КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Любовь как нравственное чувство»
Содержание
Введение
1. Любовь – как нравственно-этическое чувство
2. Виды любви
3. Разновидности любви
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
О любвисказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мирчеловека, его эстетическая сущность – это, пожалуй, одна из наименее познанныхнаукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно датьчеткого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых являетсялюбовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одноцелое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное иобщечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческоечувство – это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится свысказыванием Ван Гога, который говорил: «Я – человек, и человек со страстями.Я не могу жить без любви…иначе я замерзну и превращусь в камень.» Так говорилвеликий художник о любви к женщине. Более того, без любви не можетформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Онаможет быть в разной степени развита, но ее не может не быть.
Осознаниелюбви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека какуважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.
Все этикачества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Любовь какнравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечатьпрекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многимисторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает вребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогаетребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Целью даннойработы является исследования любви как нравственного чувства, видов любви и ееразновидностей.
1. Любовь – какнравственно-этическое чувство
В широкомсмысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся вбескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности иготовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное имногогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь кРодине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь,и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины имужчины[1].
Любовь – чувствоцеленаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных итесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметомлюбви может быть все, что угодно, в то время как дружба – это двусторонняясвязь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на ихиндивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления,нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способыпроявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений.Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянноразвивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверносчитать, что любовь – это отношение только к конкретному человеку, к объектулюбви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма,любовь – это форма отношения к миру в целом.
Общиепризнаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди,материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любитьукрашения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, чтолюбишь или делать то, что любишь, наслаждаться от близости с объектом любви.Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность:нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным илюбовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контекстеповедения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то еголюбовь безнравственна и социально опасна.
Построить иерархиюнравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общуюустановку на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способностьк заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой – в возвышенииличности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка – Родине, своемународу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образуетоснову нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детяммужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку;
Любовь кпредметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.
Индивидуальнаяполовая любовь – межличностное единство с другим человеком. Однако, можно лилюбое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смыслеозначает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человекдуховно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так жеотдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдаваязависит от развития личности.
2. Виды любви
Любовь – этоиндивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей,столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимойобласти, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основныхтипов отношений и основанных на них видах любви.
1.Любовь-сторгэ – это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание.Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умениесглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность спартнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным,стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви длясемейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость.Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любыхобстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает надфизическим притяжением.
2. Любовь-маниа– длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка еезначимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивымпоступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое,требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многимкомпромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда онабезответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безогляднуюпреданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивогонастроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, дажемимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебреженияк общепринятым нормам поведения.
3. Любовь-аналита– это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочнымотношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ееносителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он неоправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но частопревышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, сосклонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в егодуховный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводыотстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличаетсяуступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальныхзапросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок
4. Любовь-прагма– трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальномурасчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливом балансе между «давать»и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением ижеланием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своихпотребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний иинтересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера.Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимуюсобственность, заботливо опекаемую. С ней связаны союзы, которые принятоназывать браками по расчету.
5. Любовь-агапэ– любовь терпимая и идеалистичная. В ее основе лежит жертвенность. Это довольноустойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощатьи принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовьможет существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд навзаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающегоих действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность ксамообману. Вследствие этого имеет сложный, капризный и противоречивыйхарактер. И, хотя она более склонна к смирению, временами может проявлятьбунтарский дух. Иногда человек, имеющий такую форму любви, может приниматьрадикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым.Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность.Духовное чувство всегда преобладает над физическим.
6. Любовь-филиа– это чувство, в основе которого лежит по детски наивная страсть кнепознанному, в том числе и в области сексуальных отношений. В эротическойжизни человека этого типа наибольшее значение имеют тонкие ласки и психологизмотношений. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением ивзаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленникови стимулирует взаимное развитие способностей. Это – любовь равных партнеров,она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди,которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только томуизбраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются спартнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. Ксексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее.
7. Любовь-эрос– это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность иманеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетическиечувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, – лица,фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся кгармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки.Загоревшись любовью, бывают, способны к большой самоотдаче, постоянносовершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своеготела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаютсяи приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическимудовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются вобъекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются
8. Любовь-викториа– это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных идуховных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. Вего основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Этосвоего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстропропадает интерес. У интровертов или бивертов (людей малообщительных) эточувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человекрассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляетсяв виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения.Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. Уэкстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, таккак ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радостиот новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость,которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и безстремления к полному взаимопониманию.
Любовь имеетмного трактовок. Даже пара влюбленных не всегда готова понять друг друга. Если пониматьчувства партнера, то вполне можно предугадать будущее отношений.
3. Разновидности любви
Американскийпсихолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношенияхмежду мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви[2].
Перваяразновидность – любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности,а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чемпоговорить – и в постели, и вне ее, при этом обсуждаются не только собственныепроблемы, но и проявляется живой интерес к тому, что волнует партнера. Такойчеловек не станет самоутверждаться за ваш счет, всячески оберегает вас,заботится о вас, ценит ваши чувства и счастлив оттого, что вам с ним (с ней)хорошо. Пожалуй, это ближе всего к тому, что мы привыкли называть 'настоящейлюбовью'.
Иначевыглядит вторая разновидность – любовь-игра, в основе которой лежит главнымобразом физическое, сексуальное влечение. Мужчина в таких случаях не тратитвремени на «разбег» – берет женщину (или пытается взять) приступом сразу. Какличность вы его не очень интересуете – им востребована лишь ваша сексуальность.Он может «параллельно» встречаться и с другими женщинами и не склонен ревноватьвас к другим мужчинам. То же можно сказать и о женщине, склонной к любовнойигре. По сути, таких партнеров, кроме секса, ничего не объединяет. Впрочем, онисклонны считать, что секс – это и есть любовь. Чувства такого «субъекта» поверхностныи скоротечны. Он не терпит ответственности, и если вы не станете требовать ее отнего и будете мириться с тем, что имеете, ваша связь, приносящая вамчувственные радости, может продлиться достаточно долго. Практически такиеотношения менее всего отвечают понятию – настоящая любовь.
Третий тип – любовь-дружба.Как правило, она надежна, долговечна и дает уверенность в том, что вы в любомслучае и при любой ситуации найдете в партнере понимание и поддержку. В рамкахэтой спокойной, без разгула страстей любви вы чувствуете себя уверенно и защищено.Однако здесь таится опасность, вызванная однообразием, – вам может статьнеинтересно, скучно, а скука – это смерть любви…
Четвертаяразновидность – 'мания'. Такая любовь сродни одержимости. Страсть и ревность – двакита, на которых она держится, и отсутствие третьего может стать губительным.Человек, одержимый такой любовью, – эгоист, постоянно нуждающийся всамоутверждении. Ему свойственны постоянные придирки, подозрения, унижения попустякам. Он патологически ревнив, но не потому, что так сильно нуждается в васи боится вас потерять, а потому, что опасается потерять власть над вами. Васбудут угнетать и внушения с его стороны, что вы ему всем обязаны, а любовь изабота с вашей стороны будут восприниматься как нечто собой разумеющееся.Прочности в таких отношениях, как правило, нет.
А вот пятая разновидностьсамый рассудочный вариант (': потому что ты мне нужен'). От такой любви глупоожидать разнообразия страстей и неожиданностей, тут чувства контролируются. Такчто следует взвесить все плюсы и минусы такого союза. Вас будут любить, пока высоответствуете избранному стандарту. «Бунты» исключены, любая попытка выбратьсяиз «прокрустова ложа» чревата разрывом.
И наконец,последний вид – любовь жертвенная, безоглядная, способная на все – лишь бы любимому(любимой) было хорошо. Такое чувство, как правило, не бывает скороспелым, зреетдостаточно долго и вызревает в совершенно бескорыстную любовь. Однако и в нейвозможны исключения из правил – она может возникнуть с первого взгляда, и тогда– как в омут, с головой: В любом случае опасность в том, что готовность ксамопожертвованию, безграничная отеческая (материнская) забота может приесться,надоесть, она не способствует сексуальному влечению. А любовь без секса – чтопресная еда, безвкусная и бесцветная. Такую ущербную любовь никак нельзясчитать полноценной.
Итак, любовь– это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение ивлечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этомкачестве – высшая форма межличностного общения[3].
Заключение
Такоезнакомое и такое необъяснимое, самое распространенное и самое неуловимое чувство…Им наполнена повседневность, и, вместе с этим, оно – всегда особенное. Яркое инезабываемое, всепоглощающее и порой сжигающее – все это Любовь.
Размышлять отом, сколько может быть видов любви, можно долго, однако есть ли в этом большойсмысл? Любовь, возникает в душе человека, она у каждого своя, особенная,индивидуальная, и каким бы ни был вид любви, который объединяет пару, главное,что бы отношения строились на гармонии, взаимоуважении, устраивали обе стороныи были взаимны.
Любовь – эмоциональноечувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимнаяпривязанность к другому человеку или объекту.
Способность клюбви у человека может проявляться в форме привязанности, сложныхвзаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна ипока не подтверждена.
Любовьрассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения,интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь – сложныйпсихологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума,низменного и возвышенного, духовного и телесного начала.
Любовьабсолютное благо, как и доброта, совесть, сострадание, милосердие – этивсечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные.
Эстетическоепереживание есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому.
Однако любовь– это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь – искусство,требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности кпоступку самопожертвованию.
Списокиспользованной литературы
1. Еникеев М.И. Общая и социальнаяпсихология. – М.: Норма, 2002.
2. Климов Е.А. Основы психологии. –М.: Юнити, 1997.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.:Питер, 2002.
4. Фромм Э. Искусство любить. Исследованиеприроды любви. СПб.: Азбука, 2001.
5. www.abccba.ru/abc58.php
6. www.abccba.ru/abc58.php
7. www.lyubi.ru