Реферат по предмету "Психология"


Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций

На правахрукописи
ЕпифановаЭлен Викторовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НАОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
13.00.01 –общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертациина соискание ученой степени
кандидатапедагогических наук
Магнитогорск – 2006
Работа выполнена накафедре педагогики
/>Государственного образовательногоучреждения
высшего профессиональногообразования
«Магнитогорскийгосударственный университет»
Научный руководитель:
доктор педагогическихнаук, профессор
Жернов Василий Иванович
Официальные оппоненты:
доктор педагогическихнаук, профессор
Литвак Римма Алексеевна
кандидат педагогическихнаук
Кащенко Ольга Олеговна
Ведущая организация:
ГОУВПО «Курганский государственный университет»

Защитасостоится «14» декабря 2006 г. в 1000 часов на заседании диссертационногосовета Д 212.112.01 в Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, ул. Ленина, 114, ауд. 211
Сдиссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственногоуниверситета.
Автореферат разослан «13»ноября 2006 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогическихнаук,
профессор
Н.Я. Сайгушев

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемыпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основанииценностных ориентаций определяется социально-экономическими преобразованиями встране, породившими экономические, политические, социальные, правовые,нравственные противоречия. Острая проблема недостаточной профилактики икоррекции асоциальности в поведении, проблема массовых трудностей при обучениии воспитании детей привели к дезориентации и дезадаптации подрастающегопоколения. Ориентация подростков на общечеловеческие ценности, ценностироссийского общества оказалась также актуальной проблемой.
Возникланеобходимость актуализации изучения процесса формирования у подростковценностных ориентаций, нравственных установок, а также изменения: мерсоциального контроля, общественно-административного и уголовного наказания с«карательной профилактики» на охранно-защитную профилактику, представленнуюкомплексом мер (программой): адекватной социально-правовой,медико-психологической, социально-педагогической поддержкой подростка и помощьюсемье. Современная система образования сможет использовать этот опыт: появлениевариативного образования, повышение свободы выбора и ослабление ограниченийтрадиционной системы подачи знаний, а также создание методики для предотвращенияпоявления «трудных» подростков и для воспитания полноценных членов общества справильно выстроенной системой мировоззрения.
Профессиональныйинтерес к проблеме подросткового возраста, его нравственных установок,ценностных ориентаций, способов их формирования высок и устойчив в течениемногих лет, о чём свидетельствует направленность и количество работ,посвящённых этим проблемам. Проблемами подросткового возраста, его ценностныхориентаций занимались К. Гиллиган, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, С.Л.Рубинштейн, В.А. Ядов, проблемы «трудности» в подростковом возрасте рассматривалиП.П. Блонский, В.В. Занков, Я. Корчак, А.С. Макаренко, Н.И. Озёрский, В.А.Сухомлинский, Т.В.Писарева, А.И.Кочетов, Д.И. Фельдштейн и др.
Однако ряд авторовконстатирует наличие противоречий между реальным положением дел в образовании ивыдвинутым обществом социальным заказом и его гуманизацией:
1. Предлагаемые новыеконцепции не всегда могут быть внедрены в практику и зависят от запросовобщества, вынуждающего работать в рамках сложившихся социально-обусловленныхограничений.
2. Старые ценностныеориентации оказались не актуальными, новые ценностные ориентации несформированы.
3. Школа для выполнениясоциального заказа применяет методы и методики полноценного развития личностилибо недостаточно разработанные, либо неэффективные в современных условиях.
4. Существуютпротиворечия между необходимостью предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков и недостаточной разработанностью; «размытостью» причин данногоповедения и ответственности соответствующих органов и структур за данные процессы.
Принимая во вниманиеизложенное выше, с целью разрешения противоречий в социально-практическом итеоретико-методическом аспектах формулируем тему диссертационной работыследующим образом: «Педагогические условия предупреждения и преодоленияасоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций».
Объект исследования:педагогические предпосылки предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков.
Предмет исследования:процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков наоснове ценностных ориентаций.
Цель исследования:выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекспедагогических условий, обеспечивающих эффективное предупреждение и преодолениеасоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.
Гипотеза исследования:предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций будет проходить более эффективно при реализацииследующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровнисформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установкиличности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка,исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентовтехнологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков,связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Исходя из цели и гипотезыисследования были определены задачи исследования:
1) выявить состояниеисследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнитьпонятийный аппарат исследования;
2) разработатьпроцессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций;
3) выявить, теоретическиобосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условийпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций;
4) опираясь на результатыисследования, разработать методические материалы по предупреждению ипреодолению асоциального поведения подростков.
Методологической основойисследования явились: теория ценностей (теории поля К. Левина; теория уровнегоформирования ценностей К. Гилигана, Л. Кольберг, Ж. Пиаже; теорияпознавательных ценностей М. Рокича и др.; учения о положительной значимостиценностей В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, С.Ф. Анисимов, А.В.Кирьякова и др.); принцип системности (общая теория систем – фон Берталанфи,В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов и др.; системный подход – И.В. Блауберг, В.Н.Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин, В.Н. Саготовский и др.; управление системами- Н. Винер, К.Э. Шеннон, А.Н. Колмогоров, М. Вебер, А.И. Берг и др.;синергетического подхода – И. Пригожин, Г. Хакен и др.); теория деятельности,деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А.Абулханова-Славская, М.С. Каган и др.); социальная обусловленность воспитания иразвития личности, как закономерность (М. Вебер, Н.А. Бердяев, А. Бандура, П.Сорокин, Б.С. Братусь, В.А. Сухомлинский, Д. Роттер, К. Хорни, А.С. Макаренкои др.); группы и типы трудных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн,Т.В. Писарёва и др.); методы воспитания и преодоления трудновоспитуемости иасоциального поведения (Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.);условия воспитания личности (А.И. Кочетов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий идр.), я-концепция (Э. Берн, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.).
Кроме того, исследованиеопиралось на методы научногомоделирования (В.Г. Афанасьев, А.Ф. Зотов, А.И. Субетто, В.А. Штофф, Н.А.Селезнева, К.М. Ушаков, А.И. Уемов и др.), управления процессом образования(Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин, идр.); структурно-системный и ситуационный подходы (Ю.К. Бабанский, Ю.А.Конаржевский, А.М. Моисеев, Г.Н. Сериков и др.).
Базой исследованияявились МОУ г. Челябинска СОШ № 109, 5, 81. Опытно-экспериментальной работойбыли охвачено 252 учащихся 8-11-х классов.

Этапынаучного исследования
Первый этап (2003-2004гг.) – организационно-аналитический, был связан с изучением состояния проблемыв педагогической теории и практике, с разработкой методологических основисследования, в т.ч., системного и синергетического подходов и социокультурнойсреды воспитания современной молодежи. Это этап поиска и обоснования условий.Основное внимание сосредоточили на определении цели, разработке гипотезы,концепции изучения проблемы. Использовались методы анализа, опроса подростков,родителей, учителей, руководителей образовательных учреждений, молодежныхобъединений, органов МВД, детских комнат, беседы, наблюдение.
Второй этап (2004-2005гг.) – коррекционно-формирующий, был посвящен углубленному изучению проблемы.Разрабатывались теоретико-методические основы исследования проблемы,определялись основные направления работы, разрабатывалась процессуальная модельпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций, апробировалась воспитательно-коррекционная программа. Вкачестве методов исследования использовались анализ диссертационных материалов,практики работы с подростками Южноуральского и других регионов в аспектеизучаемой проблемы, проводился педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;изучение школьной документации, органов правопорядка; анкетирование,тестирование; качественный и количественный анализ экспериментальных данных;изучение и обобщение педагогического опыта. Использовались аналитическиезаписки руководителей местных органов власти, образовательных учреждений,общественных организаций.
Третий этап (2005-2006гг.) – обобщающий, был посвящен проверке результатов исследования, ихосмыслению и обобщению, подготовке публикаций, диссертационному оформлениюполученных результатов, разработке методических рекомендаций. Были использованыанкеты, анализ работы общеобразовательных школ, детских комнат, проводиласьоценка с помощью независимых экспертов, самооценки подростков, а такжеиспользовались статистические методы обработки данных, методы математическойстатистики. В качестве итога данной работы был сделан положительный вывод обэффективности использования предложенного нами комплекса педагогических условийпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций, реализованного в рамках разработаннойвоспитательно-коррекционной программы.
Научная новизнаисследования заключается в следующем:
– разработана процессуальная модель предупреждения ипреодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;
– теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекспедагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций и методика его реализации.
Теоретическаязначимость исследования состоит в определении причин и видов асоциальногоповедения; в уточнении принципов формирования ценностных ориентаций в процессепредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков и содержанияпонятия «асоциальное поведение».
Практическаязначимость исследования заключается в разработке воспитательно-коррекционнойпрограммы, направленной на предупреждение и преодоление асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций, в модернизации методики ценностныхориентаций и адаптации её для выявления доминирующей сферы личности учащегося.
Назащиту выносится:
1.  Процессуальнаямодель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций.
2.  Комплекспедагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций.
3.  Ценностныеориентации, выступающие основой коррекции поведения подростков с асоциальнымповедением.
Достоверностьи обоснованность научных выводов и полученных результатов обеспеченынеобходимыми методологическими положениями, применением комплекса методов,адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативность эмпирическихматериалов, валидностью и надёжностью применяемых методик, использованиемперекрёстных методик и повторяемостью эксперимента, обработкой результатовметодами математической статистики.
Апробация и внедрениерезультатов исследования проводились на нескольких уровнях:
— внедрение разработаннойпрограммы и методических рекомендаций в практику школьного воспитания,посредством проведения экспериментальной работы в школах № 81, 109 г.Челябинска;
— освещение основныхположений исследования на научно-практической конференции студентов Челябинскогогосударственного педагогического университета (2004 г.); ежегодных научно-практических семинарах кафедры управления, информатики, психологии ипедагогики Челябинского юридического института МВД России (2005 г.), выступление на внутривузовских конференциях, семинарах педагогов; выступления и обсужденияматериалов исследования на кафедре педагогики Магнитогорского государственногоуниверситета;
— публикация материалов впечати.
Диссертационноеисследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой ииспользуемой литературы, приложения. Библиография содержит 261 наименование.

СТРУКТУРАИ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
 
1.  Теоретическиеоснования решения проблемы
Предупреждениеи преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности наценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решенияданной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того,как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведенияподростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения ипреодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентацийтребует выделения основных причин появления асоциального поведения подростков,требует уточнения сущностной характеристики понятия «асоциальное поведение»,определение роли ценностных ориентаций в процессе предупреждения и преодоленияасоциального поведения подростков.
Анализируяпонятие «асоциальное поведение», мы пришли к выводу, что оно рассматриваетсялибо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо каксинонимичное понятие. По большому счёту, в настоящее время в литературеопределения сущностного смысла такой отрицательной позиции, как «асоциальноеповедение», не очень отличаются друг от друга, скорее, они сводятся к указаниямна социальность и на нормы общества; включают в себя либо указание причинасоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признакаасоциального поведения. В различных науках определение асоциального поведениятакже имеет свои особенности. Определения и разных авторов и разных наук непротиворечат друг другу, а скорее дополняют друг друга и, соответственно,требуют нового четкого и ёмкого определения.
Длянаиболее полного и расширенного понимания понятия «асоциальное поведение» мыостанавливаемся на следующей формулировке: это субъективно-индивидуальное илигрупповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закреплённыхв данном обществе, поведение подростков, включённых в систему историческогоразрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение изакрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себядезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации ихарактеризующиеся определёнными психофизиологическими характеристиками.
Причиныпоявления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований такженеоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятсяна социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические,то есть основная масса причин имеет социальный аспект.
Социально-историческиепричины выступают основой развития личности и появления асоциального поведенияподростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том,что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциальногоповедения подростков является разрушительная трехкратная смена общественныхотношений в России за последние 80 лет, приведшая к нестабильности, утратеисторических преемственных связей поколений, культурных традиций, уничтожениюинтеллектуального генофонда нации.
Вкачестве социально-психологических причин выделяем следующие:
— отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношенияподростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влиянияэлементов окружающей социальной среды;
— в силуособенностей психофизического развития ценностные ориентации подростковстановятся релятивистскими, неустойчивыми, подверженными смене под влияниемменяющейся социальной среды и развития;
— стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят квыбору средств асоциального характера;
— происходитдеформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальныхобъединений подростков.
Социально-психологическиепричины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциальногоповедения подростков.
Всоциально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит отвзаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когданравственная неподготовленность родителей к рождению и воспитанию детей ведет к«трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективомпедагогов, с классным руководителем; коллегами по классу и членами неформальныхобъединений.
Следовательно,к социально-педагогическим причинам мы относим:
–    не всегдапозитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;
–    отсутствиеустановок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности вдеятельности педагогического коллектива;
–    рассогласование вцелях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;
–    смена ценностныхориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализацииличности;
–    разрыв впреемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;
–    культивированиеагрессивного стиля поведения средствами массовой информации.
Такимобразом, все причины имеют социальный аспект. Педагогическим ядром социализацииявляются ценностные ориентации подростка. Все нормы и ценности черпаютсямолодёжью из социокультурного пространства. Важным этапом становления подросткакак личности является ознакомление с моральными устоями общества. Системаценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации,интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует своюиерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется всознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношениек окружающим и себе, иначе задержка на определённом уровне делает систему костной,сложно поддающийся коррекции. Включение в структуру личности ценностныхориентаций помогает подросткам достигнуть определённой социальной гармонии,адаптироваться к системе общественных требований.
Формированияценностных ориентаций имеет три важных аспекта:
–          формированиямногосторонней ценностной ориентации;
–          формированиеопережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценностиобщества на основе мировоззренческих принципов;
–          формирования уподростков социально-ценностных умений, направленных на освоение социальныхценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.
Развитиеценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности,является её структурным компонентом, а следовательно, связано с поведенческимиреакциями на определённые ситуации. Своеобразное сочетание ценностных ориентацийсоставляет уникальный внутренний мир человека, является основой егонеповторимой индивидуальности. Искажённые ценностные ориентации являютсяследствием асоциального опыта личности и неразвитости определённых сфер.
Сложная природа ценностейприводит к различным основаниям классификации. М. Рокич выделил в познаниитерминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности.Две группы ценностей выделил В.П. Тугаринов: ценности жизни (жизнь, здоровье,радость жизни, общение с людьми); ценности культуры: материальные (техника,жилище, пища, одежда); социально-политические (мир, безопасность, общественныйпорядок, свобода); духовные (наука, искусство, образование), реальные ипотенциальные (В. Момов, В.Г. Алексеев). Социологи рассматривают ценности какнормативы, регуляторы деятельности. В соответствии с таким подходом их классифицируют наценности-нормы, ценности-средства,ценности-идеалы, ценности-цели.
Проблемаценностей – это проблема обучения выбору ценностей, выступающих в форменравственного идеала, принципов, установок, образа поведения, поступков.Принципиально новые ценности создаются достаточно редко (в 20-м веке период составляет10 — 20 лет), в результате личного духовного и интеллектуального творчествалибо в малых группах интеллектуальной элиты. Утрата же ценностей происходит каждые4 -8 лет, то есть образуется «бесконтрольная пустота», вакуум, которые являютсяпитательной средой для агрессивности, нигилизма, преступного поведения.
Выделение в качестветеоретической и практической основы решения проблемы системно-синергетическогоподхода было обусловлено наличием противоречивого и неустойчивого характераформирования личности подростка и попытки его саморегуляции.
Системный подход кмоделированию содержания процесса предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков выступает как методологический принцип. Он связан сформированием ценностных ориентаций в системе социокультурных инравственно-правовых ценностей подростков.
Обращение ксинергетическому подходу связано с прогнозированием развития возможностейперестройки установок личности подростка. Разрушение старых структуробеспечивается переходом личности (системы) на более высокий качественныйуровень. Синергетический подход – это мощная методологическая основа ориентациив познавательной и практической деятельности, предполагающая применениесовокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыминелинейными самоорганизующимися системами.
Актуальностьобращения к проблеме предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций мы видим в том, что реальное исущественное обновление духовной жизни общества возможно лишь в том случае,когда в образовательном процессе уже с раннего пребывания детей в школе будутучитываться их ценностные ориентации, корректироваться, согласовываться скультурными ценностями социума. То есть теоретическое обоснование решенияпроблемы предполагает:
— выделение причин, которые могут привести к асоциальному поведению, определениепризнаков асоциального поведения,
— выделение этапов формирования ценностных ориентаций,
— комплекс ценностных ориентаций, способствующих развитию полноценной личности,
— подход, принципы которого наиболее полно отражают пути реализации методов исредств для решения проблемы;
— разработку процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков;
— комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков на основе ценностных ориентаций.

2.        Процессуальнаямодель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций
Целью разрабатываемоймодели является формирование устойчивой и последовательной системы норм иценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности касоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагаетиндивидуальную и групповую работу в школе, работу с детскими объединениями вразных движениях, организациях и союзах для формирования лично и общественнозначимых интересов и удовлетворения потребностей в самоутверждении в обществе.
Модель, исходя из цели, содной стороны, носит системный характер, определяя систему нравственно-правовыхценностей, содержание, систему взаимодействия педагога с подростками; с другой- синергетический характер, связанный с самоорганизацией, самокоррекциейразвития, поведения и отношений подростка.
В центре модели находитсяличность подростка. Руководствуясь нашей моделью, личность органическивписывается как в психологическое, так и не психологическое пространство,которые также составляют структуру модели, и объединяет их. Личность подросткапредставляет собой саморегулирующую, самоорганизующую, самокорректирующуюсистему. Становление системы происходит в условиях её открытости, пребывания вкризисном состоянии. При этом новая структура (учащиеся, получившиеопределённый каркас ценностных ориентаций) в процессе эволюции и присопровождающих её отклонениях должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнутьдолжной устойчивости (необходимо развивать и закреплять положительный опыт). Впериод неравновесности личности как системы главное заключается, в воздействиина критические точки (то, на что направлено воздействие) старых структур(которые корректируются, изменяются, перевоспитываются).
В теории мы, моделируялюбой педагогический процесс, особое внимание уделяем энергетическим процессам,которые несёт синергетика. Это происходит в неравновесных, открытых системах(социум, личность). В качестве источника энергии выступает информация различныхвидов. Все элементы модели связаны свойством переноса волновых процессов.Перенос осуществляется за счет «подкачки» энергии (воспитательное влияние,улица, друзья). Приток энергии идёт из внешней (хаотичной) среды. Обмен сосредой происходит через все точки соприкосновения, вызывая активность, побуждаяк перестройке установок. То есть неорганизованная среда выступает источникомразвития личности, выполняя конструктивную роль. Отсюда следует необходимостьопределенного каркаса методов работы с асоциальными подростками. Один методдаёт волну, которую можно усилить другими методами и формами, но не просто ихнабором, а основываясь на структуре модели, что обеспечит эффективность илогику их применения.
Новое появляется врезультате бифуркации (ветвления путей развития в системе), и в то же время оноявляется «запрограммированным» в виде спектра возможностей путей развития.Развитие является внутренним фактором системы, то есть не навязывается, ноинициируется и подчиняется индивидуальному ритму личности. Поэтому наша модельрассмотрена как процесс самоорганизации личности посредством своих внутреннихресурсов — личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии,автономности. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира.Внешняя инициатива сообщает о ценностях или антиценностях для переживаниясознания, обеспечивая нравственный или безнравственный выбор решения. Умениеискать смысл достигается посредством осмысления и переосмысления содержаниядеятельности.
Нами были выделены следующие структурные компоненты моделипредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков: личность,психологическое и непсихологическое пространство, подходы, принципы, комплекспедагогических условий, потребностный блок, мотивационный блок, деятельностныйблок, комплекс ценностных ориентаций. Остановимся на некоторых подробнее.
Потребностный блок отражает не только духовные потребностиличности, но и выступает движущей силой формирования установки на коррекциюповедения и отношений. Он включает в себя эмоциональный и личностный блоки.Личностный блок помогает всесторонне рассмотреть и оценить качества личности,даёт возможность выявить факторы, которые способствуют выбору формвзаимодействия. Эмоциональный блок способствует расширению знаний о чувствах,эмоциях, умений эмоционально реагировать, управлять выражением своих чувств,повышает эмоциональную зрелость как подростка, так и педагога. Мотивационныйблок даёт нравственное обоснование формированию установки на коррекциюповедения и отношений подростков. Деятельностный блок связан с реализациейустановки на удовлетворение потребностей в коррекции поведения подростков,выполняет функцию фактора в нравственном развитии.
Выделенному блоку были определены одноимённые сферы,включающие набор ценностных отношений, которые проявляются в качествахличности, формирующихся в процессе реализации программы по предупреждению ипреодолению асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.
Процессуальная модель предупреждения и преодоленияасоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций реализуетсяпредставленной, разработанной авторской воспитательно-коррекционной программой.Согласно закону «Об образовании», в соответствии с Федеральным законом «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» для удовлетворения образовательных потребностей, а такжепрофилактики и социальной реабилитации подростков необходима разработка иреализация программ с учётом дифференцированных подходов, призванныхудовлетворять образовательные и воспитательные потребности, с опорой наразвивающуюся мотивационно-потребностную сферу личности. Это сторона воспитанияносит достаточно динамичный и противоречивый характер: оно разноуровнево,нестандартизировано, вариативно. В образовании важно развитие не толькозадатков и способностей, но и формирование духовной, нравственной, социальнойнаправленности личности подростка. Программа же, как неформальный типвоспитания и образования, должна соответствовать изменяющимся индивидуальным,социальным и образовательным потребностям учащихся, выработатьпсихолого-педагогические средства развития смыслотворческой и жизнетворческойдеятельности учащихся. Программа сводит воедино методы и «методическиеответвления», которые образовались при выделении и составлении педагогическогокомплекса условий. Данная программа наряду со стандартными методами воспитанияи образования способствует формированию взглядов, позиций, ориентации учащихсяна социальные, в том числе и нравственные ценности, расширению социальной сферыобщения, обеспечивает развитие познавательных сил
Главной задачей программыбыло создание благоприятных условий для предупреждения и преодоленияасоциальности в поведении подростков, способствование в переориентации асоциальныхценностных ориентаций и установок.
Цели и задачи программынами были сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного,познавательного и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащениесодержания развития). В их содержание мы включили следующее:
1. Созданиевоспитательного пространства для формирования социальных отношений, ценностныхориентаций, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности всоциуме.
2. Созданиепедагогических условий, способствующих воспитанию свободной, физически здоровой,духовно богатой, нравственной личности.
3. Формированиегуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом,будущим поколением за результаты своей деятельности в социальной, природной,культурной среде.
4. Активизацияобщественно значимой деятельности учащихся через товарищескую заботу обокружающем мире.
В соответствии сподходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержаниепроцессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков, на которые, при практической реализации, опираетсявоспитательно-коррекционная программа, выступили следующие:
1. Принцип целостности. Целостностьхарактеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельнымкомпонентам системы.
2. Принципкоммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов,согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как еенеотрывной части.
3. Принцип структурности.Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность модели (системы) иупорядоченность взаимодействия её компонентов.
4. Принцип управляемостии целенаправленности. Цель и управление важный – системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильныйвыбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления,реализации воспитательно-коррекционной программы, соответственно, и дальнейшегоразвития воспитательной системы.
5. Принцип развития. Процессколичественного и качественного изменения, обусловленного формированием новогоинтегративного свойства, и переход на более высокий уровень.
Совокупность данныхпринципов системного подхода и паттернов синергетического подхода даётвозможность направленного положительного влияния на личность подростка впроцессе его развития, работая по принципу вытеснения и замещения отрицательныхэлементов, поскольку появление асоциальных установок и асоциального поведенияпредставляет сложное негативное образование, состоящее из элементов, образующихвзаимозависимые связи, создавая свою целостную систему, отрицательно влияющуюна личность подростка в целом.
Методологическая значимость модели, разработка на её основевоспитательно-коррекционной программы состоит в следующем:
-          система самаформирует свою границу функционирования;
-          развитиеличностной системы не однолинейно, неравновесно и альтернативно;
-          открываются новыеизмерения в изучении стихийных процессов, внося в них элементы регулирования;
— воздействия должны отвечать гуманной сущности, в противномслучае они разрушат уже имеющуюся самоорганизацию;
-          опора наопределённые особенности менталитета. Особенность российской ментальностизаключается в её нравственно ориентированной поисковой деятельности.
Таким образом, мы разработали процессуальную модельпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций, педагогические условия эффективности ее реализации будутрассмотрены далее.

3.        Комплекспедагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались натом, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагаетсямногоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения,достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий,методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневогои целе- и разнонаправленного взаимодействия со средой.
Во-первых, предупреждение и преодоление асоциальногоповедения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть организованочерез деятельность, причём с учётом ведущей для данного возраста,личностно-значимой, ценной, положительной деятельности.
Во-вторых, предупреждение и преодоление асоциальногоповедения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть поэтапным ивключать все уровни формирования ценностных ориентаций.
В-третьих, для укрепления комплекса ценностных ориентаций, непротиворечащих нормам поведения в обществе, и для предупреждения асоциальногоповедения должна быть сформирована положительная установка на коррекцию либоустановка на переформирование асоциальных ценностных ориентаций личности.
В-четвертых, для решенияпроблемы необходим комплекс технологий, так как причины, вызывающие асоциальноеповедение, действуют не единичным образом, а образуют единый фронт воздействияна подростка, и возникающие вследствие этого установки асоциального характера,взаимодействуя между собой, начинают трансформироваться в более сложноеобразование – устойчивое асоциальное поведение. В личности подростка можетнаходиться целый комплекс разных видов и степеней развития асоциальныхустановок и характера поведения, что затрудняет процесс перевоспитания,поскольку приходится исправлять сразу несколько отрицательных качеств.
Проведённый анализ позволяет нам высказать предположение, чтопредупреждение и преодоление асоциального поведения подростков будетэффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровнисформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установкиличности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка,исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентовтехнологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков,связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Под педагогическимиусловиями мы понимаем совокупность внешних обстоятельств образовательного ивоспитательного процесса и внутренних особенностей, от наличия которых зависитпредупреждение и преодоление асоциального поведения и результатом которыхявляется сформированные ценностные ориентации. То есть понятие включает в себяследующие компоненты: опосредованное влияние и самокоррекция, самовоспитание.
Первое педагогическоеусловие – ориентация на уровнисформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
Взависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию нравственныхценностей личности, как характеризуются ценностные отношения, сочетания этихценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других ит.п., можно определить уровень развития нравственных ценностей, а также, какследствие, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средствадля достижения этих целей для него предпочтительны. Содержательная сторона ииерархическая структура ценностных ориентаций показывает не только уровеньсформированности нравственных ценностей, но и то, в какой степени, выявленныенравственные ценности учащихся, соответствуют общественному эталону, насколькоони адекватны целям воспитания.
Всоответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ценностныхориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание,разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служитта или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальныеценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Выделение в структуреи содержании ценностных ориентаций этих двух групп ценностей позволяет, с однойстороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия«направленность личности», понять уровень сформированности нравственныхценностей, а с другой — оценить умение человека дифференцировать в своемсознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровнеразвития его личности.
Анализданных ведётся в строгом соответствии с процессуальной моделью предупреждения ипреодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций,изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степеньсформированности психологического механизма ценностных ориентаций, т.е.особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностныйвыбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ценностныхориентаций, является вариативность оценок при определении значимости той илииной ценности. Таким образом, по степени сформированности психологическогомеханизма можно выделить три основные группы подростков:
1)учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структураценностных ориентаций;
2)учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинаетформироваться;
3)учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще несложилась.
Как показывает практика,в процессе формирования нравственного сознания подростков для предупреждения ипреодоления их асоциального поведения ориентация должна быть направлена: нанравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией,имеющей общественную значимость, на систему этических ценностей, норм и правилповедения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социумеформ поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик подростка,основывающийся на нравственном идеале, выступающий как цель образования личности.
Исходя из синергетики, разработка методики реализацииформирования и коррекции нравственных ценностей основывается на неравновесностикак личности подростка, так и самого процесса его развития и предусматривает:
-          в познавательнойдеятельности – столкновение мнений, выяснениетрудностей при решении конкретных образовательных задач;
-          постановку подростковв ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении иотношениях;
-          оценкуположительных и негативных сторон не только личности подростка, но и социальныхявлений;
-          формированиеустановки на ценностное отношение к своим поступкам и общественным явлениям;
-          организацияличностно-значимой общественно ценной деятельности и приобретениеположительного опыта жизнедеятельности;
-          насыщение полезнойинформацией и поэтапная замена ложных ценностей;
-          обращение кпозитивным сторонам характера и поведения подростков;
-           стимулированиепотребностей самостоятельного осмысления не только уроков прошлого, но иконструирование собственной модели поведения и отношений.
Следующим педагогическимусловием является формирование установки личности на коррекцию ценностныхориентаций и асоциального поведения подростка, исходя изсистемно-синергетического подхода.
Установка является одним из ведущих элементов, определяющихнаправленность личности. Её ценность состоит в установлении устойчивых ценностныхотношений, в нацеливании личности на конкретный вид деятельности, формированиисоответствующих черт личности, ориентацию на социокультурные ценности, которыевыступают средством положительной социализации личности, что в свою очередьявляется предупреждением ее асоциального поведения. Установка как ценностьвыполняет целеопределяющую, интегративную, прогностическую функции.
В связис этим выделяется несколько блоков, или элементов, установки:
— установка на максимальное включение личности в общественно ценную деятельность;
— установка на преодоление асоциального поведения;
— способность выдержать испытание стрессом.
Мотив и установка являются частью направленности, ориентацииличности. Поэтому у человека с выработанной установкой на усвоение воспринимаемойинформации, по сравнению с теми, у кого её нет, наблюдается резкое повышениекачественного восприятия определённого воздействия, причём это касается какположительного, так и отрицательного влияния.
Моделирование процессапредупреждения и преодоления подростков на этапе формирования установкивключает в себя:
— неравновеснуюсинергетическую социокультурную среду. Эта среда, подпитывая личностьподростка, придаёт соответствующие силы формирующимся установкам;
— системноевзаимодействие структурных компонентов, составляющих процессуальную систему,функционирующих на соответствующих установках;
— формированиенаправленности личности с установкой на предупреждение и преодолениеасоциального поведения личности подростка.
Эффективность реализации модели, её установок на коррекциюасоциального поведения подростков связано с выбором и разработкой технологиифункционирования педагогического процесса. Технологический подход выступаетсредством реализации модели предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков. Мы выделяем следующее педагогического условие: разработкатехнологических основ предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Особенность технологических основ состоит в ихгуманистической направленности на личность. Для решения поставленных задачпредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков нами выделеныотдельные технологии: технология управления, управленческого воздействия;технология ориентации подростков на социокультурные, нравственные ценности;технология развития рефлексивной сферы личности подростка (самовоспитания);технология адаптации подростка к требованиям социума; технология коррекциипотребностей, мотивов, деятельности, ценностных отношений подростков.
Данное педагогическое условие характеризуется признаками, ккоторым следует отнести: конкретность, диагностичность целей, алгоритмичность,системный анализ, пооперационность воспитательных действий, направленных надостижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерениярезультатов воспитания.
Комплексностьпедагогических условий, которые реализовывались на каждом этапе программы,заключается в следующем. Через всю программу проходит первое педагогическоеусловие, так как без регулярной оценки развития уровня сформированностинравственных ценностей невозможно было бы простроить эффективные путипредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, закрепляя приэтом положительные установки, которые в свою очередь сформировались за счётреализации второго педагогического условия. Комплексность данных условийлогически дополняет третье педагогическое условие. Соответственно, используяэти условия по отдельности, как это происходило в традиционном воспитательномпроцессе в контрольных классах, добиться эффективного результата, как вэкспериментальных классах, педагогам не удалось, так как при исключении одногоиз звеньев в цепочке процесса воспитание становится скачкообразным, обрывочным,и достигнутые нами результаты не имеют должного закрепления и развития. Впроцессе реализации программы это было доказано как методико-диагностическимисредствами, так и методами математической статистики.
Таким образом, мывыделили комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков на основе ценностных ориентаций. Далее будет описанареализация данных педагогических условий в рамках разработанной воспитательно-коррекционнойпрограммы.

4.        Цель,этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемыисследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективностивоздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработаннойпроцессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программепредупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций.
Экспериментальная работа осуществлялась в ходепедагогического эксперимента. Отличительными особенностями педагогическогоэксперимента являются: создание специальных экспериментальных ситуаций дляформирования заданного качества; моделирование педагогического процесса какобразца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробацияполученных данных в массовом опыте профессионального образования.
В ходе педагогического экспериментамы решали следующие задачи:
1). Выделитькритерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков.
2). Изучитьсуществующий уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.
3). Проанализироватьэффективность разработанного комплекса педагогических условий, способствующихпредупреждению и преодолению асоциального поведения подростков на основеценностных ориентаций.
В работе с подросткамиприменялись диагностические средства, позволяющие эффективно оценить уровеньсформированности ценностных ориентаций: наблюдение, методика «Мотивация успехаи неудач», тест «Ценностные ориентации», изучение особенностей формированияценностных ориентаций. На констатирующем этапе работа велась по направлениям:
1. Выявление ведущейсферы личности подростка: потребностной, мотивационной, деятельностной.
2. Выявление уровнясформированности и направленности ценностных ориентаций подростков.
3. Выявлениенаправленности мотивации личности подростков.
4. Выявление личностныхособенностей, присущих подростку в связи с преобладанием той или иной сферы.
Надёжность результатовэксперимента обеспечивалась нами путём продуманного вступления групп учащихся вэксперимент, то есть контрольные и экспериментальные группы обладалиравноценными показателями выделенных критериев эффективности работы. Дляопределения этого мы использовали методы математической статистики, а именноТ-критерий. Он позволил, используя методику «Мотивация успеха и неудач», присравнении КГ и ЭГ после нулевого среза обнаружить, что р-уровень значимостиt-критерия составляет >0,05. Это характеризует отсутствие достоверныхстатистически значимых различий между КГ и ЭГ, то есть они вступили вэксперимент с равноценным потенциалом.
После определения комплексапедагогических условий создание воспитательно-коррекционной программы для егореализации становится неотъемлемым этапом предупреждения и преодоленияасоциального поведения. Воспитательно-коррекционная программа целенаправленно имногоуровнево включает в себя выделенные педагогические условия, реализует ихкомплексно, объединяет методы воспитания; делает их более вариативными илабильными, а соответственно, сам процесс предупреждения и преодоленияасоциального поведения более выверенным и эффективным.
Основная концептуальная идеявоспитательно-коррекционной программы заключается в том, чтобы деятельность повоспитанию подрастающего поколения стала важнейшим фактором формирования единойкультуры, приемлемой системы ценностей, представляющих с одной стороны,составную часть общечеловеческой культуры, а с другой – средство культурногоразвития личности участников воспитательного процесса. Конечной цельюреализации нашей программы является выпускник как сформированная личность. Впрограмме обеспечивается самореализация генетического, психологического,социального потенциала каждого воспитанника за счет личностного роста. Мыпредполагаем, что результатами реализации программы станут следующие положения:
1. Улучшение достигнутогодо эксперимента уровня результатов воспитательной деятельности вопрекиухудшающейся окружающей действительности.
2.Улучшение общегоморально-нравственного климата.
3.Усиление ориентациивоспитанников на духовные, моральные ценности;
4. Начало тенденцииснижения агрессивности, нигилизма в поведении, хулиганства, правонарушений, преступлений.
5.Вопитаниеотрицательного отношения подростков к алкоголю, курению, наркотикам.
6.Повышение уровнясамореализации, самоопределения, саморазвития воспитанников, улучшение ихпсихофизического здоровья.
Обобщённые результаты представленыв таблице, где отражены начальные и конечные результаты, а также определеннаянаглядность эксперимента. Рассматривая особенности формирования механизмадифференциации ценностных ориентаций по результатам исследования, можносказать, что у экспериментальных классов важный элемент структуры относительносформирован (см. табл. 1, рис.1).

Таблица 1
Уровни механизмадифференциации ценностных ориентаций подростковШкола Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков Очень низкий уровень Низкий уровень Высокий уровень Начало экспер-та
Конец
 экспер-та
Начало
экспер-та
Конец
экспер-та
Начало
экспер-та
Конец
экспер-та % % % % % % 109 (Эг) 83.3% 9.5% 15.5% 32.1% 1.2% 58.3% 81 (ЭГ) 80.9% 4.8% 16.7% 33.3% 2.4% 61.9% 5 (КГ) 73.8% 6% 22.6% 73.8% 3.6% 20.3%
/>
Рис.1. Уровни механизмадифференциации ценностных ориентаций подростков
В экспериментальныхклассах количество учащихся с высоким уровнем развития механизма дифференциацииценностных ориентаций составляет 58.3% и 61.9% учащихся, в контрольных – 20.3%.Это позволяет охарактеризовать в экспериментальных классах степень личностнойзрелости как вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития(в то время как в контрольных классах, наоборот  отмечаем несоответствие), атакже говорит о выстраивании индивидуальной системы ценностей в определённуюиерархическую структуру, выражающую менее и наиболее актуальные жизненные цели,формирования комплекса ценностных ориентаций с определённым набором ценностей,ценностных отношений.
В контрольных классахпревалирует процент учащихся с низким уровнем развития механизма дифференциации- 73.8%, поэтому нельзя утверждать, что данный механизм превратился вустойчивую личностную характеристику.
Также существуетнекоторый процент учащихся в экспериментальных классах с низким уровнемразвития механизма дифференциации — 32.1% и 33.3%. Данная часть учащихся вконтрольных и экспериментальных классах не осознали свою жизненную позицию, неопределили своего личностного отношения к ценностям окружающего мира. Вэкспериментальных классах процент таких учащихся ниже на 41.7% и 40.5%, чтохарактеризует эффективность программы.
В этот период начинаютсяконфликты с взрослыми и все силы направляются на противостояние всемуадекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, учащиесясчитают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватныеценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов.Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь вугнетённом конфликтами состоянием.
Итак, после реализациивоспитательно-коррекционной программы предупреждения и преодоления асоциальногоповедения подростков на основе ценностных ориентаций улучшение результатовпроисходит за счёт того, что она направляет и упорядочивает развитие ценностныхориентаций, формирует и укрепляет приемлемую жизненную позицию. Это объясняетсятем, что данный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций какоснов жизненной позиции, которая способствует становлению мировоззрения,формированию эмоционально-ценностного отношения к себе.
Программа с первыхмероприятий обеспечивает деловое сотрудничество, что повышает самооценкуподростка и даёт возможность поверить в свои силы, рассчитывать на успех,важная роль принадлежит успешности в деятельности; чего чаще не хватаетучащимся, не включённым в программу. Обеспечивается снижение определённыхкризисных и конфликтных ситуаций, так как возникают устойчивые ценности, мотивыповедения.
В контрольных иэкспериментальных классах остались подростки с асоциальными установками иповедением, но в контрольных классах их на 13.3% больше, чем вэкспериментальных, что также говорит в пользу совмещения традиционных инетрадиционных методов воздействия и воспитания. Данных подростков характеризуютуглубившиеся, оставшиеся без внимания гипертрофированные особенности поведения,характера (негибкость, болезненные переживания). Уход в себя, квазипотребности,неадекватная самооценка, отрицательное поведение, ложные ценности, идеалы — всёэто закрепляется в сознании подростка, имевшего лишь асоциальные установки, абез воспитательно-коррекционного вмешательства формируется асоциальноеповедение, которое сложно корректировать.
Все представленныеданные, эффективность программы и комплекса педагогических условий мыподтверждаем методами математической статистики:
1. ANOVA Фридмана икоэффициент конкордации, или согласия Кендалла. Выявление достоверностиизменения показателей от среза к срезу:
в ЭГ р-уровень значимости
в КГ р-уровень значимости
2. Т-критерии. Присравнении КГ и ЭГ после третьего среза р-уровень значимости вычислен сдостоверностью 0,000001, что характеризует достоверность различий между КГ и ЭГи, соответственно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, мыдоказали наличие статистически значимых различий между группами послепрохождения программы предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций и переход на качественно новыйуровень развития личности. Следовательно, это не может быть объясненослучайными причинами, а является следствием достоверности и эффективностипрограммы, в которой реализуется комплекс педагогических условий, способствующийне только предупреждению, но и преодолению асоциального поведения.

5.              Общиевыводы и заключения
Результаты экспериментапоказали значительные качественные изменения в поведении. При переходе от этапак этапу происходит развитие личности в позитивном направлении, что выражается ввозможности креативности, укрепление самостоятельности и ответственности. Темсамым происходит реализация и самореализация личности в ходевоспитательно-коррекционной программы, что подтверждает ее эффективность.
Асоциальные установки,асоциальное поведение, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны иподвержены взаимному влиянию, так что при отсутствии полноценнойвоспитательно-коррекционной работы усугубляется «трудность» подростка, приводяк возникновению новых признаков асоциальности в развитии личности или повышаяуровень запущенности уже имеющихся. Поэтому на начальном этапе предупреждения ипреодоления асоциального поведения было очень важно разорвать такиеотрицательные связи, задавая новый тон в развитии подростка. Наблюдая лишьнебольшие сдвиги в снижении уровня асоциальности, мы в действительностиполучили разрыв отрицательных взаимозависимостей между данными видамиасоциального поведения и направили развитие личности подростка в положительноерусло.
Основной упор в нашейработе делается на сочетание индивидуальных и групповых форм работы спривлечением педагогов, родителей. В ходе чего мы получили большой процентподростков со сформировавшимся высоким уровнем механизма дифференциацииценностных ориентаций; мотивации на успех; с деятельностной сферой. Параллельнос этим мы добились повышения самооценки, уменьшения конформности, выработкиположительных черт характера, навыков межличностного общения, определенияжизненной позиции, стратегии, системы ценностных отношений, формированиякритического отношения к вредным привычкам, так как, работая над определённымикритериями, мы невольно затрагиваем и прилежащие особенности личности, а таккак это целостная система, то и изменения происходят с личностью в целом.
Серьёзность проблемытребует целенаправленной общепедагогической подготовки студентов к работе поформированию ценностных ориентаций, по предупреждению и преодолениюасоциального поведения, нейтрализации асоциальных установок. Разумеется, мерарезультативности индивидуальна для отдельного региона, школы, класса, отдельногоподростка, но следует не отчаиваться при слабых достижениях, а неуклонно вестиучащихся к высотам человеческой жизни.
Наше исследование неисчерпывается содержанием рассматриваемой темы. Дальнейшие развитие может бытьпродолжено в следующих направлениях: разработка целостной воспитательнойсистемы, направленной на предупреждение и преодоление асоциального поведения иасоциальных установок в развитии личности; на поиск, определение и внедрениеновых методов и условий как предупреждения, так и преодоления асоциальногоповедения подростка, а также анализ предпосылок такого поведения в дошкольном ишкольном возрасте; разработка диагностических программ, позволяющих определятьуровень асоциальности на ранней и последующих стадиях «трудности» подростка.

Основноесодержание отражено в следующих публикациях:
1. Звягина Е.В. Проблемаценностей и вопросы ценностных ориентаций подростков / Е.В.Звягина //Современные технологии образования: сборник научных трудов 4-й межрегиональнойзаочной научно-практической конференции. Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 51 –60.
2. Звягина Е.В.Особенности коррекционного подхода к асоциальному поведению подростков региона/ Е.В.Звягина // Современные технологии образования: сборник научных трудов4-й межрегиональной заочной научно-практической конференции. Магнитогорск: МаГУ,2005. – 60 -64.
3. Звягина Е.В.Информационное насилие как социально педагогическая проблема / Е.В.Звягина //Социальная педагогика как синтез науки и практики: ведущие тенденции и динамикаразвития: сборник статей / Под ред. М.А.Валеевой, С.В. Сальцевой, Ю.П.Яблонских. — Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. – С. 180-184.
4. Звягина Е.В.Беспризорность: государственно-педагогический ракурс / Е.В.Звягина //Социальная педагогика как синтез науки и практики: ведущие тенденции и динамикаразвития: сборник статей / Под ред. М.А.Валеевой, С.В. Сальцевой, Ю.П.Яблонских. — Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. – С. 184-189.
5. Звягина Е.В.Возникновение, этапы и уровни зависимых состояний подростков / Е.В.Звягина //Проблемы истории, филологии, культуры: сборник научных трудов. — М.;Магнитогорск: МаГУ, 2006. — Вып.17. — С. 283 — 288.
6. Звягина Е.В.Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведенияподростков на основе ценностных ориентаций: методические рекомендации /Е.В.Звягина. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 32 с.
7. Звягина Е.В. Причинывозникновения и уровни зависимых состояний подростков / Е.В.Звягина // Проблемыобразования и развития личности учащихся: Сборник научных трудов / под ред.В.А.Беликова. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — Ч.1. – С. 54-60.
8. Звягина Е.В. Проблемыорганизации эффективной педагогической и психологической помощи по преодолениюшкольной дезадаптации / Е.В.Звягина // Педагогические аспекты математическогообразования: сборник научных трудов / под ред. П.Ю.Романова. — Магнитогорск:МаГУ, 2006. — Вып. 3. — С.23 — 27.
9. Звягина Е.В.Региональные проблемы профилактики правонарушений подростков / Е.В.Звягина //Педагогические аспекты математического образования: сборник научных трудов /под ред. П.Ю.Романова. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — Вып. 3. — С.27 — 32.
10. Звягина Е.В.Нравственные ценности и ориентация на них подростков / Е.В. Звягина //Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы:материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 40-летиюфакультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственногоуниверситета / под. ред. В.М. Белого. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — С. 467–474.
11. Звягина Е.В.Взаимодействие классного руководителя и подразделений школы в формированииценностных ориентаций подростков / Е.В. Звягина // Непрерывное художественноеобразование: содержание, проблемы, перспективы: материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции, посвящённой 40-летию факультетаизобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственногоуниверситета / под. ред. В.М.Белого. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — С. 474–482.

Регистрационный № 1348 от09.03.2004 г. Подписано в печать 23.10.2006 г.
Формат 60´841/16. Бумага тип № 1. Печатьофсетная.
Усл. печ. л. 1,00.Уч.-изд. л. 1,00. Тираж 100 экз. Заказ № 554.
Бесплатно.
Издательство Магнитогорскогогосударственного университета
455038, Магнитогорск, пр. Ленина,114
Типография МаГУ
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Задонщина
Реферат Creatine The Facts Essay Research Paper To
Реферат 33 лет На конференцию выносятся следующие вопросы: I. Современная модель России, состояния и тренды развития
Реферат Методы анализа транзисторных усилительных каскадов
Реферат Hostility In Lord Of The Flies Essay
Реферат Дослідження метеорологічних умов мікроклімату у виробничих приміщеннях
Реферат Облік касового виконання бюджету установами банківської системи і звітність установ банків по ка
Реферат Финансовая среда, данная в ощущениях
Реферат Роль всемирной организации интеллектуальной собственности в сотрудничестве государств по вопроса
Реферат Math Essay Research Paper Math seems to
Реферат Развитие силы у старшеклассников
Реферат Життя і політична діяльність Петра Кононовича
Реферат Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского
Реферат Автоматизированная система документационного обеспечения управления
Реферат Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере УОП Нефтехим