Реферат по предмету "Психология"


Межличностный аспект речевого общения

Межличностныйаспект речевого общения

План
1.     Речькак феномен человеческой коммуникации.
2.     Языки дискурсивное мышление.
3.     Межличностнаякоммуникация как составляющая часть структуры общения.
4.     Восприятиеи понимание в структуре межличностного общения.
5.     Уровниобщения и его особенности в различных условиях.

1.Речь как феномен человеческой коммуникации
Речьчеловека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, какпредмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (намкажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологическогои понимание развития морфологии речи как процесса, обусловленного развитиемобщественно-экономических отношений); во-вторых, как предмет психологии, т. е.как своеобразная деятельность индивида, развивающаяся в процессе развития егоотношений к действительности (частью которой является речь в ее объективном,общественно-историческом бытии) и, наконец, в-третьих, как системафизиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но ккоторым она не сводится.
Обращаясь кпсихологическим исследованиям речи (и в первую очередь к исследованиям Л. С.Выготского), можно выразить их главные результаты в следующих положениях:
 1) речькак своеобразная деятельность не стоит в ряду с другими видами деятельности, нозанимает центральное место в процессе психологического развития; развитие речивнутренне связано с развитием мышления (в реальном единстве с которым оновыступает) и с развитием сознаний в целом;
2) речь имеетполифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях; речиприсущи коммуникативная функция (слово — средство общения), индикативнаяфункция (слово — средство указания на предмет) и интеллектуальная,сигнификативная, функция (слово — носитель обобщения, понятия); все эти функцииречи внутренне связаны друг с другом;
3) речьявляется полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативнаяречь, то как речь громкая, ноне несущая прямой коммуникативной функции, то какречь внутренняя. Эти формы речи реально могут переходить одна в другую;
4) в речи (исоответственно в слове) следует различать ее физическую внешнюю сторону, ееформу, и ее семантическую (смысловую) сторону;
5) слово какединица человеческой членораздельной речи, во-первых, имеет предметнуюотнесенность (что составляет специфический признак человеческого слова) и,во-вторых, имеет значение, т. е. является носителем обобщения;
6) процессразвития речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся вувеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, но процесскачественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития,который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает(как и процесс распада речи) все перечисленные функции, стороны и связи слова[5].
Главное содержаниеупомянутых исследований развития речи составляло исследование значения слова вего развитии. Полученный в этих исследованиях богатейший фактический материалпозволил установить, что, во-первых, в процессе онтогенеза значение слова качественноизменяется, т.е., строение того обобщения, носителем которого является слово (итем самым изменяется и форма связи слова и действительности); во-вторых,процесс развития слова осуществляется в процессе общения, в котором ребенок иовладевает значениями слов и «кристаллизованным» в них опытом человечества; втретьих, общение есть таким образом процесс реального взаимодействия«начальной» и «идеальной» (т.е. конечной) форм речи, ведь речь ребенкаразвивается не в монологе, а в диалоге, т.е. во взаимодействии с речьювзрослых; в-четвертых, развитие значения слов есть определяющий момент накаждой данной ступени психологического развития ребенка (это и есть реальноеразвитие осмысленности, т. е. разумности и свободы).
Такимобразом, для более полного и правильного уяснения процесса развития речинеобходимо дальнейшее теоретическое и экспериментальное исследование,направленное на вопрос о том, что движет развитием значений, т. е. на вопрос стом, что открывается за общением, по каким законам осуществляется переход от одногоуровня развития значений к другому, высшему уровню.
Рассматриваяречь с ее семантической стороны, мы прежде всего открываем в словеспецифический признак всякого истинного, т. е. человеческого, слова — егоотнесенность к некоторой действительности (предметную отнесенность слова); нослово не только относится к предмету, означая предмет, оно обобщает его, т. е.оно всегда является носителем некоторого обобщения; обобщение, лежащее засловом, и составляет в своей психологической характеристике то, что мы называемзначением слова.
Равнымобразом и процесс развития речи не есть прямой количественный процесс,выражающийся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова исопровождающийся постепенной утратой речью своего внешнего двигательногокомпонента, как это представлено в известной схеме Д. Уотсона (громкая речь —шепот — беззвучная речь), но это есть сложный процесс качественных изменений,который охватывает все перечисленные нами функции, стороны и связи слова.Главное содержание процесса развития речи и составляет развитие еесемантической стороны, связанное с развитием мышления и сознания ребенка вцелом. В процессе психологического развития ребенка меняется значение слова, т.е. то обобщение, носителем которого оно является. Это не значит, что меняется ипредметная отнесенность слова; слово — «рычаг» в речи ребенка и в речивзрослого может быть одинаково отнесено к данной конкретной вещи, но в то времякак в сознании ребенка это слово выступает как носитель первичного обобщенияряда конкретных предметов, например в значении рукоятки машины, длинной палки ит. п., для сознания взрослого человека слово «рычаг» значит любое физическоетело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения сил. Таким образом, то,что называется конкретностью детского мышления, полностью раскрывает себя всвоеобразии строения значения детского слова, кристаллизующего в себеобобщающую деятельность ребенка.
За развитиемзначений лежит реальное развитие мышления, ибо вместе с процессом развитиязначений изменяется и форма отношения слова к конкретной действительности. Этонетрудно показать на уже приведенном нами примере: в то время как обобщение,лежащее за словом ребенка, связано с соответствующей ему действительностьюотношением прямой отнесенности, научное понятие рычага соотносится с конкретнымпредметом в сложном движении перехода через систему опосредствующих обобщений,т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, вкотором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется«переливание» понятия в другие понятия.
2.Язык и дискурсивное мышление
Благодаряязыку человек может проникнуть в глубь вещей, выйти за пределынепосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение,вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию,передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственногоразвития путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.
Однако языкимеет и еще одну очень существенную роль, выходящую за пределы организациивосприятия и обеспечения коммуникаций. Наличие языка и его сложныхлогико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основелогических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему непосредственному чувственномуопыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операцию вывода, неопираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами,которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможностьсложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которыеявляются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.
Этаособенность решающим образом отличает сознательную деятельность человека отпсихических процессов животного. Животное может формировать свой опыт лишь наосновании непосредственно воспринимаемых впечатлений или, в лучшем случае, наосновании наглядной «экстраполяции» тех событий, которые поступают к нему ввиде непосредственного впечатления [5].
Известно, чторазвитие психики в животном мире либо ограничивается передающимися понаследству сложными программами поведения, либо наряду с безусловными связямибазируется на условно-рефлекторных связях, начиная от самых элементарных икончая самыми сложными формами, которые и приводят к возможности экстраполяциинепосредственных впечатлений.
Совершенноиные возможности открываются у человека благодаря языку. Владея речью, человекоказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственныхвпечатлений, но и из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностьюделать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного,чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающееблагодаря языку.
Средстваязыка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность не тольконазывать и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но иобеспечивать новый, отсутствующий у животного процесс продуктивного логическоговывода, который протекает на вербально-логическом уровне и позволяет человекувыводить следствия, не обращаясь непосредственно к внешним впечатлениям.
Сложившийся втечение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетаниянескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основелогического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегосяс помощью речи, может являться силлогизм.
Логическоемышление человека обладает многообразными кодами или логическими матрицами,являющимися аппаратами для логического вывода и позволяющими получить новыезнания не эмпирическим, а рациональным путем. Оно дает возможность вывестинеобходимые системы следствий как из отдельных наблюдений, которые с помощьюязыка включаются в соответствующую систему обобщений, так и из общих положений,которые формулируют общечеловеческий опыт в системе языка.
3.Межличностная коммуникация />каксоставляющая часть структуры общения
Анализмежличностной коммуникации – это анализ того, как с помощью каких средствпроисходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, т.е.субъективного опыта, от одного субъекта к другому.
Важнейшаяхарактеристика коммуникативной стороны общения – это ее знаковый иинтерпретативный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либознаков, иначе она не может быть представлена для человека.
Речь — этоиспользование языка в коммуникативных целях, поскольку человеческая речьвозникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщитьчто-либо.
Структураречевой коммуникации предполагает как наличие элементов прохождения информациипо коммуникативной цепи (отправитель → кодирование сообщения → движениепо каналам → расшифровка (декодирование → получатель), так ипсихологических (намерение, замысел, цель, понимание сообщения) исоциально-ролевых (статусные, ситуативные роли участников общения, используемыеими стилевые приемы) характеристик.
На процессвзаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторыеособенности использования языка в речи. В их числе – денотация, коннотация,полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки.
Всоциально-ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающихвыступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Но не толькоролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников. А ивыбранные языковые средства, в частности – социально-символические средствадемонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся (форма обращения,имитация произношения, стиль речевого поведения) [7].
Невербальнаякоммуникация – это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений,закодированных и передаваемых через выразительные движения тела, звуковоеоформление речи, определенным образом организованную микросреду, окружающуючеловека, использование материальных предметов, имеющих символическое значение.От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность,ситуативность, синтетичность, спонтанность.
Интерпретацияневербального поведения – творческий процесс, который требует от его участниковнаблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е.коммуникативной компетентности с учетом множества специфических факторов.
Способностьслышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаряобратной связи (оценочной и без оценочной) мы можем поддерживать иликорректировать впечатления других о нас и наших установках.
Выделяютнерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили слушания, в основекоторых лежит использование определенных речевых приемов. Эффективноеприменение различных стилей слушания способствует сохранению и развитию межличностногообщения.
4.Восприятие и понимание в структуре межличностногообщения
Социальнаяперцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основеестественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания однимчеловеком другого. Включает: – познание себя в процессе общения (черезрефлексию), – познание и понимание людьми друг друга (через идентификацию,эмпатию, аттракцию), – прогнозирование поведения партнера по общению (черезкаузальную аттрибуцию).
Воспринятыеэлементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначнымисигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту,что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры иэстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т.д. Образ –представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношениюк данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему,направляет поступки, т.е. выступает регулятором поведения по взаимодействии сэтим человеком.
Формированиеобраза и его структура зависит и от особенностей воспринимаемого, и отситуации, от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возрастаи пола, наблюдательности, начитанности и др. факторов. В особенности: факторпревосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю.
Первоевпечатление не лишено ошибок, и наиболее типичные из них: «эффект ореола»;проецирование, эффект снисходительности, эффект стереотипизации. Один изспособов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступившейинформации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываютсяобществом, являясь честью культуры, усваиваются человеком с детства. Процессобразования стереотипов неизбежен и направляется различными видами искусства,литературой, группой, в которой находится человек и чье влияние испытывает.
Рациональноепонимание – это накопление, систематизация вербализированных знаний о другихлюдях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений,оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам,свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оцениватьпоступки людей и прогнозировать их поведение.
Путьлогического, рационального познания может быть представлен как интерпретация,выступающая в форме суждения, рассуждения, диалога, наррации; состоящая излогического, языкового, практического компонентов; реализующаяся черезмеханизмы узнавания, вспоминания, уподобления, постановки гипотез, объединенияи объяснения, интуиции, рефлексии, эмпатии.
 Каузальная атрибуцияявляется одним из способов интерпретации и заключается в приписывании причинповедения других людей. Может быть личностной, обстоятельной, стимульной.
Национальныйстереотип – инструмент политики; упрощенный, схематизированный, эмоциональноокрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы илиобщности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Причины ихвозникновения – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальныхразличий.
Наряду ссоциальными стереотипами служат частично неосознаваемым фундаментом сохранениясоциальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа,раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопониманиямежду людьми, способствуя возникновению предрассудков – необоснованныхнегативных представлений о других людях, не меняющихся даже при наличииубедительных свидетельств того, что данные суждения несправедливы, ошибочны.Предрассудки – это экономичный способ мышления; их «запускает» тревожность, угрозачувству безопасности.
5.Уровни общения и его особенности в различных условиях
Люди, какправило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно можетзаниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнятьобщественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этомобязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек,он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли,которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и котораяпозволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будутразличны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте,руководителя предприятия или правительственном чиновнике.
В свое времявидный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший намногоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различалмакро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут,различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение,с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся иреализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людейкак субъектов этой деятельности. [5]
Микроуровеньсостоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включаеттакие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальныхусловиях люди взаимодействуют на всех уровнях.
Обычнорассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда толькоодному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивногоисполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов,обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор,диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этомпроцессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами пообщению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то,которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это иразговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседаученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особымипроявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдениедостаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избеганиедолгих прямых взглядов.
Совсемпо-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственнойдистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятсяприкоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментовсвидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза другдругу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.
Эти параметры(пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпываютспецифику подобных ситуаций. К ним добавляются множество других: интонации ипазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д.
В наиболееобщем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные иневербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть как ичто люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы,взгляды, организация пространства общения и т.д.
Главную рольв общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: какобращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют лислова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведениебеседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумениипублично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически незадумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями,коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотимсказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находимслов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшаяневербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человеквнимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза,выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние насобеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, бытьмаксимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести кобратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других«невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, еедлительность и т.д.
В социальнойпсихологии существует множество типологий общения, использующих самые разныеоснования, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия ит.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденныхситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу иинтимно-личностное общение.
Деловоеобщение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижениекакого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобноевзаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностныхотношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным ит.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. Втаких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которогоделовая беседа состояться не может.
Воспитательноеобщение — это ситуации, в которых один из участников целенаправленновоздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат,то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить ит.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянноавторитетом и знаниями.
Диагностическоеобщение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседникеили получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом ит.п.). Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой —отвечает. Чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен правильнозадавать вопросы, учитывая собственный статус и статус отвечающего, его готовностьдавать ответы и т.д.
Интимно-личностноеобщение во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнерывнутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы вустановлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всеготакое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени являетсярезультатом предшествующих взаимоотношений.
Общениеиграет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуетсярядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такоевзаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрениядругого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтенысобеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны,пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем,использование которой может способствовать более легкому и быстромуустановлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контактесебя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое вдействительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причинойнапряженности общения. [1]
В ситуациигрупповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия нестоль значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены навзаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудиториивсегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать неочень интересную или уде знакомую информацию, когда же перед тобой только одинчеловек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначеобщение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общенияособенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Спецификадиадического общения определяется формальными ролями, в которых находятсясобеседники.

Литература
1.  Алешина Ю.Б., ПетровскаяЛ.А. Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2.  Андреева Г.М. Предметсоциальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия посоциальной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
3.  Гримак Л.П. Общение ссобой — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.
4.  Колшанский Г.В.Контекстная семантика. – М.,1980.
5.  Леонтьев А.А. Язык. Речь.Речевая деятельность.– М.: Педагогика, 1969.
6.  Пиз А. Общие понятия оязыке жестов //Хрестоматия по социальной психологии — М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994.
7.  Робер М., Тильман Ф. Общиесведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии — М.:Международная педагогическая академия, 1994.
8.  Смелзер Н. Социология — М.: Феникс, 1994.
9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.