Реферат по предмету "Психология"


Любовь как социопсихологическое явление

Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1.Любовь как социальное и психологическое явление…………............4
1.1Анализ теоретических подходов к пониманию любви.…………….............4
1.2Специфика любовных отношений…………………………………...............7
1.3Значимость любви как социального и психологического явления для общественнойжизни……………………………………………………….........10
Глава 2.Основные типологии любви в психологических теориях……..........13
2.1Любовь в психологической теории А.Адлера……………………..............13
2.2Триангулярная теория любви Стернберга…………………………............15
2.3Структура любви по Э.Фромму…………………………………….............18
2.4Типы любовных отношений по Т. Кемперу……………………….............21
Заключение.............................................................................................................24
Списоклитературы................................................................................................26

Введение
Только в любви и через любовь человек становитсячеловеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни иглубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно другихи себя. Последние сто лет вобрали в себя две мировые войны и серию гражданскихвойн и революций, жестокие тоталитарные режимы. Этот период войдет в историю нетолько как время выдающихся социальных и научно-технических достижений, но икак эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррозии общечеловеческихценностей, массового уничтожения людей. За это время в обществераспространились равнодушие, апатия, зависть, озлобленность. Все это говорит обостром дефиците любви, о явном её обеднении и сужении её сферы.
В различных системах ценностей с понятием любви связаныинтимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния идействий, которые направлены на другого человека, общество, Бога и т. д.Сложность и важность любви продиктовано тем, что в ней сфокусированы ворганическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное исоциальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное иобщепринятое. Без любви не может сформироваться моральный облик человека, непроисходит нормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся всостоянии любви.
Долгое время тема любви игнорировалась академическойпсихологией, в отношении данного психологического явления исследователизанимали позицию агностицизма. В центре немногочисленных эмпирическихисследований данного феномена — сексуальное поведение (что особенно характернодля зарубежной психологии) или изучение когнитивных репрезентаций. Насовременном этапе развития психологической науки предметом специальныхисследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности,набирает силу гуманитарная парадигма. Поэтому обращение к изучению любви какпсихологического явления вполне закономерно.
В субъективном пространстве личности определяющую рольимеют отношения к людям (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом квопросу любви как к ключевому для понимания глубинных оснований человеческойкультуры, а также наметившейся тенденцией к напряженному поискукультурно-исторической самоидентификации. Ситуация, которая сложилась в мире,свидетельствует о наличии в ней двух противоположных тенденций. С однойстороны, нарастание нестабильности форм человеческого существования,обусловившем кризис в сфере культуры в целом и духовной культуры в особенности.С другой стороны все более усиливается стихийная тяга к упорядочению духовнойжизни и ее осмыслению. Обе эти тенденции и их столкновение в современнойкультуре рождают небывалый интерес к теме любви.
Целью данной работы является в самом общем виде показатьнаиболее значимые и существенные характеристики любви с точки зрения психологиии социологии.
Задачами, поставленными перед работой являются:
Проанализировать существующую психологическую исоциологическую литературу по теме курсовой работы;
Описать основные типы и виды любви, существующие в основныхпсихологических теориях;
Показать значимость любви как социального ипсихологического явления для общественной жизни.
Предметом исследования в данной курсовой работе является непосредственночувство любви.
Объектом исследования можно назвать те параметры ихарактеристики данного чувства, которые характеризуют его каксоциально-психологическое явление.

Глава 1. Любовь как социальное и психологическое явление
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь» используется в литературе в различныхзначениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностьютеоретических основ.
В социальном аспекте делается акцент на социальной силелюбви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальныеинституты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж.Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеейразумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, сповышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга — важнаязадача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качествесоциологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальномуаспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залогобщественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшениячеловеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности- А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества — П.Л. Лаврова.Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляцииприроды» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии какнаправлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современныхисследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многиеидеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальныеутопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностейнационализма.
В одном из современных исследований показано, что в любвипроисходит воспроизведение фундаментальных человеческих ценностей, что делаетлюбовь высоконравственным явлением. Одновременно любовь лишает данные ценностистатуса абсолютности и выходит за пределы моральной ограниченности [10; 29].
В эстетическом аспекте высшие ступени эротическоговосхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, вхристианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основнаяцель любви заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, впроизведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. Внемецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви.Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов).Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф.Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь [1; 145].
В мистическом аспекте любовь рассматривается существенноесвойство божества, движущая пружина человеческой истории; человеческая любовьутратила совершенство и единство с мудростью вследствие грехопадения первогоандрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новомувоссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущность любвизаключается в «актуозности» (понимаемой как объединенность и выравненность,завершенность и взаимодополняемость). Любовь является проблемой, котораяразрешается через прохождения «диалектики любви». Согласно У. Джемсу, любовьесть мистической переживание, так как характеризуется неизреченностью, интуитивностью.Мистический характер любви также отмечает X. Ортега-и-Гассет.
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральныммоментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенныйтеоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.
Представители первой точке зрения признаются наличиелюбви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данномслучае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологическихкомпонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.
Согласно второй точки зрения, любовь свойственна толькочеловеку.
Третья точка зрения — человеческая любовь имеет рядспецифических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность,независимость от природной необходимости [10; 30].
В культурологическом аспекте любовь рассматривается какэлемент культурно-исторической реальности. Историзм любви подчеркивается такжеЛ.С. Выготским. В данном аспекте основное внимание уделяется вопросамвозникновения любви и выделение специфических черт любви в каждой культуре, таккак каждая культурно-историческая эпоха создает свой идеал любви, всоответствие с этим выделяются исторические типы любви.
Индивидуальная любовь, по И. Канту, есть метаморфозаполового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А.Бердяеву, любовь — это продукт развития мировой культуры, «исход» из природнойнеобходимости.
В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэрвыделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер,что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляетсясемейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе— возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.
В работах философов показано, что индивидуальная любовьпредполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческойлюбви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как впроцессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усилениемонистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного,по И. Блоху [5; 331].
Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розинприходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре(10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи сослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни,раздельным воспитанием мужчин и женщин.
В период античности появляется два идеала любви:архаический и эзотерический. Архаический идеал задаетсярелигиозно-мифологическим дискурсом и характеризуется преобладанием чувственнойосновы. Эзотерический идеал связан с развитием философии и акцентированиемплатонической любви.
В христианской традиции Средневековья возникает агапе(каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва,нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частьюсредневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), какличное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободнодарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальнойлюбви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленностик светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.
1.2 Специфика любовных отношений
Любовь — исключительно сложный объект дляпсихологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие«любовь» какую-то особую психологическую реальность, отличается ликомплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех,которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французскийпсихолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографическиеописания любви и дружбы и обозначил качественные различия между«любовным» и «дружеским» временем и пространством.«Любовное» время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишеннымдлительности. Это «время, когда забывают о времени», его ритмопределяется «биением сердец». Жизнь, будни текут как бы мимовлюбленных. «Дружеское» время выглядит более спокойным и однородным[1; 161]. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полномууничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив,дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагаетнекоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологическойдистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются болееисключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случаенескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какаяиз них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальностивзаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания натонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, нетребующим принятия каких-то ответственных решений [5; 245].
Объективно установить различия дружбы и любви достаточнотрудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгоси П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственномопыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы — с другой.По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существоватьнезависимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и техже взаимоотношений.
С любовными переживаниями связаны вполне определенныеощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у ихносителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию,депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждениеи трудности в концентрации внимания. Существуют и четкие образцы поведения,связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. Влабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и ввосемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.
Интересно, что любовные переживания и связанное с нимиповедение обладают известной половой спецификой, причем направление различийдалеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психологическихособенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины вцелом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстреевлюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви.“Желание влюбиться” для мужчин более сильное основание для началавзаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем умужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то жевремя в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большемусамораскрытию по поводу своих чувств.
Отношения любви, судя по результатам использования «шкаллюбви и симпатии», для женщин более специфичны, чем для мужчин, корреляциимежду оценками любви и симпатии у них значимо ниже. Эти различия являютсярезультатом большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе.Дружба девочек, например, характеризуется большей интимностью иизбирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другойхарактер, чем в ларах мальчиков и т. п. Надо сказать, что проблема половыхразличий в любви не может решаться вне временного и социального контекста. Так,меняются сами представления о половых различиях, которые в значительной степениэти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствоватьсложившемуся стереотипу) [5; 372].
Склонность к переживанию чувства любви оказываетсясвязанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причемэкстернальному локусу соответствуют большие значения романтического поведения;обнаружены и другие зависимости. Можно предположить, что связь междусклонностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениямилюдей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параметрамформах поведения.
Существуют определенные личностные особенности, которыеспособствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разнойстепени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь.
Долгое время в психологии была популярна мысль. о том,что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологическихсвойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как оманифестации слабости и дефицитарности субъекта).
Таким образом, любовь, любовные переживания представляютсобой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни ссексуальными отношениями.
1.3 Значимость любви как социального и психологическогоявления для общественной жизни
Социологические исследования, проведенные в нашей странеи за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже такихзначимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себякак счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих ихэмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которыепросто имели или имеют любовный опыт. Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимымчеловеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают сосвоим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.
О высокой значимости для человека эмоциональных отношенийговорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием иоказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое исоматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедшихпосле разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кемэто произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем вуравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин иженщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин ввозрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два разавыше смертность от рака легких и желудка, в 10 — от туберкулеза, в 7 — отцирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше уодиноких, чем для семейных.
Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущениясчастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь суспешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятсяк любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейномусчастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей,созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету [1; 215].С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных инеуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительновыше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви.Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была полученатакже в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсотсупружеских пар с различным стажем брака.
Отметим, что связь любви и отрицательных переживанийзакреплена и в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово“страсть” обозначает одновременно и чувство любви и (в современном языке,впрочем, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасностьсосуществуют и на страницах художественных произведений. Например, любовь междуРомео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейскойкультуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельнойопасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти. Реальность описаннойШекспиром ситуации была, кстати, подтверждена в исследовании Р. Дрисколла и К.Дависа, которые обнаружили, что оппозиция родителей общению молодых людей сосвоими избранниками является фактором, способствующим возникновениюромантической любви. Правда, вторая часть “эффекта Ромео и Джульетты”, какназвали авторы свои результаты, состоит в том, что через несколько месяцевинициированные таким “внешним” образом чувства затухают или даже сменяются напротивоположные. В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения сдругими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любогочеловека.

Глава 2. Основные типологии любви в психологическихтеориях
2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера
Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественноразличные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношениямолодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и олюбви к чему-то безличному, например к своему делу. В психологии существуетмного попыток выделения качественно специфичных типов любви. Некоторые из нихсчитаем представить в данной курсовой работе.
В своих трудах А.Адлер рассматривает отдельно вопрослюбви и брака. К этому вопросу, по словам А.Адлера, ребенок готовитсяпостепенно. Все его окружение исполнено отношениями любви и брака. Уже в самыепервые годы жизни ребенок пытается занять свою позицию по этому вопросу ивыработать свое направление. То, что мы слышим на словах, не является важным,ибо как только заходит речь о вопросах любви, ребенком часто овладеваетнеимоверная робость. Есть дети, которые совершенно определенно высказываются, чтоне могут говорить на эту тeму. Есть дети, которые очень привязаны к своимродителям, но не могут быть с ними нежными [5; 288].
Говоря о начале зарождения у человека любовныхпереживаний, Адлер замечает: «Первые нежные побуждения у ребенка проявляютсяуже в самом раннем возрасте. Проследив за их развитием, мы с легкостью можемустановить, что все они являются побуждениями врожденного чувства общности. То,что чувство общности является врожденным, вытекает из постоянства, с которымоно каждый раз возникает. Степень его развития дает нам возможность увидетьотношение к жизни. В понятии «человек» уже заложено все нашепонимание чувства общности, мы не могли бы представить себе человека, которыйбы его потерял и тем не менее продолжал бы называться человеком. В истории мытакже не обнаруживаем изолированно живущих людей. Где бы мы ни встречали людей,мы видим, что они живут в группах, разве что только отдельные люди были,например, искусственно или по причине безумия изолированы от общества» [5;295].
Таким образом, все развитие ребенка требует введения егов ситуацию, в которой имеется чувство общности. Его жизнь и здоровьегарантированы только в том случае, если существуют люди, которые за негозаступаются. Новорожденный теленок уже вскоре после появления на свет может,например, различать ядовитые растения. Но новорожденный человек вследствиенеполноценности своего организма предоставлен чувству общности взрослых;ребенка нужно долго выхаживать, учить и воспитывать, прежде чем он приобрететспособность сам о себе заботиться [1; 85].
Говоря непосредственно о любви как переживании, Адлеротмечает: «То, что мы называем в собственном смысле любовью, отношением междуполами, всегда неразрывно связано с чувством общности. Любовь как отношениедвух людей и как составная часть чувства общности имеет свои собственныезаконы. Поскольку она является необходимым компонентом сохранения человеческогообщества, ее нельзя понимать в отрыве от него. Кто позитивно относится кобществу, тот, безусловно, позитивно относится и к любви. Кто обладает чувствомобщности, тот будет выступать за брак или равноценную или превосходящую егоформу любви. У того же, у кого чувство общности подавлено, кто не сумел прийтик свободному проявлению своей сущности в рамках человечества, любовные отношениябудут иметь обособленный характер» [2; 76].
Также А.Адлер называл фактор, пронизывающий любовнуюжизнь людей, который всегда ведет к нарушениям совместной жизни: стремление квласти и личному превосходству.
Автор говорит о влиянии характера, поведения, стремленийчеловека на любовные отношения: «Линия поведения человека обязательно проявитсяи в любви. Она заставит его либо стремиться к несчастной любви и на нейзастревать, либо позволит ему относиться к ней проще и приведет к подъему» [2;78].
2.2 Триангулярная теория любви Стернберга
На языке триангулярной теории любви любовь понимается каксочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника.Эти компоненты — интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (леваявершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина уоснования треугольника).
Под компонентом «интимность» подразумеваютсячувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающиепри любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя течувства, которые создают теплоту в любовных отношениях. Под компонентом«страсть» подразумевается романтическая сторона любви, физическоевлечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений.Таким образом, компонент «страсть» включает в себя мотивационные идругие источники возбуждения, которыми обусловлены страстные чувства в любовныхотношениях. Под компонентом «решение/обязательство» подразумеваетсяпринятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить этулюбовь. Таким образом, компонент «решение/обязательство» включает всебя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении влюбовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени.
Существует восемь возможных сочетаний различныхкомпонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживанияразличного вида.
1. Отсутствие любви. Отсутствием любви называетсяотсутствие всех трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно дляподавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневнымивзаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.
2. Приязнь. Если в отношениях присутствует толькокомпонент «интимность», а компоненты «страсть» и«решение/обязательство» отсутствуют, то возникает приязнь. Под этимтермином подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях,которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость,привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильнойстрасти и не имея долгосрочных обязательств. Иногда в дружеских отношенияхприсутствуют элементы страстного возбуждения или долгосрочных обязательств, нов таких случаях дружба уже не является просто приязнью и относится к одной изкатегорий, которые будут рассматриваться далее.
3. Страстная любовь. Страстная любовь — это «любовьс первого взгляда». Страстная любовь, или попросту страсть,характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов«интимность» и «решение/обязательство». Заметить страстьобычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстновлюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть может возникатьпочти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить.
4. Формальная любовь. Любовь этого вида возникает врезультате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этойлюбви, в отсутствии как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можноиногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и заэто время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическоевлечение, которые когда-то были для них характерны.
5. Романтическая любовь. В любви этого вида присутствуюткомпоненты интимности и страсти. В сущности, это приязнь с добавлением ещеодного элемента, а именно — возбуждения, возникающего за счет физическоговлечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтическиелюбовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но такжеэмоциональную привязанность.
6. Дружеская любовь. Любовь этого вида возникает приналичии сочетания компонентов «интимность» и«решение/обязательство». В сущности, это длительная, преданнаядружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение(главный источник страсти) постепенно угасает.
7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетаниекомпонентов «страсть» и «решение/обязательство» вотсутствие интимности. Такая любовь легкомысленна в том смысле, чтообязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствиестабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развитьсяпочти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, ипоэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а вслучае скоропалительных браков — риск развода.
8. Совершенная любовь. Совершенная любовь включает в себявсе три компонента. Именно к такой любви стремятся многие из нас, особенно вромантических отношениях. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии,что эта любовь будет продолжительной. На самом деле потеря такой любви иногданапоминает процесс прибавления в весе после окончания занятий: часто человекслишком поздно замечает, что достигнутая им цель опять стала далекой [2; 98].
Таким образом, «Триангулярная теория»Стернберга на сегодняшний день является одной из популярных концепций,объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми.

2.3 Структура любви по Э.Фромму
Любовь является весьма непростым образованием со сложнойи противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался,как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. Одна из первых структур такжепринадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви:
— заботу;
— ответственность;
— уважение;
— знание.
Эту структуру критиковали за отсутствие в ней факторовудовольствия и радости. Сомнение у критиков также вызывал и фактор знания. Этосвязано с тем, что в большинстве описаний любви в качестве одного из еепризнаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущихему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных.
Но если рассматривать идеализацию партнера как егонеадекватное восприятие, ее нельзя считать особенностью, по крайней мере,стабильных любовных отношений. За длительное время общения люди хорошо знаютдруг друга, знают все достоинства и недостатки любимого, но далеко не всегдаперестают любить. Дело в том, что идеализация партнера, особенно на первыхэтапах развития любви, действительно существует и даже играет положительнуюроль. Идеализация — это не неправильное, но другое восприятие, при которомвлюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть насегодняшний день, но и то, что там будет, или, по крайней мере, может быть.Идеализация в этом смысле способствует оптимизации отношений в паре, вселяя впартнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровеньсамопритязания. Все мы любим, когда нами искренне восхищаются, предполагают внас благородные черты. В таком случае наше расположение гарантировано. Кстати,мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это можетбыть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимаетболее активную позицию, должен преодолевать больше трудностей и более поэтомунуждается в идеализации партнера. Итак, идеализация не противоречит знанию.
Взгляды Фромма на природу любви и ее значение вчеловеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им«гуманистической этики», которая, по его формулировке, есть«прикладная наука „искусства жить“, основанная на теоретической»науке о человеке". Таким образом, «искусство жить» уФромма включает в себя «искусство любить».
Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт ине дар свыше, выражает специфику взглядов Фромма. Заблуждаются те, кто думает,будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас – как неподвластныйнам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств,подарившее нам любимого. Дело прежде всего в том, умеем ли мы сами любить.Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию:представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместотого, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когдаему повстречается «достойный предмет», воображая, будто тогда онсразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должнывырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полноймере относится и к любви.
По мнению Фромма, любовь – это путь преодоленияотделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо длячеловека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматриваетнесколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.
В современном обществе господствуют меновые отношения.Мужчины и женщины оценивают и выбирают друг друга наподобие товаров – по«потребительским» качествам, следуя рыночному принципу полезноститовара; при этом выпадает из внимания самоценность человеческого «я».Подчиняясь законам рыночных отношений, люди не отличают себя самих от товаров иуподобляются живым автоматам, действующим по заданной программе. Но автоматы немогут любить, они способны только к наслаждению; их семейные отношения оцениваютсяпо критерию слаженности (невзирая на наличие или отсутствие «глубинныхсвязей»); неудивительно, что преувеличенное значение придается«правильной технике» секса. Современное общество, считает Фромм,обусловливает разложение любви, порождает различные формы «невротическойлюбви» – такие как инфантильная привязанность к матери или отцу,безответная любовь – поклонение, фантазии о прошлой или будущей любви,стремление перевоспитывать любимого, перенесение смысла своей жизни на детей.Этими соображениями Фромм подводит читателя к выводу, что «общество должнобыть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека неотделялась от его социального существования, а воссоединялась с ним».Общество должно быть ориентировано на принципы «гуманистическойэтики».
Кроме рассмотренных нами выше вопросов, Фроммостанавливается в своих трудах на те способы, используя которые, люди пытаютсявыйти из одиночества в условиях отсутствия любви:
Первый: переход в оргиастическое состояние. Онопредставляет собой транс, в который человек впадает при помощи наркотиков,алкоголя, секса. При состоянии экзальтации теряется из виду внешний мир, авместе с ним и чувство отделенности от него. Эти состояния на время избавляютчеловека от тревоги, но в принципе проблему отделенности не снимают.
Другой способ: приспособление индивида к группе. Онтребует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в«тусовку»), нужно поступиться своим личным достоинством («невысовываться из толпы»), подчиниться правилам стада. По сравнению соргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, чтоон стабилен, а не периодичен.
Третий способ: погружение в творческую деятельность.Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности,благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двухпредыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты «я», однако достигаемоетут единение с миром все же не является межличностным (между «я» идругим «я»).
Наконец, четвертый путь – любовь – Фромм считаетподлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразуделается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, анезрелые – это не любовь, а только «симбиотический союз» (отбиологического термина «симбиоз»).
2.4 Типы любовных отношений по Т. Кемперу
Подавляющее большинство философских и психологическихтипологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них техили иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типовк.одному классу любовных переживаний зачастую теряется. Тем больший интереспредставляют те типологии, в которых логика выделения вариантов любвиэксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке.
Попытка создания такой типологии была предпринята Т.Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. Влюбых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которыхвыступают целые социальные системы, например государства) Кемпер выделяет дванезависимых фактора власть, т. е. способность силой заставить партнера сделатьто, чего ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречутребованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается такимобразом не силой, а благодаря положительному отношению партнера.
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семьтипов любовных отношений в паре:
1) романтическая любовь, в которой оба члена парыобладают и статусом, и, поскольку каждый из них может “наказать” другого, лишивего проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру;
2) братская любовь, основывающаяся на взаимном высокомстатусе и характеризующаяся низкой властью отсутствием возможности кпринуждению;
3) харизматическая любовь, в которой один партнеробладает и статусом и властью, другой только статусом. Примером таких отношенийв ряде случаев могут быть отношения в паре учитель ученик;
4) “измена” один партнер обладает и властью и статусом,другой только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу,может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новыеотношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти емунавстречу, т. е. теряет статус;
5) влюбленность один из партнеров обладает и властью, истатусом, другой не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией такихвзаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь;
6) “поклонение” один партнер обладает статусом, необладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуациявозникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например,при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
7) любовь между родителем и маленьким ребенком. Одинпартнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой(родитель) низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, новысоким уровнем власти.
Данная типология представляется весьма полезной дляанализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаныв соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семивыделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистыхтипах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типупрактически никогда не сводятся) [24; 14].
С традиционными представлениями о любви в разнополой пареблизких по возрасту людей связываются прежде всего отношения, характеризующиесявзаимно высоким статусом. По данной классификации это отношения первых двухтипов: романтическая и братская любовь (третий харизматическая любовьхарактеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством).Первая из них романтическая, связанная с выраженностью, сексуального компонентаи задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный периодразвития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблемособый интерес.

Заключение
На протяжении столетий любовь была и остается предметомострых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании.Потребность в любви носит витальный характер. Любовь является основойвнутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловыхзначимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовьоткрывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр тяготения»личного бытия на Другого — любимого человека.
Динамика любви к человеку другого пола в период юностиопределяется неравномерностью развития структурных компонентов (эмоционального,познавательного, поведенческого) интрапсихологического отношения икачественными особенностями его реализации в интерпсихологическом плане.
Можно отметить существенные отличия между любовью иостальными чувствами. Так, любовь стремится к полному уничтожению расстояниямежду любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная,в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность исдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями.Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными)и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей ипривязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее,дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выборне обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своихвзаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятиякаких-то ответственных решений.
Установлено и доказано, что любовь, любовные переживанияпредставляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и ссексуальными отношениями.
Стремление отыскать и осуществить настоящую любовь,заложено в самой сущности человека. Эта потребность свойственна каждомучеловеку с самого раннего детства. Нормальное удовлетворение этой потребностиведет к развитию способности любить. От колыбели и до конца жизни все мы ищемтого, кто будет любить нас и кого бы могли любить мы. И действительно, любовьпросто необходима, она жизненно важна. Без нее мы теряем волю к жизни, наши умственныеспособности и физическая энергия ослабевают, сопротивляемость падает, пропадаети смысл того, чем мы занимаемся, для чего живем. Всё это сильно сказывается ина состоянии нашего телесного здоровья.
Известно, что термином «любовь» объединяютсякачественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, иотношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви ксвоему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественноспецифических типов любви.
Анализируя в ходе курсовой работы любовные отношения, мывыяснили их специфичность, рассмотрели типы любви, ее составляющие.
Наличие эмоциональных отношений важно для ощущениясчастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. В заключении можно сказать,что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкойсемьи, здоровья и счастья любого человека.

Список литературы
1. ГуревичП.С. Психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.: Знание, 1999. – 304 с.
2. Демидов,А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. – Минск: ЗАО Экономпресс,1999. – 180 с.
3. Женщины,не любившие никого. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
4. ИзардК.Д. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
5.Квинн В. Прикладная психология: Учебн. Пособия для студ. вузов и слушателейкурсов психологических дисциплин. – СПб.: Питер, 2000. – 559с.
6. Кинтас,А.Л. Человеческая любовь / А.Л. Кинтас. – М., Духовная библиотека, 1993. – 254с.
7. Кон,И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – 2-ое изд. – М.: Медицина, 1989. – 336с.
8. Кон,И.С. Дружба. Историко-психологический этюд // Новый мир. – 1973. – N7. – С.78–131.
9. КротовВ.Г. Государство чувств: Ориентирование во внешнем мире. – М.: Новая школа, — 1997, — 256 с.
10. КузнецовМ.Т. Детоцентризм и психофизиология любви// Психология. – 2004. — №3, С.29-37.
11. МарковС.А. Растерянный человек перед ликом любви // Философия хозяйства. – 2004. — №2. С.227 – 232.
12. Можейко,М.А. Земная и небесная: два образа любви в сознании европейца // АИВ Человек.Общество. Мир. – 1996. – № 2. – С. 50–59
13. Моймуж влюбился! — Ярославцев М.// Крестьянка. – 2006. — №5. С. 138-141.
14. МэйР. Любовь и воля. – М.: Киев. Рефл.-бук., Ваклер, 1997. – 384 с.
15. Национальныйэрос в культуре // Философия хозяйства. – 2004. — №2. С. 233-244.
16. НиколинаА. Любовь здесь больше не живет// Крестьянка. – 2005. — №1, с. 10-15.
17. Нравственностьв современном мире. – Мн.: Красико-Принт, 2003. – 128 с.
18. Одиночествопреодолимо, или 11 заповедей по поиску… // Спортивная жизнь России. – 2007. — №11, С.26-27.
19. ПайнсЭ. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
20. Петров,В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческойкультуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. – 1999.– № 7. – С. 30–39.
21. ПоликарповВ.А. Психология первой любви. – Мн.: Экономпресс, 2002. – 208 с.
22. ПрисняковВ.Ф. Нестационарные психологические процессы: Монография. – Днепропетровск.:Изд-во ДГУ, 1994. – 192 с.
23. Тогдамы вернемся друг к другу// Крестьянка – 2005. — №1. С. 20-21.
24. ФлоренскаяТ.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М.: ВЛАДОС, — 2001. –208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольные вопросы для самопроверки (темы: "Предмет и задачи экономической географии" и другие)
Реферат Нижегородская макарьевская ярмарка
Реферат Теоретические основы осуществления прокурорского надзора
Реферат Муханов, Николай Терентьевич
Реферат Professional Athletes And Drug Use Penalties Essay
Реферат Координація періодичної діяльності гастродуоденальної зони при порушенні її функціонально морфологічної
Реферат Оформление и составление основных видов управленческих документов
Реферат Измерения геометрических величин в курсе геометрии 7-9 классов
Реферат Микробная утилизация полиароматических углеводородов
Реферат McCains Campaign Essay Research Paper John McCains
Реферат Реактивное движение в природе и технике
Реферат France: Repères géographiques
Реферат 21St Century Agriculture Essay Essay Research Paper
Реферат Современная научно-техническая документация на статистические методы анализа результатов измерений
Реферат Банковское регулирование на примере ОАО АК БАРС-банка