Реферат по предмету "Психология"


Манипуляция как форма общения

--PAGE_BREAK--
воображаемые предметы.

2.      Жесты — регуляторы  — это жесты, выражающие отношение

говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда,

целенаправленные движения руками.

3.      Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов

или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки

означают во многих случаях – “здравствуйте”,  а поднятые над головой – “до

свидания”.

                                       -8-                                      

4.      Жесты — адапторы – это специфические привычки человека,

связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отделных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой

(карандаш, пуговица и др.)

5.      Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и

мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз,

покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и

пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются

к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение

понимать ложные  притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в

следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений

руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких

движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и

заканчиваются на  лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:

1.      жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного

пальца вдоль щеки; вставание  и прохаживание и т.п.

2.      жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание

на стуле.;

3.      жесты нервозностии  неуверенности – переплетенные пальцы рук;

пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула

перед тем, как на него сесть и др.

4.      жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает

другую; поза человека, сидящего на стуле  и вцепившегося руками в

подлокотник, и др.;

5.      жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных

ладоней о ткань;

6.      жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус;

скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7.      жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое

прикосновение к собеседнику и др.;

8.      жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев

напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9.      жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу”

как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о

сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий

взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности,

ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше

разбираться в людях.

1.3      Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и           механизмы

психологического воздействия.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная

составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку

человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим

человеко-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе

внешней

                                       -9-                                      

стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна,  как бы “читаем” другого

человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые

возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-

первых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит

успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процесс общения как минимум  включены два человека, и каждый из них

является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим

осуществляется  как бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя

другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться

принимать в расчет не только потребности, мотивы, устаноовки другого, но и

то, как этот другой  принимает мои потребности, мотивы, установки.  Все это

приводит к тому, что анализ осознания  себя через другого включает две

стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека  является

уподобление (идентификация) себя ему.  Это, разумеется, не единственный

способ,  но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким

приемом, когда  предположение о внутреннм состоянии партнера строится на

основе  попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию

явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ

восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное

осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопо-нимании,

а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Есть некоторые фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать

людей.   Основные из них таковы:

1.      Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые

имеются у наблюдателя задолго до того,  как реально начался процесс

восприятия  и оценивания другого человека.

2.      Наличие уже сформированных стереотипов, в  соответствии  с которыми

наблюдаемые люди заранее относятся к определеной категории и формируется

установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3.      Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого

человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

Некоторые люди, например,  имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после

того,  как в первый раз повстечали или  увидели его.

4.      Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в

том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные

личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот

образ, отбрасывается.

5.      Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к

какой-то одной частной стороне личности переносится на  весь образ человека, а

затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

6.      Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку

припысываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные

состояния.

7.      “Эффект первичности” проявляется в том,  что первая услышанная или

увиденная информация о человеке или событии, является оченьсущественной и

малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому

человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая  будет

                                      -10-                                     

опровергать первичную информацию,  все равно помнить и учитывать вы

больше бедете первичную информацию.

8.      Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,

стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаиват его.

9.      Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со

временем по естественным причинам.  Имеется  ввиду тот случай, когда однажды

высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что

накапливается  новая информация о нем.

10.    “Эффект последней информации” проявляется в том, что, если вы получили

негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть

все прежние мнения об этом человеке.

Объяснение причин,  поведения человека может быть серез внутренние  причины

либо через внешние причины.

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

     постоянное поведение – в сходных ситуациях поведение однотипно;

     отличающееся поведение – в других случпях поведение проявляется иначе;

     обычное поведение  — в сходных обстоятельствах такое поведение

свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые

оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1.      Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое

явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2.      Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему

предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это

событие считать основной причиной совершенного поступка.

3.      Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда,  когда есть

много различных,  равновероятностных возможностей для их интерпретации, и

челоовек, предлагающий свое объяснение, воленн выбирать устраивающий его

вариант.

4.      Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей

недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на

поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует

диспозициям.

5.      Культура также влияет на ошибку атрибуции.  Западное мировозрение

склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы

в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки

зрения диспозиции, скорее они придадут  большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о

других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.

На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо

людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это

     неосознаная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и

оценивать каких-либо людей  и реагировать определенным, заранее сформированным

образом без полногоо анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

     когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек

относительно какого-либо субъекта или предмета;

                                      -11-                                      

     аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции,

отношение к конкретному человеку или информации;

     поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения,

соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

     Обратная связь в общении  -  это сообщение, адресованное другому

человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими

отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной

связи:

1.      Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки

вызывают у тебя те или иные чувства.

2.      Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся

в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3.      Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том,

что представляет собой тот или иноой человек, это в большей степени сведения

о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного

человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

1.5   Синтоническая модель общения.

Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”,  что означает “быть

в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в

рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое

программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики.

Синоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека

есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой

он доверяет больше, чем другим.

Люди с кинестетической  репрезентативной системой, прежде чем сказать,

прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом смотрят

вниз-вправо. В речи кинестетиков   преобладают слова: “касаться”, “трогать”,

“ощу-тимый”, “болезненный”, “тяжелый”, “я чувствую проблему”, “тяжко на душе” и

т.п.

1.6    Виды и техники слушания.

В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного

партнера к  другому, которая может быть выражена в такой схеме:  передача

информации – (говорящий кодирует информацию в словах)  -  (слушающий

раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

1.      Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2.      Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком).

3.      “Эхо-реакция” — повторение последнего слова собеседника.

4.      “Зеркало” — повторение последней фразы собеседника с изменением

порядка слов.

5.      “Парафраз” — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6.      Побуждение (“Ну и. И что дальше?”).

7.    Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?”).

8.    Наводящие вопросы (Что? где? когда? почему? зачем?).

9.    Оценки, советы.

10.  Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить

фразу, подсказывает слова).

11.  Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина).

                                      -12-                                     

12.  Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь

формально)

13.  Логические следствия  из высказываний партнера, например, предположение

о причине события.

14.  “Хамовитые реакции” (“Глупость”, “Ерунда все это!”).

15.  Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

16.  Пренебрежение к партнеру (не обращает на егоо слова внимания, не слушает,

игнорирует партнера, его слова). Обычно в слушании проявляется три такта:

поддержка – уяснение – комментирование.

     Виды слушания.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное

слушание, эмпатическое слушание.

     Активное слушание – это вид слушания, в котором на первый план выступает

отражение информации. Активное  слушание незаменимо в деловых переговорах, в

ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас,  а также в

конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует

свое превосходство.

При пассивном слушании  важно просто слушать человека, просто

давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы

поддержать. Но не следуе все время молчать, потому что глухое молчание у любого

человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет

усилено. Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача – не заразиться

от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое

уж точно  приведет к бурному конфликту, “выяснению отношений”.

Зачем мы рассказываем о своих проблемах?  Если посмотреть на себя откровенно, то

можно понять, что главное в таких случаях – желание, чтобы  вас поняли,

разделили с вами те чувства, те переживания, которые вы испытываете. Так

главное, видимо, именно в этом – в понимании чувств собеседника и сопереживания

ему. Именно в этом и состооит секрет хорошего слушания, такого. которое дает

другому человеку облегчение, и, как это ни неожиданно. открывает ему новые

пути для понимания самого себя. Таким образом, Эмпатическое слушание 

позволяет переживатьб те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти

чувства,  понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При

эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить гово-рящего, не

морализуют, не критикуют, не поучают.

                                                      Использованная литература:
ОсновыСтоличный гуманитарный институт Сургутский филиал Реферат Дисциплина Социальная психология Тема Понятие общения, функции и виды общения. Факультет Психологический Курс III Выполнила Богачева А.В. 2004 год Содержание: Введение 2 1. Категория общения в психологической науке 2 2. Общение: структура, функции, основные понятия 3 3. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 4 4. Невербальные способы общения 6 5. Техника общения: практическая ориентация 8 6. Психология межличностного познания 11 7. Виды общения 12 Заключение 16 Литература 17 Введение Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.
Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Категория общения в психологической науке Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности.
Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека, В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения, В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б, Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».
Общение: структура, функции, основные понятия Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека.
Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.
Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени.
Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. психологии  -  Л.Д. Столяренко. Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях: — содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.); — человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок); — принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований. Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой.
Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств — простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения. Второе направление исследований возникло в 60-х годах. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Интеракциональные подходы.
Были развиты главным образом в 60 — 70-е годы В отличие от информационного подходи, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракиионального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения. Условно можно выделить пять наиболее важных моделей. Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов, невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
Модель социального навыка. Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции, подобно другим видам социальных умений и навыков, иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении. Равновесная модель.
Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот. Программная модель социального взаимодействия. В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей метаобщения.
Системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия. Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов. Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений.
Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией». Невербальные способы общения Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. С другой стороны, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме.
Тот факт, что передача и прием невербальной информации может осуществляться на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковом и речевом общении этот процесс так или иначе осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет. Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. Особенности невербального общения. Уже отмечалось, что невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому надо добавить еще и такую его особенность как намеренность и ненамеренность. Хотя в подавляющем большинстве обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают или мало осознают свое невербальное поведение.
С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью донести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами могут быть жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т. д.
А в другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть, например, признаки своего плохого настроения или болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.; а другие (получатели) тем не менее такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал». Знак— это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого.
Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю. Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например, случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности—неосознанности и намеренности-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию.
Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи. Функции невербальных способов общения. Невербальное общение позволяет передать информацию: — о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека; — о его физическом и психологическом состоянии; — об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации; — о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях; — о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.; — о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе; — особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.
д. Техника общения: практическая ориентация Итак, что такое эффективное межличностное общение? Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности—неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия. Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения. Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы повеления, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.
Что такое техника понимающего общения? Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т п. Главное в технике понимания — это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную: он знает себя, свои потребности, свою жизненную ситуацию и проблемы лучше нас. Кроме этого, открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером: — на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера; — на положительное принятие личности собеседника; — на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.
Эти установки выступают основными психологическими механизмами, реализующими ориентацию субъекта общения на понимание, на внутреннюю систему отсчета собеседника. Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера безо всяких оценок, стремясь понять их его собственными глазами. Установка принятия личности партнера — это наша готовность к стремлению проявлять к нему безусловно положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков. Это готовность с нашей стороны уважительно признавать его право быть таким, каков он есть, независимо от нашего согласия или несогласия с ним. Проявление такой установки формирует «климат безопасности» и способствует открытости и доверительности со стороны партнера.
Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы открыто выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния. В психологическом плане это означает «приглашение» партнера к «обмену доверием». Быть полностью согласованным в общении со всеми людьми, все время и во всех ситуациях, конечно, невозможно и даже вредно. Однако согласованность поведения — важнейшее условие тогда, когда партнеры стремятся понять друг друга и развить взаимоотношения между собой. Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил: — больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера; — воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения; — стремитесь прежде всего реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера; — стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Приемы понимающего реагирования. Под приемами реагирования понимается совокупность всевозможных поведенческих реакций или актов в реальном взаимодействии партнеров. Эти приемы достаточно просты для понимания, и все мы в своей жизни в той или иной степени используем их.
Однако овладение ими до уровня профессиональных навыков требует систематических усилий. Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия: — простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса); — перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания); — выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится вне знании партнера); — зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний); — молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы); — невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»); — интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера); — резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора); — подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника); — вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре). Умения и навыки понимающего общения несомненно относятся к числу важных профессиональных качеств современного делового человека. Вместе с тем профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другого рода, а именно — умений и навыков использования приемов директивного общения в работе с людьми. Итак, что такое техника директивного общения?
Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей. В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила: — на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей; — на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей; — на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам; — на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера; — на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера. Приемы директивного реагирования: — директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями); — открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах); — выражение сомнения по поводу высказываний собеседника; — выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения); — совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей); — убеждение; — принуждение. Такая классификация типов воздействия традиционна и в целом полезна, так как помогает отчетливее понять степень психологической «прочности» при разных формах воздействия. В практическом плане полезнее рассматривать убеждение не как простой прием директивной техники или один из приемов психологического воздействия наряду с внушением и принуждением, а в более широком смысле — как целостный процесс целенаправленного взаимодействия и воздействия на партнера, или даже шире — как процесс ведения переговоров.
И в этом процессе используются все приемы как понимающего, так и директивного общения. Более того, этот процесс не обязательно заканчивается достижением целевой установки в ходе одной или нескольких встреч. Психология межличностного познания Системный подход в межличностном познании. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход к этому, элементами которого являются субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека человеком.   Процесс межличностного познания                             Субъект                                                                             Объект                       Межличностного                                                           межличностного                            познания                                                                          познания Обратная связь Субъект межличностного восприятия, являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками Он может выступать в роли общающегося, участника эксперимента, профессионального психолога и т.
д. Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик Будучи активно действующей личностью, объект стремится из учить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу. Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс познания — это неодновременный акт.
Кроме познания, он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда — элементы коммуникации и взаимодействия. Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно-жесткой (эффект ожесточения) до мягкой и доброжелательной (эффект снисходительности) В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отрицательные характеристики. Ценностные ориентации связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно. В работе М А.
Джерелиевской с помощью техники оценивания фотоизображений выявлялись связи между кооперативно-конфликтным поведением и категориальными структурами визуальной психосемантики личности. Виды общения Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множство непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.