Барнаульский филиал
НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
Факультет ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Группа ___26 Б/2
Зачетная книжка № __08351
КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА
По дисциплине Психология и педагогика
На тему: Моделирование процессов мышления и творчества
Студента 1 курса
Хрюковой Натальи Геннадьевны
Преподаватель
Борискина Белла Исаковна
Дата отправки работы в филиал
Место работы и занимаемаядолжность:
ООО «Техноленд»,бухгалтер
Дата возвращения контрольнойработы
Оценка (зачет, незачет) _____________
Подпись преподавателя___________
Рецензия:
КОНТРОЛЬНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
(нужноеподчеркнуть)
по дисциплине
__________________________________________________________________
(указатьнаименование дисциплины)
на тему__________________________________________________________
(указатьназвание темы)
студента (ки) ______курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формыобучения (зачетная книжка №________________)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя,отчество студента)
Рецензировалработу _____________________
(должность,степень преподавателя) (Инициалы и фамилия преподавателя)
Положительнымичертами данной работы являются: *
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Наряду с ними выявлены следующие недостатки: *
а) по оформлениюработы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по содержанию:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К числу грубыхошибок можно отнести:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«НЕ ЗАЧТЕНО»«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ЗАЧТЕНО» «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»«ХОРОШО» «ОТЛИЧНО»
(нужноеподчеркнуть)
Преподаватель_________________________/ ___________________________
"_____" _________________ 200__ г.
Примечание графыпомеченные знаком "*" заполняются преподавателем
Содержание
Ведение. 5
Операции мышления. 6
Анализ. 6
Синтез. 6
Сравнение. 7
Абстракция. 7
Обобщение. 8
Виды мышления. 8
Этапы творческого процесса. 10
Заключение. 13
Список использованных источников. 14
Ведение
Мышление начинает работатьтогда, когда возникает проблемная ситуация. Вначале нужно понять что, проблемасуществует. Человек, осознавший проблему, делает этим первый шаг к ее решению.
От осознания и формулированияпроблемы человек переходит к ее разрешению. Решение происходит с помощью техили иных мыслительных операций, т.е. мышления. Мышление направлено на познаниеи преобразование окружающей действительности, что позволяет глубже проникнуть вситуацию, исследуемый объект, позволяет установить связи и отношения, которыене видны при простом восприятии.
На поиск новых, необычныхрешений проблем направлено творческое мышление. Творческое мышление продолжаетработать даже в том случае, когда определенные стандартные решения в даннойобласти уже существуют.
Наша задача рассмотреть болеедетально процесс мышления и творчества.
Операции мышления
В структурепроцессов мышления можно выделить набор логических операций и процедур, которыеудобно рассматривать в качестве базисных. Суть дела заключается только впредложении приоритетной важности этих процедур и использовании их комбинаций впроцессе мышления. При рассмотрении процедур мышления важно выделятьопределенные иерархические уровни. Эти уровни так или иначе связаны сосознанным или неосознанным построением «дерева целей» и программ,реализующих эти цели и подцели. [2,63] Анализ
Анализ заключается в выделенииосновных частей предметов, явлений или аспектов ситуации для определенияхарактера их взаимодействия и установления связей и взаимоотношений, как междуними, так и с внешней средой.
Схема анализа:
Определение возможных способоввыделения основных частей проблемы (предметов, явлений, этапов, ситуаций).
Четко и ясно определить каждуючасть.
Установление связи между ними и,в целом, с другими внешними проблемами.
Выделение информации,относящейся к каждой части.
Сделать вывод на основепроведенного анализа. Синтез
Синтез по-новому объединяетсоставные части для разрешения проблемы, при этом заменяются или вовсеустраняются те или иные этапы, части, добавляются новые, меняется их порядок,характеристики, расположение и взаимосвязь.
Схема синтеза:
Определение цели создаваемогоцелого.
Перечисление основных частей,которые должны быть включены в это целое.
Придумать идеи по каждой из них.
Продумать, как соединить этичасти.
Составить план и создать своецелое. Сравнение
Сравнение выявляет сходство иразличие явлений, предметов, процессов, мнений различных групп людей и т.д. Сравнениепозволяет установить, что и как влияет на то или иное явление, а так жеустановить роль тех или иных факторов в нашем общении.
Схема сравнения:
Внимательно изучить объекты,которые нужно сравнить.
Выделить параметры, по которымвы будете их сравнивать.
Сравнить объекты по каждому извыделенных параметров.
Сделать вывод. Абстракция
Абстракция заключается ввыделении каких-либо нужных для решения задачи и проблемы свойств или сторонобъектов, при отвлечении от всех остальных.
Схема абстракции:
Определение своей цели.
Рассмотреть все объекты с точкизрения пригодности их для осуществления вашей цели. Выделить для этого те иххарактеристики и свойства, которые могут быть вам полезны.
Сделать вывод на основе такогорассмотрения. Обобщение
Обобщение – это объединениеобъектов, явлений и событий по их общим и существенным признакам.
Схема обобщения:
Внимательно изучите имеющиесяобъекты, события и т.д.
Найдите среди них как можнобольше общих черт, свойств.
Выделите и определите это общее.
Сделайте соответствующие выводы.Виды мышления
Наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышлениерешает проблему в процессе практической деятельности. Подходы к решению задач,основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи. Этоотражается в терминах типа «пощупать проблему руками». Примером могутбыть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур изконструктора.
Наглядно-действенное мышление,решая задачи непосредственно в практической деятельности, позволяет продуктивнои экономично решать достаточно большой спектр возникающих проблем.
Наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышлениерешает проблему в образной форме. Это тип интеллектуальной деятельностибазируется на необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важностьтакой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых илинезнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра. Другимисловами решить какую-либо математическую задачу можно не только при помощиматематических вычислений, а при помощи образных форм, представлений.
Логическое мышление.
Логическое мышление представляетсобой вариант теоретического мышления, другими словами наглядно-образноемышление решает проблему в словесной форме. Основой логического мышленияявляются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений иумозаключений. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия например: «сумма», «разность», «независимость» и т.д.,которые нельзя выразить конкретным образом.
Творческое мышление.
Одна из основных особенностейтворческой личности является способность увидеть проблему с новой, необычнойстороны.
Известный психолог Дж. Гилфордсчитает, что творческое мышление отличается от традиционного мышленияследующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одногоединственно правильного решения, причем это решение типично для представителейданной культуры, а творческое мышление направлено на поиск множества решений ивыбор из них наиболее нетривиальных, необычных подходов. [3, 108]
Творческое мышление обладаетцелым рядом характерных свойств:
Беглость – способность быстропридумывать множество идей, возможных решений, находить подходяще объекты.
Гибкость – способность применятьразнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умениерассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
Оригинальность — способностьсоздавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
Способность к детальнойразработке – способность расширять, развивать и подробно разрабатыватькакие-либо идеи, сюжеты, рисунки.
Здесь нужно помнить, что важнане только сама оригинальная идея, но и ее тщательная разработка и осуществление.
Творческое мышление обычнопреодолевает имеющиеся стереотипы и ограничения в мышлении. В основном за счетпреодоления стереотипов эволюционирует мода. Если, например, еще десять летназад в сознании модельеров существовало стереотипное представление о том. Чтосочетание кожаной одежды с шелком и бархатом – безвкусица, а пряди волос разнойдлины – неудачная стрижка, то спустя какое — то время творческое решениепревратило эти вещи в оригинальную новинку: сочетание разных фактур иассиметричную прическу. [6,66] Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этотвопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколькотеорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физикаГермана фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке ирасширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теориябыла основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласномодели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:
Подготовка – этот этапзаключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой(чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).
Созревание – это период перерываили отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени,именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работатьнад проблемой.
Озарение – Это время победныхкриков: «Ага! » или «Эврика! » Такое озарение чащепроисходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делаетчто-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.
Проверка истинности идеи – этомомент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение досовершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что ненуждаются в дополнительной обработке.
В ходе многих исследований быливыявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотренииоказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферычеловека.
Таким образом, установленыхарактерные черты личности творческого человека:
Интеллектуальная раскованность
Отсутствие конформизма
Определенная «странность»поступков
Наличие признаков поведения «белойвороны»
Наличие «детских» чертхарактера
Творческий человек не боитсявысказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческийчеловек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. несклонен к конформизму, не боится оказаться «белой вороной», а так жетворческая личность часто обладает «детскими» чертами характера.
Важно отметить, что творческиечерты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальныхзнаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следуетговорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Какправило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]
Тем не менее, творческиеспособности не редко проявляются при внешней интеллектуальной «заторможенности»или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитоготворческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладаниятворческого и интеллектуального начала:
«Человек понимающий» — состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживаниехода мысли внешнего учителя (книги).
«Человек творящий» — состояниеформирования самих новых понятий, способность делать неожиданные длябольшинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственнониоткуда не следуют.
Заключение
Естественно, что все видымышления взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности,хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у разныхлюдей, так и о превалировании определенного вида мышления при решении различныхтипов задач.
Таким образом, мышление и творчествонаправлено на то, чтобы обнаружить и решить встающие перед людьми проблемы акроме того, оно позволяет глубже познать сущность окружающего мира ипроисходящих событий.
Следует отметить, что только втеории мы можем так четко разделить мышление на отдельные операции и виды. Насамом деле в реальном процессе мышления конкретного человека переплетаются всевиды, взаимодополняющие и переходящие друг в друга.
Список использованных источников
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Психология и педагогика»«Издательство Питер» 2001г. — 480с
2. Кроль В.М. «Психология и педагогика» «Издательство Высшаяшкола» 2004г. — 325с
3. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» «ИздательствоФеникс» 1997г. – 480с
4. Казанская В.Г. «Педагогическая психология» «ИздательствоПитер» 2005г. – 366с
5. Столяренко А.М. «Психология и педагогика» «ИздательствоВысшая школа» 2004г. – 423с.
6. Реан А.А. «Психология» «Издательство Питер» 2000г. –224с