Реферат по предмету "Психология"


Мнемические процессы в управлении

Содержание
Введение………………………………………………………………..…2
1. Понятие мнемическихпроцессов и их состав………………….…....5
2. Специфика оперативнойпамяти в деятельности руководителя…....8
2.1. Эвристика«конкретности»……………………………………...…12
2.2.Эффект Ирвина…………………………………………………...…12
3. Спецификадолговременной памяти в деятельности руководителя14
4. Личныйпрофессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности…..…………………………………………………………………22
4.1. Эффект Фишхоффа……………………………………………...….30
Заключение…………………………………………………………...….31
Литература……………………………………………..…………..…….33
 
Введение.
Если перцептивныепроцессы обеспечивают прием профессионально-значимой для управленческойдеятельности информации, то мнемические процессы обеспечивают ее сохранение.Все они объединяются общим понятием памяти. Сущность памяти, ее огромнаяважность в жизни и деятельности человека, а также сфера явлений, включенных вэто понятие, вполне очевидны. В общей психологии память определяется какотражение человеком опыта посредством запоминания, сохранения и последующеговоспроизведения. Из этого определения следует, что память включает целуюсистему процессов — процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и, чтотакже необходимо учитывать, процесс забывания. Они различны по своейнаправленности, функциональной роли и основным закономерностям. Запоминание —процесс запечатления и закрепления (фиксации) информации. Сохранение — процессне только пассивного удержания, но и активной переработки, систематизации,обобщения зафиксированной информации. Воспроизведение — процесс, в результатекоторого происходит актуализация («воспоминание») зафиксированной ранееинформации. Забывание — наименее изученный мнемический процесс, суть которогосостоит в селективной (т.е. избирательной) утрате части запомненной ранееинформации или ее полной редукции.
Как и любое иноепсихическое явление, память подразделяется на ряд основных видов. Во-первых,разделяют произвольную и непроизвольную память. Они различаются,соответственно, по наличию или отсутствию специальной — осознаваемой целичто-либо запомнить. Если такая цель есть и она осознается человеком, то имеетместо произвольная память; если же ее нет и запоминание происходит помимоосознания, попутно с решением каких-либо иных задач и выполнением, другихдействий, то память приобретает непроизвольный (механический, «автоматический»)характер. Во-вторых, память подразделяют на двигательную, эмогрюналъную,образную, словесно-логическую. Двигательная память — это запоминание,сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональнаяпамять — память на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности.Образная память — это память на целостные наглядные представления, на образы икартины внешнего мира. Особой разновидностью и высшим проявлением образнойпамяти является эйдетическая память. Человек при этом не просто помниткакой-либо образ, но и как бы видит его во всех мельчайших подробностях.Словесно-логическая память как ее важнейший вид — это память на вербальную,смысловую, знаковую информацию. В-третьих, память разделяют по признаку тогоанализатора, который предоставляет информацию для запоминания, и выделяютзрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, кинестетическуюпамять. В-четвертых, по времени сохранения информации память подразделяют надолговременную и кратковременную. В отличие от долговременной памяти, для которойхарактерно длительное сохранение информации после неоднократного ее повторения,кратковременная память характеризуется очень малым временем сохранения послеоднократного и очень непродолжительного предъявления, а также немедленнымвоспроизведением. Понятие кратковременной памяти имеет ряд родственныхтерминов: «мгновенная», «первичная», «непосредственная», «иконическая» память.
Специфическим видомпамяти, имеющим черты как кратковременной, так и долговременной памяти,является оперативная память. Это — система мнемических процессов,обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, котораяпоступает по ходу выполнения действий и которая необходима только длядостижения цели данного конкретного действия. Наконец, в зависимости от индивидуальныхразличий мнемических процессов, существует разделение на типы памяти —наглядно-образный, словесно-логический и комбинированный (промежуточный) типы.Первый из них характеризуется лучшим развитием наглядно-образной памяти. Ончаще встречается у людей так называемого художественного типа (болееэмоциональных, впечатлительных, склонных к непосредственному и конкретномувосприятию действительности). Второй характеризуется лучшим развитиемсловесно-логической памяти. Он чаще встречается у людей «мыслительного» типа(склонных к рациональному, объективному и обобщенному восприятию мира).Комбинированный тип включает в себя элементы первых двух, причем оба онидостаточно сильно выражены, и является поэтому оптимальным.
Все эти и многие другиеобщепсихологические закономерности изучаются в специальном разделе психологии —психологии памяти, являющейся в настоящее время одной из наиболее развитыхобластей психологии. Все они, безусловно, значимы для любой профессиональной, втом числе и управленческой деятельности.

1. Понятиемнемических процессов и их состав.
Вместе с тем «на стыке»психологии памяти и психологии управленческой деятельности сложиласьсвоеобразная ситуация, характеризующаяся явно недостаточным вниманием кмнемическим процессам в деятельности руководителя и малочисленностью конкретныхисследований. Причина этого очень проста. Считается (и, разумеется, не безоснований), что связь памяти и всех параметров управленческой деятельностиоднозначна и ясна: «чем лучше память, тем успешнее управленческаядеятельность». Поэтому никаких проблем здесь нет и быть не может. В целом, это,конечно, верно: трудно представить эффективного руководителя с плохой памятью.Хотя, с другой стороны, легко представить и указать конкретные примеры плохихруководителей с хорошей памятью. Но все же данное положение носит очень общийхарактер и мало дает для уяснения специфических особенностей работы памяти вуправленческой деятельности. Эти особенности, в действительности, неоднозначны,сложны и разнообразны. Для того чтобы разобраться в них, необходимо рассмотретьосновные специфические проявления памяти в деятельности руководителя.
В этих целях необходимоподчеркнуть уже отмеченный факт: хорошая память сама по себе не являетсязалогом эффективного руководства. Следовательно, связь памяти с управленческойдеятельностью и специфику их отношений нельзя выявить на уровне толькорезультативных параметров памяти (ее «развитости»). Главные специфическиеособенности памяти руководителя заключены не в уровне ее развития, а в способахзапоминания, сохранения и воспроизведения. Далее, необходимо учитывать и другуюважную, установленную в психологии управления закономерность. Эффективностьуправленческой деятельности прямо зависит от управленческого стажа руководителя(его «опытности»). Однако стаж прямо связан с возрастом. Очень часто истинныйпрофессионализм приходит к руководителю в том возрасте, когда основные егопсихофизиологические функции (в том числе и память) находятся на регрессивномэтапе развития или, проще говоря, снижают свой уровень, потенциал.Следовательно, здесь уже выявляется обратная зависимость между успешностьюуправленческой деятельности и мнемическим потенциалом руководителя. Впсихологических исследованиях разновозрастных категорий руководителей (от 23 до74 лет) обнаружено отсутствие устойчивых связей (корреляций) между уровнемразвития мнемических процессов и эффективностью управленческой деятельности [1].Наконец, можно сослаться на множество известных из истории примеров,демонстрирующих, что не только хорошие, но и выдающиеся руководители вовсе необладали столь же выдающимися мнемическими способностями.
Итак, несмотря на факты,убедительно доказывающие отсутствие прямой и простой связи между развитиемпамяти и успешностью управленческой деятельности, мнение о том, что «чем лучшепамять, тем эффективнее руководство», общепринято и, более того, оно верно.Выход из этого противоречия состоит в следующем. На успешность управленческойдеятельности влияет не абсолютный уровень мнемических способностей, а наличиеспецифических особенностей организации процессов памяти; тех ее свойств,которые наиболее точно отвечают требованиям этой деятельности. Поэтомуруководитель должен обладать не столько общим высоким уровнем развития памяти,сколько иметь необходимую структуру памяти, ее специфический «уклад», строение.Память руководителя должна быть не «хорошей» в том смысле, в каком ее измеряютпсихологические тесты, а «другой»  — соответствующей тем специфическимтребованиям, которые предъявляет к ней управленческая деятельность.
Суть этих требованийопределяется всеми общеорганизационными и психологическими особенностямиуправленческой деятельности. По отношению к мнемическим процессам они состоят вследующем:
– Особое место вструктуре запоминаемой и сохраняемой информации характеристик «социальногообъекта». Это — информация не о предметах, а о субъектах, и она, как былопоказано при рассмотрении социальной перцепции, очень специфична.
– Очень большой объем,информации, подлежащей фиксации и сохранению в памяти руководителя дляэффективной деятельности.
– Высочайшая степеньразнообразия информации, обусловленная социотехническим характероморганизационных систем; наличием двух принципиально разных категорий информации— субъектной и объектной.
– Разнотипностьфиксируемой информации: это — информация о «фактах», о «мнениях», «оботношениях», «о системе», «о среде» и др.
– Взаимообязанностьпрактически всех информационных источников, что требует, не их механическоюзапоминания, а постоянной и активной систематизации, выделения, а затемзапечатления лишь главного.
– Высокая динамичностьизменения оперативных ситуаций управления, невозможность точно спрогнозировать,какая именно информация потребуется в ближайшее время, и, следовательно,необходимость постоянной готовности памяти к актуализации информации.
– Жесткий временной режиммногих ситуаций управления, предъявляющий соответствующие требования к скоростивоспроизведения нужной информации в памяти.
– Необходимость учитыватькак общие особенности управленческих ситуаций, так и их «детали» (которые, вдействительности, могут оказаться совсем не деталями и содержать ключ к решениюситуации).
– Повышеннаянапряженность управленческой деятельности, оказывающая отрицательное влияние намнемические процессы.
Все эти главныеособенности управленческой деятельности предъявляют особые требования к двумосновным видам памяти, к двум сферам мнемической организации руководителя — кего оперативной и долговременной памяти. Соответственно, под влиянием этих особенностейи долговременная, и оперативная память приобретает ряд отличительныххарактеристик.
2.Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя.
Первая и наиболее общаяособенность оперативной памяти руководителя состоит в достаточно высокой мереее сформированное™ и уровне развития в целом, в ее «натренированности», вовладении способами и средствами оперативного запоминания и воспроизведенияинформации. Этот вид памяти по уровню своего развития должен занимать вструктуре мнемических процессов руководителя одно из доминирующих мест.Ключевым условием хорошей оперативной памяти является способность подчинить всемнемические процессы той конкретной задаче, которая актуальна в данный момент,направить все ресурсы именно на нее. Как указывает Б.М. Теплов, которыйрассматривает память в управлении на материале деятельности полководцев, им «нужныне какие-нибудь идеи вообще, хотя бы и очень оригинальные, интересные и ценные,а именно те, которые содержат в себе решение данной задачи»  [8].
Следующая важнейшая чертаоперативной памяти руководителя — это скорость актуализации нужной информациииз прошлого опыта. Это связано с отмеченными выше типичными для управленческойдеятельности условиями цейтнота оперативного управления. «Всякая идея имеетценность, если она появляется своевременно» [8]. И наоборот, вспомненная и нужная для конкретной ситуацииинформация является бесполезной и даже вредной, если ситуация уже изменилась.Умение вспомнить то, что нужно именно тогда, когда это нужно, — ключевое требованиек эффективному оперативному руководству, условие профессионализма, а часто — ипризнак интеллекта руководителя.
Процесс оперативногоуправления характеризуется динамическим чередованием ряда разнообразныхситуаций, их сменой, частичным наложением друг на друга, необходимостью решениянескольких оперативных задач одновременно.  В связи  с этим оперативная памятьимеет еще одну особенность — высокую динамичность, лабильность, легкуюпереклгочаемость с одних задач на другие, с одного вспоминаемого массива надругой, затем — на третий и т.д. По существу, речь при этом идет о двуххарактеристиках оперативной памяти: 1) о легкости, быстроте переключения«фокуса» памяти с одной информации на другую; 2) о большом количестве такихпереключений в единицу времени. В свою очередь, последнее является причинойвысокой напряженности деятельности и стимулирует развитие утомления.
Следующая особенностьоперативной памяти связана с предыдущей. Как показано в психологическихисследованиях, именно оперативная (и кратковременная) память в наибольшейстепени среди всех психических процессов подвержена негативному влиянию состороны развивающегося в деятельности утомления и других отрицательных функциональныхсостояний. Вместе с тем существуют и большие индивидуальные различия в этомплане. Для руководителя важным является свойство «удерживать» оперативнуюпамять в рабочем состоянии при нарастании утомления. Это же, но в еще большейстепени проявляется и в отрицательном воздействии напряженных, стрессовыхситуаций на оперативную память. Показано, что опять-таки оперативная памятьнаиболее подвержена данному фактору. В силу этого принято говорить о такназываемой стрессустойчивости оперативной памяти.
Избирательностьоперативной памяти является синтетической и крайне важной ее особенностью. Дляуспешного решения управленческих задач надо не просто вспомнить относящуюся кней информацию и сделать это быстро, но и оценить, а затем распределить ее постепени важности именно для этой ситуации. Избирательность, следовательно, — этоспособность к быстрой, точной, но обязательно — и оцененной по степениприоритетности информации. Результативным проявлением избирательной являетсяточность оперативной памяти.
Большой объем оперативнойпамяти руководителя и крупный масштаб ее «единиц» — одна из самых характерныхособенностей, Практически любая управленческая задача носит комплексныйхарактер и, следовательно, требует удержания в памяти большого числаинформационных параметров, характеристик. Следовательно, объем оперативнойпамяти также должен быть большим, что выступает фактором, повышающимнапряженность управленческой деятельности. При рассмотрении процесса восприятияотмечалось, что перцептивная информация структурируется в определенные блоки —оперативные единицы восприятия. Однако аналогичные средства используются и воперативной памяти. Они получили название единиц оперативной памяти. Длядеятельности руководителя характерен их «крупный масштаб». Каждая из нихсодержит большой комплекс информационных данных о тех или иных сторонах управляемойсистемы.
Структурированностьединиц оперативной памяти состоит в том, что они упорядочены исистематизированы, связаны логическими, функциональными и содержательнымиотношениями. Систематизированность и упорядоченность являются важнейшимусловием для быстроты вспоминания, его точности, своевременности иизбирательности.
Установка на актуализациютакже является специфической особенностью оперативной памяти руководителя исостоит в следующем. Логика развития ситуации позволяет руководителю предвидетьи прогнозировать ее ближайший ход и уже предварительно определять, какуюинформацию необходимо будет актуализировать, вспомнить. Б связи с этимиспользуются термины прогностичности оперативной памяти, «опережающеговспоминания».
Весьма своеобразной особенностьюявляется оперативная память на дезинформацию. Было бы недопустимымприукрашиванием действительности мнение, что руководитель в своей повседневнойпрактике не прибегает к разного рода фальсификациям, дезинформации (а то ипреднамеренно лживым высказываниям). Здесь, однако, в действие вступает одна изважнейших психологических закономерностей памяти: удерживать в памяти ипостоянно контролировать высказывания и вообще информацию ложного содержаниязначительно труднее, чем истинную. Особо большая нагрузка ложится при этомименно на оперативную память: необходимо не только помнить о тех или иныхсобытиях, но и о своей версии этих событий.
Противоречивостьинформации оперативной памяти. Дополнительная сложность и нагрузка на памятьобусловлены тем, что руководителю приходится удерживать в оперативной памяти нетолько хорошо согласующиеся между собой данные, но и данные, противоречащиедруг другу. Известно, однако, что именно согласованный и структурированныйматериал сохраняется в памяти значительно легче. Наоборот, типичным случаемэтой противоречивости является, например, необходимость учета руководителеммногих несовпадающих мнений, позиций подчиненных.
Все рассмотренныеособенности оперативной памяти руководителя синтезируются в важнейшееинтегративное качество — высокую мобилизационную готовность. Именно онаобеспечивает быструю и точную актуализацию «нужной информации в нужное время» иявляется главным оперативно-мнемическим качеством руководителя.
Характеристикаоперативной памяти руководителя предполагает далее рассмотрение тех феноменов,которые возникают в их деятельности в связи с особенностями организациикратковременной памяти (а также при ее взаимодействии с другими когнитивнымипроцессами). В общем плане эти феномены являются разновидностью так называемыхкогнитивных деформаций интеллектуальной деятельности (biasis). Отметим некоторые из них.
Эвристика «доступности».Субъект считает событие тем более вероятным, обоснованным и соответствующимреальности, чем легче его вспомнить. Например, если задать вопрос группе людей,каких слов в английском языке больше:  тех,  которые начинаются на букву «1с»,или тех, в которых она стоит на третьем месте, то подавляющее большинствоответит, что первых слов значительно больше, хотя их в действительно намного (идаже — во много раз) меньше. Все дело в том, что вспомнить слова, начинающиесяна «к», т.е. перевести их из долговременной памяти в кратковременную, гораздолегче, чем слова с «к» на третьем месте [11].
Эвристика«конкретности». Чемболее простой, конкретной и понятной является информация о событии, тем вбольшей мере субъект склонен завышать его значимость, доверять этой информации,а также использовать ее в своих действиях и наоборот. Абстрактная, обобщеннаяинформация ведет к большей нагрузке на оперативную память, труднее фиксируетсяи поэтому не предпочитается. В деятельности руководителя это часто проявляетсяв том, что он более склонен доверять не следствиям (дедукции) из общихпредписаний, а результатам своего обобщения конкретных, «осязаемых событий».
Эффект Ирвина. Из двух объективно равновероятныхсобытий субъективно переоценивается вероятность наступления желаемого"(приятного) события и недооценивается вероятность наступления нежелательного(неприятного) события («эффект выдачи желаемого за действительное»). Механизмэтого феномена состоит в том, что эмоционально-позитивное событие легче ибыстрее переводится в кратковременную память и, согласно эвристике«доступности», получает завышенную оценку [10]. Наоборот,эмоционально-негативное событие «подавляется и блокируется» для его перевода вкратковременную память. При этом в действие вступают механизмы психологическойзащиты от травмирующих факторов, т.е. эмоционально-негативной информации. Это —очень типичная ошибка руководителей, систематичность ее повторения ведет кстилю «некритического оптимизма» в руководстве.
Эвристика«репрезентативности». Чем более событие похоже на то, что соответствует опытучеловека (т.е. чем оно репрезентативнее опыту), тем менее случайным и болееправдоподобным оно ему кажется. Например, если спросить у испытуемых: какаяпоследовательность рождения мальчиков (М) и девочек (Д) более вероятна: ДМДММДДили МММДДД, то почти все будут утверждать, что намного более вероятна первая,хотя на самом деле их вероятность абсолютно одинакова. Аналогично, еслиспросить, какова сравнительная вероятность выпадения двух вариантов выигрышныхномеров «Спортлото»:  1, 2, 3, 4, 5, 6 или 3, 8, 19, 22, 34, 46, то опять-такипочти все испытуемые ответят, что вторая, хотя их вероятность также одинакова.Объяснение этих феноменов довольно элементарно. Люди привыкли, что детирождаются без какой-либо системы; а опыт подсказывает, что выигрышные номера невыпадают подряд. Все это очень напоминает чеховское «этого не может бытьпотому, что этого не может быть никогда». Таким образом, суть этой «деформации»в том, что человек находится «в плену» у своего опыта, попадает под действиетех закономерностей, которым этот опыт подчиняется. Здесь, однако, в большеймере начинают проявляться особенности другого вида памяти — долговременной.

3.Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя.
Своеобразиедолговременной памяти в управленческой деятельности обусловлено главнымихарактеристиками этой деятельности и системой требований к ее реализации. Приэтом, однако, на первый план выходят несколько иные, чем для оперативнойпамяти, стороны и особенности управленческой деятельности. Большинство изпроанализированных выше закономерностей связаны с теми требованиями, которыевытекают из своеобразия — «жесткости» и динамичности функций оперативногоуправления. Долговременная же память более специфична иным — тактическими истратегическими функциями управления. Эти функции характеризуются как быменьшей «привязкой» к текущей ситуации, предъявляют новые требования кинформационной основе их реализации. Поэтому специфика долговременной памяти взначительно меньшей степени обусловлена режимными факторами управленческойдеятельности (условиями оперативного управления). Но она в большей мереопределяется особенностями «материала» — информации для запоминания, хранения ивоспроизведения. В связи с этим долговременная память в деятельностируководителя имеет следующие основные и специфические особенности.
Наиболее очевидной чертойдолговременной памяти руководителя является ее большой объем, чтонепосредственно вытекает из самой сути управленческой деятельности. Причем вобщем  случае объем управленческой информации таков, что он заведомо превышаетобъемные характеристики долговременной памяти. Следовательно, возникаетнеобходимость в специальных: психологических средствах, которые позволяли бысогласовать индивидуальную ограниченность мнемических процессов с огромным объемом управленческой информации. И такие средства существуют; они играют вуправленческой деятельности очень важную роль и рассматриваются ниже.
 Высоко разнообразие иразнокачественность (гетерогенность) материала долговременной памяти. Этотматериал образован разными «информационными источниками», для каждого из которыхсуществуют свои — оптимальные для них способы запоминания и даже виды памяти.Например, фиксация межличностных отношений предполагает активное подключениеэмоциональной памяти. Запоминание и идентификация большого числа подчиненныхтребует «памяти на лица», предъявляя особые требования к наглядно-образнойпамяти, Сохранение в памяти огромного объема производственно-технологическойинформации требует опоры на словесно-логическую память и т.д.  При этомразличные способы долговременного запоминания разнородного по характеруматериала и соответственно разные  типы памяти могут «накладываться» друг надруга и мешать друг другу. Это явление известно в психологии как феномен интерференции.
 Специфику долговременнойпамяти руководителя придает и  своеобразие основного объекта управленческихвоздействий —  других людей, исполнителей, принадлежащих к типу «социальныхобъектов».
«Социальный объект» какматериал для долговременной памяти выдвигает перед мнемическими процессаминовые требования, придает им новые черты.  Наиболее известной являетсянеобходимая (или очень желательная) для руководителя «память на лица». Онаявляется, однако, лишь наиболее простым проявлением другого мнемического свойства — памяти на субъективные характеристики подчиненных в целом: их способностей,возможностей, интересов,  сильных и слабых сторон, черт биографии, на отношенияк ним.  Многие наиболее выдающиеся руководители обладали поистинефеноменальной  памятью  и  на лица,  и на другие   субъектные характеристики.Как пишет Е. Тарле, характеризуя Наполеона: «Он знал громадное количествосолдат индивидуально; его исключительная память всегда поражала окружающих. Онзнал, что этот солдат храбр и стоек, но пьяница; а вот этот очень умен исообразителен, но быстро утомляется, так как болен грыжей» [7]. Для успешныхруководителей характерно стремление к культивированию в себе этого качества.Они сознают его значимость не только для своей деятельности, но и в другом —значительно более важном аспекте. Для подчиненных сам факт, что «тебя знают влицо» и даже помнят о некоторых близких тебе событиях, интересах иособенностях, играет важнейшую мотивационную роль, выступает мощным стимуломдля эффективной работы, «Личная память» руководителя о подчиненном (особенно —когда речь идет о крупной фирме, насчитывающей не одну тысячу работников)вообще очень широко используется в западном менеджменте как средствостимулирования, а часто — и как одна из манипулятивных техник, Руководительможет предварительно собирать информацию через своих помощников о том или иномработнике, которого он когда-то мельком видел и контактировал с ним. Затемразвертывается «тщательно спланированная импровизация» когда руководитель,встречаясь с этим работником якобы «на месте» вспоминает эту большую ипредельно «личностную» информацию о нем. Действенность такого«мотивационно-мнемического» манипулирования очень высока. Дело в том, что такимобразом мотивируется не только тот работник, про которого «помнят», но слух обэтом мгновенно распространяется, создавая и у других мнение, что так же помнято них. Следовательно, этот тип долговременной памяти выполняет, помимомнемической, еще и важную мотивирующую функцию.
Большой объем игетерогенность управленческой информации обусловливают и такую ее, быть может,основную особенность, как аргументированность, хорошую организованностьзапечатленного материала. Знания, хранящиеся в памяти, лишь тогда могут бытьдейственными, когда их можно легко и быстро найти там, вспомнить их(актуализировать), «Память, — писал А. В. Суворов, подчеркивая ее важность дляполководца, — есть кладовая ума; но в этой кладовой есть много перегородок, апотому надобно скорее все укладывать, куда следует» [8]. Но сделать этовозможно лишь при условии организации, структурированности мнемическойинформации. Структурирование осуществляется посредством ряда механизмов:осмысления и группировки материала, систематизации и категоризации,упорядочивания событий по значимости и установления связей между ними и многогодругого. Большую роль при этом играет, естественно, и механизм ассоциаций. Врезультате упорядочивания и структурирования материал долговременной памятиприобретает форму, которая обозначается понятием мнемической, или семантической(т.е. смысловой) сети. В ней существуют два основных типа связей — горизонтальныеи вертикальные. Горизонтальные, в основном, образованы прямыми смысловымиассоциациями между элементами опыта. Вертикальные связи структурируют опыт постепени его обобщенности: например, информация о каком-либо человеке кактаковая может быть далее детализирована на информацию о его отдельныхособенностях. Одной из форм вертикального структурирования является выделениетак называемых горячих и холодных знаний. Первые включают ту информацию памяти,которая в наибольшей мере актуальна с точки зрения конкретной ситуации; онанаходится в поле постоянного контроля и оперирования. Вторая составляет как быпотенциальное содержание памяти, находится в скрытом — латентном состоянии.
Характерной особенностьюдолговременной памяти руководителя является, далее, ее комплексность. Онаопределяется комплексностью того материала, который подлежит запоминанию икоторый должен быть зафиксирован во всем многообразии его сторон. Инымисловами, запоминанию должны подлежать не только аспекты ситуаций и задачуправления, а все они в целом — комплексно: и их «действующие лица», и условия,и требования, и особенности поведения других, и своего собственногоодновременно. Лишь в этом случае «схватывается» и запоминается главное — смыслситуации в целом.
Отсюда вытекает следующаяособенность долговременной памяти руководителя — ее ситуационность. Этимпонятием обозначается оформленность фиксируемой информации в виде именноконкретных управленческих ситуаций. Ранее были рассмотрены единицы оперативнойпамяти. Аналогичные «единицы» существуют и для долговременной памяти. Имивыступают чаще всего ситуационно оформленные смысловые блоки. Для обозначенияэтих «единиц» используют еще такие понятия, как «сценарии», «скрипты», «фреймы»(от англ. frame — каркас, структура).
Еще одной важнойособенностью долговременной памяти руководителя, коренящейся в еепсихологических закономерностях, является наличие у нее продуктивных свойств. Вкачестве психологического явления это свойство хорошо известно; онозафиксировано в ряде выражений обыденной речи типа «утро вечера мудренее». Сутьих состоит в том, что не решающаяся «сейчас» задача, будучи отложена, а затем —вспомнена, вспоминается уже не как задача, а как ее решение. Информация озадаче, переведенная в долговременную намять, подвергается в ней переработке,своего рода — неосознаваемому решению. Затем оно проявляется либо в ее полномразрешении, либо в более легком, чем до запоминания, решении. Многиеруководители, интуитивно обнаружив эту особенность памяти, затем активноиспользуют ее в своей деятельности. «Не нужно вносить в вопрос преждевременнуюясность, если он в действительности не ясен; лучше, если можно, отложить его» —так звучит связанное с этим правило. В основе данного феномена лежат дваглавных психологических механизма. Во-первых, — улучшения показателеймнемических процессов через какое-либо время после произошедшего изапомнившегося события. Во-вторых, это активный характер самого процессасохранения, в ходе, которою запечатленная информация находится не в пассивномсостоянии, а подвергается переработке и трансформации. Именно здесьразворачиваются очень важные, но недоступные осознаванию и пока слабо изученныепроцессы структурирования и систематизации информации, ее «упаковки» в памяти.
Следующая особенностьдолговременной памяти руководителя связана с существующим разделением всехпроцессов его взаимодействия с подчиненными на два основных типа. Это —процессы инструментального и экспрессивного типов. Инструментальными называютсяпроцессы взаимодействия и связанные с ними феномены, возникающие как средстваосуществления деятельности. Это — процессы делового взаимодействия руководителяс подчиненными. Экспрессивными обозначаются процессы, возникающие в связи смежличностными отношениями в совместной деятельности, т.е., в основном,процессы «внедеятельностного» — межличностного взаимодействия. Оба эти типадолжны быть обеспечены и мнемически. Руководитель должен помнить об отношениях,которые сложились у него с теми или иными подчиненными, об экспрессивнойокраске этих отношений. Это — своеобразная «память на отношения». Ее наличие —это условие и успешного руководства, и стабильности имиджа руководителя, его«предсказуемости» в глазах подчиненных. Память на отношения может бытьэмоционально-позитивной, нейтральной и негативной. В последнем случае,гипертрофируясь, она может трансформироваться либо в «память на обиды» (чтосамо по себе неплохо и даже необходимо), либо в злопамятность.
Важной особенностьюдолговременной памяти руководителя, связанной с многоаспектностыо его функций,является ее полифокусность. Она состоит в необходимости мнемического контроляза многими объектами, явлениями, сферами своей деятельности. Это — инеобходимость помнить сразу о многих целях, поскольку именно многоцелевойхарактер управленческой деятельности является ее специфической чертой. Это — инеобходимость помнить о различных целях, «поставленных на контроль». Постановказадач «на контроль», не подкрепленная затем самими контрольными действиями, —очень негативная черта руководства. Это, наконец, и такая очень специфическаячерта памяти руководителя, как «память на обещания». Конечно, многие из них невыполняются по иным, чем мнемические, причинам; однако и эти причины такжедовольно важны.
Руководитель имеет дело синформацией, существенно различающейся по степени своей достоверности. Онаподвержена не только характерным для любой иной деятельности — объективнымискажениям, но и субъективным, в том числе преднамеренной фальсификации.Нередко имеет место и прямая дезинформация. Следовательно, важнейшимдополнительным признаком, «в сопровождении» которого любая информацияфиксируется в долговременной памяти, является параметр ее достоверности.Необходимо не просто запомнить что-либо, но зафиксировать и то, насколько этомуможно доверять. Это, в свою очередь, требует запоминания источника иобстоятельств получения информации. Такой «информационный шлейф» составляетодну из специфических характеристик долговременной памяти руководителя. Онведет к резкому возрастанию нагрузки на нее, повышает общие требования к ней.
Наконец, последней попорядку, но не по значимости должна быть отмечена характеристика, являющаясякак бы противоположной свойству «хорошей долговременной памяти». Она обозначается,как умение забывать. Забывание в целом является одним из четырех основныхмнемических процессов. Оно оберегает человека от чрезмерной информационнойнагрузки, «отсеивает» менее значимую информацию, выступает как бы «фильтром»,проходя через который в долговременной памяти остается лишь действительноважная информация. Вместе с тем забывание — очень сложный и внутреннепротиворечивый процесс. Он не сводится к пассивному стиранию впечатлений изпамяти и их выведению из субъективного опыта (хотя и включает в себя это).Забывание — это активный процесс отбора — селекции запечатленной информации попараметрам объективной важности и субъективной значимости. В результатеселекции редуцируется незначимая информация и закрепляется значимая. Без селективногозабывания как обязательного мнемического свойства деятельность руководителяпросто невозможна. И наоборот, его наличие и степень совершенства являютсяодним из признаков управленческой компетентности. Часто это свойствопроявляется уже на этапе приема информации восприятия. Руководитель селективно,т.е. избирательно, «блокирует» те информационные каналы, которые, какподсказывает ему опыт, не являются важными или обязательными. Другим собственноорганизационным средством селекции является обычная система руководства —система «доступа к руководителю». Она предполагает разработку рядаорганизационных барьеров для контактов подчиненных с руководителем. Механизмактивного забывания выполняет и еще одну очень важную функцию — функциюстабилизатора личного профессионального опыта руководителя, «допуская» в неголишь то немногое, что этого заслуживает, и отфильтровывая все иное.

4. Личныйпрофессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности.
Он формируется поднепосредственным воздействием основных свойств долговременной памяти. Пожалуй,никакая другая черта руководителя,   за  исключением,  может   быть, интеллекта,  не представляется (даже на уровне житейских взглядов) столь очевиднойи значимой для руководителя, как его профессиональный опыт. Очень часто понятия«хороший руководитель» и «опытный руководитель» используются просто каксинонимы. Однако опыт, складываясь на базе всей профессиональной и личнойжизни, фиксируется, закрепляется, организуется и функционирует на основемнемических процессов. Их особенности и закономерности, а также их общая структуравыступают собственно психологической основой для этого фундаментального посвоей значимости регулятора управленческой деятельности. Опыт — тотрезультативный феномен, через который долговременная память наиболее полно икомплексно воздействует на все аспекты управленческой деятельности. Формируясьна основе деятельности, он закрепляется на базе закономерностей долговременнойпамяти. Но, сформировавшись и закрепившись в долговременной памяти, он начинаетоказывать безусловное и очень сильное активное воздействие на само содержаниеуправленческой деятельности. Иначе, говоря, опыт — это и «экран», на которыйпроецируются важнейшие особенности организации долговременной памяти, и«квинтэссенция» самой управленческой деятельности, система ее регуляторов. Всвязи с тем, что личный профессиональный опыт руководителя непосредственнообусловливается долговременной памятью, необходимо рассмотреть его основныехарактеристики, их связь с особенностями мнемических процессов.
Первой — и главнойхарактеристикой профессионального опыта считается его «богатство», под которымподразумевается его объем и разнообразие. Далее, обычно прослеживается связьэтой особенности с успешностью деятельности и вскрывается несомненная ихположительная связь. Это, разумеется, в целом правильно, и данное положениебудет рассмотрено ниже. Вместе с тем среди всех особенностей профессиональногоопыта руководителя на первое место целесообразнее поставить другую егохарактеристику. Она получила название ситуационной оформленности опыта. В предыдущихглавах были рассмотрены понятия оперативных единиц восприятия и оперативныхединиц памяти. Они являются психологическими средствами организацииперцептивной и мнемической информации. Аналогичные средства, как показываютисследования, существуют и для упорядочивания профессионального опыта.Показано, что главными среди них являются ситуационные формы структурированияопыта. Проще говоря, основными «единицами» опыта являются целостные ситуацииуправления, встречавшиеся ранее, являющиеся наиболее поучительными и полезнымидля последующей деятельности. Информация хранится в долговременной памяти восновном не в форме «следов» отдельных информационных признаков, особенностей(хотя, конечно, и так тоже), а в форме «следов» целостных событий. Причем это —информация не только о содержании ситуаций как таковых, но и о причинах ихвозникновения, о наиболее действенных способах выхода из них. Поэтомусчитается, что основной «единицей» опыта является не столько ситуация, сколькоопределенный, соотносимый с нею сценарий. (script). Сценарная (или скриптовая)организация опыта позволяет резко увеличить его информационную емкость. Этодостигается за счет того, что такие «единицы» — скрипты предельно комплексны иинформационно насыщенны. Она же позволяет, и структурировать, упорядочиватьотдельные данные в форме целостных ситуаций, придавать опыту действенный иконструктивный характер, поскольку сценарий — это память не только о ситуации,но и о способах выхода из нее. Последнее наиболее важно, поскольку главное предназначениеопыта Kaij, раз и состоит в том, чтобы он «работал» на практике, был не толькоинформацией, но и руководством к действию.
С указанной особенностьютесно связана другая характеристика опыта — его упорядоченность,структурированность. Главным средством, благодаря которому достигаетсяупорядоченность, является типологизация основных управленческих ситуаций. Онираспределяются, например, на «обычные» (штатные, стереотипные) и экстремальные.Так же на те, которые можно перепоручить другим, и те, которые требуют личноговмешательства; на те, которые можно «не заметить», и те, на которые обязательнонужно реагировать. По «горизонтали» они группируются в классы сходных, близкихпо содержанию и однотипных по способам поведения в них ситуаций. По «вертикали»они выстраиваются в определенную иерархию по степени их значимости дляфункционирования управляемой системы. В структуре профессионального опытатипологизации подвержены и другие его компоненты и, прежде всего, важнейший —люди, подчиненные. В этом плане существуют разнообразные типологии исполнителей.Например, по степени их «открытости-закрытости» выделяют такие типы людей1«черепахи» (плотно скрыты за своим «панцирем»; «себе на уме»), «дикобразы»(постоянно встревожены и ждут неприятности); «львы» (люди дела); «хамелеоны»(полностью зависят от ситуации), «бесцветные» (средние, безликие натуры).Выделяются также типы людей в зависимости от их поведения в конфликтах:агрессивные, пассивные, «жалобщики», нерешительные, безответственные,компромиссные [2] Аналогичные типологии описаны и применительно круководителям. Например, согласно одной из них, различают следующие типы:авторитарный, коллегиальный, дипломатичный, либеральный, авральный,конструктивный, документальный, демонстрационный, компромиссный и деловой [4] Укаждого руководителя в той или иной степени формируется своя" «обыденнаяпсихология» подчиненных, которая подсказывает ему, какие типы исполнителей,подчиненных существуют и как следует воздействовать на них.
Следующий параметрпрофессионального опыта — степень его дифференцированности. Это — обобщенныйпоказатель меры разнообразия опыта. Дифференцированность определяетсяследующими характеристиками. Во-первых, количеством и разнообразиемупорядоченных в опыте управленческих ситуаций. Во-вторых, степенью ихтипологизированности, т.е. количеством критериев, оснований, по которымклассифицированы компоненты опыта. В-третьих, разнообразием способов поведенияруководителя в тех или иных ситуациях, разнообразием его «поведенческогорепертуара».
Производной отдифференцированности является мера скоординированности компонентов опыта — его интегрированностъ.Она также включает два основных аспекта: 1) то, насколько отдельные компонентыопыта (прежде всего, ситуации) упорядочены и систематизированы; 2) то,насколько отдельные компоненты опыта  не противоречат один  другому,  объединены
        общим смыслом,общей позицией руководителя, основной линией ею поведения. И здесь необходимовспомнить отмечавшийся выше феномен маргинальности — двойственности позицийпрактически любого руководителя — как управляющею и как управляемого(подчиненного) одновременно. Эти две позиции могут приводить к формированиюдвух своеобразных подсистем опыта: одна предписывает, как надо вести себя сподчиненным; другая — с начальством. Под влиянием этой двойственности опытдезинтегрируется.
В своей совокупностидифференцированность и интегрированность опыта дают обобщенную характеристику —степень организованности опыта. Как было отмечено выше, именно высокаяорганизованность опыта является главным условием для проявления основногосвойства оперативной памяти в деятельности руководителя — высокоймобилизационной готовности информации, содержащейся в памяти.
Организованность являетсянеобходимым, но не достаточным условием эффективного опыта. Дело в том, что онаможет достигаться как бы на разных уровнях: бедный опыт также может быть хорошоорганизован. Поэтому следующей важнейшей характеристикой опыта следует считатьименно его объем, широту. Именно он чаще всего рассматривается как главная егоособенность. Действительно, существует тесная и прямая связь между объемомопыта и эффективностью управленческой деятельности, но при условии должнойстепени его организованности.
С широтой опыта связана,но не тождественна ей полностью еще одна характеристика профессионального опыта— его «богатство». Опыт может быть большим, но одновременно как бы уплощенным,ограниченным той или иной узкой сферой управления. А может быть и разнотипным —складывающимся под воздействием управленческой деятельности в разных сферах, наразных уровнях управления, в разных условиях, в разных коллективах,организациях и т.д.
Профессиональный опытнасыщен эмоциональными отношениями, оценками. Это — единство рационального ииррационального, объективного и субъективного, интеллектуального иэмоционального. Эмоциональность, субъективность, пристрастность являются такженеотъемлемыми чертами опыта руководителя. Гипертрофируясь, они могуттрансформироваться в известное явление «субъективизма руководителя», предвзятыхи волюнтаристических методов руководства. Эмоциональность опыта, его общаятональность (негативная или позитивная) зависят как от личностных чертруководителя, так и от «истории» формирования опыта. Она может быть сложной,порой даже драматичной, и тогда говорят о «горьком опыте». И напротив,относительно ровное течение профессиональной и управленческой карьеры формируетопыт иной эмоциональной тональности и субъективной окрашенности. Таким образом,параметр «драматичности» (конфликтности — бесконфликтности) процессаформирования опыта также должен быть выделен как особый и важный. Он определяетсодержание опыта и влияет на стиль управления.
С предыдущей особенностьюсвязана, но является более общей, нежели она, следующая черта опыта — егоиндивидуолизированность. Во-первых, опыт — продукт индивидуальной деятельности,всей карьеры руководителя, Он вкладывается, прежде всего, как результат своихдостижений и особенно — ошибок. В то же время он значительно менее «проницаем»для указаний и советов извне. Во-вторых, нет и не может быть какой-либоединственно правильной структуры опыта, способов его организации; набораситуаций, которые надо знать. Все эти параметры определяются тем, насколько ониотвечают индивидуальным психологическим характеристикам руководителя. То, чтохорошо для одного, будет неприемлемо для другого. Например, высокоеразнообразие «поведенческого репертуара» является наиболее позитивным дляруководителей с развитой рефлексией; но оно негативно сказывается напоказателях деятельности низкорефлексивных руководителей [32].
Обязательным свойствомопыта, основанным на аналогичном свойстве долговременной памяти, является егоизбирательность (селективность). Суть ее состоит в следующем. Непреложнымусловием формирования и развития опыта является его постоянное обогащение,расширение его информационной емкости. Однако если оно имеет характермеханического суммирования информации, то довольно быстро возникаетинформационная перегрузка. Но в структуру профессионального опыта встроенспециальный механизм отбора — селекции того, что действительно заслуживаетфиксации в ней, и отфильтровывания всего менее существенного. Поэтому опытдостаточно «труднопроницаем» для воздействий извне. Он как бы «охраняет себя» идопускает в свой состав лишь наиболее существенное.
        Тенденция ксмысловой интеграции опыта также базируется на сходной закономерностидолговременной памяти. Субъект стремится к внутренней непротиворечивостиразличных компонентов опыта; пытается придать им систематичность,осмысленность, и главное — устранить противоречия. Противоречия опытасубъективно оцениваются как негативный фактор. Они придают интеллектуальнойдеятельности и личностному самосознанию выраженный дискомфорт.
Операциональностьпрофессионального опыта состоит в том, что в его основные «единицы» — ситуацииобязательно включаются и способы их преодоления, Опыт руководителя,следовательно, это не столько «память на знания», сколько «память на действия».
Продуктивность(способность к саморазвитию) опыта также базируется на аналогичной —фундаментальной характеристике мнемических процессов (их продуктивномхарактере) и является ее следствием. Обогащение и совершенствованиепрофессионального опыта лишь отчасти может быть охарактеризовано как его«механическое» увеличение путем включения все новой информации и все новыхситуаций. Включение в опыт любого нового элемента ведет к изменениям (большимили меньшим) всех иных элементов, к изменению структуры опыта в целом.Незначительное, казалось бы, само по себе событие может представить совершенно«в другом свете» уже давно знакомые факты. Следовательно, развитие опыта — этои его расширение, и его переструктурирование, что обеспечивает саморазвитиеопыта, самообучение субъекта. Самообучение как форма развития опыта выполняетпо отношению к нему продуктивные функции. Человек не только фиксирует изапоминает, но и «делает выводы», приходит в результате накопления опыта кновым обобщениям, к формированию нового взгляда на людей, события, явления.
В связи с этим надоуказать и на еще одну особенность опыта, характерную для управленческойдеятельности. В качестве одного из его компонентов обязательно складываютсянекоторые неписаные («золотые») правила руководства, Часто они, конечно, носятне вполне «научный» характер; однако в целом они очень точно, лаконично иглубоко (а порой — и афористично) выражают существенные особенностиуправленческой деятельности в целом, а также поведения руководителя. Этиправила и стереотипы опыта можно встретить в самых разнообразных, в том численаучно-популярных, изданиях по менеджменту [3, 4, 6]. Среди них необходиморазличать те, которые, действительно, имеют рациональное зерно, и те, которыескладываются, в основном, под влиянием «ошибок стереотипизации», «ложного» и«поспешного обобщения», а также под влиянием собственных «ошибок памяти».Некоторые из них уже были рассмотрены. Дополнительно необходимо отметитьследующие явления.
Феномен «излюбленнойальтернативы»: тот или ной способ выхода из управленческой ситуации, давшийранее положительные результаты и поэтому эмоционально положительнозакрепившийся в опыте, начинает неоправданно переноситься и на другие,требующие уже иных способов действия ситуации. Это ведет к стереотипизациидеятельности, к «уплощению репертуара поведения» руководителя [5].
Феномен «любимых причин»имеет сходную с предыдущим обусловленность. Однако он наблюдается не вотношении способов выхода из управленческих ситуаций, а в отношении объяснениятех причин, которые к ним привели. Он имеет место и при попытках объясненияруководителем причин поведения подчиненных. Как правило, для большинстваруководителей перечень таких причин, особенно в отношении негативного поведенияподчиненных, достаточно ограничен.
Феномен «краев исередины». Одной из важных особенностей памяти является лучшее запоминаниематериала, приуроченного к началу и к концу сообщения — к его «краям». Серединапри этом как бы «выпадает» — запоминается хуже. Эту особенность часто идовольно эффективно используют руководители в своей деятельности. Например,существует правило, согласно которому начинать и заканчивать совещание, беседу,разговор следует именно с наиболее эффективной, важной, требующей учетаинформации. По отношению к общей структуре опыта этот феномен такженаблюдается. Исследования показывают, что наиболее значимыми для руководителяявляются те события, «уроки» и сделанные из них выводы, которые относятся либок самым ранним этапам его управленческой карьеры, либо к самым поздним —актуальным, только что произошедшим событиям.
        Эффект Фишхоффа. Это явление, состоящее в том, что люди постфактум считают,будто в прошлом они были более уверены в правдоподобности того, что вдействительности потом произо­шло [9]. Его еще обозначают как феномен«обратного мыш­ления» (hindsight). Следует подчеркнуть то, что люди не только«делают вид», что так было, но и действительно искренне в этом уверены. Этосвязано с фундаментальной психологической осо­бенностью — склонностью человекаинтерпретировать прошлое отношению   к прошлому  опыту две   функции.   Во-первых,  он значимости личного опыта. Во-вторых, интерпретация прошлогов свете настоящего обеспечивает перестройку, постоянную трансформацию опыта и,следовательно, его развитие.
Профессиональный опыт руководителя являетсяосновой для формирования одного важнейшего регулятора управленчес­койдеятельности — индивидуальной управленческой концепции (ИУК). Это —складывающаяся под воздействием деятельности и носящая индивидуализированныйхарактер система устойчи­вых взглядов относительно путей, приемов, методов,форм и способов управления, его целей и задач, стиля и условий, требо­ваний кподчиненным и отношений с ними. Это, конечно, не только мнемическое, но и болееобщее — интеллектуально-лич­ностное образование. Однако его содержаниенеотделимо от специфики индивидуального профессионального опыта, от тех егохарактеристик, которые рассмотрены выше и которые скла­дываются на основезакономерностей организации долговременной памяти.
Заключение
В заключении необходимовозвратиться к вопросу, с которого было начато рассмотрение особенностейдолговременной памяти в управленческой деятельности. Это — вопрос о том, почему,несмотря на очевидную важность «хорошей памяти» для управ­ления, все жеотсутствуют стабильные и значимые связи между ними. Дело и том, что уровеньразвития долговременной памяти и успешность управленческой деятельности не связаны непосредственно. Ихсвязь опосредуется таким комплексным и многомерных образованием, как прошлыйопыт. Он связан с долговременной памятью, зависит от нее и, более того,  вомногом повторяет  ее  особенности.   Однако  он  не сводится только кхарактеристикам долговременной памяти, а испытывает влияние всей личности руководителя (особенно —   интеллектуальных черт),   всей   его  жизненной  и профессиональной   биографии. Эти — иные, нежели мнемические, факторы могут компенсироватьнедостатки долговременной памяти, смягчать их влияние на управленческуюдеятельность. Именно поэтому связь между долговременной  памятью  иуправленческой деятельностью не выявляется. Их взаимодействие более сложно иопосредованно и оно зависит от иных, более сильных, нежели мнемические,интеллектуальных и личностных особенностей руководителя. Роль долговременнойпамяти как одного из факторов формирования  профессионального  опытаруководителя   проявляется также  в следующей закономерности.  Управленческаядеятельность по самой своей сути одновременно предполагает и необходимостьриска,  и  стремление  его «избежать»   (из-за большой «цены ошибки»).  Онатребует постоянного принятия ответственности, но и содержит стимулы и условиядля ухода от нее. В связи с этим именно управленческой деятельности свойственна(тенденция наибольшего доверия проверенным способам действий. Это придаетпрошлому опыту характер не только управленческою «арсенала», но и своеобразногокритерия истинности. Согласованность действий с прошлым опытом рассматривается какпризнак их правильности. В результате складывается очень типичная и широкораспространенная общеуправленческая установка,  обозначающаяся как-репродуктивное управление.  Она базируется на субъективном предпочтениивстречавшихся ранее способов поведения, использовании «уже проверенных средств»и «уже зарекомендовавших себя людей» и т.д. Под ее воздействием руководительсклонен не к продуцированию новых способов выхода из ситуаций, а к поиску впрошлом опыте «старого и проверенного» способа, к его репродукции. Этаустановка обозначается и как стереотипизированность деятельности.Консервативно-репродуктивный стиль управления развертывается под девизом«репродукция — до победного конца!»[6]. Консервативно-репродуктивный стильотнюдь не является однозначно негативным: если бы это было так вдействительности, он бы не был так широко представлен в реальной практикеуправления. Не приводя к высокой эффективности управленческой деятельности, он,тем не менее, как правило, обеспечивает ее высокую надежность и личнуюбезопасность руководителя. Показательно, что сравнительная степень выраженностиконсервативно-репродуктивного и продуктивно-инновационного стилей связана сэтапами управленческой карьеры. В начале управленческой деятельностипревалирует второй, а на более поздних этапах — первый. Иными словами, каксчитают многие руководители, «сначала ты работаешь на свой опыт, а потом — опытна тебя». Этап профессиональной зрелости и достижение руководителем высокойуправленческой компетентности характеризуется оптимальным сочетаниемконсервативно-репродуктивных и продуктивно-инновационных способов управления.
Литература:
1.   Карпов А.В.Психология принятия управленческих решений.  М., 1998.
2.  Красовский Ю.ДУправление поведением в фирме. М., 1997.
3.  Курс для высшегоуправленческого персонала/Под ред. В. И. Терещенко. М., 1970.
4.   Курс практическойпсихологии/Под ред. P.P.  Кашапова, Можайск, 1992.
5.  Планкетт Л, Хейл Г,Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.
6. Секреты умелогоруководителя. М., 1991.
7.  Тарле Е. Наполеон.М., 1941.
8.   Тсплоб Б.М. Умполководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
9. FicshoffG., Beyth R. «1 know it Would Happen» // Org. Behav. and Human.Perform.1975. V. 13.
10.   Irwin  F-W,  Stated Expectation  as Founctions of Probability and Desarability ofOutcoms // Journ, of Person. 1953. V. 21.
11.   KabnemanD., Slavic H-, Tversky A, Judgement under Uncertainty. Cambridge, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.