерекомендации
ВВЕДЕНИЕ
Однаиз частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Теили иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоениемправил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявленияагрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категориидетей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но иразвивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижаетсяпродуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируетсяличностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим,но исамому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме.В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразныеподходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологическихмеханизмов.
Исследованияи многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве,остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизничеловека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываютсяопределенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети,склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстниковне только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучитьэти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременнопреодолеть опасные тенденции.
Поэтому в работе данапопытка объединить работу дошкольного учреждения и семьи по профилактике икоррекции детской агрессии — и найти наиболее реальные пути совместной работы ипомощи.
Научная новизна – в настоящей работе выявленыпричины, мотивы, индивидуальные особенности агрессивных детей и предложенымодели профилактики агрессивности в условиях дошкольного учреждения.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всемизаинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы дляпроведения профилактической работы по преодолению агрессивного поведения вдошкольном возрасте.
Объектом данной курсовой работы является –агрессивные дети как группа социального риска.
Предмет – модели социально-профилактической работыдошкольных образовательных учреждений с агрессивными детьми.
Цель работы – изучить моделисоциально-профилактической работы дошкольного учреждения по предупреждениюагрессивного поведения ребёнка.
В связи с поставленнойцелью были сформулированы следующие задачи:
1) анализнаучно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения в дошкольномвозрасте;
2) выявить причины имотивы детской агрессивности в современных условиях;
3) изучить модели российскойи зарубежной социальных служб в профилактической работе с агрессивными детьми;
4) рассмотреть опыт профилактической работы с агрессивными дошкольникамина примере ДОУ №14 г.Зеи.
Методы исследования — анализ учебной инаучно-исследовательской литературы, материалов СМИ, анализ документов, беседа,наблюдение.
1 АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ КАКГРУППА СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Теоретическийаспект агрессии
Агрессивностьв общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физическогоили психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиямпсихологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведениядетей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяютособенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которыеребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональноенапряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все этифакторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той жесемье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивностидети (Приложение А).
Таким образом, поведение называется агрессивнымпри наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные дляжертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.
Перваяиз теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал,что в жизни человека существует два основных инстинкта — стремление к жизни (эрос)и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктамиприсутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмычеловека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этогопостоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная надругих людей, служит для сохранения гомеостазаорганизма, ибо если этаэнергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушениюсамого индивидуума. Агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил,а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызватьразрядку разрушительной энергии и уменьшить врезультате этоговероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточноспорной, заслуживает значительного интереса.
Неменьшего внимания заслуживает теория К.Лоренца, который считал, что агрессияимеет своим источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы завыживание.Агрессивная энергия генерируется в организмеспонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь стечением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось нанастоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий еевыплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностьюподавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнениюэтого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивныедействия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявлениеагрессии.
Тем не менее, по данным французских и американских ученых, существуюткультуры, которые сумели создать свои способы сдерживания агрессивности(племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).
Втораятеория агрессии была создана в 1939 году известными психологами ДжономДоллардом и Эдвардом Миллером и получила название «теория фрустрации — агрессивности» .
Фрустрация,от латинского frustratio, — это психическоесостояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания приналичии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающеесяразличными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием,тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишенияжелаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнемзапросов и реальных достижений человека.
Согласноэтой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большуюдосаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой — то цели.Фрустрация является причиной гнева и враждебности, при наличии агрессивныхстимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае его реакция напомеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человекуили объекту.
Известный ученыйЛеонард Берковиц, занимающийся изучением агрессии, обнаружил, что оченьзначимым стимулом для выплеска агрессии является находящееся в поле зрениячеловека оружие.Помимо научных исследований, эти выводыподтверждены реальными фактами: в странах, где запрещено ношениеогнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств. Так, в Англиисовершается в шестнадцать раз меньше убийств, чем в США, хотя населениепервой страны меньше, чем во второй всего в четыре раза. В США за годсовершается 10 000 убийств с помощью огнестрельного оружия в год, в Англии — около десяти.
Казалосьбы, это можно было бы трактовать как разницу в социокультурных особенностяхэтих стран, но и в пределах одной страны (США) там, где разрешено, но строгоограничено приобретение огнестрельного оружия, количество убийств в два разаниже по сравнению со штатами, где такое ограничение не введено. Как писал всвоей работе американский психолог Дэвид Майерс, «оружие не только провоцируетагрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и егожертвой.» Пространственная удаленность от жертвы облегчает проявлениежестокости.
Согласно теории фрустрации — агрессии, учеловека, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторыхслучаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью наказания либо некимивнешними препятствиями. Однако в этом случае агрессивное побуждение остаетсяи может быть перенесено с реального обидчика на другой обьект или человека, поотношению к которому агрессивные действия могут совершаться беспрепятственнои безнаказанно — происходит смещение агрессии.Всем хорошоизвестна анекдотическая ситуация, когда отец семейства, на которого накричалначальник на работе, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепаетпопавшегося под горячую руку сына. Сын пинает пробегающего мимо пса, которыйкусает отца. В этой ситуации у отца хотя и происходит выплеск отрицательныхэмоций, но уровень агрессивности не снижается, т.к. реально он может упастьпри нанесении ответного действия лишь самому фрустратору (обидчику), в данномслучае — начальнику. К тому же добавляются неприятные ощущения от укушеннойноги.
Совершенно очевидно, что не все люди и невсегда реагируют на фрустрацию агрессивным поведением. Что касается врожденнойпредрасположенности человека к агрессивным действиям (теории Фрейда иЛоренца), то вполне «вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуумав значительной степени влияют на ее проявление».
Согласно третьей теории агрессивности — «теориисоциального научения», человек перенимает агрессивное поведение, наблюдая задругими людьми.
В «прошлый опыт» входит не тольконепосредственный опыт человека, но и научение путем подражания другим людям. Согласнотеории американского психолога Альберта Бандуры, большинство особенностейнашего поведения развивается путем подражаниядругим людям. Есливоспитывающие ребенка люди проявляют агрессивность, то и ребенок, подражаяим, станет агрессивным. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшейжизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за своюагрессивность, то это уменьшит проявление агрессивностиу ребенка. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самогообыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто неподдерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимыхпоследствий для человека, действовавшего агрессивно. В настоящее время эта теорияявляется одной из самых распространенных и влиятельных. Значительное влияние наагрессивность оказывают индивидуальные детерминанты агрессии. Исследованияпоказали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровеньагрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, т.к. первые имеюттенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исходситуации.
На агрессивность влияет также личностная характеристика, получившаяназвание предвзятой атрибуции агрессии.Она представляет собойтенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковыеотсутствуют.
1.2 Причины проявленияагрессивности у дошкольников
Учёные разныхнаправлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивногоповедения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовокэтого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленноенанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Вдетском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженнойагрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают другихдетей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детейчаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создаютнапряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, иобщая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними:они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуютсяродители тех, кого они обижают.
Вкаких-то случаях агрессивность может проявляться, как симптомнервно-психического заболевания, однако это встречается не столь часто, чтобыможно было говорить о биологической предопределенности агрессивности у детей.На наш взгляд, определяющее значение для формирования агрессивности у детейимеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей,их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности (Приложение Б).
Каждыйиз этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание ивзаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности вдетском возрасте.
Опытработы с агрессивными детьми дошкольного возраста позволил выделить психологамдве группы детей, агрессивность которых имеет различную природу.
Первуюгруппу агрессивных детей отличает то, что родители не занимаются ими, детипредоставлены сами себе, между членами семьи существуют конфликтные,напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка подвергают строгим,и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители ипредставители старшего поколения) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьяхотсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не занимается.Отношение же матери к ребенку отличается неприятием его как личности, предъявлениемзавышенных требований к нему, подчеркиванием его неумелости, нетактичности. Залюбые, даже незначительные, проступки ребенка строго наказывают.
Отом, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядносвидетельствуют их высказывания и рисунки. Как правило, у таких детей завышеннаясамооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами.Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чеммать. В желаниях детей, которые выяснялись нами с помощью методикимотивационных предпочтений, отчетливо выражена потребность в материнской любвии признании. Все дети из этой группы выражали желание иметь друзей.Агрессивность детей этой группы — это реакция на неудовлетворяющие их отношенияс родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсутствие любви ипризнания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности как умальчиков, так и у девочек.
Агрессивныедети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социальноблагополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией,самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают недостатка влюбви и признании со стороны родителей. Характерной особенностью семей этойгруппы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношескоговозраста, сами проявляют агрессивность и враждебность по отношению кокружающему миру, не считаются с интересами других людей. При этом, какпоказывает наш опыт работы, такой тип воспитания способствует развитию агрессивноститолько у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивнымидевочками, родители которых придерживались таких жизненных ценностей.
Длявоспитательной позиции родителей характерно стремление сделать из своего сына«настоящего мужчину». Родители поощряют отстаивание ребенком своихинтересов с помощью силы, стремление отомстить обидчику, при этом они неприемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя.Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя,для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) илисами обучают «приемам». Родители всегда защищают своего ребенка,находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, вотличие от агрессивных детей из первой группы.
У детей рассматриваемойгруппы — завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, каким кажется, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной. Вответах детей не встретилось ни одного высказывания, касающегося желания иметьдрузей.
Агрессивностьдетей второй группы определяется жизненной позицией родителей или другихчленов семьи, отличающейся потребительским отношением к окружающему миру,враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами.Такие ценности и установки впитываются, усваиваются ребенком и переносятся имна собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.
Природаагрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группыагрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такойбазовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; вовтором случае она является следствием усвоенных от родителей соответствующихценностей и установок, агрессивных форм поведения.
Агрессивноеповедение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Впсихологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которыхможет иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можноувидеть уже в группе детского сада.
Косвеннаявербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику.Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика,направленного на устранение сверстника; агрессивных фантазий .
Прямаявербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формыунижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии:дразнилки и оскорбления.
Косвеннаяфизическая агрессия направлена на принесение какого-либо материальногоущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть:разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиковдругого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужихвещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущениепоследнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворениемнаблюдая, ужас и слезы ее владельца).
Прямаяфизическая агрессия представляет собой непосредственное нападение надругого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать двеформы — символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы изапугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальнаяагрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей дракипринимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве«оружия» палок, кубиков и пр.).
Наиболее часто уподавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальнаяагрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьюти завяжут») до прямых оскорблений, у некоторых проявляется физическаяагрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме.
1.3 Индивидуальныеособенности агрессивных дошкольников
Теили иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии,которые в высокой частоте действий — в течение часа можно наблюдать не менеечетырех актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как удругих детей отмечается не более одного.
Средипсихологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнееразвитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровеньпроизвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушенияв отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностейв наибольшей мере влияют на агрессивность.
Сравнительный анализданных показателей у дошкольников — агрессивных и неагрессивных — показывает:по большинству из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровеньразвития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторыхдаже превышает. У многих зафиксирован достаточно высокий социальныйинтеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, накартинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группеагрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже.
Агрессивныедети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность»,непризнанность своих достоинств. Характерно, что переживанияэти, какправило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстниковагрессивные дети мало, чем отличаются от других — среди них есть ипредпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелыепереживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятиемотношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.
Ещеболее существенные различия проявляются в процессе реального взаимодействия.В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослыйпредлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные детипроявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание куспехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотивацией: вырватьрисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или деталимозаики). Эти данные дают основание полагать, что главная отличительная чертаагрессивных детей — их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них — противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.
Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувствопренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это в представлении освоей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивныхнамерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей,где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.
Главныепроблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений сосверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальныеразличия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Средиагрессивных детей отчетливо выделяются три группы.
Первуюгруппу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средствопривлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярковыражают свои эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведениенаправлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активностремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются ипрекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны ине отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в моментсамих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию- прямую или косвенную — в ситуации привлечения внимания; и носит онанепроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действиябыстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника — готовностьюсотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеютвесьма невысокий статус в группе сверстников — их либо не замечают и непринимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают»,«всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследованияпоказывают: дети первой группызначимо отличаются от других (какобычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта — как общего, так исоциального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности — не умеют поддерживатьигру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия иразрушая игру других.
Приведенныеданные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеетсянекоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании состороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детскойдеятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используютсяагрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назватьимпульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка –продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторуюгруппу составляют дети, которые используют агрессию в основном как нормуповедения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия — этосредство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоциииспытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью,стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Втораягруппа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе вниманиесверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторыевыходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляетсяпрямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особойжестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются,ориентир исключительно на собственные желания.
Детиэтой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах.Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель –избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна дляего самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственнойагрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным иединственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можноназвать нормативно-инструментальным.
В третьюгруппу входят дети, для которых желание нанести вред другому — самоцель.Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих,ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящихболь и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямуюагрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия- действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякойвидимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой обстену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричити плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянныежертвы — более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствуетпри этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открытоигнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!»,«И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающихне принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характернымстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока неотомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самыенейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права.Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
Вхарактеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме — проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастаниюмотивации (как и частоты прямой физической агрессии) — от первой группы ктретьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивныйхарактер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется дляпривлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткиеиустойчивые по форме. В третьей группе преобладает мотивация«бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель).Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.
Ребенок не имеетпредставления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странноми жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительныи насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают,что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весьмир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг:агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
Изучив, теоретическийматериал по проблеме детской агрессивности, можно сделать следующие выводы:
1. Природа агрессивности уже в достаточной мере освоена иможно выделить главные теории агрессии: теория инстинкта (З. Фрейда); теорияфрустрации-агрессии (ДЖ.Доллард); когнитивная теория (З.Берковиц); модельобразования новых когнитивных связей или теория социального научения(А.Бандура).
2.В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационнаянаправленность: в одном случае — спонтанная демонстрация себя, в другом — достижение своих практических целей, в следующем — подавление и унижениедругого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет однообщее свойство — невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.
3. Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так инеагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процессасоциализации. Часто повторяющиеся проявления агрессивности родителей оставляютглубокий след в детском сознании, который трудно изменить только усилиямисоциального педагога и психолога.
4. В возникновении феномена агрессии можно выделитьследующие положения: связь между агрессией и негативным фактором окружающейсреды; роль эмоционального возбуждения в процессе возникновения деструктивныхреакций; критические переменные в социальном окружении, способствующихпроявлению враждебности; специфические механизмы нервной системы; методыконтроля агрессивного поведения.
2 МОДЕЛЬСОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Модели российских и зарубежныхсоциальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы КрасноярскогоЦентра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать рядтеоретических и практических положений, которые можно рассматривать какварианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агрессивного поведения у детей.
На первом этапе работы исследуютсяклинико-биологические; особенности анамнеза подростков и определяется степеньуязвимости их психического здоровья. На втором этапe,оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением егопринадлежности структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения.И, наконец третий этап связан с оценкой социальной ситуации, в которой,происходит развитие подростка и социально-психологическая коррекция личностныхи поведенческих расстройств.
Проводить профилактикунамного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика — системагосударственных и общественных социальных, гигиенических и медицинскихмероприятнй, направленных на повышение уровня здоровья населения ипредупреждение заболеваний.
Первичная профилактика предполагает:
а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения,типа семьи и воспитания;
б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которыеслужат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в егооптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика предусматривает:
а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений уребёнка;
б) исследование генограмм семьи;
в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей,определение детско-родительских границ;
г) наличие чётких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении детей, совершившихправонарушение, и её целью является коррекция поведения ребёнка и его развитие,а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающихантропосоциоцентрический подход к личности ребёнка с учётом его социальнойуязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальнымиперспективами.
Одной из организаций, занимающейся разработкой и распространениемпрограмм здорового образа жизни детей во многих странах мира, является «Навыкижизни». Руководитель LSI иавтор одноимённой программы д-р Бенджамин Е. Спрангер создал и внедрилнациональные программы на базе своей в 27 странах мира, в том числе и России.
Цельпрограммы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояниянегативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:
1. Развитиесоциальной и личностной компетентности подростков – помочь молодым людямприобрести навыки, необходимые для того, чтобы лучше понимать себя, сделатьположительный выбор в жизни, принимать решение с чётким сознанием собственногоповедения и с соответственным отношением к социальным и культурным требованиямобщества.
2. Выработка навыковсамозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решениекаждой из этих задач предполагает формирование определённогосоциально-психологического навыка:
позитивногообщения;
принятиярешения;
решенияпроблем;
критическогомышления;
межличностныхконтактов;
уменияпостоять за себя и договориться с другими;
сопротивлениянегативным влияниям сверстников;
совладанияс эмоциями;
управлениястрессом состоянием тревоги;
социальногоприспособления;
формированиепозитивного «Образа Я».
Врусицифицированной форме программа «Формирование жизненных навыков» включает всебя 35 занятий, которые должны проводиться 1-2 раза в неделю.
Тренинг социальныхуменийили как научиться не создавать себе проблемы применяется в США дляработы с агрессивными детьми и подростками.
Одна из главных причин того, что многие людипостоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто нехватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить напровокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше.Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других освоих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с ихожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатностинапоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональномусостоянию других… В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию,говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них.Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждомобществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этихлюдей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшитьколичество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способыобучения людей таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резко снижаетвероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения. Положительныестороны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее ярко висследовании, осуществленном Шнейдером. В рамках его исследования мальчики идевочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного центра для детей сотклоняющимся поведением прошли тренинг социальных умений, целью которого былоснижение их очень высокого уровня агрессии. С этими детьми, разделенными на двегруппы численностью от 2-х до 4-х человек, в течение 12 недель проводились 30— 40-минутные занятия, во время которых дети, выполняя различные упражнения,обучались тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противномслучае могут привести к агрессии. Например, они научились неагрессивнореагировать на поддразнивания, не принимать близко к сердцу фрустрирующиеситуации и с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам другихдетей.
После окончания тренинга исследователинаблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Былозафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности всовместных действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, чтопривитие социальных умений агрессивным людям может оказаться весьмаполезным — оно поможет им избежать опасных стычек с другими. Другие же способы,позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестких, склонных кагрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:
Моделирование. Этотспособ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений,примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения,приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастуюнаблюдается улучшение собственного поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагаетлицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации,когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить напрактике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования илиродственных с ним процедур.
Установление обратной связи. Во время этойступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играмии даже с моделированием) с индивидами устанавливаетсяобратная связь в виде реакций — как правило, позитивных — на их поведение. Онипоощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальноеповедение, Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если ониобращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальнуюжизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальныхумений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научилисьучастники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда этипрограммы завершаются тем, что их участников учат общим принципам — принципам,которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому,чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно большеэлементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делаетсядля того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятностьобобщения.
2.2 Социальное прогнозирование какметод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольныйпериод детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивностьлишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов—научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этойцелью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиесяконфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка,с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческийрепертуар — набор способов реагирования на определенные события.
Анализ поведения агрессивного ребёнкапозволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутреннейизоляции, на формирование в ребенке способности видеть ипонимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачуэту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольнымучреждениям. Традиционные воздействия — убеждения, объяснения, ссылка на положительныепримеры, призыв не обижать других — малоэффективны. Не принесет успеха исоревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы,игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь насобственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленностьдругим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок илипроигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основнаязадача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивнымидетьми, — сформировать чувство общности с другими, желание видеть и пониматьсверстников. Главное — помочь ребенку увидеть в ровеснике не противникаили конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера пообщению и совместной деятельности.
Социально-профилактическаяработа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причинагрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешнихпроявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционныхпрограмм следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивныхпроявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своемуповедению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игроваядеятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служитьне только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал,позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Профилактическаяработа может строиться по типу организации совместных игр, проигрываниясюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагатьроли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствоватьсебя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достаетсяроль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на такихкачествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой,защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной толькотогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, — родители.
Работасо взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как вплане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическимиособенностями агрессивных детей (самооценка и структурамотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опытавзаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когдаон ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать неличность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения.Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправлениеагрессивного поведения ребенка — кропотливая работа, требующая пониманияпроблем таких детей и терпения. Родители должны помочьсвоим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следуетпоощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами,понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и непереносит ли он свою ярость с виновного на невинного.
Агрессивностьребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способамисамозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способностиадаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
Сдругой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанестивред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либотруса, боящегося постоять за себя. И то и другое негативно сказывается нанаших чувствах, а в крайних случаях может привести к деструкции, разрушениюнепосредственного окружения, включая людей, которых мы любим, нанестинепоправимое зло нам самим.
Первыйтип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достиженияуспеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может бытьтоже необходим для адаптации и выживания. Наша задача — научить родителей,уважающих своего ребенка, разбираться в психологических особенностях детскогоповедения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели,концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; илинапротив избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Этапомощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутреннимиконфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других,могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательныеотношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.
Конкретноже для личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служитагрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса.Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Как нитрудно с этим согласиться, следует признать, что некоторый уровеньагрессивности необходим.
Нормализация детско-родительских отношенийимеет для профилактики состояний агрессии и гнева у детей первостепенноезначение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и необладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В социально-психологическойпомощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладетьнавыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительскихотношений.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом,чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятийродители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детейи учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферупринятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители,принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе сребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителейпо-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учитсяправильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватнойсамооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдаютза ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользаютот их внимания. В процессе общения они помогают друг другу взять на себяответственность за построение межличностных отношений. Важно то,что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способывзаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, вреальную жизнь.
Одним из главных преимуществ работы в группеявляется то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое можетвозникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.
Оказавшись в тренинговой группе, человекобнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходныетрудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощнымпсихотерапевтическим фактором.
Группа способна отразить общество в миниатюре.В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей,характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть ипроанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения иповедения.
Группа дает возможность воссоздать конкретныежизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного конфликта ипредставить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различныестратегии поведения. В группе участники тренинга имеют возможность полученияобратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
Дети младшего и среднеговозраста (4—5 лет), которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства,можно обучить переносу гнева на неопасные объекты. Для работы с такими детьми варсенале работников социальной службы должны быть резиновые игрушки икаучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой), подушки, поролоновыемячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечныймолоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлялсвой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техникаработы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но вто же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечныезажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категориидетей будут полезны любые релаксационные упражнения. Релаксация – это физиологическое состояниепокоя, полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольныхусилий типа аутогенной тренировки и других психологических приёмов. Упражнения,позволяющие научиться расслаблению, являются одной из составляющих работы сагрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепеннымформированием у ребёнка способности произвольно вызывать у себя релаксационноесостояние. Это состояние запускается спонтанно глубоким и полным мышечнымрасслаблением при наличии трёх условий: достаточного уровня утомления,благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствие психологическихисточников активности. Релаксация достигается на фоне установки на покой иотдых посредством трёх действий: проговариванием определённых словесных формул,управление вниманием и образными представлениями. Возможности аутогеннойтренировки в нормализации состояния человека после сеансов: самочувствие иработоспособность хорошо отдохнувшего уравновешенного человека. В основеаутогенной тренировки лежит самовнушение.
В процессе социально-профилактическойработы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительныедействия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек впорыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации нестискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцылица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К.Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, каксолнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляютсебе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на котороеони поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучисолнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица.Вдыхая воздух и улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. Внеприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанныев этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции нанейтральные или положительные.
Одним из приемов работы сагрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругуможно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка.На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новойбольшой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились,воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поигратьс машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог проситребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает своерешение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей,которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают,насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешенияконфликта.
Довольно часто детипредлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например:закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случаепедагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка.Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессеего обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такогоподхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить кдетям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например,Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. Вэтом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.
Как известно, эмпатия —это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей.Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развиватьэмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать сребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, оченьполезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать дляформирования эмпатии следующие игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хорошийпопугай», «Сороконожка».
2.3 Модельсоциально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ г.Зеи
Агрессивные дошкольникинуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистовв оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Направления психопрофилактическойработы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умениемвладеть собой;
· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
· работа с родителями агрессивных детей.
Работа с родителямипредполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективнымспособам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительскихотношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е.информирования об агрессивности в детском возрасте.
Работу с родителямиагрессивных детейцелесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такоеагрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих)и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Необходимую для себяинформацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголкепсихолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы сребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способамвзаимодействия с ребенком
Представляется необходимым на ранних стадияхразвития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляцииповедения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильнаясоциальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Основными способами снижения агрессивностидетей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, являются: игры, хоровоепение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование,пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия,аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на двух последних аспектахснижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) — метод психотерапии,основанный на самовнушении. Aутогеннуютренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят настульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны бытьзакрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширениесосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.Эффективней проводить ATперед сном.
Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениватьсявпечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись.После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес,водопад и т.п.
Установка на расслаблениеможет даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли,гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем имягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат,тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь,живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветеркупослушны.
Спокойна каждая нога,лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем ипарим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы кнам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Упражнения,направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях сдетьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколькотрадиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнениеупражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждатьдошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себячувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие,поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнятьупражнения и представлять эти улучшения (Приложение В).
Агрессивные дети, какправило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего неволнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другимлюдям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствоватьжертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью вработе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувстваэмпатии.
Исследователем Холтомполученные данные свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющийсвой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеванийтаких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому отгнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражатьгнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей,получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, авслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желаниедействовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гневпоможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».
Сказкотерапиякак способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольноговозраста. Сказка — это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. Вкаждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могутиспользоваться народные или авторские художественные сказки, затем идётобсуждение по сказке, задаются вопросы.
Песочная терапияпомогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все своипереживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организаторомсреды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственноепространство, где он — Творец. Для снятия физического напряжения ребёнкаиспользовать игры с песком, водой и глиной.
Как правило, дляпедагогов ДОУ не представляет труда определить, у кого из детей повышенуровень агрессивности, но в спорных случаях можно воспользоваться критериямиопределения агрессивности по проективной методике «Кактус» или воспользоватьсяанкетой, разработанной американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер (Приложение Г).
Ребёнку, в поведениикоторого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходимапомощь психолога и врача (Приложение Д).
Таким образом, можносделать следующие выводы:
1. Анализсоциальной работы российских и зарубежных центров позволяет рассмотретьпрактическую деятельность с агрессивными детьми в различных направлениях. Общеев работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других,что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности иулучшению здоровья дошкольников.
2. Важнейшимусловием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведенияявляется изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыковрешения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоровмедленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивныхдетей к опасным выпадам против других людей.
3. Профилактическаяработа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительныхотношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительскихпросоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействиюсемьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, чтонедостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии иусилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всехпоследующих этапах своего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышеннаяагрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только дляпедагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Исследования в этойобласти показали, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес ксверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции науспехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений).Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, онощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижаетсяпродуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации,деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
На современном этапеособенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когдаэта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринятьсвоевременные превентивные и корригирующие меры.
В ходе написания курсовойработы была достигнута цель – изучены модели социально-профилактической работыпо предупреждению агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте. Длядостижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этимможно сделать следующие выводы:
1. В последние годынаучный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детскойагрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных кагрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющеесяповедение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.
2. Выделяютразличные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивноеповедение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических,социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационнаянаправленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практическихцелей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на этиочевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и пониматьдругого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняяизоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможностьвидеть мир другого ребёнка.
3. В дошкольном возрасте важнопредпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей.Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены напреодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения ксверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражатьгнев приемлемыми способами.
4. Рассмотрен опыт профилактической работыс агрессивными детьми на примере дошкольного образовательного учреждения №14г. Зеи. Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия,песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительскиесобрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.
Подводя общий итог можносказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы сагрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявлениенеблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этихнеблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование уагрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика ипредупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не толькопсихологически необходимым, но и социально значимым явлением.
.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеева Л.С. Психологическая службасемьи в системе социа- льной работы // Семья в России, 1994, № 2, С. 32.
2 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб.: Питер, 2001
3 Бреслав Г.М. Эмоциональныеособенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.
4 Ватова Л. Как снизить агрессивностьдетей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.-с.55-58.
5 Венгер А.Л. Психологическоеконсультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.
6 Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
7 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001.
8 Иванова Л.Ю. Агрессивность,жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. –М., 1993.
9 Копчёнова Е.Е. Что стоит заагрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-с.64-66.
10 Корнеева Е.Н.Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
11 Крюкова С.В.,Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программыэмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.
12 Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.
13 Ле Шан Э. Когдаваш ребёнок сводит вас с ума. –М.: ВЛАДОС,1990.
14 Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.
15 Паренс Г.Агрессия наших дней/ Пер. с англ.– М.: изд. дом «Форум», 1997
16 Раттер М. Помощьтрудным детям: пер. с англ./ Под общ. Ред. А.С. Спиваковской — М.: Прогресс,1987.
17 Социальнаяпедагогика. Теория, методика, опыт исследования / Под ред. В.Д. Семёнова.-Свердловск, 1989.
18 Теория и практикасоциальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. –М.: РГСУ, 1992.
19 Смирнова Е.О.,Хузеева Г.Р. Агрессивные дети// Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.
20 Смирнова Е.О.,Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии.- 2002.- №1.- с.17-26.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Понимание агрессивности старшими дошкольниками ВОПРОС
ОТВЕТЫ
агрессивных детей
ОТВЕТЫ
неагрессивных детей 1.Каких людей ты считаешь агрессивными?
Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся
(50% опрошенных детей)
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек) 2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?
Дрался, ударил бы
(83% мальчиков, 27% девочек),
Обрызгала, испачкала
(36% девочек)
Прошёл бы мимо, отвернулся(83%мальчиков, 40% девочек)
Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек) 3.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком(девочкой)?
Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек)
Убежала бы(36% девочек)
Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек) 4.Считаешь ли ты себя агрессивным?
Нет – 88% мальчиков, 54% девочек
Да – 12% мальчиков, 46% девочек
Нет – 92% мальчиков, 100% девочек
Да – 8% мальчиков
ПРИЛОЖЕНИЕБСтили родительского воспитания
(в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия
воспитания
Конкретные
примеры
стратегии
Стиль
поведения
ребёнка
Почему
ребёнок так
поступает
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка
«Прекрати!»
«Не смей так говорить».
Родители наказывают ребёнка.
Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время.
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал.
Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.
Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях.
Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.
.
ПРИЛОЖЕНИЕВ
Упражненияна развитие устойчивости к стрессу
Упражнение1. Расхождение рук
Рукивстряхнуть, опустить, передохнуть.
Вытянутьруки вперёд, развести в стороны, опустить.
Длябольшего эффекта от выполнения упражнений детей надо убедить в том, что рукисами отталкиваются друг от друга.
Упражнение 2. Схождение рук
Рукив стороны, вперёд, опустить.
Старатьсясмотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.
Упражнение3. Всплывание рук
Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать.
Когдарука начинает всплывать, возникает масса новых приятных ощущений. В первый разощущение возможности без труда вытянуть рыбку из пруда настолько неожиданное,что вызывает улыбку.
Подчеркните,что настроение поднимается от чувства свободы движений, от воображаемойвозможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям нужнозапомнить ниточку, связывающую волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом,можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.
Упражнение4. Полёт
Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем опускать.Детям предлагается представить, что они летят, их руки- крылья и они летятвысоко-высоко над землёй к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле.
Предупреждает, что при этом надо дышать свободно.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Критерии агрессивности
( схема наблюдения за ребёнком)
№
Утверждения, относящиеся к ребёнку
1.
Часто теряет контроль над собой
2.
Часто спорит, ругается со взрослыми
3.
Часто отказывается выполнять правила
4.
Часто специально раздражает других детей
5.
Часто винит других в своих ошибках
6.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо
7.
Часто завистлив, мстителен
8.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его
.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Быть внимательным к нуждам ипотребностям ребёнка.
2. Демонстрировать модельнеагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказанияхребёнка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижатьребёнка.
5. Обучать приемлемым способамвыражения гнева.
6. Давать ребёнку возможностьпроявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственногоэмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуарребёнка.
10. Отрабатывать навык реагирования вконфликтных ситуациях.
11.Учить брать ответственность на себя.
12. Родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться кустановлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сынаили дочери проявлять твердость и решительность.
Эти рекомендацииадресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми.