Реферат по предмету "Психология"


Моделирование процессов мышления и творчества

Барнаульский филиал
НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
Факультет ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Группа ___26 Б/2
Зачетная книжка № __08351
КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА
По дисциплине Психология и педагогика
На тему: Моделирование процессов мышления и творчества
Студента 1 курса
Хрюковой Натальи Геннадьевны
Преподаватель
Борискина Белла Исаковна
Дата отправки работы в филиал
Место работы и занимаемаядолжность:
ООО «Техноленд»,бухгалтер
Дата возвращения контрольнойработы
Оценка (зачет, незачет) _____________
Подпись преподавателя___________

Рецензия:
КОНТРОЛЬНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
(нужноеподчеркнуть)
по дисциплине
__________________________________________________________________
(указатьнаименование дисциплины)
на тему__________________________________________________________
(указатьназвание темы)
студента (ки) ______курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формыобучения (зачетная книжка №________________)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя,отчество студента)
Рецензировалработу _____________________
(должность,степень преподавателя) (Инициалы и фамилия преподавателя)
Положительнымичертами данной работы являются: *
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Наряду с ними выявлены следующие недостатки: *
а) по оформлениюработы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по содержанию:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К числу грубыхошибок можно отнести:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«НЕ ЗАЧТЕНО»«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ЗАЧТЕНО» «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»«ХОРОШО» «ОТЛИЧНО»
(нужноеподчеркнуть)
Преподаватель_________________________/ ___________________________
"_____" _________________ 200__ г.
Примечание графыпомеченные знаком "*" заполняются преподавателем
Содержание
Ведение. 5
Операции мышления. 6
Анализ. 6
Синтез. 6
Сравнение. 7
Абстракция. 7
Обобщение. 8
Виды мышления. 8
Этапы творческого процесса. 10
Заключение. 13
Список использованных источников. 14
Ведение
Мышление начинает работатьтогда, когда возникает проблемная ситуация. Вначале нужно понять что, проблемасуществует. Человек, осознавший проблему, делает этим первый шаг к ее решению.
От осознания и формулированияпроблемы человек переходит к ее разрешению. Решение происходит с помощью техили иных мыслительных операций, т.е. мышления. Мышление направлено на познаниеи преобразование окружающей действительности, что позволяет глубже проникнуть вситуацию, исследуемый объект, позволяет установить связи и отношения, которыене видны при простом восприятии.
На поиск новых, необычныхрешений проблем направлено творческое мышление. Творческое мышление продолжаетработать даже в том случае, когда определенные стандартные решения в даннойобласти уже существуют.
Наша задача рассмотреть болеедетально процесс мышления и творчества.
Операции мышления
В структурепроцессов мышления можно выделить набор логических операций и процедур, которыеудобно рассматривать в качестве базисных. Суть дела заключается только впредложении приоритетной важности этих процедур и использовании их комбинаций впроцессе мышления. При рассмотрении процедур мышления важно выделятьопределенные иерархические уровни. Эти уровни так или иначе связаны сосознанным или неосознанным построением «дерева целей» и программ,реализующих эти цели и подцели. [2,63] Анализ
Анализ заключается в выделенииосновных частей предметов, явлений или аспектов ситуации для определенияхарактера их взаимодействия и установления связей и взаимоотношений, как междуними, так и с внешней средой.
Схема анализа:
Определение возможных способоввыделения основных частей проблемы (предметов, явлений, этапов, ситуаций).
Четко и ясно определить каждуючасть.
Установление связи между ними и,в целом, с другими внешними проблемами.
Выделение информации,относящейся к каждой части.
Сделать вывод на основепроведенного анализа. Синтез
Синтез по-новому объединяетсоставные части для разрешения проблемы, при этом заменяются или вовсеустраняются те или иные этапы, части, добавляются новые, меняется их порядок,характеристики, расположение и взаимосвязь.
Схема синтеза:
Определение цели создаваемогоцелого.
Перечисление основных частей,которые должны быть включены в это целое.
Придумать идеи по каждой из них.
Продумать, как соединить этичасти.
Составить план и создать своецелое. Сравнение
Сравнение выявляет сходство иразличие явлений, предметов, процессов, мнений различных групп людей и т.д. Сравнениепозволяет установить, что и как влияет на то или иное явление, а так жеустановить роль тех или иных факторов в нашем общении.
Схема сравнения:
Внимательно изучить объекты,которые нужно сравнить.
Выделить параметры, по которымвы будете их сравнивать.
Сравнить объекты по каждому извыделенных параметров.
Сделать вывод. Абстракция
Абстракция заключается ввыделении каких-либо нужных для решения задачи и проблемы свойств или сторонобъектов, при отвлечении от всех остальных.
Схема абстракции:
Определение своей цели.
Рассмотреть все объекты с точкизрения пригодности их для осуществления вашей цели. Выделить для этого те иххарактеристики и свойства, которые могут быть вам полезны.
Сделать вывод на основе такогорассмотрения. Обобщение
Обобщение – это объединениеобъектов, явлений и событий по их общим и существенным признакам.
Схема обобщения:
Внимательно изучите имеющиесяобъекты, события и т.д.
Найдите среди них как можнобольше общих черт, свойств.
Выделите и определите это общее.
Сделайте соответствующие выводы.Виды мышления
Наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышлениерешает проблему в процессе практической деятельности. Подходы к решению задач,основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи. Этоотражается в терминах типа «пощупать проблему руками». Примером могутбыть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур изконструктора.
Наглядно-действенное мышление,решая задачи непосредственно в практической деятельности, позволяет продуктивнои экономично решать достаточно большой спектр возникающих проблем.
Наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышлениерешает проблему в образной форме. Это тип интеллектуальной деятельностибазируется на необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важностьтакой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых илинезнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра. Другимисловами решить какую-либо математическую задачу можно не только при помощиматематических вычислений, а при помощи образных форм, представлений.
Логическое мышление.
Логическое мышление представляетсобой вариант теоретического мышления, другими словами наглядно-образноемышление решает проблему в словесной форме. Основой логического мышленияявляются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений иумозаключений. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия например: «сумма», «разность», «независимость» и т.д.,которые нельзя выразить конкретным образом.
Творческое мышление.
Одна из основных особенностейтворческой личности является способность увидеть проблему с новой, необычнойстороны.
Известный психолог Дж. Гилфордсчитает, что творческое мышление отличается от традиционного мышленияследующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одногоединственно правильного решения, причем это решение типично для представителейданной культуры, а творческое мышление направлено на поиск множества решений ивыбор из них наиболее нетривиальных, необычных подходов. [3, 108]
Творческое мышление обладаетцелым рядом характерных свойств:
Беглость – способность быстропридумывать множество идей, возможных решений, находить подходяще объекты.
Гибкость – способность применятьразнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умениерассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
Оригинальность — способностьсоздавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
Способность к детальнойразработке – способность расширять, развивать и подробно разрабатыватькакие-либо идеи, сюжеты, рисунки.
Здесь нужно помнить, что важнане только сама оригинальная идея, но и ее тщательная разработка и осуществление.
Творческое мышление обычнопреодолевает имеющиеся стереотипы и ограничения в мышлении. В основном за счетпреодоления стереотипов эволюционирует мода. Если, например, еще десять летназад в сознании модельеров существовало стереотипное представление о том. Чтосочетание кожаной одежды с шелком и бархатом – безвкусица, а пряди волос разнойдлины – неудачная стрижка, то спустя какое — то время творческое решениепревратило эти вещи в оригинальную новинку: сочетание разных фактур иассиметричную прическу. [6,66] Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этотвопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколькотеорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физикаГермана фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке ирасширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теориябыла основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласномодели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:
Подготовка – этот этапзаключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой(чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).
Созревание – это период перерываили отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени,именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работатьнад проблемой.
Озарение – Это время победныхкриков: «Ага! » или «Эврика! » Такое озарение чащепроисходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делаетчто-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.
Проверка истинности идеи – этомомент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение досовершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что ненуждаются в дополнительной обработке.
В ходе многих исследований быливыявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотренииоказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферычеловека.
Таким образом, установленыхарактерные черты личности творческого человека:
Интеллектуальная раскованность
Отсутствие конформизма
Определенная «странность»поступков
Наличие признаков поведения «белойвороны»
Наличие «детских» чертхарактера
Творческий человек не боитсявысказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческийчеловек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. несклонен к конформизму, не боится оказаться «белой вороной», а так жетворческая личность часто обладает «детскими» чертами характера.
Важно отметить, что творческиечерты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальныхзнаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следуетговорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Какправило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]
Тем не менее, творческиеспособности не редко проявляются при внешней интеллектуальной «заторможенности»или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитоготворческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладаниятворческого и интеллектуального начала:
«Человек понимающий» — состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживаниехода мысли внешнего учителя (книги).
«Человек творящий» — состояниеформирования самих новых понятий, способность делать неожиданные длябольшинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственнониоткуда не следуют.
Заключение
Естественно, что все видымышления взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности,хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у разныхлюдей, так и о превалировании определенного вида мышления при решении различныхтипов задач.
Таким образом, мышление и творчествонаправлено на то, чтобы обнаружить и решить встающие перед людьми проблемы акроме того, оно позволяет глубже познать сущность окружающего мира ипроисходящих событий.
Следует отметить, что только втеории мы можем так четко разделить мышление на отдельные операции и виды. Насамом деле в реальном процессе мышления конкретного человека переплетаются всевиды, взаимодополняющие и переходящие друг в друга.
Список использованных источников
1.   Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Психология и педагогика»«Издательство Питер» 2001г. — 480с
2.   Кроль В.М. «Психология и педагогика» «Издательство Высшаяшкола» 2004г. — 325с
3.   Зимняя И.А. «Педагогическая психология» «ИздательствоФеникс» 1997г. – 480с
4.   Казанская В.Г. «Педагогическая психология» «ИздательствоПитер» 2005г. – 366с
5.   Столяренко А.М. «Психология и педагогика» «ИздательствоВысшая школа» 2004г. – 423с.
6.   Реан А.А. «Психология» «Издательство Питер» 2000г. –224с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выполнение расчетов разработка баз данных и оформление технической документации с использованием
Реферат Розничные магниты в торговых центрах: технология создания и управления
Реферат Выставочные работы в туризме
Реферат Раздел имущества
Реферат Монолитные перекрытия, выполненные по балочной схеме
Реферат Церковнославянский язык и его значение в современной православной педагогике
Реферат Технічна експлуатація та потоки енергії в СЕУ у режимі повного ходу танкера "Победа"
Реферат Работа кадровых служб и социальных работников по управлению дисциплинарными отношениями среди сотрудников ОВД
Реферат Осада Збаража
Реферат Модель оценки финансовых активов (CAPM)
Реферат Детекторы ионизирующих излучений
Реферат Quasars Essay Research Paper Since their discovery
Реферат Правила делового телефонного разговора
Реферат Средние величины 3
Реферат Кто такой Берия