МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРЯНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. АКАДЕМИКАИ.Г. ПЕТРОВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИРЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выполнила:
студентка 1с курса ОЗО
Савина Е.А.
Проверила:
к.п.н., доцент
Павлова Т.А.
Брянск 2005
ПЛАН
1. Понятие «метод»
2. Обработкарезультатов психологического исследования
3. Характеристикашкал измерения
4. Табулирование ипредставление диагностических данных
Литература
1. ПОНЯТИЕ «МЕТОД»
Прежде чем ответить навопрос контрольной работы «Методы обработки результатов психологическихисследований », определимся с понятием «Метод».
В «Толковом словаре»С.И. Ожегова под методом понимается:
1) способ теоретическогоисследования или практического осуществления чего-нибудь[7]; 2) способдействовать, поступать каким-либо образом; 3) прием.
Метод также можетрассматриваться в разных смыслах. Метод в широком смысле – всякое понятие,регулирующие постановку и осуществление задач, всякое представление, инструментэмпирического, теоретического изучения объекта. В узком смысле метод –регулятор сбора данных, построение выбора. [8].
Понятие «метод»шире понятия «методика», поэтому разберемся, какие основные функцииявляются характерными для методики, чтобы правильно определить виды методик иотобрать те, которые предназначены для обработки результатов психологическогоисследования.
Методика используется взависимости от применяемого метода, выступает конкретным способом фиксацииэмпирических данных. Методики используют в том отношении, которое определяетметод. По сути, иногда методику включают в метод как один из уровней изучения.
Эксперимент выступаетметодом, методики измерения подбираются так, как это определяет сам методэксперимента. Метод отражает структуру исследования, это более обширныйинструмент. Методика – операция обобщения, способ сбора информации. Метод какобобщенно-познавательное отношение исследователя к изучаемому объекту можетреализоваться конкретными эмпирическими средствами познания. Методики восновном подбираются в соответствии с используемым методом. Одна и та жеисследовательская задача решается различными средствами операционализации.
Один и тот же метод можетбыть применен для изучения разных базисных процессов. Методики представляютсобой процедуры, техники сбора денных и используются в разных исследованиях.
Основное назначениеметодик – проверка полученных в результате эксперимента данных, сравнениедостижений изучаемого объекта за определенный период времени.[8].
Психологическиеисследования, направленные на изучение личности, используют большое количествометодов, выбор которых зависит от целей, поставленных исследователем.
Наша задача – датьхарактеристику методов обработки результатов психологического исследования,используя различную литературу по психологии.
2. ОБРАБОТКАРЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологическоеисследование направлено на изучение личности и психических качеств,происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимоизмерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измеренияподвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об измененияхв объекте исследования.
В психологии широкоприменяются различные способы и приемы обработки результатов психологическихисследований, их логического и математического анализа для получения вторичныхрезультатов, т. е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретациипереработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности,разнообразные методы математической статистики, без которыхзачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, атак же методы качественного анализа.
Для обработки полученныхданных чаще всего используются статистические методы (нахождение среднихзначений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровнязначимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяютвскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном инаглядном виде.
Важную роль играют методыинтерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологическийсмысл полученным данным.[9]. Другими словами это методы позволяют перевестиполученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языкаматематики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел изакономерностей к психологическим понятиям и суждениям.
Комментируя полученныеобследования, диагност не всегда четко учитывает специфику использованногометода, не глубоко вникает в смысл полученных данных, не имеет четкого плана ихинтерпретации. По существу, он накладывает на такие данные свое видениепроцессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существуетфакторов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее,результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики идискуссии.
Обычно интерпретацияпонимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определеннымспособом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам,выражениям и т.п.). Другими славами, интерпретировать что-то – значит приписать(присвоить) этому содержанию смысл.
Б.Г.Ананьев выделял дваметода интерпретации данных, полученных в исследовании: генетический,предлагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития, иструктурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.
Анализ взаимосвязи междубольшим количеством переменных осуществляется путем использования многомерныхметодов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цельприменения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности,выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислиммногомерные статистические методы:
Многомерноешкалированиеобеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различияпредставляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерномпространстве.
Факторный анализ заключается в выявлении иинтерпретации факторов.
Фактор – обобщеннаяпеременная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представитьее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет рядобобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертамиличности.
Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак ииерархию взаимосвязей признаков.
Латентно-структурныйанализ представляетсовокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков),а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он даетвозможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственнонаблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ можетявляться основой для моделирования указанных взаимосвязей.
Радикальной разницы междуперечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет.Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных илив личностных предпочтениях исследователей.
Психологическоеисследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использованиепонятий больше или меньше,интенсивнее,лучше, сложнееставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или несколькихявлений.
Измерить мы можем, толькосравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этимже способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательногопроцесса происходит путем сравнения результатов измерения.
Проводя анализ полученныхданных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать,в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг сдругом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, чтопомогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательногопроцесса.
Решение этой проблемыприводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессепереводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в видечисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяетвозможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые вданной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строитьмодель изучаемого процесса.[5].
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКАЛИЗМЕРЕНИЯ
Любое психологическоеисследование подразумевает действия по психологическому измерению.Психологическое измерение – это метод, который имеет определенные задачи, несовпадающие с другими методами. Измерение – это приписывание чисел объектам илиих свойствам в соответствии с определенными правилами. Эти правилаустанавливают соответствие между некоторыми свойствами чисел и свойствамиобъектов.
Как справедливо заметилЭ.Торндайк, «то, что существует, существует в каком-то количестве и,следовательно, может быть измерено». В психологии измерение служит дляизучения, определения индивидуальных особенностей поведения субъекта иотражения, а также для изучения адекватности отражения и индивидуального опыта(психофизика).
Измерение можетпроводиться в эксперименте как установление состояний объекта исследования идинамики. Когда измеряют особенности поведения через промежутки времени, товремя понимается как единственная переменная, воздействующая на объект.
В зависимости отхарактера сопоставления или соответствия выделяют разные уровни измерения:номинальный, ординальный, интервальный, отношений и абсолютный.
В учебнике по психологиипод редакцией Е.Н. Рогова выделены номинальное, ординальное, интервальноеизмерение и измерение отношений.[8].
Номинальное измерение представляет обозначение числомопределенной общности объектов, имеющих общий признак. Часто в этом случае выполняетроль имени. После именования объектов можно подсчитать их количество в каждомклассе и значения коэффициента ассоциации, который характеризует степеньсходства классов. Допускается замена одного числа-наименования другим присоблюдении условия – различные группы объектов должны иметь разные имена.
Ординальное измерение состоит в упорядочении объектов всоответствии с нарастанием или убыванием значения общего для всех объектовпризнака (ранжирование). Такое измерение позволяет определить объект,занимающий среднее положение в ряду объектов (медиана), подсчитать числообъектов с меньшим или большим значением признаков (процентиль). При этомизмерении допустима замена чисел, описывающих значения измеряемого признака,любыми другими числами, не изменяющими ранговый порядок объектов.
При интервальномизмерении различия между объектами оцениваются определенным интервалом(эталоном). В случае значений, полученных при таком измерении, допустимывычисления средне арифметических значений, стандартных отклонений икоэффициентов корреляций (а также вышеперечисленные операции для значенийноминальных и ординальных измерений).
Измерение отношений допускает сравнение отношений двухвеличин, т. к. подразумевает наличие абсолютного нуля (т. е. полного отсутствиязначения какого-либо признака). [8].
Кроме перечисленныхуровней Ф.Лорд и М.Новик выделяют уровень абсолютного измерения,предполагающий наличие не только абсолютного нуля, но и фиксированной единицыизмерения. Данный уровень измерения не допускает никаких преобразований шкалы.
Процедура приписываниячисел объектам создает шкалу. Это возможно потому, что существует соответствиеформальных систем и таких систем действий, которые выполняются с реальнымиобъектами. В данном случае числовая система выступает как модель для всегомножество измеряемых объектов.
Поэтому собственноизмерение – это шкалирование поведенческих и психических характеристик испытуемого.Понятие измерительной шкалы введено в 1950 г. С.Стивенсоном. Шкала – это инструмент для измерения. Измерение – это установление соответствия объектов исимволов (чисел).
Перечисленным уровнямизмерения соответствуют различные типы шкал измерений.По предложениюамериканского психолога С. С. Стивенса в математической прикладной статистикевыделяют четыре типа возможных шкал измерений:
· Номинальную,
· Порядковую,
· Интервальную,
· Измерение пошкале отношений.[5].
Номинальная шкалаизмерений. По этойшкале процесс измерения осуществляется группированием предметов в классы, когдаобъекты, принадлежащие к одному классу, идентичны в отношении некоторогопризнака или свойства. Далее классам даются обозначения; вместо обозначенийклассов могут так же принимать и часто принимают для идентификации числа, чтоможет служить объяснением заголовка «номинальное измерение».
Порядковая шкалаизмерений.Порядковое измерение возможно тогда, когда измеряющий может обнаружить впредметах различие степеней признака или свойства. В этом случае используетсясвойство упорядоченности чисел и числа прописываются предметам таким образом,что если число, присвоенное предмету А, больше числа, присвоенного предмету В,то это значит, что в А содержится больше данного свойства, чем в В.
Интервальная шкалаизмерений.Интервальное измерение возможно, когда измеритель способен определить не толькоколичество свойства в предметах ( характеристика порядкового измерения ), нотакже фиксировать данные различия между предметами. Для интервального измеренияустанавливается единица измерения. Таким образом, существует единица измерения,при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать имчисла так, чтобы раньше разности чисел, присвоенных предметам, отражали равныеразличия в количествах измеряемого свойства. Нулевая точка интервальной шкалыпроизвольная и не указывает на отсутствие свойства. Интервальное измерение –это такое присвоение чисел предметам, когда равные разности чисел соответствуютравным разностям значений измеряемого признака или свойство предметов.
Измерение по шкалеотношений. Измерениеотношений отличается от интервального только тем, что нулевая точка непроизвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Измерительможет измерить отсутствие свойства и имеет единицу измерения, позволяющегорегистрировать различающиеся значения признака. Равные различия чисел,присвоенные при измерении, отражают равные различия в количестве свойства, которымиобладают оцениваемые предметы. Числа, присвоенные предметам, обладают всемисвойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существуетабсолютный ноль. Значение «ноль» свидетельствует об отсутствииоцениваемого свойства. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражаютколичественные отношения измеряемого свойства.
4. ТАБУЛИРОВАНИЕ ИПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Воспользуемся учебнымпособием Максимова В.Г. и кратко изложим, какие методы существуют дляпредставления диагностических данных.
Табулирование –составление математических таблиц, задание функций в виде таблиц.[9].
Для анализа и интерпретацииколичественных данных, полученных в результате проведенных диагностическихпроцедур, необходимо их обобщить. То есть, эти данные представить так, чтобы можнобыло проследить логику и закономерность как в числовом ряде, так и в процессепсихологических исследований. Для этого в прикладной математической диагностикесуществуют четко разработанные правила обработки и представления конечногорезультата.
Первый этап представления данных – это ихранжирование, т. е. упорядочивание по величине от максимальной до минимальной.
Второй этап – выявления распределения частот.Количественные данные размещают по величине, а рядом с каждым показателемпоказывают число его повторений. Каждое число рядом называется частотой иобозначается f, а сумма частот обозначается n.
Третий этап – распределение сгруппированныхчастот. Для большого числа данных на этом этапе имеет смысл обобщение данных.Как правило, существует широкий диапазон данных, что целесообразнеесгруппировать их по величинам. Каждая такая группа называется разрядом данных.В случае полного размещения по группам обычно говорят о распределениисгруппированных частот. Хотя и не существует четкого правила выбора количестваразрядов, предпочтительнее образовывать не менее 12 и не более 15 разрядов.Иметь менее 12 разрядов рискованно из-за возможного искажения результатов, в товремя как наличие более 15 разрядов затрудняет работу с таблицей.
Четвертый этап – построение распределениясгруппированных данных. Этот процесс обычного построения сгруппированных частотскладывается, в свою очередь, еще из четырех этапов.
1. Определениеобщего размаха внутри всей выборки, который равен разности между максимальным иминимальным показателем плюс единица.
2. Выбор интервалагруппирования разрядов, представляющего собой ширину разрядов, по которым должныбыть классифицированы данные, должен производиться таким образом свойства икачества личности. Эти измерения подвергаются специальной, чтобы разрядов былоне менее 12, но и не более 15. Для этого разделим диапазон на 12 и найдемнаибольший возможный класс или интервал разряда данных. Разделим диапазон на 15и найдем наименьший возможный интервал разряда.
3. Определениеграниц разрядов. Разумеется, надо образовать достаточное количество разрядовдля включения самого высокого и самого низкого показателя.
4. Табулирование.Подсчет ведется для каждого показателя против разряда, в который он попадает.Для табулирования нет необходимости для упорядочивания показателей, так какпоследнее может потребовать больше времени, чем табулирование.
Графическоепредставление распределения частот. Обычное распределение частот не дает вполне ясной картины. Существуеттри общих метода графического представления распределения результатовпсихологических исследований: гистограмма, или столбиковая диаграмма, полигонраспределения и сглаженная кривая.
Гистограмма – это последовательность столбцов,каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражаетчисло случаев, или частоту в этом разряде.
Полигон распределения. Построение полигона распределенияво многом напоминает построение гистограммы. В гистограмме каждый столбецзаканчивается горизонтальной линией, причем на высоте, соответствующей частотев этом разряде. А в полигоне он заканчивается точкой над серединой своегоразрядного интервала на той же высоте. Далее точки соединяются отрезками прямыхлиний.
Сглаженная кривая. Иногда вместо гистограммы илиполигона распределения строят сглаженную кривую. Единственная разница состоит втом, что сглаженная линия проводится по точкам настолько близко, насколько этовозможно, а для других фигур используются линии с острыми углами или зубцами.
Как правило, особенно длямалых групп, чаще всего встречаются неравномерности, лучше пропустить некоторыеточки, чтобы получить плавную и правильную кривую; но следует позаботиться отом, чтобы оставить приблизительно одинаковое количество точек по обе стороныкривой. Тогда линия будет как можно лучше сглаживать отклонения точек.
Нет сомнения в том, чтографическое представление психологических данных является ценным дополнением кстатистическому анализу и обобщению. График или диаграмма имеет целью привлечьвнимание, потому что этот способ показывает процесс и динамике. Один маленькийграфик порой больше проясняет суть дела, чем дюжина таблиц или написанныхпараграфов. Действительно, статистики части немы, таблицы нередко молчаливы итолько график громко заявляет о своей миссии. Обычно количественные данныесовершенно абстрактны. Рисунок или график дает более конкретное представление осуществе вопроса.[5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Зазвягинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методыпсихологического исследования. – М., 2001.
3. Кочетов А.И. Педагогическое исследование. – Рязань, 1975.
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования:Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994.
5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русскогоязыка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук.Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:Азбуковник, 1999.
8. Психология для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
9. Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.:Русский язык, 1980.
10. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическаяпсихология. Инструментарий. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,2002.