Реферат по предмету "Психология"


Межгрупповое поведение

Содержание
Введение.
1. Формы проявлениямежгрупповых отношений.
2. Причинывозникновения межгрупповых проблем.
3. Модели поведениягрупп.
4. Пути преодолениямежгрупповых конфликтов.
5. Пример
Заключение.
Библиография.

Введение
Проблема групп, ихповедения по отношению к другим сложившимся группам, в которые объединены людив процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос многих общественныхнаук, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрывеот общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает суммутех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Реальность общественныхотношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами,поэтому для любого социально-психологического исследования крайне важным ипринципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следуетвычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которыевозникают в человеческом обществе.
Действенностьорганизационных структур управления главным образом зависит от межгрупповогоповедения. Внутри организаций существуют группы и подгруппы, которые должнысотрудничать для достижения целей организации. Однако они имеют тенденциюконкурировать между собой, даже бороться за ресурсы, статус, самостоятельностьи доход. Противоречия, которые существуют между индивидуумами, частопроявляются в отношениях между различными группами внутри организации.
Социальная группа — любая относительно устойчиваясовокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общимиинтересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторыеспецифические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом. С другойстороны, в целом цикле общественных наук под «группой» понимается реальносуществующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общимпризнаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-тоидентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают своюпринадлежность к этому образованию.
Группы, как и индивидуумы, стремятся обеспечить свою защиту, поддерживатьсвои позиции и усиливать их. Именно эти цели лежат в основе формирования иразвития групп и влияют на их поведение в отношении других групп.
Поведение – этосистема взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализацииопределённой функции и требующих его взаимодействия с окружающей его средой идругими субъектами. Цели индивидуума и группы совпадают, но они отличаются отцелей организации. Конфликт почти всегда неизбежен между индивидуумом и малойгруппой, индивидуумом и большой организацией, малыми группами и большимиорганизациями. Группы нередко оказывают сопротивление другим группам, которыеони воспринимают как угрозу тому, что они ценят и чем владеют. Они же стремятсяк овладению такими факторами, которые могут упрочить их положение.

Формы проявления межгрупповых отношений
С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповыхотношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решенийшироко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры.Последние должны быть модифицированы с тем, чтобы обеспечить:
• большее участие групп в принятии важнейших решений;
• более демократическое отношение высшего звена управления к группам иорганизации их взаимодействия;
• децентрализацию принятия решений в максимально возможной мере;
• делегирование прав, меньший упор на иерархию управления;
• менее узкую специализацию задач.
По данным исследований, отношения между группами колеблются в континуумеот гармонии до враждебности и очень часто включают элементы того и другого.Поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество –соперничество – конфликт». Группы сотрудничают для достижения общих целей, ноодновременно часто конкурируют за ограниченные ресурсы и выгоды, которые распределяютсямежду ними.
Определяющие характеристики групповых отношений, особенно отрицательные,очень просты. Один симптом — это отсутствие координации или срывов в работе.Таким срывам часто сопутствует другой симптом — плохая коммуникация. Группы,которые не могут обеспечить адекватный обмен информацией, плохо устанавливаютотношения друг с другом. Опоздания и ошибки при обмене информацией икоммуникациях, необходимых для работы групп, могут также быть причиной плохихотношений. Эти факторы часто приводят к напряжению в отношениях между группами.
Иногда группы конкурируют с другими, но объединяются для обменаинформацией и достижения каких-то взаимовыгодных целей. Конкуренция можетстимулировать работников к увеличению объема и улучшению результатов работы. Вто же время в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительным.Так, реалистическая теория межгруппового конфликта "… трактуетпредрассудки как неизбежные последствия конкуренции между группами, борющимисяза ресурсы или власть… К межгрупповой враждебности приводит скорее чувствоущемленности в сравнении с другими или относительная депривация, чем реальнаядепривация.
Сотрудничество, как и конкуренция, имеет свои преимущества и недостатки.Сотрудничество часто помогает группам и отдельным индивидуумам достичьбольшего, чем они сумели бы в одиночку. Но оно также может привести ксамодовольству, негибкости и сведению на нет всех положительных итогов.Проблема состоит в том, чтобы определить, какой уровень конкуренции илисотрудничества является наиболее функциональным для данной группы в той илииной обстановке. То, что является функциональным для одной группы (например,для больших организаций), может оказаться дисфункциональным для другой(например, для малых групп или индивидуумов).
Исследования психологиимежгрупповых отношений(поведения) включают в себя два сечения:
1. Отношения междугруппами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениямиподчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом,бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией,демографическая группа с демографической группой, если речь идет о большихгруппах, и т. д.). Вариант этого сечения — взаимоотношения разных, но несоподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
2. Отношения междугруппами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех,завод, объединение и т. д.
Этот второй случайлогично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений такжеотносительно новый раздел социальной психологии — психологию организации.
Причины возникновения межгрупповых проблем
Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, мнений.В результате любой деятельности конфликты возникают сами собой и абсолютнонеизбежны. Некоторые из конфликтов, которые возникают между группами,порождаются самим характером их целей или задач. Например, первостепенная цельпроизводства очень часто состоит в снижении себестоимости. Для достижения этогонеобходимо стремиться к стандартизации деталей и изделий и удлинениюпроизводственных линий. С другой стороны, торговля имеет главной цельюудовлетворение спроса покупателей на товары фирмы, что может потребоватьразнообразия производственных линий и выпуска специализированных товаров,которые отвечают предпочтениям покупателей.
Другой источник потенциального конфликта может проистекать из личногопрошлого опыта и ориентации людей, которые составляют отдельные группы.Некоторые межгрупповые конфликты являются результатом конкуренции групп за долюв пае организации, который включает в себя ресурсы, формальную и личную власть,влияние, статус, вознаграждение, наиболее выгодные производственные задания идр. Одним из полезных аналитических подходов будет «дифференциальный анализ» в приложениик исследованию межгруппового поведения. Это означает выявление как сходныхчерт, так и различий между группами.
Когда определены различия, существующие между двумя группами, возникаетвопрос о том, обязательно ли они приведут к трению между группами. Чтобыответить на этот вопрос, нужно выяснить, склонны ли члены группы считать этиразличия функциональными или дисфункциональными, благоприятными или опаснымидля их благополучия. Группы людей, как и индивидуумы, стремятся к отношениям,которые они воспринимают как благоприятные. Они остаются пассивными кнейтральным отношениям и избегают или пытаются изменить те, которые опасны дляних.
Если группы имеют отличные, но дополняющие друг друга цели, успешноработают для их достижения, каждая из них будет воспринимать деятельностьдругой как благоприятную для себя. Эту ситуацию можно определить какфункциональную для обеих групп. Если одна группа может достичь оптимальныхпроизводственных результатов за счет другой, но обе желают избежатьнеприятностей, то они могут договориться, избежать трения, снизивпроизводительность. Такое поведение можно рассматривать как благоприятное, нодисфункциональное, поскольку результаты будут намеренно занижены.
При сравнении отношений между группами опасно пользоваться только однойпеременной, поскольку на эти отношения обычно оказывает влияние сложная системафакторов.
Предположим, что небольшая электронная компания состоит из двух основныхотделов– производственного и исследовательского. Ясно, что работа каждогоотдела очень важна для другого. Однако для компании один из этих отделов долженрассматриваться как более важный. Если производственный отдел имеет большеевлияние на принятие решений, которые затрагивают как производственный, так иисследовательский отделы (т. е. какие проекты должны разрабатываться,распределение фондов, производственные линии), и в то же времяисследовательский отдел считает себя более важным в компании, то поведенческимрезультатом будет трение. С другой стороны, если восприятие исследовательскимотделом статуса производственного отдела будет соответствовать его влиянию напринятие решений, то трений скорее всего не будет.
Вопрос о том, стоит ли рассматривать эти расхождения как функциональныеили дисфункциональные, благоприятные или угрожающие, должен решаться взависимости от ситуации. В нашем примере весьма возможно, что расхождение будетрассматриваться как дисфункциональное, так как оба отдела неохотно будутобмениваться информацией, идеями или проблемами, потому что каждый из них будетоспаривать свой приоритет перед другим. Исследовательский отдел можетчувствовать себя в угрожающем положении, поскольку он считает, чтопроизводственный отдел имеет слишком большое влияние на решения, которыеотносятся к исследовательскому отделу. Производственный отдел можетрассматривать свое положение как благоприятное, но одновременно видеть угрозусвоему положению в отсутствии согласия исследовательского отдела относительносвоего статуса.
То, насколько важными считает группа некоторые параметры другой группы,повлияет на ее поведение по отношению к этой группе. Почти не имеет значениятот факт, воспринимает ли группа данную переменную как функциональную или какдисфункциональную, благоприятную или угрожающую, если она не считает ее важной.Группы могут полностью игнорировать угрозы, если они воспринимают их какнезначительные, но вести себя очень агрессивно, если даже небольшую угрозу онисчитают чрезвычайно опасной для своего положения или роста.
Фазы развития группы:
фаза 1. Начальная фазаформирования группы: члены группы стараются повысить свою роль, контактыосуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы;
фаза 2. Взаимноераскрытие: члены группы выясняют мнения, сближаются, критикуют методы работы иуправления, закрепляются роли, решаются межличностные проблемы;
фаза 3. Консенсус икооперация: члены группы воспринимают группу как единое целое, укрепляетсякооперация и единство мнений;
фаза 4. Оптимальныйколлектив: члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигаетсяудовлетворенность и эффективность

/>
Модели поведения групп
Поведе́ние — активность живого организма,направленная на взаимодействие с окружающей средой.
Обычно под поведением понимают внешнепроявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем(крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания,подрагиваний, движения глаз; речь; физиологические реакции — расширениезрачков, изменение пульса.
Мыслительное, внутреннее поведение —предположительно, мыслительный процесс человека, его мышление. В мыслительномповедении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычновоспринимает окружающий мир и происходящие в нём события, на что он обращаетвнимание, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привыкоценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать ипринимать мысленные решения). Мыслительное поведение — всегда предполагаемое;мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую.Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнемповедении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потомупредполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляетсятолько опосредованно, через внешнее поведение, и влиять на него извне можнотолько через внешнее поведение. Следствие: всегда существует возможностьнеправильно толковать внутреннее поведение по проявлениям внешнего поведения.
Поведение человека может быть сознательнымили неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой,нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влиянияокружающей среды). То же самое можно сказать и про конкретно-взятую группу,которая в свою очередь является устойчивой совокупностью людей, находящихся вовзаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Рассмотрим модели поведения групп вусловиях конфликта.
Межгрупповой конфликт обычно происходит, когда один или несколько членовгруппы испытывают раздражение, столкнувшись с препятствиями в достижениигрупповых целей. В отдельных случаях источник препятствий пытаются найти внутригруппы. Зачастую сами члены группы, методы и процедура, оборудование, модели взаимоотношенийили аналогичные факторы могут препятствовать группе в достижении ее целей.Однако чаще ведется поиск внешних источников проблем. Какая-то другая группаможет рассматриваться как ограничение или даже препятствие в достижении целейданной группы.
Группа, ставшая негативным стереотипом для другой группы и воспринимаемаякак источник ее неприятностей, совсем не обязательно является таковой.Например, на деле таким источником может быть менее заметная группа или группа,с которой надо поддерживать хорошие отношения (в частности, высшее звеноуправления). Но группа, создающая стереотип, может перенести источник своейвраждебности на группу, с которой пересекаются ее интересы или против которойбезопаснее выступать.
Следовательно, основными источниками межгруппового конфликта часто могутбыть конфликты между взаимно исключающими целями; конкуренция за ограниченныересурсы, статус, власть и тому подобные блага; различия в ценностях, нормах иличных ориентациях; потенциальные угрозы со стороны другой группы и т. д.
Некоторые общие модели поведения групп, конкурирующих друг с другом,повторяются с достаточной частотой, что делает их весьма полезными при анализемежгруппового поведения. Если группа конкурирует с другой группой, она,вероятнее всего, становится более сплоченной. Члены группы скорее всегопостараются свести до минимума личные разногласия. По мере того как конфликт сдругой группой нарастает, члены группы большее внимание уделяют достижениюцелей группы и соответственно меньшее – удовлетворению своих индивидуальныхпотребностей. В то же время внутренняя структура группы тяготеет к большейжесткости, а ее лидеры – к авторитарности.
В общей сложности существует пять моделей поведения отдельных личностей,которые также «переносятся» и на группы:
1.Принуждение (борьба, соперничество). Та группа, которая выбирает даннуюстратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки собственных интересов вконфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. При такойстратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д;
2.Уход (уйти от конфликта). Эта модель характеризуется низким уровнемнаправленности на собственные интересы и интересы соперника и являетсявзаимной;
3.Уступка. Направленность на собственные интересы здесь низкая, а оценкаинтересов соперника высокая, т.е. группа, принимающая стратегию уступки,жертвует своими интересами в пользу интересов соперника;
4.Компромисс. Характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднемуровне. Стратегия компромисса не только не портит межгрупповые отношения, но испособствует их положительному развитию;
5. Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высокимуровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересысоперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, нои на признании ценности межличностных и межгрупповых отношений. Стратегиясотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс,противоборство).
Рассмотрим процессы взаимоотношений между группами. С нарастаниемконфликта у каждой из групп развивается отрицательное отношение к другой,контакты между ними сужаются, они взаимодействуют только при выполнении самыхважных задач. Такое отсутствие взаимодействия и коммуникаций укрепляет исохраняет негативные стереотипы, формируемые группами друг о друге. В ходеконкуренции групповое восприятие может изменяться, если одна из групп«вырывается вперед» или «выигрывает». У членов «побеждающей» группы можетвозникнуть благодушие, которое, в свою очередь, может снизить их внимание кзадачам группы и усилить заботу об удовлетворении индивидуальных потребностей.Это обычно случается, когда группа воспринимает себя как преуспевающую втечение длительного периода и надеется на преуспевание в дальнейшем. Этого непроисходит в ситуации, когда группа только что добилась преимущественногоположения и все еще воспринимает действия соперника как потенциальную угрозу. Влюбом случае группа вероятнее останется сплоченной, при этом почти не будетуделяться внимания критической оценке ее методов и способов поведения.
Естественно, что поведение «проигравшей» группы будет иным. Члены группыскорее всего возложат вину за поражение на какие-то внешние факторы, скажем«обстоятельства», на руководителя более высокого уровня или на неэтичноеповедение другой группы. Они могут обнаружить «безличные» источники, такие, какпроцедура, методы, оборудование. Могут последовать обвинения в адрес лидера ит. д. Критика в сочетании с отрицательными эмоциями и напряжением делает группуменее сплоченной. Пытаясь улучшить свою работу, группа может сменитьруководство. Путем самоанализа она может вскрыть нерешенные конфликты, снятьпроблемы и найти более эффективные модели поведения.
Пути преодоления межгрупповых конфликтов
Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайнеймере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов.Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являютсянормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие целии конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса идругие факторы успеха. Поэтому не всегда целесообразно пытаться погаситьмежгрупповой конфликт.
Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта являетсянахождение обоснованных суперординарных целей, которые имеют отношение к обеимгруппам.
Иллюстрацией такого варианта решения межгрупповых проблем может служитьпример, когда компания, имеющая плохие отношения со своим довольно сильнымпрофсоюзом, оказывается перед угрозой финансового краха. Если профсоюз знает оположении дел в компании, он может изменить свое поведение, направленное надостижение определенных социальных целей (т. е. повышение заработной платы,сокращение рабочего дня), и перейти к сотрудничеству с администрацией с тем,чтобы компания могла выжить. Выживание компании является суперординарной целью,поскольку крах компании означает, что ни одна из групп не сумеет достичь своихцелей.
Похожий способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» дляобеих групп. Имеется множество примеров, когда прежние соперники объединялисьпротив общего врага в бизнесе, в спорте и т. п. Часто применяемый подходзаключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качествеарбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо нашел компромиссноерешение.
Еще один вариант решения проблемы — расширение взаимоотношений икоммуникаций между группами. В данном случае исходят из предположения, что еслигруппы имеют больший диапазон взаимодействия и коммуникаций, они начинают лучшепонимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотиповповедения снижается. Такое предположение, возможно, оправдывает себя вопределенных условиях, но не всегда. Например, когда две группы конкурируют заограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферывзаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций.
В некоторых компаниях используется практика сведения конфликтующих групплибо «за круглым столом», либо на «совместном заседании». Цель таких заседаний- дать группам возможность высказать свои разногласия и жалобы. Затем делаетсяпопытка преодолеть разногласия путем совместного обсуждения. Этот вид взаимногообмена, конечно, не гарантирует гармоничных взаимоотношений, но он вскрываетразногласия и потому часто способствует лучшему взаимопониманию, которое, всвою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения.
Пример
Случаи межгрупповыхвзаимоотношений встречаются в подавляющем большинстве организаций. В качествепримера приведу ситуацию в абстрактном охранном предприятии «Булава»,занимающимся охраной частных квартир, зданий, построек, а также сопровождениемгрузов при перевозке автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Вданной организации руководство в сфере подбора персонала пошло по пути, которыйподразумевает наём работников, отвечающих требованиям организации (опыт работыв силовых органах, возраст до 40 лет и прочее), но при этом не были учтенывозможные проблемы внутри самого коллектива. В организации наметилось негласноеразделение «по предыдущему месту работы» — часть людей являлись бывшимисотрудниками ВДВ, и часть – Омона. Таким образом, произошёл раскол в фирме, ипоявилось соперничество между двумя группами. Что с одной стороны являетсядвигателем прогресса, так как в результате конкуренции всегда происходитдвижение вперёд. Но с другой стороны коллектив разделён на две группировки, чтоограничивает движение информации между группами, ухудшает психологическуюобстановку и прочее, прочее.
На мой взгляд, в подобныхсферах деятельности, как рассмотренная фирма подобное разделение на группы недопустимо и должно пресекаться руководителем организации на корню для избеганияосложнений, путём более тщательного подбора персонала и жёстких санкций.

Заключение
В заключение хотелось бысказать, прежде всего, о том, что характер отношений (поведения) групп междусобой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тотмомент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий духсоревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы поотношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняюткакую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебностиснижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, чтоотношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества ивзаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.
Межгрупповое поведение является основнымфактором, от которого зависит действенность организационных структуруправления. Группы и подгруппы, существующие в организации, должны сотрудничатьдля достижения общей цели. Выраженное межгрупповое поведение может в одной и тойже ситуации соседствовать с выраженными межличностными отношениями.
Исследователи,разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп в организации,считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участниковсовместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. Различиемежду индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий намежгрупповом уровне и их самих как личностей. Противоположности (но некрайности) порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Дажемолчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человекаи другой группы, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, врегуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разныесистемы факторов:
— внегрупповые(физические и социальные);
— внутригрупповые (нормы,межличностные отношения);
-внеличностные(однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам);
— внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки).
Фактором, связывающим всеперечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым,оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентациигруппы. Также весьма важно то, в какой группе происходит взаимодействие,поскольку, принцип организации группы вкупе с личностными особенностями лидераиграют решающую роль в определении степени эффективности взаимодействия еечленов внутри самой группы и взаимодействия данной группы с другими в рамкаходной организации.

Библиография
 
1.  АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 год;
2.  Ильин Г.Л.Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведение. — 2-е изд., стер, — М.: Издательский центр «Академия»,2007 год;
3.  КибановА.Я. Управление персоналом: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2008 год;
4.  СпивакВ.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие и особенности диалектики
Реферат Жанровое своеобразие военных повестей В Быкова
Реферат Пожарная безопасность на рабочем месте учителя начальных классов
Реферат Москва при сыновьях Калиты Симеоне Гордом и Иоанне II, Димитрии Донском
Реферат Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа
Реферат Иммунитет от взыскания определенных видов имущества должника
Реферат Закриті пошкодження черепа
Реферат Увольнение / взыскание
Реферат Истоки германского фашизма
Реферат Keep Our Water Clean Clean Water Act
Реферат Circadian Rhythm Experiment Words Per Minute Essay
Реферат Из разборов лирики А.А. Фета: «Кот поет, глаза прищуря»
Реферат Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли
Реферат Проблемное поле социологии искусства. Постановка проблемы
Реферат Зарплата: сущность, виды и уровень, человеческий капитал