Реферат по предмету "Психология"


Личность новообразования

--PAGE_BREAK--
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: группа здоровья ребенка и степень физиологической зрелости всех систем организма

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: навыки чтения, письма и счета

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе— необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
 
Понятие роста и развития в психологии.


Рост– количественное изменение или усовершенствования каких-либо функций. Это колич.нарастание и накопление веса, увел.физ.роста, изменение функций речи.

Развитие же хар-ся кач-нымипрогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали. Развитие – систематичный процесс, охватывающий все уровни его организации, прояв-ся в кач.изменении психич. Функции и приводящий к прогрессивному изменению поведения Р.

Основные закономерности психического развития:

1. Неравномерность и гетерохронность психич.развити: психич.функции имеют свой темп и ритм становления. Выдел-т сензетивные периоды: млад – разв.органов чувств, Ран – р.р, дошк – разв.памяти.

2. Стадиальность – стадии психич.развития следуют одна за другой, их нельзя перестроить, но и сокращать их не следует

3. В проц.псих. развития происходит дифференц, и интеграция процессов, св-в, кач-в.

4. на протяжении псих.развития происходит смена детерминант(причин), кот его оп-т.

5. Психика отличается пластичностью (изменяется)

Диагностика– это система исследовательских приемов, направленных на определение уровня развития, достигнутого ребенком.

 

Предметом психологической диагностикиявляются индивидуально-возрастные особенности детей; причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

В работе педагогами и психологами образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:

   I.                  Скрининговая диагностика– проводится с группой детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

  II.                  Углубленная психологическая диагностика – проводится индивидуально или малых группах уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития (нуждающиеся в коррекционной работе).

III.                  Динамическое обследование– прослеживается динамика развития, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий (может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса).

IV.                  Итоговая диагностика, цель которой – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

При проведении любого вида диагностики должны соблюдаться следующие принципы:

¨  Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.

¨  Изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения.

¨  Педагогическая направленность: диагностика не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем.

¨  Оценка развития с учетом данных истории жизни.

Участие в изучении и оценке развития ребенка всех  включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родители, воспитатели, педагоги)

Условия проведения диагностического обследования.

1)  Процедура обследования должна проводиться при участии педагога (психолога) и ребенка.

2)  Отдельное помещение (процедура не должна прерываться посторонними).

3)  Ребенок должен комфортно себя чувствовать в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.

4)  Вначале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе (это снизит официальность и позволит ему расслабиться).

5)  Нельзя категорически настаивать, отрывать ребенка от интересного дела (снижается мотивация участия в обследовании вплоть до отказа от взаимодействия).
Факторы психического развития ребенка.

1. Социогенетический – представители считали, что главное в развитии-среда (Эльконин, Локк). Одно из направлений – бихевиоризм (Уотсон) – полагали, что сущность психики есть научение, т.е. система рефлексов

2. Биогенетический – представители считали, что в основе развития лежат биологические факторы (К. Бюллер), утврждали, что Р проходит стадии: до 7 лет – инстинктивный, 7-14 – научение, 14-21 – интелектуальн.

Теория конвергенции – попытка объединить эти 2 фактора (В. Штерн)

3. Психоаналитическое направ – (Фрейд) все развивается из 2х врожденных инстинктов: половой, сохранение жизни (страх смерти). Он считал, что инстинктивное побуждение передается по наследству, но на некоторые из них общество накладывает запрет и они вытесняются в сферу бессознательного

Зарубежные теории психического развития.

1.метафизическая – как процесс количественных изменений. Считали, что Р отличается от взр.знаниями и опытом

2. диалектико-материальные – развитие не только количественных, но и качественных изменений

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского: Мир предметов не дан Ру изначально, он застает готовым язык; Р в проц.развития усваивает этот опыт, кот.накоплен предшествующим поколением и делает его своим.
Принципы, методы психологии:

Принципы:
гуманизма и пед.оптимизма– треб-е «не навреди».Педагог и психолог Д.чув-тьответст.за то.чтоони делают.Остродно подходить к рез-там и прогнозам на будущее; эффективности и научности – польз-ся понятиями данной науки. Прежде чем заним.проф.Д, Ч д.проработать И, идеи психол.науки; детерминизма- что развитие психики зависти от внутр.и внеш.причин (условиями жизни, соц.окружением, хар0ом О, Д); единстваи сознания и Д – развтия сознания в Д – введен рубинштейном С.Л. Если не постоянно не усложнять Д, то развитие сознания не происходит; возр.инд и личностного подхода – подразумевает, что общие законы психич.разв.прояв-ся у каждого Ч инд-но, но общие законы для всех одинаковы; комплексности, систематичности, системности – предполагает необходимость прослеживать все стороны психики в системе, неоднократно с помощью разных методов:

Метод– способ, при котором собираются научные факты. Основные: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ прод.дет.Д.

Наблюдение – целенаправленное восприятие и фиксация психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о Л Р. Виды: полное, неполное; включенное, невключенное; (полное – исслед.все п.п.п., частичное – одно…)

Эксперимент– спец.созданн.условия для изучения психики Р. Оно сод-т цель, описание м-ла, ход исследования, критерии по обработке данных. В эксперименте ис-ль имеет дело только с одной стороной психики. Виды — лабораторный и естественный, конст и формир (наиб. – естеств – Лазурский)конст- фикс. У детей Ур.разв.изучаемого проц., формир-предпологает созд.у детей тех или иных особенностей психич.проц, качеств и св-в.

Беседа – вкл-ся в эксперимент или ис-ся как сам.метод. Она имеет четко осознанную цель и систему вопросов, которые четко формулируются.

Метод анализ дет.работ— (сказки, стихи, рис, констр, аппл) – отражение внутр.мира, мысли, переживаний Р.

Вывод:только комплексное использование разл.методов исследования м.дать полное, объективное представление о психических особенностях Р.
Понятие возраста и возрастной периодизации в психологии. Основные понятия (эпохи, стадии, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразования).

Возраст – качественно своеобразный период физ, психич.и поведенческого развития (время жизни, достижение чел-ком уровня психич.развития).

Возрастная периодизация – система разделения жизни человека на этапы, эпохи, периоды, стадии по к-л признаку. Периодизхац.много, но условно их м.поделить на 3 группы: 1. по биол.признаку – смена зубов (болнский), кривая роста костей, половое созревание, педагогическая; 2. по одному кач.признаку – Пиаже (по мышлению напр), Фрейда (мотивац-потреб.сфера я сам); 3. по неск. Кач.психич.показателям.

  В основе периодизации лежит смена ВВД. Вся жизнь чел-ка делиться на эпохи (ран.дет, дет, подр). Каждая эпоха состоит из 2х стадий развития – хар-ся ф.о. и с.с.р.

ВВД – такая Д, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике Р и в рамках которой возникает такие новообразования, кот.подготав.Р к новому этапу празвития с новым ВВД (1. на мир предметов, 2. на мир людей)

ССР- соотношение внешних и внутренних условий разв.психики. Она оп-т отношение Ч к миру. М-у этапами – кризисы – скачкообразные изменения связанные с появлен.новообразований – кач.нов.св-ва Л, психич.функций, физ.кач-в, кот.меняют весь ход психич.развития.


Эпоха ран.детств

Млад.возр
Кризис 1г.


ВВД— эмоц.О со взр, новообр – появ.речи и прямохождения, ф.о.-сит-личн, ССР-РВ, взр.как цель

Ран.возр

Кризис 3л.


ВВД— предм-манипулят, новообр – эмоц-вол.сфера Ясам, ф.о.-сит-делов, ССР-РПВ, взр.как ср-во

Эпоха детства

Дошк.возр
Кризис 7л.

ВВД— с-р игра, новообр – самосознание, самооц, самоподчинение, ф.о.-(3-5) внесит-позн, (5-7) внесит-личн, ССР-РВП, предм.как ср-во

Мл.шк.воз

Кр.подр.возр


ВВД— уч.Д, новообр – чувсвто взрослости, ф.о.-все 4, ССР-Р, способ дейст, взр — взр.как ср-во

Эпоха

подростничества


Подр.возр
Кризис 15-16л.

ВВД— О со сверст, новообр – формир.самосознания, измен.самооценки, ф.о.-межличност.О +все 4, ССР-Р, свесрт, взр – сверст-цель

Возрастная периодизация. Краткая характеристика стадий возрастного развития.
Эльконин, Выготский, Божович, Лисина
Понятие ведущей деятельности как основы, средства и условия психического развития. Ведущая деятельность в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

ВВД – такая Д, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике Р и в рамках которой возникает такие новообразования, кот.подготав.Р к новому этапу празвития с новым ВВД (1. на мир предметов, 2. на мир людей)

ВВД младен: Эмоц.О со взр – возник.под влиянием 2х условий: объективная нужда Р в уходе и заботе; поведение взр.обращенного к нему – разговор, ищет ответ, реакции. В О раз-ся восприятие – основа для озн.с предметами. Восприятие способствует развитию всех п.п.п.; важно для овладения аффективно-личн.связей Р со взр. С сит-личн. Ф.о.связано рзвитие у Р хватания, а оно готовит Р к нов. Д.

ВВД ран: Предметно-манипулят – направлена на овладение общ-принят.способам употребления предметов. В ходе осовоения функций у Р фор-мся соотносящие и орудийные действия. Соотносящ – привести в соответствие части предметов (матрешка), Орудийные – воздействие орудия на предмет. Развитие этих действий приводит к возникновению 2 видов Д – практической и предметной игры (с-р).

ВВД дошк: с-р игра – возникает с потребностью быть как взр. Но нет возмеожности, поэтому – через игру. Дети моделируют взаимоотношения взр., исп-я предметов, замест. Дети определяют роли (в т.д., б.д., прод.Д…) – подготовка к обучению в школе.
Предпосылки развития личности в младенческом  возрасте. Кризис 1 года. Ведущие психологические новообразования возраста.

1ые мес – Р не выд. Себя из окр.мира. Нет отношения к запрещению или разрешению взр. К 3 мес – разрешение – стимулирует активность, запрещение – тормозит. В 6 мес- ярко проявляется синдром протеста. В 12 мес – на разрешение – устойчивая + реакция, на зщапрещение гневно реагирует – Р отдел.себя от взр. Сложилась «пра-личность».

  Кризис 1 г.ж. – непослушание, нежелание считатьбся с треб.взр, на «нельзя» — упрямство, повторение шалости, капризно плачут…Почему! Р не делает разл.м-у предметами «для него» и «не для него» — возн.конфликт. Заканчивается тогда, когда противореч.разрешаются с пом.овл.Р предметно-манипулитив.Д. (литический кризис, но все равно-кризис — +)

  Новообразования – становление ходьбы, реб.отделяет себя от взр., появление первого слов. кач-ва, кот.служит критерием того, что старая ССР распалась, возникает предметная Д; появ-ся первые соц.эмоции

 Краткая характеристика новорожденности.
Безусловные рефлексы и их значение. Разные точки зрения на границы новорожденности. «Комплекс оживления». Основные достижения возраста.

Новорожденность – начало младенческого возр.(первые недели жизни). Рождение – потрясение (переход в новые условия). Особеннсть – Р отделен от матери физически но не физиологически (обеспечивает жизнь); ед.период когда м.проследить инстинктивные формы поведения. Новорожденность 0 инд.жизнь, имеет зачатки психич.жизни (нерасчленненые переживания, нет соц.реакции).

Рефлексы обеспечивают работу основным системам организма. Защитные – напр.на удаление или органичение действия раздражителей; ориентировочные – напр.на контакт с раздраж(вкл.свет); ориентировочно — пищевые -; сосательные; цеплятельные и отталкивающие – атавистические (на их основе ричего не формируется).

  Точки зрения – 1. рефлексологическая – представители считают что период заканчивается с момента появления услвн.рефлексов (кон 1 нач.2мес), 2. физиологич – когда Р восстанавливает вес после рождения (1ые дни), 3. психологическая – появление первой соц.реакции – улыбки 3 мес. – к.о.

К.о. – выражение первой соц.потребности в О, вкл.в себя улыбку, зрительное сосредоточение, двигательные реакции, восклицания.

Основ.достижения возратса:

1.отделение сна от бодр., 2. выделения первых объектов в окр.действительности, 3. появление первых ответных реакций на воздейст.взр. (улыбка), 4. зарождение и развитие первой формы поведения, 5. развитие органов чувств, выраж-ся в проявлении зрит.и слух.сосредоточения на лице взр.
Психическое развитие ребенка раннего возраста. Развитие предметно-орудийной деятельности. Когнитивное развитие в раннем возрасте
.

ВВД  — предметно-манипулятивная. Кризис 3л., новообраз – разв.эмоц-волев.сферы (Ясам), ф.о.-сит-делов., ССР – РПВ, взр как ср-во.

  Психич.разв – возник.предпосылки игровой и продуктивной Д.; осваиваются нагляд.ср-ва мышления (наг-дей, наг-обр), возник.воображекние и знаково символич.функцисознания, Р переходит к активной речи; возник.личное действие и личное желание.

  Предм-манип.Д – Д, направленная на овладение общ-принят.способами употреб.предметов. В ходе усвоений функций форм-ся соотносящие (цель – привести в соотв.части предмета – пирамидки) и орудийные действия.(цель – возд.орудия на предмет (карандашом – рисую…). Их развтие приводит к образованию 2х видов Д – практич.и предметной игры.

  Когнитивное развитие:

  Восприятие – доминирует над всеми п.п.п., по 3ем направлениям: перцептивные (Р выделяет предмет по 1 к-л признаку (форма, вел – главные. Фвет не имеет значения)дейст, сенс.эталоны (восприятие отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном цвета, формы, величины (цвета спектра, большой-маленький), действия соотнесений (действия с 2мя и более предметами. В кот.надо соотнести св-ва предметов (цв, ф, вел)

  Память – образ памяти более гибок и подвижен

Прододлжает развиваться двигательная память: 2г – запомин.и воспроизводит более сложные действия с ипредметами (катают, бросают). 3г – форм-ся действия. Кот составляют основу навыков (зашнуровывает, застегивает), словесная память: развивается на 2 г.ж.при вып-ии несложных поручений (подай куклу). Память носит непроизвольный хар-ер. Постепеннго освобождается от опоры на восприятие.

  Мышление: орудийные и соотносящие действия (см.ранее), т.о. появ-ся наглядно-действенное мышление (в форм.внешних ориентриовочных действий?)

  Речь: пассивный словарь – ненамного отличается от активной: 1.5г.- 30 – 100 сл., до 2л – 300сл, 3г – 1200-1500сл., активный словарь – автономность – порождение собственных слов, обломки слов взр, искаженные слова взр, звукоподражающие слова, непохожие на слова взр.; ситуативная речь (2г) – речь, понятная только в контексте конкретной ситуации, к кот. Вкл.собеседник, описательная речь (3г) – по своей инициативе отражает в речи все то, что он воспринимал.

  Внимание – расширяется круг предметов, их признаки, на кот.сосредотач-ся Р; Р сосредоточенго выполняет несложные инструкции взр (лит, слово, речь); склад-ся предпосылки для разв.произв.внимания; внимание слобоконцентрировано, неустойчиво, трудно переключатся.

  Воображение– 2.5 – 3г – когда Р нач-т действовать в воображаемой ситуации и с вообр.предметами (игра), 3г – Р замещает один предмет другим и дает им название (сам-ть, осознательность вообр-я) – имеет репродуктивный характер.

 Младенчество.

ВВД– эмоц.О со взр, кризис 1 г.ж., новообраз – появление и прямохождения, ф.о.- сит-личн, ССР — РВ, взр, как цель. Младенчество делиться на 2 этапа – от к.о. до 5-6 мес – сит-личн ф.о., развитие сенсорных систем; от5-6 до 1г. – развитие хватания, установление зрит-двигат.координац.

  Двигательная активность – идет быстрыми темпами (ходьба, манипулирование с предметами), 3-4 мес-  тянется за предметом, сидит с поддержкой, 5м – хватание неподв.предмета, 6м- хватание движущ.предм, ползание, 7м-сидит без поддержки, 9м – стоит с поддержкой, 10м – ходит с поддержкой, ползание, 11м – стоит без поддержки, приседает, 12м – сам.ходит; действия с предметами -  до 7 м.-хватает движ. Предметы ладонью, после 7м-принаравливает руку к особен.предмета, с 10мес – заранее готовит руку к схватыванию, координирует у Р возник.сенсорн.координац. Отличит, Особен.первых манипуляц – они направлены на предмет: сжимает, трясет, лижет, тянет и др.

  Вед.роль О со взр: возник. Под влиянием 2 условий: 1. объективн.нужда Р в уходе и заботе (крики, хныкание…),2. повед.взр, обращ.к Р – разговор, ищет ответн.реакцию; отмечено.что к.о. возник. И на взр (активная функция к.о.). И на предмет (реактивная). О для разв.психики: повыш.жизнен.тонус Р (внимание и доброта со соторны взр). Разв.восприятие (основа для озн.с предметами), эмоц.О важно для возник.аффективно-личностных связей Р со взр (связано с развитием хватания), а хватание готовит руку Р к новой Д.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система автоматического регулирования давления в ресивере
Реферат Современные транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике 2
Реферат Реклама на предприятии – экономический аспект
Реферат 1. Предмет макроэкономики. Методы и принципы макроэкономического анализа
Реферат Укрепление международного положения СССР в 1924-25 годах
Реферат Оле Кристенсен Ремер, подтверждение конечности скорости света
Реферат Четыре элемента процесса убеждения
Реферат Ecological problems. Environmental protection
Реферат Розробка маркетингової стратегії концентрації в зовнішньоекономічній діяльності підприємства
Реферат The Civil Rights In The 1950
Реферат Анализ методов сортировки одномерного массива 2
Реферат Разработка германских стратегических планов войны против СССР
Реферат Исследование системы передачи дискретных сообщений
Реферат Исследование эффективности использования основных фондов на предприятии пищевой промышленности
Реферат Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России