Реферат по предмету "Психология"


Методы социальной терапии с различными группами населения

/>/>Введение
Актуальностьтемыданной работы заключается в следующем.
Как сообщаетжурнал «Социальная реальность» (№1, 2006 год), у современного населения Россиисуществует множество социальных проблем. Авторы стати приводят следующиерезультаты опроса 500 россиян за 30–31 июля 2005 года, которые показываютстепень проблем современного жителя России.
Основнымипроблемами респонденты называли:
– высокиецены на жилищно-коммунальные услуги (9% от общего количества) от общегоколичества;
– беспокоитпроблема алкоголизма (8,2% от общего количества респондентов);
– ростцен и нехватка денег на товары (13,8% от общего количества респондентов);
– нехваткамест и невозможность найти хорошую работу (9,2% от общего количествареспондентов);
– плохаясоциальная защита населения (4,2% от общего числа респондентов).
В числепрочего также называлось плохое качество образования, низкий уровеньмедицинского обслуживания, беспокойство по поводу роста преступности.
Таким образом,на основании приведенных данных, можно сделать вывод о том, что современныйчеловек постоянно обеспокоен социальными проблемами и неурядицами, которыеокружают его. Это вызывает негативные мысли и чувства, которые сказываются наповедении человека. Для того, чтобы преодолеть и помочь в решении проблемсовременному человеку, необходима социально-психологическая помощь.
В описаннойситуации наиболее удобным и адекватным способом помощи человеку будеторганизация социальной терапии, которая помогает облегчить взаимодействиеиндивида с социальной средой посредством вовлечения социальным работником вэтот процесс субъектов жизненного пространства клиента.
Степеньразработанности данной проблемы:
Агапов Е.П.,Акопов В.И., Альперович В.Д., Бухоновский А.О. дают следующееопределение терапии – это раздел медицины, изучающий внутренние болезни,их лечение лекарственными средствами и другими нехирургическими методами.
Поопределению С.В. Тетерского, социальная терапия означает систематические,целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросахурегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.
Противоречияв проблеме изучения социальной терапии заключаются в том, что ееиспользование, связанное с расширением предметного и проблемного полей социальнойработы, осложнено несколькими обстоятельствами. Во-первых, это связано с тем,что данный способ социальной помощи мало изучен в отечественной науке.Во-вторых, имеется незначительное число специалистов, обладающих им в полноймере. В-третьих, он не включен как обязательный предмет в государственныйстандарт специальности «социальная работа» и поэтому не имеет необходимогоучебно-методического обеспечения. Отсюда – низкая профессиональнаяосведомленность и уровень эффективности деятельности специалистов, занимающихсятерапевтической социальной помощью различным категориям граждан.Проблемаисследования – слабоизученностьсоциальной терапии.Объектисследования – методы терапевтическоговоздействия.Предметисследования – социальная терапияи методы её осуществления.Цель работы – выявить методы социальной терапии сразличными группами населения.
Задачиработы:
1. Рассмотретьсоц. терапию как форму решения проблем.
2. Рассмотретьметоды социальной терапии.
3. Описатьтехники проведения каждого из методов.
 

1.Групповая социальная терапия
 
1.1 Методыповеденческой терапии в группе
Социальнаягрупповая работа – это направление практической деятельности, функции которойраспространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – отблагосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентамисоциальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологиюпроблем.
Поведенческаятерапия направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит изпяти – семи человек, в которую включен терапевт. Как правило, это гомогеннаягруппа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении.Предварительно члены группы проходят индивидуальную терапию. В групповойтерапевтической работе используют пять основных интервенций: обратную связь,моделирование поведения, мотивационное стимулирование, десенсибилизирование(уменьшение тревожности), социальное закрепление.
В процессегрупповой работы клиенты в открытой форме делятся своими чувствами и эмоциями,обучаются избегать социальных конфликтов, получают навыки позитивного общения. [26]
Используютсядостаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. [23] К обучениюнавыкам социального функционирования относятся следующие методы:
– выполнениеклиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, какфункции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функциив самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умениеруководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство в группе,отчет об активности группы);
– организациясвободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательныхмероприятиях;
– терапиязанятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;
– беседыо профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемойдолжности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление.
Важную рольздесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоленияробости, тренинг активности, выражения собственного мнения и т.д.
1.2Игровая семейная психотерапия
С начала 20века в психотерапевтической работе с детьми использовались четыре основныхподхода – психодинамический, игровой, когнитивно-бихевиоральный и семейнаяпсихотерапия. Семейные психотерапевты обнаружили, что применение игровыхприемов способствует налаживанию коммуникации и вовлечению впсихотерапевтический процесс всех членов семьи.
Описаниетехники.
После тогокак психотерапевт познакомится с семьей, используя привычные для себя способы(на этом этапе родители, как правило, излагают ему свое видение проблемребенка), он предлагает ее членам воспользоваться техникой игры с марионетками.
Психотерапевтпродолжает беседу, говоря о том, что ребенку младшего возраста особенно сложнообъяснить незнакомому человеку, что его беспокоит. Достав коробку смарионетками, психотерапевт ставит ее на колени и достает две фигурки. Надеваяих на пальцы, он ведет фигурки к ребенку и родителю. Психотерапевт поясняет,что, играя с марионетками, родителям и ребенку предстоит попросту разыгратьодну из недавно имевших место ситуаций в семье, когда например мама испытывалаявные трудности в общении с дочерью или сыном.
Затем,положив марионетки в ящик, психотерапевт придвигает его к членам семьи свопросом – кто из родителей хотел бы первым поиграть в паре с ребенком ипочему. Так или иначе, коробка с марионетками вручается родителю и ребенку, иим предлагается выбрать куклы, с которыми они будут играть. [28]
Когда параначинает игру, важно отметить, насколько правдоподобно она это делает.
Психотерапевтждет пока участники не закончат сцену или пока они не зайдут в своей игре такдалеко, как это возможно в данной ситуации.
На третьемэтапе игры можно предложить участникам снова сыграть ту же сцену, но теперькаждый должен показать, как ему хотелось бы вести себя и что ему хотелось быговорить в этой ситуации.
Техникасемейной игры с марионетками является эффективным диагностическим инструментом,позволяющим оценивать, взаимоотношения ребенка и родителей при осуществлениипсихотерапевтическоц работы с семьями, имеющими детей младшего возраста. Онарассчитана на участие детей дошкольного или младшего школьного возраста ипозволяет гораздо быстрее, чем в случае применения традиционного интервью,оценить проблемные области их отношений с родителями (а также взаимоотношениймежду родителями). [28]
1.3Музыкотерапия
Музыкотерапияпредставляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений,страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний,отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второймировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечениемузыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг отдруга течения: американская и шведская школы.
Американскаямузыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образомописание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме исодержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Этосвоего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебноговоздействия: стимулирующую и седативную.
Шведскаяшкола, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что вкоррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так какмузыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть вглубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения упациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновалатерапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этомуположению при затруднении словестного контакта с больным музыка способствуетего установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состоянияпациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, привозбуждении – громкая, быстрого темпа. Правильный выбор музыкальной программы –ключевой фактор музыкотерапии. Специальные физиологические исследования выявиливлияние музыки на различные системы человека. [10] Рядом исследований былопоказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темпреспирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей напульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частотадыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа,тональности музыкального произведения. Физиологическое воздействие музыки начеловека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладаютспособностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулируетфизиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной,так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны.Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определеннаясвязь.
Музыкаспособна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов,возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальныхособенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки,интеллектуальных особенностей слушающего.
Выделяютчетыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:
1. эмоциональноеактивирование в ходе вербальной психотерапии.
2. развитиенавыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
3. регулирующеевлияние на психовегетативные процессы.
4. повышениеэстетических потребностей.
В качествепсихологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
– катарсис– эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
– облегчениеосознания собственных переживаний;
– конфронтациюс жизненными проблемами;
– повышениесоциальной активности;
– приобретениеновых средств эмоциональной экспрессии;
– облегчениеформирования новых отношений и установок. [10]
Применениемузыкотерапии в детском возрасте.
В 1982 г.В Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих«Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможныевиды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования подмузыку.
Одна изметодик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаваниюэмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнениемзаданий.
На первомуроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различноймимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторыметодики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, детидолжны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению снастроением музыки, то эмоции изображенные на них, не называются. [1]
Напоследующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства,вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картаминастроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то детимогут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать дверазные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучаниямузыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:
Веселый –грустный
Бодрый –усталый
Довольный –сердитый
Спокойный –взволнованный
Смелый –трусливый
Медленный –быстрый
Праздничное –будничное
Теплое –холодное
Задушевное – отчужденное
Ясное –мрачное
Красивая –некрасивая
Методикарассчитана на детей школьного возраста, но может быть адаптирована для старшихдошкольников. [10]
Музыкотерапия– психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыкина психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формымузыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушиватьразличные музыкальные произведения, соответствующие состоянию ихпсихологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае являетсяопределенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, котороедолжно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новыхсмыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительныеприемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись илитанец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться наосновании разных критериев: в так называемой «американской школе музыкотерапиипредлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональныхсостояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в «шведской школе», основаннойна глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется дляотреагирования определенных скрытых комплексов. При активной музыкотерапиипациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре илимузыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты,так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальныегруппы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различныекоммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме тогоформируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапиянаиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используюттакже при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), висправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии,также используются в практике музыкального образования:
• техника приобретениюличного опыта;
• тренингамвосприятия и понимания интрапсихических и групповых процессов;
• получениюбазисной информации о глубинной психологии и психодинамическом взгляде наболезнь;
• получениюзнаний о различных психотерапевтических методах лечения; • изучению специальныхметодов и техник терапии творческим самовыражением, а также приобретение опытав этой сфере;
• анализусобственной практики под руководством специалистов.
Активнаямузыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальнаядеятельность, проявляющаяся в виде:
– сочинениямузыки (фантазирования);
— воспроизведения музыки;
— импровизациис помощью голоса;
— импровизации с помощью музыкального инструмента.
Пассивнаямузыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки,проявляющаяся в виде:
— музыкальнойкоммуникации (совместного прослушивания музыки);
— музыкального реагирования (направленного па достижение катарсиса);
— музыкальнойрегуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).
Сеанспассивной музыкотерапии. Наиболее распространена пассивная музыкотерапия, прикоторой участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальныепроизведения, после чего они делятся собственными мыслями и соображениями, воспоминаниямии переживаниями, ассоциациями и фантазиями, которые возникали у них в процессепрослушивания музыки. Во время сеанса пассивной музыкотерапии помимо музыкииногда применяются: гипноз, аутотренинг, живопись, танец, дыхательныеупражнения.
Такимобразом, механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны.Наверняка, каждый, кто прочитал о только что изложенных механизмах, можетдополнить этот список. Можно, например, назвать, помимо прочего, такиемеханизмы, как приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчениеформирования новых отношений и установок и т.п. Понятно, что богатствомеханизмов лечебного действия музыкотерапии связано с полифунцкиональностьюмузыки как терапевтического метода, сложности самого феномена музыки,неоднородностью контингента клиентов, уровня их эмоционального иинтеллектуального развития, а также особенностями современного состояниямузыкотерапии.
Этапыпроведения:
1. Заполнениеспециальной анкеты, которая позволяет установить, какой жанр и характер музыкиболее всего понятен, понятен и приятен человеку.
2. Обследованиепациента, которое позволяет оценить его психоэмоциональное состояние и провестиэкспресс-диагностику важнейших систем организма. Фон настроения и уровеньпсихической активности тестируют с помощью специальных цветных карточек,предлагая выбрать карточку с самым приятным цветом. Данная процедураповторяется до тех пор, пока не выясниться самый малопривлекательный для пациентацвет. Порядок выбора довольно точно свидетельствует о душевном состояниичеловека. Для большей точности можно также измерить электрическое сопротивлениев точках акупунктуры.
3. Составлениеиндивидуальной программы, в которой важны не только произведения, но и то,какие музыкальные инструменты в них звучат. Например, звучание кларнетаположительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуютпреимущественно на сердечнососудистую систему, а флейта позитивно воздействуетна легкие и бронхи слушателей.
Техникапроведения:
1. Сначала, как правило, звучатспокойные произведения в среднем темпе, не очень веселые и не очень грустные;главная задача первого произведения – сформировать определенную атмосферу длявсего занятия и подготовить пациентов к дальнейшему прослушиванию;
2. Затем прослушиваются иногдауспокаивающие и медленные мелодии, а иногда и динамичные, драматические,напряженные, поскольку они несут основную смысловую нагрузку сеанса; здесьглавной задачей становится стимулирование интенсивных эмоций, воспоминаний,ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека;
3. Под конец сеанса рекомендуетсяслушать энергичные, стимулирующие, веселые произведения, дающие заряд бодрости,оптимизма, энергии либо спокойные, релаксирующие мелодии; произведение должноснять напряжение и создать атмосферу благополучия и покоя.
1.4 Танцевальная терапия
Танцевальнаятерапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства,нарушения общения, межличностного взаимодействия.
Цельтанцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, созданияпозитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств иприобретение группового опыта.
Основнойзадачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения.Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развиваетподвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.
Главнаяустановка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности.При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так ифизическое, и соответственно меняется характер наших движений.
Специальныеупражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание,движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабленияи собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строгоопределенным образом. [9]
На первомэтапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычноиспользуются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело кработе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свойинструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический(идентификация чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.
Одним извариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движенийсвободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения,включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые,начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, груднуюклетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреетсякак следует.
На второмэтапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема«встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться»отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же«расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы«обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствоватьвстречи ладоней одного с локтями другого и т.д.
Назаключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всегопредоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и ихпоследовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников,либо сам их повторяет. [10]
«Танцевальнаятерапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса,способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности».
Танцетерапия основана на выражениипластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средствавыражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которыесоставляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен изсферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликтычеловека и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки. Имеетсясемь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы,живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции – страх,гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальныхритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоцийчеловека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкомуспектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.
Осознаниевозможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестовозначает вместе с тем и осознание своих чувств.
На методефизических действий строится также система К.С. Станиславского. Актерможет вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимыефизические действия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушенийкоммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце.
Танец – этоживой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее надреальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образахи аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требуетпрямого общения, потому, что его носителем и посредником является сам человек, аинструментом выражения – человеческое тело, естественные движения которогосоздают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным исамостоятельно им используемым. Исходя из целей дальнейшего изложения, хотелосьбы подробнее рассказать об основных факторах развития танцевальной терапии.
Во-первых,после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались вфизической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия сталадополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых немогли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальноевоздействие.
Вторымфактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилосьоткрытие в 50-х г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарствпомогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиникновые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие болееактивное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методомпо отношению к этим программам.
Третьимфактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренингачеловеческих отношений, которое способствовало разработке экспериментальныхметодов расширения самосознания и работы с группами.
Таким образом,исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативногоповедения человеческого тела, вызвали интерес к новым программам танцевальнойтерапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обученияинтуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правогополушария.
Этапыпроведения:
1. Одним изних является углубление осознания членами группы собственного тела ивозможностей его использования. Это не только улучшает физическое иэмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением длятех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке.Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке,улучшении координации движений, зарядке энергией.
2. Вторым этапомТДТ, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путемвыработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности.Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямуюсвязано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позамиозначает и овладение новыми чувствами.
3. Такжетанцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальныедвижения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во времяобучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия длястимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителемгруппы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общениии самовыражении.
4. Еще одним этапом ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с ихсобственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенноулучшает физическое и эмоциональное состояние человека.
Техникапроведения:
1. Терапевт,использующий технику «тело-Я», знает, как двигательный стереотип может бытьсвязан с эмоциями. Например, индивидуумы с эмоциональными нарушениями частодемонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный человек может в волнениипокачиваться, руки его подергиваются, выражение лица напряженное. Руководительгруппы пытается установить связь с участником путем сензитивного зеркальногоотражения этих движений и поиска альтернативных. Для участников с тяжелыминарушениями целью может быть достижение ясного образа тела и разграничение себяи других, фантазий и реальности.
Движениябольшинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее,статические позы, манера и характер движения могут отражать внутреннеесостояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностныечерты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональныеизменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.
2. Члены группы помогаютдруг другу развивать эмоциональные переживания. Для моторного развития эмоцииее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем телодолжно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямоедействие, прорывающееся через слова, – самая ясная форма, которую может приниматьэмоциональный импульс. Наконец, «окружающая среда» в лице других членов группыдолжна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденноеэмоциями, было эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будетинтегрироваться в личности до тех пор, пока она не «аккомодирована» или непроявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнениируководитель может назначить некоторых участников ведущими («контролерами»),других ведомыми («контролируемыми»). «Контролеры» с помощью жестов указывают,как они хотят, чтобы «контролируемые» двигались, и экспериментируют сизменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностныеупражнения могут включать физический контакт между участниками группы.
3. Путемрасслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобысделать успешным ее выполнение, участники должны фактически «выключить» мысли ичувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходнаяточка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее нарефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследованиесознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными,например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличениясензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшениемраспознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкойих в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принятьвидовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и какможно быстрее ответить на «неотреагированное» мышечное напряжение, котороевызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулируетэмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы можетзалезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться.Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатсяв основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, ипредлагают друг другу поддержку.
1.5Арттерапия
Наш внутренниймир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходитэмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств нашебессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее этопроисходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведенияискусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.
Поэтическийязык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разумалогически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Нонасколько он труден, настолько он и важен, потому что знание этого языка можетотрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов,творчества, креативности и т.п.
Арттерапия– путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя,но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми,владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесногообщения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая своеобщение с другими людьми.
Арттерапия– процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожиданияи сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так ивзрослого, реализуемые в процессе арттерапии – это его развитие,интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала,осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения,вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.
Арттерапия– творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: «Ктоя и что я? Что такое мир, в котором я живу?» Творчество – это и есть путь, накотором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживаниемомента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних ивнешних конфликтов.
Арттерапия– как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые всилу физических или психических особенностей своего состояния зачастуюсоциально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт,осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям болееактивно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон ихсоциального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциалачеловека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строитьсвою жизнь.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Изначально под термином «арт-терапия» понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества.
На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но
задача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у
индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.
Таким образом, арт-терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей. Кроме того, арт-терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.
Этапыарттерапии
1. Побуждениепациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий актрассматривается как основной лечебный фактор;
2. Развитие в себе спонтанности и совершенствование внимания, памяти, мышления (когнитивные навыки);
3. Изучение своего жизненного опыта с необычного ракурса;
4. Общение на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства.
 
Техникипроведения арттерапии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Занятие в группе с использованием
арт-терапевтических техник
Техника «10 рисунков»
Техника «5 вопросов – 5 ответов»
Техника «Креативный рассказ»
Техника «Сухие листья»
Работа с собственным именем
7. Техника «Коллаж»
8. Заключительное занятие в группе. Подведение итогов. Получение обратной связи от участников.
1. Снятие напряжения.
2. Постановка цели в виде образа и чувства на конкретный промежуток времени.
3. Осознание своих резервов, перспектив, страхов через вербализацию.
4. Повышение самооценки.
5. Принятие себя таким, какой я есть.
6. Выявление доминирующих профессиональных интересов.
7. Снижение уровня тревожности.
 
1.6Анимотерапия
Анимотерапия –область психодиагностики, где животное воздействует на человека.
— повышаетсяи улучшается эмоциональное состояние человека;
— снижаетсястресс;
— снижаетсядавление (это особенно важно для гипертоников);
— положительное воздействие на шизофреников (например, ламы);
— в работе саутичными детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуютживотные.
Большинстволюдей знают, что и в Старом, и в Новом свете животных успешно используют каксвоего рода докторов. Речь идет о направлении в современной медицине, именуемойанималотерапией. В США для реабилитации больных используют дельфинов, воФранции – кошек, и по всему миру в качестве терапевтов, врачевателей душииспользуют собак. В той же Америке ряд клиник разрешает пациентам посещение, аиногда и проживание в палате хозяина домашних любимцев – это способствуетподнятию духа, ускорению выздоровления после тяжелых болезней и операций. Взаимодействиес собакой как один из факторов, способствующих адаптации детей-инвалидовдетства и детей, находящихся в экстремальных условиях. [4]
Цельвзаимодействия
1. Радостнымиэмоциями вызвать активное сопротивление ущемленности и недугу способствоватьстремлению к самоутверждению, ощущению своей полноценности.
2. Внестивеселый праздник в детские будни.
З. Повлиятьна формирование доброты и уважительного отношения ко всему живому.
Контингент детейпри проведении эксперимента
1. Инвалидыдетства с поражением опорно-двигательного аппарата.
2. Инвалидыдетства с поражением психики,
3. Инвалидыдетства слепые и слабозрячие.
4. Дети,задержанные милицией, находящиеся в изоляции.
Форма взаимодействиясобак с детьми
Здоровые детиимеют возможность ощущать себя частицей матери-природы, впитывать в себя ееблаготворные соки, наслаждаться ее красотами, сливаться с ней, испытываявеликую радость. Отсюда и тяготение детей, от малышей до взрослых, к домашнимживотным, особенно к собакам: погладить ее, поводить на поводке, побегать сней, поиграть. Всего этого, в силу недуга частично или полностью, лишеныдети-инвалиды. Лишены этого и здоровые дети, временно находящиеся в изоляции, вэкстремальных условиях, болезненно остро воспринимающие свою оторванность отестественного для них состояния общения с природой. Более чем двухлетнеепосещение интернатов для детей-инвалидов, Московского приемника-распределителяГУВД Москвы с целью взаимодействия детей с двумя карликовыми пудельками Артикоми Бэби, дают основание прийти к выводу о безусловной пользе проводимогоэксперимента. Даже самый захватывающий фильм, в котором действует собака, самоеяркое теле-шоу с участием собак, блистательное выступление собак в цирке, недадут ребенку того богатства ощущений, которое он испытывает в тесном контактес живой собакой. Там он только благодарный зритель, радостно реагирующий назрелище. Оно поражает его воображение, оно обогащает его эмоционально, оно стимулируетинтерес и любовь к животным, к собаке. Но сам ребенок не действует, он толькосидит и смотрит. Именно поэтому, в проводимом эксперименте ребенок является незрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, анепосредственным участником действия, в котором он и собака – партнеры наравных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себеблаготворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающаяего самочувствие, повышающая жизненный тонус. С целью наибольшей активизациидетей, формой эксперимента была выбрана игра в «дрессировщиков». В процессеигры у ребят создается иллюзия, что они учат собак различным трюкам. Саманеобычность игры возбуждает интерес и проходит в атмосфере радостногооживления. Ребята настолько увлекаются, что готовы играть без конца и прирасставании неизменно просят о новой встрече. [4]
Перечень игр(с каким контингентом и как проводится, рассказывается ниже).
1. Ктобыстрее: ребята соревнуются друг с другом, прыгая на одной ноге, потом собакина задних лапках.
2. Ктобыстрее: ребята кружатся вокруг своей оси, потом собаки.
З. Ребятакомандуют: «раз, два» – собаки идут на задних лапках, на счет «Три!» – кружатся.
4. Игра вкегли: ребята ставят кегли, собачки сбивают лапкой – кто быстрее поставит, ктособьет.
5. Игра собручем: ребята держат палку, с прикрепленными на ней тремя обручами,командуют: «Прыг-скок». Собачки сразу перепрыгивают внутри обруча.
6. Игра «жонглеры»:ребята держат за веревочку палочку, с прикрепленными к ней на проволочкахшестью цветными пластмассовыми шариками. Собачки стоят на задних лапках, «жонглируя»передними.
7. Игра в «тепло-холодно»:выбирается считалочкой «ведущий». Ему велят зажмурить глаза. Ставится тележка.Туда садится Артик. Ведущий ищет. Ребята подсказывают «холодно-тепло». Ведущийнаходит. Дает Артику билет (кусочек педигри) и везет его. Бэби хватает тоже заверевочку. Везут вместе, пока Артик не выпрыгивает из тележки, тогда ведущиеменяются.
8. Игра: Какмы ходим: собачки ходят между ног ребят восьмеркой.
9. Игра ввинт: ребята соревнуются, кто быстрее скрутит с пластмассового винта четырепластмассовые гайки, потом соревнуются собачки.
10. Ктовеселее постучит по барабану: сначала ребята соревнуются, потом собачки, потомбарабанят вместе: играя по бегу барабана, собака по верху.
11. Игра вколокольчик: ребята держат колокольчик за веревочку, собаки идут на заднихлапках, ударяя передними по колокольчику. Потом соревнуются собачки, кто лучшепозвонит, держа колокольчик за веревочку ртом, сидя, ударяя по колокольчикупередней лапкой.
12. Ктовеселее позвонит в бубен: соревнуются сначала ребята, потом Артик, а потом трюки Артик каждый барабанит в свой бубен, а Бэби с ребятами приплясывают.
13. Игра накукольном рояле: соревнуются сначала ребята, потом собачки, потом игра в «дверуки» – «две лапки».
14. Играпирамида. Ребята собирают пирамиду-петуха. Потом собирает Артик.
15 Игра «Скем хочу дружить». Дается двенадцать картонок. Из шести ребята собирают рисуноккота, из шести – кошки. Потом Артик на вопрос «С кем хочешь дружить?» из 12выбирает 6. Ребята складывают. Оказывается, Артик хочет дружить с кошкой.
16. Ре6ятаразбрасывают пять картонок, на каждой из которых написана буква и спрашиваютАртика «Как тебя зовут?». Артик подает по одной картонка, ребята складывают ичитают его имя.
17. Хоровод.Ребята ставятся в круг, водят хоровод, поют и пританцовывают, а внутри хороводатанцуют и кружатся собачки. [4]
Обычнохороводом завершается встреча. Чтобы ребята не уставали, и не спадал интерес итемп игры, между играми, раз или два делаются интервалы, во время которыхдемонстрируется умение собачек, не входящие в игры. Например: вместо «Дай лапу»,сказать «Здравствуй!», «Покажи лапку!» – собачка протягивает правую заднюю; «Хочешь?»– собачка «салютует» передней правой лапкой. Во время таких интерваловпроводится маленькая доверительная беседа на собачьи темы, демонстрируется, какнаучить собаку какому-нибудь элементарному трюку (например, ходить восьмеркоймежду ног), рассказывается (с учетом возраста ребят) о В.Л. Дурове (одедушке Дурове), обращается внимание на то, что Артик и Бэби учатся по егозаветам. Обычно, встреча-игра продолжается минут 40 (иногда больше, реже. Видигр, их корректировка, продолжительность зависит от возраста ребят данной группы,их физического и психического состояния и возможностей. Чтобы взаимодействиедетей с собакой наступило быстро и происходило успешно независимо отконтингента и возраста ребят, необходимо сразу же вступить с ними в контакт,вызвать симпатию к собаке, заинтересовать предстоящей игрой. Способность быстровступить в контакт с любой детской аудиторией зависит от педагогическоготаланта, но и развивается с практикой, когда накапливается опыт общения сдетьми в различных ситуациях. В описываемом эксперименте знакомство сдошколятами и подростками начинается со слов, произнесенных с ласковой веселойинтонацией: «Здравствуйте! Я – бабушка Наташа. А это мои собачки: черный Артик,белый Бэби. Мы пришли к Вам играть». На ребячьих лицах сразу появляется улыбка.Есть для них, живущих вне дома, что-то магическое в самом слове «бабушка»,ассоциируясь с добротой, мягкостью, сердечностью, благожелательностью.Официальное представление (имя, отчество, профессия и т.п.) вызываютнедоуменную настороженность (кто это, почему предлагает играть с собакой и т.п.).Входя в контакт с ребятами, надо сразу же познакомить их с собакой, назвать ееимя, коротко рассказать о ней (порода, возраст, пояснить, что собака домашняя,а не цирковая, но старается учиться всяким собачьим премудростям),продемонстрировать какой-нибудь один элементарный трюк, предложить погладитьее, приласкать, Обычно не обходится без вопроса: «Кусается?». Лучше всего натакой вопрос ответить шутливым вопросом: «А ты кусаешься?». Все засмеются, аспрашивающий заулыбается и протянет руку погладить собаку. Если кто-нибудь изребят боится общаться с собакой, надо на примере общения с другими доказатьему, что собака безобидная, и заинтересовать его игрой так, чтобы ребенокпоборол свой страх. Например, ребенок боится угостить собаку лакомым кусочком(педигри) за выполненный трюк, а другие – не боятся. Не уговаривая боящегося,следует другим ребятам дать возможность угостить собаку, предупреждая, чтоугощать надо с ладони, как бы с ложечки. Боящийся ребенок, видя, как угощаютдругие, страстно захочет тоже угостить. Тут надо подойти к нему вплотную,поддержать его руку (это он воспримет как подстраховку), положить ему наладошку кусочек, а когда собака слизнет, отпустить его руку. Убедившись, чтособака не кусается, ребенок с удовольствием будет угощать собаку, забыв о своемстрахе. Чтобы контакт с ребятами был установлен быстро, важно, чтобы каждыйребенок сразу же почувствовал искреннюю к нему расположенность, чуткоепонимание его физических и психических возможностей, обоюдный интерес играть.Контакт необходим для возникновения веселой, творческой атмосферы, котораярождается в процессе игры. Успеха не будет, если ребенок ощутит искусственностьв игре взрослого, интонационную фальшь (сюсюканье, панибратский тон, наиграннуюзаинтересованность и т.п.). В данном случае играющий взрослый долженуподобиться актеру, созданный которым персонаж воспринимается как живаяреальность. Трудность играющего взрослого заключается, главным образом, в том,что он одновременно сценограф, режиссер, дирижер, партнер и дрессировщик. Еслиэти функции успешно взаимосвязаны, увлеченность ребят взаимодействовать ссобакой, как бы обучая ее цирковым трюкам, обеспечена, а эта увлеченностьнеминуемо обеспечит горячую симпатию к собаке, понимание, что она не игрушка, аличность, достойная любви и уважения. [4]


2. Индивидуальнаясоциальная терапия
 
2.1 Методсамовоспитания
Самовоспитание– это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствиис поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеалесобственного «я». [23]
Методсамовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогеннойтренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы:
1) самоизучение,самооценка
2) переоценкасобственной личности
3) самоанализ,переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»
4) созданиежелаемого образа «я»
5) формированиеиндивидуальных формул намерения
6) использованиеприемов самоубеждения, самопоощрения, самовнушения
7) сюжетнаясенсорная репродукция поведения «я-образа» в различных ситуациях
8)«наложение» стереотипов «я-образа» на реальное поведение в процессеповседневной жизни и деятельности
Важно уяснитьзакономерности формирования тех или иных личностных качеств. Но не менее важноуметь правильно организовать свою жизнь, чтобы с наименьшими усилиями моглииспользоваться эти закономерности.
Постановкацелей самовоспитания. Важно отчетливо уяснить для себя, какие черты характерадолжны быть выработаны в первую очередь. Выбранные черты должны бытьорганически связаны между собой. Чтобы дополнительно убедиться в правильности иобосновании поставленных целей, стоит обсудить программу самовоспитания сблизкими людьми. Они могут дать полезные советы. Суждения других могут помочьзаметить и устранить искажения. При этом можно задаться вопросами к самому себе.[9] Действительно ли вы таковы, каким кажетесь другим? Умеете ли вы в общениисоздавать у партнера переживание его значимости и нужности? Соответствует ливаше мнение о себе действительности?
Найдинаставника. Наставник имеет исключительное значение. Именно наставник,полностью разделяя вашу программу самовоспитания, и может оказать наиболеедейственное влияние на вас. Наличие наставника не устраняет самовоспитание, а,наоборот делает его более эффективным.
Моральнаяподдержка окружения. Благоприятное отношение окружающих помогает осуществлять целисамовоспитания. Нужно стремиться к тому, чтобы близкие, друзья, домашниеподдерживали вашу программу, радовались успехам, с пониманием относились ксложностям, неизбежно возникающим при ее реализации. Кроме моральной поддержки,они могут оказывать чисто организационную помощь: напомнить, помочьосвободиться от каких-либо дел, подменить и т.д.
Соревнование.Соревнованиев самовоспитании не должно превращаться в борьбу за первенство. Каждыйпродвигается в соответствии со своими способностями и целями. Если вы превзошлидругих в чем-то, то это может свидетельствовать о том, что у вас большерезервов для успеха, или о том, что у других этих резервов меньше. И ничегоболее. А в этом нет оснований для гордости и самомнения. [9]
Самообязательство.Всоответствии с выбранными целями самосовершенствования нужно принятьобязательство. Если некоторое обязательство оказалось невыполнимым, не следуетогорчаться и винить себя. Ни одно обязательство не должно превращаться всамоцель.
Самоприказ.Неследует злоупотреблять самоприказом, так как любой приказ есть насилие надсамим собой. Обычно к самоприказу часто прибегают люди, которые в детствеподвергались суровой дисциплине и тотальному принуждению, из которого не быловыхода. Задача состоит в том, чтобы соединить желания с нужным, необходимым иполезным.
Стимулы –орудия. Внекоторых случаях в качестве средства, напоминающего о ваших задачахсамовоспитания, можно использовать предмет, которым вы чаще всего пользуетесь.Стимул вдохновения для одного не будет таковым для другого. Выработка стимулов– орудий, позволяющих управлять психическими состояниями, облегчает вхождение вработу, прекращает импульсы к нежелательному действию, тормозит неуместную вданный момент потребность, облегчает психическую саморегуляцию.
Извлечениепользы из радостей и неприятностей. Нужно так организовать нашу жизнь, чтобы радостиспособствовали самосовершенствованию. В деле самовоспитания очень важен принципопоры на положительные эмоции. Особую пользу мы можем извлечь из переживаниянеприятных эмоций. Если мы обиделись, то интроспекция обиды дает представлениео себе как носителе готовых схем, которые мы накладываем на поведение других ижестко его программируем. В состоянии обиды мы приобретаем опыт приниматьдругих в их реальности и учимся прощать близких. Самопознание происходит не впроцессе переживания эмоции, а при размышлении в результате переживания.
О результатахдеятельности. Любая деятельность направлена на достижение определенной, заранеепоставленной цели. Взрослый может стремиться скорее к славе, а не кудовлетворению работой. Он может быть полностью поглощен вознаграждением, а несодержанием своей работы. Мотивы такой деятельности «привязывают» человека не кпроцессу, а только к результатам труда, так как он связывает с достижением целиудовлетворение «параллельных», косвенных относительно труда потребностей (впрестиже, безопасности, успехе, признании, доминировании над другими т.д.).
Подведениеитогов самосовершенствования. Усиление стремления, желаниясамосовершенствования – одно из наилучших желаний человека. Оно лежит в основепотребности в самореализации, т.е. развертывании скрытых в человеке возможностей.Проверка результатов своей работы создает сильное положительное эмоциональноепереживание и стимулирует деятельность самосовершенствования. [9]2.2Логотерапия
Основателемлоготерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение)является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смыслчеловеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласновзглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизниявляется врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основнымдвигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу»противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояниеравновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».
В. Франклсчитает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческиепоступки он делит на 3 типа:
1.способствующие созданию духовной личности.
2.разрушающие духовность.
3.безразличные по отношению к духовности.
В основеподхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воляк смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естественен длясовременного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к егообретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причинойпсихологических трудностей и негативных переживаний типа ощущениябессмысленности, никчемности жизни. Главным репятствием оказывается центрациячеловека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку илик смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моментежизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этотсмысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. [10]Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смыслажизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер:
– творчестве;
– эмоциональныхпереживаниях;
– сознательномпринятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.
Ценности –это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций вжизни общества.
Основныеположения логотерапии:
– человекне может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряетпокой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.
– смыслжизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найтиего вполне самостоятельно. [10]
Техники
Для тогочтобы помочь человеку в решении его проблем, Франкл предлагает два основныхметода:
– методдерефлексии;
– методпарадоксальной интенции (намерение).
1. Метод дерефлексииозначает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях-то,что в обиходе называется самокопанием.
2. Методпарадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именнона то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различныепроявления юмора. Этот метод используется в коррекционной работе со страхами.
3.Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку,утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, чтожизнь без него теряет для этого человека смысл.
4.«Сократовский диалог». Задача данного приема – вовлечение клиента всотрудничество и расширение сферы его сознания. Психолог постепенно, шаг зашагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процессалежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседыпсихолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальноеколичество положительных ответов. Таким образом, клиент подводится к принятиюсуждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным. [10]
 
2.3 Ароматерапия
 
Ароматерапия – идеальное средство самопомощи, поскольку оно одновременно действенно и доставляет нам большое удовольствие. Ванны, массаж и ингаляции с эфирными маслами могут повысить наш иммунитет, укрепить здоровье и улучшить самочувствие в целом. Вдобавок применение эфирных масел в соответствии с указаниями не предполагает побочных эффектов. Это имеет немаловажное значение, когда всё большее и большее число людей понимают возможный вред от употребления некоторых химических лекарственных препаратов, а это опасность зависимости от препаратов, ослабление иммунной системы, нежелательные побочные эффекты и, нередко, неприятие организмом препаратов как чужеродных веществ. Посетите ароматерапевта – и вы получите несомненную пользу от лечения, подобранного в соответствии с индивидуальными потребностями и нуждами, в чём, согласитесь, состоит дополнительный плюс такого способа лечения.Ароматерапия – это лечение запахами. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения.
Такимобразом, принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительныеклетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновеннопередают информацию в нервную систему. Что и как происходит дальше – не важно.Главное, что это работает. Так можно излечить массу заболеваний. Но насинтересует, прежде всего, то действие, которое оказывают эфирные масла наэнергетическую оболочку.
Этапыароматерапии.
1. Уверенностьв себе: ветиверия, жасмин, роза.
2. Успокаивает,уравновешивает нервную систему: лаванда, ладан, майоран, розовое дерево,сельдерей, фиалка.
3.Снотворное, расслабляющее: лавр благородный, липа, ромашка, танжерин.
4. Помогаетдобиться успехов в познании, творчестве: бергамот, лимон, сандал.
5. Наполняетэнергией, воодушевляет: жасмин, мускатный орех.
6.Активизирует умственную деятельность: розмарин.
7. Снимаеттревогу, беспокойство: ромашка, сандал
8. Помогаетпреодолеть трудности: дудник, майоран, можжевельник, пачули, перец черный,ромашка, туя, фенхель.
Техникипроведения ароматерапии
 
1. Поверхностноеочищение
А. Легкими массажными движениями нанесите универсальную деликатно очищающую эмульсию с экстрактом листьев оливы и мальвы Lait Confort. Остатки средства аккуратно удалите влажными спонжами или компрессом.
Б. Протонизируйте кожу деликатным универсальным тоником Lotion Douce. Он содержит микроэлементы и биопептиды сои, гарантирующие пролонгированный увлажняющий эффект, и восстанавливает структуру кожи, ее эластичность и упругость.
2. ГЛУБОКОЕ ОЧИЩЕНИЕ На влажную кожу лица, шеи и зоны декольте нанесите. Активный энзимный пилинг-эксфолиант с гранулами жожоба, субтилизином, бромелаином и концентрированным экстрактом моркови Gommage Satin. Этот высокоэффективный продукт снимает шелушение, растворяет комедоны, выравнивает рельеф и улучшает цвет кожи, а, кроме того, обладает омолаживающим, увлажняющим и противовоспалительным действием. Массируйте круговыми движениями в течение 5–7 мин. При необходимости смочите руки в воде. Удалите спонжами или теплым влажным компрессом.
3. АРОМАТЕРАПИЯ
Создайте прекрасное настроение с помощью Эссенциального масла с релаксирующим действием Aroma Relax. Нанесите несколько капель масла на кончики пальцев рук и легкими круговыми компрессионными движениями, безотрывно, в течение 1–2 мин. на счет 1–2–3 проработайте виски, область третьего глаза, трапециевидную мышцу, солнечное сплетение.
Эссенциальные масла делают уход более эффективным, а их аромат благотворно воздействует на весь организм, расслабляя, тонизируя, возрождая, повышая настроение и в целом улучшая самочувствие.
4. МАССАЖ
А. Легкими массажными движениями нанесите на кожу небольшое количество Сыворотки интенсивного увлажнения Hydraserum Jeunesse и дайте впитаться. В ее состав входят олигоэлементы и экстракт зеленых водорослей, способствующие глубокому увлажнению и омоложению кожи. Сыворотка является великолепным превентивным средством против возрастных изменений: она уменьшает глубину выраженных морщин и предотвращает их образование.
В. Проведите сеанс массажа по выбранной вами технике с помощью активного Антикуперозного крема с аллантоином, протеинами водорослей и люпина Rouge Defense. Он эффективно снимает раздражение и устраняет шелушение гиперчувствительной кожи, улучшает кровообращение, укрепляет капилляры и оказывает дренажное действие.
5. ИНТЕНСИВНОЕ НАСЫЩЕНИЕ
А. На область глаз нанесите крем для век, а на лицо, шею, область декольте – Маску интенсивного увлажнения с экстрактами овса и алтея Hydramasque. Маска предназначена специально для обезвоженной и уставшей кожи. Она прекрасно увлажняет, питает и защищает кожу, помогает снять стресс, а благодаря измельченной зеленой глине, входящей в ее состав, абсорбирует токсины, обогащает кожу минералами, олигоэлементами и эффективно очищает поры.
В. Приготовьте однородную пасту из 30 г. универсальной альгинатной моделирующей маски с минеральными солями Masque Dinamique и 60 мл Энергетического лифтинг-комплекса интенсивного увлажнения Hydralift Complexe Dynamique. Нанесите на лицо поверх кремовой маски. Оставьте на 15–20 мин. Маска увлажняет, укрепляет и подтягивает кожу, оказывает выраженное антиоксидантное и anti-age-действие, а экстракт подсолнечника, входящий в состав Hydralift Complexe Dynamique, защищает кожу от УФ-излучения (при применении экстракта на 50% уменьшается вероятность повреждения клеточных мембраны и белков дермы).
6. ФИНАЛ Нанесите на кожу области глаз небольшое количество Anti-age сыворотки с клеточным комплексом почек бука, витамином. Е и экстрактом подсолнечника Serum Yeux, дайте впитаться. Она разглаживает морщины, восстанавливает тонус и упругость кожи, а также защищает нежную кожу от УФ-излучения. На кожу лица легкими массажными движениями нанесите небольшое количество Сыворотки интенсивного увлажнения Hydraserum Jeunesse и дайте впитаться. Завершающий штрих – увлажняющий питательный крем с гиалуроновой кислотой и витамином. Е Hydractive, подходящий для всех типов обезвоженной и уставшей, а также для чрезвычайно нежной и чувствительной кожи. [18.c 35]
2.4 Имаго – метод
Имаго – метод(от лат. «imago» – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведенииопределенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Методпредложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции,в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненныхситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности квоспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.
Цели и задачиимаго – метода:
– созданиедля клиента условий, способствующих развитию у него способностей адекватногореагирования на возникающие неприятные ситуации. Таким образом, развиваетсядеформированный образ «Я».
– укреплениеи обогащение эмоциональных ресурсов человека, его коммуникативных возможностей.
– развитиеу клиента творческих возможностей по освоению новых ресурсов своего «Я».
– тренировкаспособности к мобилизации жизненного опыта, развитие саморегуляции.
– обогащениежизни клиента новыми переживаниями. [10]
На первомэтапе клиенту предполагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная иосновная форма – рассказ, поскольку клиент, вживаясь в образ, переживает все течувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в данной ситуации. Образдля клиента подбирается психологом и является коррекционным в соответствии сего психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала(как основной формы работы) применяется также импровизированная инсценировкатипичной житейской ситуации – театр экспромта. Задачей имаготерапии в этомслучае является тренировка психологически адекватного поведения.
Второй этаппредставляет собой драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести илиромана, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах.Большое значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода изпроизведения, с которым работают клиенты. Осуществляется инсценировка ивымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении. Проводятся занятия потехнике речи, движений в такт танцу.
На третьемэтапе имаго – метод представляет собой занятия в коррекционной драматическойстудии. В работе над произведением, образом используются хореографическиефрагменты, драматические, комедийные спектакли. Отбор образов осуществляетсяисходя их психологических особенностей клиентов: невыдержанным, эмоциональнонеустойчивым клиентами предлагаются образы сдержанных и рассудительных,склонных к анализу людей; клиентам с пониженным настроением полезновоспроизведение образов людей, непосредственно и эмоционально переживающихподъем.
Имаго-методиспользуется как метод коррекции состояния нервно-психического напряжения и дляреабилитации клиентов через их личностное развитие. [10]
/> 
Заключение
Итак, вработе были решены следующие задачи:
1) Соц. терапиябыла рассмотрена как форма решения проблем.
2) Также былирассмотрены некоторые методы социальной терапии, такие как:
1) Групповаясоциальная терапия
1.1 Методыповеденческой терапии в группе
1.2 Игроваясемейная психотерапия
1.3Музыкотерапия
1.4Танцевальная терапия
1.5Арттерапия
1.6Анимотерапия
2)Индивидуальная социальная терапия
2.1 Методсамовоспитания
2.2Логотерапия
2.3Ароматерапия
2.4 Имаго –метод
3) Была описанатехника проведения каждого из методов.
Итак, можносказать, что цель работы была достигнута, так как были решены все поставленныезадачи. Следует сказать, что и далее надо изучать проблемы организациисоциальной терапии. Перспективами дальнейшего исследования данной темы может бытьрассмотрение организации социальной терапии с различными слоями населения.

Список используемойлитературы
1. Григорьев С.И. Виталисткаясоциология: парадигма настоящего и будущего. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО,2001. – С. 164.
2. Гуслякова,Г.Г. Основы теории социальной работы./ Гуслякова Г.Г. Холостова Е.И.– М., 1997. – 187 с.
3. Даль В.И. Толковыйсловарь живого великого русского языка. В четырех томах. Том IV. – М., Русскийязык, 1999.
4. Дементьева,Н.Ф. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями. / Дементьева Н.Ф. Багаева Г.Н. Исаева Т.Н.– М.: Ин-т социальной работы, 1996. – 122 с.
5. ЛевинК. Теория поля в социальных науках. – СПб.: «Сенсор», 2000. – 368 с
6. Лекциипо технологии социальной работы. /Под. ред. Е.И. Холостоватовой. В 3х ч. Ч. 1– М., 178 с., Ч. 2 – М., 137 с., Ч. 3 – М., 190 с.
7. Ляшенко,А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учеб. пособ. / Ляшенко А.И.– М.: Наука, 1995.
8. Краткийсловарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитациинесовершеннолетних / Под ред. Б.Д. Карвасарского – М., 2000.
9. Орлов Ю.М. Восхождениек индивидуальности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
10. Осипова А.А. Общаяпсихокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.6 ТЦ Сфера, 2002. –512 с.
11. Портнов А.А.,Федотов Д.Д. Психиатрия. – М., 1971.
12.  Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. – М.:Институт Общегуманитарных исследований, 2001. – 379 с.
13.  Проблемы россиян // Социальная реальность – №1. – 2006.
14.  Пронина, Л.И. Повышениеэффективности социального обеспечения. /Пронина Л.И. – М.: Экономика,1990. -124 с.
15.  Ромм, М.В. Теория социальнойработы /Ромм М.В., Ромм Т.А. Учебное пособие. – Новосибирск,1999
16.  Российская энциклопедия социальнойработы. В 2х т. Т. 1 /Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Ин-тсоц. работы, 1997. – 364 с., Т.2 – М.: Ин-т соц. работы, 1997. – 406.
17.  Силласте Г.К. Социальнаяпомощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 1995.
18.  Синкевич З.В. Социология ипсихология национальных отношений: Уч. Пособие. – СПб: Издательство Михайлова В.А.,1999. – С. 99–120.
19.  Теория и методикасоциальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. А.М. Панов, Е.И. Холостова.– М., 1997.
20.  Теория и методикасоциальной работы. В вопросах и ответах: Учебное пособие: В 2-х томах. М., 1998.– 190 с.
21.  Теория и методикасоциальной работы. Ч. II. – М., 1994.
22.  Теория и методикасоциальной работы: Уч. пособие; В 2-х томах. Т. 1. – М.: Союз, 1994. – 339 с.Т. 2. – М.: Союз, 1994. – 192 с.
23.  Теория и практикасоциальной работы: Метод. материалы. – М.: Ин.т социальной работы, 1997. – 113 с.
24.  Теория социальной работы/Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.
25.  Технология социальнойработы /од ред. Зайнышева И.Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. –240 с.
26.  Трансформация социальнойструктуры Российского общества. // Общество и экономика №9, 1995. С. 13.
27.  Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психологиясоциальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособиедля студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 192 с.
28.  Шавель С.А. Социальнаясфера общества и личности. /Шавель С.А. Мн.: Наука и техника, 1988. –168 с.
29.  Шефер Ч., Кэрри Л.Игровая семейная психотерапия. – Спб.: Питер, 2001.-384 с.
30.  30. Энциклопедиясоциальной работы в 3-х томах Т. 1 (А-И). – М.: Центр общечеловеческихценностей, 1993. – 446 с.
31. Энциклопедиясоциальной работы в 3-х томах Т. 2 (К-П). – М.: Центр общечеловеческихценностей, 1994. – 442 с.
32. Энциклопедиясоциальной работы в 3-х томах Т. 3 (Р-Я). – М.: Центр общечеловеческихценностей, 1994. – 498 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.