Реферат по предмету "Психология"


Методы преподавания психологии

1. «Учебный предмет» как категория дидактикиэто система педагогически-адаптированного, ценностного и целеориентированного знания, соответствующего определенной области науки или практики. это система видов совместной познавательной деятельности, предметом которой является педагогически адаптированные знания. образовательная программа, построенная на определенной области знания.
Основнаяструктурная единица учебно-воспитательного процесса. Каждый У.п. имеет гл.функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные научныезнания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранный язык,черчение), способности к определённому восприятию действительности(изобразительное искусство, музыка). Однако предмет школьного изучения нельзя идентифицироватьс соответствующей областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает еёсодержание, во-вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений инавыков, не свойственных собственно содержанию науки.
У.п. несводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает идругие компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию,принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др.Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У.п., которыесоответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию — основы наук; нравственному воспитанию — предметы социального цикла;эстетическому воспитанию — предметы эстетического цикла; воспитаниюкоммуникативности — предметы языкового цикла.
2. Психология как учебныйпредмет.
3. Знание как категориядидактики.
Знание это образ объекта в сознании субъекта.Знание предстает как форма развивающаяся, включающая в свое содержание иуказание на границы своей применимости, и указание на способы своего получения(возникновения).
В понятие знание включаются – умения и навыки.трактуются как формы познавательной активности субъекта, указывающие на ееоперационально-динамическую сторону. Знание всегда о чем-то, оно предметно.Умения и навыки – субъектны. Они характеризуют способность человека кпреобразованию, трансформации объекта сообразно с закономерностями егособственного существования.
4. Психологическое знание иего специфика.
Психология –это отрасль знания, или, система доказательного знания о психическойреальности. Объектпсихологии есть объективированные формы субъектной активности.Психологическоезнание в существенной свой части – это знание о сознании.
Ведущая особенность психологического знания состоитв том, что оно возникает как результат осознания свойств сознания. Впсихологическом знании явственно обнаруживается то, что оно есть единствопроцессов объективации и субъективации (осмысления).
ВЕРИФИКАЦИЯ (от латинскогоverus — истинный и facio — делаю), проверка, эмпирическое подтверждениетеоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами,фактическими данными, экспериментом.
Специфика психологического знания в том, каковыпроцедуры его верификации. В данном случае верификация предполагает соотнесениетипичного, наиболее вероятного поведения со сформировавшимися у субъектапредставлениями о должном, социально одобряемом поведении. Знание истинно, еслиобраз объекта в сознании субъекта соответствует (тождествен) самому этому объекту.Применительно к психологическому знанию проблема сразу же обостряется,поскольку объект психологического знания также часто существует лишь в самомсознании. (шкалы лжи в личностных опросниках)
5. Методологические основанияклассификации типов психологического знания.
Появление: возрастной психологи, детской,дифференциальной и т. п.
6. Методические основаниятипов психологического знания.
7. Понятие образовательногостандарта.
Образовательный стандарт по той или иной учебнойдисциплине призван выполнять функции норматива, который служит для оценкиуровня соответствующей подготовки. Он должен включать в себя, с одной стороны,программы учебно-познавательной и педагогической деятельности, а с другой –процедуры (средства), позволяющие оценить уровень владения материалом,предусматриваемый этими программами.
Подходы к разработке образовательного стандарта.
Психологдолжен владеть такими вопросами как:
1.   объект и предмет психологии
2.   соотношение объективной и субъективной реальности
3.   психика и организм
4.   активность психики: психика, поведение, деятельность
5.   структура субъективной реальности
6.   личность и межличностные отношения
7.   свобода воли
8.   личностная ответственность
9.   общее и индивидуальное в психике человека.
8. Учебник как элемент системыдидактического обеспечения учебного процесса.
Книга, в которой систематически излагаются основызнаний в определённой области на уровне современных достижений науки икультуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям изадачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальныхгрупп.
У., с однойстороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным)источником знаний, с другой — одним из гл. средств обучения. Через У.осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призванформировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта,формированию у него умения оценивать явления и события окружающейдействительности, определять своё место в обществе.
Как средство обучения У. обладает определённойматериальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана ссодержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положениепредъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор),требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.
Теория У.развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств,книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структурыУ.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплекснаяинформационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др.Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только егоэкспериментальная апробация в процессе обучения.
Разработка в70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условияхединой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не можетобеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задачасоздания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебныхпособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатурыдополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы покаждому классу и учебному предмету. В ходе реформ в 90-е гг. издание учебнойлитературы стало одним из факторов сохранения единого образовательногопространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисномуинвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, атакже государственному образовательному стандарту.
9. Современная учебнаялитература по курсу общей психологии.
Р. С. Немов «Психология»издательство Владос
Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение вобщую психологию» Москва ЧеРо Юрайт 2000
А. Г. Маклаков «Общая Психология»Питер 2000
Г. С. Абрамова «Общая психологияучебное пособие для ВУЗов» М.: Академ. Проект 2002
Л. Б. Ительсон «Лекции по общейпсихологи» АСТ Харвест
Е. А. Климов «Общая психологи»Юнити
Первушина О. Н. Общая психология:Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ,1996.
10.  Механизмыучебно-познавательной деятельности. 11. Факторы её успешности.
Один из основных видовдеятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способовдеятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществлениеУ.д. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознанияи мышления, осн. компонентами которого являются содержательные абстракции,обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
У.д. нельзя отождествлять стеми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие видыдеятельности (игровую, трудовую и др.). У.д. сознательно направлена на усвоениезнаний и способов деятельности.
У.д. выполняет двоякуюсоциальную функцию. С одной стороны, она является условием и средствомпсихического развития человека, обеспечивая ему усвоение знаний и тем самымразвитие специфических способностей, с другой — У.д. является одним из осн.средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.
Как и игра, У.д. — производный, исторически выделившийся из труда виддеятельности; её выделение связано с появлением теоретического знания. Развитиечеловеческого знания вызывает развитие и изменение У.д.
В конце 50-х гг. Д.Б. Эльконин выдвинул общуюгипотезу о строении У.д., о её значении в психическом развитии ребёнка.Особенность У.д. состоит в том, что её результатом является изменение самогоучащегося, а содержание У.д. заключается в овладении обобщёнными способамидействий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта идея получила висследованиях В.В. Давыдова.
           В структуре У.д. выделяются потребность, задача, мотивы и операции.Исходная форма У.д. — её коллективно распределённое осуществление учащимися подруководством учителя. Формирование и развитие У.д. проходит несколько этапов,каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходес этапа на этап видоизменяются её осн. характеристики (содержание, формыорганизации и т.д.).
На этапеначального образования возникают и формируются осн. компоненты структуры У.д.(у дошкольников имеются лишь их предпосылки). В младшем школьном возрасте У.д.становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжениивсего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой У.д. онаостаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младшихшкольников складываются умения по собственной инициативе ставить различныесодержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать вдискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. К концу начальногообучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебныедействия и критически оценивать их результаты.
На второмэтапе формирования У.д. (6-9-е классы) усложняется её содержание — предметомусвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемыеабстрактным языком. Изменяется и организация У.д., учащиеся постепеннопереходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становитсяиндивидуальным субъектом учения, его У.д. приобретает форму внутреннего диалогас авторами учебников. У.д. теряет свой ведущий характер; гл. роль в психическомразвитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная,трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития У.д.продолжает занимать гл. место.
В старшемшкольном возрасте У.д. вновь становится ведущей, но в ней появляетсяпрофессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлятьпрофессиональное самоопределение. В студенческие годы У.д. приобретаетисследовательский характер и может быть названа учебно-познавательнойдеятельностью.
При любомспособе обучения у некоторых учащихся может стихийно сформироватьсяцеленаправленная У.д. Однако наивысшего уровня развития она достигает припланомерном формировании, построенном на принципах теории У.д.
Лекции:
Учебная деятельность – видпознавательной деятельности. Она лимитированна во времени. Этонесамостоятельная вторичная познавательная деятельность. (воспроизведение всознании учащегося уже известного в обществе).
Факторы влияющие на успешностьобучения:
·    Существует оптимальное соотношение между словом и наглядностью(т. е. Первая и вторая сигнальная система) при кот. Результативность обучениялучше.
·    Существует рецепторное и эффекторное соотношение (восприятие иреагирование).
 
11. Профессиографическаяхарактеристика деятельности преподавателя психологии.
Любую профессиональную деятельность характеризует:
1.   профессиональная этика
2.   проффесионально-значимыеспособности
3.   … функция
4.   … умелость, мастерство
5.   … качества личности
Структура профессионально-значимых способностей:
1.   экспрессивные
2.   эмпатия
3.   суггистивность (внушение)
Профессионально-значимые педагогические функции:
Мастерство:
·    представить образовательныйпроцесс как последовательность учебных задач
·    педагог должен уметь строитьучебный процесс, конструктивно воплощать свои знания в занятие
·    импровизация
·    важны коммуникативные умения дляустановления контактов
·    умения обнаруживатьпричинно-следственные связи как у себя так и у  учеников
Оценочная шкала:
·    воспроизвести учебный материал(репродуктивное умение)
·    умение адаптировать учебныйматериал
·    умение перестраивать материалсогласно подготовленности учеников
·    умение использования своихзнаний для формирования личности учащихся
13. Метод обучения как категория дидактики.
Методыобучения — это способы организации взаимосвязанной деятельности педагога иобучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных,политических и нравственных качеств, необходимых для успешного выполненияпроизводственных задач.
 Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
М. О. изменяются с изменениемцелей и содержания образования.
14. Классификация методов обучения.
Дидактика, выделяет три группыметодов обучения:Методы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых: словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Методы стимулирования учебно-познавательных процессов: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений.
·    Методы контроля за эффективностью этих процессов и в целом всейдеятельности: устная либо письменная проверка усвоенных знаний, приобретенныхнавыков и умений.
15 метод воспитания как категория дидактики.
Совокупность наиболее общих способов решениявоспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Задача воспитания: формирование системы ценностныхориентаций.
16 Классификация методов воспитания.
1.   Методы формирования познания: объяснение, разъяснение, лекция, беседа,увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример
2.    Методыорганизации деятельности и формирование опыта поведения: педагогическиетребования, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации
3.   Методы стимулирования: поощрение, наказание.
17. Психологическое консультирование в системепреподавания психологии.
Участники процесса: консультант, клиент.
Их связывает проблема – дискомфортное состояние.
Задача:
·    Создать более полное описание проблемы
·    Причины
·    Сформировать систему адекватных  эспектаций (возможности другдруга)
18. Классификация стратегий оказания психологическойпомощи.
·    Телесно-ориентированная терапия (бихевиоризм)
·    Психоанализ
·    Рациональная
·    групповая
19. Методика использования дидактических средствнаглядности в процессе преподавания психологии.
1) свойство, выражающее степеньдоступности и понятности психических образов объектов познания для познающегосубъекта;
2) один из принципов обучения.
 В процессесоздания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память имышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когдачеловек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у негознаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активнойпознавательной деятельности человека. Образы представления существенноотличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия,но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте.Степень Н. образов представления может быть различной в зависимости отиндивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательныхспособностей, от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия.Существуют также образы воображения — образы таких объектов, которые человекникогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированыиз знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления.Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продуктсвоего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различныеварианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичнуюинформацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатываетэти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разнымиобъектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие посодержанию психические образы познаваемых объектов.
Н. как принципобучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использоватьразличные средства Н.: реальные объекты, их изображения, модели изучаемыхобъектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств Н., их вариантов исравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применятьсредства Н. сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебногоматериала и конкретным условиям обучения.
20 Методические аспекты контроля усвоения в процессепреподавания психологии.
ЗАЧЁТ, форма проверки знаний и навыковстудентов вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений 
ЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen — взвешивание, испытание),одна из традиционных форм проверки знаний учащихся.
            Определяется:
·    глубина и полнота знаний: правильность аргументации, раскрытиесамого существенного, раскрытие причинно-следственных связей явлений.
·    Выяснение самостоятельности мысли
·    Степень развития умений и навыков
·    Культура выражения знаний
21. Лекция как форма организации учебного процесса.
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio — чтение), систематическое,последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором)учебного материала, как правило, теоретического характера. Традиционна длявысшей школы, где на её основе формируются учебные курсы.
Педагогический план ВУЗовской лекции:
1.   Вводная часть (формируется проблема, литература)
2.   Изложение. Анализ освещения событий.
3.   Заключение. Основной вывод. Установка для самостоятельной работы.
Лекцияпроводится в форме монолога
A  Внимание (со стороны слушателей)
I Информация (должен предоставить лектор)
D Потребности (слушателей)
A действия (домашние задания, давать их много или не даватьсовсем).
22. Семинарское занятие как форма организации учебного процесса.
Способствует углублённому изучению темы. СпецификаС. — коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненныхучащимися самостоятельно.
23. Практикум как форма организации учебногопроцесса.
Самостоятельное выполнение учащимися практических илабораторных работ.
 Задача:
·    Углубление знаний
·    Овладение действующей техникой
·    Формирование навыков
·    Накопление первичного опыта в организации своей первичнойдеятельности
24. Методические аспекты изложения темы «Психическая реальность и еёсвойства».
Общее определение
С точки зрения современныхпредставлений психическая реальность существует в виде многообразия психическихмеханизмов, носителями которых выступают отдельные живые существа, и ихсообщества. Психические механизмы продуцируются в результате взаимодействияорганизма с окружающей средой. Психические механизмы выполняют функции поотношению к своему носителю:
отражение – воспроизведениеобъектов экстрапсихической реальности,
аккумулирование опытажизнедеятельности,
трансформация
прогнозирование внешнихвоздействий.
Ингридиенты психического
Внутри самой себя психическаяреальность неоднородна. Как и во внешнем, объективном, мире, так и вовнутреннем мире существуют предметы, их свойства и отношения между ними.Правда, применительно к внутреннему миру чаще предпочитают говорить не опредметах, а об их психических образах. Компоненты внутреннего мира лучшеназывать: процессы, функции, механизмы. Ингредиенты психической реальностимогут вступать друг с другом в устойчивые взаимодействия.
Психологическая реальность и организм как ееноситель
Не у всякого живого существа в процессе егожизнедеятельности формируются психические механизмы. Поэтому одна изфундаментальных проблем психологии состоит в обнаружении границы между живымисуществами, обладающими психикой, и живыми существами, не обладающими ею.
Характеристические признаки объективной исубъективной реальности
Изначально, объективное – это то, что от меня независит, а субъективное – то, причина чего лежит во мне самом, чем я всостоянии управлять.
25. Методические аспекты изложения темы «Внешниеграницы предметной области психологии.
Психическая реальность в истории науки выступает нетолько в качестве объекта психологии. Она изучается и рядом других отраслейнауки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия«объект науки» и «предмет науки». В рамках этой оппозицииобъект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система)признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых длянее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного еюпонятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разномупредставляется в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта.Выделим некоторые участки внешней границы предметной области психологии путемсопоставления того, как «выглядит» психическая реальность с позицийпсихологии и смежных с ней отраслей знания.
Психологияи философия. Психология в качестве самостоятельной отрасли знаниясформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двухтысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философскогоучения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения, получаемые в ходемедицинской и педагогической практики.
Психологияи физика. Психофизическая проблема. Как соотносятся физиологические ипсихологические процессы. 
Психологияи биология. На границе между биологией и психологией, рассматриваетсяпроблематика преобразования форм, в которых проявляется активность организма – носителяпсихики, в формы психической активности, продуцируемые и функционирующие на ихоснове.
Психология и социология. Прирассмотрении психических механизмов регуляции поведения человека следуетпринять во внимание обусловленность их формирования и функционирования нетолько со стороны абиотических и биотических факторов, но и со стороны структурсоциального взаимодействия.
Единый процессэволюционного становления человека и исторического формирования общества, наоснове современных представлений разделяется на стадии, смена которых связана скачественными преобразованиями орудийно опосредствованной деятельностичеловека, психических механизмов ее регуляции структурами социальныхорганизаций.
26. Методические аспекты изложения темы «Внутренняяструктура предметной области психологии».
 
дифференциальная психология                                                    психологияактивности
                                                                  общаяпсихология      
психология развития                                                                      психологиясообществ
Напомним, что ранее мы охарактеризовали психическуюреальность как многообразие психических механизмов. Тогда дифференциальнуюпсихологию можно определить как психологию различий или как отрасль психологии,рисующую картину многообразия сосуществующих психических механизмов в аспектеих отличий друг от друга. В свою очередь, психология развития – это отрасльпреемственно (генетически) связанных друг с другом механизмов. Предложенныеопределения дают несколько расширительную трактовку одноименным отраслямпсихологии в сравнении с обычно приводимыми в справочной литературе. Однако этиотличия не столь велики, чтобы они не позволили увидеть сходство. Приведем вкачестве примера характеристику дифференциальной психологии.«Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающаяпсихологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причиныи последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальнойпсихологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических иматематических методов. Дифференциальная психология складывалась поднепосредственным воздействием со стороны практики – педагогической, медицинскойи инженерной. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов иприборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для ихстатистического анализа. Термин „дифференциальная психология“ ввелнемецкий психолог В.Штерн в работе „Описание индивидуальных различий“(1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф.Лазурский, Дж. Кеттел.
Сохраняя четырехчленное деление,можно определенные отрасли психологии представить следующим образом (рис.3).
психология
индивидуальных различий
психология
профессиональных различий
дифференциальная
психология
психология
половых различий
психология
этнических различий психология онтогенеза психология филогенеза
психология развития история психологии психология социогенеза
Рис. 3
Двум другим отраслям психологии,которые мы выделили на первом ярусе нашей классификации, как правило,затруднительно подыскать аналоги в существующих классификациях, однако отрасли,которые их составляют, идентифицируются без труда. Психология активности вцелом может быть определена как отрасль психологии, изучающая основные видычеловеческой активности с точки зрения выделения в них психических механизмов,функционирующих в них и регулирующих их (рис.4). психология общения психология труда
психология активности психология игры психология познания
Рис. 4
Психология сообществ выделяетмногообразия сосуществующих механизмов психики с точки зрения осуществляющихсяв них процессов информационного обмена, взаимоотображения актуализируемыхмногообразий (рис.5). психология религии инженерная психология
психология сообществ социальная психология экопсихология
27. методические аспектыизложения темы «человек как предмет общей психологии»,
Первым и важнейшим объектом психологии являетсячеловек. Как и любой другой объект действительности, человек обладаетбесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения кбесконечно разнообразной действительности, через способы воздействиядействительности на человека.
Попыткиопределенным образом структурировать признаки, характеризующие психическийоблик человека, в европейской культуре известны с античных времен. Здесь онивыступают в форме различных описаний состава человеческой души.
В языковойкартине человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и преждевсего качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям),как мышление. мораль, воля, речь.
Четырехаспектная модельпсихики Б. Г. Ананьева .
индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Индивид – конкретный человек какноситель своеобразных физиологических особенностей.
Личность – это человек, каксубъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств.
Индивидуальность – неповторимоесвоеобразие конкретной личности, её природных и социально-приобретенныхсвойств.
Субъект – это человек как типичный носитель видовчеловеческой активности;
Потребности и способности какингредиенты внутреннего мира человека.
Развитие со времен античности
28. Методические аспектыизложения темы «возраст как категория общей психологии».
Категория,служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Вотличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивидас момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную,качественно своеобразную ступень онтогенетического развития обусловливаемуюзакономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитанияи имеющую конкретно-историческое происхождение.
 В современной возрастной психологии ипедагогике принята следующая возрастная периодизация:
— младенчество — от рождения догода;
   - преддошкольное детство (1-3 года);
   - дошкольное детство (3-6 лет);
   - младший школьный возраст (6-10 лет);
   - подростковый возраст (10-15 лет);
   - юность (первый период — 15-17 лет; второйпериод 17-21 год) (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).
Для каждого возраста определяютсясвои нормы развития. Стабильность чередуется с кризисами возрастного развития. Проектирование занятия
1.   выбор темы
2.   с кем
3.   выбор формы организации учебного процесса
4.   сформулировать цели и задачи
5.   способствовать формулированию Я-к
6.   выделение списка ключевых понятий
7.   выделение основных тезисов 7+/-2
8.   контрольно-диагностические заданияТемперамент
Склонность к специфическимэмоциональным реакциям и настроениям.
ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностейчеловека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте исиле его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент — это проявления впсихике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, ксвойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразныесвойства человека.
от темперамента зависит характерпротекания психической деятельности, а именно:
1)скорость возникновения психическихпроцессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума,длительность сосредоточения внимания),
2)психический ритм и темп,
3)интенсивность психических процессов(например,сила эмоций, активность воли),
4)направленность психической деятельностьна какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека кконтактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительностиили обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Свойства темперамента наиболееустойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностямичеловека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой,образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Гиппократ
Естественно, что изменяются ихарактеристика основных типов темперамента, и представление о количестве типов.Одними и теми же словами — »сангвиник", «холерик»,«флегматик» и «меланхолик» — разные психологи обозначалисовершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностейчетырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов.
Начиная с Канта стали отличатьсвойства темперамента от других индивидуальных свойств(характера личности).Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого иточного критерия для такого различения.
Наконец, в истории учения о темпераментеизменилось понимание его физиологических основ. Наибольшее значение имеетборьба двух основных направлений — объяснение типов темперамента соотношениемдеятельности желез внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский- Шелдон) или соотношение свойств нервной системы.
Научное объяснение природытемперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы.Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление исоотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждение и торможение.
Сила нервных процессов выражается вспособности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное,очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяетработоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессовхарактеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное иконцентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильныхраздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительноготорможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаютсянизкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервнаясистема обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители онадает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервнойдеятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональноесоотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимноуравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает илипроцесс торможения, или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшейнервной системы — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системыхарактеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения,быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни),скоростью движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротойпоявления нервных процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новыхусловных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
И. П. Павлов выяснил, чтотемперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такоесочетаниесвойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенностиусловно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвалтипом нервнойсистемы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения иторможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. Взависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различаютчетыре основных типа высшей нервной деятельности.
В зарубежнойпсихологии ( Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, чтотемперамент зависит не от физиологических свойств общего типа нервной системы,а от общей конституции организма, внешними показателями которого являютсястроение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различныхтканей организма. С этой точки зрения и строения тела, и свойства темпераментазависят от одной общей причины — от наследственной особенности в деятельностижелез внутренней секреции. Поэтому такие теории называютсягормональнымитеориями темперамента (конституционные концепции).
Впсихологической науке большинство конституционных концепций стало объектомострой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они односторонни — их создатели учитывают только одну сторону деятельности организма. С помощьюэтих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты, показывающие зависимостьтемперамента от свойств типа нервной системы. Это проявляется в том, что определенныесвойства нервной системы и темперамента соответствуют индивидуальнымособенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции. Темне менее при одном и том же типе конституции тела могут иметь место свойстватемперамента, зависящие от разных типов нервной системы. Поэтомуфизиологической основой темперамента является общий тип нервной системы,поскольку только нервная система, а не конституция желез внутренней секрецииобеспечивает наиболее полное приспособление организма к среде. Гормональныетеории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секрециии не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиямдеятельности.
Типы темперамента: В настоящее время под типом темпераментапринято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерносвязанных между собой и общих у одной группы людей.
Методика
Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценноститемперамента. Темперамент – это психический механизм, регулирующий… и временные аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные обстоятельства  (энергетические) Люди, принадлежащие разным типам темперамента, отличаются друг от друга по оптимальным для них режимам ...  (жизнедеятельности) Меланхолик характеризуется… уровнем психической активности,… движений,… утомляемостью..., эмоциональной сензитивностью, преобладанием… эмоций. (низким, замедленностью, быстрой, высокой, отрицательных) Сангвиник характеризуется… психической активностью,… движений,… откликается на происходящие события, эмоции преимущественно ...  (высокой, быстротой, легко, положительные) Флегматик характеризуется… уровнем психической активности,… переключается от одного вида деятельности к другому,… приспосабливается к новой обстановке, чувства и настроения отличаются… (низким, с трудом, с трудом, постоянством) Холерик характеризуется… уровнем активности,… темпом движений, склонен к… сменам настроения, подвержен эмоциональным… (высоким, быстрым, резким, срывам)
Личность.
Личность – это человек, каксубъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств.
личностью не рождаются, астановятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь ивзаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я».Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются вдеятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личность может быть понятнатолько в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием,ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
    Личность каждого человека наделена только ей присущимсочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетаниепсихологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, егоотличие от других людей.
развитие человека — процессстановления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемыхсоциальных и природных факторов.
Постоянно усложняются и углубляютсяпроцессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память,мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования:потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оносостоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные,идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные идругие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив этиотношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцомявляется духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокогопредназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущимипоколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянномунравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степеньответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое исоциальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядромстановления личности в человеке.
    Личностью — социальнойединицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станетлишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первыхпорах с помощью взрослого, а затем и без нее.
·          Центральная проблема психологии личности состоит в том, чтобынайти механизм, который обеспечивает единство… проявлений человека вотношениях с другими людьми. (множественности)
·          Деперсонализация – психическое нарушение, характеристическимпризнаком которого является чувство… собственной личности, сопровождаемоежалобами на трудности описания своего состояния. (отчуждения)
·          Личность есть психическое отражение… социальных ролей,статусов, связей, в которые данный человек включен. (инварианта)Характер.
Означает совокупность устойчивых индивидуальныхособенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении,обуславливая типичные для нее способы поведения. качество личности, обобщающеенаиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся вразличных видах деятельности свойства личности. Выступая как прижизненноеобразование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизничеловека.
. Большую рольздесь играют общественные усло­вия и конкретные жизненные обстоятельства, вкоторых прохо­дит жизненный путь человека.
      ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — отрасльпсихологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическаянаука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предметкоторой характер
     Учение о характере —характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемамихарактероло­гии на протяжении веков было установление типов характера и ихопределения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека вразличных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованиемличности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, явля­ющихсявнешними, опосредованными факторами развития лич­ности:Объяснение характера датой рождения Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.
·         Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика— учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью копределенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут бытьустановлены психологические характеристики этого типа.
·    В качестве отдельного направления характерологии можно выделитьопределение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела.По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позечеловека: как он стоит, как идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.
·    Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическоенаправление в характерологии, имеет хиромантия. 
·    изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи снаследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики.
Черты характера.
чертахарактера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными дляданного вида поведения ситуациями.
Классификация характеров.
К. Юнгпредложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированномуи  интравертированному типу.АкцентуацииХарактер – это психический механизм, обеспечивающий… направленности реагирования человека на социально значимые ситуации. (устойчивость) Для интроверсированного типа характерна фиксация интересов на явлениях… мира. (внутреннего) Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям… типа. (экстравертированного)
Сознание.
Сознание — форма отраженияобъективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что вкачестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементыобщественно–исторической практики, позволяющие строить объективные(общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–историческойпрактики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитииотдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком всовместной со взрослыми деятельности.
Сознанию человека присущи такиестороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишьтогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание— важнейшееотличие психики человека от психики самых развитых представителей животногомира.
Сознание могло возникнуть лишькак функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влияниемтруда и речи.
Язык влияет на сознание
Понятие“сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в видупсихическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оноосуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
В более узкоми специальном значении сознание — не просто психическое состояние, авысшая, собственно человеческая форма отражения действительности. В структуресознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, атакже переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, чтоотражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует длянего, это — знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новымизнаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание,осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект истепень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическоеи религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровнисознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядросознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой необходимыйкомпонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный кругобъектов находится в фокусе сознания.
àСознание — высшая форма отражения действительного мира,свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическимиобобщениями, абстрактными понятиями.
à“Ядром” сознания, способом его существования является знание.
àФормирование сознания связано с возникновением труда.
à  Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
àСознание — функция сложнейшей материальной, физиологическойсистемы — человеческого мозга.   
àСознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое.
Высшимуровнем психического отображения, характерного только человеку какобщественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это отображениев психике человека идеальных образов действительности, своей деятельности, самогосебя. Сознание – не просто образ действительности, а особенная форма психическойдеятельности, ориентированная на отображение действительности. Параметр… в отношении сознания аналогичен по смыслу параметру чувственности в отношении методики исследования: в обоих случаях речь идет о возможности дифференцировать различающиеся явления. (ясности)Возможность речевой коммуникации предполагает взаимообусловленность процессов… и ...  (экстериоризации интериоризации) Осознание объекта становится возможным в результате соотнесения с ним некоторого акта… (активности субъекта)
Эмоции.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния,связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов ивыражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворенияили неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главныхрегуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тонощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживаниягедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например,вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты,представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активнымповедением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектовсобственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям,которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и бездействия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступаюториентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит втом, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональныйязык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этойоснове существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства,которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.
Существует три теории эмоций:
Теория Джеймса – Ланге. эмоцииесть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнегораздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта,вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, вкровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоциииспытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.
Теория Линдсея – Хебба. Согласно этой теории эмоциональныесостояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части стволаголовного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановленияравновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
Теория Шехтер. С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоциивозникают на основе физиологического возбуждения.
Эмоциональные состояния:
Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. дляобозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельностив особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс можетоказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ееполной дезорганизации).
            Аффекты (от лат.affectus – душевное волнение, страсть) — сильные эмоциональные переживания,которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход изопасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательнымии органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех другихпсихических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. Наоснове пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которыемогут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, пристолкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
·    В рамках смыслового подхода эмоции описываются через…ситуации. (прототипические)
·    Лексика, используемая для наименования эмоций, предполагаетразграничение, по крайней мере, трех стадий эмоционального процесса: причинавозникновения эмоции, собственно эмоция и… или ..., вызванные эмоцией.(действие состояние)
·    Эмоция – это психическое переживание отношения… субъекта кпроцессу их удовлетворения и выражающиеся в специфическом для каждой эмоции…проявлении. (потребностей, психосоматическом)
·    С точки зрения Джемса, причиной эмоций являются ...
а) мышечные реакции,
б) висцеральные реакции,
в) вазомоторные реакции,
г) гормональные реакции,
д) процессы удовлетворения потребностей субъекта. (а б в)
·    С точки зрения П. В. Симонова, модальность эмоции определяется...
а) характером переживаемой потребности,
б) соотношением необходимой и наличной информации о возможности удовлетворенияпотребности. ( Б )Ощущение
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящийв отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а такжевнутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителейна соответствующие рецепторы.
Поскольку ощущения возникают в результате воздействияопределенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущенийисходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которыевоздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположениярецепторов принято делить ощущения на три группы:
экстероцептивные, отражающиесвойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхноститела;
интероцептивные, имеющиерецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающиесостояние внутренних органов;
проприоцептивные, рецепторыкоторых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении иположении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собойчувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующиерецепторы – кинестетическими.
Экстероцепторы можно подразделить на две группы:контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражениепри непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К нимотносятся: осязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют нараздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный,слуховой и обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующихвидам ощущений, но в действительности их гораздо больше.
Качество – это основнаяособенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений иварьирующая в пределах данного вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте,тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п.Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие формдвижения материи.
Интенсивность ощущения являетсяего количественной характеристикой и определяется силой действующегораздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения естьего временная характеристика. Она также определяется функциональным состояниеморгана чувств, но главным образом временем действия раздражителя и егоинтенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникаетне сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым)периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков:для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых –370 миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд посленанесения химического раздражителя на поверхность языка.Рецепторы человеческого тела подразделяются по одному из оснований на ...
а) экстерорецепторы,
б) барорецепторы,
в) хеморецепторы,
г) интерорецепторы,
д) проприорецепторы. (А Г Д) В составе осязания производится разграничение эпикритической и протопатической чувствительности. В качестве первой выступает тактильная чувствительности, а в качестве второй –… (болевая) Минимальное значение интенсивности воздействующего раздражителя, вызывающего ощущение, называется… (абсолютным нижним порогом) Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающего ощущение, называется… (абсолютным дифференциальным порогом)
Восприятие.
Восприятие – это отражениечеловеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его наорганы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторнымаппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека.Восприятие – совокупность ощущений.
Свойства восприятия
Отличиевосприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражениячеловеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные ихсвойства.
Избирательность— способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют длянего наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностейличности.
Предметностьвосприятия — способность человека отражать окружающую действительность каквоздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классуявлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Апперценция —это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одногои того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленнойзадачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придаетактивный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает кним свое отношение.
Осмысленностьвосприятия показывает, что воспринимаемые чело веком предметы имеют для негоопределенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желаннымиили нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметовстановится возможным их целенаправленное использование.
Константностьвосприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знаниемфизических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимаетсяв кругу других известных чело веку предметов. Она обеспечивает постоянствовоспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния,ракурса, освещенности.
Константностьвосприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуальногоразвития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие небыло константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещениялюди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что былоизвестно раньше.
Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают всознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже еслиотдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при его…… с этим объектом. (непосредственном взаимодействии) Согласно Канту, пространство – это ...
а) вместилище тел,
б) априорная форма чувственного созерцания,
в) порядок взаимного расположения тел. (Б) Основными свойствами перцептивного являются 1… 2… 3… (предметность целостность константность) Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона называется ...
а) константностью восприятия,
б) иллюзией восприятия. (А)Мышление
·          Мышление – процесс отражения связей и отношений, недоступныхнепосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживаниемчувства… ситуации. (понятности)
·          Специфика подхода психологии к изучению мышления состоит в том.что она изучает мышление как… непосредственно реализующийся процесс.(актуальный)
·          Согласно Канту, рассудок привносит в мышление ...
а) форму,
б) содержание. (А)Память
Память –запоминание, сохранение и последующее использование индивидом его опыта.
В памятиразличают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение изабывание.
В зависимости от деятельности хранения материалавыделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическуюпамять.У человекапреобладающим является зрительное восприятие. За сохранение и воспроизведениезрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана сразвитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он,как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл Карнеги объясняет этот феноментем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чемте, которые ведут от уха к мозгу».Слуховаяпамять — это хорошее запоминаниеи точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая,которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.Двигательнаяпамять представляет собойзапоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточнойточностью многообразных сложных движений. Она участвует в формированиидвигательных умений и навыков. Эмоциональнаяпамять — это память напереживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляетсяв человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочностьзапоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается безособого труда и на более долгий срок.Возможностиосязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению созрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; иособой роли в жизни человека не играют.В процессезапоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения:сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие видыобработки информации.Различияпамяти у людей бывают количественные и качественные. К количественнымхарактеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объемзапоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельныхвидов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, таки их функционирования.Законыпамяти
·    Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, чтонеобходимо запомнить.·    Повторение·    Ассоциации·    Осмысленное восприятие
·    Эффект Зейгарник.·    Эффект края. При запоминанииряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало иконец.·    Эффект реминисценции. Это –улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительныхего повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторенийматериала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть.
·      Память ...
а) представляет собой одну из психических функций в ряду других,
б) является свойством психики в целом. (А Б)
·      При переводе информации из непосредственной памяти в оперативнуюпроисходит ее ...
а) кодирование,
б) селекция. (А Б)
·      Па параметры оперативной памяти влияет ...
а) используемая система кодирования,
б) количество одновременно предъявляемых стимулов,
в) вероятность поступления сигналов. (А Б В)
·      Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее усвоеннойможет приводить к… следов памяти и в результате к повышению числа ошибок призапоминании. (интерференции)Конативные механизмы психики
психический процесс, заключающийся в способности к активнойпланомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Принципы и параметрыанализа. В рамках третьего базисного аспекта рассмотренияпсихической реальности она предстает как система механизмов волевой регуляции,или конативных (от англ. conation – способность к волевому движению)механизмов. Человеческая деятельность, активность, будучи опосредствованнымотражением действительности, становится целенаправленной деятельностью, посколькуобраз действительности в целом или в отдельных ее составляющих включает в себякомпоненты, соответствующие потребностям субъекта. Образ действительности вкачестве цели предстоящей деятельности должен быть не только сформирован, но иудержан в процессе реализации деятельности. Цель деятельности выступает всистеме механизмов психического обеспечения деятельности как ее регулятор,координируя и субординируя отдельные действия и операции на пути достиженияцели. Наличие множества альтернативных целей, действие множества факторов,разрушающих (деформирующих) образ предстоящей деятельности, необходимостьпостоянной антиципации промежуточных целей – все это обусловливает то, чтофункционирование конативных механизмов субъективно переживается как напряжение,усилие, прилагаемое субъектом. Соответственно параметрами, которые обычноиспользуются для описания волевых процессов, являются сила (воли),интерпретируемая как способность субъекта противостоять дезорганизующимфакторам на пути реализации цели, в качестве его устойчивости, резистентности;направленность (добрая/злая воля), подразумевающая, что волевая активность –это не просто векторная величина, но и то, что цель деятельности имеетопределенную ценность и потому может иметь определенную квалификацию с позицийизбранной шкалы ценностей; свобода, устанавливающая меру субъект-объектнойобусловленности цели деятельности. Человека с развитой волей мы называем такжерешительным, смелым, твердым в отстаивании своих позиций, упорным в стремлениик своим целям, настойчивым, уверенным.
При характеристике волевыхпроцессов следует разграничивать два близких по смыслу понятия:целенаправленность (целеустремленность) и целесообразность. Волевая активностьцеленаправлена, тогда как другие формы активности человека и животных:рефлекторные действия и инстинктивное поведение, пусть даже очень сложные посвоей структуре, могут квалифицироваться только как целесообразные. Еслицелесообразные формы поведения соответствуют видовому опыту, стереотипны всвоем осуществлении, то целенаправленная активность индивидуально-вариативна. Вразличии и родстве целесообразных и целенаправленных форм активности – одно изоправданий использования термина «конативный».
Определение природы воли, ееместа в структуре человеческого бытия, составляет одну из постоянно актуальныхзадач на протяжении всей истории философии и теоретической психологии. Этазадача часто представала в форме вопроса о свободе воли, хотя сами понятия«свобода» и «воля» в значительной мере совпадают. Свободаесть способность субъекта к самоопределению своей активности, а воля естьмеханизм такого самоопределения. Практический аспект вопроса о свободе волисвязан с вопросом о мере ответственности человека за свои действия, с указаниемпризнаков и условий формирования его правоспособности и дееспособности. С однойстороны, критериями правоспособности и дееспособности являются показателизрелости (самостоятельности) субъекта, а с другой стороны, его психологическийстатус, определяющий меру его вменяемости. Свободным человеком являетсячеловек, достигший определенной зрелости, имеющий определенный социальный ипсихологический статус. В этом ракурсе рассмотрения свобода и ответственностьчеловека выступают в их обусловленности обстоятельствами социализации. Лица,социализация которых проходила в такой социальной среде, где преобладали илисчитались нормальными ценности, предрасполагающие к девиации (отклонению),становятся носителями отклоняющегося поведения. При этом могут быть указанычетыре механизма социального контроля, ослабление или отсутствие которыхспособствует формированию отклоняющегося поведения.
Прямой контроль, осуществляемыйизвне посредством наказаний.
Внутренний контроль, основанныйна интернализованных нормах и ценностях.
Косвенный контроль, связанный сидентификацией с родителями, друзьями, персонажами культуры или историческимидеятелями.
Контроль, определяемый меройдоступности различных (легальных и нелегальных) способов достижения целей,удовлетворения потребностей.
Но в целом свободный человек –это не освобожденный от каких-либо ограничений и норм в своей деятельности иповедении, а человек, чьи принципы поведения избраны им самим. Свобода воли –это тот аспект психической реальности, который обеспечивает возможностьреализации такого поведения.
Осознание опосредственностиволевой регуляции антиципируемой целью, которая выступает как самостоятельныйидеальный фактор поведения и деятельности, приводит к выдвижению представленияоб особого рода причинности – целевой или телеологической причинности. Согласнопринципу «конечных причин» (causa finalis) идеально постулируемаяцель предвосхищает конечный результат, оказывает объективное воздействие на ходреального процесса. Сам этот принцип получал различную реализацию в отдельныхконцепциях. Так, Аристотель утверждал, что как деятельность человека содержит всебе актуальную цель, так и предметы природы включают в себя бесконечную посодержанию цель своего стремления. Эта внутренняя цель является, согласно ему,причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется внекий абсолют – энтелехию – как завершение развития. Согласно И. Канту, человеккак разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру,обладает свободой воли, но в эмпирическом мире, где господствует естественнаянеобходимость, он несвободен в своем выборе, воля его причинно обусловлена.
Варианты истолкования природыволи в истории философии и психологии оформлялись в различныедетерминистические или индетерминистические концепции. Детерминистические концепциирассматривали волю как обусловленную извне (су-пранатуралистическими,физическими, социальными или психологическими факторами). Индетерминистическиеконцепции рассматривали волю как автономную, самополагающую силу. Этоволюнтаристские концепции. В свою очередь в рамках самой психологии также можноразграничить три вида концепций воли. Интеллектуалистические концепциирассматривают волевой процесс в качестве производного от когнитивных процессов.Они различаются в зависимости от того, какие из когнитивных механизмоврассматриваются в качестве предпосылок возникновения воли. Вундт различал тривида интеллектуалистических теорий воли: ассоциатистскую, сенсуалистическую илогическую. Сущность первой заключается в том, что волевой процессрассматривается как ассоциация ощущений, представлений и чувств, при этомважнейшим элементом в ней выступает «интенсивное представление цели,сопровождаемое эмоциональными тонами», что и направляет течение действия.Сенсуалистическая теория переносит центр тяжести на объяснение условийвозникновения волевого движения и считает, что волевой акт имеет ту же самуюфизиологическую причину, что и всякий рефлекс, но осложненную возможностьюсаморегуляции. Восприятие движения, связанных с ним кинестетических ощущений и,особенно, представление предстоящего движения сообщают действию специфическийхарактер произвольности. Логическая теория рассматривает волю как вторичнуюфункцию, возникающую из интеллектуальных процессов, в центре которых находится«оценивающее суждение». Эмоциональная теория воли, разработаннаяглавным образом самим Вундтом, рассматривает волю как особую форму илиразновидность аффектов. Для всякого волевого процесса, согласно этой теории,независимо от степени его сложности и содержания, характерна своеобразная динамикачувств. Это чувство деятельности, чувство решимости, чувство выполнения.Элементарной формой волевого процесса, имеющей такую организацию, является, поВундту, акт апперцепции (внутреннего внимания). Представителями психологическихволюнтаристических концепций были У. Джемс и Н.О. Лосский. Для них внутреннийакт воли, осуществляющийся вполне автономно и выражающийся в предпочтении тогоили иного представления, является основой волевого действия.
Представления о конативныхмеханизмах регуляции были развиты в психологической теории установки. Установкатерминологически в психологическом смысле может быть определена как готовность,предрасположенность субъекта действовать (реагировать) определенным образом,возникающая в результате предвосхищения им определенной ситуации (объекта) иобеспечивающая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Понятиеустановки было введено при экспериментально психологическом изученииобусловленности предшествующим специально организованным опытом готовности действоватьопределенным образом на появление стимула, постановку задачи. Позднее понятиеустановки (аттитюда) стало использоваться в социальной психологии дляобозначения системы ориентации, носителем которой является группа,предписывающей каждому члену группы неосознаваемый им самим способ реагированияна стандартные ситуации. Наличие установки освобождает субъекта отнеобходимости затрачивать усилия каждый раз на принятие решения в стандартныхситуациях. обеспечивает устойчивость, стабильность и требуемую скоростьреагирования. С другой стороны, наличие определенных установок может выступатьв качестве фактора, обусловливающего косность, инертность деятельности,конформность поведения, затруднений в приспособлении к новым изменившимсяситуациям. В случае прерывания уже начавшейся деятельности наличие целевыхустановок обнаруживает себя в эффекте незавершенного действия: в появлениинастойчивого желания завершить так или иначе прерванный акт.
Для психологии, естественно,большой интерес представляет разработка методов диагностики уровня развития(сформированности) механизмов конативной регуляции. В ряде простых случаев дляэтого могут быть использованы процедуры, измеряющие устойчивость внимания,помехоустойчивость человека-оператора при контролируемом осложнении условийдеятельности, способность человека удерживать на определенном уровне какое-либоусилие. При анализе более сложных и длительных отрезков поведения идеятельности могут использоваться экспертные оценки, самооценки, процедурыранжирования ценностей, измерения -– уровней притязания, мотивов выбора, тойили иной (стремление к успеху или избегание наказания) стратегии поведения.
Виды нарушений конативныхмеханизмов. Воля – это психический механизм координации исубординации потребностей (мотивов), актуализируемых наличной ситуацией ирегулирующей соотношение отдельных акций (операций, образов) в процесседостижения поставленной (принятой) цели. Нарушение волевой регуляциизаключается в возникновении затруднений в выборе целей, в осуществлении адекватнойкоординации и субординации действий и операций субъекта в направлениидостижения поставленной цели, в удержании поставленной цели в сознании. Выделимнекоторые из нарушений такого рода.
Слабость произвольного вниманиязаключается в том, что человеку трудно сосредоточиться на нужном кругепредставлений или идей, необходимых для работы. Повышенная отвлекаемостьпроявляется в том, что, сосредоточившись на вопросе собеседника, на данномкруге представлений, человек тут же переключается на другие объекты, еговниманием последовательно овладевают то одни, то другие, преимущественно яркие,бросающиеся в глаза объекты. Рассеянность, или быстрая истощаемость внимания,заключается в том, что внимание сохраняется лишь на очень непродолжительноевремя.
При патологической концентрациивнимания, наоборот, наблюдается неспособность переключиться с какого-либо кругапредставлений. Несмотря на обращенные к нему вопросы и другого родавоздействия, человек остается всецело погруженным в фиксированный кругпредставлений. Персеверация – циклическое повторение (настойчивоевоспроизведение), часто вопреки сознательному намерению какого-либопредставления.
Гипобулия – ослабление волевойактивности, проявляется слабостью побуждений, ослаблением желаний, резкимсужением круга доступных человеку волевых актов. Абулия – полнаябездеятельность, утрата способности к общению вследствие невозможностивыполнения как простых, так и сложных волевых актов. Гипокинезия – ограничение,падение двигательной активности с замедлением движений, с упрощением структурыконкретных двигательных актов. Каталепсия – длительное сохранение любых, в томчисле неудобных, искусственно приданных поз на фоне повышенного мышечноготонуса (мышечной гипертонии). Негативизм – немотивированное противодействиелюбым попыткам изменить пространственное положение тела или отдельных органов.Характерна именно безмотивность отказа и противодействия.
Гипербулия – патологическоеусиление в той или иной форме активности, внешне производящее впечатлениеусиления воли. На самом деле имеет место только двигательное возбуждение, жаждыдеятельности как таковой нет, поскольку человек, находящийся в таком состоянии,так же легко бросает начатое, как и берется за него. Импульсивные действия –возникают внезапно без сознательного сопротивления им, осуществляются внесознательного контроля: человек вскакивает и неудержимо устремляется вперед.
Мутизм – нарушение, заключающеесяв молчании, в неспособности человека вступать в озвученный речевой контакт.Мутизм может быть тотальным, когда речевой контакт отсутствует в любыхобстоятельствах и ситуациях, и парциальный, когда человек оказываетсянеспособным разговаривать с определенным кругом людей, в каких-либоопределенных психотравмирующих ситуациях, но беседует с другими людьми, вдругой обстановке.
Афазиями обозначают разнообразныеварианты нарушения способности к восприятию и порождению речи. Различают. вчастности, моторную, сенсорную и амнестическую афазии. При моторной афазиинарушается выразительная (экспрессивная) речь, при попытках говорить человекпроизносит лишь невнятные звуки, отдельные слоги. Отличие моторной афазии отмутизма заключается именно в стремлении к речевому контакту. при неспособностипроизвести сколько-нибудь сложные фонемы. Сенсорная афазия характеризуетсяутратой способности к пониманию речи. Амнестическая афазия заключается внеспособности припоминать названия окружающих предметов, в резком оскуденииречевого запаса. Креативные механизмы психики
Подходы к установлениюспецифики. Креативные механизмы психики продуцируют образыобъектов, ситуаций (имажинации), которые ранее не встречались в опыте субъекта.На это указывает, в частности, и семантика слова «воображение», т. е.создание образа за счет собственных ресурсов человека. Если словом «воплощение»мы обозначаем процесс овеществления, обретения плоти, некоторого образа, идеи,то словом «воображение» мы обозначаем процесс построения самогообраза. Образам восприятия соответствуют объекты, актуально воздействующие наорганы чувств субъекта; образам представления соответствуют объекты, актуальноотсутствующие в перцептивном пространстве, но ранее встречавшиеся в опытесубъекта, – это репродуктивные образы; образам воображения соответствуютпотребности субъекта, потребности, которые могли быть удовлетворены, если бысуществовал объект, образ которого воображается, это – продуктивные образы.Образы воображения – это образы виртуальной реальности.
Образы воображения несколькоразличаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты(образы желаемого будущего), грезы (образы актуально переживаемогоирреального), фантазии (образы возможного будущего). Они могут выполнятьфункции снятия напряжения, целеполагания, предвосхищения (антиципации),мобилизации ресурсов субъекта. Психологическую проблему составляет не толькото, как субъект может продуцировать то, что никогда не встречалось в его опыте,но и то. что к образам виртуальной реальности человек переживает те жеэмоционально окрашенные отношения, что и к реальным объектам. Они ему нравятсяили не нравятся, привлекают или отвращают, воодушевляют или расслабляют. Итолько в этом случае они становятся реальными феноменами внутренней жизни. Приэтом они сохраняют психологический статус образов виртуальной реальности.Поскольку продукты воображения приобретают какую-либо социальную значимость(ценность), то их продуцирование квалифицируется как творчество.
В истории философии итеоретической психологии можно выделить три направления в трактовке природытворчества.
В античной философии, преждевсего у Платона, развивается учение об эросе как своеобразной устремленности(одержимости) человека к достижению высшего («умного») созерцания,которое находит выражение в особом виде его активности – в творчестве. В эпохуВозрождения вырабатывается понимание творчества прежде всего какхудожественного творчества, сущность которого также усматривается в созерцании.Одним из наиболее ярких представителей этой эпохи был Леонардо да Винчи. Имвыработано представление о всеобщей науке, живописи, проявлением которой выступаютразнообразные формы творчества. Глаз, по Леонардо да Винчи, превосходит природутем, что «природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками поприказу глаза, бесконечны». Итальянский философ Дж. Вико рассматривал вкачестве сферы реализации творческих потенциалов человека – историю, человек –это творец языка, нравов, обычаев, искусства и философии. В начале XX в.развернутая концепция творчества была создана французским философом А.Бергсоном. Он рассматривал творчество как непрерывное рождение, составляющеесущность жизни; (оно есть нечто объективно совершающееся: в природе – в видепроцессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новыхобразов и переживаний) и резко противопоставлял субъективной техническойдеятельности конструирования, лишь комбинирующей уже существующее. Согласнорусскому философу Н.А. Бердяеву, творчество – это иррациональное началосвободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумнойцелесообразности, выход за пределы природного и социального, вообщепосюстороннего мира. Творческий экстаз – наиболее адекватная формасуществования человека.
Философы английского эмпиризмаXVII в. (например, Гоббс, Локк) склонны чаще всего трактовать творчество какудачную – но в значительной мере случайную – комбинацию уже существующего.Творчество в значительной мере отождествляется ими с изобретательством. Эталиния продолжена в XX в. философами неопозитивистской ориентации (Дж. Дьюи, П.Бриджмен). Творчество рассматривается ими с прагматической точки зрения, цельтворчества – решить задачу, поставленную определенной ситуацией.
Начало третьего направления вразработке проблем творчества положено И. Кантом. Он создал завершеннуюконцепцию творчества. В своей знаменитой «Критике чистого разума» онписал: «Что воображение есть необходимая составная часть самоговосприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один психолог. Это происходитотчасти вследствие того, что эту способность ограничивают только деятельностьювоспроизведения, а отчасти вследствие того, что предполагают, что будто чувстване только дают нам впечатления, но даже и соединяют их и производят образыпредметов, между тем как для этого, без сомнения, кроме восприимчивости квпечатлениям требуется еще нечто, именно функция синтеза впечатлений». СогласноКанту, предмет, произведенный априорным синтезом воображения, есть предметидеальный, несуществующий, но именно он становится орудием преобразованиясуществующего. Лишь создав идеальный предмет, человек впервые получаетвозможность познания, критерий классификации (меру, единицу измерения)бесконечного и непрерывного пространственно-временного потока чувственныхданных. Продуктивная способность воображения для Канта – это соединительноезвено между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудкав силу того, что она одновременно обладает наглядностью впечатлений исинтезирующей силой понятия. Трансцендентальное воображение предстает как общаяоснова созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основепознания. Учение Канта о творчестве было продолжено Ф. В. Шеллингом. ПоШеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной ибессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарен этойспособностью, – гении – творят как бы в состоянии наития, бессознательно,подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что этот объективный,т.е. бессознательный, процесс протекает все же в субъективности человека и,стало быть, опосредствован его свободой.
Экспериментально-психологическоеизучение творчеств" и воображения как субъективно-психологической егосоставляющей началось с обобщения самоотчетов деятелей науки и искусства. ихописаний состояний вдохновения, мук творчества. Некоторые знаменитыеестествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У.Кеннон) выделили фазы, стадиив развитии творческого процесса. Один из установленных результатов можносформулировать так: возникающие по ходу творческого процесса догадки, открытия,внезапно приходящие решения (т. е. то, что относится к внешнему плану решения,открытия) переживаются в виде особо ярких состояний сознания:«ага-переживания», «инсайт», «акт мгновенногопостижения новой структуры». Именно они в первую очередь могут бытьидентифицированы с воображением как особого рода феноменом в структуре психическойреальности. Так, например, согласно Г. Уолессу («Искусство мышления»,1926) в творческом процессе можно выделить следующие 4 стадии:
приготовление: человек собирает(накапливает) информацию, разносторонне рассматривает проблему,
инкубация: человек сознательно незанимается проблемой,
просветление (инсайт): появление«счастливой идеи», сопровождаемой радостью, удовлетворением,
проверка: устанавливаетсяценность и достоверность идеи.
Оригинальная концепция творческойактивности разработана в рамках психоаналитического направления. Вся культура,с точки зрения Фрейда, – продукт сублимации бессознательного психического.«Вытеснение создает культуры». Первый продукт такого рода – мифы.Действия и герои мифов символизируют запретные влечения. Содержание любого мифатак или иначе связано с эдиповым комплексом: греческие мифы с образом Хроноса,пожирающего своих детей, русские сказки с борьбой Ильи Муромца с сыном и т.д.Сексуальные влечения в конечном счете выражаются и в художественном творчестве.Показательным в этом смысле является фрейдовский анализ шуток и острот. Задачаих в условиях господства пуританской морали – обойти принцип реальности, датьвыход сексуальным влечениям в социально приемлемой форме. Остроты рождаются изнепристойности, представляют собой суррогат полового удовлетворения. Другогорода распространенные остроты, высмеивающие государственные законы. обычай,мораль, – тоже сексуального происхождения, в них выражается вражда кгосударственным органам, являющимся носителями запретов, ограничивающих формыудовлетворения полового влечения.
Тестологическое направление визучении творчества, креативности как свойства человека, восходит к Ф.Гальтону. который, в частности, при объяснении природы творческих актов обратилвнимание на их связь с явлениями синестезии. Современные авторы,разрабатывающие диагностические процедуры для определения креативныхспособностей, включают в них разнообразные задания, предполагающие наличиесвязи между процессами воображения и нестандартностью (вариативностью)поведения как в повседневных, так и в неопределенных ситуациях. Примером такогорода позиции может служить работа американского автора К. Тейлора (1983),который для диагносцирования креативности наряду со стандартными тестамиРоршаха и Мюррея предлагает использовать задания следующего типа:
необычное употребление предметов:испытуемым предлагается придумать шесть способов употребления предметовповседневного обихода,
предвосхищение событий:испытуемого просят описать, что могло бы произойти вследствие тех или иныхперемен в предъявленной ситуации, лучшим ответом считается наименее очевидный,
заголовки к рассказам: испытуемымпредлагается придумать заголовки к рассказам, их ответы оцениваются по5-балльной шкале,
анаграммы: испытуемымпредлагается придумать как можно больше слов из букв, входящих в данное слово,
сочинение рассказа: испытуемымпредлагается список из 50 существительных, прилагательных, наречий и даетсязадание составить рассказ, используя слова предложенного списка,
разгадывание ахроматическихчернильных пятен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.