Реферат по предмету "Психология"


Механизмы становления агрессивного поведения

Содержание:
 
Введение
1. Агрессия: определение
2. Становление агрессивного поведения
2.1 Усвоение агрессивного поведения
2.1.1 Семейные взаимоотношения
2.1.2 Стиль семейного руководства
2.1.3 Модели семейного воспитания
2.1.4 Взаимоотношения со сверстниками
2.1.5 Демонстрация моделей агрессивного поведения
2.2 Влияние когнитивных процессов
3. Управление агрессией
3.1 Наказание как средство предупреждения агрессии
3.2 Катарсис
3.3 Воздействие моделей неагрессивного поведения
3.4 Индукция несовместимых реакций
3.5 Тренинг социальных умений
Заключение
Список литературы
 

Введение
Известная книга Конрада Лоренца, изданная в нашейстране под лаконичным названием «Агрессия», в оригинале называется иначе – «Такназываемое зло». Сама эта формулировка четко обозначает позицию автора:агрессия, которую принято считать злом, на самом деле таковым не является, авыступает естественным, биологически целесообразным механизмом выживания живыхсуществ.
Противоположную точку зрения отстаивает нашсоотечественник В.П. Эфроимсон. По его убеждению биологически целесообразнымприспособительным механизмом является отнюдь не тяга к насильственномуподавлению других, а напротив – альтруистическое стремление оказывать другимподдержку.
Вопрос о том является ли агрессивность неотъемлемыматрибутом человеческой природы или социально обусловленным извращением этойсамой природы, по сей день остается дискуссионным. Так или иначе, агрессия вовсе времена выступала важным элементом социального бытия человека, более того –часто составляла для человека проблему – большинство человеческих бед – этострадания жертв агрессии.
В данной работе рассмотрены механизмы становленияагрессивного поведения и способы управления агрессией.

1. Агрессия: определение
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, чтотуги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когдаза время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славупочитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описываетсячрезвычайно напористый продавец, подразумевается нечто другое. В чем жеразличия?
Социальные психологи досих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многомих мнения сходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будетразличаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижениепоставленной цели, и поведение, единственная цель которого – причинить боль,навредить или разрушить. Первое – это напористость, второе – агрессия.
В настоящее времябольшинством специалистов принимается следующее определение:
Агрессия – это любая формаповедения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живомусуществу, не желающему подобного обращения.

 
2. Становление агрессивного поведения
 
2.1 Усвоениеагрессивного поведения
 
Дети черпают знания омоделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья можетодновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать егоподкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваютсяли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются привзаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивногоповедения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не толькона реальных примерах (поведение сверстников и членов семей), но и насимволических, предлагаемых масс-медиа.
2.1.1 Семейныевзаимоотношения
Такая характеристикасемьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностьюдетей. Эта характеристика квалифицирует как раз те составляющие семейнойобстановки, которые связываются со становлением агрессивности, — один или обародителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений междуними.
Например, обнаружено, чтомалолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей, где царит атмосферабеспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука обруку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностьюв жизни ребенка.
Несколько исследованийпродемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре«родитель-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей,(независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат), плохиеотношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считаютникуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно,окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей,сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себяагрессивно по отношению к своим родителям. Штайметц (Steinmetz, 1977) сообщает, что для людей,совершавших заказные политические убийства (или покушения), характернопроисхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины,на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания икоторые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применятькарательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев насвоих детях.
При изучении последствийродительского вмешательства в драки между детьми в семье, обнаружено, что детипроявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного братаили сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно,взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими длянаучения агрессивному поведению. Братья и сестры агрессивных детей болеесклонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей.
2.1.2 Стиль семейногоруководства
Аспект семейныхвзаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер семейногоруководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей напуть истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко:при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства –позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на неговнимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие жеродители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующеесоциальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение).Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение илинаказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, ноподкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимостимежду практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детейсосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также контроле родителейповедения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны сотносительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль иприсмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастуюсопровождающимся агрессивным поведением.
Наряду с прямыми поощрениями инаказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивностинепосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В несколькихэкспериментах изучался эффект о вмешательства родителей при агрессии междубратьями – сестрами. Подобный шаг со стороны родителей может на самом делепотворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабыхмогут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают вконфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводитк тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительноговремени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданныйвывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между ихдетьми редки по причине неравенства сил, обусловленной разницей в возрасте.
2.1.3 Модели семейного влияния
Существуют две теоретическихподхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилемсемейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемойпричинности, используя статический метод, раскрывающий причинную связьпеременных (регрессионный анализ), чтобы выяснить как влияние ребёнка наповедение родителей, так и влияние родителей на поведения ребёнка.Агрессивность ребёнка определялась по оценкам его сверстников. При опросеродителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные сдетской агрессивностью:
1) негативизм матери – враждебность,отчуждённость, холодность и безразличие к ребёнку;
2) терпимое отношение матери кпроявлению ребёнком агрессии по отношению к сверстникам или членом семьи;
3) применения родителям силовыхдисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;
4) темперамент ребёнка – уровеньактивности и вспыльчивость.
В целом возбудимые мальчики,выросшие в жестокой и неблагоприятной семейной обстановке, относительно частооценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребёнкукоррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в своюочередь вызывали агрессивное поведение ребёнка. Сходным образом темпераментребёнка был связан со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии.«Импульсивный и энергичный мальчик» своими поступками может просто утомлятьсвою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениямагрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивногоповедения.
Паттерсони егоколлеги(Patterson, 1986)разработали базовую модель связи между характером семейного руководства иагрессивностью, благодаря которой можно глубже понять процессы, обуславливающиезависимость между этими параметрами (Рис. 1). Одна из сторон модели -незрелые методы регулирования поведения, означающие, что в некоторыхслучаях родители могут игнорировать отклоняющиеся поведение ребенка илипозволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могутугрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы.
/>Негативное отношение матери к своему ребенку
/>Использование родителями силовых дисциплинарных методов
/>Снисходительное отношение матери к агрессии ребенка
 
/>Вспыльчивый ребенок Агрессивность ребенка
Рис. 1 Модель становления агрессиипо Олуэйзу
В следующий раз они могут «взорваться»и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка). Иными словами,родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемоеповедение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почвудля усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов. Еслиродителям не хватает умения следовать определенным правилам поведения, егоманерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становитсядоминирующим в отношениях с людьми.
2.1.4 Взаимодействие со сверстниками
Игра со сверстниками дает детямвозможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки илиоскорбление). Шумные игры – в которых дети толкаются, догоняют друг друга,дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред – фактическимогут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивномуповедению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и ониредко получают травмы во время таких игр.
Существуют также свидетельства, полученныепри изучении детей, посещавших дошкольные учреждения, что частое общение сосверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Дети, которыерегулярно посещали детский сад, оцениваются учителями как более агрессивные,чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что дети,которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (например,в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применитьих в других условиях (например, в школе).
 
2.1.5 Демонстрация моделейагрессивного поведения
Одно из классических открытийсоциальной психологии – возможно, самое классическое – то, что на людей зачастую влияют поступки или словаокружающих. Всю сумму влияния, которое оказывает наблюдение насильственногоповедения на свидетеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых.Во-первых, очевидно, что человек, ставший свидетелем насилия, зачастуюоткрывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучаетсявербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в егоповеденческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим.Такое обучениепосредством наблюдения –хорошо изученный феномен, которому отводится главная роль в объясненияхвоздействия примеров насильственного поведения.
Во-вторых, индивидуум, наблюдающийагрессивные действия других, зачастую может кардинально пересмотретьпоставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, чтоесли другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно тоже самое.
Этот эффект снятия запретов может увеличить вероятностьпроявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более того, постоянноенаблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли.В результате наблюдатель настолько привыкает к насилию и его последствиям, чтоперестает рассматривать его как особую норму поведения, и теперь его фактическиничто не удерживает от участия в подобных действиях. И, наконец, постоянноенаблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности. Это означает, что люди, частонаблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир каквраждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привестик обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно.
2.2 Влияние когнитивных процессов
 
То, что дети думают об агрессии,также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивностимогут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира.Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и Крику (Dodge and Crick, 1990), которая базируется на пятиступенчатомпроцессе.
Прочитывание «посылов к агрессии» всоциальных ситуациях. Первыйэтап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом – агрессивноеповедение) – это прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума столкнутьсяс социальной проблемой. Если имеет место хорошо отработанный «сценарий», торасшифровка «посылов к агрессии» будет сравнительно эффективной и точной. Самипо себе ожидания или мысли, связанные с агрессией, заставят его пристальнеевзглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные с этим типом поведения. Внекоторых случаях диспозиции человека (например, враждебность) или социальныевоздействия, имевшие место в недалеком прошлом (например, фрустрации), могутзаранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно нанужных «посылах к агрессии». Обнаружено, что агрессивных детей в большейстепени привлекает агрессивный стимульный материал (кукольные шоу,мультфильмы), чем неагрессивный.
Интерпретация «посылов к агрессии». Второй этап рассматриваемойкогнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание иинтерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. В этой фазе когнитивногопроцесса ребенок интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуциюпричин. В целом обнаружено, что агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение,что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию,в которой человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большейвероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренными мотивировался враждебностью.
Выбор реакции. Как только индивид приходит кзаключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность,он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию. Другимисловами, ребенок должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности,считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка наличествуетменьше реакций, подходящих для конкретного случая, и что скорее всего они будутсвязаны с агрессией. Агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, выбираютболее агрессивные действия для решения конфликтной ситуации. Неагрессивные детивидят больше вариантов возможных решений и возможных последствий, в то время,как агрессивные предполагают очень ограниченное количество решений и почти незадумываются о возможных последствиях.
Оценка реакции. Осознав перечень возможных реакций,ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них воплотить вреальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В каком качестве могутвыступать потенциальные последствия решения – то есть по силам ли ему даннаястратегия поведения и насколько она окажется эффективна? Оценивающий можетрешать, сумеет ли он осуществить входящие в выбранную реакцию действия.Маленький ребенок, когда его обижает здоровенный верзила, может «подобрать» вкачестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего, оноценит ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективновоплотить ее в жизнь. На этом этапе оцениваются вероятные результаты илипоследствия от использования выбранной стратегии.
При анализе зависимости междуагрессивным поведением и двумя факторами – восприятием самоэффективности (способности осуществитьпредполагаемую реакцию) и ожиданиямипоследствий от этойреакции было выявлено, что агрессивные дети более уверены в своей способностидействовать агрессивно и менее уверены в способности удержаться от агрессии,чем дети неагрессивные. Что касается ожидаемых последствий, агрессивные дети,по сравнению с неагрессивными, были более уверены в получении реальной выгоды,в уменьшении антипатии и больше гордятся агрессивными поступками.
Реакция утверждена и вступает всилу. На последнемэтапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальноеповедение. Здесь особенно могут быть важны поведенческие навыки. Очевидно, что человек не может вести себяопределенным образом, если не знает, как это делается. Например, у подростков –правонарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыкимежличностного общения, нет привычки учиться и работать.
агрессия механизмсоциальный наказание

3. Управление агрессией
 
3.1 Наказание как средствопредупреждения агрессии
 
При определенных условиях наказание (илипросто страх возможного наказания) может действительно удержать человека отосуществления актов насилия. Однако при других обстоятельствах это может и непроизойти. В определенных случаях наказание может даже способствоватьактуализации агрессивного поведения, а не сдерживать его.
Влияние страха возможного наказанияна агрессию зависит от нескольких факторов.
Первый фактор – степень«разгневанности» потенциальных агрессоров. При низком или умеренномпровоцировании и возбуждении, вызванном гневом, страх применения наказанияможет « предохранить» от проявлений открытой агрессии. Напротив, когда провокацияи возникающий в качестве реакции на нее гнев сильны, страх наказания может несыграть никакой роли и не оказать сдерживающего воздействия.
Вторым фактором, определяющим, будетли страх наказания влиять на проявление агрессии, является сознание индивидомтого, насколько выгодно для него подобное поведение. Когда результатом актовагрессии может оказаться получение прибыли в любом смысле этого слова –например, большой денежный доход или переход на более высокую ступень всоциальной иерархии, — даже сильный страх наказания оказывается не в состоянииудержать людей от подобного поведения. Напротив, когда агрессивное поведение недает людям практически никакой выгоды, страх наказания может оказаться весьмасущественным фактором сдерживания открытой агрессии.
Еще два фактора – это строгостьвозможного наказания и вероятность того, что подобная мера действительно будетосуществлена. Страх наказания будет играть большую роль в предотвращенииоткрытой агрессии, если за совершение агрессивных действий грозит суровая кара.Боязнь возможного наказания зачастую не становится преградой для реализацииактов насилия, когда известно, что к такому наказания навряд ли прибегнут. Насамом деле пустые угрозы могут привести к совершенно неожиданному результату:агрессия стабильно уменьшается по мере повышения вероятности наказания заподобное поведение.
В целом имеющиеся данныесвидетельствуют о том, что влияние боязни наказания на демонстрацию агрессиизависит от нескольких факторов. Это мера приводит к положительным результатам,если:
1) потенциальные агрессоры неподвергаются сильному провоцированию;
2) практически не получают выгоды ототкрытой агрессии;
3) возможное наказание заагрессивные действия будет суровым;
4) вероятность наказания высока.
3.2 Катарсис
Еще Аристотель (382 – 322 н.э.)считал, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживатьпроисходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то,что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности,логическое продолжение его теории было продолжено многими другими, в частностиФрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может бытьослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либопутем наблюдения за агрессивными действиями других. Признавая реальность такого«очищения», Фрейд, тем не менее, был весьма пессимистично настроен относительноего эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, чтоего влияние малоэффективно и недолговечно. Таким образом, представление окатарсисе, принятое в психологии, скорее сродни тому, что излагают Доллард иего коллеги в монографии « Фрустрация и агрессия» (Dollard et ai.,1939)
Согласно этим авторам, «результатомлюбого акта агрессии является катарсис, который уменьшает вероятностьпроявления других агрессивных действий». Короче говоря, Доллард и его коллегисчитают, что осуществление одного акта агрессивного акта – независимо от того,что его породило — снижает желание агрессора прибегать к другим формам насилия.На фоне сильной провокации деятельность, предполагающая энергичные, нобезопасные действия, включая сравнительно безобидные формы агрессии, можетпривести к разрядке напряжения или эмоционального возбуждения. То, что агрессияпо отношению к другим зачастую приводит к снижению уровня физиологическоговозбуждения, ни в коем случае не означает, что в будущем индивид будет не такчасто выбирать агрессивное поведение в качестве модели поведения. На самом жеделе, подобный способ снятия эмоционального напряжения зачастую поощряется, чтоможет способствовать усилению агрессивных наклонностей. Коротко этот механизмможно представить следующим образом: человека выводят из себя, и он отвечаетагрессией провокатору. В результате уровень физиологического напряжения у негопадает. Такой способ снятия напряжения, в свою очередь, может способствоватьразвитию у человека склонности реагировать в будущем агрессией на тех, ктобудет его провоцировать. Короче говоря, эмоциональный катарсис ни в коем случаене гарантирует того, что полученная в результате нападок на других разрядкауменьшит вероятность проявления подобного поведения в будущем. Как показалажизнь, вполне возможны и диметрально противоположные результаты (рис. 2)Провокация
/> Агрессия
/> Снижение возбуждения
/> Склонность агрессивно реагировать по мере усиления провокации
Рис. 2

3.3 Воздействие моделейнеагрессивного поведения
 
Большое количество полученных врезультате исследований данных подтверждает предположение, что наблюдение замоделями агрессивного поведения – действиями лиц, чье поведение можноквалифицировать как агрессивное – может иногда вызвать подобные действия состороны наблюдателей. Если дело обстоит именно так, то возникает интересныйвопрос: а нельзя ли таким же образом вызвать противоположные реакции? Если«барьеры», удерживающие от проявления агрессии, можно разрушить путемдемонстрации моделей необычайно агрессивного поведения, нельзя ли их«воздвигнуть» аналогичным образом – с помощью наблюдения за моделями неагрессивногоповедения – действиями индивидов, остающихся сдержанными и спокойными передлицом даже самой сильной провокации? Самое обычное наблюдение даетположительный ответ на этот вопрос. Например, многие ситуации, в которыхчувствуется напряжение или угроза, можно разрядить, если вовлеченные в них лицадемонстрируют сдержанное поведение, призывают не идти на крайние меры илиделают и то и другое вместе.
То, что наблюдение моделейнеагрессивного поведения может способствовать снижению уровня открытойагрессии, подтвердили также несколько экспериментов. Выяснилось, чторассерженные индивиды, получившие возможность отвечать актами агрессиичеловеку, бывшему источником их раздражения, после наблюдений моделейнеагрессивного поведения демонстрировали значительно меньшие уровни агрессии,нежили лица, не имевшие такой возможности. Более того, подобные результаты былиполучены не только в случае демонстрации моделей неагрессивного поведения, но ивербальных призывов вести себя сдержанно. Возможно, наиболее явно снижение уровняагрессивности наблюдалось среди лиц, предварительно подвергшихся сильномупровоцированию со стороны потенциальных объектов агрессии.
3.4 Индукция несовместимых реакций
К числу устоявшихся принциповпсихологии можно отнести принцип, согласно которому все живые организмы,включая человека, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одно ито же время. Например, трудно (практически невозможно) одновременно мечтать ивыполнять сложные когнитивные действия, такие как работа на компьютере или чтениенаучной статьи. Подобным же образом, трудно (скорее даже невозможно)одновременно находиться в состоянии восторга и депрессии. Этот основной принципнашел свое отражение в проблеме предупреждения или управления человеческойагрессией в виде так называемой гипотезы несовместимых реакций. Согласно этойтеории, можно уменьшить и гнев, и уровень открытой агрессии, вызывая тем илииным способом у людей чувства (эмоциональные состояния), несовместимые с гневоми агрессией. Несмотря на то что несовместимыми с гневом и открытой агрессиеймогут оказаться самые разные реакции, исследователи обратили особое внимание натри из них: чувства эмпатии или симпатии по отношению к потенциальным объектамагрессии, юмор и смех, и ощущение умеренного сексуального возбуждения,возникающее в результате воздействия умеренных эротических стимулов.
Эмпатия: реакция на страданиядругих. Ведя себяагрессивно по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелемболи и страдания своих жертв. Успешно реализованный акт агрессии в конце концовподразумевает нанесение вреда или увечий намеченному реципиенту. Какие чувстваиспытывает при этом агрессор? Вполне возможно, что он испытывает эмпатию –испытывает чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степениэмпатии агрессора, уровень агрессии в последующих актах может быть снижен.Иными словами, в тех случаях, когда жертвы агрессии демонстрируют признакинегативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии можетуменьшиться. Чем выше уровень эмпатии, переживаемой агрессором, тем нижеуровень агрессии в последующих актах насилия.
Однако боль и страдания жертвы невсегда вызывают эмпатию. Когда агрессор очень раздражен или уверен вправедности своих действий, демонстрация боли со стороны жертвы (сигналы оболи) может доставлять ему удовольствие и вызывать скорее положительные, нежелиотрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать вкачестве своеобразной формы подкрепления. Таким образом, когда гнев силен,страдания жертвы не в состоянии предотвратить агрессию в последующих актахнасилия, напротив, они могут способствовать ее проявлению.
Подводя итог, можно сказать, чтострадания жертвы, а также сила гнева агрессора и кажущаяся праведностьсовершаемых им действий, могут действовать друг на друга при принятии решенийпо поводу открытой агрессии в том случае, когда на агрессоров влияютпоследствия совершенных ими поступков.
Юмор и смех. Юмор и вызываемый им смех могутбыть еще одной реакцией, несовместимой с открытой агрессией.
В целом существующие данныесвидетельствуют о том, что в некоторых случаях смех действительно может быть«лучшим из лекарств», когда дело касается агрессии. Однако, чтобы произвеститакой благоприятный эффект, сюжеты юмористических материалов не должны в своейоснове иметь враждебность или агрессию. В противном случае влияние юмора какспособа подавить агрессию может быть полностью элиминировано.
Умеренное сексуальное возбуждение. Как ни странно, самые первыеисследования, посвященные проблеме влияния сексуального возбуждения наагрессию, представили противоречивые, на первый взгляд результаты. С однойстороны, некоторые исследования показали, что демонстрация эротических стимуловможет действительно снижать уровень агрессии в последующих актах насилияразгневанных индивидов. Другие же работы, напротив, показали, что на самом делепредъявление сексуально-ориентированных материалов приводит к усилениюинтенсивности последующей реакции. Одно из возможных объясненийпротиворечивости этих результатов – разнородность сексуальных стимулов, которыеиспользовались в этих двух группах исследований. Мягкие формы эротики порождаютприятное чувство возбуждения, несовместимое с гневом и открытой агрессией, в товремя как жестокая эротика вызывает сложные реакции: положительные чувствасочетаются с реакциями отвращения и омерзения. Более того, демонстрация сильновозбуждающих сексуальных материалов в условиях, когда индивиды не в состоянииразрядить такое возбуждение, может сама по себе привести к фрустрации. Таким образом,уже первые исследования по проблеме возможного влияния сексуальных стимуловдают возможность сделать следующее теоретическое заключение: умеренный уровеньсексуального возбуждения действительно способствует снижению уровня агрессии,как и предполагает гипотеза несовместимых реакций. Однако высокие уровнивозбуждения, вызванные более откровенным материалом, могут вызватьотрицательные реакции и сильное возбуждение, которое не уменьшает агрессию.
3.5 Тренинг социальных умений
 
Одна из главных причин того, чтомногие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у нихпросто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, какответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гнева, а не раздуть его ещебольше. Точно также они представления не имеют о том, как проинформироватьдругих о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей несовпадают с их ожиданиями. В результате они всегда ощущают сильную фрустрацию,говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже,что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе своюнишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людейсоциальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количествослучаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различныеспособы обучения людей таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резкоснижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения.
В большинстве случаев посещениетакого рода тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведенииобучающихся – к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты егопроявлений.

Заключение
 
Становление агрессивного поведения –сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов.Агрессивное поведение определяетсявлиянием семьи, сверстников, а такжесредств массовой информации. Дети учатся агрессивным действиям посредствомпрямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Вплоть до самого недавнего временивнимание ученых было направлено на выяснение причин агрессии, а не на поисксредств ее предотвращения. Не существует убедительных научных данных,позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данныхсвидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить, или по крайнемере уменьшить частоту его проявления. Многие исследователи обратили своевнимание на не рассматривавшиеся ранее способы снижения агрессии. К нимотносятся такие факторы, как наблюдение за действиями в моделях неагрессивногоповедения и индукция несовместимых реакций у потенциальных агрессоров.Значительное внимание было уделено социальным навыкам индивидов, необходимыхдля недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также технике самоконтроля– тактике, к которой они могут прибегнуть в самых различных ситуациях, чтобыобуздать свой гнев или характер.
 

Список литературы
 
1. Степанов С. Три источника и трисоставные части науки о враждебности // Школьный психолог № 18 (162) 2001г.,стр. 2-3
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб., 1997г.
3. Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. – СПб., 1999г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.